Имею ли я право работать педагогом в данной ситуации?
Expertrating.ru

Юридический портал

Имею ли я право работать педагогом в данной ситуации?

Имею ли я право работать педагогом в данной ситуации?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Могут ли допускаться к работе в в должности педагога дополнительного образования лица без педагогического образования или без профподготовки? Еще в 2017 году Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев поручал органам государственной власти внести изменения в нормативно-правовые акты в целях привлечения в систему дополнительного образования специалистов, не имеющих педагогического образования. Были ли внесены такие изменения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
К работе в должности педагога дополнительного образования допускаются лица (в том числе и студенты), соответствующие квалификационным требованиям, установленным в ЕКС или Профессиональном стандарте.
При отсутствии педагогического образования педагогу дополнительного образования, имеющему профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, необходимо и достаточно пройти профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности.

Обоснование вывода:
Должность “педагог дополнительного образования” относится к должностям педагогических работников (Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678).
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования (часть первая ст. 331 ТК РФ).
В силу части 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон N 273-ФЗ) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Кроме того, в силу части второй ст. 57 ТК РФ если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. О предоставлении льгот и компенсаций педагогическим работникам свидетельствуют положения ст.ст. 333, 334, 335 ТК РФ, а также части 5 ст. 47 Закона N 273-ФЗ.
Следовательно, при установлении квалификационных требований по должности “педагог дополнительного образования” работодателю необходимо руководствоваться ЕКС или Профессиональным стандартом “Педагог дополнительного образования детей и взрослых” (далее – Профессиональный стандарт), утвержденным приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 613н. При этом, как следует из указанных выше норм, у работодателя есть право выбора того, какой именно из документов применять в случае включения одной и той же должности как в квалификационный справочник, так и в профессиональный стандарт (п. 5 Информации. направленной письмом Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814).
ЕКС предусмотрены следующие требования к квалификации педагога дополнительного образования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы.
В соответствии с Профессиональным стандартом предъявляются следующие требования к образованию и обучению специалистов, реализующих обобщенную трудовую функцию “Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам” (возможная должность – педагог дополнительного образования):
– среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю);
– дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю);
– при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Минобрнауки России в своей консультации разъяснил, что при наличии высшего профессионального образования по профилю деятельности и отсутствии педагогического образования необходимо и достаточно пройти обучение по программе дополнительного профессионального педагогического образования (профессиональную переподготовку). Исходя из буквального толкования указанных выше квалификационных требований Профессионального стандарта и ЕКС, полагаем, вывод о достаточности обучения по программе дополнительного профессионального педагогического образования справедлив и в отношении работников, имеющих среднее или дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и т.п.
По информации, размещенной на сайте Правительства России (http://government.ru/orders/selection/401/29662/), Дмитрий Медведев действительно провёл совещание 06.10.2017, по итогам которого были даны поручения Минобрнауки, Минтруду и Минспорту России проработать целесообразность внесения изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты в целях привлечения в систему дополнительного образования квалифицированных специалистов, не имеющих педагогического образования, а также лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования (резолюция от 13.10.2017 N ДМ-П8-6819). Однако изменения в перечисленные в ответе законодательные и иные нормативные правовые акты в связи с данными поручениями внесены не были.

К сведению:
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ (ст. 91 Закона N 273-ФЗ). Одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям ст. 46 Закона N 273-ФЗ, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (пп. “д” п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966). Прием на работу лица, не имеющего соответствующего профессионального образования, может быть расценен контролирующими органами как нарушение Положения о лицензировании образовательной деятельности, за которое работодатель (образовательное учреждение) может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.20 КоАП (смотрите, например, решение Красноярского краевого суда от 15.01.2015 N 7п-07/15, решение Свердловского областного суда от 05.06.2013 N 71-231/2013, постановление Новошахтинского районного суда Ростовской области от 23.11.2017 N 5-285/2017).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

31 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Читать еще:  Как вернуть деньги за не состоявшуюся аренду квартиры?

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Учитель без педагогического образования. Ситуация в России

При получении услуги нам хочется гарантий, что они были исполнены профессионалами. Образовательные услуги, особенно для детей, не составляют исключения. Нынче можно услышать различные мнения по поводу «правильности» или «неправильности» работы учителей, не прошедших специального обучения.

В школах крупных городов строго и очень формально относятся к наличию педагогического образования. В то же время в сельских и районных школах порой сложно найти дипломированного специалиста по некоторым предметам. И все же педагогическое образование для учителей обязательно. По закону педагог – «лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету».

Сколько учителей имеют диплом?

По статистическим данным 2002 года, в городских школах Российской Федерации 60,3 % учителей 1–4-х классов имели высшее образование, а в 5–12-х (11-х) классах — 94,1 %. В сельских школах процент педагогов с дипломами соответственно составлял 41,9 % и 87,8 %.

За полтора прошедших десятилетия в российских школах стала ощущаться нехватка педагогов: большинство выпускников педагогических вузов работают не по специальности. По данным опроса ОНФ (Общероссийского народного фронта), проведенного в 2018 году в 82 регионах страны, выяснилось, что перед некоторыми руководителями образовательных учреждений стоит задача латания кадровых «дыр». Например, в 37 % школ страны не хватает учителей по 1–3 предметам, в 8 % – по 4–5 предметам, в 3 % – по 5–10 предметам, а в 0,3 % школах – по более чем 10 предметам. Как следствие, в таких учреждениях учителя ведут уроки по нескольким предметам, заменяя отсутствующих коллег. При этом педагоги сами говорят, что на таких занятиях читают учебник вслух, и на качестве восприятия знаний акцент не ставится.

По данным статистики, больше всего российские школы нуждаются в учителях математики (44 % школ), на втором месте по дефицитным специальностям находятся преподаватели иностранного языка (38 % школ), а также русского языка и литературы (30 % школ). Кроме того, в 26 % образовательных учреждений РФ отсутствуют педагоги начального образования, в 21 % – преподаватели физики, в 15 % – учителя химии. Наконец, 14 % школ нуждаются в историках. При этом учителями по физкультуре и по ОБЖ российские школы укомплектованы полностью.

Может ли человек без педагогического образования устроиться на работу в образовательную организацию?

По мнению преподавателя математики из Рязани Марии Васильевны Никоновой, такое случается. Разумеется, с ведома директора школы. Например, одна ее бывшая коллега окончила еще в советскую эпоху радиотехнический институт. Позднее ее взяли преподавателем информатики без педагогического диплома, т. к. в то время учителя в этой сфере были редкостью. За многолетнюю успешную карьеру никто у нее не требовал документальных подтверждений. Сейчас она по-прежнему работает преподавателем информатики, уже в московской школе. Отмечу, что на вопрос, может ли в школе работать учителем человек без высшего педагогического образования (у работника высшее техническое), юрист однозначно ответит «нет».

По словам Марии Васильевны, если посмотреть в школах районных центров Рязанской области, там работает достаточно много учителей без дипломов по причине нехватки специалистов. Учитель математики утверждает, что этот факт особо не скрывается и никем не осуждается.

Плюсы таких допущений в том, что дети получают знания, — это лучше, чем прочерк в аттестате по данному предмету. При этом среди таких учителей зачастую можно встретить энтузиастов своего дела, по-настоящему любящих свой предмет и работу с детьми.

Минусы заключаются в нехватке у некоторых учителей знания особых профессиональных тонкостей. Общие положения по психологии и педагогике, которые преподают в вузе, вполне можно добрать самостоятельно. А с методикой преподавания предмета дело обстоит иначе. Например, в педагогическом институте будущим математикам объясняется, как правильно ученикам рассказать правила равенства треугольника, какие задачи надо решать перед разбором темы, в какой последовательности и даже в каком количестве.

Учителя из регионов России не очень критически относятся к отсутствию документа об окончании педагогического вуза. Причин на то несколько. Во-первых, все формальности решаются руководством еще до поступления на работу, и при необходимости учитывается опыт предыдущей работы. Во-вторых, все учителя каждые пять лет проходят аттестацию, подтверждая (или нет) уровень своей квалификации. Кроме того, все работающие педагоги раз в два-три года проходят в обязательном порядке курсы повышения квалификации. Наконец, при желании и сильной мотивации талантливый человек может самостоятельно получить недостающие знания – в Сети можно найти огромное количество методической литературы.

По мнению педагога и родителя Ларисы Аликовой, практически все методические приемы, умения, навыки по педагогике и психологии для работы в школе осваиваются по экспресс-программе за 3–4 месяца по направлению школ или в индивидуальном порядке. Бывает и так, что детям более интересно слушать историка-исследователя и журналиста со специализацией по истории, чем кадрового учителя истории. Или хороший инженер может рассказать просто и очень интересно, как работают бытовые приборы. У него имеется больше практического опыта работы, чем у школьного физика. Наконец, учителя без педагогического образования, но с мотивацией и практическим опытом могут вести уроки более интересно, чем обладатели дипломов, все время заглядывающие в свои конспекты. И дети всегда отличают стремление обучить предмету от желания лишь зарабатывать деньги.

При этом очень важен тот факт, что если учитель без диплома осознанно совершил выбор профессии педагога, то со временем ему необходимо получить образование. Сейчас возможностей для этого предостаточно: очная, заочная, дистанционная форма обучения (как за свой счет, так и в рамках бюджета). И как минимум стоит пройти курсы переподготовки учителей – 72, а лучше 144 часа. Инициатива в таком деле будет руководством только приветствоваться.

Что думают родители?

Родители (особенно вдали от Москвы и других крупных городов) с пониманием относятся к трудоустройству учителей без педагогического образования. Существует и другая категория родителей, требующих наличия специального образования и диплома. Например, в одной школе в Чите работает математик без педагогического образования. Часть родителей хотят сменить учителя, они обратились к юристу с вопросом, законны ли их требования, и получили ответ: «Да, родители вправе обратиться с соответствующим заявлением к директору школы либо в управление образования, чтобы разобрались. Из любой ситуации всегда можно найти выход». По закону, как отвечает юрисконсульт, «этот гражданин вообще не имеет права работать в школе, он не соответствует требованиям, предъявляемым к должности учителя математики». Можно поступить и таким образом, однако в реальности у детей (особенно в глубинке) будут отсутствовать уроки по математике.

Читать еще:  Как правильно сформулировать

Иногда от родителей поступают жалобы такого рода: «Какие меры должен предпринять прокурор, если в школе работают учителя, не имеющие педагогического образования и совершившие поступки, несовместимые с педагогической деятельностью?». Примечательно то, что из органов прокуратуры приходят ответы: «Максимум, что может сделать, это внести представление в отдел образования администрации района либо области об устранении препятствий в нарушении закона», «Если выявлены нарушения при проведении проверки, то прокурор может принять меры прокурорского реагирования в виде представления об устранении нарушений». При этом акцент на факте «учителя без педагогического образования» особенно не ставится. Впрочем, если поступки, несовместимые с педагогической деятельностью, совершит учитель, имеющий педагогическое образование, он также не останется безнаказанным. Понятно, что в таких случаях обсуждается вовсе не наличие педагогического образования у школьных учителей.

Профстандарт педагога

В связи с вступлением в силу 1 января 2017 года профессионального стандарта педагога для некоторых сотрудников образовательных учреждений формальности стали иметь решающее значение. К примеру, Павлу Трофимовичу Кузнецову, учителю технологии в ярославской школе, проработавшему более 20 лет без педагогического образования, отказали в праве доработать 2016–2017 учебный год. Дело в том, что Павел Трофимович отказался получить педагогическое образование, и с 01.01.2017 стало считаться, что он не соответствует занимаемой должности.

Что говорят юристы?

Учительница из Пензы рассказала историю своей коллеги: «У нас в школе работает преподавателем физической культуры Алевтина Павловна Киреева, без педагогического образования. По первому диплому она юрист, получила образование дистанционно. При этом Алевтина прошла переподготовку более 500 часов, дистанционно онлайн за три месяца. Она проработала у нас три года, теперь возник вопрос: может ли такой сотрудник работать педагогом в школе? От юристов было получено три ответа:

  1. Нет, не может. Для этого нужно иметь профильное педагогическое образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Это противоречит требованиям профессиональных стандартов в части образования (ст. 195.1, 195.3 ТК РФ). Дистанционная подготовка здесь не поможет.
  2. В соответствии с ФЗ “Об образовании в РФ” (ст. 46) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Если его диплом соответствует этим квалификациям, то он может работать педагогом.
  3. Имеет право работать. Согласно ст. 46 ФЗ “Об образовании в РФ” право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как нетрудно заметить, иметь педагогическое образование совсем не обязательно. Достаточно иметь среднее профессиональное образование (любое, заметьте) и пройти соответствующие курсы повышения квалификации, которые в настоящее время можно просто купить. И вот вы уже педагог. В России без педагогического образования работают тысячи, если не десятки тысяч людей. В нашем городе, например, их по меньшей мере 300 человек».

В то же время, по свидетельству учителя Ильи Максимова, его знакомому, мастеру спорта без педагогического образования отказали в праве работать в спортивной школе в Барнауле.

Как бы ни сложились обстоятельства с кадрами в школе или в профессиональной карьере, всеобщим правилом и нормой в России должны быть учителя с педагогическим образованием. Отсутствие такового должно быть действительно редким исключением.

Правовые ситуации, связанные с нарушением трудовых прав педагогов

4287

0

Пресс-служба Профсоюза. 04.11.2016 Печать

I . Прием на работу молодого специалист в должности «учитель», по срочному трудовому договору.

Сцена: кабинет директора, заходит молодой специалист:

Молодой специалист : – здравствуйте

Директор : – здравствуйте

Молодой специалист : – я пришел трудоустраиваться, мне сказали, что у Вас есть вакансия по должности «учитель математики».

Директор : – да есть, какое у Вас образование? Что заканчивали? Стаж работы по должности «учитель математики» имеете?

Молодой специалист : – у меня высшее образование по специальности «учитель математики». Я закончила АГУ в этом году, стажа работы не имею, но проходила педагогическую практику в разных школах города Астрахани.

Директор : – нам нужен учитель математики в старших классах и нам нужно хорошее качество работы, сможете осилить и дать хорошее качество?

Молодой специалист : – не знаю, постараюсь не подвести.

Директор : – тогда давай сначала заключим с Вами срочный трудовой договор на один год с испытательным сроком, а там посмотрим, если справитесь, то заключим с Вами бессрочный трудовой договор.

Молодой специалист : – хорошо.

Директор : – напишите заявление, укажите в нем на то, что хотите работать по срочному трудовому договору. И можете уже сейчас приступить к работе. Заместитель директора покажет Вам рабочее место.

У нас секретарь находится в отпуске, выйдет через 5 рабочих дней, тогда и заключим с Вами трудовой договор и оформим приказ.

Вопрос: Какие нормы трудового законодательства нарушены и почему?

Ответ:

1. Заключение срочного трудового договора с учителем по основной работе не соответствует положениям статьи 58 и 59 Трудового кодекса Российской Федерации, которые закрепляют правила заключения срочных трудовых договоров, определяя при этом, что трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок ( часть пятая статьи 58 ), направлены на защиту прав работника от произвольного определения работодателем срока заключения трудового договора и носят гарантийный характер (Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 1094-О).

2. Испытательный срок.

В соответствии с пунктом 4 части 4 ст. 70 ТК РФ и спытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня;

3. Форма трудового договора

В соответствии со ст. 67 ТК РФ тр удовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

II . Перевод на другую работу.

Сцена: кабинет директора, заходит учитель начальных классов.

Учитель : – вызывали?

Директор : – Да, Марина Петровна у нас будет Министерская проверка, мы готовимся к нему и в процессе выяснили, что у вас нет соответствующего образования. И мы переводим Вас на должность «учитель русского языка и литературы» в старшие классы.

Учитель : – как нет образования? у меня высшее образование по должности «учитель русского языка и литературы».

Директор : – да, но для продолжения работы в должности «учителя начальных классов» у Вас нет образования по специальности «учитель начальных классов» и нет документа, подтверждающего факт освоения Вами методики преподавания в начальных классах.

Учитель : – я уже 15 лет работаю в должности учителя начальных классов и методику преподавания знаю лучше, чем кто-либо.

Директор : – Марина Петровна, не спорьте со мной, вот приказ о Вашем переводе на должность учителя русского языка и литературы с 01 декабря, подпишите его, идите и работайте, нагрузка у вас немножко увеличится с 18 недельных часов до 23 недельных часов, соответственно заработная плата тоже, в приказе все написано.

Учитель : – но я не хочу работать в должности учителя русского языка и литературы.

Директор : – а что хотите? Чтобы из-за Вас у меня были проблемы? Чтобы меня Министерство наказала? Я уже издала приказ, так что всё решено, не нравится – увольняйтесь, у меня будет меньше проблем, или подписывайте приказ и идите работаете.

Вопрос: Какие нормы трудового законодательства нарушены и почему?

Ответ:

1. Согласно ст. 72.1. ТК РФ Перевод на другую работу – постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения , в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника , за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса ( при временном переводе ).

Обратить внимание на то, что п о письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается ( пункт 5 части первой статьи 77 настоящего Кодекса). Данная норма а ктуальна для тех молодых педагогов, которые получили подъёмные 50 000 рублей и до истечения 3-х лет переводятся на постоянную работу в другую образовательную организацию Астраханской области.

2. Согласно Приказу Минздравасоцразвития от 26.08.2010 года № 761н предъявляются следующие требования к квалификации учителя: в ысшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

III. Увольнение учителя по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ в связи с сокращением штатов учреждения

Сцена: кабинет директора, заходит учитель.

Учитель : – вызывали Светлана Петровна?

Директор : – Да, Мария Владимировна проходите. Помните ! 2 месяца назад я Вас устно предупредила, что у нас проходит процедура по сокращению штатов и возможно, вы будете сокращены с должности учителя математики, в связи с нехваткой бюджета.

Учитель : – Да помню.

Директор : – так вот! Прошло уже 2 месяца с момента предупреждения. Мы провели всю процедуру сокращения согласно трудовому кодексу, предупредили Профсоюз, учитывали преимущественное право каждого учителя математики и решили, что именно Вы попадаете под сокращение.

Учитель : – как же так? Я веду 22 недельных часов, мои две коллеги ведут по 25 недельных часов, а Вы решили меня сократить? Кто же будет вести мои часы? Потом я хорошо работаю, не имею дисциплинарных взысканий.

Директор : – Ваши часы будут распределены между двумя коллегами по 11недельных часов каждому. Итого у них будет по 36 недельных часов, что не является нарушением.

Учитель : – а Профсоюз одобрил моё увольнение, Вы учитывали мнение Профсоюза?

Директор : – Мария Владимировна Вы член Профсоюза?

Учитель : – нет.

Директор : – Мы это знаем, а так как вы не член Профсоюза, закон не обязывает работодателя в этом случае учитывать мнение Профсоюза и поэтому, Мы не обязаны спрашивать мнение Профсоюза.

Учитель : – у нас же была вакансия учителя физики, переводите меня на должность учителя физики хотя-бы. Почему Вы мне не предлагали перевод?

Директор : – мы вчера приняли на эту должность другого работника. Сегодня у нас нет вакансии. Поэтому, Мария Владимировна! Вот приказ о Вашем увольнении по сокращению, подпишите его и идите.

Вопрос: Какие нормы трудового законодательства нарушены работодателем?

Какие права и обязанности у учителя?

Ответ :

1. О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).

2. В соответствии с частью 3 статьи 81 и частью 1 статьи 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу , т.е. увольнение по сокращению численности или штата работников допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Данная норма обязывает работодателя предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии от даты уведомления и до даты увольнения.

Работодатель может предложить увольняемому работнику должность работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком.

3. В случае сокращения члена Профсоюза, в соответствии Отраслевым трехсторонним соглашением между Министерством образования и науки Астраханской области, Астраханской областной организацией Профсоюза образования и Объединением работодателей на 2015-2018г.г. и статьями 22, 82, 371, 373 ТК РФ, работодатель обязан согласовывать с выборным органом первичной профсоюзной организации увольнение члена Профсоюза с направлением в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector