Обязательно ли наличие пандуса для нестационарного торгового павильона?
Expertrating.ru

Юридический портал

Обязательно ли наличие пандуса для нестационарного торгового павильона?

Пандусы для инвалидов: закон, нормы и требования

Пандус – конструкция, имеющая уклон, по которой маломобильные группы населения могут подняться к входу в общественных местах или жилых зданиях. На данный момент огромное внимание уделяется возможности инвалидов пользоваться услугами наравне с остальными группами населения, не имеющими проблем со здоровьем и комфортно чувствовать себя в жилых зданиях. Необходимость возведения пандусов регламентируется законом «О социальной защите инвалидов».

Нормативно-правовая база необходимости установки пандуса

На данный момент существует огромное количество правовых актов, которые регламентируют доступную среду для инвалидов и устанавливают требования для ее воплощения в жизнь:

Конвенция ООН по правам инвалидов. Это международный документ, согласно которому все страны – участники обязаны соблюдать его требования, то есть предоставлять инвалидам подобающий жизненный уровень и социальную защищенность наравне с другими гражданами. Данный документ ратифицирован и принят Россией в 2012 году. Инвалидам, в соответствии с текстом документа гарантируется равный и беспрепятственный доступ к городской и сельской инфраструктуре, транспорту и связи, а также к квартирам в жилых домах.

Конституция Российской Федерации. Согласно статье 17 данного документа, Российская Федерация относится к типу социального государства, которое должно социально защищать и обеспечивать подобающие условия жизни малозащищенным слоям населения.

Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». Принят данный закон в ноябре 1995 года и с того момента провозглашено право инвалидов на свободное посещение общественных мест, без ограничений.

С 1 января 2016 года в закон вошли поправки, которые в большей мере касаются создания комфортной среды для жизни инвалидов. Инвалиды, которые не в силах самостоятельно передвигаться из-за проблем со зрением, смогут получить бесплатное сопровождение на объектах инженерного типа (вокзалах, аэропортах). Все органы государственной и муниципальной власти, а также юридические лица обяжут предпринимать действия по обустройству объектов необходимыми для инвалидов пандусами и другими важными сооружениями.

Программа Российской Федерации «Доступная среда». Данная программа разработана в 2009 году. Ее целью является к концу 2020 года создать по всей стране беспрепятственный доступ инвалидов к городской инфраструктуре. Выполнены должны будут следующие требования:

  • Создание единой базы инвалидов в каждом регионе.
  • Организация межведомственного взаимодействия для проведения экспертиз.
  • Организация доступности государственной системы.
  • Выявление существующих в каждом регионе проблем, связанных с жизнью инвалидов.
  • Улучшение жизненных условий инвалидов.
  • Реализация каждым человеком с ограниченными способностями себя в профессиональной сфере, а также обеспечение всевозможной поддержкой государства и социальной защитой.
  • Создание необходимого количества пандусов, имеющих правильный уклон, а также других жизненно важных для инвалидов конструкций.

Нормативные акты регионов Российской Федерации и министерств, которые помогают в реализации описанных выше законов и документов конкретно в каждом регионе.

ГОСТы, по которым устанавливается доступность общественных объектов, а также устанавливаются требования по сооружению необходимых для беспрепятственного доступа конструкций в зданиях и около них.

Требования к конструкции пандуса

Мы подробней остановимся на последнем документе – это ГОСТы, которые регламентируют требования к построению пандуса, в частности, возьмем СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В нем освещена как основная информация по проектированию инфраструктуры для инвалидов в общественных и жилых местах, так и та, что касается каждой отдельной части пандуса, в частности, ширина, уклон, поручни.

Разновидности пандусов

Стационарный – конструкции, которые устанавливаются на длительное время, имеющие правильный угол наклона. Бывают одно- и двупролетные, у которых больше ширина, то есть они обеспечивают движение сразу нескольких колясок, изготавливаются непосредственно по замерам, установленным ГОСТом.

Откидной – конструкция, монтируемая в ограниченном по площади месте, поэтому имеющая возможность подниматься и крепиться к стене специальным механизмом, во избежание помех при движении пешеходов. Очень удобен для монтажа в жилых домах, в которых ширина лестничного пролета не позволяет установить стационарный пандус.

Съемные – конструкции малых размеров, которые можно достать в любое время и положить в нужное место, а после сложить и убрать. Делятся на ролл пандусы, раздвижные, телескопического типа, рампы. В основном используются для пересечения малых неровностей, где не требуется большой уклон.

Размеры пандусов

Установка пандуса обязательна, если уровень поверхности меняется более, чем на 4 см. При установке должны соблюдаться требования по размерам, которые прописаны в ГОСТе:

  • С верхней и нижней стороны пандуса обязательно должны присутствовать площадки, которые по размерам должны быть больше габаритов стандартных инвалидных колясок для возможности проведения манипуляции и разворота.
  • Если пандус предусматривается с односторонним движением, то ширина конструкции может быть не меньше 90 см, а если движение двустороннее, то ширина его – не менее 180 см.
  • Если пролет пандуса длиной более, чем 9 метров, то обязательно наличие промежуточных площадок.
  • Пандус с возможностью поворота, ширина которого 90 см, снабжается промежуточной площадкой размером 140*140 см.
  • Поворотный пандус на 180 градусов позволяет развернуться коляске только на площади 180*150 см.
  • Бесповоротный механизм, ширина которого 90 см, должен иметь площадку с габаритами 140*90 см.
  • Перед площадками должны быть небольшие выступы, которые предотвратят скатывание колясок вниз из-за того, что сооружение имеет уклон.
  • При монтаже дополнительных площадок следует учитывать их форму. Так, прямоугольные дают меньше простора для маневров коляски, чем овальные или полукруглые.
Читать еще:  Судья ВС РФ не верно истолковал обстоятельства дела

Угол наклона пандуса

Данную характеристику измеряют в процентах. Она также очень значима при монтаже пандуса и должна выполняться в соответствии с нормами:

  1. В общественных зданиях устанавливают пандусы с углом наклона не более 5%. Это в общей сложности угол в 2,9 градуса, при этом высота конструкции должна быть равна 80 см.
  2. В исключительных случаях, при неровной поверхности с большими перепадами, допускается монтировать пандус, имеющий угол наклона до 10 %, что в градусах будет равно 5,7.
  3. В случае если вертикальный подъем пандуса не превышает 50 см, а сама конструкция временного типа, уклон может быть 8%, то есть угол будет составлять 4,8 градуса.

Поручни

Перила имеют огромное значение для инвалидов, так как без них просто невозможно без посторонней помощи подняться или спуститься, так как пандус имеет уклон. Именно поэтому устанавливать их нужно правильно, соблюдая нормы, чтобы человек с ограниченными возможностями не испытывал дискомфорт при эксплуатации пандуса:

  • Может производиться установка как парных, так и одинарных поручней.
  • Установка должна быть непрерывной на каждом участке конструкции.
  • Идеальный вариант сечения круглого металлического профиля для поручней – 40 мм.
  • Крепить перила нужно с внутренней стороны параллельно движению.
  • По окончании марша необходимо оставить небольшой выступ, равный 30 см.

Ответственность заинтересованных лиц за несоблюдение правил по установке пандуса

Несмотря на то что принят ряд законов и программ на поддержание подобающего уровня жизни инвалидов и предоставления им беспрепятственного доступа к общественным зданиям, а также созданы требования, соблюдение которых обязательно, множество входов в магазины, аптеки, кинотеатры, места общественного назначения не оборудованы достаточным количеством пандусов для инвалидных колясок. К тому же часто строители возводят конструкцию, имеющую такой уклон, по которому невозможно передвигаться, что является откровенным нарушением всех норм. Нередки случаи, когда не соблюдается даже ширина пандуса. Существует ответственность, которую несут государственные власти и частные предприниматели, а также юридические лица, не обеспечивающие безбарьерный доступ к своим заведениям:

  • Конструкция, сделанная не по нормам, в частности если не соблюдена ширина и уклон, будет демонтирована.
  • На должностное лицо, ответственное за отсутствие необходимого оборудования для малоподвижных групп людей в общественных зданиях налагается взыскание в количестве до 3 тысяч рублей.
  • На юридическое лицо, виновное в том же проступке, налагается административный штраф уже в большем объеме – от 20 до 30 тысяч рублей.
  • За некачественную услугу полагается штраф до 50 тысяч рублей согласно статье 41.1 «Кодекса об административных правонарушениях».

Если установлен факт нарушения законодательства об инвалидах, то можно запросить установку пандуса в общественных зданиях. Для этого необходимо обратиться в отдел социальной защиты с письменным заявлением, в котором будет указана необходимость возведения конструкции, ее вид.

Пандус очень важен для передвижения определенных групп населения. Это единственная возможность для инвалида подняться и спуститься, попасть туда, куда ему нужно войти. На данный момент законодательство всячески защищает инвалидов и старается обеспечить им равные возможности при посещении общественных мест. Есть определенные требования по монтажу пандуса, которые устанавливаются ГОСТами и СниПами, в которые включается ширина, требования к поручням и промежуточным площадкам, уклон. Если требования не соблюдаются, то это ведет за собой административную ответственность и выплату штрафа.

Как выиграть в суде спор о размещении нестандартного торгового объекта

Одна из функций муниципалитета — контроль за размещением нестационарных торговых объектов (НТО). Для ее реализации он разрабатывает и утверждает схему размещения НТО с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. На основании этой схемы НТО размещаются на территории муниципального образования (п. 1 ст. 39.36 ЗК). Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждает уполномоченный орган региона, на территории которого расположено муниципальное образование. Например, в среднем по Московской области норматив обеспеченности населения НТО по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции составляет 6,03 объекта на 10 тыс. человек (постановление правительства Московской области от 28.03.2017 № 221/10).

Читать еще:  Имею ли я право на восстановление по целевому направлению?

У муниципалитетов часто возникают судебные споры с владельцами НТО по вопросам включения этих объектов в схемы размещения. Мы проанализировали арбитражную практику и выяснили, какие доводы помогают органам местного самоуправления выигрывать такие процессы.

Как изменился подход судей к спорам о размещении НТО

Если муниципалитет утвердил схему размещения НТО или внес в нее изменения, это еще не основание для пересмотра мест размещения объектов, строительство которых было начато до утверждения схемы. Это сказано в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Однако органы местного самоуправления пересматривали места размещения НТО и обращались в суды с требованием снести уже построенные объекты. Они ссылались на то, что срок действия договора аренды земельного участка под НТО истек. Суды поддерживали чиновников.

Пример 1. Администрация обратилась в суд с требованием о демонтаже киоска. Основание: договор аренды земельного участка под НТО расторгнут, объект не включен в схему размещения объектов.

Владелица киоска возражала против удовлетворения требования, поскольку торговый объект построили еще до утверждения новой схемы. Однако суд согласился с доводами муниципалитета (постановление ФАС Московского округа от 06.11.2012 по делу № А40-30056/12-9-282).

Ситуацию изменили поправки, которые были приняты в ходе реформы земельного законодательства. Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ в ЗК была введена глава v. 6 об использовании земельных участков в государственной или муниципальной собственности без предоставления их в предусмотренном порядке и установления сервитута. В ней одним из случаев использования земельных участков без соблюдения установленного порядка их предоставления было указано размещение НТО (ст. 39.33 ЗК).

Новые положения Земельного кодекса не поставили возможность размещения включенного в схему НТО в зависимость от наличия или отсутствия договоров о праве аренды или собственности. Суды стали отказывать муниципалитетам в удовлетворении требований к предпринимателям освободить земельный участок под НТО только на основании того, что договор аренды участка прекращен.

Пример 2. Отдел МВД проверил деятельность предпринимателя, который занимался розничной торговлей продуктами питания. Выяснилось, что владелец павильона продавал алкогольные напитки без лицензии. Полицейские рекомендовали муниципалитету — арендодателю земельного участка рассмотреть вопрос о расторжении договора аренды.

Поскольку за предпринимателем числилась также задолженность по арендным платежам, администрация направила ему уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора аренды. После этого муниципалитет обратился в суд с требованием освободить земельный участок.

Суд сделал вывод, что предприниматель вправе и дальше использовать торговый объект. Спорный павильон включен в схему размещения НТО на территории города (подп. 6 п. 1 ст. 39.33, п. 1 ст. 39 ЗК). Право предпринимателя не зависит от заключения с ним договора аренды земельного участка. Суд отказался удовлетворять требования администрации об освобождении земельного участка (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.03.2018 № Ф02-835/2018 по делу № А33-7825/2017).

Право субъекта предпринимательства использовать торговый объект не зависит от наличия схемы размещения НТО и других муниципальных актов, если до их утверждения он разместил объект в установленном порядке.

Пример 3. Предприниматель арендовал у муниципалитета земельный участок для размещения НТО. Когда срок аренды подошел к концу, предприниматель обратился в администрацию с просьбой продлить договор. Чиновники ответили, что решат этот вопрос после того, как примут порядок и схему размещения НТО, если предприниматель будет соблюдать условия договора аренды земельного участка. Предприниматель посчитал отказ незаконным и обратился в суд.

Суды первой и апелляционной инстанций поддержали предпринимателя и обязали администрацию заключить с ним договор на размещение НТО. Администрация обжаловала их решения в кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции указал, что НТО размещают в соответствии с Законом № 381-ФЗ без предоставления земельного участка, если уполномоченный орган уже утвердил схему размещения НТО. Но утверждение такой схемы либо внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра места размещения объекта, который уже начали строить, реконструировать или эксплуатировать. Бизнесмен разместил НТО в установленном порядке. То, что чиновники на тот момент не приняли нормативный акт, устанавливающий механизм реализации положений Земельного кодекса и Закона № 381-ФЗ, — не основание ущемлять права предпринимателя. Кассация поддержала выводы судов первой и апелляционной инстанций и постановила рассмотреть заявление предпринимателя и принять по нему мотивированное решение (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2018 № Ф06-26839/2017 по делу № А65-3809/2017).

Единственным основанием для отказа включить уже существующие НТО во вновь утверждаемую схему суды считают размещение объекта с нарушениями действующего законодательства.

Читать еще:  Когда должны выехать продавцы квартиры после продажи?

Пример 4. Предприниматель обжаловал отказ администрации включить торговый павильон в схему размещения НТО. Объект был размещен согласно старой схеме, но в новую его не включили. Суд отметил, что действующим законодательством предусмотрена прямая обязанность включать ранее существовавшие НТО во вновь утверждаемую схему. Единственное основание для отказа во включении их в схему — размещение НТО с нарушениями действующего законодательства. Требования предпринимателя были удовлетворены (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.06.2016 № Ф10-1534/2016 по делу № А62-7199/2014).

Как реализовать гарантии предпринимателям

Ни в Законе № 381-ФЗ, ни в Земельном кодексе не определены условия, механизм и порядок включения в схему размещения НТО конкретных объектов. Органы государственной власти и органы местного самоуправления самостоятельно решают, в каком порядке выделять места под объекты и включать конкретные НТО в схему их размещения.

Отсутствие на федеральном уровне правового регулирования порядка реализации права на сохранение за конкретным предпринимателем места под НТО порождает правовую неопределенность. Если органы власти не отразили в региональных либо муниципальных правовых актах порядок реализации такого права, суды принимают решения, основываясь только на процессуальной убедительности позиции той или иной стороны в споре.

Пример 5. Компания в судебном порядке потребовала включить ее НТО во вновь утвержденную схему. Администрация муниципального образования отказалась согласовывать место размещения объекта, поскольку оно могло войти в земельный участок, который на тот момент формировали для соседнего многоквартирного дома. Кроме того, НТО располагался в охранных зонах инженерных коммуникаций, «треугольниках видимости» пешеходных переходов.

Суд отметил, что, если за включенными в схему НТО невозможно сохранить места, нужно соблюдать гарантии, предусмотренные для предпринимателей частью 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ. Для этого государственные органы субъекта РФ и органы местного самоуправления должны разработать порядок изменения мест размещения НТО (переноса НТО в иные места). Региональные нормативные акты такой порядок не установили. В связи с этим определить порядок реализации гарантии предпринимателям, установленной федеральным законодательством, невозможно. Суд счел аргументы администрации муниципального образования более убедительными и отказал компании в удовлетворении требований (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.08.2017 № Ф10-2494/2017 по делу № А23-3216/2016).

Нужен ли конкурс

Суды однозначно указывают: чтобы продлить договор с предпринимателем или срок действия разрешительного документа, проводить конкурсные процедуры не нужно.

Пример 6. Предприниматели оспорили в суде решение местного совета депутатов, который утвердил новую схему размещения НТО. В нее не включили объекты, которые бизнесмены разместили ранее.

Суд отметил, что по истечении сроков разрешенного размещения НТО чиновники должны обеспечивать продление договоров и иных разрешительных документов без проведения конкурентных процедур, если предприниматели не допускали системных нарушений правил торговли. Об этом говорится в приказе Минпромторга от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли…». Если место размещения НТО нужно освободить в связи с градостроительной необходимостью, следует предоставить хозяйствующему субъекту альтернативное равноценное место. Чиновники должны руководствоваться принципом «меняется место — сохраняется бизнес» (п. 3.2.2 Стратегии).

Администрация представила в суд заключение эксперта, который рекомендовал исключить некоторые НТО из схемы размещения. Но Верховный суд не принял экспертное заключение в качестве допустимого доказательства, поскольку оно не содержало анализа реальной потребности населения в торговых объектах. Требования предпринимателей были удовлетворены (апелляционное определение Верховного суда от 12.02.2018 № 31-АПГ17-20).

Выводы и рекомендации

1. В споре с владельцем НТО, который отказывается убрать объект с земельного участка, не стройте свою позицию исключительно на том, что срок договора аренды земли истек. Наличие прав на участок — не обязательное условие законного размещения НТО.

2. Акцентируйте внимание суда на нарушениях при размещении НТО. Например, объект расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций, создает помехи безопасности дорожного движения и т. д. В этом случае судьи могут признать, что орган местного самоуправления обоснованно не включил объект в схему.

3. Если нарушений при размещении объекта нет, достаточным основанием для исключения НТО из схемы может быть градостроительная необходимость. Например, участок под НТО планируется включить в формируемый земельный участок под создаваемым объектом недвижимости.

4. Если вы исключили объект из схемы размещения НТО, предоставьте предпринимателю новое место для ведения бизнеса. Если порядок не установлен в региональных правовых актах, сами разработайте и примите правила, по которым будете выделять предпринимателям новые места под объекты. Если такие правила прописаны в региональном законодательстве, муниципальный акт должен им соответствовать.

РУСЛАН ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-Право»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector