Как зарегистрировать дом, построенный в зоне промышленных предприятий?
Expertrating.ru

Юридический портал

Как зарегистрировать дом, построенный в зоне промышленных предприятий?

Узаконивание самовольной постройки: последовательность оформления

Последние изменения: Январь 2020

Самостоятельная стройка должна быть согласована со множеством инстанций, определяющих соответствие будущего жилья нормам. Если владельцы недвижимости игнорируют положения закона, могут возникнуть большие проблемы, если строительство велось с нарушениями, либо запланирована продажа. Легализация самостроя – обязательная процедура, которая поможет оформить документы на собственность и иметь полное право распоряжаться ею по собственному усмотрению.

Чтобы избежать риска быть оштрафованным на крупную сумму или получить предписание на снос жилья, нужно пройти процедуру узаконивания самовольной постройки.

Что признается самостроем

Согласно законодательным положениям, к самострою относят различные варианты построек, по разным причинам не согласованные с административными структурами населенного пункта, в пределах которого они расположены.

Распознать, что такое самострой, довольно легко. Есть ряд характеристик, свойственных объектам самостроя:

  1. Построен объект на земле, которая не была надлежащим образом оформлена в собственность владельца.
  2. Объект строительства появился на участке, чье целевое назначение не предполагало этот вариант использования.
  3. Построен дом, иное строение, в обход согласования у различных административных структур.
  4. Возведение объекта происходит с нарушением норм градостроения, иных требований (например, пожарная безопасность), в результате чего получить согласование застройки не удалось.

Любой из данных вариантов – серьезный повод обеспокоиться относительно будущего права собственности и права распоряжения имуществом. Чем быстрее решить вопрос с незаконным строением на частном участке, тем меньше проблем ждет владельца.

Последовательность действий узаконить самострой

Когда постройка уже возведена, остается лишь выбирать, каким именно способом удастся урегулировать проблему самостроя:

    более простой вариант – административный порядок согласования; при возникших затруднениях – через исковое заявление в суд.

Второй вариант процедуры – более затратный и сложный, применяется только тогда, когда вариант упрощенного согласования с администрацией не получился.

Право на легализацию

Перед тем, как определиться с порядком действий, следует оценить свои шансы на успех, исходя из установленных правил оформления самостроя.

Чтобы узаконить дом без разрешения на строительство, предстоит решить вопросы:

    Право на землю. Отсутствие разрешительной документации не исключает возможность легализации самовольной постройки, но делает ее сложнее. Претендовать на узаконивание прав на недвижимость, необходимо являться собственником земли, либо арендовать ее на определенных условиях. Соответствие типа постройки целевому назначению земли (например, жилой дом – на участке под ИЖС). Характеристики объекта. Постройка должна отвечать ограничениям, установленными в рамках плана территории, разрешительных бумаг. Соблюдение интересов и прав других лиц, гарантия отсутствия предпосылок, угрожающих благополучию граждан. Оформление права на недвижимость по доброй воле.

Иск о признании права собственности на самовольную постройку. Образец (22,1 KiB, 4 473 hits)

Исковое заявление о признании права собственности на объект недвижимости. Бланк (21,4 KiB, 2 585 hits)

Упрощенное оформление

Дальнейший порядок действий зависит от конкретных обстоятельств застройки и типа объекта. Для построек с нежилыми помещениями, возведенными на территории садоводческого товарищества, алгоритм действий следующий:

  1. Заказ техплана через кадастровую службу. Подготовка технического плана инженером – платная процедура, требующая затрат.
  2. Оплата пошлины за регистрацию собственности (можно воспользоваться терминалом МФЦ или любым другим банкоматом).
  3. Подача заявления на регистрацию права собственности через сотрудника МФЦ. К заявлению прикладывают подготовленный техплан.
  4. В течение ближайшей пары недель рассматривается вопрос о допустимости регистрации и далее заявителю выдают подтверждающий право собственности документ.

Если объект недвижимости – постройка на собственном участке ИЖС или ЛПХ (личное подсобное хозяйство), чтобы получить техплан, кадастровый инженер должен получить от владельца согласованное разрешение на постройку.

Если разрешение на строительство отсутствует

В Пензе снесена постройка Михайловской обители. penzanews.ru

При самовольной застройке разрешения на строительство не имеется. Значит собственнику предстоит посетить МФЦ для подачи запроса о предоставлении ГПЗУ градостроительного плана на землю. После получения ГПЗУ готовится схема участка с определением местоположения объекта строительства.
Снова обращаются в МФЦ для согласования строительства с приложением к заявлению ГПЗУ и подготовленной схемой участка.

Разрешение на строительство дает право на выполнение строительных работ и легализацию объекта. С разрешением на строительство обращаются с просьбой подготовить технический план, на основании которого далее регистрируют постройку.

Если в процессе получения разрешения, подготовки техплана или регистрации получен отказ, следующим этапом, как узаконить самострой, станет судебное разбирательство.

Судебное согласование

Так как незаконных построек в Москве и области (например, дачных домов) довольно много, рекомендуется следить за тем, чтобы в процессе строительства неукоснительно соблюдались нормативы и требования по закону. Иначе не избежать негативных последствий вплоть до полной потери недвижимости.

Обращению в суд всегда предшествует попытка легализации в административном порядке. Обойти досудебный порядок согласования постройки невозможно. Только получив отказ на любом из этапов легализации человек получает право на рассмотрение дела в суде.

Исковое заявление о признании права на собственность составляется согласно общих норм ГПК РФ.

Иск о признании права собственности на самовольную постройку. Образец (22,1 KiB, 4 473 hits)

Исковое заявление о признании права собственности на объект недвижимости. Бланк (21,4 KiB, 2 585 hits)

Основные требования к иску:

  1. Указание, на каких основаниях гражданин возвел постройку на рассматриваемом участке земли (частная собственность или долгосрочная аренда). В подтверждение слов ссылаются на прилагаемую копию документа – выписку ЕГРН, дополненную кадастровым планом.
  2. Описание вида объекта недвижимости, установленного в техплане.
  3. В тексте искового заявления указывают лицо, построившее объект и время строительства (если работы велись подрядчиками – прилагают копию договора с ними, если строительство велось своими силами – чеки, квитанции о покупке материалов).
  4. Так как обращению в суд предшествует отказ в согласовании, указывают, кто именно отклонил просьбу в выдаче разрешения (прилагают копию отказного письма) и приводят обоснования, вынудившие отказать.

В силу того, что предыдущее согласование проводилось с муниципальными структурами, ответчиком по иску указывают именно его.

Как свидетельствует судебная практика, результат рассмотрения дела полностью зависит от аргументации исковых требований со ссылками на законодательство и прилагаемой документации.

Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ “Самовольная постройка” (72,6 KiB, 3 164 hits)

Подготовленный пакет бумаг для суда включает:

    копии заявления и приложений, подготовленные для сторон процесса; оценочное заключение, на основании которого рассчитывалась государственная пошлина; бумаги, свидетельствующие о принадлежности земли конкретному собственнику; техплан, иное документальное подтверждение о наличии самостроя на участке; справки, свидетельствующие об отсутствии нарушений СНиПов и угроз жизни и здоровью окружающих; документ, подтверждающий факт того, что возведение объекта не вызвало ущемления прав других граждан; бумаги о предварительной работе по согласованию и ответах из муниципальных органов (с согласованием или отказом); оплаченная квитанция госпошлины.
    в регионе расположения спорного объекта; в мировом суде при стоимости имущества менее 50 тысяч рублей; в районном суде при превышении стоимости объекта 50 тысяч рублей.

После заслушивания сторон, их позиции и доводов, судья выносит решение. При положительном вердикте собственник вместе со вступившим в силу постановлением обращается в МФЦ или напрямую в отделение Росреестра для регистрации собственности.

При регистрации прилагают новый пакет документации:

    заявление с просьбой зарегистрировать объект собственности; квитанцию об оплате регистрационной пошлины; паспорт заявителя; судебное решение, в котором указано, что оно вступило в силу; техпаспорт объекта легализации.

Последствия неузаконенного самостроя

Несмотря на сложности процесса согласования строительства, лучше придерживаться установленных законом требований. В противном случае, собственника ожидают куда большие проблемы, чем просто запрет на возведение постройки. Помимо штрафа, который может достигать 1 миллиона рублей, владельцу могут вынести предписание о сносе.
К негативным последствиям относят и существенные ограничения в праве распоряжения недвижимостью – ее невозможно продать или распорядиться иным образом, если не будет подтверждено право собственности.

Когда самовольное строительство привело к созданию ситуации, опасной для жизни окружающих, с риском для здоровья других граждан, либо объект нарушает права, собственника заставят снести строение в принудительном порядке.

Отсутствие достаточных знаний этапов строительства и игнорирование требований законодательства часто приводят к рассмотрению дела в суде, с серьезными издержками на подготовку к разбирательству. Кроме того, нет никаких гарантий, что судья примет решение в пользу собственника строительного объекта.

По этой причине настоятельно рекомендуется накануне начала стройки заручиться согласием надзорных органов и лишь затем заниматься строительством. Рассмотрение вопроса в суде требует юридической подготовки, знаний, как узаконить самовольную постройку, в соответствии с земельным, строительным, жилищным законодательством, и умения правильно аргументировать. По этой причине, если не удалось согласовать постройку в административном порядке, рекомендуется обратиться к опытному юристу.

Закон о самострое, активно обсуждаемый законодателями летом 2018 года, должен предельно ясно дать определения самовольным постройкам и регламентировать порядок их сноса. Кроме того, нарушителям предоставляется срок лот 3 месяцев до 3 лет на ликвидацию несоответствий, что исключает возможность быстрого сноса объектов.

Законодатели также устанавливают ограничения, препятствующие сносу построек по усмотрению муниципалитета. К таким ситуациям относят постройки на земле, право собственности которой доказать не удалось, однако само строение возникло на участке еще до принятия ЗК РФ. Нельзя несогласованно снести здания, возведенные в отсутствие строительного разрешения до начала действия Градостроительного Кодекса (закон №73-ФЗ от 07.05.1998 года).

Читать еще:  Как мне быть, если по кредиту нечем платить?

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

Как зарегистрировать дом?

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, покупал 2- а участка в 1999 году. В 2000 г. они были зарегистрированы и получены свидетельства старого образца в которых указано, что участки для ведения личного подсобного хозяйства. В договоре купли- продажи( купчей) отражено, что эти участки находятся на землях населенных пунктов. На указанных участках я построил дом с коммуникациями ( свет , газ, которые официально оформлены). Сейчас хочу зарегистрировать дом, но при регистрации возникло много проблем, а именно:

– один участок зарегистрирован правильно ( для ведения ЛПХ земли населенных пунктов), а другой, как ( для ведения ЛПХ земли сельхоз назначения);

– присвоены новые кадастровые номера, но не проведено межевание и определение границ участков.

Подскажите, что нужно сделать чтобы зарегистрировать дом и гараж, построенные на этих участках ( участки узкие, поэтому дом стоит на на них обоих)?

Достаточно ли плана объектов?

Надоли объединять участки (вроде категория земель позволяет строительство в обоих случаях)?

Какие должны быть мои действия по регистрации?

По категории земли сельхоз назначения была допущена техническая ошибка. Заявление на исправление было направлено через МФЦ. Сколько будут исправлять эту техошибку не понятно. Вопрос в другом могу ли я зарегистрировать дом на участках с различными категориями (т. к. упрощенная схема действует до марта 2018 г.)?

Кроме того, участки были зарегистрированы в 2000 году и им присвоены кадастровые номера. Кто в этом случае должен проводить межевание и определение границ участков?

Подскажите все- таки какие документы требуются для регистрации дома, ведь кадастровый инженер делает только паспорт объектов? и какие мои действия, кроме того , что делает кадастровый инженер?

Разрешение на строительство было получено в 2000 и продялось в 2005 на три года. Нужно ли его переоформять для регистрации?

Судя по ответам меня не совсем правильно поняли, уточняю:

– разрешение на строительство было получено в 2000 году ” Постоновление о строительстве индивидуального жилого дома” , которое прдполагает строительство на принадлежащих мне участках ( написана объщая площадь 2-х участков). Поэтому о каком самовольном строительстве идет речь в ответе?

Собственно вопрос был могу ли я зарегистрировать дом на принадлежащих мне 2-х земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства , расположенных на землях населенных пунктов (не объединяя их), если однин участок зарегистрирован с категорией- земли населенных пунктов, а другой земли сельхозназначения ( важное замечание приусадебный , не полевой)?

Специалисты пытались помочь , дали разные версии , но четкого понимания, что делать не сложилось.

27 Ноября 2017 17:25

Ответы юристов ( 3 )

— один участок зарегистрирован правильно ( для ведения ЛПХ земли населенных пунктов), а другой, как ( для ведения ЛПХ земли сельхоз назначения);

земли сельхозназначения указаны неверно или так оно есть на самом деле?

Подскажите, что нужно сделать чтобы зарегистрировать дом и гараж, построенные на этих участках ( участки узкие, поэтому дом стоит на на них обоих)?

Необходимо поставить дом на кадастровый учет, для чего возможно обратиться в БТИ или к любому кадастровому инженеру, после зарегистрировать право собственности в Росреестре, госпошлина 350 рублей. Касаемо участков, то считаю, что необходимо их объединить в один, опять же в этом Вам поможет кадастровый инженер, чтобы у нового участка была категория земель населенных пунктов, если кадастровая ошибка — заявление на исправление в кадастровую, если действительно участок принадлежит к категории земель сельскохозяйственного назначения, то обращаться в администрацию с заявлением об изменении категории земель, вносить изменения в кадастр, а после объединять. Считаю, что сначала нужно привести землю в порядок, а после заняться оформлением дома, также следует учитывать, что для оформления дома будет необходимо разрешение на его строительство для постановки на кадастровый учет.

Кроме того, участки были зарегистрированы в 2000 году и им присвоены кадастровые номера. Кто в этом случае должен проводить межевание и определение границ участк

Вы как собственник участков и должны произвести такое межевание. На двух участках можете, но категорию менять нужно, если это техническая ошибка, то не думаю, что это затянется, как правило исправляют всё быстро.

ст. 78 ЗК РФ: 1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства)

3. Использование земель сельскохозяйственного назначения допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(п. 3 введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 206-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Это к тому, что строить жилой дом на земле с такой категорией нельзя, соответственно, как изменять Вам категорию, так и можете заниматься оформлением дома и объединением участков.

  • 8,0 рейтинг
  • 2303 отзыва

В дополнение к мнению Евгения

ведь кадастровый инженер делает только паспорт объектов?

Нет кадастровый инженер готовит технический план объекта капитального строительства, который потом, через МФЦ, с заявлением о государственном кадастровом учете и регистрации права передается в Росреестр, соответственно, для государственного кадастрового учета и регистрации права.

и какие мои действия, кроме того, что делает кадастровый инженер?

Сначала надо объединить участки. Потом по хорошему, чтобы не было со стороны Росреестра приостановок, нужно внести изменений в разрешение в части кадастрового номера образованного ЗУ. Потом подать вышеназванное заявление.

Если не внесут в разрешение изменения (лучше заранее уточнить в ОМСУ), то, как вариант, можно отказаться от права собственности на один из них. Он перейдет в собственность муниципального образования, а потом заключить соглашение о перераспределении земельных участков. Правда за это придется доплатить.

Ну и крайний случай, после объединения, в суд.

Статья 222 ГК РФ

1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

4. Органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан:
обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе такой постройки.

Читать еще:  Кредит банка Русский стандарт

Участок попал в охранную зону, что делать?

Уважаемый читатель, в этой статье мы рассмотрим такое обременение как охранная зона и объясним, какие могут быть обременения для юридических и физических лиц, если принадлежащий им участок земли оказался в охранной зоне.

Для начала остановимся на том, какие существуют виды охранных зон согласно законодательству, разделив их условно на группы.

Зоны, связанные с охраной природных объектов. Для данной группы в качестве самого распространенного примера следует привести водоохранные зоны и прибрежно-защитные полосы. Они устанавливаются для защиты водных объектов (озер, рек, водохранилищ и др.) от негативных воздействий. Хозяйственная деятельность в таких зонах существенно ограничена, особенно в части промышленного производства. За нарушение режима ограничений предусмотрены серьезные штрафы, а при возведении запрещенных объектов недвижимости — их снос. Другим примером могут являться охранные зоны государственных заказников, национальных парков, природных заповедников. На прилегающих к ним земельных участках также устанавливается особый режим использования. Осуществление хозяйственной деятельности, которая может повлиять на экосистему указанных природных объектов, здесь запрещено.

Если Ваше предприятие попало в такую охранную зону, то земельный юрист нашей компании поможет решить возникшую проблему, посоветовать как «подвинуть охранную зону», какие действия для этого необходимо осуществить.

Зоны, связанные с охраной памятников и сохранением естественного облика памятников природы. К данной группе относятся охранные зоны, зоны охраняемых природных ландшафтов, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности. В пределах территории охранной зоны для сохранения объекта культурного наследия ограничивают хозяйственную деятельность и запрещают строительство. В зоне охраняемых природных ландшафтов запрещаются строительные работы, которые повлекут изменение сформировавшегося исторически природного ландшафта или изменят архитектурный облик памятника. Незаконное строительство может быть выявлено надзорными органами — при проведении проверки или при поступлении соответствующей жалобы.

В зоне регулируемой застройки запрещается проведение работ по строительству без согласования уполномоченного органа власти в области охраны памятников. Например, в Санкт-Петербурге таким органом власти будет Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Зоны, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологических требований законодательства РФ. В этой группе в качестве примера приведем санитарно-защитные зоны промышленных предприятий (СЗЗ); 1-й,2-й, 3-й пояса санитарной охраны, устанавливаемые в отношении точек забора питьевой воды. Такого рода охранные зоны устанавливаются, как правило, распоряжением главного санитарного врача по региону. В 1-ом, 2-ом, 3-м поясах санитарной охраны запрещается деятельность, которая может вызвать ухудшение качества питьевой воды, конкретный перечень запретов устанавливается СаНПиН.

Помимо запретов в охранной зоне важным моментом является ограничение оборота земель, находящихся в 1-ом и 2-ом поясах санитарной охраны, приватизация таких участков запрещена согласно ст.27 Земельного кодекса.

Санитарно-защитные зоны промышленных предприятий имеют несколько иное назначение. В таких зонах по требованиям СаНПиН запрещено размещение жилых построек, так как проживание на этих территориях может негативно сказаться на здоровье граждан. Более подробный перечень запретов Вы найдете в самих СаНПиН. Если разобраться самостоятельно оказалось сложно, то Вам нужна помощь земельного юриста.

Следует знать! Наложение обременений (ограничений) на земельные участки в виде СЗЗ происходит путем разработки и утверждения проектов Санитарно-защитных зон.

Зоны, связанные с охраной линейных объектов для эксплуатации транспорта. Для данной группы примером может послужить полоса отвода автомобильной дороги, железной дороги, в которой вводится особый режим хозяйственно деятельности. В таких полосах отвода практически исключена любая хозяйственная деятельность, не связанная с эксплуатацией этих объектов. Более подробную информацию можно найти в Федеральном законе об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ (от 08.11.2007 N 257-ФЗ). Если участки в таких полосах отвода были получены до вступления в силу соответствующих законов, то использование их по целевому назначению не будет нарушением закона.

Охранные зоны, устанавливаемые для линейных промышленных, энергетических объектов, а также объектов связи. К данной группе будут отнесены охранные зоны газопроводов, теплосетей, линий электропередач, оптико-волоконных линий связи и т.п. Их установление имеет целью обеспечение бесперебойного режима работы этих объектов, поэтому любые действия, которые могут вызвать нарушение режима работы линейного объекта, запрещены.

Для всех линейных сооружений запрещается проводить земляные работы, не согласовав их с организацией, эксплуатирующей это сооружение. Так, например, если участок полностью или частично попал в охранную зону газопровода, все строительные работы на нем нужно согласовывать с эксплуатирующей организацией. На часть земельного участка без обременения эти требования не распространяются.

Очевидно, что копательные работы в зоне прохождения подземной линии ВОЛС могут повредить ее, а, например, копательные работы в зоне газопровода или прохождения подземной высоковольтной кабельной лини и вовсе повлечь несчастный случай. Кроме того, у эксплуатирующей ЛЭП организации всегда должен быть доступ к воздушной линии, поэтому размещение каких-либо объектов (строений, сооружений, зданий) без согласования с электросетями исключается.

Именно в ходе эксплуатации таких объектов возникают ситуации, когда чиновники, администрация, природоохранная прокуратура грозят снести дома, строения, здания, коттеджи.

Теперь рассмотрим, как узнать о том, что интересующий Вас участок попал в границы охранной зоны. Сделать это можно, посмотрев соответствующую информацию на публичной кадастровой карте или же, заказав выписку из ЕГРН. Однако если в результате указанных действий информация об охранной зоне не была выявлена, это еще не означает, что ее нет. Поэтому в этом случае рекомендуем сделать запрос в органы районной архитектуры на предмет наложения границ охранных зон на интересующий Вас земельный участок.

Купили участок в охранной зоне, что делать, что грозит?

Если Ваш участок оказался на территории охранной зоны, это еще не повод для паники. В нашу компанию часто обращаются с вопросом: участок попал в охранную зону газопровода, нефтепровода, что делать?

Исходя из опыта работы компании ООО «Юрист-Долина», даем разъяснение.

Во-первых, установление охранной зоны могло быть произведено с кадастровой ошибкой, тогда имеется возможность корректировки такой зоны. Тогда Вам потребуется помощь кадастрового инженера.

Во-вторых, наличие охранной зоны не исключает права собственности на такой участок, он не подлежит изъятию, приватизация земли также не исключается.

В-третьих, в некоторых случаях по согласованию с органами власти или эксплуатирующими организациями строительство объектов недвижимости допускается с установлением ряда ограничений. Разрешение на строительство в охранной зоне в таком случае можно получить с условием соблюдения требований эксплуатирующей организации или надзорного органа.

В-четвертых, если Ваш участок сформирован до строительства объекта, имеющего охранную зону, то вы может рассчитывать на возмещение убытков. Требования о возмещении таких убытков порождают многочисленные земельные арбитражные споры.

В-пятых, мог быть нарушен порядок определения границ охранных зон.

В заключение поясним, что делать, если садовый участок попал в охранную зону ЛЭП, газопровода, нефтепровода, санитарную зону.

В таком случае необходимо поднимать документы, на основании которых отводился участок под садоводство, установить, в каком году отводился участок и в каком году строился промышленный объект. Если он строился уже после отвода земель СНТ, то вполне есть возможность отстоять свои садовые постройки в суде.

Итак, если наш клиент утверждает, что садоводство построили давным-давно ещё при Советском Союзе или получил земли при перестройке, то он имеет шансы на успех.

Конечно же особенно сложные проблемы возникают, когда именно объекты недвижимости (здания, строения, сооружения, дом) попали в охранную зону.

В таком случае целесообразно обратиться к юристу по охранным зонам как можно раньше, чтобы Ваша частная собственность в виде коттеджа или дома не оказалась под угрозой сноса.

Важно знать! Если собственники земли продали участок в охранной зоне и умышленно скрыли информацию об обременении от покупателя, то по суду с них могут взыскать разницу между продажной стоимостью и действительной стоимостью в связи с обременением охранной зоной.

Мы оказываем услуги в следующих субъектах: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область (также по согласованию и в других субъектах).

Уважаемый читатель! Наша компания предлагает подготовить для Вас письменную правовую позицию. В ходе оказания данной услуги по вашей ситуации будет сделан детальный юридический анализ с учетом положений Российского законодательства, сложившейся судебной практики, личного практического опыта юриста по аналогичным проблемам.

При оказании данной услуги Вам будут даны конкретные практические рекомендации для дальнейших действий в Вашей проблемной ситуации. Телефон для связи 8 (812) 909-31-95

Читать еще:  Как купить дом, если половину не оформляют наследники?

Можно ли построить жилой дом в СЗЗ предприятия?

В соответствии с санитарной классификацией наше предприятие относится к III классу опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) 300 м. Недавно в СЗЗ началось строительство жилого дома. Застройщик готов за свой счет разработать проект СЗЗ для нашего предприятия.

Стоит ли соглашаться на разработку проекта СЗЗ? Какие могут быть подводные камни? Как обоснованно отказать застройщику в разработке такого проекта?

В вопросе описана типичная ситуация: с одной стороны, существуют санитарно-защитные зоны (далее — СЗЗ), обеспечивающие защиту населения от негативного воздействия производства, с другой — на эту, по сути, отчужденную землю есть желающие. Парадокс, но также есть желающие жить в СЗЗ. Только это не те желающие, которые хотят дышать промышленным воздухом, а те, которые по каким-то причинам не учитывают данный фактор при покупке жилья (например, сыграл роль ценовой фактор), а потом начинают писать жалобы на предприятие во все инстанции.

Чем грозит появление жилого дома в СЗЗ предприятия?

Законодательство допускает сокращение СЗЗ. Однако по умолчанию предприятие, в нормативной СЗЗ которого построен жилой дом, имеет больше претензий и проблем со стороны надзорных инстанций и общественности. Жители пишут жалобы, невзирая на сокращенную СЗЗ. А жалоба — основание для внеплановой проверки, которая редко обходится без штрафа[1].

По идее, предприятие должны проверять только на предмет жалобы, но проверяющие часто выходят за ее пределы. Тем более что такая проверка детально не регламентирована, и прямого запрета на выход за ее пределы нет.

Более того, согласно подп. 1 п. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, если проверяющий пришел на предприятие по жалобе жителей на запах и попутно увидел другой недостаток — он вас оштрафует.

Почему сложилась такая практика?

Ранее в «Справочнике эколога» был опубликован цикл статей, посвященных СЗЗ[2]. В первой статье цикла мы подробно рассматривали, почему институт СЗЗ, строго говоря, не соответствует принципам права.

Да, в России пространства большие, и можно позволить себе защиту расстоянием. Но — в отношении новых (!) предприятий, строящихся на неосвоенных территориях. Распространив этот принцип на предприятия, существующие в уже сложившейся застройке, Роспотребнадзор поставил сам себя в безвыходную ситуацию. Экономически и исторически невозможно было заставить предприятия расселить за свой счет всех, кто оказался в их СЗЗ.

Создавалось-то это законодательство в СССР, где было «все вокруг колхозное, все вокруг мое». Где хотело государство соблюдать законодательство, там соблюдало, где не хотело — не соблюдало. Вот и жило себе население в СЗЗ, да еще и радовалось, живя рядом с работой. И детским садикам у проходной завода тоже радовалось — отвел ребенка в детский сад и пошел на работу. Было ведомственное жилье, ведомственные садовые товарищества, ведомственные детские сады, поликлиники, учебные заведения — все вдоль забора предприятия.

А потом в одночасье все рухнуло. Социальные объекты отошли к городу, предприятия перешли в частную собственность. И оказалось, что эти дома, детские сады, учебные заведения не могут находиться у забора предприятия, и, более того, предприятие, когда-то построившее их за свой счет, должно их за свой счет еще и вывести. Но предприятие-то уже постперестроечное, у него уже нет таких средств, чтобы вывести даже те объекты, которые оно когда-то построило. Что уж говорить о тех объектах, которые ему построили в его СЗЗ.

Но закон есть закон. У надзорного органа появилось право и желание требовать его соблюдения. Особенно когда был выигран суд против России в Европейском суде по правам человека.

Однако политическая воля не пошла дальше требования разрабатывать проект СЗЗ, закрывать предприятия никто на себя ответственность не взял. Мы не Япония, и экономическая ситуация у нас не та. В итоге все свелось к понятию «сокращение СЗЗ»: в СЗЗ есть запрещенные к размещению объекты — СЗЗ нужно сократить по их границе. Вот и получилось, что иметь жилье в СЗЗ нельзя, но если очень хочется, то можно. Вот хочется застройщику построить жилье в вашей СЗЗ, и он готов сократить вашу СЗЗ за свой счет.

Может ли застройщик сократить СЗЗ предприятия?

По собственной инициативе не может. Сокращение СЗЗ пока что право, а не обязанность предприятия. Участок, по вине предприятия обремененный запретом на строительство определенных объектов, платежами не облагается. Теоретически ст. 57 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) возмещение убытков предусматривает, но на практике в части СЗЗ ею пока не пользуются. Была попытка взимания земельного налога, но она провалилась, т.к. земельный налог можно налагать только на собственника земельного участка.

Почему и говорится, что институт СЗЗ сформирован санитарными врачами без учета принципов права. Получается странная ситуация: земля обременена деятельностью предприятия, но оно за это не платит, не терпит никаких неудобств. Этот способ защиты расстоянием ему, можно сказать, дарится. Значит, предприятию выгодно застолбить за собой как можно больший участок территории, чтобы не получить жилье к своему забору и, соответственно, жалобщиков. То есть СЗЗ — это защита не только населения от предприятия, но и предприятия от населения.

Таким образом, предприятие может отказать застройщику без объяснения причин, его никто не обязывает сокращать СЗЗ.

Какие могут быть подводные камни?

Хорошо заявлять о своих правах, когда у предприятия все в порядке: надлежащим образом разработан проект СЗЗ, на него получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение (далее — СЭЗ), есть решение об установлении СЗЗ, сведения о СЗЗ внесены в государственный кадастр недвижимости. В этом случае можно судиться со всеми, кто посягает на вашу СЗЗ.

Если каких-то из перечисленных выше документов нет, вам нужно срочно их оформить. Если не можете (нет денег), это уже другой вопрос.

КСТАТИ

В нашей практике была подобная история. Застройщик разработал проект СЗЗ и получил на него положительное СЭЗ за свой счет. И когда прокуратура вызвала предприятие в суд с намерением «принудить к разработке проекта СЗЗ», мы нашли в базе СЭЗ данное заключение и выиграли суд.

В таком случае предприятию выгодно, что застройщик оформляет все требуемые документы за свой счет и сокращает СЗЗ только под свою застройку. Однако жителей под бок предприятие все равно получит.

Помимо этого, застройщик может догадаться использовать ст. 57 ЗК РФ.

В случае если у вас не установлена СЗЗ надлежащим образом, можно также бороться за чистоту своей нормативной СЗЗ, но это уже сложнее. Суд может отказать по основанию, что СЗЗ не установлена, границы ее не обозначены. Тогда, наоборот, вы окажетесь уязвимы для надзорного органа и самого застройщика, как организация, не разработавшая проект СЗЗ.

Это если вы относитесь к объектам I–III классов опасности, для которых обязательна разработка проекта СЗЗ. Если нет, тогда смело спорьте. Настолько смело, насколько позволяет риск использования застройщиком ст. 57 ЗК РФ. Да, нам пока неизвестен такой вариант, однако никто не мешает вашему застройщику стать первопроходцем.

Вывод

По нашему мнению, вам не следует идти навстречу застройщику, который хочет построить жилье на заведомо запретной для проживания людей территории.

[1] Подробнее см.: Дудникова А.Г. Проверка надзорного органа: штраф неизбежен // Справочник эколога. 2016. № 10. С. 10–13.

Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6–8;

Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 10–21;

Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: последствия изменений и экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 6. С. 7–11;

Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: изменения № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 10–12;

Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 8. С. 21–28.

А.Г. Дудникова, заместитель генерального директора ООО «ЭКОТИМ», член подкомитета по охране окружающей среды Ассоциации европейского бизнеса

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector