Можно ли судиться с автором дизайн проекта квартиры?
Expertrating.ru

Юридический портал

Можно ли судиться с автором дизайн проекта квартиры?

Вопрос юристу: Дизайнер создал проект, а его украли — что делать?

Практикующий юрист объясняет нюансы защиты интеллектуальных прав

Как защищают авторские права в сфере дизайна
Наиболее распространенными объектами авторского права в сфере дизайна являются фотографии, эскизы, проекты, чертежи, здания, интерьеры, макеты (2D, 3D) и тп. Н икакой регистрации или специального подтверждения создания объекта авторского права не требуется. Правовая охрана ему предоставляется просто в силу создания в любой объективной форме, позволяющей воспринимать и воспроизводить проект другими людьми.

Важно понять, что подразумеваете под проектом вы, а что — закон. Технические решения не подпадают под защиту авторским правом. Кроме того, с точки зрения закона одно и то же произведение может быть выражено в разных формах, например, в виде макета, проекта или уже реализованного здания. В таком случае произведение как объект правовой охраны одно, а его воплощений — несколько.

Важно знать, что объектом авторских прав будет на сам материальный носитель, а творческое решение, выраженное в нем, и передача материального носителя не означает передачу авторских прав на использование самого творческого решения.

Рассмотрим несколько возможных сценариев нарушения авторских прав на произведения в сфере дизайна.

Сценарий 1: Ваш проект доработали и выдали за свой
Дизайнер, действуя от своего имени как физическое лицо, самостоятельно создал по заказу дизайн-проект и передал его клиенту. Заказчик решил внести изменения в проект и отдал на его переработку другому дизайнеру, который впоследствии выдал проект за свой и использовал в своих портфолио.

Проверьте, подписывали ли вы договор с заказчиком, и были ли в документе предусмотрены правила перехода исключительного права на проект. Если договор не заключали, либо в нем не фигурировала передача заказчику исключительного права на проект, то по закону о договоре авторского заказа все права сохраняются за разработчиком проекта. А заказчик имеет право использовать проект только для тех целей, для которых он и создавался. То есть перерабатывать проект заказчик или третье лицо были не вправе — они нарушили авторские права дизайнера. Следовательно, последний имеет право требовать от нарушителя прекратить использовать переработанный проект, удалить публикации, а также получить возмещение убытков или денежную компенсацию за нарушение исключительного права (от 10 тыс. до 5 млн руб. или в размере двойной стоимости проекта).

Совет: Прежде, чем обращаться в суд, соберите доказательства (исходники, чертежи, задания на разработку). Проследите и зафиксируйте, каким образом проект попал к нарушителю, который его, в свою очередь, переработал. Дело в том, что создания просто похожего проекта недостаточно — важно доказать, что сходство обусловлено именно использованием вашего проекта (если речь не идет о промышленной собственности). Когда все доказательства на руках, отправьте досудебную претензию и только если нарушитель проигнорирует ее — можете обращаться в суд.
Стоит ли это делать — другой вопрос. Все зависит от ряда факторов: насколько серьезным было нарушение ваших прав (на какой объект, в каком количестве, как долго); на какую компенсацию вы могли бы рассчитывать; кто является нарушителем (компания или физическое лицо); платежеспособности нарушителя; где придется судиться (в России или за границей, в вашем городе или нет); сколько денег вы готовы потратить на суд.

Сценарий 2: Проект вашей студии доработали и выдали за свой
Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что изначальным разработчиком проекта выступает не физическое лицо, а компания. В рамках фирмы проект создается либо ее сотрудниками, либо привлеченными со стороны лицами. То есть в данном случае с заказчиком заключается договор подряда на создание произведения дизайна.

Читать еще:  Как узнать, действительно ли право собственности на квартиру?

По общему правилу (если в таком договоре прямо не указано иное) исключительное право на произведение переходит заказчику. Это значит, что он будет вправе любыми способами использовать произведение по своему усмотрению, в том числе отдавать его на переработку третьим лицам.

Студия художественной визуализации Юлии Смолкиной

Вы уверены, что хорошо знакомы с законом об авторском праве? Согласно статье ГКРФ 1259 Объекты авторских прав. Пункт 5: Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. Поэтому не стоит так недооценивать исполнителя, ведь именно он является автором произведения, которое он изготовил, что бы это ни было. А вы всего лишь автор идеи, на которую, в к сожалению не распространяются авторские права.

  • Нравится: 1

bud Dionis

Вы сами прочитали уровень зашкаливающего бреда, который написали?

Цитирую: “Поэтому не стоит так недооценивать исполнителя, ведь именно он является автором произведения, которое он изготовил, что бы это ни было. А вы всего лишь автор идеи, на которую, в к сожалению не распространяются авторские права”

Значит я АВТОР, и авторское право на меня не действует? А он исполнитель и он защищен?))) Что вы курите? Это законно употреблять в России?)))) Не отвечайте, это риторический ответ на поток бреда)

Отвечаю на ваш вопрос, да я уверен что знаком с авторским правом! А вот вы в не, после таких постов, явно ничего не понимаете) И я рекоменую вам рыться в законах дальше) из которых вы узнаете что если что-то не охраняется авторским правом, то защищается патентом, на худой конец торговой маркой(торговым знаком).

Исполнитель, который получил задание в виде идеи заказчика, никак не может выступать ее автором. Он именно исполнитель строгого тех. задания.

Если я завтра скажу вам грести метлой листву в форме звездочек, то я автор этой идеи, а вы дворник ее исполняющий за вознаграждение.

Если вы владелец маленькой типографии, и завтра я вам принесу на печать два вида пакетов, один фирменный пакет из “Цума”, а второй пакет с выдуманной надписью, написанной от руки или купленным мной шрифтом, это не значит что после того, как вы выполните тираж, авторские права переходят к вам и вы что-то там вообще можете возникать.

В первом случае вы идете как соучастник печати контрафактной продукции и нарушаете авторское право Цума, а во втором нарушаете мое законное авторское право. Мой почерк есть мой шрифт, и вы не имеете право им пользоваться. И так же если я печатаю пакет с купленным шрифтом у стороннего дизайнера, к вам не переходят на него (на шрифт) авторские права и законность копировать идеи. Понимаете надеюсь логику да, что любое дальнейшее копирование моей идеи в виде пчелки, будет расценено как плагиат и имеет под собой основание для проведения экспертизы по степени смешения и иска в суд.

Разбираемся в вопросе: что не входит в дизайн-проект

Бывает, что между дизайнером и клиентом возникают недопонимания на почве невыясненных объемов работ и размытых границ ответственности. Как понять, что не входит в компетенцию дизайнера, где начинается и заканчивается авторский надзор и для каких работ необходимо привлекать подрядчиков? Своим многолетним опытом с читателями InMyRoom поделился эксперт Станислав Орехов, подробно расписав 15 пунктов, которые не являются работой дизайнера и не должны входить в дизайн-проект.

1. Электрический проект

Дизайнер указывает световые схемы, розетки, выключатели, их местоположение, привязки, производителей и модели, выводы и тип стационарной бытовой техники. Информация по расположению электрических выводов согласуется с клиентом и становится заданием для инженера по расчету сечения провода, проектированию щитка и запаса мощности. Дизайнер не делает исполнительных инженерных схем, поскольку эта работа инженера. Если электрический проект необходим, его выполнит электрик перед началом монтажных работ.

Читать еще:  Отказ от персональных данных при обучении ребенка в школе

2. Внутреннее наполнение кухни и шкафов

Дизайнер интерьера определяет расположение встроенной мебели (кухни, гардеробной), ее конфигурацию и внешний вид, создает эскизный проект. На основе эскизного проекта можно посчитать смету и выбрать подрядчика. Сам рабочий проект мебели разрабатывает технолог подрядчика. Детальная комплектация встроенной мебели не входит в обязанности дизайнера интерьеров, поскольку дизайнер не знает ассортимента выбранного подрядчика, не компетентен в комплектующих и детализации. Дизайнер указывает конфигурацию, цвет и желаемый материал. Подрядчик делает все остальное. На авторском надзоре дизайнер согласует выкрасы по цвету, фактуре и видимые детали (ручки, петли).

3. Слаботочное оборудование

Дизайнер указывает местоположение и тип слаботочного оборудования (датчики движения, элементы умного дома) в проекте на чертежах и в техническом задании. Эти данные передает подрядчикам. Они служат отправной точкой для переговоров с клиентом о детализации проекта, закупке и установки оборудования. Дизайнер указывает потребности клиента, сформированные в техническом задании и уточненные на проекте, а исполнительную схему и подбор оборудования, определение точных мест делают инженеры подрядчика. На этапе реализации подрядчик согласует с дизайнером видимые элементы: выводы, розетки, решетки.

4. Схема монтажа сантехники

Дизайнер указывает, где расположены осевые привязки сантехники и описывает принципы выводов, на которые нужно обратить внимание, если в проекте заложено нестандартное решение. Детальную модель подключения сантехники строители получают из инструкции по установке оборудования. Дизайнер не должен указывать точную схему монтажа, поскольку она идет в инструкции по установке от производителя в комплекте с оборудованием и детализирована там.

5. Точное расположение ревизионных люков

На стадии проектирования невозможно определить точно размер, высоту и подрез плитки. Устройство люков строители согласуют с дизайнером на стадии авторского надзора. Создавая проект, дизайнер указывает желаемое расположение и пишет пометку: «Согласовать на авторском надзоре».

6. Монтажная раскладка плитки

На чертеже дизайнер указывает начало раскладки плитки и принципы ее размещения, начало укладки с учетом проектируемых швов. Пишет в примечании к чертежу: «Уточнить раскладку после возведения стен». Строители по месту раскладывают плитку с учетом возведенных и оштукатуренных стен. На авторском надзоре дизайнер снимает чистовые разрезы по возведенным и оштукатуренным стенам и корректирует раскладку, если она отличается от заложенной в проекте. Проектные решения не содержат уточняющей информации о раскладке по возведенным стенам, потому что обмеры были сделаны по черновой отделке, и предугадать, что получится по факту, нельзя.

7. Смета

Расчет сметы не входит в дизайн-проект. Дизайнер не должен быть компетентен в просчете строительной сметы и не сможет учесть все нюансы. Смету считает подрядчик по строительству, прораб или руководитель строительной бригады. Если у дизайнера есть своя дружественная бригада, то дизайнер предоставляет смету с ее помощью. Участвует в тендере на общих основаниях, а в случае победы становится управляющим реализацией проекта: заключает договор с клиентом и прорабом и отвечает за результат. Другой вариант: дизайнер предлагает смету не от себя, а сводит бригаду строителей напрямую с заказчиком. В случае заключения контракта дизайнер получает агентский процент (если был заключен агентский договор) от строительной бригады из их прибыли за привлечение клиента. С клиента дополнительные деньги за знакомство не взимаются, стоимость строительных работ не увеличивается – это главное правило.

8. Комплектация и управление строительством

Не нужно путать авторский надзор с услугой комплектации и управлением строительством. Авторский надзор нужен, чтобы указать на ошибки, которые были выявлены при осмотре работы строителей, а также на все то, что сделано не по проекту. В авторский надзор входят только советы и консультации строителям в строго отведенное время. Всю мебель, которую нужно заказать, клиент заказывает самостоятельно. Или с помощью дизайнера – но уже в рамках услуги комплектации, а не авторского надзора.

Читать еще:  Как можно в кратчайшие сроки развестись?

9. Контроль работы строительной бригады

В рамках авторского надзора дизайнер не должен контролировать работу строительной бригады. Эту функцию выполняет технический надзор. Если технический надзор не нанят, то занимается этим сам заказчик. В случае нарушений технологий, заказчик предъявляет претензии бригадиру строителей по договору. Дизайнер контролирует технический процесс строительства, только если заключил контракт на управление строительством. Но в этом случае логично уже называть дизайнера управляющим объекта.

10. Согласование проекта

Согласованием проекта занимается клиент или отдельно нанятая организация, которая берет план, предоставленный дизайнером, и согласовывает его, вносит изменения в БТИ. Дизайнер должен знать и соблюдать нормы законодательства, чтобы план согласовали, но само согласование не входит в дизайн-проект и является дополнительной работой с инстанциями.

11. Места приобретения и стоимость

Дизайнер не указывает места приобретения товаров в ведомостях, поскольку не является торговым агентом (если является, тогда может указать). Проект – это документ. В документе должна быть точная информация. Цены могут поменяться, поставщик – обанкротиться. Дизайнер не отвечает за третьих лиц, поэтому не включает данные по стоимости и адресу закупки в дизайн-проект.

12. Точное количество закупаемого материала

В рабочем проекте дизайнер указывает производителя, наименование, модель и тип материала, его количество по проекту. С этими данными на стадии реализации клиент самостоятельно, с помощью дизайнера или с помощью менеджера магазина закупает материал с проектным, большим или меньшим, запасом, организует доставку и хранение. В состав дизайн-проекта не может входить точное количество закупаемого материала, потому что оно всегда берется с запасом, а запас бывает разный. Какой – вопрос не к дизайнеру. Дизайнер не должен отвечать за работу комплектатора, если эта работа по проверке и просчету не оплачивается.

13. Конкретные цвета

Дизайнер не указывает точный номер цвета в проекте. Упоминаются только общие названия, дается ссылка на визуализацию. К примеру, один и тот же цвет Ivory по RAL 1015 у каждого производителя будет выглядеть по-своему, именно поэтому цвета обязательно нужно подбирать вживую. То, что напечатано в каталоге, то, что вы увидите в шоу-руме, и то, что в итоге привезут, будет отличаться. Цвета выбирают по выкрасам и образцам. На авторском надзоре при естественном освещении дизайнер собирает образцы вместе и принимает решение об их сочетаемости.

14. Светотехнический расчет

В стандартной ситуации дизайнер подбирает светильники исходя из собственного опыта, основываясь на знаниях об источниках света, их типе и интенсивности. Дизайнер использует группы света и диммеры для контроля. В качестве опции предлагает клиенту светодизайн с монтажом. Но светотехнический расчет, подбор лампочек и калибровку выполняет подрядчик-светотехник.

15. Исполнительные чертежи особых технических решений

Камин, аквариум, водопад, сауна, кинотеатр и другие решения, требующие участия в разработке узких специалистов, не могут ложиться на плечи дизайнера и входить в дизайн-проект. В процессе создания проекта дизайнер получает принципиальные схемы и ограничения от подрядчиков и учитывает их в работе. На реализации подрядчики согласовывают с клиентом окончательное оборудование и смету, а затем создают рабочую документацию. При создании проекта дизайнер учитывает все имеющиеся планы, привязывает к ним собственные дизайнерские решения, но не отображает в своей рабочей документации исполнительные схемы чужих подрядчиков, не детализирует и не несет за них ответственности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector