Как долго ОБЭП рассматривает заявление?
Expertrating.ru

Юридический портал

Как долго ОБЭП рассматривает заявление?

Новый порядок рассмотрения обращений в системе МВД России: сравнение закона и инструкции

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Для реализации указанного права законодатель разработал Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (далее – Закон), который распространяет свое действие на все обращения граждан, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ст. 1 Закона).

Во исполнения указанного закона органы государственной власти утвердили собственные приказы, призванные конкретизировать порядок рассмотрения обращений граждан в том или ином ведомстве 1 . 28 января 2014 года вступил в силу Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 “Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации”.

Сравним основные положения Закона и принятой в соответствии с ним Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Инструкция МВД России).

Таблица. Сравнение Закона и Инструкции МВД России

Объект сравнения Закон Инструкция МВД России
Порядок рассмотрения обращений граждан
Требования к письменному обращению Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать наименование органа, в который направляется, или фамилию, имя, отчество должностного лица, или его должность; фамилию, имя, отчество гражданина; адрес для направления ответа; личную подпись и дату; документы и материалы либо их копии, относящиеся к рассматриваемому вопросу (прилагаются в случае необходимости) (ст. 7 Закона; п. 21 Инструкции МВД России)
Способ отправки обращения Не указан По почте, факсу, через официальный сайт, дежурную часть территориального органа МВД России, посредством федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, на личном приеме, через ящик для обращения граждан, установленный в здании МВД (п. 27)
Сроки выемки корреспонденции из почтового ящика Не указаны Не реже одного раза в день (п. 29)
Сроки регистрации обращений Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления (ст. 8) Жалобы на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг – не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления; прочие обращения – в течение трех дней со дня поступления (п. 37)
Перенаправление обращения Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в те органы и тем должностном лицам, решение или действия (бездействие) которых обжалуются (ст. 8 Закона; п. 67 Инструкции МВД России)
Обращение, содержащее информацию о преступлении или об административном правонарушении Не указано Регистрируется, учитывается, докладывается руководителю территориального органа и с его поручением передается в дежурную часть для незамедлительной регистрации в Книге учета сообщений о преступлениях (п. 69)
Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа Подлежит направлению в семидневный срок в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, о чем письменно уведомляется гражданин (ст. 8 Закона; п. 71 Инструкции МВД России)
Срок рассмотрения обращений 30 дней (ст. 12) 30 дней. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения до даты подписания окончательного ответа гражданину (п. 91)
Продление срока рассмотрения обращения В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина (ст. 12 Закона; п. 93 Инструкции МВД России)
Результат рассмотрения обращения 1. Ответ по существу всех поставленных вопросов.
2. Уведомление:

  • об оставлении обращения без ответа по существу с изложением причин;
  • о возвращении обращения;
  • о переадресации обращения;
  • о прекращении переписки;
  • о невозможности дать ответ по существу (ст. 5, ст. 10, ст. 11)
1. Ответ по существу всех поставленных вопросов.
2. Уведомление:

  • об оставлении обращения без ответа по существу с изложением причин;
  • о возвращении обращения;
  • о переадресации обращения;
  • о прекращении переписки;
  • о невозможности дать ответ по существу;
  • о списании обращения в номенклатурное дело без ответа (п. 68, п. 76, п. 113, п. 147)
Действия с оригиналами личных документов Не указано Возвращаются гражданину путем личного вручения под расписку или иным способом, обеспечивающим их сохранность (п. 115)
Ознакомление с материалами, снятие копий Не указано Данное решение принимается руководителем органа внутренних дел или самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела и оформляется заключением. На заключении проставляется отметка об ознакомлении гражданина с материалами по обращению, которая заверяется его подписью (п. 116)
Обращения, содержащие аудио- и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов Не указано Рассматриваются по существу только при изложении их сути в текстовой части. В ином случае гражданину направляется уведомление о невозможности рассмотрения его обращения как некорректного по изложению (п. 127)
Рассмотрение анонимных обращений Ответ на анонимное обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о противоправном деянии, а также о лице, причастном к нему, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией (ст. 11) Анонимные обращения, содержащие сведения о противоправном деянии, а также о лице, причастном к нему, подлежат перенаправлению в соответствии с компетенцией. Анонимные заявления, содержащие информацию о террористическом акте, передаются в дежурную часть для незамедлительной регистрации в книге учета сообщений о преступлениях. Решение о целесообразности проведения проверки по анонимному обращению, не содержащему указанных выше сведений, принимает руководитель органа внутренних дел (п.п. 129 – 132)
Прекращение переписки Руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином с его обязательным уведомлением при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу (ст. 11) Происходит по решению руководителя органа внутренних дел по мотивированному заключению о признании неоднократного обращения безосновательным с обязательным уведомлением заявителя. Последующие обращения проверяются на предмет отсутствия новых доводов и обстоятельств, требующих дополнительной проверки, и без рассмотрения по существу списываются в дело. Ответы на такие обращения не даются (п. 135, п. 136)
Требования к ответу на обращение Не указано Ответ на обращение должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным, а также содержать ссылки на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия решения (п. 145)
Оставление обращения без ответа по существу Ответ на обращение не дается, если:

  • в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего его, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • в обращении обжалуется судебное решение;
  • в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • текст письменного обращения не поддается прочтению;
  • переписка с гражданином прекращена;
  • невозможно подготовить ответ без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну (ст. 11)
Ответ на обращение по существу поставленных вопросов не дается (о чем письменно уведомляется заявитель в течение семи дней со дня регистрации обращения), если:

  • обращение признано некорректным;
  • обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел;
  • в обращении обжалуется судебное решение;
  • невозможно подготовить ответ без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну (п. 147)
Ответы на коллективные обращения Не указано Ответ направляется на имя гражданина, указанного в обращении первым или в качестве адресанта, либо в организацию с пометкой, что ответ направляется на коллективное письмо (п. 151)
Порядок организации и проведения личного приема граждан
График приема Личный прием граждан проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан (ст. 13) Прием руководящим составом органа внутренних дел осуществляется по графику, который предусматривает в том числе прием в течение трех часов один раз в месяц в субботний день, а также один раз в неделю в рабочий день с 17.00 до 20.00. Прием начальником территориального органа и его заместителями осуществляется не менее одного раза в месяц, начальниками самостоятельных подразделений – по мере необходимости (п. 177, п. 179)
Запись на прием Не указано Допускается прием по предварительной записи, которая осуществляется уполномоченным сотрудником подразделения делопроизводства при личном обращении гражданина или по телефону, а также путем направления обращения. Отсутствие предварительной записи не является основанием для отказа в приеме (п. 181, п. 183)
Документы, предъявляемые при приеме Гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность (ст. 13 Закона; п. 185 Инструкции МВД России)
Порядок проставления отметок на письменном обращении, полученном в ходе приема Не указан На первом листе полученного в ходе приема письменного обращения проставляется отметка “Принято на личном приеме”. По просьбе гражданина аналогичная отметка может быть проставлена на копии обращения (п. 195)
Досрочное прекращение приема Не указан В случае грубого, агрессивного поведения гражданина прием прекращается, о чем делается запись в учетной форме (п. 198)
Отказ в личном приеме Не указан Граждане с признаками алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения на прием не допускаются (п. 198)
Читать еще:  Выдача разрешения на выезд несовершеннолетнего ребенка

Как видно из сравнительной таблицы, Инструкция МВД России разработана в соответствии с Законом и призвана раскрывать и конкретизировать его нормы применительно к органам МВД России. В ней содержатся такие нюансы, не указанные в самом Законе, как действия должностных лиц с оригиналами личных документов, с обращениями, содержащими аудио- и видеозаписи; порядок ознакомления заявителя с материалами проверки, в том числе с применением технических средств. Безусловно, Инструкция МВД России позволит лучше организовать работу системы МВД России и избежать разночтений, вызванных отсутствием правового регулирования.

Скажите пожалуйста сколько срок проверки ОБЭП.

В течении 30 календарных дней, с момента вынесения постановления о проведении проверки, сотрудники ОБЭП должны составить акт по итогам.

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

[Уголовно-процессуальный кодекс РФ] [Глава 19] [Статья 144]

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

9. После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличи

Чем может закончиться проверка ОБЭП

Задача сотрудников ОБЭП — собрать доказательства экономического преступления, а затем передать их в следственный комитет. В этой статье разбираемся, что считается экономическим преступлением, когда и к кому ОБЭП может прийти с проверкой и какие могут быть последствия.

ОБЭП — отдел по борьбе с экономическими преступлениями — еще в 2011 году переименовали в ОЭБиПК — отдел экономической безопасности и противодействия коррупции. Но в статье мы будем использовать старое название, чтобы получить побольше трафика из поиска.

Какие преступления считаются экономическими

Экономические преступления — это обман покупателей, государства или других компаний с целью получить прибыль. Такими преступлениями считаются продажа поддельных кроссовок, взятки, контрабанда и подделка бухгалтерских отчетов для уменьшения налогов.

Все виды экономических преступлений описывает восьмой раздел уголовного кодекса, в нем 58 статей. Вот несколько преступлений в сфере экономики, которые могут стать основанием для проверки ОБЭП.

Преступление
Пример

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности

Угрожать владельцу магазина ограблением и требовать платить за безопасность

Продавать варежки в инстаграме без регистрации ИП

Незаконная розничная продажа алкогольной продукции

Продавать коньяк и водку без регистрации ООО и лицензии

Незаконное использование средств индивидуализации товаров

Шить и продавать поддельные кроссовки с логотипом «Nike»

Контрабанда табачных изделий

Провезти через таможню три ящика сигарет или табака без оформления

Читать еще:  Передача управления автомобилем лицу в нетрезвом состоянии статья

Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок

Дать взятку отделу закупок, чтобы победить в тендере

Легализация денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Открыть салон красоты, чтобы отмывать деньги от продажи наркотиков и оружия

Основания для проверки ОБЭП

Экономическими преступлениями занимается специальный отдел — ОБЭП. Задача отдела — выявить признаки преступлений, найти и собрать доказательства, чтобы затем передать их в органы предварительного следствия. Для этого и проводят проверки.

Еще ОБЭП может прийти с проверкой из-за коррупционных преступлений — это дача и требование взятки, подкупы должностных лиц.

Для проверки ОБЭП нужны основания:

  • сообщение о преступлении. Обычно такие сообщения получают от оперативного дежурного из полиции;
  • письменное поручение следователя или дознавателя;
  • заявление от любого человека.

Бывали случаи, когда проверки начинались по заявлениям от анонимных информаторов.

Когда ОБЭП получает сообщение, поручение или заявление, он разрабатывает план оперативного мероприятия. Это может быть поездка в офис с осмотром помещения или изъятием документов, которые как-то подтверждают преступление. Еще могут получить санкцию суда на прослушку телефонов компании или слежку.

Полномочия сотрудников ОБЭП при проверке

Сотрудники ОБЭП могут проверять организации, ИП и физлиц. Все проверки ОБЭП — внеплановые и без предупреждения.

Во время проверки сотрудники могут:

  • осматривать помещения. Например, магазин предпринимателя, в котором продают и хранят нелегальный алкоголя;
  • проводить выемки. Выемка — это когда сотрудники ОБЭП приезжают в помещение компании за определенными предметами или документами. Ее проводят по поручению следователя или дознавателя рамках уголовного дела;
  • назначать экспертизы — брать образцы почерка директора компании, а потом проводить сравнительный анализ;
  • опрашивать владельца компании и сотрудников.

Еще могут прослушивать телефоны, следить за владельцем компании, проводить контрольные закупки и внедрять агентов под прикрытием.

ОБЭП пришел с проверкой. Что говорить

Как только сотрудник ОБЭП пришел в офис или магазин, он должен показать свое удостоверение.

В настоящем удостоверении сверху будет полное наименование органа: «Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции», печать и фотография. В поддельных удостоверениях часто изменяют одно-два слова в наименовании органа.

Если есть подозрения, что удостоверение — подделка, нужно позвонить в ОБЭП своего района и узнать, проводится ли проверка. Еще можно позвонить в дежурную часть УВД или ГУВД и спросить, есть ли такой сотрудник у них в штате.

Обычно сотрудники ОБЭП объясняют, что проверка проводится по заявлению, и просят позвать директора компании или начальника. Затем осматривают помещения и опрашивают директора и сотрудников.

В идеальном мире к опросам ОБЭП готовятся заранее с юристом, а в реальном нужно запомнить главное: отвечать коротко и только на тот вопрос, что задают.

Вопрос ОБЭП
Опасный ответ
Коротко и по существу

Вы торгуете поддельным алкоголем?

Лично я — нет, в магазине какой-то алкоголь продают, но кажется, что он настоящий

Ваш работодатель занимается отмыванием денег?

Отмывание — это что? Не знаю, какие-то люди иногда приносят деньги, но это не мои работодатели

Мне не ясна суть вопроса

Кем и как давно вы здесь работаете? Что входит в ваши обязанности?

Я продавец, здесь работаю год, продаю товары, иногда подписываю договоры на поставки товаров и налоговые декларации

С января 2018 года, продавец, отпускаю товары покупателям, пробиваю кассовые чеки, рассчитываю покупателей, слежу за сроком годности товаров

Все ответы ОБЭП записывает на бумаге, а потом сотрудники компании ставят подпись: «С моих слов записано верно, мною прочитано». Расскажите сотрудникам, что записано должно быть слово в слово, а если где-то неверно — нужно исправлять на верный вариант. Эти ответы могут использовать против компании, и для возбуждения уголовного дела тоже.

Еще у сотрудников есть право отказаться от опроса на основании 51-й статьи, чтобы не свидетельствовать против себя.

Если ОБЭП посчитает нужным, может изъять документы, компьютеры, жесткие диски или товары, если компанию проверяют из-за торговли нелегальным алкоголем, подделками.

Лучше не мешать сотрудникам ОБЭП проводить проверку, иначе это могут посчитать воспрепятствованием предварительному расследованию, а значит, появится основание для уголовного дела по статье 294.

Стандартный срок проверки — 30 дней, но если руководитель ОБЭП или прокуратура решат, что нужно собрать больше материалов, проверка будет идти дольше.

Результаты и последствия проверки ОБЭП

Допустим, сотрудники ОБЭП пришли осмотреть помещение или забрать документы. Значит, они должны составить протокол осмотра помещения или выемки документов, в котором предприниматель может написать замечание, к примеру:

  • мне не было предоставлено постановление о проведении конкретного оперативно-розыскного мероприятия;
  • я против изъятия всех документов, потому что они не относятся к материалам проверки.

Если сотрудники ОБЭП изъяли у компании документы и технику, они должны дать предпринимателю возможность сделать их копии на бумаге или флешке, диске сразу или в течение пяти дней. Это нужно, чтобы компания могла продолжать работу.

Итогом проверки ОБЭП может быть два результата:

  • ничего не нашли. Если прошло 30 дней — это стандартный срок проверки ОБЭП, — но никаких признаков преступления не нашли, компании должны вернуть документы, технику и всё, что изъяли. А затем вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • нашли признаки экономического преступления. Например, на складе обнаружили поддельный алкоголь или в офисе компании нашли фальшивые деньги, тогда материалы передают следователю или дознавателю, и уже он решает, нужно ли возбуждать уголовное дело.

Если ОБЭП изъял часть документов и не нашел признаков преступления, теоретически с проверкой могут прийти еще раз. Но приходить каждый день не получится: слишком частые проверки можно обжаловать через руководителя ОБЭП, прокуратуру или федеральный суд.

Нюансы оформления заявления по факту мошенничества. Подача в ОБЭП и образец документа

Мошенничество как правонарушение предусматривается двумя законодательными актами – УК РФ в статье 159 и КоАП РФ в статье 7.27.

Различие между ними пролегает в разной степени общественной опасности: в случае КоАП РФ это меньшая сумма похищенных средств (до 2 500 рублей). Куда обращаться по факту мошенничества и чего ждать – читайте далее.

Почему именно ОЭБиПК?

Аббревиатура ОЭБиПК расшифровывается как отдел экономической безопасности и противодействия коррупции. Ранее данный орган назывался иначе – ОБЭП (отдел по борьбе с экономическими преступлениями). ОЭБиПК является структурным подразделением МВД РФ. В компетенцию органа входит защита и охрана экономической безопасности страны.

Согласно п. 1 ст. 40 УПК РФ, ОЭБиПК относится к органам дознания. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, дознание производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 159 УК РФ и ч. 1 специализированных статей о мошенничестве. То есть в ОЭБиПК нужно обращаться в случае основного, неквалифицированного состава статьи 159 и в неквалифицированных составов специализированных статей.

Что касается мошенничества как административного правонарушения, то оперуполномоченные (к которым и относятся сотрудники ОЭБиПК) имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях (пункт 1.3.2 Приложения № 1 к приказу МВД России от 30.08.2017 № 685) и выносить определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Как найти нужный ОЭБиПК?

В каждом городе имеется свое подразделение данного отдела. Определить нужный ОЭБиПК для проживающих в большом городе можно следующим путём:

  • выяснить, к какому району относится адрес, по которому проживает заявитель (это можно сделать при помощи интернет-поисковика или адресной книги);
  • вбить в интернет-поисковике «отдел полиции» и далее указать район.

Как составить бумагу?

В каждом отделе полиции имеется бланк с образцом заявления о преступлении, который при обращении заявителя попросят заполнить (о том, как написать заявление в полицию по факту мошенничества, читайте тут). Но если вы все-таки решили писать заявление самостоятельно, нужно помнить о главном требовании, предъявляемом статьей 141 УПК РФ: письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

Иных требований УПК РФ к заявлению о преступлении не предъявляет. Поэтому стоит обратиться к общим требованиям для обращения гражданина, закрепленным в статьей 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Согласно данной статье в заявлении нужно указать:

  1. В шапке документа – название органа, в который подается заявление (отдел полиции либо отдел ЭБиПК), данные заявителя (ФИО, дату рождения, адрес, телефон).
  2. Название документа – «Заявление о преступлении» или «Заявление по факту мошенничества».
  3. В тексте документа, после названия – суть заявления (обстоятельства произошедшего преступления). После изложения обстоятельств – просительная часть. В центре «ПРОШУ:» и пункт «1. Привлечь к уголовной ответственности (ФИО виновного лица, если известно)».
  4. В конце обязательна приписка следующего содержания: «Об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по статье 306 УК РФ предупрежден(а)».
  5. После текста – перечень доказательств, подтверждающих суть заявления (скриншоты переписки, видео-, аудиозапись и прочее).
  6. Внизу слева после перечня – дата подачи заявления.
  7. Внизу справа ниже даты – подпись заявителя с расшифровкой.
  • Скачать бланк заявления в ОБЭП по факту мошенничества
  • Скачать образец заявления в ОБЭП по факту мошенничества
Читать еще:  Как вернуть деньги за консультации через интернет?

Подробно о том, как составить заявление о мошенничестве и куда его подавать, читайте в этом материале.

Что может быть доказательством?

Статья 74 УПК РФ закрепляет перечень доказательств в уголовном процессе. К ним относятся:

  • показания предполагаемого злоумышленника;
  • показания потерпевшего либо свидетеля;
  • заключение и показания эксперта или специалиста;
  • вещественные доказательства;
  • протоколы следственных и судебных действий;
  • иные документы.

Статья 26.2 КоАП РФ, помимо указанных выше, называет:

  • протокол об административном правонарушении и иные протоколы в соответствии с КоАП РФ;
  • объяснения предполагаемого правонарушителя;
  • показания специальных технических средств.

Посмотреть другие советы и рекомендации о том, как можно доказать факт мошенничества можно здесь.

Каков порядок рассмотрения?

После подачи заявления по факту мошенничества в случае административного правонарушения должно быть возбуждено дело об административном правонарушении. По смыслу ст. 28.7, дело должно быть возбуждено сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения.

Копию определения о возбуждении дела в течение суток высылают либо вручают под расписку заявителю (п. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ). Далее должностное лицо проводит административное расследование, срок которого – 1 месяц, в исключительных случаях может быть продлен до 6 (п. 5 ст. 28.7). По итогам расследования выносится:

  • протокол об административном правонарушении в отношении виновного лица;
  • постановление о прекращении дела об административном правонарушении, если выявить ничего не удалось.

В уголовном процессе сотрудник ОЭБиПК проверит сообщение о преступлении и примет по нему решение не позднее 3 суток, максимальный срок продления – не более 30 суток (п. 1, 3 ст. 144 УПК РФ). В ходе проверочных мероприятий оперуполномоченный должен получить от заявителя, свидетелей, злоумышленника (при наличии) объяснения, изучить необходимые доказательства. По итогам оперуполномоченный выносит постановление:

  • о возбуждении уголовного дела;
  • о передаче дела по подследственности (в другой орган);
  • об отказе в возбуждении уголовного дела.

Есть ли шансы вернуть свои деньги?

Шансы на возврат денежных средств у заявителя, как показывает практика, практически ничтожны. Связано это с высокой сложностью таких дел. Мошенников крайне тяжело вычислить, принадлежащие им счета, телефоны, адреса зарегистрированы на других людей, а похищенные деньги быстро выводятся путем размена, покупки товаров и т.д. Как правило, такие правонарушения имеют межрегиональный характер. В таком случае расследованию препятствует разобщенность правоохранительных органов.

Куда еще можно обратиться?

В случае мошенничества можно обратиться с заявлением в прокуратуру. Туда же следует обжаловать решения по делу сотрудника ОЭБиПК. В гражданском порядке можно обратиться в суд. Для этого необходимо составить исковое заявление о взыскании денежных средств.

Но уголовный процесс также предусматривает процедуру гражданского иска во время судебного разбирательства по уголовному делу (ст. 44 УПК РФ). В суд можно также обжаловать акт полиции или прокуратуры по данному делу.

Таким образом, расследованием мошеннических правонарушений занимается ОЭБиПК как одно из структурных подразделений МВД РФ. Административный и уголовный порядок определяются в зависимости от суммы нанесенного мошенником ущерба. Расследование по данной категории дел одно из самых сложных и, тем не менее, заявлять о совершении в отношении вас мошенничества можно и нужно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Срок вынесения решений по заявлениям и порядок действий при неполучении ответа

Определенный срок рассмотрения заявления в полиции установлен в связи с тем, что сотрудники правоохранительных структур загружены работой, поэтому не могут принять решение по вашему заявлению сиюминутно, тем более в большинстве случаев необходима дополнительная проверка изложенных доводов.

Решение по заявлению

Как только ваше заявление о совершенном преступлении было зарегистрировано, а вы получили квиток о регистрации, оперативный дежурный полицейской части, куда вы обратились, должен принять незамедлительные меры оперативного реагирования, т.е. выехать на место происшествия, принять меры к установлению лиц, причастных к преступлению, установить обстоятельства и т.д.

По каждому обращению в правоохранительные органы должно быть принято соответствующее решение.

По окончанию проверки и установления всех обстоятельств должно быть вынесено одно из следующих постановлений:

Сроки рассмотрения заявления о преступлении в полиции могут продлеваться до 10, а то и 30 суток. По окончанию этого времени выносится решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Кстати, о законных основаниях и причинах для отказа в возбуждении дела вы можете узнать в этой статье https://lexconsult.online/8089-na-osnovanii-chego-mogut-otkazat-v-vozbuzhdenii-ugolovnogo-dela

Чтобы тщательно контролировать сроки рассмотрения вашего обращения, при его подаче потратьте несколько минут свободного времени и получите талон-уведомление. Не лишним будет сделать две копии заявления и попросить расписаться на вашем экземпляре лицо, принявшее заявление, а также проставить дату и время.

Подавайте заявления только согласно территориальности – это увеличит скорость рассмотрения обращения, а также оперативность принятого решения. В случае если заявление или сообщение было подано не в соответствии с компетенцией либо же не по территориальности, то оно подлежат передаче в соответствующие подразделение (орган), а о принятом решении уведомляется заявитель, которому также должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения. Подробнее о подсудности уголовных дел мы расскажем здесь

Дополнительная проверка

Чаще всего для принятия законного и правильного решения по материалам проверки недостаточно отведенных законом трех суток. В этом случае сроки продляются по мотивированному постановлению лица, проводящего проверку, до десяти, а в исключительных случаях до тридцати суток.

Любое из принятых решений должно пройти согласование у руководителя подразделения. Если руководитель не согласен с решением, он его отменяет и направляет материал на дополнительную проверку. Количество таких отмен и направлений материалов обратно исполнителю законом не ограничено и может быть бесконечно.

В соответствии с законодательством заявитель должен быть уведомлен обо всех решениях: продление сроков, приостановление, вынесение решения, отмена решения и новое рассмотрение, опять решение и т.д. Но, на практике это не всегда соблюдается, и заявитель уведомляется только о принятом окончательном решении.

Юридическое описание процедуры

Порядок и сроки рассмотрения заявлений и обращений граждан о преступлениях строго определены в УПК РФ и закреплены в 144 статье указанного законодательного акта.

Еще один закон, закрепляющий порядок проведения проверок по заявлениям и обращениям, «О порядке рассмотрения обращений граждан» гласит, что заявления, поступающие в любые государственные органы, должны быть рассмотрены не позднее, чем в течение 30 суток с момента регистрации.

Что делать, если ответ не получен

Если результат проведенной по вашему заявлению проверки вас не устраивает, можно обжаловать вынесенное сотрудником правоохранительных структур постановление.

Обжаловать решение можно в прокуратуру, вышестоящему руководителю лица, принявшего решение, в суд. Сразу во все инстанции рассылать письма не нужно, действуйте поэтапно: если отказали в одном органе, обратитесь в другой.

Ответ на обращение (ходатайство, заявление) должен быть направлен заявителю и прокурору в срок, не позднее чем 24 часа с момента принятия решения. В постановлении должен быть разъяснен порядок обжалования со ссылками на закон и указанием конкретных органов, куда можно обжаловать решение.

Если срок возбуждения уголовного дела после подачи заявления прошел, а заявитель так и не получил никакого ответа, то не лишним будет узнать, что с документом. Для этого можно обратиться в правоохранительный орган, куда было подано заявление, и предъявить талон-уведомление.

Не принятие должных мер по заявлению лица в установленные законом сроки трактуется как бездействие должностного лица и влечет ответственность в соответствии с законодательством. О том, как написать жалобу на бездействие должностного лица мы расскажем здесь https://lexconsult.online/7631-obzhalovanie-nezakonnyh-deistvii-politsii-primery-situatsii-obraztsy-zhalob

Полезное видео для вас — как подать заявление в полицию:

Прежде чем писать опротестование или обжалование решения, изучите материалы проверки, направив соответствующее ходатайство заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если решение или неполучение ответа о принятом решении обжалуется в суд, то подавать такую жалобу необходимо в суд первой инстанции по месту нахождения органа, принявшего решение. У суда установлено пять суток с момента получения обращения на рассмотрение и принятие законного решения. Жалоба рассматривается на судебном заседании, о времени и дате проведения которого заявитель уведомляется дополнительно. Если и здесь решение принято не в вашу пользу – обратитесь в вышестоящий суд.

Помните, что в случае, когда вы показываете свою юридическую подкованность, сотрудники правоохранительных органов охотнее соблюдают установленные законом срок реагирования на заявление в полицию и направления соответствующей копии принятого решения или промежуточного уведомления в ваш адрес.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector