Как можно изменить показания несовершеннолетнего?
Expertrating.ru

Юридический портал

Как можно изменить показания несовершеннолетнего?

Могут ли допрашивать несовершеннолетнего без родителей

Допрос детей, не достигших возраста 18 лет, — это процесс, особенности проведения которого прописаны в статьях 191 и 280 Уголовно-процессуального кодекса, в статье 179 Гражданско-процессуального кодекса и статье 25.6 Кодекса об административных правонарушениях. Законом регламентируется, имеют ли право допрашивать несовершеннолетнего без родителей следственные органы, и в каких случаях это возможно.

Из-за психологических и нравственных особенностей раннего возраста несовершеннолетних их допрашивают по особым правилам.

Почему к допросу несовершеннолетних предъявляют особые требования

Если малолетние свидетели не являются подозреваемыми или потерпевшими, к их допросу прибегают только в крайних случаях. Правовая практика показывает, что:

  • подобные события вызывают у детей большой стресс;
  • несовершеннолетние легко внушаемы, поэтому к их показаниям относятся с осторожностью;
  • несовершеннолетние, особенно в стрессовой ситуации, быстрее забывают произошедшие события и подробности, связанные с ними;
  • подростки могут давать неправдивые показания из-за страха выглядеть плохо в глазах своих сверстников или из-за того, что стыдятся событий, которые произошли.

Любая из этих особенностей или они все вместе могут значительно влиять на достоверность информации, полученной от несовершеннолетних детей в ходе допроса.

Особенности допроса несовершеннолетних

Вызов на допрос несовершеннолетнего без присутствия родителей в правоохранительные органы или в суд обычно осуществляют через законных представителей ребенка. Однако, по УПК РФ, вызов на допрос могут направить не только через родителей, но и через администрацию школы. Вручить повестку лично в руки несовершеннолетнему или вызвать на допрос по телефону допускается только в том случае, когда требуется явиться немедленно (или если есть предположение, что общение с законными представителями может повлиять на правдивость показаний).

Уголовно-процессуальный кодекс установил следующие правила проведения допроса несовершеннолетних:

  • при допросе ребенка до 16 лет или ребенка старше, но страдающего психическими расстройствами, обязательно присутствие педагога или психолога;
  • в возрасте допрашиваемого от 16 до 18 лет вопрос об участии на допросе педагога решается судом или следственными органами;
  • в качестве педагога приглашают лицо с соответствующим высшим образованием, не заинтересованное в исходе дела;
  • допрос детей до 7 лет нельзя проводить без перерыва больше получаса, в общей сложности допускается допрашивать не дольше часа в день;
  • в возрасте от 7 до 14 лет допрос длится без перерыва не больше часа, а в общей сложности не дольше двух часов в день;
  • допрос детей старше 14 лет проводят не дольше двух часов, в общей сложности не больше четырех часов в день;
  • несовершеннолетних до 16 лет не предупреждают об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний, но разрешено указывать им на необходимость говорить правду.

Может ли полиция допрашивать несовершеннолетнего без родителей

Законом закреплен порядок проведения допроса и указано, кто и в каких случаях может на нем присутствовать. В 280 статье УПК РФ говорится, что допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится с обязательным участием его законного представителя (если проводится следственный опрос несовершеннолетнего без родителей в школе, родители вправе написать жалобу в прокуратуру, ссылаясь на эту статью). Если присутствие родителей или одного из них противоречит интересам ребенка (ребенок — свидетель или потерпевший в ситуации, где замешаны его родители), пунктом 3 статьи 191 УПК РФ допускается опрос несовершеннолетнего без родителей в полиции. Но даже в этом случае следователь обязан найти другого законного представителя, который будет участвовать при допросе.

В случае незначительных административных нарушений допрос свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится, при необходимости, в присутствии законного представителя (статья 25.6 КоАП РФ). Из этого следует, что в подобных ситуациях следователи могут провести допрос и без родителей, но с обязательным участием психолога или педагога.

Полиция в работе с несовершеннолетними придерживается указаний уголовно-правового кодекса. В общем случае, допрос ребенка без родителей (например, допрос ребенка без родителей в школе) допускается только после оповещения родителей и с их согласия на подобные действия.

Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних

Большое внимание следователем должно быть уделено правильному процессуально-криминалистическому оформлению показаний несовершеннолетнего. В случае нарушения требования, предъявляемых к процессуальной фиксации, показания несовершеннолетнего не могут быть использованы в качестве источников доказательств. В фиксации показаний необходимо выделить процессуальный и криминалистический аспекты. В процессуальном аспекте фиксация доказательств создает условия, при которых фактические данные могли бы использоваться в качестве доказательств, т.е. эта сторона выражает деятельность по реализации процессуальной формы, требуемой законом.

Фиксация фактических данных представляет собой деятельность следователя и иных управомоченных на то лиц, направленную на сохранение, удостоверение и процессуальное оформление собранной информации для дальнейшего исследования в доказательственных целях. К тактическим приемам удостоверительного характера относятся протоколирование, применение звуко- и видеозаписи. Протоколирование является основной и обязательной формой фиксации хода и результата допроса. Тактической особенностью хода и результата допроса несовершеннолетнего является то, что протокол целесообразно составлять после завершения устной части допроса, а не в ходе его. При записи показаний несовершеннолетнего нужно стремиться как можно полнее сохранить обороты речи допрашиваемого, характеризующие уровень его развития, окружающую среду и привычки; следователь не должен употреблять несвойственные несовершеннолетнему выражения, так как это снижает значение его показаний, вызывая сомнения в объективности проведенного допроса. И если сам следователь, проводивший допрос, имеет возможность подойти к оценке показаний несовершеннолетнего с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, то остальные участники процесса, которые в силу тех или иных причин могут ознакомиться с показаниями несовершеннолетнего только по протоколу, такой возможности лишаются. Да и проводивший допрос следователь может оказаться в таком же положении, если по делу проходит не один, а несколько несовершеннолетних свидетелей, показания которых он стремиться записать гладкими и отшлифованными, по одному стандарту. А в тех случаях, когда вызов в суд свидетеля, допрошенного на предварительном следствии, по каким-либо причинам невозможен, гладкость, «взрослость» показаний, употребление несвойственных данному возрасту оборотов (тем более одинаковых у нескольких свидетелей) могут быть расценены судом как данные под чьим-то влиянием.

Читать еще:  Чем регулируется действие диплома РФ на всей ее территории?

Кино- и видеозапись позволяют полно и детально зафиксировать обстановку, в которой производился допрос. Звукозапись целесообразно применять:

  • · при допросе малолетних, очевидцев и иных добросовестных свидетелей и потерпевших при необходимости фиксации обстановки допроса;
  • · при допросе несовершеннолетних, дело о которых прекращено в связи с недостижением возраста уголовной ответственности, находящихся под влиянием родителей или иных лиц, заинтересованных в исходе дела Якуб М.Л. Показания свидетелей и потерпевших. М.: Изд-во МГУ, 1998.

Анализ и оценка хода и результатов допроса предполагают мыслительную, логическую деятельность следователя, в процессе которой им устанавливается относимость, допустимость, достоверность, значимость полученных показаний.

Тактические особенности анализа и оценки результатов допроса несовершеннолетнего предполагают, что эта оценка производится не только на основе памяти следователя и фиксированных им протокольно фактов, но и на основе сведений, полученных из бесед с родителями подростка, педагогом, его друзьями, которые с ними общались. Окончательная оценка показаний несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых может быть осуществлена лишь на завершающем этапе расследования преступления, поскольку для определения достоверности и недостоверности этого источника доказательств необходимо, чтобы были собраны все доказательства по делу, при учете процессуального статуса допрошенного подростка. Как правило, на первоначальном этапе расследования следователю очень сложно, а подчас просто невозможно судить о достоверности получаемых показаний, будь то допрос несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего или подозреваемого подростка. Недостаток информации о расследуемом событии и личность допрашиваемого, а также временные ограничения, связанные со множеством выездов на место происшествия и большим объемом работы, неизбежно сказываются на результатах первых допросов. В силу этого преждевременные выводы относительно достоверности данного источника доказательств таят в себе опасность принятия ошибочных решений, которые могут вести к необоснованному привлечению лица к уголовной ответственности и осуждению невиновных.

Лишь по мере выполнения всех необходимых следственных действий следователь получает возможность для полного и объективного исследования полученных показаний в соотношении с имеющиеся по делу доказательствами, что позволяет устранить имеющиеся сомнения в виновности подозреваемого лица, либо, наоборот, подтвердить их обоснованность.

Статья 142. Порядок допроса малолетних и несовершеннолетних свидетелей

Предмет регулирования и цели статьи

1. Статья устанавливает особенности допроса свидетелей детей — малолетних (до 14 лет) и несовершеннолетних (в возрасте от 14 до 18 лет) человек. Эти особенности призваны учесть специфику психического и социального развития ребенка. Статья направлена ??на соблюдение наилучших интересов ребенка, которую привлекают в качестве свидетеля по административному делу.

Ребенок как свидетель

2. Свидетелем может быть любое лицо, которое может правильно воспринимать, хранить в памяти и воспроизводить информацию о тех или иных обстоятельств. В связи с этим в качестве свидетеля можно привлекать и ребенка (лица до 18 лет) при условии, что она достигла уровня развития, который дает ему возможность правильно воспринимать информацию и донести ее до других лиц.

3. Ребенка целесообразно допрашивать только тогда, когда обстоятельства в деле нельзя полно и достоверно установить с помощью других доказательств, имеющихся в деле, поскольку допрос в суде может вызвать стресс у ребенка. А кроме того, вследствие особенностей восприятия окружающих событий, а также памяти и речи ребенка известность ней информация не всегда может в полной мере воспроизводить действительные обстоятельства.

Читать еще:  Журнал учета протоколов образец

Присутствие лица, которому ребенок доверяет

4. Чтобы допрос в суде не вызывал у ребенка стресса, большого волнения, суд должен обеспечить спокойную доброжелательную обстановку в судебном заседании. Для этого важное значение будет иметь присутствие рядом с ребенком взрослого, которому она доверяет и рядом с которой чувствует себя спокойно (здесь такая взрослый играет примерно такую ??же роль, как и на приеме ребенка врачом).

Поэтому часть первая комментируемой статьи предусматривает присутствие педагога, одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей во время допроса малолетнего свидетеля — обязательно, а несовершеннолетнего свидетеля — по усмотрению суда. Эти лица в коем случае не должны быть заинтересованы в результатах рассмотрения дела, иначе они могут влиять на свидетеля с целью добиться определенных показаний.

Целесообразно для проведения таких процессуальных действий приглашать педагога, работающего с детьми такого возраста, лучше всего — непосредственно с этим свидетелем. Это может быть классный руководитель, руководитель кружка.

5. Присутствие педагога или другого лица, которому ребенок доверяет, не только обеспечивает спокойную для ребенка атмосферу в суде. Такие лица могут помочь найти индивидуальный подход к ребенку, поскольку они знают особенности ее развития, могут помочь переформулировать определенные вопросы способом, которые были бы понятны для ребенка. Кроме того, они могут обратить внимание суда на некоторые особенности его мировосприятия, памяти, речи и т. п.. Такие сведения могут иметь важное значение при оценке доказательств. Поэтому если указанные лица не только присутствовать во время допроса ребенка, но и дают свои консультации суда, то их необходимо рассматривать как специалистов и применять их участию статьи 67, 132, 149 КАСУ.

Разъяснение ребенку обязанности дать правдивые показания

6. Перед допросом ребенка, не достигшего 16 лет, председательствующий, как и каждому свидетелю, должен разъяснить права свидетеля и обязанность дать правдивые показания. Но при этом председательствующий не предупреждает об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за заведомо ложные показания, поскольку такую ??ответственность несут лица, достигшие 16 лет. Такого свидетеля председательствующий также не приводит к присяге (часть вторая комментируемой статьи).

Свидетелю, достигший 16 лет, председательствующий разъясняет права и обязанности, а также предупреждает его об уголовной ответственности и приводит к присяге по правилам статьи 141 КАСУ.

Малолетний или несовершеннолетний свидетель в случаях, установленных законом, имеет право отказаться от дачи показаний. Это право председательствующий также обязан ему разъяснить.

Процедура допроса ребенка

7. Допрос малолетнего или несовершеннолетнего свидетеля производится по общим правилам статьи 141 КАСУ с учетом особенностей, определенных комментируемым статье.

8. По окончании допроса ребенка суд или лица, участвующие в деле, могут задавать вопросы присутствующим педагогу, родителям, усыновителям, опекунам или попечителям относительно содержания его показаний, возможности восприятия и воспроизведения таким свидетелем изложенных обстоятельств, не было давления или влияния на свидетеля время допроса подобное.

Педагог, родители, усыновители, опекуны или попечители могут с разрешения суда задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля, содержания его показаний и т. п. (часть третья комментируемой статьи).

9. В исключительных случаях, когда это необходимо для предотвращения психическому воздействию на ребенка, на время его допроса из зала судебного заседания по определению суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле (часть четвертая комментируемой статьи). Основаниями для такого решения может быть информация относительно негативного влияния такого лица на ребенка (например, свидетель боится этого лица), что мешает ребенку давать правдивые показания.

После возвращения этого лица в зал судебного заседания председательствующий сообщает ему о показаниях ребенка и предоставляет возможность задать ему вопросы. Суды практикуют, чтобы это лицо смысл своих вопросов доводила до суда, а уже после этого председательствующий задает их ребенку. Это также предотвращает влияния и давления на свидетеля и способствует правдивым показаниям.

Допрос несовершеннолетнего — на что обратить внимание?

Содержание:

Вызвать на допрос несовершеннолетнего до 16 лет можно через родителей или образовательное учреждение. Оповещение о допросе может поступить в виде повестки или по телефону. В повестке будет отображено два имени: ребенка и взрослого.

Если вы считаете, что вашему ребенку может что-то угрожать, обязательно отправьте с ним на допрос квалифицированного защитника — адвоката по делам несовершеннолетних.

Нет времени читать статью?

Как проходит допрос

Чтобы допрос несовершеннолетнего прошел с наибольшей эффективностью, важно уделить внимание месту его проведения и подготовке. Перед следователем встает ряд вопросов:

  1. Где лучше провести допрос — в месте производства следствия или в знакомой ребенку обстановке. В решении такого вопроса отталкиваются от возраста несовершеннолетнего. Для малышей отдают предпочтение знакомой обстановке, а для подростков от 14 до 16 лет — наоборот. В некоторых ситуациях допустим допрос на месте происшествия: это делается по прошествии большого количества времени после события или чтобы установить точные детали.
  2. Выбрать день и время для допроса. В связи с особенностями детской психики, допрос следует провести как можно скорее. На впечатления от происшествия накладываются новые события, которые со временем вытесняют из памяти прошлые, а особенно, неприятные воспоминания. Также это важно, чтобы ребенок не поддался влиянию взрослого, который имеет выгоду от искажения события.
  3. Составить психологический портрет несовершеннолетнего. Для того чтобы установить психологический контакт с подростком, следователь может до допроса пообщаться с родителями, педагогами. Узнать круг общения, интересы.
Читать еще:  Какой максимальной высоты можно перевозить грузы на жд платформе

В отношении подготовки к допросу несовершеннолетнего важно, чтобы следователь спланировал свое время. Для ребенка недопустимо ожидание в коридоре.

Законом установлены ограничения по времени допроса. Подростка с 14 лет нельзя допрашивать более 4 часов в день. Ребенка до семи лет нельзя допрашивать без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа. Ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет разрешено допрашивать в течение часа, а с перерывом — не более двух часов.

Сведения, которые получены в ходе допроса, фиксируют в протоколе. По окончании все участники допроса имеют право ознакомиться с документом, внести правки. Сама процедура должна фиксироваться на видео, но при отказе ребенка или родителя этого не произойдет.

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля

УПК РФ Статья 191 посвящена правилам, которые нужно соблюдать при допросе несовершеннолетнего. Требования закона:

  1. Присутствие педагога для несовершеннолетних до 14 лет, а с 14 лет — на усмотрение следователя.
  2. Присутствие родителей. Для детей до 14 лет это обязательное требование. При этом, если ребенок стал жертвой домашнего насилия, то присутствие родителей под запретом. Тогда вызывается другой родственник или представитель образовательного учреждения.

Пример. Мать-одиночка Галина Скворцова воспитывает свою девятилетнюю дочь Наталью. Учительница Нина Степановна часто замечала на теле девочки гематомы.

Нину Степановну настораживала замкнутость Натальи, постоянные круги под глазами, что говорило о недостатке сна. Мать девочки была замечена в употреблении алкоголя. Учительница обратилась в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних.

Наталью вызвали на допрос в качестве потерпевшей, повестку передали через учительницу, а не родителя, который подозревается в причинении побоев.

Подростки до 16 лет не несут уголовную ответственность за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Перед началом сессии несовершеннолетнему должны разъяснить его права и причину его визита.

Допрос ребенка в суде по уголовному делу

УПК РФ Статья 280 посвящена допросу несовершеннолетнего на этапе судебного следствия. Большую роль играет участие педагога, в статье разъяснена его роль в деле.

Он имеет право задавать вопросы несовершеннолетнему с разрешения судьи. При этом подросток до начала допроса имеет право выбора педагога — знакомого или незнакомого. Это важный момент, потому что при некоторых людях ребенок будет чувствовать себя некомфортно.

Если ребенок стал жертвой насилия, то педагога может заменить психолог, который должен быть того же пола, что и потерпевший.

Участие в процессе родителей допустимо. При допросе несовершеннолетнего родители с разрешения судьи также могут задавать вопросы. При этом недопустимо порицание и давление.

Допрос несовершеннолетнего в целях безопасности по постановлению судьи может проводится в отсутствие подсудимого. То есть подсудимый будет временно удален из зала.

После подсудимого оповещают о показаниях свидетеля, дают возможность задать вопросы. После допроса ребенок и педагог могут уйти с заседания суда с разрешения судьи.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

Если подросток подозревается в преступлении, то правила допроса регулирует УПК РФ, Статья 425. Несмотря на статус подростка в уголовном деле, работа должна проходить в мягкой форме. Допрос проводится в присутствии защиты — адвоката. Он имеет право задавать вопросы, вносить правки в протокол.

В работе с несовершеннолетними до 16 лет обязательно присутствие педагога или психолога. И после 16 лет при наличии психических заболеваний или задержки психического развития — тоже.

Кроме того, педагог может задавать вопросы. Особенно важно, если обвиняемый стесняется или не желает давать показания следователю.

Педагог, который знаком ребенку, может быстро наладить контакт и положительно повлиять на беседу. После он имеет право ознакомиться с протоколом, делать письменные замечания.

Есть ограничения и по времени. Максимальный лимит в день — 4 часа. При этом через два часа должна быть сделана пауза.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию