Бесплатное жилье согласно ст 40 Конституции РФ
Expertrating.ru

Юридический портал

Бесплатное жилье согласно ст 40 Конституции РФ

Кто имеет право на бесплатное жилье?

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В этой колонке рассмотрю общие основания, по которым россияне могут бесплатно получить жилое помещение из государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Конституция РФ о праве на бесплатное обеспечение жильем

Правовые нормы Конституции и положения федерального законодательства позволяют реализовать право граждан на жилище различными способами.

Жилые помещения могут предоставляться по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда отдельным категориям граждан. Жилые помещения могут предоставляться по договору коммерческого найма широкому кругу лиц. Граждане могут приобретать жилые помещения в частную собственность в домах различных жилищных фондов за собственные средства. Жилые помещения могут возводиться за счет собственных средств граждан.

Правила о бесплатном обеспечении граждан жильем за счет государственных и муниципальных жилищных фондов закреплены Конституцией РФ, более детально эти правила разработаны в Жилищном кодексе. Часть 3 ст. 40 Конституции РФ гласит: “Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами”.

Из текста Основного Закона следует, что государство бесплатно или за доступную плату обеспечивает жильем граждан, отвечающим двум главным критериям.

Во-первых, это те, кто нуждается в жилье, то есть не имеет жилого помещения, или имеет его в недостаточном размере, и признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством. Это главный критерий общий для всех категорий граждан, которые могут обеспечиваться жилыми помещениями за счет государства или муниципалитетов, без исключения.

Второй важный критерий – имущественный. Жильем могут быть обеспечены малоимущие граждане, признанные таковыми в установленном законодательством порядке. Из этого критерия есть исключение. Таким исключением является включение отдельных социальных групп граждан в какой-то конкретный закон в качестве лиц, которые могут обеспечиваться жильем за счет государства и без учета их имущественного положения.

Чтобы претендовать на получение жилья за счет государственных или муниципальных жилищных фондов нужно отвечать одновременно сразу двум критериям: обязательно первому – обеспеченность жильем менее установленных норм, и одному признаку на выбор из второго критерия – быть малоимущим или подпадать под действие одного из законов, наделяющих граждан таким правом независимо от их имущественного положения (перечень таких нормативных актов, дающих право, на получение жилья независимо от имущественного положения будет приведён в последующих публикациях на эту тему).

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях

Как указывалось выше, главным критерием необходимым для получения жилья является определение уровня обеспеченности жилым помещением. Обеспеченность жилыми помещениями оценивается исходя из соответствия площади имеющегося у претендующих на получение жилья граждан жилого помещения учетной норме жилого помещения, а также условиям, установленным в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетную норму для каждого населенного пункта определяет орган местного самоуправления (п. 5 ст. 50 Жилищного кодекса).

Например, для Москвы учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям (п. 3-4 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”).

В Перми учетная норма установлена в размере 12 кв. м площади жилого помещения на одного человека (Решение Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103 “Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма”).

Согласно п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

  • не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  • проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 “Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире”).

Следует также остановиться на так называемом обязательном сроке проживания, устанавливаемом некоторыми субъектами Российской Федерации в качестве обязательных условий для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. В Москве, например, обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, наряду с условиями, перечисленными в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса и в Законе города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”, является срок проживания в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет. В связи с этим п. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 11 , ч. 2 ст. 38 закона города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”, устанавливающего такие сроки проживания, стали предметом рассмотрения Судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации. Рассмотрев жалобы граждан на вышеуказанные положения закона города Москвы, сопоставив нормы закона с федеральным законодательством, судебная коллегия пришла к выводу о том, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным кодексом РФ не решен.

Вместе с тем, по мнению Судебной коллегии, Москва как субъект Российской Федерации вправе был своим законом в опережающем порядке в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” урегулировать этот вопрос. (Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 г. № 5-Г07-56 “Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 13 марта 2007 года”).

При определении уровня обеспеченности жилыми помещениями учитывается суммарная площадь всех принадлежащих гражданину и членам его семьи жилых помещений (п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

В следующих частях мы рассмотрим вопросы признания граждан малоимущими для целей обеспечения жильем, учет граждан для целей обеспечения жильем, порядок предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма.

Статья 40 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 40 Конституции РФ гласит:

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Комментарий к Ст. 40 КРФ

1. Закреплением в Конституции права на жилище достигается троякая цель:

– определяется нравственное требование общества, согласно которому каждый должен иметь крышу над головой, не быть вынужденным к бродяжничеству;

– формулируется правовой принцип, определяющий действия всех ветвей власти, а также содержание соответствующего законодательства;

– данное право предстает как субъективное право конкретного субъекта жилищных правоотношений (нуждающегося в улучшении жилищных условий, нанимателя, собственника и т.д.).

Право на жилище реализуется в разветвленной системе жилищного законодательства, прежде всего в ЖК, а также в комплексных законах и иных актах. С законодательством о праве на жилище связана большая правоприменительная практика судов общей юрисдикции, Конституционного Суда*(7), органов исполнительной власти.

Слово “каждый” в комментируемой статье обозначает всех физических лиц, находящихся на территории России. Юридические лица – собственники жилых помещений, являясь участниками правоотношений в качестве наймодателей, конституционным правом на жилище не обладают (ч. 2 ст. 671 ГК).

Не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное (ст. 49 ЖК).

Понятие “жилище”, используемое в комментируемой статье, шире понятия “жилое” или “нежилое помещение”.

Объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; ст. 15 ЖК РФ). Жилое помещение (одноквартирный жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры) является предметом договора найма (социального, коммерческого, найма специализированного жилого помещения).

Однако жилищем является не только то помещение, которое может быть объектом договора найма. Чум, яранга, цыганская кибитка, шалаш, пещера или другое естественное укрытие природы издавна служили человеку жилищем. С другой стороны, многие из рукотворных помещений (укрытий) жилищем не назовешь в силу их специфического предназначения, хотя в них и можно пребывать (жить) в течение определенного времени. Таковы, например, больница, тюрьма, бомбоубежище, школа и т.д.

Жилище может рассматриваться не только как вид помещения, но и как определенное место на конкретной территории, имеющей адресно-географические координаты. Например, передвижные (переносные) жилища некоторых народов могут устанавливаться на определенной территории (в населенных пунктах), где нет ограничений права на свободу передвижения и выбор места жительства.

Жилище всегда находится в определенном месте, где человек постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 ГК). Закон РФ от 25 июня 1993 г. “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” (Ведомости РФ. 1993. N 32. ст. 1227) под местом жительства понимает жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. 2). Однако, прежде чем определить конкретный вид жилища при выборе места жительства, граждане определяют место на конкретной территории в пределах России, где будет находиться их дом, квартира или иное жилище.

Читать еще:  Платить ли за услуги вывоза мусора если умер отец

Для проживания можно выбрать город, деревню или какое-либо место в тундре, избранное для кочевой стоянки. Территория проживания будет иметь правовое значение для возможных ограничений права граждан на свободу передвижения (ст. 8), регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту жительства, самовольной постройки домов и строений на земельном участке, не отведенном для целей строительства (ст. 222 ГК РФ), и т.д.

Под жилищем, таким образом, можно понимать избранное место, адресно-географические координаты которого определяют помещение, специально предназначенное для свободного проживания человека. В этом смысле, как уже отмечалось, жилищем в современном понимании не будут являться: производственное помещение, специальное укрытие (например, бомбоубежище), естественные природные укрытия, огороженная территория, помещения, которые в силу их специфики нельзя считать жилищем, – тюремная камера, автомобиль, палата в больнице и т.п.

Различие между жилищем и помещением проводит и УК, устанавливая ответственность за кражу, совершенную с проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище (ст. 158).

Понятие “лишение жилища” требует уяснения в двух аспектах. Во-первых, лишением жилища будет физическое уничтожение помещения, предназначенного для проживания. Снос дома (в том числе самовольной постройки), в котором проживали люди, можно считать лишением жилища, поскольку в такой ситуации человек лишается конкретного помещения, расположенного в определенном месте. Уничтожение жилых строений в результате природных катаклизмов (лавины, землетрясения) также будет являться лишением жилища. Однако удаление самого человека из жилища не может рассматриваться как лишение его жилища, до тех пор пока сохраняется физическая и правовая возможности вернуться в него. Конфискация жилища (т.е. лишение его в правовом смысле) в тех случаях, когда она допускается законом (ст. 243 ГК), возможна только по решению суда.

Во-вторых, лишение жилища может состоять в лишении права на проживание в конкретном жилом помещении. Так, ЖК допускает расторжение договора социального найма жилого помещения с последующим выселением нанимателя и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения, если они используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение. Без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным (ст. 91), а также наниматели (собственники) жилых помещений, самовольно переустроившие и (или) перепланировавшие жилые помещения при условии отказа суда сохранить помещение в перепланированном и (или) переустроенном состоянии в силу нарушения прав и законных интересов граждан, создания угрозы их жизни (ст. 29).

Вместе с тем само по себе временное отсутствие в жилом помещении в домах государственного и муниципального жилищного фонда (командировка, болезнь и т.д.) не может служить основанием для лишения жилого помещения вне зависимости от сроков такого отсутствия.

Появлению этого положения жилищного законодательства способствовало Постановление Конституционного Суда от 23 июня 1995 г. N 8-П, которым были признаны не соответствующими Конституции положения ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 60 ЖК РСФСР, допускавшие возможность лишения права гражданина пользоваться жилым помещением в случае временного отсутствия, в частности по причине осуждения к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев (СЗ РФ. 1995. N 27. ст. 2622).

Как указал Конституционный Суд, временное непроживание лица в жилом помещении, в том числе в связи с осуждением его к лишению свободы, само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении нанимателем своих жилищных прав и обязанностей и служить самостоятельным основанием для лишения права пользования жилым помещением. Конституционный Суд сформулировал также правовую позицию, согласно которой выселение лица без предоставления другого жилого помещения не может считаться нарушением его конституционного права, если оно произведено на основании закона и в судебном порядке (Определение Конституционного Суда от 11 июля 1996 г. N 76-О).

2. Часть 2 комментируемой статьи обращена к органам государственной власти и местного самоуправления, которым вменяется в обязанность поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище.

Поощрение жилищного строительства означает широкий спектр деятельности органов власти и органов местного самоуправления – от планирования капитального строительства до приемки в эксплуатацию готовых жилых строений. Это направление деятельности возведено на конституционный уровень, поскольку оно обеспечивает выполнение важнейшей функции социального государства – обеспечить людей жилищем.

Создание условий для осуществления права на жилище и поощрение жилищного строительства предполагают проведение финансовых, организационных, законодательных мероприятий, наилучшим образом способствующих удовлетворению потребностей граждан в жилище.

В рамках реализации национального проекта о доступном жилье был принят ряд федеральных законов: от 30 декабря 2004 г. “О жилищных накопительных кооперативах” (СЗ РФ. 2005. N 1. ст. 47), от 30 декабря 2004 г. “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости” (там же. ст. 40), Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. (там же. ст. 16), иные нормативные акты.

3. Часть 3 комментируемой статьи посвящена вопросам предоставления жилища из государственных, муниципальных и других жилищных фондов некоторым категориям граждан. Прежде всего имеются в виду случаи бесплатного предоставления жилища из государственных и муниципальных фондов, поскольку в условиях рынка граждане должны приобретать жилище путем совершения гражданско-правовых сделок.

Гражданин, которому жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату, должен быть малоимущим.

Согласно ст. 49 ЖК, малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Нормативной базой для признания гражданина малоимущим служат постановление Правительства от 20 августа 2003 г. N 512 “О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи” (СЗ РФ. 2003. N 34. ст. 3374), положения НК РФ и иных законов.

Наряду с малоимущими нуждающимися в жилище могут быть и иные граждане. ЖК прямо предусматривает право федерального и регионального законодателя регламентировать предоставление и иным категориям граждан жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Федерации (ч. 3 ст. 49).

Малоимущим и иным указанным в законе гражданам жилище предоставляется только в случае нуждаемости. Условия нуждаемости определены в ЖК; дополнительные условия нуждаемости могут вводиться и законами субъектов Федерации, поскольку, согласно п. “к” ч. 1 ст. 72 Конституции, вопросы жилищного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Наниматели жилого помещения по договору социального найма должны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за коммунальные услуги. Граждане, признанные малоимущими, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (ч. 9 ст. 156).

Установление платы за наем не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер платы за наем государственного или муниципального жилищного фонда определяется в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома. Под доступной платой нужно понимать такую плату, которая доступна данным конкретным категориям граждан.

Норма предоставления жилой площади устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2 ст. 50).

Статья 40 Конституции России

Текст Ст. 40 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Комментарий к Ст. 40 Конституции Российской Федерации

1. В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи»*(181). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии» (ст. 11)*(182). Право человека на жилище возникает с момента его рождения, изменяясь с возрастом, семейным положением, социальным статусом и т.п.

Закрепление в Конституции РФ права на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция РФ создала конституционные основы стабильного пользования имеющимся жилищем и одновременно возможность получения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища.

По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище служат юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений, для пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда.

Сложность решения жилищного вопроса очевидна для государства, которое в данной статье Основного закона лишь провозгласило право каждого на жилище, но не гарантировало каждому это право. Иными словами, формулировка «каждый имеет право на жилище» звучит более декларативно и размыто, нежели, например, формулировка «каждому гарантируется право на жилище», которая обязывала бы государственные органы к определенным, вполне конкретным действиям.

Право на жилище, провозглашенное в комментируемой статье, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ и в законе. Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции РФ чрезвычайного положения право на жилище не подлежит ограничению.

Читать еще:  Запись в трудовую о присвоении высшей квалификационной категории

2. Поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание ими условий на осуществление права на жилище выражается в принятии соответствующего реалиям времени жилищного законодательства и создании действенных механизмов для его реализации.

Один из серьезных шагов в этом направлении был сделан с принятием 29 декабря 2004 г. Жилищного кодекса РФ (вступил в силу с 1 марта 2005 г.) вместе с пакетом других жилищных законов.

Формирование и реализация государственной политики, направленной на разрешение жилищной проблемы, в настоящее время определяется Федеральной целевой программой «Жилище на 2002-2010 гг. Программа устанавливает основные количественные приоритеты:

а) сокращение времени ожидания в очереди на получение социально го жилья малоимущими гражданами с 15-20 лет до пяти-семи лет;

б) обеспечение уровня доступность приобретения жилья, при котором средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. м равна сред нему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года. В настоящее время Программа включает девять подпрограмм.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» стал стержнем государственной жилищной политики страны. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. тема жилищных проблем прозвучала остро и была проиллюстриована цифрами. Проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» должен за два года снизить ставки по ипотечным кредитам, а общий объем этих кредитов увеличить почти в три раза — до 260 млрд. руб.

К сожалению, несмотря на то, что целевая программа в основном успешно реализуется, есть и определенные сбои, которые носят как объективный, так и субъективный характер. Об этом свидетельствуют тысячи писем от россиян, приходящих в адрес Росстроя. Люди делятся своими впечатлениями, тревогами, высказывают предложения о том, как поправить положение вещей в том или ином регионе России. И это не может не радовать: ведь реализация национального проекта и его основного инструмента — федеральной целевой программы «Жилище» — дело не только власти, но и всего народа, а значит, всех и каждого.

3. В части 3 комментируемой статьи провозглашается, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов. Кроме того, поставлена задача — создать рынок жилья, преодолеть отрицательные последствия уравнительного распределения жилья. С этой целью проведена приватизация жилых помещений, т.е. бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В комментируемой статье речь идет, в частности, об обеспечении жильем военнослужащих, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан. Конституция РФ, таким образом, отказалась от планово-распределительной системы обеспечения жилыми помещениями и монополии в этом деле государственного, муниципального и общественного жилищных фондов.

Определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, находится в ведении органов государственной власти Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке.

Бесплатное жилье согласно ст 40 Конституции РФ

Статья 40
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Право на здоровое жилье входит как составная часть в понятие «достойный жизненный уровень» для каждого человека, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Конституционное право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно является сущностным фундаментальным правом. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, которые должны соответствовать, не противоречить ему. От того, как определяется содержание этого права, часто зависит поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации.

Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим возможностям, хотя норма ст.40 конкретно не содержит такой юридической формулы: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).

Но такие же правовые возможности открывались и раньше. Однако дефектом уходящей в прошлое системы было закрепление прежними конституциями монополии государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, созданных за годы социализма. Индивидуальному жилищному фонду отводилось в городах и поселках городского типа второстепенное место. Он господствовал лишь в сельской местности. Его развитию, как и развитию жилищной кооперации — другой формы участия граждан своими средствами в строительстве жилья, Советское государство обязывалось лишь содействовать. Личная собственность граждан на жилой дом носила потребительский характер. Частная собственность была под запретом.

Эта система, основанная на коллективных началах, за многие десятилетия своего функционирования не дала ожидаемого социального результата. Миллионы людей улучшали жилищные условия, но и миллионы на протяжении долгих лет продолжали томиться в очереди на получение благоустроенного жилья из общественных фондов потребления. Строительство и эксплуатация государственного, муниципального и общественного жилья требовали таких постоянно растущих бюджетных и общественных ассигнований, каких ни у государства, ни у местных Советов, ни у общественных организаций не было. Население было настолько пролетаризировано системой ограничений его доходов, количества и размеров жилых помещений, приходящихся на одного человека или семью, изъятий в общественные фонды потребления, парализовано организационными трудностями, что было не в состоянии участвовать в массовом жилищном строительстве.

Действующая Конституция отражает смену эпох в удовлетворении жилищных потребностей, переход к новой системе, которая складывается из таких конституционных основ, как отказ от монополии государства на собственность и экономическую деятельность, утверждение равенства и разных форм собственности, частной собственности на жилье и землю (см. комментарии к ст.8 и 9). Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации, банки, образовался рынок жилья, земли и т.п.

Часть 3 ст.40 закрепляет новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию жилищному строительству и его поощрению, как любых форм собственности, а также юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального использования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.

В новой системе ни государство, ни органы местного самоуправления тотально не аккумулируют средства населения «в общем котле» для последующего государственного и муниципального жилищного строительства и распределения свободных квартир нуждающимся в жилье в подведомственном жилищном фонде. Каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку или строительство жилья, как в городе, так и в деревне, не рассчитывая на решение возникшей у него жилищной проблемы за счет государственного и муниципального жилищных фондов, а полагаясь на систему компенсаций (субсидий) и кредиты для приобретения жилья.
Необходимо самому заработать на приобретение, строительство или коммерческий найм квартиры (жилого дома), причем без ограничения площади. Время новоселья будет определяться не низкими критериями нуждаемости в улучшении жилищных условий, действовавшими на протяжении многих десятилетий, не многими годами ожидания в очереди на получение жилья в домах названных фондов, не решением об обеспечении жильем органов управления и профкома по месту работы, а доходами гражданина, материальной возможностью позволить себе купить, построить или арендовать жилье.

Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, названные в законах, будут обеспечиваться исходя из принципов прежней системы: сохранится режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они смогут на условиях социального найма жилого помещения за доступную квартирную плату либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда, как и прежде, будет осуществляться без оплаты строительной стоимости жилья. При этом обеспечение указанных лиц жильем на таких условиях возможно неоднократно.

В Конституции не перечислены, естественно, все, для кого сохранится планово-распределительная система выделения жилья: это должны предусматривать федеральные законы и законы субъектов Федерации, как действующие, так и будущие. Так, ст.9 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991г. для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лиц, инвалидов труда, а также инвалидов с детства, ветеранов войны, семей погибших при исполнении государственных обязанностей, семей с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняет порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма. Статьей 10 Закона на период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохранен действующий порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями. Гражданам, получающим жилье в этих разновидностях жилищного фонда, площадь выделяется в порядке очередности, с учетом имеющихся в Законе льгот. За семьями, уже проживающими по договору найма в таких домах, сохраняется право социального найма независимо от площади занимаемого жилого помещения (ст.14 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992г.).

Конституция расширила состав жилищного фонда социального использования. Помимо государственного и муниципального и жилищных фондов по ст.40 Конституции в его состав входит и та часть частного жилищного фонда, где проживают на условиях найма социально незащищенные граждане. Граждане, относящиеся к категориям лиц, названным ст.40, проживающие в этом фонде на условиях найма, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи вправе рассчитывать на компенсации (субсидии) от органов государственного управления и местной администрации (см. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики»).

Создание правовой базы жилищной реформы углубит принципиальные перемены в этой сфере. Вступила в силу часть вторая ГК РФ, которая регулирует жилищные отношения. Действуют правительственные постановления Российской Федерации о переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг, Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. Предстоит принять Жилищный кодекс Российской Федерации.

Читать еще:  Процент, по мимо общей задолженности, законно ли это?

Никто не может быть произвольно лишен жилища ни органами власти и управления, ни судебно-прокурорскими органами, ни хозяйствующими субъектами, ни должностными лицами или работниками предприятий, учреждений и организаций, ни арендатором или нанимателем, ни собственником жилого дома или квартиры, ни членом жилищно-строительного (жилищного) кооператива и совместно с ним проживающими лицами, ни иными гражданами. Ограничение жилищных прав, как и других, возможно в исключительных случаях, предусмотренных Конституцией (ст.55), и лишь в силу федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд (см. комментарий к ст.46). Гражданин вправе обратиться и в Конституционный Суд, если полагает, что имеет место неопределенность в вопросе, соответствует ли Конституции Российской Федерации затрагивающий его жилищные права закон.

Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, они вправе требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения не связаны с лишением права собственности, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения.

Право на жилье в России превратилось в тыкву?

В Конституции РФ право граждан на жилье является одним из самых основных. Юристы говорят, что с такими климатическими условиями, как в России, наличие жилища — это вопрос жизни и смерти. Однако по тому, как в нашей стране решается “жилищный вопрос”, можно подумать, что мы все живем на экваторе (хотя и на экваторе без крыши над головой жить несладко).

Жилищный вопрос на данный момент является одним из наиболее болезненных для россиян. Конечно, проблемы были всегда — и в советские годы люди могли ждать квартиры десятилетиями, ютясь до получения квартиры в коммуналках и общежитиях. Однако встать на очередь мог каждый нуждающийся — обеспечение жильем населения являлось обязанностью государства. Ради справедливости стоит отметить, что и не всем приходилось ждать так долго — многим везло и они вселялись в новые квартиры еще до 40 лет.

Не все знают и о том, что и сейчас за государством остались определенные обязательства по решению жилищных проблем граждан. Статья 40 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин России имеет право на жилище. Малоимущим и другим социально незащищенным группам граждан, нуждающимся в жилье, жилище должно предоставляться бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Читайте все материалы по жилищной проблеме в России в специальном сюжете

Конкретизирует это положение Жилищный кодекс РФ. Прежде на расширение жилплощади могли претендовать практически все, чье жилье по метражу было меньше установленной нормы. Однако в 2005 году был принят новый Жилищный кодекс, в котором были изменены критерии, позволяющие гражданину претендовать на бесплатную квартиру: недостаточность жилплощади осталась в качестве обязательного условия, но к ней добавились новые параметры, значительно сузившие круг возможный очередников. Одним из базовых условий стало обязательная принадлежность к малоимущим слоям населения. Кроме того, на жилплощадь могут претендовать дети-сироты, семьи, в которых есть тяжелобольные (правда, больные лишь определенными заболеваниями, к примеру, открытой формой туберкулеза).

Помимо этих групп, на государственное жилье имеют право семьи военных, вынужденные переселенцы из тех государств, где они подвергались преследованиям (правда, это распространяется лишь на тех, кто имеет российское гражданство, поэтому многие русские, оставшиеся после распада СССР в Узбекистане, Таджикистане, Латвии, где они действительно подвергаются притеснению, вернуться на Родину не могут — негде жить), уезжающие с Крайнего Севера, ликвидаторы катастрофы на Чернобыльской АЭС и ветераны ВОВ.

Как же реализуются эти права на практике? Возможно ли в России получить квартиру от государства? Как правило, люди даже не рассчитывают на такое счастье, полагая, что подобные вещи остались в советском прошлом. Как же в действительности обстоят дела?

Ситуацию прокомментировала заместитель председателя комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Елена Афанасьева:

“Действительно, такое право зафиксировано в Конституции, которой должны руководствоваться все чиновники и государственные органы. Это право не то что бы нарушается, оно просто не выполняется в силу многих причин. Уже через 50-150 км от Москвы начинаются трущобы, люди живут в невыносимых условиях — по два поколения под одной крышей, о каком нормальном воспитании можно говорить, если детям просто негде учить уроки. Большинство людей не могут решить жилищные проблемы самостоятельно. Значит, государство должно регулировать эту область. Невозможно постоянно говорить о том, что у нас рынок — должно быть регулирование строительного сектора, нужно установить какую-то планку, выше которой предприниматель просто не мог бы поднимать цены”.

Елена Афанасьева отметила, что большинство населения просто не может позволить себе прибегнуть к ипотечному кредитованию, которое принято представлять в качестве альтернативного решения жилищной проблемы. К сожалению, для того чтобы воспользоваться ипотечным кредитом, семья должна иметь довольно внушительный и стабильный доход, найти который могут далеко не все. На данный момент процентная ставка по ипотеке в России составляет около 13 процентов. Нетрудно рассчитать, что в течение только 10 лет выплат заемщик будет вынужден отдать банку еще одну стоимость приобретенной квартиры. Высшие государственные чиновники неоднократно призывали банки к снижению ипотечных ставок, однако ничего так и не изменилось. Что удивительно, в США аналогичная ставка составляет от 3 до 5 процентов.

Малообеспеченность, представленная основным основанием для получения жилья от государства, окончательно отсекла подавляющую часть нуждающихся в жилье россиян от государственного распределения. Не то, чтобы у нас все были такими богатыми — это, к сожалению, не так. Дело в том, что в России уже давно установленный чиновниками уровень минимальной зарплаты и прожиточного минимума не коррелирует с реальностью. Все бы ничего, но при расчете социальных выплат, а также при оформлении для гражданина статуса “малоимущего” чиновники отталкиваются именно от этих цифр. Доход, хотя бы незначительно превышающий эту сумму, в глазах государства делает вас вполне состоятельным человеком, способным позволить себе покупку жилья по рыночной стоимости. Допустим, в Москве, где средний прожиточный минимум составляет 9850 рублей в месяц, семья из трех человек, получающая доход в 35000 рублей может, по мнению властей, накопить на покупку квартиры стоимостью в несколько миллионов. Интересно только — через сколько поколений? Кроме того, для получения жилья необходимо будет подтвердить свой статус малоимущего, и в том случае, если за годы ожидания гражданин устроится на более денежную работу, то он автоматически выбудет из очереди.

Не лучше ситуация и в регионах: скудные областные бюджеты зачастую не позволяют местным властям реализовать социальные программы хотя бы в таких мизерных объемах, как это делается в крупных городах. Низкие доходы населения, слабая покупательная способность не способствуют росту строительного рынка. В итоге строят мало и дорого, в расчете на узкие слои населения. А конституционные права опять-таки похоронены.

Впрочем, есть эксперты, придерживающиеся несколько иного мнения. Например, президент Московской гильдии риэлторов Григорий Полторак:

“Очень многие люди неправильно понимают конституционные права, они считают, что если государство гарантировало право на жилище, то оно должно раздать всем жилье, и желательно даром. Нужно правильно читать Конституцию — иначе получается, что тем, кто не работает, нужно раздавать жилье, а тем, кто трудится и зарабатывает — нужно покупать за свои средства. Это не так, и это не есть принцип социальной справедливости. Государство действительно гарантирует право на жилье, но ведь не сказано где и какое. В стране стоит много пустого жилья, потому что там люди по каким-то причинам не хотят жить, едут в Москву и Санкт-Петербург. Поэтому какие проблемы — я уверен, что тем, у кого жилья нет, его могут предоставить даже бесплатно, просто они не захотят там жить. Есть замечательный европейский опыт, уверяю вас, что там социализма даже больше, чем в СССР, когда нуждающемуся человеку муниципалитет арендует квартиру по рыночной цене. Но как только власти увидят, что он может самостоятельно зарабатывать, его этого пособия лишают. Я думаю, что это нормальный принцип, потому что у нас социальный принцип воспринимают как халяву, а это несправедливо по отношению к тем, кто работает и создает валовый национальный продукт.”

То есть, по мнению эксперта, все граждане, что не могут позволить себе приобретение коммерческого жилья — это лентяи и нахлебники, не желающие работать. Ну что же, в таком случае можно сделать вывод, что подавляющее большинство россиян можно охарактеризовать именно таким образом.

Что касается “пустой” недвижимости, то уважаемый эксперт вероятно имеет в виду дома в заброшенных деревнях — их и вправду предостаточно. Вот, к примеру, что пишут на одном интернет-форуме:

“На Урал ездил, видел, что в каждой деревне в которой был, на домах пишут “дом пустует, живите, кто хочет”. И таких домов я штук 100 точно видел! Только с работой там туговато. Как правильно пишут — только дояркой или учительницей. За тысячи четыре в месяц…”

Конечно, драматизировать ситуацию не надо: все-таки на получение государственной квартиры еще могут рассчитывать военные, сотрудники полиции и дети-сироты. В данный момент на очереди на государственную жилплощадь стоит более ста тысяч сотрудников полиции, обеспечить их всех жильем государство планирует в течение 7 лет — правда, если учесть, что в год МВД удается заселить лишь 4 тысячи сотрудников, то становится ясно, что в семилетний срок вряд ли удастся уложиться.

Военных на очереди сейчас приблизительно 55 тысяч, и государство планирует расселить всех военнослужащих до середины 2015 года. Для этого было решено начиная с 2014 года выдавать очередникам не квартиры, а деньги на их приобретение. Все бы ничего, но сумма выплат рассчитывается исходя из 33 тысяч рублей за квадратный метр, в то время как среднерыночная цена давно колеблется около 55 тысяч. И если выплаты не поднимут, многие военные, вероятно, откажутся от такой схемы.

Но несмотря на все накладки и недочеты, у льготных категорий граждан все-таки есть надежда на получение квартиры. А вот простым гражданам рассчитывать особо не на что: такая вероятность для обычной молодой семьи стремится к нулю. На сайте Росстата приведены такие цифры: в 1990 году государственные квартиры в России получили 1296 тысяч семей (включая бюджетников), а в 2012 году — только 186 тысяч. Как говорится, без комментариев…

К сожалению, игнорирование проблем населения со стороны государства — проблема не только жилищной сферы. На бумаге-то права есть — проблемы с исполнением.

Читайте самое интересное в рубрике “Общество”

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector