Отец не посещает дополнительные занятия с ребенком
Expertrating.ru

Юридический портал

Отец не посещает дополнительные занятия с ребенком

Я работаю воспитателем в детском саду и готова рассказать 13 вещей, которыми не спешат делиться мои коллеги

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Не каждому дано работать с маленькими детьми. Надо иметь железные нервы, чтобы выслушивать просьбы и требования 25 (а то и больше) малышей и на все оперативно реагировать. Но порой железных нервов недостаточно.

Воспитатель одного из детских садов поделилась с AdMe.ru секретами своей профессии и рассказала, что происходит за закрытой дверью учебного заведения для малюток.

Мне нужно было устроить в детский сад свою дочь

Чтобы получить место в яслях для дочери, мне нужно было ждать в очереди еще несколько лет, а сил сидеть дома уже не было. Во время очередной прогулки я зашла в новый, только что достроенный сад во дворе и попросила взять меня на работу хоть кем-нибудь и Ксюшу записать в ясли. После моей просьбы у нас с заведующей состоялся такой диалог:

— У вас какое образование?

— Я, вообще-то, пиаром занимаюсь.

— Приходите, будете помощником воспитателя.

Я согласилась, устроила дочь и честно отработала 1,5 года. Засим решила откланяться, но не успела — меня пригласила заведующая и спросила, не хочу ли я стать воспитателем. Я подумала, что, может, и правда стоит задержаться: Ксюша еще маленькая, может часто болеть и лучше мне пока остаться в саду. Шел 3-й год школы моей дочери. Но обо всем по порядку.

С бандой один на один

Я довольно быстро подружилась с малышами, и вскоре они уже с радостью бежали обнимать меня утром и рассказывать последние новости. Дети заряжают позитивом, люблю с ними играть. Например, когда мы «угощаем куклу Дашу чаем», они могут миллион раз наливать и мне чай, приносить его с какой-нибудь резиновой булочкой. Они счастливы, когда я его «пью», им это вообще не надоедает.

По факту воспитатель со всей бандой один на один целый день. Часто не хватает нянь. Можно месяцами работать в одиночку — нужно одновременно детей после прогулки переодеть и умыть, обед получить, накрыть на стол. А ребята на месте не сидят — кто под кровать спрячется, кто уже обувь в унитазе топит, а с ними еще позаниматься надо, научить чему-то.

Как проходит день

Несомненный плюс моей работы — сменный график. Детский сад работает 5 дней в неделю с 07:00 до 19:00, но воспитатели сменяют друг друга. Если в один день я выхожу с утра и до обеда, то на следующий день буду работать вечером. В течение дня я детей кормлю, одеваю, гуляю с ними, купаю, играю, провожу занятия по лепке, рисованию, физкультуре, музыке, элементарной математике.

Обычно дети увлекаются чем-то на 15–20 минут, потом им становится скучно, и надо менять вид деятельности. Педагог сам решает, чем заниматься с группой, но все должно быть в рамках стандарта. Иногда мы придумываем необычные развлечения — показываем опыты или вместе ставим сценки. Сад закрывается в 19:00, но иногда воспитателям приходится задерживаться, пока родители не заберут всех домой.

Тихий час не для всех

Нам всегда есть чем заняться. Каждое занятие, прогулку, дополнительную работу нужно поминутно расписывать вручную. Во время сончаса мы постоянно что-то вырезаем, клеим, пишем конспекты и планы, пополняем картотеку игр, подбираем новые упражнения для гимнастики, неустанно ищем в интернете детские картинки и печатаем их, чтобы потом торжественно продемонстрировать малышам.

Как воспитывают воспитателей

У нас строгая заведующая, за все готова штрафовать. Знаю, что в других садах такого нет — там можно раздать детей родителям и уйти раньше домой. У нас даже если в 17:00 всех забрали, домой можно уйти только по графику, после 19:00. И так касаемо всего — дисциплина.

В любое время дня педагога могут проверить — посмотреть, как он проводит занятие, соблюдает ли режим, ведет ли документы, все ли оборудование у него работает. Утренние прогулки тоже испытание — из окон близлежащих домов ведут свою проверку родители. Происходящее они любят заснять на телефон.

Мы можем получить замечание за любое несоответствие требованиям

У нас за любые оплошности в работе снимают баллы, в деньгах это от 1 000 до 3 000 рублей в месяц. Замечания могут быть разные:

  • не провели занятие;
  • не вели документацию каждый день;
  • не обновили информацию для родителей на стенде — там размещены новости, памятки, полезные советы;
  • ушли с работы раньше на 10 минут и более;
  • не все родители вовремя сдали квитанции за оплату детского сада;
  • в течение месяца была низкая посещаемость и высокая заболеваемость;
  • не заняли место в каком-нибудь городском конкурсе;
  • а если у ребенка травма, то воспитателя могут на полгода лишить всех надбавок — это примерно 8–10 тыс. рублей в месяц.

Для детей нет никаких наказаний. Даже этого слова в садике быть не должно

Если ребенок плохо себя ведет, то можно сказать: «Посиди на скамеечке, отдохни и подумай над своим поведением». Если он не спит и другим не дает, его могут «напугать» тем, что он пройдет спать в другую группу, и реально туда отвести. А если балуется за столом — бросает еду, крошит хлеб на пол, — то ему дают веник или швабру, чтобы убрал за собой.

И хотя воспитатели, конечно, бывают разные, я не встречала тех, кто бы обижал детей и бил, как иногда показывают в новостях. Но в садике некоторые ребята впервые узнают, что такое запреты. Например, моя сменщица не разрешает малышам брать игрушки, пока все остальные ребята не закончат есть. Во время тихого часа запрещено все, даже книги. Если ребенок не хочет спать, то он должен лежать с закрытыми глазами.

Сложности взаимодействия с родителями

Отношения с родителями складываются по-разному. Я стараюсь быть серьезной, сдержанной и в то же время требовательной. Некоторые воспитатели любят тактику «нападение». Например, ситуация: ребенок получил травму. И педагог вместо того, чтобы позвонить и извиниться, вечером встречает родителя с хмурым видом и его обвиняет в том, что он не научил ребенка вести себя и тот добаловался — упал с горки и что-то себе повредил.

Я так не умею, и вот пример: у девочки были проблемы с подготовкой к письму. Мы с нею занимались, старательно выписывали буквы. И тут длинные выходные. Я ее папе вежливо говорю: «Если вам не трудно, потренируйтесь писать дома, пожалуйста, чтобы не потерять навык». Через полчаса меня вызывает заведующая — мама этой девочки решила позвонить и пожаловаться, что я их дочь считаю «дурочкой», потому что дала задание на выходные. Меня лишили премии.

Нервные моменты

  • В сад постоянно приводят заболевших детей, ведь родителям надо на работу. Не останавливает ни температура, ни рвота, ни даже бронхит.
  • Родители за нами следят — на одного ребенка надели часы с прослушкой. Я не знала про это, а вот моя сменщица поняла, что это за прибор, и предусмотрительно снимала их с ребенка и закрывала в шкафу.
  • Любое неосторожное слово и действие (даже которого не было) — и ты виноват. Одна девочка сказала родителям, что ее закрывали в туалете в саду. Хотя это невозможно — туалеты не закрываются. Но все равно поверили ребенку.
  • Документацией нужно заниматься в нерабочее время, иначе за малышами не успеваешь следить.

Некоторые дети пытаются слинять. Как-то на прогулке я двух мальчиков успела остановить — они пытались вылезти сквозь прутья, чтобы сбегать в магазин. Так потом меня одна мама отругала, что я куртку испачкала, пока их вытаскивала. А я седею от одной только мысли, что они могли все-таки осуществить свой план.

Я переживаю на каждой прогулке: у нас есть горка, металлические карусели и я боюсь, что кто-то упадет. Люди скажут, что смотреть надо лучше, но я слежу одновременно за 25 детьми, а мамы дома за одним-двумя с трудом успевают. И все равно малыши успевают что-нибудь натворить.

Что должен уметь ребенок перед поступлением в детский сад — программа-минимум

  • Проситься на горшок.
  • Самостоятельно есть, пусть неаккуратно, но хоть как-то уметь управляться с ложкой.
  • Одеваться-раздеваться. Хотя бы пытаться, а не сидеть и ждать воспитателя.
  • Вести себя прилично: не отбирать игрушки, не толкаться, не кусаться, не бросаться песком.
  • Знать, что забираться на подоконники нельзя.
  • Забыть о подгузниках.

Маленькие детки — маленькие бедки

У нас в группе был не по годам смышленый мальчик Вася. У него была мечта — побывать на космическом объекте, коим он считал здание в виде шара, которое находится недалеко от садика. В один прекрасный день он решил совершить побег. Причем выждал момент, когда охранник уйдет на больничный. После прогулки, когда его уже посчитали, он незаметно спрятался за дверь, потом ушел вниз и выбежал за территорию. Его потерю обнаружили через 5 минут. Стали искать, но Василия не было нигде — он сел в автобус и был таков.

Когда начали просматривать камеры и увидели, как он, словно агент 007, выглядывал из-за угла, приседал, кое-где чуть ли не перекатывался до ближайшего укрытия. Мы вызвали кинологов, маму с личными вещами. Собаки вышли на след, довели сотрудников полиции до остановки, откуда уехал мальчик. Его нашли спокойно качающимся на качелях в одном из дворов.

Дети такие разные

Малыши с проблемными родителями сами тянутся к новому и хорошему. Как-то утром пришел охрипший мальчик. На мой вопрос: «Что с горлышком?» — ответил, что вчера папа с мамой в очередной раз ссорились и он плакал сильно. Таких крох очень жалко, стараешься им больше внимания уделить, чтобы хоть в садике было хорошо.

А есть разбалованные дети, которых сами же родители научили тому, что всем им должны. Они относятся к педагогам как к прислуге, с ними тяжело взаимодействовать. «Ваша работа — воспитывать, — сказала мне как-то одна мама. — И вообще, мы Катей не справляемся, так что научите ее нормально себя вести».

Что могут дать родители своему малышу

У современных родителей в голове одно — деньги. Им проще включить ребенку мультики и телефон купить, чтобы под ногами не крутился и вопросами не доставал. А мы подумали: почему бы не подарить своему крохе время? И решили почаще устраивать дни, когда родители могут поучаствовать в наших занятиях: склеить что-то или нарисовать вместе картину бабушке. Детей такое совместное времяпровождение делает по-настоящему счастливыми.

А у вас есть дети? Ходят ли они в детский сад?

Ребенок не хочет ничем заниматься кроме школы

Как правильно бросать кружок, секцию, музыкальную или художественную школу?

Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей

Сентябрь — это не только первые школьные дни нового учебного года, это еще и продолжение занятий в кружках и секциях, новое расписание, иногда — новый тренер. Часто родителей, убежденных, что в этом году все будет как в прошлом, ждут неожиданности — ребенок отказывается ходить в кружок или секцию, где занимался, хочет выбрать новый или вообще не настроен на дополнительные занятия. Как вести себя в этой ситуации?

Кружки и секции: ребенок ничем не хочет заниматься

Когда выбор секции — дело исключительно родителей, велика вероятность детского сопротивления. Явного: “Не хочу! Не буду!” Или скрытого, психосоматического, когда в день тренировки то голова болит, то живот, то левая пятка.

Но стоит различать варианты “хочу заниматься чем-то другим” и “ничем не хочу заниматься”. В первом в основе лежит сформированный интерес, желание. Во втором — отсутствие интересов, нежелание. Если ребенок совсем ничем не хочет заниматься, тогда занимать его придется родителям.

Говорю это без негативного оттенка, имея в виду, что родители должны увлечь своего малыша, брать его с собой на разного рода мероприятия (если они подходят ему по возрасту), заражать его своим интересом. Ищите то, чем захочется заниматься вместе. Если родители чем-то увлечены в своей жизни, то и ребенок вполне может разделить это увлечение.

Также следует отличать “хочу ходить в эту секцию” от шаткого “то хочу ходить, то не хочу”. Пусть это дополнительные занятия, но они не могут зависеть от настроения. Если выбор сделан (и тем более, если выбор сделан самим ребенком), то к занятиям следует подходить ответственно. Не опаздывать, не прогуливать, даже если идти не очень хочется. В этой ситуации родителям уместно напоминать ребенку о предстоящих занятиях, взывать к ответственности, даже настаивать на том, чтобы он собрался и пошел.

Ведь чем чреваты пропуски? Несколько раз пропустил занятия — и уже отстал от остальных детей в группе. Тут же выяснится, что что-то ребенок не умеет, что-то не знает, что-то выполняет хуже остальных. Быть отстающим — неприятно, наверстывать — трудно. И возникает соблазн вообще перестать ходить.

Ребенок хочет бросить кружок или секцию

Как же реагировать, если ребенок категорично заявляет, что он больше не пойдет на занятия, что хочет бросить секцию, детский кружок или музыкальную/художественную школу, даже если изначально это был его выбор? Прежде всего нужно разобраться в причинах. Особенно если смена кружков (смена интересов) происходит часто.

Может быть, ребенку просто хочется все попробовать? Научился плавать, и хватит, буду двигаться дальше. Теперь в городе столько катков — вот бы мне научиться кататься на коньках. Наступила весна, лед растаял — самое время заняться верховой ездой.

Ничего страшного в таких “шатаниях” нет. Пусть ребенок пробует, пусть перебирает. Путь развития в этом случае не вертикальный (всё лучше и лучше, какой-то определенный навык постоянно совершенствуется, оттачивается), а горизонтальный (всё шире и шире, накапливаются различные навыки).

Горизонтальный путь развития не хуже и не лучше вертикального, он просто другой и зависит от характера. Есть люди, которым хочется с головой погрузиться в определенную область знаний — получается узкий специалист. И есть люди, которым нужна не глубина, а многоохватность знаний — про таких обычно говорят, что у них широкий кругозор.

Стоит ли бежать от дискомфорта

Но за формулировкой “не хочу” может скрываться не только возникновение спонтанного интереса к другой деятельности. Причиной отказа посещать занятия может быть ситуация неуспеха, психологического дискомфорта.

Кое-кто таким образом пытается избежать трудностей. Поначалу все нравится, а как только возрастают нагрузка и требования — ленивый ребенок предпочтет уйти. Для других детей важно всегда быть первыми, а если вдруг появится сильный соперник, которого хвалят больше, то также велик посыл сдаться и уйти. Не последнюю роль играют и сложности во взаимоотношениях со сверстниками. А кому-то просто не нравится тренер или преподаватель.

Такого рода проблемы — психологического характера, и переходом в другой кружок их не решить, так как и там ситуация может повториться. Значит, стоит вместе с ребенком поискать выход из сложившейся ситуации, подумать, что изменить в себе, и если уж совсем невмоготу — из кружка или секции можно уйти.

Как вариант, предложите ребенку походить еще месяц, а за месяц все-таки попробовать справиться с проблемами, преодолеть трудности. Может случиться и так, что уходить уже не захочется. В любом случае хорошо, если решение уйти будет не импульсивным, а взвешенным, хорошо продуманным.

Бывают и такие дети, которые просто никуда не хотят ходить. “Интроверты интровертные” — говорят про них. Но вот такие интроверты, то есть личности закрытые, могут увлеченно заниматься чем-то, не выходя из дома: рисуют, вяжут, выжигают, паяют, программируют, эксперименты ставят. Это не про “ничем не хочу заниматься”. Это — “хочу всем заниматься дома”. Хочет? Пусть занимается!

Если ребенок не хочет ходить на дополнительные занятия

Важность образования очевидна для всех современных родителей. Дети начинают посещать различные развивающие студии еще с дошкольного возраста, и обычно делают это в свое удовольствие, нет необходимости их принуждать и уговаривать. Но время идет, растут нагрузки, и интерес постепенно угасает. Все чаще родители слышат о нежелании ребенка посещать занятия. Как реагировать на такие заявления? Пойти навстречу, учитывая настроение малыша? Или, наоборот, в его интересах будет настоять на продолжении того, что ему пригодится в будущем?

Малыш и родители в самом начале пути

Споры среди родителей, нужны ли вообще ребенку развивающие занятия в раннем возрасте, не утихают уже много лет. Наверное, самый здравый подход к этому вопросу состоит в том, чтобы правильно рассчитывать силы, свои и малыша, а также не увлекаться слишком сильно. Любые занятия в дошкольный период носят в первую очередь ознакомительный характер. Ребенок пытается определиться, что ему нравится, к чему у него есть склонности. Это очень деликатный период, во время которого малыш может найти увлечение всей своей жизни, а может навсегда потерять интерес к каким-либо занятиям.

Если ребенок отказывается идти на занятия, родителям стоит проанализировать, каким именно образом малыш проводил там время раньше. Нашел ли он контакт с первым учителем? Увлек ли его сам процесс? Может быть, дело не в самом кружке, а просто ребенку сейчас не до того, ему не хватает прогулки или общения с друзьями, а так он очень даже не против продолжить занятия. В этом случае скорее стоит пересмотреть режим дня. Если же дело именно в обучающем процессе, то настаивать не продолжении бесполезно. Принудить кроху к посещению учебного заведения можно, но полезных знаний и навыков он оттуда вынесет немного. Маленькие дети достигают успеха только в том, в чем сами искренне заинтересованы. Это тот случай, когда стоит сделать перерыв, или поискать другое направление для развития ребенка. Идти до конца и не бросать начатое малыш будет учиться позже. И на других примерах.

Новый этап развития ребенка

Чаще всего с отказом посещать секции сталкиваются родители младших школьников. Вроде бы ребенок в самом деле увлекся, он с удовольствием ходил на занимательную математику или в спортивную секцию уже не один год, но все чаще и чаще он произносит фразы «Больше не хочу. А можно бросить?» Что это – усталость? Лень? Скучно стало? Обычно – все вместе взятое. Во-первых, прошел восторг от новых открытий и первых побед. Занятия стали более рутинными – идет отработка навыков. Во-вторых, в жизни ученика появились обязательные занятия – школьные. Вместе с домашней работой они отнимают много времени и нервных ресурсов – ребенок утомляется быстрее, чем раньше. Естественно он начинает искать легкие пути.

Здесь, пожалуй, родителям стоит проявить твердость и поискать способ все-таки не отказываться от дополнительных занятий, особенно если они действительно приносят пользу. Хорошим шагом будет пересмотр расписания. Занятия для дошкольников довольно легки, потому часто оказывается так, что малыш сам с удовольствием начал посещать несколько разных секций. Но нагрузка увеличилась, и теперь у него нет ни сил, ни времени на то, чтобы успеть все. От чего-то стоит в самом деле отказаться в пользу того, что больше всего нравится, в чем заметны наибольшие успехи. Принимать решение, от чего отказываться, нужно только вместе с ребенком. Речь идет о его развитии и его усилиях, значит, выбирать будет он, родители могут только посоветовать и сориентировать.

Большие увлечения маленьких детей

Первые «развивалки» перерастают в серьезное увлечение и становятся делом жизни ребенка довольно редко, однако и такое развитие событий случается. Для этого должны совпасть сразу множество факторов: очень большой интерес и мотивация у самого малыша, наличие учебного заведения подходящего уровня в доступе, готовность родителей посвятить большую часть жизни развитию ребенка, талантливый учитель, который разглядит потенциал и поможет его реализовать. Именно такое совпадение приводит к победам в серьезных конкурсах и часто определяет будущую профессию. Родители гордятся. Но вот юный талант внезапно отказывается продолжать тренировки… Почему?!

Причины могут быть разными, но чаще всего встречаются две. Первое – это «звездная болезнь». Дело здесь даже не в том, что малыш зазнался. Просто за победами неизбежно следуют поражения буквально у всех. Нагрузки становятся более серьезными. Появляются ничуть не менее сильные соперники. Ребенку, привыкшему с юного возраста к достижениям, трудно смириться с неудачами и продолжить старания. Особенно обидно бывает, если это происходит по не зависящим от него причинам, например, связанным с процессами взросления или состоянием здоровья.

Причина вторая – это отношения внутри коллектива. Редкие детские занятия проводятся только индивидуально, обычно дети занимаются внутри какой-либо группы, которой руководит один учитель, даже если каждый работает по своей программе. Испортиться отношения могут и с другими ребятами, и с тренером. Особенно часто это случается во время переходного возраста, когда подросток все воспринимает особенно остро. Родителям в любом случае стоит больше внимания уделять именно психологической атмосфере внутри занятий, чаще разговаривать с ребенок, пообщаться с его учителем. Терять столько лет упорного труда, в самом деле, обидно. Пригодится помощь психолога, желательно профильного. Может быть, стоит сменить секцию или направление внутри нее. Это тот случай, когда за сохранение занятий необходимо побороться и отказываться только если все средства уже перепробованы.

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Присутствие родителей на занятиях детей

Я такая. ,у нас на танцы не пускают. Тайного ничего нет, но дети ведут при родителях себя совсем по-иному. Я просто педагога знаю хорошо и представляю, что она делает и как. Мне спокойно. Я даже сама не хотела бы уже, потому что на открытом уроке вижу,как это мешает детям. Ну и по себе скажу, работая с детьми. Дети в отсутствии родителей раскрываются лучше.

Присутствую я на фортепиано. Но там другая история. Мы стартовали довольно рано и я смотрю что делает педагог, чтобы потом отрабатывать дома. Но со временем и это уйдет.

А погулять в это время? Мы по осени весь центр обошли и так неспешно, по старым улочкам. Ну в мороз, конечно не погуляешь особо. Ну или место где посидеть в коридоре есть? У нас многие мамы сидят и ждут детей в коридоре. Подружились. Я иногда книгу брала.

Детская театральная студия – открытие 14 апреля!

Добрый день!
После последней редакции Федерального закона об образовании в РФ, утратил свою силу п.7 ст.15 , в котором четко указывалось на то, что родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
Согласно этому пункту невозможно было запретить родителям присутствовать и на уроках и на дополнительных занятиях, в том числе спортивных.

Согласно действующей редакции (ст.44 п.п. 4-5) указанного закона – родитель (законный представитель) имеет право: знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; защищать права и законные интересы обучающихся.
Каким именно образом родитель может знакомится, закон не разъясняет, от этого и возникают споры при трактовании данной статьи.

Однако помним, что согласно Семейному Кодексу РФ (п.1 ст.64)-защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Не говоря уже о Конституционной защите материнства, детства и семьи.

Таким образом, запрещать родителям (законным представителям) допуск куда-либо, где находятся их дети – противозаконно.

Но следует также понимать, что использование этого права в иных целях, кроме как защиты прав и законных интересов детей – злоупотребление правом. То есть если Ваше отсутствие на тренировке не влечет негативных последствий для Вашего ребенка – логичнее пойти навстречу правилам внутреннего распорядка учреждения, где обучается (в том числе и дополнительное образование и спортивные тренировки) Ваш ребенок.

Но если до Вас дошли слухи, что тренер использует, мягко скажем, некорректные методы воспитания, а то и применяет физическую силу (в некоторых видах спорта такое распространено), то никто не может Вам запретить присутствовать на тренировке, уроке, собрании и т.д.

Берегите себя и своих детей. С уважением, Анастасия Хазанская

“А вы что — никуда не ходите?” Еще один кружок или вменяемые родители — что бы выбрал ребенок

Об этом интервью с Ириной Млодик — кандидатом психологических наук, практикующим психологом, гештальт-терапевтом, автором книг и статей по детской и взрослой практической психологии.

— Типичная ситуация в современной семье: утром у детей школа, после – кружки до вечера. Почему сегодня у родителей сложилось негласное убеждение, что только учиться в школе недостаточно?

С одной стороны, действительно, дети очень восприимчивы, они впитывают все как губка. Из-за этого у некоторых возникает идея, что «после трёх уже поздно». С другой стороны, дети воспринимают не только знания или умения, которые мы пытаемся им дать, но и сами модели отношения к этому. Поэтому иногда случается так: мы думаем, что учим ребенка музыке или математике, но если делаем это насильственным способом, заставляя, критикуя, ругая, то, скорее, учим его насилию и ненависти к обучению. В развитии детей менее важно что , значительно важнее как . Модели запечатлеваются не менее крепко.

— На что следует опираться при выборе кружков и секций? Есть дети, которым все интересно, а есть те, кто несколько раз сходил, – и сразу устал. Достаточно ли ориентироваться только на желание ребенка?

Вопрос кружков, конечно, решается в каждой семье индивидуально. И зависит от многих факторов: самого ребенка, его потребности и возможности выдерживать дополнительные нагрузки, от родителей и их ресурсов, ценностей и взглядов на родительство, от внешних условий: как трудно или легко добраться до этих активностей и чего они стоят всем участникам. От устройства нервной системы ребенка, наконец: астеничные дети устают ещё в середине школьного дня, ребенок-сангвиник и после двух кружков в день бодр и весел. Кто-то будет сам радостно изучать книги, рисовать и даже заниматься спортом, а кому-то нужна компания, тренер, команда.

Желание ребенка, конечно, важно, но не менее важно и его сопротивление. Оно далеко не всегда говорит о том, что ребенок непослушен или ленив. Если ему вдруг не нравится какой-то кружок, в который он радостно ходил раньше, надо поинтересоваться, что произошло. Может быть, он разлюбил сам теннис, может, у него вышел конфликт с командой, с тренером. Может, у него не получается и ему трудно переживать неудачу. Или чего-то боится, тревожится, переживает.

Не забирать ребенка из кружка, чтобы «научился доводить дело до конца» – такая же крайность, как и при первых же трудностях, не выясняя, в чем дело, забирать его из кружка.

Получается, всегда есть риск через несколько лет услышать: «Помнишь, я художку бросила, почему ты не настояла, чтобы я продолжила занятия! Я так сожалею!»

Всегда можно ответить: «Ну что ж, тебе ничего не мешает сейчас заняться рисованием, если ты очень хочешь». Гениальный в рисовании ребенок никогда не бросит рисование. А не гениальный может начать рисовать в любое время своей жизни для удовольствия.

— Нормально ли постоянно менять секции? Нередко слышишь: «Так и будет, как попрыгунья-стрекоза. Все пробовать, нигде не задерживаться. И что из нее выйдет в жизни!»

Менять секции — ещё не означает быть «попрыгуньей». Часто ребенок просто пробует разное в стремлении понять, что ему понравится. Иногда ему нравится смена коллектива или смена занятий. Он будет разносторонним, много попробует, будет уметь – да, неглубоко, не гениально, зато много и разного.

— Как сохранить баланс между активностью и отдыхом? Родители жалуются, что без кружков большую часть времени дети сидят дома у экрана. Стоит ли сразу бросать занятия в случае усталости?

Учить детей определять степень своей усталости важно с самого детства, этот навык ему может значительно больше пригодиться, чем ещё один иностранный язык. Нет ничего полезного в том, чтобы с раннего возраста терпеть перегрузки и жить на пределе возможностей. При этом мы не всегда хорошо знаем, от чего именно устает ребенок. Далеко не все устают от самого процесса учебы. Кто-то устает от общения, у кого-то все силы отнимают тревога или старание, волнение или напряжение. Поэтому случается, что дети устают и просто хотят играть или заниматься своими делами дома.

Многие родители считают это напрасной тратой времени, хотя это всего лишь способ восстановиться, переключиться или побыть одному, но не скучать. В любом случае, прежде чем бросать кружок или секцию, стоит поинтересоваться, от чего именно устал ваш ребенок. Возможно, у него есть проблемы: тревога, страхи, избыточное старание, сложности в общении, с которым нужно обратиться к детскому психологу. И дело не в кружке, а в том, чтобы помочь ребенку меньше уставать, то есть прекратить тратить психическую энергию в те моменты, когда можно её не тратить.

— У сына знакомых в младших классах практически не было свободного времени, зато на полках дома – кубки и медали. Репетиторы по основным предметам, английский и китайский, футбол и карате. «Я знаю, что скоро он взбунтуется, наша задача – до этого впихнуть в него как можно больше». Работает ли такой метод? Превратятся ли несколько лет усиленной учебы и тренировок в крепкий фундамент будущей жизни?

Такие родители закладывают в ребенке навык «зарабатывать кубки и медали». Это хороший навык? Наверное. Но навык чувствовать себя, свои желания, умение выбирать самому, — этого у него не будет, просто потому что для их развития нужна пауза, возможность прислушаться к себе и даже поскучать. Ведь именно в пустоте мы можем услышать наши потаённые желания.

И если дальше такой ребенок «пошлет родителей подальше» с их идеями о его развитии, то он все равно оставит себе либо эту «чемпионскую» схему, либо её противоположность под названием «хватит с меня достижений». Наша задача, все-таки — помочь детям стать взрослыми. А взрослый — это человек, способный свободно выбирать, принимать решения и нести за них ответственность. Но если человек не чувствует авторство своих решений, то и ответственность за них ему брать не хочется.

— Может ли скрываться в чрезмерной активности не только желание дать все самое лучшее, но и нежелание или отсутствие времени и ресурсов заниматься самим своим ребенком?

Родители не обязаны и часто не могут активно заниматься ребенком и развивать его во всех направлениях. У них своя непростая жизнь и свои взрослые задачи. Совершенно нормально — поручать развитие другим людям. Но под попыткой заполнить время ребенка до отказа, действительно, стоит много чувств: тревоги (как бы не потратил время зря, вдруг упустим талант), страха перед жизнью, которая потребует от ребенка быть супергероем; перед его свободным временем, в котором как-то надо общаться, но совсем непонятно, как; перед осуждением других родителей: «а вы что, никуда не ходите?», вины (вдруг не дадим ему чего-то важного).

— Раньше мы постоянно гуляли после школы, ходили друг к другу в гости, а сейчас всё больше каждый сам по себе. Ребенок приходит домой и сидит весь день дома. Стоит ли пытаться наладить общение ребенка с одноклассниками, если оно не складывается?

В нашей городской жизни от родителей часто требуются серьезные организационные навыки и усилия для того, чтобы обеспечить досуг детям. Раньше, в основном, ходили в школу во дворе, и это облегчало задачу: дети играли там, где учились. Двор был местом детских встреч и игр. Теперь некоторые дети живут в расписании министров: им нужно выкраивать время для совместных игр, а кому-то из родителей приходится убеждать других родителей в необходимости простого общения и игры и брать на себя функции организатора мероприятий. Таково веяние времени.

— Сейчас в большинстве своем семьи живут далеко от бабушек и дедушек, муж обычно на работе, а вся нагрузка по логистике падает на маму. Как справиться?

Родители не должны «ложиться костьми» ради ребенка, у них ещё есть своя жизнь. Если ее не будет, то ребенок будет первым, кто получит массу негатива по этому поводу. Выбирая между ещё одним кружком и довольной, спокойной или хотя бы вменяемой матерью или отцом, нужно выбирать второе. Счастливые родители значительно полезнее для ребенка, чем любой кружок.

— С какого возраста можно передать ребенку ответственность за себя полностью? У меня есть знакомые, которые живут в тихих районах близко к школе и отпускают детей уже с первого класса ходить самостоятельно, а есть те, кто и в шестом классе провожает детей.

В любой семье могут быть разные обстоятельства. В школьном возрасте ребенок уже может самостоятельно осилить несложную дорогу до школы. Но его нужно подготовить: пройти ее вместе, обращая внимания на детали: переходы, повороты, темные места. Стоит выбрать максимально безопасный путь, попросить ребенка отвести маму домой из школы, чтобы он принимал решения в дороге, пока вы рядом. Обговорить с ним возможные экстремальные ситуации: «что делать, если…». Можно почитать замечательную книгу Л. Петрановской с таким названием.

— У меня есть знакомая, которая растит одна троих детей. Всем им нужно мамино внимание и поддержка. Не говоря уж об обычном «накорми-отведи». Как можно себя поддержать в такой непростой ситуации? Есть ли какие-то хитрости и приемы организации времени?

Самое логичное в этой ситуации — нанимать помощников или просить помочь бабушек-дедушек. Если привлечь некого — остаётся обучать детей самостоятельности и командной поддержке. Трое детей — это не диада «мать-ребенок», это уже организация, которой нужно управлять в целом, разделяя ответственность между ее членами. Постепенно вырастая, дети все больше могут сами. Мама, которая пытается нести все на своих плечах, скоро возненавидит свою ношу или саму себя. Большая семья — много возможностей, но и ответственность всех участков семьи другая. И схема взаимодействия тоже.

Читать еще:  Аукцион по земельному участку
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector