Нужна ли обязательная сертификация в данной ситуации?
Expertrating.ru

Юридический портал

Нужна ли обязательная сертификация в данной ситуации?

Декларирование и сертификация: с чувством, с толком, с расстановкой

Если продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия, то вывести ее на рынок, не пройдя процедуру сертификации или декларирования, не удастся. Первый вопрос, который встает перед ответственным бизнесом: как не стать жертвой лжесертифакаторов и тем самым не испортить репутацию своей компании?

«Черные» сертификаторы и лаборатории-фантомы

Как известно, спрос рождает предложение. Вот и спрос на фальсифицированные сертификаты, к сожалению, пока достаточно высок. Соответственно, и предложений на рынке достаточно.

Усугубляет ситуацию тот факт, что в течение нескольких предыдущих десятилетий серьезных мер противодействия этому негативному явлению не предпринималось. Это, в свою очередь, привело к формированию в обществе некоего нигилизма по отношению к процедуре сертификации.

Росаккредитация намерена изменить ситуацию. Уже несколько лет служба ведет серьезную борьбу с «черными» сертификаторами, фантомными испытательными лабораториями и органами по сертификации, нелегальными дилерскими сетями по продаже сертификатов.

В 2017 году Росаккредитация последовательно и неоднократно предупреждала, что нужно тщательно выбирать орган по сертификации, не обращаться к посредникам.

Стало в порядке вещей заказывать услугу сертификации у посредников. Притом что это неаккредитованные лица и их деятельность неподконтрольна службе

Инициативу поддержали и другие органы исполнительной власти. Например, ФТС. И это закономерно. От 60 до 80 процентов фальсифицированных сертификатов оформляются на импорт.

Под угрозой оказываются известные торговые марки и их репутация. Причем, как правило, топ-менеджмент компаний даже не подозревает, что на их продукцию сертификаты оформляют с нарушениями. Этим занимаются специалисты более низкого звена, отвечающие за логистику и заинтересованные в ускоренном выводе продукции на рынок.

Начиная с 2018 года Росаккредитация к режиму предупреждения подключила формат name and shame. Этот принцип широко применяется во всем мире и подразумевает публичное оглашение названий компаний, которые сознательно нарушили закон. В нашем случае – осознанно решили приобрести сертификат без проведения испытаний, подтверждающих соблюдение обязательных требований к безопасности выпускаемой продукции. На сайте Росаккредитации регулярно публикуются сводки о результатах проверочных мероприятий и перечень заявителей, обратившихся за услугами к сомнительным контрагентам.

Часть нарушений со стороны бизнеса объясняется незнанием законодательства в части ответственности за нарушение требований сертификации. Для повышения уровня грамотности таких заявителей разберем конкретные ситуации и определим, кто прав и виноват в каждой из них.

Итак, заявителю нужно сертифицировать продукцию. Он обратился в орган по сертификации, который включен в реестр аккредитованных лиц.

  • Ситуация 1: заявитель не передал образцы для испытаний. В этом случае ответственность ложится как на заявителя, так и на орган по сертификации.
  • Ситуация 2: заявитель передал образцы в орган по сертификации, но испытания так и не были проведены. В этом случае заявитель вправе обратиться в правоохранительные органы – налицо факт мошенничества. Ответственность на органе по сертификации.

На момент создания Росаккредитации в национальном реестре аккредитованных лиц находилось 1800 органов по сертификации. Сейчас их число сократилось до 1000. Но из них реально работает порядка 300 органов. В принципе этого достаточно. Например, в Германии их 350. Что же делают остальные органы по сертификации? Можно предположить, что регистрируют декларации о соответствии.

Так как процесс не требует специальной компетенции, Росаккредитация не так давно создала общедоступный электронный сервис по регистрации деклараций. Он позволяет производителям и поставщикам самостоятельно пройти данную процедуру. Причем бесплатно.

Сегодня порядка 5–7 процентов деклараций (всего в стране регистрируется около 1 млн деклараций в год) зарегистрированы именно таким образом. Почему так мало? Вероятно, производитель надеется, что, обратившись в орган по сертификации с целью регистрации декларации, он передает ему ответственность за безопасность продукции. Но это не так.

Орган выполняет исключительно учетную функцию. По закону только заявитель несет ответственность за недостоверное декларирование

Стоит сказать, что регистрация декларации в органах по сертификации создает серьезные препятствия для очистки рынка от небезопасной продукции. Так, в случае отзыва аттестата аккредитации у органа действие зарегистрированной им декларации может приостановить только заявитель.

Однако зачастую в такие недобросовестные органы обращаются фирмы-однодневки, которые просто исчезают к моменту закрытия органа. А декларация остается в реестре. И удалить ее никто не вправе. Так же как и инициировать проверку в отношении декларируемой продукции: доказательств того, что она опасна, нет.

Уголовная ответственность за сертификацию не по правилам

Еще одна болевая точка для бизнеса – контрольно-надзорная деятельность службы. В случае выявления нарушений в работе органа по сертификации Росаккредитация обязывает органы по сертификации принимать меры в отношении выданных ими документов. Параллельно Росаккредитация информирует об этом смежные органы надзора с просьбой проверить продукцию, на которую органом-нарушителем был выдан сертификат.

Если ведомство подтверждает, что продукция опасна, у Росаккредитации есть все основания обратиться в правоохранительные органы, в том числе на основании статьи 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности в части неправомерных выдачи или использования официального документа, удостоверяющего соответствие небезопасных для жизни или здоровья потребителей товаров требованиям безопасности».

Ранее эта статья применялась только в отношении алкогольной продукции. Однако в этом году Росаккредитация совместно с правоохранительными органами будет формировать правоприменительную практику в отношении более широкой номенклатуры продукции. Например, сейчас дается уголовно-правовая оценка ряду сертификатов на цемент и автокомпоненты. Напоминаю, что ответственность будет распространяться на эксперта, подписавшего сертификат.

Справка

В первом полугодии 2018 года Росаккредитацией было составлено протоколов об административных правонарушениях на более чем 301 млн руб. К выплате судами назначено более 243 млн руб. (с учетом дел, возбужденных по заявлениям с 2017 года).

В практике Росаккредитации были такие случаи, когда аккредитованные лица не пускали представителей службы для проверки их деятельности. Для решения этой проблемы в конце 2016 года Росаккредитация подписала соглашение о взаимодействии с Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Теперь в особенно тяжелых случаях мы можем наносить внезапный визит с силовым сопровождением.

Это позволяет зафиксировать уклонение организации от правомерной проверки, получить объяснения такого поведения от собственников помещения. Зачастую причина агрессии – отсутствие испытательной лаборатории или органа по сертификации по месту осуществления деятельности. Данный факт фиксируется в акте проверки. А это – нарушение критериев аккредитации и основание для приостановки аттестата аккредитации.

Правда, до такого развития событий редко доходит. Недобросовестные организации, поняв, что пахнет жареным, в экстренном порядке ликвидируют юридическое лицо, оставляя «в наследие» рынку напечатанные ими сертификаты соответствия и декларации.

Отмечу, что с 30 июля 2018 года вступили в силу поправки в закон об аккредитации. В соответствии с ними Росаккредитация имеет право приостановить действие аккредитации в случаях невозможности выездной проверки:

  • из-за отсутствия аккредитованного лица по месту осуществления деятельности;
  • из-за фактического неосуществления аккредитованным лицом деятельности.

Это существенно повысит дисциплину тех, кто намеренно препятствует проверкам Росаккредитации.

Несколько лет назад Росаккредитация подготовила законопроект о признании недействительными деклараций и сертификатов, выданных органами по сертификации, аттестат аккредитации которых был аннулирован.

Добросовестным заявителям таких органов не стоит бояться утверждения документа: по законопроекту им будет предоставлена возможность передать «дело сертификата» в любой другой выбранный заявителем орган с соответствующей областью аккредитации. Зачем загонять бизнес в затраты, если «дело сертификата» существует. Это лишь создаст предпосылки для обращения бизнесменов к следующим жуликам.

Смысл изменений в том, чтобы дать возможность добросовестным бизнесменам реабилитироваться

Автоматически будут аннулироваться только сертификаты в строго описанных и урегулированных случаях. Например, в тех, когда в установленные сроки не был проведен инспекционный контроль.

Решая перечисленные выше проблемы, Росаккредитация плотно взаимодействует с другими органами власти. И хотя проблема недостаточной скоординированности действий остается, прогресс есть.

Так, в результате плотного сотрудничества с ФТС налажен один из лучших межведомственных электронных документооборотов. Принцип работы таков: ФТС в отношении каждого сертификата, предоставляемого на границе, делает запрос в базу данных Росаккредитации.

В ответ в автоматическом режиме в таможенную службу приходит информация, выдавался документ или нет. Отсутствие документа в базе – профиль риска. В свою очередь, Росаккредитация, выявляя не проводящие испытания лаборатории, передает информацию о них в ФТС. Это значит, что все протоколы этой лаборатории становятся «профилем риска». Таким образом удалось создать систему управления рисками: сигнал с профилем риска – повод для дополнительной проверки.

Число таможенных деклараций на пробы и образцы за 7 месяцев 2018 года увеличилось на 36 процентов по отношению к аналогичному периоду 2017 года. В отношении плодоовощной продукции за тот же период зафиксирован рост в 6,3 раза

В конце 2017 года Росаккредитацией и ФТС были подготовлены разъяснения. В них в том числе обозначено, что образцы, пересекающие границу для проведения испытаний, должны декларироваться на таможне определенным образом. Это позволяет создать цепочку прослеживаемости.
Сейчас в пилотном режиме отрабатываем формат в отношении организаций, где инициированы проверочные мероприятия. Если выясняем, что в истории сертификации нет информации о перемещении образцов через границу, используем это как дополнительную доказательную базу нарушения.

Система межведомственного электронного документооборота будет совершенствоваться. С этой целью Росаккредитация консультируется с участниками ВЭД, с ТПП РФ. Это позволяет службе удостовериться, что решения взвешенны и не оказывают негативного влияния на добросовестных участников бизнес-сообщества. Здесь включается объективный фактор – зачастую наши нормативные документы не позволяют однозначно трактовать требования.
Приведу два примера.

Лаборатория проводит сертификационные испытания. Получает результат с соблюдением всех установленных процедур, но допускает техническую ошибку при оформлении протокола испытаний. Выявив ошибку, лаборатория исправляет ее, изменив номер итогового документа согласно требованиям своей системы менеджмента.

Читать еще:  Куда сообщать о смене паспорта в 45 лет

Поскольку номер протокола указывается в сертификате соответствия, необходимо внести изменения и в него. Но процедура внесения в сертификат изменений не предусмотрена действующим законодательством. Значит, нужно выпускать новый сертификат. Чтобы его выпустить, формально нужно провести новые испытания и повторный анализ производства. Это экономически бессмысленно. Выйти из этой вполне рабочей ситуации в рамках правового поля затруднительно.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 предусмотрено, что орган для принятия решения по сертификации должен назначить минимум одно лицо для анализа всей информации и результатов оценивания. Данный сотрудник не должен принимать участия в оценке заявителя.

При этом единой формой сертификата Евразийского экономического союза предусмотрено, что сертификат подписывается руководителем органа по сертификации и экспертом (экспертом-аудитором). Это не соответствует международной практике и приводит к неправильной трактовке положений стандарта органами по сертификации.

Большим достижением Евразийской экономической комиссии стал выпуск новой редакции типовых схем оценки соответствия. Теперь сертификат соответствия продукции не может подписываться экспертами (экспертами-аудиторами), заверившими акт о результатах анализа состояния производства, где данная продукция была изготовлена.

Служба осознает сложность соблюдения наднационального законодательства Евразийской экономической комиссии. Поэтому мы выступаем с инициативой создать разъяснения на национальном уровне, детально описывающие правила подтверждения соответствия продукции. В Беларуси и Казахстане такой документ есть. Не так давно Минпромторг поддержал инициативу Росаккредитации. Сейчас проект такого документа готовится. В нем будут детально прописаны:

  • правила отбора образцов;
  • процедура анализа состояния производства и инспекционного контроля;
  • процедура переоформления сертификатов, например, в случае смены юридического адреса заявителя или других технических деталей.

Создание регламента станет серьезным подспорьем для добросовестного бизнеса в части четкого исполнения законодательства.

В заключение еще раз напомним российским производителям и поставщикам продукции две простые истины:

  1. Не обращайтесь к посредникам услуг по сертификации.
  2. Обязательно передавайте образцы на испытания.

А Росаккредитация позаботится, чтобы испытания действительно были проведены и сертификаты имели законную силу.

заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации

Обязательная сертификация

Обязательная сертификация – это подтверждение качества продукции, и ее соответствия существующим нормативам и требованиям. Проведение данной процедуры регулируется законодательством России, существующими госстандартами, нормами безопасности, а также правилами и нормативами строительства. Перечень товаров и услуг, которые подлежат обязательной сертификации, а также подтверждения качества посредством оформления Декларации о соответствии, разрабатывается и утверждается комитетом по метрологии и стандартизации Российской Федерации.

Кто участвует в процедуре обязательной сертификации?

Также участниками обязательной сертификации могут быть организации, которые предоставляют самые разнообразные услуги по обслуживанию системы, такие, как научно-методические центры, центры подготовки специалистов и экспертов и прочие.

Какие виды товаров подлежат обязательной сертификации

Законодательство требует в обязательном порядке сертифицировать такую продукцию, которая способна воздействовать на безопасность людей, их имущества и окружающей среды. Например, все виды технических устройств, которые питаются от электросети, подлежат обязательной сертификации. На таких же условиях сертифицируются медикаменты, косметические средства, а также детское питание и другие товары, которые предназначены для детей. При этом, процедура подтверждения качества не является обязательной, например, для стройматериалов, несмотря на большое значение, которое имеет качество этих товаров. Понимая это, строительные фирмы используют только сертифицированную продукцию, поэтому производителям таких товаров приходится сертифицировать их в добровольном порядке.

Перед тем, как оформить сертификат на продукцию, нужно ознакомиться с полным перечнем товарных групп, подлежащих обязательной сертификации. Узнать, необходимо ли сертифицировать конкретный вид продукции, можно в нашем разделе Технических регламентов Таможенного Союза. Там же можно выбрать наиболее подходящую схему сертификации – на один контракт, на одну партию или на серийный выпуск.

В каких случаях обязательная сертификация необходима

Обязательную сертификацию товаров проводят в случаях, предусмотренных нормативными актами России. Процедура регламентируется законами, государственными стандартами, санитарными правилами, нормами безопасности и т.д. Установлен перечень групп товаров, которые должны сертифицироваться в обязательном порядке. Он регулярно пересматривается, и из него периодически исключают отдельные виды товаров, которые обычно переносят в перечень товарных групп, которые в обязательном порядке подлежат декларированию соответствия. В таких случаях в качестве регламентирующего документа выступает декларация соответствия.

Обязательная сертификация продукции не может быть заменена добровольной. В обязательном порядке сертифицируются товары, способные влиять на здоровье людей или окружающую среду. Списки товаров, подлежащих обязательному подтверждению безопасности и качества, регулярно пересматриваются соответствующими органами. Наличие подтверждающих качество и безопасность продукции документов может проверяться специальными контролирующими органами, к тому же эти документы наряду с другими необходимы для таможенного оформления товаров.

Итоговым документом подтверждения соответствия продукции требованиям безопасности и качества является сертификатсоответствия. Если продукция подлежит обязательной сертификации, то наличие этого документа проверяется таможенными и другими контролирующими органами. При таможенном оформлении товара, который подлежит обязательному подтверждению качества, необходимо предоставлять кроме таможенной декларации документы о сертификации и, в определенных ситуациях, санитарно-эпидемиологическое заключение.

Обязательная сертификация : порядок оформления

Процедура сертификации имеет несколько способов оформления, а самыми распространенными считаются:

  1. сертификация на контракт;
  2. сертификация на серийный выпуск;
  3. сертификат на определенную группу/партию продукции.

В соответствии с законодательством РФ существует целая группа товаров, которая подлежит обязательной сертификации. Ежегодно из этой группы убираются некоторые виды товара. Однако, это еще не означает, что таким видам товара не нужны специальный документы. Обычно подобные товары переносят в Номенклатуру продукции, для которой обязательной теперь является декларирование соответствия. Контроль осуществляется таможенными органами и иными контролирующими службами. Особо тщательной проверки подлежат те предприниматели, товары которых нуждаются в обязательной сертификации.

Чем отличается обязательная сертификация от добровольной?

Ответ на этот вопрос достаточно прост – практически ничем. Данные сертификаты не имеют кардинального отличия, оба подтверждают качество товара или услуг. Основным отличием является не процедура, а документальные бланки. Для обязательной сертификации предназначен желтый бланк, для добровольной – голубой.

Для оформления сертификата соответствия подается заявление от производителя на проведение подобной процедуры. Если вы не знаете, как оформить документы, обратитесь в специальные службы, в которых грамотные специалисты помогут вам быстро получить все документы о сертификации.

Обязательная сертификация: объекты и особенности процедуры

Обязательная сертификация товаров проводится для того, чтобы подтвердить, что продукция отвечает всем предусмотренным требованиям и безопасна для покупателя. Эта процедура гарантирует качество товаров как для изготовителей, так и для потребителей.

Гарантия безопасности или очередной барьер для бизнеса?

По определению законодательства обязательная сертификация – это процедура, в ходе которой объект сертификации подвергается проверке на соответствие требованиям действующих технических регламентов. Объектами обязательной сертификации могут являться как товары, так и технологии их изготовления, проектирования, а также другие производственные и эксплуатационные процессы. Сама процедура сертификации предполагает определенную совокупность действий, официально принимаемую в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям.

Обязательная сертификация была введена в России в 1992 году. За эти 12 лет все ее недостатки и проблемы стали очевидны. В настоящее время прослеживается тенденция к упрощению процессов обязательного подтверждения соответствия, что, в конечном итоге, позволит ускорить развитие отечественной экономики и упростить ее интеграцию в общемировой рынок. Среди основных трендов в этой области – сокращение доли продукции, подлежащей обязательной сертификации, и увеличение перечня товаров, нуждающихся в декларировании. Декларация о соответствии регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии или обязательным сертификатом соответствия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. № 982 «Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Данный документ регулярно актуализируется.

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации

Обязательной сертификации подлежат те товары, использование которых сопряжено с максимальным риском для жизни и здоровья людей. Несмотря на тенденцию постоянного сокращения перечня такой продукции, на сегодня в него, согласно постановлению Правительства РФ № 982, входят: газ, нефтяные масла, автомобильные шины, газотурбинные установки, горно-шахтное, химическое и нефтегазоперерабатывающее оборудование, рельсы и подвижной состав, электрооборудование, автомобили, автобусы, лифты, бытовые электроприборы, а также детские товары, медикаменты и медицинское оборудование, средства гигиены, спецодежда и табачная продукция, средства пожаротушения и многое другое (более подробный список продукции, подлежащей обязательной сертификации, несложно найти в открытом доступе, например, здесь: http://docs.cntd.ru.

А вот для одежды и обуви, мебели, пищевых продуктов и сырья для них, алкогольных напитков, косметики, парфюмерии и бытовой химии теперь достаточно декларации соответствия товаров нормативным документам. Это изменение позволяет производителям сэкономить и упрощает бизнес-процессы.

Кто проводит сертификацию?

Обязательная сертификация продукции осуществляется организациями, имеющими аттестат аккредитации на выполнение данного вида работ – их выдает Россаккредитация. Эти организации должны быть внесены в Реестр аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий . В аккредитованных органах по сертификации помимо получения сертификата можно зарегистрировать декларацию о соответствии, а также оформить ряд других документов, необходимых для производства, продажи и таможенного оформления продукции на территории России и Таможенного союза.

Для прохождения сертификации требуется письменная заявка производителя, а также пакет учредительных документов и технические данные о сертифицируемой продукции.

Особенности процедуры

Порядок сертификации практически одинаков для всех видов товаров. Все начинается с обращения в центр сертификации, подачи заявки и предоставления документации. Для продукции российского производства потребуются:

  • Заявка, подписанная руководителем и заверенная печатью фирмы-заявителя;
  • Документы о регистрации и постановке на учет в налоговом органе фирмы-производителя;
  • Устав предприятия;
  • Документация на выпускаемую продукцию (ТУ или ГОСТ);
  • Паспорт или инструкция по эксплуатации;
  • Договор аренды производственных площадей или документ, подтверждающий право собственности.
Читать еще:  Как узнать о том, была ли выдана доверенность?

При сертификации товаров иностранного производства нужно также предоставить доверенность от лица производителя фирме-заявителю на право совершения действий по сертификации своей продукции (если заявителем является не сам изготовитель, а фирма, представляющая его интересы) и инструкция по эксплуатации (при необходимости), переведенная на русский язык.

Иногда, в зависимости от вида сертифицируемого товара, может потребоваться дополнительная документация:

  • сертификаты системы менеджмента качества;
  • сертификат пожарной безопасности;
  • свидетельство о госрегистрации продукции;
  • копии выданных ранее сертификатов.

После этого эксперты центра рассматривают заявку и подбирают подходящую схему сертификации. Выбор зависит от размера партии товара и страны производства. Существует несколько схем, и все их этапы детально прописаны в ст. 25 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» либо в соответствующем разделе профильного технического регламента. После выбора схемы рассчитывается стоимость работ и заключается договор о проведении оценки между заявителем и центром сертификации. Образцы продукции, предоставленные заявителем, передаются органом по сертификации в лабораторию.

Третий шаг – проведение полного комплекса оценочных работ по подтверждению соответствия продукции: от идентификации и проверки предоставленных документов до испытаний образцов в аккредитованной лаборатории и, в некоторых случаях – анализ состояния производства.

По итогам этих оценочных работ принимается решение о выдаче сертификата. Вместе с ним заказчик получает и акт выполненных работ.

Стоимость и сроки проведения

Если заявитель вместе с пакетом документов представил также протоколы испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, то сертификация продукции не займет много времени – обычно на оформление сертификата уходит не более 7 дней. Цена также будет невелика – около 5 тысяч рублей. Однако необходимость проведения испытаний может заметно увеличить не только срок, но и стоимость выдачи сертификата.

Ответственный подход к обеспечению безопасности продукции

Законна лишь сертификация, проведенная аккредитованными и внесенными в официальный реестр органами, однако некоторые бизнесмены предпочитают обращаться в компании, работающие по «серым» схемам, где за небольшую плату и за несколько часов можно получить любой сертификат. Это прямое нарушение закона, так как подобные организации не имеют необходимых полномочий для сертификации товаров. Государство постоянно борется с такими компаниями, ужесточая требования к сертификационным центрам. В частности, в июле 2014 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», направленный на ужесточение требований к органам по сертификации. Процветание подобных фирм невыгодно и самим производителям – ведь фальшивые «знаки качества» подрывают доверие и к настоящим, обладающим весомым конкурентным преимуществом и гарантирующим качество и безопасность продукции. Поэтому в интересах предпринимателей ответственно выбирать орган по сертификации.

Добровольная и обязательная сертификация. В чем разница и зачем делать первую

Сертификация – это одна из форм подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, действующих на территории стран-участниц Евразийского экономического союза. Сертификация бывает обязательной и добровольной.

Обязательная сертификация – это одна из обязательных форм подтверждения соответствия продукции. Подлежит ли ваша продукция обязательной сертификации, написано в технических регламентах Таможенного союза на вашу продукцию или (до введения в действие технических регламентов) в Перечне продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в форме сертификации. Если вашей продукции нет в этом перечне, это еще не значит, что она не подлежит обязательному подтверждению соответствия.

Ваша продукция может подлежать обязательному декларированию соответствия, государственной регистрации или ветеринарно-санитарной экспертизе. Узнать, нужно ли подтверждать соответствие вашей продукции в обязательном порядке, можно у специалистов «Центра Сертификации Стандарт».

Добровольная сертификация – это необязательная форма подтверждения соответствия. От обязательной сертификации добровольная отличается тем, что проводится эта процедура по вашей инициативе, и вы сами выбираете стандарты, требованиям которых должна соответствовать ваша продукция. Добровольная сертификация проводится в отношении только той продукции, на которую не распространяются технические регламенты и которая (до введения в действие технических регламентов) не включена в Перечень.

Содержание
Для чего проводят добровольную сертификацию

Так как не вся продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия, некоторые изготовители и продавцы оформляют отказное письмо. В нем говорится, что их продукции не нужна сертификация или декларирование. Другие оформляют добровольный сертификат и проходят все те же процедуры подтверждения соответствия, что и при обязательной сертификации.

Делают они это для того, чтобы повысить конкурентоспособность своей продукции. Многие крупные магазины предпочитают, чтобы их полки были заполнены качественным и безопасным товаром. Покупатели также становятся все более осведомленными и стараются выбирать сертифицированный товар, в безопасности которого можно не сомневаться.

Отличия добровольной сертификации от обязательной:
Критерии отличия Обязательная сертификация Добровольная сертификация
Где нужна Продукция, на которую распространяется действие технических регламентов Таможенного союза и Республики Беларусь или (до введения в действие технических регламентов) включена в Перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в форме сертификации Любая продукция, которая не подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме сертификации или декларирования
Для чего проводится Обеспечение безопасности продукции в обязательном порядке Подтверждение качества;повышение конкурентоспособности продукции; реклама
Что проверяют Соответствие требованиям технических регламентов и других стандартов, которые установлены законодательством На выбор заявителя: Технические условия производителя; ГОСТы (если есть); Любые параметры, способные подтвердить качество и безопасность продукции
На каком основании проводится Обязательное требование Инициатива заявителя: производителя или продавца
Особенности бланка сертификата желтый бланк (сертификат Таможенного союза) и зеленый бланк (сертификаты национальной системы подтверждения соответствия) зеленый бланк (сертификаты национальной системы подтверждения соответствия)
Знаки соответствия ЕАС, СТБ СТБ в черной рамке
Правила прохождения добровольной сертификации продукции

Добровольная сертификация продукции осуществляется в соответствии с требованиями ТКП 5.1.02-2012 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация продукции. Основные положения».

Основные этапы добровольной сертификации:

  1. Определить, на соответствие каким ТНПА будет проводиться сертификация. Вам нужно выбрать, каким требованиям должна соответствовать ваша продукция. Это может быть ГОСТ или технические условия, которые разрабатывает и использует производитель, если на продукцию нет соответствующего ГОСТа.
  2. Собрать комплект документов, необходимых для регистрации заявки. Комплект документов для подачи заявки на добровольную сертификацию точно такой же, как и при обязательной сертификации. Также в него входят выбранные вами ТНПА. Подробно о необходимых при сертификации продукции документах мы писали в статье «Вся правда о порядке и правилах сертификации».
  3. Подать заявку на подтверждение соответствия в аккредитованный орган по сертификации.

  1. Дождаться результатов испытаний и исследований. Орган по сертификации проводит анализ предоставленных вами документов, в том числе анализ протоколов испытаний на вашу продукцию. Если схема предусматривает, то проводит анализ состояния производства. При положительных результатах анализа предоставленных документов закрепленный за вами эксперт-аудитор анализирует протоколы испытаний и на их основании принимает решение о выдаче вам сертификата.

После успешного подтверждения соответствия продукции вы нанесете на продукцию знак соответствия, который свидетельствует о том, что продукция прошла добровольную сертификацию. В Белорусской национальной системе подтверждения соответствия, это знак СТБ в черной рамке:

Более подробно обо всех процедурах сертификации читайте в наших статьях о порядке и правилах сертификации.

За дополнительной информацией о добровольной сертификации продукции обращайтесь к экспертам «Центра Сертификации Стандарт». Они подробно объяснят вам, какие документы нужны для вашей продукции и что поможет ускорить получение сертификата.

Декларирование и сертификация: с чувством, с толком, с расстановкой

Если продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия, то вывести ее на рынок, не пройдя процедуру сертификации или декларирования, не удастся. Первый вопрос, который встает перед ответственным бизнесом: как не стать жертвой лжесертифакаторов и тем самым не испортить репутацию своей компании?

«Черные» сертификаторы и лаборатории-фантомы

Как известно, спрос рождает предложение. Вот и спрос на фальсифицированные сертификаты, к сожалению, пока достаточно высок. Соответственно, и предложений на рынке достаточно.

Усугубляет ситуацию тот факт, что в течение нескольких предыдущих десятилетий серьезных мер противодействия этому негативному явлению не предпринималось. Это, в свою очередь, привело к формированию в обществе некоего нигилизма по отношению к процедуре сертификации.

Росаккредитация намерена изменить ситуацию. Уже несколько лет служба ведет серьезную борьбу с «черными» сертификаторами, фантомными испытательными лабораториями и органами по сертификации, нелегальными дилерскими сетями по продаже сертификатов.

В 2017 году Росаккредитация последовательно и неоднократно предупреждала, что нужно тщательно выбирать орган по сертификации, не обращаться к посредникам.

Стало в порядке вещей заказывать услугу сертификации у посредников. Притом что это неаккредитованные лица и их деятельность неподконтрольна службе

Инициативу поддержали и другие органы исполнительной власти. Например, ФТС. И это закономерно. От 60 до 80 процентов фальсифицированных сертификатов оформляются на импорт.

Под угрозой оказываются известные торговые марки и их репутация. Причем, как правило, топ-менеджмент компаний даже не подозревает, что на их продукцию сертификаты оформляют с нарушениями. Этим занимаются специалисты более низкого звена, отвечающие за логистику и заинтересованные в ускоренном выводе продукции на рынок.

Начиная с 2018 года Росаккредитация к режиму предупреждения подключила формат name and shame. Этот принцип широко применяется во всем мире и подразумевает публичное оглашение названий компаний, которые сознательно нарушили закон. В нашем случае – осознанно решили приобрести сертификат без проведения испытаний, подтверждающих соблюдение обязательных требований к безопасности выпускаемой продукции. На сайте Росаккредитации регулярно публикуются сводки о результатах проверочных мероприятий и перечень заявителей, обратившихся за услугами к сомнительным контрагентам.

Часть нарушений со стороны бизнеса объясняется незнанием законодательства в части ответственности за нарушение требований сертификации. Для повышения уровня грамотности таких заявителей разберем конкретные ситуации и определим, кто прав и виноват в каждой из них.

Читать еще:  Куда мне обратиться, чтобы наказали продавца за ненадлежащее поведение?

Итак, заявителю нужно сертифицировать продукцию. Он обратился в орган по сертификации, который включен в реестр аккредитованных лиц.

  • Ситуация 1: заявитель не передал образцы для испытаний. В этом случае ответственность ложится как на заявителя, так и на орган по сертификации.
  • Ситуация 2: заявитель передал образцы в орган по сертификации, но испытания так и не были проведены. В этом случае заявитель вправе обратиться в правоохранительные органы – налицо факт мошенничества. Ответственность на органе по сертификации.

На момент создания Росаккредитации в национальном реестре аккредитованных лиц находилось 1800 органов по сертификации. Сейчас их число сократилось до 1000. Но из них реально работает порядка 300 органов. В принципе этого достаточно. Например, в Германии их 350. Что же делают остальные органы по сертификации? Можно предположить, что регистрируют декларации о соответствии.

Так как процесс не требует специальной компетенции, Росаккредитация не так давно создала общедоступный электронный сервис по регистрации деклараций. Он позволяет производителям и поставщикам самостоятельно пройти данную процедуру. Причем бесплатно.

Сегодня порядка 5–7 процентов деклараций (всего в стране регистрируется около 1 млн деклараций в год) зарегистрированы именно таким образом. Почему так мало? Вероятно, производитель надеется, что, обратившись в орган по сертификации с целью регистрации декларации, он передает ему ответственность за безопасность продукции. Но это не так.

Орган выполняет исключительно учетную функцию. По закону только заявитель несет ответственность за недостоверное декларирование

Стоит сказать, что регистрация декларации в органах по сертификации создает серьезные препятствия для очистки рынка от небезопасной продукции. Так, в случае отзыва аттестата аккредитации у органа действие зарегистрированной им декларации может приостановить только заявитель.

Однако зачастую в такие недобросовестные органы обращаются фирмы-однодневки, которые просто исчезают к моменту закрытия органа. А декларация остается в реестре. И удалить ее никто не вправе. Так же как и инициировать проверку в отношении декларируемой продукции: доказательств того, что она опасна, нет.

Уголовная ответственность за сертификацию не по правилам

Еще одна болевая точка для бизнеса – контрольно-надзорная деятельность службы. В случае выявления нарушений в работе органа по сертификации Росаккредитация обязывает органы по сертификации принимать меры в отношении выданных ими документов. Параллельно Росаккредитация информирует об этом смежные органы надзора с просьбой проверить продукцию, на которую органом-нарушителем был выдан сертификат.

Если ведомство подтверждает, что продукция опасна, у Росаккредитации есть все основания обратиться в правоохранительные органы, в том числе на основании статьи 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности в части неправомерных выдачи или использования официального документа, удостоверяющего соответствие небезопасных для жизни или здоровья потребителей товаров требованиям безопасности».

Ранее эта статья применялась только в отношении алкогольной продукции. Однако в этом году Росаккредитация совместно с правоохранительными органами будет формировать правоприменительную практику в отношении более широкой номенклатуры продукции. Например, сейчас дается уголовно-правовая оценка ряду сертификатов на цемент и автокомпоненты. Напоминаю, что ответственность будет распространяться на эксперта, подписавшего сертификат.

Справка

В первом полугодии 2018 года Росаккредитацией было составлено протоколов об административных правонарушениях на более чем 301 млн руб. К выплате судами назначено более 243 млн руб. (с учетом дел, возбужденных по заявлениям с 2017 года).

В практике Росаккредитации были такие случаи, когда аккредитованные лица не пускали представителей службы для проверки их деятельности. Для решения этой проблемы в конце 2016 года Росаккредитация подписала соглашение о взаимодействии с Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Теперь в особенно тяжелых случаях мы можем наносить внезапный визит с силовым сопровождением.

Это позволяет зафиксировать уклонение организации от правомерной проверки, получить объяснения такого поведения от собственников помещения. Зачастую причина агрессии – отсутствие испытательной лаборатории или органа по сертификации по месту осуществления деятельности. Данный факт фиксируется в акте проверки. А это – нарушение критериев аккредитации и основание для приостановки аттестата аккредитации.

Правда, до такого развития событий редко доходит. Недобросовестные организации, поняв, что пахнет жареным, в экстренном порядке ликвидируют юридическое лицо, оставляя «в наследие» рынку напечатанные ими сертификаты соответствия и декларации.

Отмечу, что с 30 июля 2018 года вступили в силу поправки в закон об аккредитации. В соответствии с ними Росаккредитация имеет право приостановить действие аккредитации в случаях невозможности выездной проверки:

  • из-за отсутствия аккредитованного лица по месту осуществления деятельности;
  • из-за фактического неосуществления аккредитованным лицом деятельности.

Это существенно повысит дисциплину тех, кто намеренно препятствует проверкам Росаккредитации.

Несколько лет назад Росаккредитация подготовила законопроект о признании недействительными деклараций и сертификатов, выданных органами по сертификации, аттестат аккредитации которых был аннулирован.

Добросовестным заявителям таких органов не стоит бояться утверждения документа: по законопроекту им будет предоставлена возможность передать «дело сертификата» в любой другой выбранный заявителем орган с соответствующей областью аккредитации. Зачем загонять бизнес в затраты, если «дело сертификата» существует. Это лишь создаст предпосылки для обращения бизнесменов к следующим жуликам.

Смысл изменений в том, чтобы дать возможность добросовестным бизнесменам реабилитироваться

Автоматически будут аннулироваться только сертификаты в строго описанных и урегулированных случаях. Например, в тех, когда в установленные сроки не был проведен инспекционный контроль.

Решая перечисленные выше проблемы, Росаккредитация плотно взаимодействует с другими органами власти. И хотя проблема недостаточной скоординированности действий остается, прогресс есть.

Так, в результате плотного сотрудничества с ФТС налажен один из лучших межведомственных электронных документооборотов. Принцип работы таков: ФТС в отношении каждого сертификата, предоставляемого на границе, делает запрос в базу данных Росаккредитации.

В ответ в автоматическом режиме в таможенную службу приходит информация, выдавался документ или нет. Отсутствие документа в базе – профиль риска. В свою очередь, Росаккредитация, выявляя не проводящие испытания лаборатории, передает информацию о них в ФТС. Это значит, что все протоколы этой лаборатории становятся «профилем риска». Таким образом удалось создать систему управления рисками: сигнал с профилем риска – повод для дополнительной проверки.

Число таможенных деклараций на пробы и образцы за 7 месяцев 2018 года увеличилось на 36 процентов по отношению к аналогичному периоду 2017 года. В отношении плодоовощной продукции за тот же период зафиксирован рост в 6,3 раза

В конце 2017 года Росаккредитацией и ФТС были подготовлены разъяснения. В них в том числе обозначено, что образцы, пересекающие границу для проведения испытаний, должны декларироваться на таможне определенным образом. Это позволяет создать цепочку прослеживаемости.
Сейчас в пилотном режиме отрабатываем формат в отношении организаций, где инициированы проверочные мероприятия. Если выясняем, что в истории сертификации нет информации о перемещении образцов через границу, используем это как дополнительную доказательную базу нарушения.

Система межведомственного электронного документооборота будет совершенствоваться. С этой целью Росаккредитация консультируется с участниками ВЭД, с ТПП РФ. Это позволяет службе удостовериться, что решения взвешенны и не оказывают негативного влияния на добросовестных участников бизнес-сообщества. Здесь включается объективный фактор – зачастую наши нормативные документы не позволяют однозначно трактовать требования.
Приведу два примера.

Лаборатория проводит сертификационные испытания. Получает результат с соблюдением всех установленных процедур, но допускает техническую ошибку при оформлении протокола испытаний. Выявив ошибку, лаборатория исправляет ее, изменив номер итогового документа согласно требованиям своей системы менеджмента.

Поскольку номер протокола указывается в сертификате соответствия, необходимо внести изменения и в него. Но процедура внесения в сертификат изменений не предусмотрена действующим законодательством. Значит, нужно выпускать новый сертификат. Чтобы его выпустить, формально нужно провести новые испытания и повторный анализ производства. Это экономически бессмысленно. Выйти из этой вполне рабочей ситуации в рамках правового поля затруднительно.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 предусмотрено, что орган для принятия решения по сертификации должен назначить минимум одно лицо для анализа всей информации и результатов оценивания. Данный сотрудник не должен принимать участия в оценке заявителя.

При этом единой формой сертификата Евразийского экономического союза предусмотрено, что сертификат подписывается руководителем органа по сертификации и экспертом (экспертом-аудитором). Это не соответствует международной практике и приводит к неправильной трактовке положений стандарта органами по сертификации.

Большим достижением Евразийской экономической комиссии стал выпуск новой редакции типовых схем оценки соответствия. Теперь сертификат соответствия продукции не может подписываться экспертами (экспертами-аудиторами), заверившими акт о результатах анализа состояния производства, где данная продукция была изготовлена.

Служба осознает сложность соблюдения наднационального законодательства Евразийской экономической комиссии. Поэтому мы выступаем с инициативой создать разъяснения на национальном уровне, детально описывающие правила подтверждения соответствия продукции. В Беларуси и Казахстане такой документ есть. Не так давно Минпромторг поддержал инициативу Росаккредитации. Сейчас проект такого документа готовится. В нем будут детально прописаны:

  • правила отбора образцов;
  • процедура анализа состояния производства и инспекционного контроля;
  • процедура переоформления сертификатов, например, в случае смены юридического адреса заявителя или других технических деталей.

Создание регламента станет серьезным подспорьем для добросовестного бизнеса в части четкого исполнения законодательства.

В заключение еще раз напомним российским производителям и поставщикам продукции две простые истины:

  1. Не обращайтесь к посредникам услуг по сертификации.
  2. Обязательно передавайте образцы на испытания.

А Росаккредитация позаботится, чтобы испытания действительно были проведены и сертификаты имели законную силу.

заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector