Чем регулируется действие диплома РФ на всей ее территории?
Expertrating.ru

Юридический портал

Чем регулируется действие диплома РФ на всей ее территории?

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования

Статья 4 . Правовое регулирование отношений в сфере образования

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее – законодательство об образовании).

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 8 изменена с 10 августа 2017 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра “Сколково”, на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ часть 9 статьи 4 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

9. На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе, а на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о статусе военнослужащих.

Признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации

Основные нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру признания иностранного образования в Российской Федерации

  • Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержденным приказом Рособрнадзора от 18.06.2019 № 837 (зарегистрирован в Минюсте России 12.09.2019, регистрационный № 55891);
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.04.2019 № 798-р «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации».

Перечень обязательных документов, необходимых для проведения процедуры признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации

1. оригинал документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации завершенного уровня образования и приложения к нему (если последнее предусмотрено законодательством иностранного государства, на территории которого получено иностранное образование и (или) иностранная квалификация);

2. копия или заверенный в установленном порядке перевод на русский язык (если документ составлен на иностранном языке) документа, удостоверяющего личность заявителя;

3. копия или заверенный в установленном порядке перевод на русский язык (если документ составлен на иностранном языке) документа, удостоверяющего личность обладателя иностранного образования и (или) иностранной квалификации (в случае, если обладатель иностранного образования и (или) иностранной квалификации не является заявителем);

4. заверенный в установленном порядке перевод документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации и приложения к нему, включая перевод печатей, имеющихся на документе об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации и приложения к нему;

5. доверенность (в случае, если заявителем является лицо, уполномоченное обладателем иностранного образования и (или) иностранной квалификации или его законным представителем), и заверенный в установленном порядке перевод доверенности на русский язык (если документ составлен на иностранном языке);

6. в случае необходимости документ об образовании предшествующего уровня (если на государственную услугу заявителем предоставлен документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации последующего уровня образования).

Как подать документы для проведения процедуры признания

Основанием для предоставления государственной услуги является направление заявления о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации или электронная форма заявления о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации с приложением необходимых документов.

Заявление о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации с приложением необходимых документов

1. Можно принести лично или через представителя, имеющего нотариально заверенную доверенность, по адресу:
115093, Москва,
ул. Люсиновская, 51 ФГБУ “Главэкспертцентр”
с пометкой на конверте «Признание иностранного образования».

2. Можно через “Почту России” или посредством курьерской службы (за счет заявителя) по адресу:
115093, г. Москва, ул. Люсиновская, 51
ФГБУ “Главэкспертцентр”
с пометкой на конверте «Признание иностранного образования»

понедельник – четверг – с 9:30 до 17:30, в пятницу – до 16:30,
перерыв с 13:00 до 14:00

Телефон для консультаций: +7(495) 317-17-10
режим работы консультанта: пн-пт с 9:00 до 18:00
в другие часы работает автоинформатор

Стоимость и порядок оплаты

За предоставление государственной услуги уплачивается государственная пошлина в размере,

установленном подпунктами 49 и 50 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации:

  • за выдачу свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации – 6 500 рублей (подпункт 49 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации);
  • за выдачу дубликата свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации – 300 рублей (подпункт 50 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).

Действие диплома ВУЗа Казахстана на территории РФ

Вопрос:
Работник имеет диплом 2000 года о высшем образовании, полученный в Казахстане. Каков общий порядок использования документов о высшем образовании, выданных в Республике Казахстан, на территории РФ?

Ответ:
1. В соответствии со ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, предъявляет работодателю в том числе документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.
Согласно части первой ст. 331 ТК РФ педагогическую деятельность могут осуществлять лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон N 273-ФЗ). Так, в силу ст. 46 Закона N 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Перечень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности, указан в части второй ст. 331 ТК РФ.
Использование иностранных документов об образовании на территории РФ регламентировано в ст. 107 Закона N 273-ФЗ.
В силу части 1 ст. 107 Закона N 273-ФЗ признание в РФ иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации (далее – международные договоры о взаимном признании), и законодательством РФ.
Согласно части 2 ст. 107 Закона N 273-ФЗ под признанием в Российской Федерации (далее – РФ) образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (далее – иностранное образование и (или) иностранная квалификация), понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в РФ, предоставления их обладателю академических, профессиональных и (или) иных предусмотренных международными договорами о взаимном признании и (или) законодательством РФ прав. Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в РФ, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в РФ, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.
В силу части 3 ст. 107 Закона N 273-ФЗ в РФ признаются иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, поименованных в Перечне иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. N 1694-р.
Согласно части 4 ст. 107 Закона N 273-ФЗ признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляет Рособрнадзор в соответствии с положениями Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2013 г. N 1391 (далее – Административный регламент).

Читать еще:  Как бороться с нотариусом?

Однако, как следует из части 4 ст. 107 Закона N 273-ФЗ, признание иностранного образования в указанном порядке требуется только в том случае, если иностранное образование и (или) иностранная квалификация не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 ст. 107 Закона N 273-ФЗ.
В силу ст. 31 Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (Москва, 25 мая 1992 г.) стороны подтверждают равный статус выданных их гражданам документов об образовании, ученых степенях и званиях и не допускают ограничений в их применении на своих территориях.
Также между Правительством Республики Казахстан, Правительством Российской Федерации имеется соответствующее Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (Москва, 24 ноября 1998 г.; далее – Соглашение), в соответствии с которым документы о высшем образовании, выдаваемые государствами-подписантами, взаимно признаются указанными государствами и эквивалентны, в том числе при поступлении на работу в соответствии с указанными в них специальностью и квалификацией, если учреждения образования, которые выдали их, отвечают критериям, установленным органом по взаимному признанию документов об образовании (ст.ст. 8-10).
Исходя из буквального толкования приведенных норм следует, что если учреждение образование Республики Казахстан, выдавшее документ об образовании, отвечает критериям, установленным органом по взаимному признанию документов об образовании, то признания данного документа в рамках процедур, предусмотренных Административным регламентом, не требуется.
Отметим, что статья 13 Соглашения устанавливает порядок формирования органа по взаимному признанию документов об образовании, однако статус, компетенция данного органа, критерии соответствия учреждений образования не определены на уровне международных норм права. Решением Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества от 19 сентября 2002 г. N 146 утвержден лишь проект Положения о Совете по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС и его составе.
Кроме того, положения ст. 107 Закона N 273-ФЗ, Административного регламента не содержат требования об установлении эквивалентности документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации, устанавливая только требование по их признанию. Вышеприведенное же Соглашение, помимо указания на признание документов об образовании, выданных государствами-подписантами, содержит формулировку об эквивалентности данных документов, не раскрывая содержания данного понятия.
Указанные пробелы в нормативном регулировании, по нашему мнению, не позволяют дать однозначного ответа на вопрос о необходимости признания документов об образовании, выданных на территории Республики Казахстан, в рамках процедур, предусмотренных Административным регламентом.
2. Российская Федерация и Республика Казахстан являются участницами Гаагской Конвенции от 05 октября 1961 г. (далее – Конвенция), отменяющей требование легализации иностранных официальных документов.
В силу ст. 2 Конвенции подписавшие ее государства освободили от дипломатической и консульской легализации документы, на которых распространяется действие Конвенции.
Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Однако выполнение данной функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации (ст. 3 Конвенции).
В соответствии со ст. 12 Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (Москва, 29 марта 1996 г.), сторонами которого являются в том числе Россия и Казахстан, данные государства взаимно признают без легализации дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении ученой степени и ученого звания.
Соответственно, по нашему мнению, документы об образовании, выданные в Республике Казахстан, не требуют дополнительной легализации или проставления апостиля.

Контрольная «Конституционное право»

Оглавление

  • Ситуация 1
  • Ситуация 2
  • Ситуация 3
  • Ситуация 4
  • Ситуация 5
  • Ситуация 6
  • Список использованных источников

Ситуация 1

Статья 54 Конституции РФ гласит: «1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

Определите, как в статье регулируется действие закона во времени.

Решение:

Часть 1 стати 9 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) содержит общие принципы действия уголовного закона во времени – преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Сформулированный же в ст. 10 УК РФ принцип, является исключением из требований статьи 9 УК РФ.

Содержание ч. 1 ст. 10 УК РФ применительно к уголовно-правовым отношениям раскрывает и детализирует положения ст. 54 Конституции РФ Указанные нормы основаны на положениях п. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., ст. 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Обратную силу наряду с уголовными законами, устраняющими преступность деяния или смягчающими наказание, имеют и другие законы, если они каким-либо образом улучшают положение лица, совершившего преступление. Нормы, ухудшающие положение лица, совершившего преступление, в любой стадии судопроизводства, обратной силы не имеют.

Принципы применения новых законов, устраняющих или смягчающих ответственность, сформулированы как императивные указания, адресованные прежде всего государству в лице соответствующих органов, в том числе судов, которые призваны обеспечивать реализацию закрепленной в ч. 1 ст. 45 Конституции гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина.

Научно-практическое толкование правового явления обратной силы уголовного закона позволяет выделить его
сущностные характеристики :

  1. обратная сила закона имеет конституционные и международно-правовые основы уровня гарантированных прав и свобод человека и гражданина, составляющие базис правового статуса личности, не подлежащего ограничению;
  2. рассматриваемое явление связано со всеми принципами уголовного закона, уголовного права и процесса, в особенности справедливости и равенства всех перед законом, оно относится к Общей и Особенной частям УК, а также к переходным положениям, специально посвященным введению законов в действие;
  3. вопрос обратной силы материального закона подлежит применению в установленных законом уголовно-процессуальных формах на всех стадиях судопроизводства независимо от ходатайства, волеизъявления заявителя в соответствии с принципами правосудия. При этом правила действия во времени уголовного закона взаимодействуют с положениями о действии других отраслевых законов, в том числе с учетом бланкетности ряда норм УК, но отличаются от правил действия во времени уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законов (ст. 4 УПК , ст. 6 УИК);
  4. положения ст. 10 УК РФ представляют исключения из общего правила применения уголовного закона, которые не должны становиться правилами. В этой связи социально-правовая практика применения поощрительных мер в части обратной силы уголовного закона, как и амнистии, не должна иметь массового и часто встречающегося характера. Эффективность и ценность уголовно-правового института определяются не только распространенностью его применения.
Читать еще:  1с группы северной надбавки

Ситуация 2

Министерству юстиции было поручено правотворческим органом упорядочить действующие нормативно-правовые акты последних 5 лет без изменения их содержания в соответствующем собрании.

Как называется такая форма систематизации?

Решение:

Систематизация нормативных правовых актов представляет собой деятельность, направленную на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения; иными словами – это приведение законодательства в определенную систему .

Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д.

Современная юриспруденция использует в основном три вида (способа) систематизации :

  1. инкорпорация;
  2. консолидация;
  3. кодификация.
  • Инкорпорация – это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке — алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.
  • Консолидация – это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.
  • Кодификация – это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Рассмотрев каждый из способов систематизации, можно сделать вывод о том, что поручение правотворческого органа Министерству юстиции об упорядочении действующих НПА последних 5 лет без изменения их содержания в соответствующем собрании, является консолидацией по своей форме.

Сделанный вывод подтверждается приведенным ниже перечнем отличительных черт консолидации:

  1. представляет собой своеобразный правотворческий прием;
  2. проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;
  3. при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты.

Ситуация 3

Правительством одной из входящих в состав РФ республик было принято и опубликовано постановление о снижении цен на хлебобулочные и молочные изделия за счет дотаций. При проверке в одном из магазинов было установлено, что цены на эти продукты не снижены. Директор объяснил ситуацию тем, что после принятия постановления не прошло еще 10 дней, а значит, оно не вступило в силу, кроме того, в районном центре Н. цены также не были снижены (райцентр Н. в состав республики не входит).

Прав ли директор магазина? Какие правила действия закона обозначены в ситуации?

Решение:

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Частью 8 ст. 23 ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» предусмотрено, что постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Таким образом, директор магазина не прав в своих рассуждениях о вступлении в силу постановлений Правительства Российской Федерации.

Также, упоминая райцентр Н., который не входит в состав республики, директор магазина не предусмотрел, что действие постановления распространяться на него не будет.

Для применения закона важно выяснить те пределы, в каких он действует. Всякий закон действует в пределах места, времени и распространяется на определенный круг лиц.

В приведенной ситуации обозначены правила действия закона во времени и пространстве.

Так как под действием закона во времени подразумевается определенный момент его вступления в силу (т. е. когда его предписания становятся общеобязательными для соблюдения и применения) и момент, с которого этот закон теряет силу. Под действием же закона в пространстве понимаются территориальные пределы власти данного законодательного органа.

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее – законодательство об образовании).

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра “Сколково”, на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

9. На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе, а на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о статусе военнослужащих.

Читать еще:  Жалоба на Сбербанк по списанию денег со счета неизвестным

Комментарий к Ст. 4 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства в части определения его целей. Статья в своих положениях объединяет цели, принципы, а также особенности правового регулирования образования, в том числе определяет образовательное законодательство.

Часть 1 комментируемой статьи закрепляет открытый перечень нормативных правовых актов, как федерального, так и регионального уровня, как законов, так и подзаконных актов, составляющих пласт законодательства об образовании. Выше уже высказывалась критика идеи непрямого действия норм комментируемого Закона, компенсируемая гибкостью и динамичностью подзаконных норм. Однако было бы целесообразно в Закон включить отдельную главу о судебном обжаловании неконституционных и незаконных норм подзаконных актов, включённых в отдельную главу о гарантиях права на образование, которая, к сожалению, указанных норм не содержит (см. подробнее комментарий к статье 5 Закона Об образовании в Российской Федерации).

Несколько критических замечаний. Комментируемая норма прежде всего определяет типы нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере. В соответствии со сложившейся в последнее время нормотворческой практикой в этот перечень вошли абсолютно все акты, издаваемые в нашей стране, начиная с Конституции и заканчивая муниципальными правовыми актами. Таким образом, комментируемый Закон превратился в акт непрямого действия. При этом, по мысли его авторов, должен соблюдаться ряд необходимых условий, установленных комментируемой статьёй. Во-первых, федеральное законодательство обладает приоритетом перед всеми остальными нормативными правовыми актами, а субъекты Федерации вправе издавать свои акты по остаточному принципу: по вопросам, не урегулированным федеральными нормами. Также действуют органы муниципальной власти.

Во-вторых, субъекты Федерации и муниципальные органы власти вправе при реализации права граждан на образование устанавливать на своих территориях дополнительные социальные гарантии этого права, но только за счёт собственных средств соответствующих бюджетов. В-третьих, при таком подходе неизбежны коллизии и пробелы правового регулирования. В случае их возникновения действует правило приоритета федеральных норм над региональными и региональных над муниципальными. При возникновении неразрешимых коллизий вопрос решается судом. В-четвёртых, в соответствии со ст. 15 Конституции России о приоритете общепризнанных норм международного права и международных договоров Российской Федерации над национальным законодательством правила, установленные международным договором РФ в сфере образования, имеют безусловный приоритет (см. комментарий к ч. 6 настоящей статьи).

Вторая часть комментируемой статьи устанавливает цели правового регулирования отношений в сфере образования:

– установление государственных гарантий прав человека в сфере образования;

– формирование механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;

– создание условий развития системы образования;

– защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Несмотря на абстрактный характер указанных целей, они при грамотной организации имеют, на наш взгляд, судебную перспективу их защиты. Иными словами, они создают основу для механизма обжалования подзаконных актов, да и норм самого комментируемого Закона в суде по мотивам несоответствия их перечисленным задачам.

Третья часть комментируемой статьи раскрывает и детализирует перечисленные цели через задачи, реализуемые в сфере юридического регулирования права на образование:

1) Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование. Под обеспечением понимается создание реального механизма получения гражданами образования во всех формах и объёме, предусмотренных комментируемым Законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ч. 1 настоящей статьи (подробнее см. комментарий). Защита права на образование в соответствии с п. “в” ст. 71 и п. “б” ст. 72 Конституции России относится к исключительной компетенции России и к совместной компетенции России и её субъектов. Это означает, что все органы государственной власти указанных государственных образований призваны прилагать максимум усилий для обеспечения реализации и создания всех необходимых условий для осуществления названного конституционного права своих граждан.

2) Создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации. Заметим, что задача сформулирована некорректно. Во-первых, она не гарантирует создание организационных условий для функционирования и развития системы образования, что имеет немаловажную роль. Во-вторых, как показывает практика, обеспечение финансовых условий для свободного развития этой системы – задача нереальная в сегодняшних условиях и вряд ли реальна в ближайшее время при том уровне развития производительности труда, бюрократии и коррупции, которые сложились в стране сегодня.

3) Создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования. На первый взгляд, согласование интересов – это функция, противоположная конфликту интересов. Однако, как следует из содержания п. 34 ст. 2 Закона Об образовании в РФ (подробнее см. комментарий), конфликт интересов понимается авторами Закона более узко, чем их согласование. Поэтому этот термин, на наш взгляд, требует отдельного пояснения в ст. 2 Закона.

4) Определение правового положения участников отношений в сфере образования. Эта задача решена в Законе более или менее адекватно в гл. 4 и 5 (подробнее см. комментарий).

5) Наряду с тривиальными, не нуждающимися в особом комментарии, задачами, в этом пункте конкретизировано конституционное право каждого на образование (ч. 1 ст. 43 Основного закона) в виде решения задачи по созданию условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства. Очевидно, поскольку нигде далее в Законе эти отношения подробно не урегулированы, видимо, по этому вопросу предстоит издание подзаконного (подзаконных) акта, касающегося каждой формы и вида образования.

6) Разграничения полномочий в сфере образования между тремя уровнями публичной власти: федеральной, региональной и местной, чему, собственно, и посвящены оставшиеся статьи главы 2 комментируемого Закона (подробнее см. комментарий).

Комментируемая часть 4 настоящей статьи представляет собой уникальное правовое решение, нарушающее все сложившиеся ранее традиции отечественной юриспруденции. Этой нормой Закон придаёт юридический приоритет не только над подзаконными актами, но и равнозначными федеральными законами. самому себе, устанавливая, что все иные нормы, регулирующие отношения в сфере образования, а также гарантии этого права, кроме норм Конституции России, должны соответствовать его предписаниям. Нечто подобное устанавливают и иные кодифицированные акты Российской Федерации. Здесь также действует общетеоретическое правило о приоритете нормативного правового акта, близкого к предмету правового регулирования, а также изданного позднее. Такая юридическая неопределённость стала возможна в связи с отсутствием в нашей стране нормативного правового акта, регламентирующего иерархию нормативных предписаний. Вместе с тем, если принять нормы комментируемого Закона близкими к идеалу, такое положение создаёт дополнительные гарантии прав и свобод человека в области образования.

Часть 5 комментируемой статьи устанавливает ещё одну правовую новеллу. В случае отсутствия юридического акта, регулирующего те или иные образовательные отношения, применяются непосредственно нормы комментируемого Закона, если иное не установлено настоящим Законом. Получается юридическая бессмыслица. Если тот или иной нормативный акт отсутствует, то его принятия требует сам комментируемый Закон и он же запрещает непосредственно применение его норм. А если принятие такого акта не предусмотрено, то откуда возникает необходимость регулирования тех или иных отношений?

Часть 6 комментируемой статьи воспроизводит норму ч. 4 ст. 15 Конституции России о приоритете норме международного договора России над национальным законодательством.

Часть 7 и 8 комментируемой статьи находятся в логическом противоречии. Часть 7 распространяет действие законодательства об образовании на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации. А ч. 8 той же статьи делает исключение в этом порядке для МГУ, СПбГУ и “Сколково”, для которых приоритет устанавливается такими же федеральными законами. К тому же ч. 8 в этом случае вступает в противоречие с ч. 4 комментируемой статьи.

Последняя 9-я часть комментируемой статьи устанавливает особенности регулирования трудовых отношений и отношений в сфере гражданской службы для субъектов образовательных отношений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector