Правомерна ли установка камеры в зоне действия временного ограничения?
Правила установки треноги на дороге
В последние годы на дорогах России появляется все больше камер видеофиксации мобильного типа (треноги), которые фиксируют нарушение скоростного режима водителями, после чего нарушители получают «письма счастья» с требованием заплатить штраф. Большинство треног принадлежат коммерческим организациям, установлены в неожиданных и необоснованных местах, часто скрыты из поля зрения и мало помогают безопасности движения, зато увеличивают количество денежных поступлений в региональные бюджеты и на счета самих частных компаний.
Законна ли установка мобильных камер видеофиксации? Какими законами и стандартами регулируется установка треног? Кто имеет право участвовать в видеоконтроле дорожного движения, и какими правилами руководствуются установщики?
Законны ли треноги?
В ведении ГИБДД находятся только стационарные комплексы видеофиксации нарушений ПДД, которые устанавливает Центр безопасности движения РФ. Это камеры на жесткой опоре типа «Рапира», «Арена», «Крис», «Стрелка», смонтированные над проезжей частью дорог на участках дороги с высокой аварийности. Они не меняют места расположения, устанавливаются вне зон действия временных знаков, обозначены дорожными знаками «Видеофиксация» (8.23) и передают данные на стационарные посты ДПС, откуда информация стекается в центр обработки административных нарушений ГИБДД.
Сама Госавтоинспекция установкой видеокамер не занимается — их монтаж и обслуживание находится в ведении региональных администраций, которые постоянно испытывают дефицит финансовых ресурсов на содержание инфраструктуры дорожной безопасности. Поэтому стационарных камер видеофиксации не хватает, и местные бюджеты решают эту проблему за счет привлечения коммерческих организаций: передают полномочия по установке и обслуживанию видеооборудования частным коммерческим организациям и ИП на правах аутсорсинга.
Передача функций видеофиксации нарушений ПДД законна: согласно ФЗ №115 «О концессионных соглашениях» органы государственной власти на местах имеют право по договору передать функции видеофиксации коммерческим инвесторам. Юридические лица и ИП, подписавшие концессионный договор с муниципалитетами, приобретают, устанавливают и обслуживают видеооборудование за свой счет, за что получают право самостоятельно:
- фиксировать нарушения ПДД;
- распечатывать и рассылать фото- и видеофиксации нарушителям;
- организовывать уплату штрафов.
За выполнение этих работ компании получают либо процент от суммы штрафов, либо фиксированную сумму от каждого уплаченного штрафа (решается в каждом регионе индивидуально). ГИБДД контролирует места установки таких видеокамер на дорогах и визирует разрешение на работу для каждого частного установщика.
Частные обслуживающие организации из коммерческих соображений выбирают для установки мобильное видеооборудование (треноги) типа «Сокол-М», «Беркут», «Бинар», «Искра», «Радиус», «Визир». Эти видеокамеры дешевле стационарных комплексов, их местоположение можно быстро менять, на них не распространяется требование по установке знака «Видеофиксация» и действие временных дорожных знаков. Камеры устанавливаются в непосредственной близости от проезжей части и передают информацию на мобильные устройства операторов, которые могут находиться в припаркованном у обочины автомобиле, либо непосредственно в центр обработки данных ГИБДД.
При таких «льготных» условиях установки и эксплуатации камер видеофиксации, задача поддержания и улучшения безопасности дорожного движения находится в самом конце списка приоритетов для коммерческой обслуживающей компании. Многие частные инвесторы видят здесь только хороший заработок и нарушают правила ведения деятельности для увеличения прибыли, создавая массу проблем для автолюбителей.
Правила установки частных камер видеофиксации
Между тем, правила установки мобильного видеооборудования существуют, регламентированы Административным регламентом МВД РФ (п.43, 55-57) и достаточно однозначно трактуют обязанности лиц, ведущих видеофиксацию нарушений ПДД.
Мобильные камеры видеофиксации могут устанавливаться коммерческими организациями, заключившими договор концессии, в местах:
- повышенной аварийной опасности на автомобильных дорогах;
- где отсутствует стационарная видеофиксация;
- которые обозначены руководством местного управления ГИБДД;
- где их видно водителям издалека.
Каждая камера должна пройти проверку и сертификацию в ГИБДД, обслуживающий персонал обязан пройти специальную подготовку и тестирование. У каждого экипажа видеофиксации (2 человека) на руках должен быть пакет документов: сертификаты на оборудование и квалификацию специалистов, виза начальника регионального ГИБДД на право выполнения данных работ с указанием точного места установки видеокамеры на конкретном участке дороги.
ГОСТы для видеооборудования
В целях приведения деятельности частных организаций, оказывающих услуги видеофиксации нарушений ПДД, к единым правилам, с 2017 года в РФ введены ГОСТы Р 57144–2016 и Р 57145–2016 регламентирующие технические требования к видеооборудованию. Согласно этим федеральным стандартам, камеры видеофиксации должны:
- иметь радиолокационный, индуктивный, пьезоэлектрический, магнитный или лазерный принцип работы;
- фиксировать скорость 20-250 км/час;
- распознавать номера в любую погоду и время суток с вероятностью не менее 90%;
- фиксировать на фото отличительные признаки любого автомобиля;
- быть технически исправными и не иметь дефектов;
- измерять скорость автомобиля на расстоянии не ближе 50 метров, если оборудованы опцией трекинга (фиксации траектории движения машины);
- использовать для определения номера неопасную инфракрасную посветку, а не вспышку.
Мобильные треноги можно устанавливать на участках дорог с повышенной аварийностью (более 3 ДТП в течение последнего года), высокой концентрацией нарушений ПДД или плохой видимостью, на перекрестках и около школ.
Не допускается установка камер на неаварийных участках трасс, в кустах, за столбами, за изгибами дорог, в автомобиле или за кузовом машины, на трассе с большими перепадами высот, на неосвещаемых участках дорог в темное время суток, или при отсутствии обочины шириной 3 метра. Каждая камера должна быть укомплектована инфракрасным распознавателем номерных знаков, опциями внутренней памяти и фотораспечатки.
Инструкция по эксплуатации камер видеофиксации
Согласно стандартной инструкции по эксплуатации камер видеофиксации, тренога:
- с высокой точностью может контролировать прямолинейный участок дороги длиной до 60 метров;
- должна находиться на обочине не ближе, чем в 3 метрах от дорожного полотна;
- может устанавливаться не далее 17 метров от однополосной дороги, 13 метров – от двухполосной, 9 метров – от трехполосной и 5 метров – от четырехполосной;
- должна иметь угол поворота по ориентиру, параллельному кромке дороги;
- может иметь погрешность измерения скорости не более 2 км/час.
Управление видеокамерой осуществляется из мобильного поста двумя сотрудниками (кроме оборудования, которое полностью автоматизировано и сразу передает данные на стационарные посты ДПС).
Таким образом, правила установки треног на дороге – это четкий перечень требований, который обслуживающие видеооборудование компании обязаны соблюдать, поскольку большинство правил являются законодательными. Соблюдение правил установки камер видеофиксации позволяет работать легально и прозрачно, обеспечивает равные права участников дорожного движения и реально снизить количество нарушений ПДД.
Поскольку большинство частных инвесторов, занимающихся видеофиксацией, не склонны соблюдать «правила игры» в погоне за прибылью, их услуги чаще вредят на дороге, чем помогают. С другой стороны, нарушение ГОСТов, административного регламента и инструкции по эксплуатации камер эксплуатирующими компаниями дает грамотным водителям шанс успешно опротестовать предъявленные с видеокамер штрафы и выдвинуть встречные исковые требования.
Если нет таблички Фотофиксация, можно ли оспорить штраф?
Обязательность таблички 8.23
Чтобы разобраться с многочисленными судебными спорами и спорным общением с ГИБДД на дороге относительно обязательности таблички фотовидеофиксации под знаком ограничения скорости, нужно обратиться к разделу ГОСТа по правилам применения дорожных знаков и точно выяснить все тонкости применения этой таблички. Это и даст ответ на главный вопрос – должна ли в 2020 году обязательно табличка фотофиксации устанавливаться там, где происходит эта самая автофиксация и можно ли обжаловать штраф, если такой таблички не было.
Обязательна ли табличка Фотофиксация?
Табличка относится к знакам дополнительной информации. Этот раздел утверждён государственным стандартом РФ под номером Р-52289 с изменениями документа, которые получили юридическую силу в феврале 2014 года.
На страницах ГОСТа законодатель чётко определил правила применения информационной таблички, предупреждающей водителя о камерах на пути его следования.
5.9.27. Табличку 8.23 «Фотовидеофиксация» применяют со знаками 1.1, 1.2, 1.8, 1.22, 3.1-3.7, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.20, 3.22, 3.24, 3.27-3.30, 5.14, 5.21, 5.27 и 5.31, а также со светофорами для информирования о возможной фиксации нарушений ПДД стационарными автоматическими средствами.
Любые дополнительные таблички, включая видеосъёмку, используются совместно с основными (предупреждающими, предписывающими и другими). Так, табличка видеофиксации устанавливается совместно с:
- предупреждающими знаками;
- запрещающими;
- знаками особых предписаний.
В нашем же случае речь идёт о запрещающем знаке – ограничения скорости движения.
Также табличка фотофиксации устанавливается по ГОСТу 2020 года на светофорах, уведомляя водителя о контроле соблюдения ПДД на участке дороги за перекрёстком.
Что такое участок дороги по ГОСТу?
Термин «участок дороги» определён в правилах для того, чтобы разграничить действие знаков. Например, ограничение скорости начинает своё действие непосредственно сразу за столбом, на котором висит знак. Одновременно с этим начинается участок дороги, на котором нельзя превышать установленную скорость. Ограничение прекращает своё действие одним из следующих вариантов:
- наличие перекрёстка на пути следования,
- конец населённого пункта,
- начало населённого пункта,
- знак окончания ограничения скорости или конец всех ограничений.
Также есть и другие знаки, которые указывают на начало участка дороги. Участок с запрещённым обгоном, парковкой и другими запретами, предписаниями. Окончание их действия определяется также.
Что, если знак без таблички?
Особое внимание уделяется знаку ограничения скорости. Именно за это нарушение автолюбители штрафуются чаще всего. Часть из них покорно оплачивает «письма счастья». Другие, несогласные с постановлением, оспаривают решение в суде.
При этом, довод для отмены штрафа один – на дороге не было информации о камере видеонаблюдения. На этом моменте мнения расходятся. Водители настаивают на необходимости дорожных служб обозначать места видеосъёмки табличкой, а дорожники отмахиваются – таких требований нет.
Нормативного акта, который бы строго определял необходимость обозначать место ограничения скорости с камерой, нет. ГОСТом 52289 указаны знаки, с которыми может применяться табличка «Фотофиксация». Ограничение скорости в том числе допускается обозначать таким знаком. Но обязанности сопровождать знак 3.20 такой табличкой нет.
Например, переносные камеры, которые устанавливают организации, вообще не обозначаются никак. А вот стационарные, установленные на столбах, могут иметь табличку фотофиксации нарушений ПДД.
Критерием, согласно которому сотрудники ГИБДД определяют места установки знака 8.23, являются особенности участка дороги. Наличие впереди школы, детского сада или особо аварийного участка требует ограничить скорость. Наличие камеры, указанной на табличке, заставляет притормозить нарушителей.
Таким образом, табличку видеофиксации устанавливают, чтобы водитель обязательно снизил скорость, ведь впереди могут быть маленькие дети. Штрафы здесь не главное. И обязанности устанавливать табличку вместе со знаком нет.
На федеральных трассах, городских дорогах стационарные пункты фиксации превышения скорости могут и вовсе не обозначаться. Это решение зависит от местных властей.
Можно ли оспорить штраф, если знак без таблички?
Правила дорожного движения обязательны для всех, и не важно, наблюдают за Вами или нет. Оспорить в суде выписанный штраф за превышение скорости, ссылаясь на отсутствие такой таблички, к сожалению, не получится.
В ГОСТе предписывается, что указание на фотофиксацию может применяться с определёнными знаками при наличии в их зоне действия стационарных камер наблюдения или отдельно, если на участке дороги есть видео- или фотофиксация. На это и ссылаются автолюбители. Но данный документ не требует обязательного присутствия таблички, он разрешает её присутствие. Поэтому, довод об отсутствии таблички фотофиксации, установленной вместе со знаком 3.20, судом принят не будет.
Судебная практика
Для наглядности понимания вопроса рассмотрим судебное дело №12-137/2015.
Водитель подал суду жалобу, в которой указывает на незаконность выписанного штрафа. Водителя оштрафовали за превышение скорости на 49 км/ч. Автомобиль следовал по трассе, где установлена скорость 90 км/ч. Камера зарегистрировала скорость транспортного средства 119 км/ч.
Как оказалось, участок дороги был ограничен временным знаком 70 км/ч. Но так как ремонтные работы не проводились, а дорога имела отличное покрытие, препятствия для следования отсутствовали, и водитель принял решение не сбавлять скорость. Также в своей жалобе привлечённый к ответственности водитель указал, что информационная табличка 8.23 отсутствовала.
Суд не изменил своего решения, так как причины отмены отсутствуют. Водитель обязан руководствоваться дорожными знаками и ПДД. Самостоятельно принимать решения, а также делать выводы о правильности их установки он не может. Отсутствие таблички Фотофиксация также не даёт права нарушать правила.
Подобные обращения граждан – частые случаи. Для регулирования споров касаемо временных знаков законодатели издали постановление, которое официально разрешает использовать системы фото- и видеофиксации скоростных нарушений совместно с временными знаками.
Разметка
Правила нанесения разметки, а также нормы эксплуатации определены ГОСТами № 51256, 50597.
Табличка 8.23 наносится на полосы движения аналогично знаку. Это делают для его дублирования. Такой способ позволяет водителям визуально проще воспринимать информацию на дороге. Обозначение фотосъёмки поверх дорожного покрытия используется совместно с установленной табличкой или без неё.
Какие штрафы за скорость?
Штрафы за превышение скорости регулируются статьёй 12.9 КоАП РФ. И на 2020 год возможны такие размеры штрафов и других наказаний:
- превышение от 20 до 40 км/ч штрафуется суммой 500 рублей,
- от 40 до 60 км/ч – 1000-1500 рублей,
- 60-80 – 2000-2500 рублей или лишение прав до 6 месяцев,
- свыше 80 км/ч – штраф 5000 рублей или лишение на шесть месяцев.
Решения по двум последним пунктам зависят от способа фиксации нарушения. Если сотрудник ГАИ лично остановит нарушителя, то он имеет право лишить водителя права управления. А если превышение скорости засекла камера, то тут выписывается только штраф и только собственнику машины.
Ответственность нарушения увеличивается при рецидиве. За превышение свыше 80 км/ч суд лишит прав на один год.
Более подробно о превышениях читайте в нашей специальной статье.
Законны ли камеры автофиксации у временных знаков
Контроль скорости у временных знаков: законно, но коррупциогенно
Верховный суд подтвердил, что законно устанавливать камеры фиксации скорости у временных (желтых) дорожных знаков (например, в местах дорожных работ). Это помогает обеспечить безопасность дорожного движения, ведь превышать скорость запрещено независимо от того, постоянный знак или временный. Кроме того, средства фиксации устанавливаются не произвольно, а на особо аварийных участках. Такой вывод Верховный суд изложил в решении по жалобе Артура Геворгяна, который просил признать недействительным п. 78 Административного регламента МВД, утвержденного 23 августа 2017 года. Истец считал правило незаконным, потому что предыдущий регламент от 2 марта 2009 года запрещал автоматический контроль скорости у временных знаков.
Представители МВД не согласились с требованиями. Их точку зрения и занял судья ВС Юрий Иваненко. Он сверил действующий административный регламент не с предшественником, а с Правилами дорожного движения, которые имеют большую юридическую силу. Они не запрещают использование знака фотовидеофиксации рядом с временными (желтыми) дорожными знаками. И поскольку регламент не противоречит акту большей юридической силы, он является законным, изложено в решении № АКПИ17-960.
Иск, видимо, был подан для того, чтобы Верховный суд официально ответил на вопрос, законны ли камеры под временными знаками, которые обычно «забывают» убрать, предполагает старший партнер АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов. С учетом цели иска ВС недостаточно раскрыл этот вопрос, считает адвокат. «Иначе мы бы увидели в решении ссылку на ГОСТ, который предписывает немедленно убирать временные знаки, когда дорожные работы фактически окончены», – рассуждает адвокат. В этом случае временные обозначения теряют силу даже при наличии камеры, а на участке дороги вновь действует обычный скоростной режим согласно ПДД и постоянным знакам.
Правда, у властей не будет большого стимула устанавливать камеры в местах дорожных работ, прогнозирует Самородов. Дело в том, что с 2019 года регионам планируют запретить использовать штрафы от нарушений ПДД по своему усмотрению. Их смогут израсходовать только на дорожные нужды.
Пусть региональные власти не будут заинтересованы в камерах – такой интерес может быть у дорожной полиции. Об опасности коррупции предупреждает член Ассоциации юристов России, управляющий партнер юркомпании «Шаги» Андрей Шарков. Возможности для злоупотреблений он видит в том, что временные знаки нестационарные. Поскольку используются средства автоматической фиксации, доказать свою невиновность должен сам водитель, что в большинстве случаев затруднительно, говорит Шарков. Затраты на такую защиту часто несоразмерны штрафам, что увеличивает опасность коррупции, предостерегает эксперт. «Верховный суд прав в своем отказе, но МВД стоит дополнительно проработать этот вопрос», – подытоживает Шарков.
Снимать сотрудников полиции: априори законно
Второй вопрос, который поставил Геворгян в своей жалобе, – это законность съемки разговоров с дорожными инспекторами и других действий. Регламент 2009 года запрещал сотрудникам полиции мешать водителям записывать происходящее на фото- или видеокамеру – конечно, при условии, если это не запрещено законом. В новом регламенте такого запрета нет, и Геворгян решил, что это способно ущемить права автомобилистов. Судья ВС Иваненко не разделил этих опасений. Отсутствие запрета не ограничивает свободу граждан: они могут пользоваться камерами свободно везде, где это не запрещено законом. Судья напомнил п. 45 того же нового регламента: если сотрудник ограничивает права водителя, он обязан разъяснить, по какой причине и для какой цели нужны эти меры и какие новые права и обязанности появились у гражданина в этой ситуации.
В новом регламенте запрет противодействовать съемке не нужен с юридической точки зрения, говорит Шарков. По его словам, здесь достаточно базового принципа: гражданам разрешено все, что не запрещено, а должностным лицам – наоборот. Опасения административного истца, возможно, были бы обоснованы раньше, когда видеозапись была в новинку и часто вызывала неадекватную реакцию сотрудников, рассуждает Шарков. Сейчас же они привыкли к этому и не сопротивляются, делится юрист. Кроме того, МВД еще 7 ноября 2017 года подтвердило право водителей вести фото- и видеозапись, напоминает Шарков.
Будьте внимательны: камеры в зонах действиях временных знаков
Новый метод отъема денег у автомобилистов
Наверное, вы слышали, что 20 октября 2017 года вступил в силу новый административный регламент МВД РФ №664, который внес изменения в ранее существующий регламент по надзору за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения. Для большинства автолюбителей этот документ остался незаметным. Но новый регламент в скором времени может многое изменить на дороге. Например, в ближайшее время всем водителям стоит опасаться появления камер фото и видеофиксации в зоне действия временных знаков, где ранее комплексы фото и видеофиксации не устанавливались. Чем это грозит автолюбителям и зачем органы МВД РФ решили устанавливать камеры в новых местах?
Не секрет что в нашей стране камеры ГИБДД стали настоящим золотым Граалем для местных бюджетов. Ведь камеры фото и видеофиксации с момента своего первого появления на дорогах страны начали перевыполнять план по собираемости штрафов, благодаря своей круглосуточной эффективности. Согласитесь, электроника не сотрудник ДПС, с которым можно «договориться». Естественно штрафы за нарушения ПДД стали настоящей жилой для бюджета. В итоге количество камер на дороге продолжает расти в геометрической прогрессии.
Но нужно отметить, что максимальные поступления штрафов с камер наблюдалось на начальном этапе их распространения. Затем после появления, различных приложений, которые предупреждают водителей о камерах на дорогах, а также после того как водители выучили наизусть местонахождения «ДПСных радаров» рост доходов в бюджет связанный с поступлением штрафов начал замедляться.
В итоге многие власти в регионах решили, что для того чтобы вернуть прежние доходы от штрафов необходимо просто увеличить количество комплексов фото и видеофиксации. В результате хоть на короткое время, но собираемость штрафов снова начала расти. Но сами понимаете, что вечно так продолжаться не могло.
Водители же не миллионеры постоянно оплачивать грабительские штрафы ГИБДД. Да, камеры повлияли на безопасность на дороге. Нужно признать, что многие автолюбители опасаясь получить штраф с камеры перестали ездить с превышением скорости. Но это не означает что это защищает от камер. Все равно время от времени даже самые законопослушные водители получают штрафы за минимальное превышение скорости.
И вот власти нашли новый способ снова надолго увеличить собираемость штрафов в стране. На этот раз это прописано в новом административном регламенте, который и вступил в силу 20.10.2017. Если точнее, то в новом административном регламенте по надзору за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения исчез запрет установки камер фото и видео автоматической фиксации правонарушений в зоне действия временных знаков. Это означает что в скором времени на дорогах страны будут появляться камеры ГИБДД в зоне проведения ремонтных работ, где, как правило, действуют временные дорожные знаки.
К сожалению, это неизбежно приведет к росту собираемости штрафов. Дело в том, что камеры ГИБДД в зоне действия временных знаков будут фиксировать превышение скорости с учетом временных ограничений.
Это означает что многие автолюбители попадут в своеобразную ловушку на дороге. Ведь каждый из нас встречал на дороге временные знаки (например, которые были установлены в зоне ремонтных дорожных работ), которые забыли убрать после окончания строительно-ремонтных работ.
Согласитесь, такие знаки часто просто не замечаешь. А теперь представьте в зоне действиях временных знаков, которые просто-напросто еще не убрали (или забыли убрать) будет стоять камера ГИБДД. Вы представляете сколько на какой-нибудь федеральной трассе будет выписано штрафов за превышение скорости?
Вот живой пример. Недавно на старом Ленинградском шоссе массово перекладывали асфальт. Естественно, на всей протяженности ремонтных дорог были выставлены временные знаки ограничения скорости (30 км/ч, 40 км/ч и 50 км/ч).
С учетом что движение вне населенных пунктов по трассе как правило разрешается со скоростью 90 км/ч многие водители, зная о том, что превышение скорости более чем на 20 км/час не преследуется по закону в итоге движутся вне населенных пунктов со скоростью 100-110 км/час.
А теперь представьте на какой штраф смогут «налететь» водители в зоне действия временных знаков, которые скорее всего часто не будут убирать на дороге, где ранее проводились ремонтные работы. Думаете, что такого не может быть. Зря. Например, на старой «Ленинградке» асфальт уже переложили, а временные дорожные знаки еще висят. И хорошо в их зоне пока нет камер. И что-то нам подсказывает что совсем скоро власти обязательно озаботятся подобными камерами в зоне действия временных знаков.
Вот пример. Давайте представим, что в зоне действия временных знаков ограничения скорости была установлена камера автоматической фиксации превышения установленной скорости движения.
Например, для того чтобы водители соблюдали скоростной режим в зоне проведения ремонтных работ на дороге. А теперь представьте, что ремонтные работы завершились, а временные знаки и камера остались. Как вы думаете, что будет происходить на дороге до тех пор, пока знаки и камеру не демонтируют? Все правильно, большинство водителей, не видя каких-либо сужений на дороге, дорожных временных ограждений и других признаков проведения строительно-ремонтных работ, вряд ли сразу обратят внимание на забытые временные дорожные знаки и скорее всего не будут снижать скорость. В итоге это приведет к массовой фиксации нарушения ПДД. Вы представляете какие суммы штрафов получит местный бюджет если подобные знаки забыть на скоростной трассе где обычно разрешено двигаться со скоростью 90 км/ч.
pit890 › Блог › ШЕСТЬ случаев, когда можно оспорить штраф с камеры видеофиксации
Автомобилисты уже привыкли к камерам на дорогах и «письмам счастья» со штрафами. Но, удивительное дело, несмотря на то, что уже лет пять, как фотофиксация нарушений ПДД стала делом привычным, только сейчас власти спохватились, что, оказывается, до сих пор нет единого документа, регламентирующего установку и работу камер.
На днях стало известно, что Росстандарт вознамерился утвердить новые (доселе не существовавшие) ГОСТы с требованиями к автоматическим дорожным камерам. Это делается, чтобы избежать в дальнейшем практики злоупотребления властей при использовании систем фотовидеофиксации, из-за чего водители получают штрафы за несуществующие нарушения.
Основные нарушения в установке и работе камер, на которые можно сослаться, чтобы не оплачивать «письма счастья»
1. Знак ограничения скорости стоит только на правой стороне дороги.
А по ГОСТу, на дороге, имеющей две и более полосы в одном направлении, должно быть два знака — справа от проезжей части и слева (либо на разделительной полосе, либо над проезжей частью). Такой ляп был одно время на ул. Бурденко при выезде с Северного моста, где стоит знак ограничения 40 км/ч и камера «КРИС-П». Однако после публикации в СМИ второй знак всё-таки установили.
в таких спорных моментов лучше всего поднять план-схему конкрентного участка дороги или перекрестка. при этом нужно сделать запрос в местное районное отделение или областной центр ГИБДД. у них есть схемы по всем знакам, разметке и прочим светофорам. так просто тех службы не станут ставить знаки. согласования, утверждения, подписание. «левыми» знаками грешат собственники, пытающиеся ограничить подъезды к зданиям, стоянки у здании и т.д. и т.п. на то требуется как минимум разрешение и постановление об их установке!
2. Отсутствие дорожной разметки там, где она нужна (к примеру, если идёт фотофиксация выезда за стоп-линию).
Пример — отсутствие стоп-линии на ул. Домостроителей в районе торгового комплекса «Лента». Там стоял лишь знак 6.16 «Стоп-линия» вместе со знаком 8.23 «Фотовидеофиксация». Но, во-первых, знак «Стоп-линия» применяют для указания места остановки транспортных средств только на регулируемых перекрёстках и нерегулируемых железнодорожных переездах (а данный перекрёсток, если его так можно назвать, нерегулируемый). А во-вторых, табличка «Фотофиксация» может применяться только совместно с некоторыми знаками (см. ГОСТ Р 52289-2004) или светофором. Перечень таких знаков чётко регламентирован. «Стоп-линии» в нём нет. Не так давно стоп-линию на ул. Домостроителей всё же нарисовали.
3. Отсутствие знака 8.23 «Фотовидеофиксация».
Правда, здесь ситуация противоречивая. В ГОСТ Р 52289-2004 («Дорожные знаки») говорится о том, что знак 8.23 применяется с любыми автоматическими средствами фотовидеофиксации, а в приложении 1 к ПДД РФ говорится только о стационарных (переносные камеры-треноги сюда не относятся). Это лишний раз доказывает давно назревшую необходимость принять единый документ, который наведёт порядок в системе фотовидеофиксации.
4. Радар спрятан в кустах, за столбом и т. д.
Как говорится в приказе МВД РФ № 185 от 2009 года, «работа ГИБДД должна быть открытой и прозрачной». Камеры видеофиксации должно быть хорошо видно с дороги. Они не должны быть спрятаны в кустах, за столбами, в багажниках машин и т. д. Ещё один нюанс — в инструкции к радару «КРИС-П» говорится, что наличие помех от линий электропередачи может привести к некорректному измерению скорости. Поэтому датчик нельзя ставить ближе 100 м от ЛЭП. Также треноги могут стоять только по правой стороне дороги. Всё вышеперечисленное может являться основанием для обжалования штрафа. Однако позаботиться о доказательной базе в этом случае вы должны будете самостоятельно (фото, данные видеорегистратора и т. п.)
5. Камеры установлены с временными дорожными знаками.
Таких наглых и вопиющих подстав в последнее время всё меньше, но, по свидетельствам автомобилистов, они всё же встречаются.
6, плохое качество прилагаемого фото материала. данный момент порой очень даже немаловажен! в том же ГОСТе (РСТ 57144-2016) прописано, что фотография при фотофиксации, должна точно определять автомобиль (иметь отличительные признаки), соотвествует ли он номеру.Спасибо за подсказку DeymonDD ! ну как минимум не вводить в заблуждение… так же имеет место опыт получения штрафа «за кого то» не добросовестного гражданина, которы попросту напялил чужие дубликаты номеров в корыстных целей… так что проверяйте, свой ли вообще штраф собираетесь оплатить!
Фото ниже для примера, не то civic ни то черный ни то серый, ни то небольшой грузовик типа isuzu.
p.s. номера в счет не брать — подтерты.
все это актуалько для тех, кто, к примеру, незначительно превысил скорость или немного заехал за стоп-линию и пострадал в результате незаконных действий органов власти (из-за ляпов с дорожной разметкой и знаками, неправильной установки камер и т. п.). Помните: если при ограничении скорости в 60 км/ч вы ехали под 90 — 100 км/ч или внаглую промчались на красный свет, никакие ляпы со знаками и камерами не являются для вас оправданием!
по материалам www.moe-online.ru + нашего форума, общественного и личного опыта.
а вот как это сделать поведал наш товарищ facelig в своей записи «Как и где оспорить штраф ГИБДД с камеры».