Как происходит передача земли в муниципальную собственность?
Expertrating.ru

Юридический портал

Как происходит передача земли в муниципальную собственность?

Статья 39.31. Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации

Статья 39.31 . Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 39.31 ЗК РФ

1. Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе – заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 2 статьи 39.31 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2. В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 3 статьи 39.31 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

3. В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта – схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости).

4. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе – решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе – решение об отказе в передаче земельного участка). В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в пункт 6 статьи 39.31 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, уведомляет в порядке, установленном этим органом, единый институт развития в жилищной сфере о поступлении заявления о передаче земельного участка, а также о принятом в соответствии с настоящей статьей решении о передаче земельного участка или решении об отказе в передаче земельного участка.

7. Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:

1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;

2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;

3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 – 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 8 статьи 39.31 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

8. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка.

9. Если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка.

10. Решение о передаче земельного участка является основанием для обеспечения муниципальным образованием или субъектом Российской Федерации за счет средств соответственно местного бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации выполнения кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка, и государственной регистрации права собственности муниципального образования или субъекта Российской Федерации.

Какая процедура передачи ЗОП в СНТ в муниципальную собственность?

Общее собрание СНТ приняло решения о передачи земель общего пользования, а именно внутрених дорог и проездов в муниципальную собственность.

Какая процедура передачи ЗОП в СНТ в муниципальную собственность?

и какие последствия могут быть для собственников земельных участков СНТ?

Ответы юристов ( 3 )

  • 10,0 рейтинг
  • 9630 отзывов эксперт

Согласно ст. 25 Федерального закона №217-ФЗ

8. Имущество общего пользования, указанное в пункте 6 части 3 статьи 26 настоящего Федерального закона, может быть передано безвозмездно в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на территориях которых расположена территория садоводства или огородничества, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) решение о передаче указанного имущества принято общим собранием членов товарищества;
2) в соответствии с федеральным законом указанное имущество может находиться в государственной или муниципальной собственности;
3) в случае, если указанное имущество на праве общей долевой собственности принадлежит лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, получено согласие таких лиц на осуществление указанной передачи.

Этой норме корреспондирует другая, указанная в ст.26 названного закона, согласно которой

3. В целях оказания государственной и муниципальной поддержки садоводства и огородничества органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе:
6) по заявлению товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, безвозмездно приобретать в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность такое имущество общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в случае, если такое имущество в соответствии с федеральным законом может находиться в государственной или муниципальной собственности.

Из указанных норм следует, что во-первых, у СНТ должно быть оформлено право общей собственности на указанные земельные участки, во-вторых, члены СНТ должны принять соответствующее решение, на основании которого руководитель СНТ напишет заявление, которое будет направлено в муниципалитет для рассмотрения и принятия по нему решения.

Отказать при наличии всех необходимых условий, указанных в ст. 25 муниципалитет не может. И должен принять решение о принятии в муниципальную собственность соответствующие земельные участки. Указанный акт муниципального органа будет основанием для регистрации права собственности за муниципалитетом в Росреестре.

Читать еще:  Закон о дистанционной торговле возврат товара продавцу

  • 9,8 рейтинг
  • 5815 отзывов эксперт

Изготавливается выписка из решения общего собрания за подписью председателя и секретаря, заверяется печатью СНТ и решение направляется в муниципалитет для принятия имущества общего пользования в собственность муниципалитета.

Передача имущества общего пользования в собственность муниципалитета возможна при наличии следующих условий.

Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ
(ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 25. Право собственности на имущество общего пользования

8. Имущество общего пользования, указанное в пункте 6 части 3 статьи 26 настоящего Федерального закона, может быть передано безвозмездно в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на территориях которых расположена территория садоводства или огородничества, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) решение о передаче указанного имущества принято общим собранием членов товарищества;
2) в соответствии с федеральным законом указанное имущество может находиться в государственной или муниципальной собственности;
3) в случае, если указанное имущество на праве общей долевой собственности принадлежит лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, получено согласие таких лиц на осуществление указанной передачи.

Для членов СНТ и собственников в границах этого СНТ последствия по моему мнению положительные, не нужно будет содержать это имущество, платить за него взносы.

С уважением! Г.А. Кураев

При этом, с коллегой Юрием Колковским по поводу того, что муниципалитет не может отказать в принятии земель общего пользования в муниципальную собственность не соглашусь.

Законом предусмотрено право муниципалитета на принятие имущества общего пользования в муниципальную собственность, а не обязанность.

Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ
(ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 26. Формы и порядок поддержки ведения садоводства и огородничества

1. Поддержка ведения садоводства и огородничества органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется исходя из особой социальной значимости садоводства и огородничества.
2. Федеральные органы государственной власти вправе осуществлять поддержку садоводства и огородничества за счет средств федерального бюджета.
3. В целях оказания государственной и муниципальной поддержки садоводства и огородничества органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе:
6) по заявлению товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, безвозмездно приобретать в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность такое имущество общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в случае, если такое имущество в соответствии с федеральным законом может находиться в государственной или муниципальной собственности.
4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления при принятии решений в области градостроительной деятельности и деятельности в области охраны окружающей среды учитывают мнение правообладателей садовых и огородных земельных участков в случае, если такие решения затрагивают их интересы и подлежат обсуждению на общественных (публичных) слушаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку развития садоводства и огородничества в иных формах, установленных законодательством Российской Федерации.
6. Порядок осуществления мер государственной и муниципальной поддержки ведения садоводства и огородничества, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
7. Порядок приобретения имущества, указанного в пункте 6 части 3 настоящей статьи, в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность устанавливается субъектами Российской Федерации.

Мотивом отказа, например может быть нахождение СНТ не в границах муниципалитета, или отсутствие возможности финансирования содержания указанных земельных участков.

Обязать муниципалитет принят земельные участки в собственность муниципалитета считаю Вы в судебном порядке не сможете.

В случае отказа муниципалитета в принятии в собственность земельных участков, можете рассмотреть вариант просто отказа от права собственности на них, также через решение общего собрания СНТ.

Как оформить муниципальную землю в собственность в 2020 году

Expert Последние изменения: февраль, 2020 Регистрация 0 1,722 Время чтения: 4 мин.

Оформление земельного участка в собственность подразумевает получение акта от государственной службы, свидетельствующей о его передачи в частные руки. Воспользоваться данным правом можно на бесплатной основе или через выкуп земли у муниципалитета. Первый вариант предусматривает проведение приватизации, второй – договоренности с местными органами власти. Как оформить муниципальную землю в собственность читайте в нашей статье.

Тонкости оформления земельного участка в собственность

Каждый гражданин нашей страны имеет единоразовое право на оформление земли в собственность бесплатно. За участок платить не придется, однако сама процедура регистрации все же требует оплаты. Оформить в частные владения можно:

  • землю, расположенную около дома или под ним;
  • участок, переданный в бессрочное пользование (аренду);
  • землю под гаражом;
  • дачный участок.

Основное условие перехода права собственности от муниципалитета к физическому лицу – длительный период использования земельного участка. Грубо говоря, гражданин не может требовать оформления земли, к которой он не имеет никакого отношения. Исключение составляет лишь выкуп по рыночной стоимости.
Существует перечень муниципальных земель, которые не подлежат передаче в частную собственность. Среди них можно выделить:

  1. участки, относящиеся к структуре ФСБ;
  2. заповедные зоны и парки;
  3. земли, планируемые для использования в нуждах вооруженных сил РФ.

Как правило, случаи претендования на перечисленные выше земли, встречаются крайне редко. Подать заявку на оформление их в собственность могут решиться лишь частные предприниматели, которые планируют постройку зданий или дорог. Однако, в большинстве случаев они получают отказ.
Наиболее часто осуществляется оформление земли, переданной в бессрочное использование по законам бывшего СССР. Фактические владельцы участка не могут полноценно использовать его, поскольку существуют ограничения по оформлению сделок купли-продажи, дарения, наследования. Снять их поможет лишь приватизация.

Оформить участок в собственность можно двумя способами:

  • через личное обращение в муниципалитет с целью получения акта на выделение земель;
  • в судебном порядке, применяется в случае полного отсутствия документов на право пользование землей.

Обратится в суд гражданин может также в случае получение отказа от муниципалитета. Если местные власти все же разрешат переход права собственности на землю, стоит незамедлительно заняться ее оформлением.

Пошаговая инструкция по оформления муниципальной земли в собственность

Оформление земельного участка, принадлежащего муниципалитету, в личную собственность осуществляется на основе общепринятого порядка. Предлагаем рассмотреть его пошагово.

Шаг 1. Установление границ владений.

Будущему владельцу участка в обязательном порядке необходимо провести процедуру межевания. Она позволит установить четкие границы владения. Заказать межевание можно в лицензированной геодезической компании. Стоимость услуг в среднем составит от 5 до 10 тыс. рублей. Она зависит от расценок самой конторы, а также общей площади земли.
В геодезической компании необходимо написать заявление, предоставив имеющиеся документы на землю. Сотрудники организации назначат дату и время проведения работ, собственник должен обеспечить для них беспрепятственный доступ.
При помощи специализированного измерительного аппарата, геодезисты определяют границы участка. По их результатам составляется соответствующий акт, который должны подписать соседи и представители муниципалитета.
После согласования акта, инженер компании разрабатывает план межевания. Он выдается на руки владельцу примерно через несколько недель после начала работ.

Читать еще:  Прокуратура г москвы дежурный прокурор

Шаг 2. Постановка земли на кадастровый учет.

После того как будущий собственник земли получит на руки план межевания, он должен обратится в кадастровую службу для постановки участка на учет. С этой целью потребуется предварительно записаться на прием. Сделать это можно напрямую через сотрудников службы или сайт Госуслуг.
В кадастровую службу необходимо предоставить:

  1. паспорт гражданина РФ;
  2. план межевания участка;
  3. квитанцию об оплате государственной пошлины.

В кадастре заполняется заявление на выделение земель из собственности муниципалитета. После проверки документов, сотрудник службы выдает расписку об их принятии. Далее происходит присвоение участку уникального кадастрового номера, его постановка на учет, разработка кадастрового плана и земельного паспорта. Через две недели, готовые документы выдаются на руки заявителю.

Шаг 3. Оформление отчуждения земельного участка.

Следующим этапом является обращение в городскую администрацию (поселковый совет). Гражданину необходимо написать заявление на выделение земель в частную собственность, т.е. отчуждение участка из владений муниципалитета.
К заявлению прикладывается квитанция об уплате государственной пошлины, документы, полученные в кадастре, паспорт будущего собственника, кадастровая выписка.

Последний вариант используется в том случае, если участок выкупается у муниципалитета. Он также подразумевает необходимость перевода суммы, эквивалентной рыночной стоимости земли, на счет муниципалитета.

Шаг 4. Регистрация права собственности на земельный участок.

Последним этапом на пути оформления муниципальной земли в собственность является получение документации, подтверждающей данное право. С этой целью, владельцу участка необходимо посетить офис Росреестра или МФЦ. Сразу оговоримся, что при выборе последнего варианта, получение документов может немного затянуться. Это связано с тем, что МФЦ является посредником между заявителем и Росреестром.
В выбранную службу необходимо предоставить следующий перечень документов:

  1. паспорт владельца;
  2. заявление;
  3. документ, подтверждающий отчуждение участка из собственности
  4. муниципалитета;
  5. правоустанавливающую документацию;
  6. кадастровый паспорт и выписку;
  7. квитанцию об оплате госпошлины.

Выдача документов, подтверждающая право собственности на землю, может занять от двух до трех недель.

Оформление земли в собственность через суд

Случаются неоднозначные ситуации, относительно оформления муниципальной земли в собственность, требующие обращения в суд. Как правило, это относится к получению незаконного отказа со стороны муниципалитета или потери документов на право бессрочного пользования землей.
В таких случаях, потенциальный владелец земельного участка должен обратится в суд по месту своей регистрации или адресу муниципалитета, предоставив исковое заявление. К нему необходимо приложить неоспоримые доказательства своей правоты. Не исключено использование показаний свидетелей.
В исковом заявлении, гражданин должен описать причину обращения в суд, а также предъявить четкий список своих требований. При одобрении иска судом, его решение дает право на последующее оформление земельного участка. Оно происходит по принципу, описанному выше. Муниципальные власти уже не смогут дать отказ. Они будут обязаны пойти на встречу, в противном случае понесут административное наказание в виде наложения штрафа.

Во сколько обойдется оформление земли в собственность

Сказать точно сколько придется потратить денег будущему владельцу участка достаточно сложно. Все затраты имеют индивидуальный характер, отличаются от региона. В основном потратится придется на оплату государственной пошлины и проведение межевания.

Если гражданину придется обратится в суд, возможны дополнительные траты денег на оплату услуг юриста и государственной пошлины, составляющей 350 рублей.
В том случае, если землю оформляет не физическое, а юридическое лицо, ему придется понести значительные денежные потери. Стоимость госпошлины для предпринимателей превышает стандартную ставку в десять раз.

Порядок безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность

Владелец может распоряжаться собственным имуществом согласно действующему законодательству РФ. Российские граждане имеют право оформлять на собственную недвижимость дарственную, осуществлять обмен, производить ее продажу или покупать новую, совершать с ней прочие действия. Кроме этого, возможна безвозмездная передача собственного имущества в муниципальную собственность. Подобное решение может запретить суд, основания прочих постановлений.

Процедура передачи в муниципальное владение федерального имущества

Чтобы получить заключение государственной инстанции о передаче недвижимого имущества в собственность субъектов российского государства, организаций МСУ, необходимо собрать соответствующий пакет документов, в который входят:

  • выписка из гос. перечня недвижимого имущества, куда заносятся сведения о переходящем имуществе;
  • выписка на недвижимые объекты из ЕГРП, заключенные на него договорные соглашения о возможности передачи материальных ценностей в собственность муниципалитета (также о законных правах владения прилегающей территорией к передаваемой недвижимости, если данная территория обозначена в договоре отдельным пунктом). Бланк документа необходимо получить до передачи его ФАУФИ не менее чем за 30 дней;
  • копии документов, которые подтверждают факт нахождения передаваемого недвижимого имущества в ГУП, прочей федеральной инстанции на основе ограниченного вещправа, хозяйственного ведения (экземпляры данных документов направляются также, если отсутствуют какие-либо сведения о законном владении недвижимостью и возможности ею распоряжаться в информационной базе ЕГРП);
  • документы, подтверждающие факт правомочия российского государства на владение недвижимым имуществом, прилегающей к нему территорией, если такая обозначена в договорном соглашении отдельным пунктом (эти документы передаются в том случае, если отсутствуют какие-либо сведения о законном владении недвижимостью и возможности ею распоряжаться в информационной базе ЕГРП);
  • разрешение ГУП, прочей государственной инстанции на передачу объектов в муниципальное владение, которые состоят на балансе этой организации на основе ограниченного хозяйственного ведения с подписью особы, которая оформила это разрешение;
  • экземпляр (оригинальный) свода правил ГУП, прочей государственной организации, недвижимое имущество которой предается в муниципальную собственность на основе хозяйственного ведения, ограниченного вещправа. Устав также нужен в случае перехода во владение структур местного самоуправления самого предприятия;
  • справка ЕГРЮЛ про ГУП, прочую государственную организацию, недвижимые объекты которой передаются в муниципальное владение на основе хозяйственного ведения, ограниченного вещправа. Этот же документ понадобится при передаче во владение организаций местного самоуправления самого предприятия;
  • справка из госструктуры, которая ведет отчетную документацию оборудования, контролирует наличие материальных ценностей, со сведениями об имущественных ценностях, которые переходят в муниципальное владение (наличие этого документа требуется в том случае, если, например, из целого здания в муниципалитет передается только несколько отдельных помещений). Это нужно для уточнения, описи такого недвижимого имущества;
  • схема прилегающего земельного участка к недвижимости как отдельного объекта владения, переходящего в собственность аппарата местного самоуправления;
  • документы, подтверждающие правильность наименования аппарата местного самоуправления, с которым связана безвозмездная передача недвижимого имущества в муниципальную собственность;
  • документы, подтверждающие право использования передаваемого недвижимого имущества (документ необходимо представлять в том случае, если этим имуществом распоряжаются органы субъектов российского государства, ГУП, МСУ, прочих государственных инстанций). Данные документы предоставляют возможность организовать передачу имущественных ценностей в муниципальное владение на законных основаниях;
  • разрешение государственного органа исполнительной власти, который наделен полномочиями контроля ГУП, прочих структур, недвижимость которых передается в муниципальное владение на основе ограниченного вещправа, хозяйственного ведения. Подобный документ также нужен в случае передачи самого предприятия организации МСУ.

При передаче в муниципальное владение имущественных ценностей (если подобная собственность представляет ГУП, прочие государственные инстанции), кроме перечисленных выше документов, нужно представить дополнительно перечень таких образований, а также перечень недвижимого имущества, которым они распоряжаются на основе ограниченного вещ. права, хозяйственного ведения.

Для заключения о передаче в федеральное владение имущественных ценностей дополнительно нужно представить перечень переходящих недвижимых объектов. Для заключения о передаче в муниципальное владение имущества предложение необходимо направить в ФАУФИ. Это обязательство ложится на организации исполнительной власти российских субъектов.

Передача в муниципальное владение имущественных ценностей юридических, физических лиц

Процесс передачи имущественных ценностей юр/физлиц в муниципальное владение происходит следующим образом.

  • Для того чтобы произвести прием-передачу недвижимого объекта МСУ, физические и юридические лица обязаны подать запрос руководителю соответствующей организации. К запросу прилагается пакет установленной документации.
Читать еще:  Законно ли перевод учителя в воспитатели без его согласия?

Юридические лица должны предоставить

  • паспорт, удостоверяющий особу, оформившую запрос;
  • выписку из ЕГРЮЛ, копии документов, являющихся юридическим основанием для ведения деятельности и определяющих правовой статус организации;
  • документы, подтверждающие правомочность доверенной особы (на тот случай, если запрос оформляет представитель юридического лица);
  • справку ЕГРП на имущество, договорные соглашения на него в плане владения переходящим недвижимым имуществом. Обязательно представляются документы, подтверждающие регистрацию в госреестре, права собственности на передаваемые имущественные ценности;
  • перечень недвижимого имущества, передаваемого в муниципальное владение (адреса, важные инженерные составляющие в том числе);
  • перечень строительных объектов, дополнительно пристроенных, встроенных построек, которые были переданы, согласно арендному договору отдельных помещений или целых объектов, в пользование прочим юридическим лицам (необходимо представить копии таких документов);
  • акт ОС, прочей структуры юридического лица, имеющей полномочия на заключение передачи имущественных ценностей в муниципальное владение;
  • выписку балансовой принадлежности, в которой обязательно указывается первоначальная и конечная стоимость;
  • выписку из госкадастра недвижимости, в которой содержатся данные, требующиеся для госрегистрации прав на недвижимость, проведения с ней операций;
  • документы, подтверждающие права владения прилегающим к недвижимому имуществу земельным участком, которые также подлежат передаче в собственность муниципалитета;
  • документацию, содержащую инженерную характеристику недвижимого объекта, схему бюро техинвентаризации (максимум 6 месяцев до завершения срока действия документа);
  • документация, подтверждающая балансовую принадлежность имущественных ценностей;
  • планы инженерно-технических систем, подлежащих переходу;
  • выписку, подтверждающую полное отсутствие у организации долговых обязательств, ареста недвижимого имущества, прочих форм материальной ответственности.

Физические лица представляют

  • паспорт, удостоверяющий личность, оформившую запрос;
  • выписку о стоимости недвижимого имущества;
  • документы, подтверждающие правомочность доверенной особы, ее паспорт (если такой запрос оформляет представитель физлица);
  • перечень недвижимого имущества, которое передается в собственность муниципалитета (обязательно указываются адреса, важные инженерные составляющие).

Сформированная группа занимается собственной деятельностью, опираясь на порядок, установленный приказом руководителя муниципальной инстанции.

Административные структуры согласно решению созданной группы составляют перечень недвижимого имущества, которое надлежит передать в муниципалитет. Далее передают этот документ в исполнительную структуру МСУ, которая выдает заключение о передаче имущества.

На основе сделанного заключения правдивости представленного перечня недвижимого имущества, передаваемого во владение муниципалитета, руководитель муниципального органа оформляет распоряжение на:

  • передачу объектов, регистрацию их как свою собственность;
  • перенаправление на имущественные ценности ограниченного вещправа МСУ;
  • занесение недвижимого имущества в перечень имущественных ценностей МСУ;
  • перенаправление возможности хозяйственного ведения недвижимостью в МУП;
  • право распоряжения росимуществом прочим образом, допускаемым действующим законодательством.

Согласно распоряжению руководителя муниципального аппарата по приему-передаче росимущества заполняются протоколы установленного российским законодательством образца. Документы приема-передачи недвижимости заверяет руководитель муниципальной структуры.

Далее переданное имущество заносится в базу МСУ, осуществляется госрегистрация возможности владения недвижимыми объектами по установленной системе законодательством РФ.

Как федеральный земельный участок превратить в муниципальный

Нежилое здание школы является муниципальной собственностью и передано школе на праве оперативного управления.

Под зданием школы образован земельный участок, сформированный в границах здания. Площадь и границы земельного участка под зданием не позволяют полноценно эксплуатировать и обслуживать здание школы.

Для эксплуатации и обслуживания здания школы необходимо сформировать дополнительный земельный участок.

Дополнительный земельный участок, необходимый для эксплуатации и обслуживания здания школы находится в собственности Российской Федерации в составе земельного участка, переданного на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению Российской академии наук.

Для нормального функционирования, эксплуатации и обслуживания здания школы, необходимо произвести предоставление соответствующего земельного участка из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность.

Для этого на наш взгляд необходимо обратить внимание на следующие моменты.

В-первую очередь, необходимо ли согласование передачи соответствующего земельного участка с УРАН.

В соответствии с нормой п. 4 ст. 20 Земельного кодекса РФ лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

В п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» дано разъяснение, что после введения в действие Земельного кодекса РФ лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка.

Указанный вывод подтверждается также постановлениями Президиума ВАС РФ от 07.06.2011 № 1744/11, от 18.05.2010 № 448/10 и от 18.05.2010 № 437/10.

В силу нормы ст. 552 Гражданского кодекса РФ и нормы п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ у собственника здания возникает право на земельный участок, необходимый для его использования.

Из нормы п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ следует, что собственник здания, расположенного на земельном участке, находящимся в государственной и муниципальной собственности, имеет исключительное право на приватизацию земельного участка или приобретение его в аренду у публичного собственника, а не у обладателя права постоянного (бессрочного) пользования им.

Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, либо на приобретение этого участка в аренду.

При таких обстоятельствах, распоряжаться земельным участком, находящимся в собственности Российской Федерации и предоставленном УРАН на праве постоянного (бессрочного) пользования, последней не может.

Таким образом, получение согласия УРАН на передачу соответствующего земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность не требуется.

Во-вторую очередь, необходимо определить процедуру передачи соответствующего земельного участка из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность.

Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в соответствующем субъекте РФ, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 № 63, на управление возложены полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральной землей, относящейся в силу норм статей 9, 29 Земельного кодекса РФ к федеральной собственности.

Приказом Минэкономразвития РФ от 13.07.2009 N 270 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 374 предусмотрен порядок передачи соответствующего земельного участка из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность.

Порядок передачи земельного участка из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность на наш взгляд выглядит следующим образом.

  1. Школе необходимо обратиться к МО с ходатайством о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования дополнительного земельного участка, необходимого для нормального функционирования, эксплуатации и обслуживания здания школы.
  2. МО необходимо обратиться к Территориальному управлению Росимущества в субъекте с ходатайством о формировании и постановки на кадастровый учет земельного участка из земель, находящихся в собственности Российской Федерации. В ходатайстве необходимо указать, что земельный участок нужен для нормального функционирования, эксплуатации и обслуживания школы, являющегося муниципальной собственностью.
  3. Территориальному управлению Росимущества в субъекте необходимо сформировать земельный участок и внести о нем соответствующие сведения в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ).
  4. После постановки земельного участка на кадастровый учет, МО необходимо направить в Росимущество (адрес: г. Москва, пер. Никольский, д.9) предложение о передачи земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность, приложив перечень документов, регламентированных постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374.

Порядок предоставления земельного участка, необходимого школе для нормального функционирования, не должен нарушать единообразие в толковании и применении норм права, в том числе, отраженное в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 12955/11.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector