Предоставление услуг ненадлежащего качества в сфере жкх
Expertrating.ru

Юридический портал

Предоставление услуг ненадлежащего качества в сфере жкх

Предоставление коммунальных услуг гражданам: правила и ответственность за ненадлежащее качество

ЖКХ является аппаратом, предназначенным для создания комфортного проживания. На первый взгляд это отлаженный механизм, но что делать, если механизм дал сбой? С подобной проблемой можно столкнуться в любой момент и необходимо знать, как решить вопрос с недобросовестным исполнением обязанностей по ведению коммунального хозяйства.

Правила и законодательство, регулирующее оказание жилищно-коммунальных услуг для граждан РФ

Одним из основных документов, который и называется Правилами, и в полной мере отражающий все особенности отношений между исполнителями и потребителями в сфере ЖКХ Постановление Правительства №354 (в ред. от 13.07.2019).

В нем прописаны правовые отношения между гражданами, домоуправляющей компанией и ресурсоснабжающими организациями, а именно:

  • Обязанности и права домоуправляющих и ресурсоснабжающих компаний.
  • Ответственность за услуги ненадлежащего качества.
  • Сроки отключений ЖКУ в зависимости от различных ситуаций.
  • Формулы для расчета жилищно-коммунальных услуг.
  • Ответственность потребителей за нарушение законодательства.

Закон «О защите прав потребителей от 07.02.1992 №2300-1». Здесь рассматриваются ответственность за нарушение качества оказанных услуг, предоставляемых для физических лиц. Документ также описывает права граждан, сроки предъявления претензий к исполнителю и т.д.

Не менее важными считаются:

Предоставление некачественного сервиса в сфере ЖКХ

Согласно Постановлению от 6 мая 2011 года № 354 о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных и частных домов, при заключении договора об услугах, в документах прописываются все нормы показателей и сроки проведения ремонтных и профилактических работ.

Качество предоставления коммунальных услуг можно считать ненадлежащим, если вы сталкиваетесь с:

  • нарушением параметров;
  • увеличенными сроками устранения неполадок;
  • неправильным расчетом стоимости оказанных услуг.

Параметры качества:

  1. Продолжительность перерыва в оказании услуги.
  2. Давление, состав и температура воды.
  3. Напряжение и частота электрического тока.
  4. Свойства и давление газа.
  5. Показатели температуры в помещении и уровень давления в системе отопления.

Требования к КУ

  1. Бесперебойное круглосуточное снабжение.
  • Для холодного водоснабжения не больше 8 часов, не превышая 4 часов подряд, а при аварии не больше суток.
  • Для горячей воды цифры такие же, но следует учитывать и проведение плановых работ. Они должны быть не чаще 1 раза за год, длительностью не больше 14 суток.
  • Для электроснабжения при наличии двух независимых источников питания не дольше 2 часов подряд, при одном источнике – 24 часа.
  • Для водоотведения не больше 8 часов в месяц и не больше 4 часов подряд.
  • Газоснабжение можно прервать не больше, чем на 4 часа в месяц.
  • Отопление при температуре в жилых помещениях выше 12 градусов – не больше 16 часов подряд, при температуре 10-12 градусов – 8 часов подряд, при температуре 8-10 градусов – 4 часа. О правилах теплоснабжения читайте тут.
  • Качество водоснабжения. Горячая и холодная вода должна соответсвовать нормам СанПиН 2.1.4.1074–01. О проблемах водоснабжения мы рассказывали тут.
  • Качество электроснабжения. Напряжение и частота подчиняются федеральным стандартам ГОСТ 32144-2013 и ГОСТ 29322-2014. О проблемах с электричеством можно узнать здесь.
  • Качество газоснабжения регулируется по ГОСТ 5542-2014.
  • Качество отопления. Зависит от региона. В холодном температура воздуха жилищного помещения должна быть +20 градусов, Для остальных столбик термометра не должен опускаться ниже 18 градусов.
  • Ответственность управляющей компании за некачественные работы

    При заключении договора с жильцами помещений управляющая компания берет на себя ответственность за своевременность и качество оказания услуг. При недобросовестном выполнении своих обязанностей управляющая компания может быть привлечена как к административной ответственности, так и к уголовной.

    Административная

    Управляющая компания может быть оштрафована на сумму, составляющую до 30% стоимости оказанных услуг. Согласно ст. 7.22 Кодекса РФ «Об административных нарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ, нарушив правила содержания объектов коммунальной собственности, УК подвергается административным штрафам.

    • Для должностных лиц сумма составляет от 4 до 5 тысяч рублей.
    • Для юридического лица от 40 до 50 тысяч рублей.

    Если УК нарушила лицензионные требования, то согласно статье 14.1.3 вышеупомянутого кодекса, суммы штрафом достигают сотни тысяч рублей.

    • Для должностных лиц это от 100 до 250 тысяч или дисквалификацию на срок до 3 лет.
    • Для юридических – от 300 до 350.

    Уголовная

    Ст. 238 Уголовного Кодекса РФ запрещает потенциально опасные для здоровья и жизни людей коммерческую и некоммерческую деятельность, связанную с реализацией товаров или услуг массового потребления. Возможно привлечение к уголовной ответственности, например:

    Проблемы в сфере ЖКХ в России

    Со стороны организаций-поставщиков

    1. Тарификация. Плата постоянно растет и является значительной статьей расходов для представителей среднего класса, а для малообеспеченных жителей страны и вовсе огромной. А из-за технических ошибок, которые допускаются сотрудниками предприятия ЖКХ или расчетно-кассового центра, суммы нередко получаются больше положенного.
    2. Качество и объем услуг. Старые коммуникации не способны поддерживать необходимые мощности, жилищные фонды изношены. Для экономии бюджетных средств часто нанимают работников без соответсвующих квалификаций, а их ошибки оплачивают жители из своего кармана.
    3. Отсутствует должный контроль предприятий ЖКХ на государственном уровне. Формируются фиктивные ТСЖ, активно занимающиеся реализацией коррупционных схем.

    Со стороны собственников жилья

    1. Отказ оплачивать квитанции. Во многих домах можно найти «доску позора» с фамилиями жильцов, не оплачивающих услуги ЖКХ. Суммы могут доходить до нескольких сот тысяч. А ведь эти средства уходят не только на оплату тарифов, но и на содержание всего дома.
    2. Отказ в проверке оборудования. Специалистов просто не пускают в квартиры и дома, не давая им возможность вовремя заметить утечку газа, например.
    3. Подделка показаний счетчиков. В результате чего фактическое количество использованных ресурсов не совпадает с цифрами на бумаге.

    Что делать при нарушении нормативов?

    Первым делом необходимо выявить, кто несет ответственность за качество оказанных услуг. В договоре указывается либо управляющая компания, либо непосредственно ресурсоснабжающая организация.

    Обращение к исполнителю

    Исполнителю сообщается о нарушении качества. Сообщение должно быть зарегистрировано должностным лицом, после чего назначается проверка. Время проверки обговаривается с жильцом.

    Составление акта проверки предоставленных работ

    Приглашенный специалист приходит в назначенное время, производит все необходимые замеры и составляет акт, который передается в ответственную организацию. В акте:

    1. Указывается время и дата проверки.
    2. Описываются все выявленные нарушения и методы (инструменты, приборы) их выявления.
    3. Указывается начальное время нарушений.

    Ниже вы можете ознакомиться с наглядным бланком и образцом акта проверки качества предоставленных коммунальных услуг и о некачественном их предоставлении.

    Перерасчет

    В случае установления факта нарушений потребитель вправе потребовать перерасчета оплаты услуг, согласно Постановлению №354 (глава 9, пункты 98-103). Основываясь на заключении эксперта, потребитель обращается в свою УК. Это можно сделать заказным письмом или лично, написав заявление. Один экземпляр отдается исполнителю, второй остается на руках у жильца.

    Жалоба регистрируется в журнале, проверяется уполномоченным лицом, после чего производится перерасчет. При экстренных ситуациях вызывается аварийно-диспетчерская служба, которая обязана после устранения протечки или поломки документально зафиксировать все проведенные работы. Составленный акт также передается в ответственную организацию.

    В какой срок обязаны отреагировать на обращение?

    Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354, р.IV, п.31к, управляющая компания обязана вести строгий учет жалоб на качество оказанных услуг и давать письменный ответ на них в течении 3 рабочих дней.

    Если ситуация аварийная и жилец обращается в диспетчерскую, то принимающему заявку лицу, согласно пункту 13 из Постановления Правительства РФ от 27 марта 2018 г. №331, дается 10 минут для обозначения проблемы и поиска выхода из ситуации. Все ремонтные работы должны быть закончены не позднее 72 часов.

    На каких основаниях могут отказать и что предпринять в этом случае?

    Если услуга не попадает в круг ответственности УК, то в удовлетворении заявки будет отказано. К отказу можно отнести и тот случай, когда нет необходимого специалиста для решения проблемы. Чаще всего сюда относятся платные услуги, связанные с собственностью владельца. В случаях отказа от выполнения своих прямых обязанностей, жилец вправе обратиться в прокуратуру.

    На сегодняшний день правительство проводит реформу ЖКХ, нацеленную на модернизацию всей этой отрасли. Необходимо помнить, что главная обязанность данной организации – оказание качественных услуг для комфортного проживания населения нашей страны. Поэтому если услуги оказались ненадлежащего качества, любой из жильцов может отказаться от их оплаты и потребовать возместить убытки.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    О роли АДС в установлении факта оказания КУ ненадлежащего качества

    Аварийно-диспетчерская служба УО принимает не только заявки на проведение аварийных или плановых работ, но и на ненадлежащее качество КУ, даже если исполнитель этой услуги – РСО. Рассказываем о том, как диспетчер АДС должен действовать при обращении жителя дома с жалобой на качество коммунальной услуги.

    АДС управляющей организации принимает жалобы от жителей домов на некачественные коммунальные услуги

    АДС управляющей организации реализует принцип «одного окна»: именно сотрудники диспетчерской УО, которая управляет домом, принимают жалобы на некачественную коммунальную услугу. Даже если собственники помещений заключили прямой договор на предоставление КУ с поставщиком ресурсов, УО всегда должна принимать соответствующие сообщения от жителей МКД (п. 3 ч. 11 ст. 161 ЖК РФ).

    При этом по умолчанию в коммунальных услугах ненадлежащего качества, оказываемых потребителям в многоквартирном доме, виновата будет УО: она отвечает за рабочее состояние внутридомовых инженерных систем до границ балансовой принадлежности. Чтобы доказать, что в некачественной услуге виновата РСО, необходимо организовать и провести проверку КУ и составить соответствующий акт или заключение о некачественной услуге на входе в дом.

    Читать еще:  Налоговый вычет при покупке земельного участка работающим пенсионером

    Если коммунальная услуга действительно предоставлялась некачественно, то собственник имеет право на возмещение ущерба, если:

    1. Исполнителем услуг является УО, то она делает перерасчёт платы и возмещает убытки и моральный вред потребителю (пп. «е» п. 33, п. 98 ПП РФ № 354).
    2. Собственники заключили прямой договор с РСО, то:
    • в отсутствии акта, подтверждающего вину поставщика ресурса, УО возмещает убытки и моральный вред (п. 103 ПП РФ № 354). Размер ущерба в таком случае равен перерасчёту.
    • в случае, когда доказана вина РСО в предоставлении некачественной услуги, то поставщик ресурса делает перерасчёт платы и возмещает ущерб.

    Независимо от того, является УО исполнителем КУ или нет, в процессе установления факта предоставления потребителю услуг ненадлежащего качества важная роль отводится диспетчерам АДС. Рассмотрим подробнее, как они должны действовать при поступлении соответствующей жалобы от жителя МКД.

    Диспетчер АДС фиксирует дату и время обращения жителя с жалобой на КУ ненадлежащего качества

    Порядок действий сотрудников аварийно-диспетчерской службы УО при поступлении жалобы потребителя на коммунальные услуги ненадлежащего качества описан в разделе X ПП РФ № 354 «Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

    В п.п. 105 – 106 ПП РФ № 354 указано, что житель дома должен заявить о некачественной КУ в аварийно-диспетчерскую службу. Сделать он это может письменно или устно, в том числе позвонив. Обычно потребители это делают именно по телефону АДС. Такие обращения обязательно регистрируются в журнале диспетчерской.

    При этом заявитель должен сообщить сотруднику АДС:

    • свои фамилию, имя и отчество;
    • точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги;
    • вид такой коммунальной услуги.

    В ответ диспетчер называет свои ФИО, время регистрации жалобы и присвоенный ей номер. Если сотрудник АДС управляющей организации знает о причинах КУ ненадлежащего качества, то он должен сразу же сообщить их потребителю и записать в журнале регистрации эти сведения (п. 107 ПП РФ № 354).

    При этом, если житель дома обратился в РСО как исполнителю услуг, диспетчер поставщика ресурсов, не располагая сведениями о причинах ухудшения качества услуг до границ балансовой принадлежности, в зоне ответственности РСО, должен сообщить о ситуации в управляющую организацию, отвечающую за ВДИС.

    АДС согласует с потребителем время и дату проведения проверки факта предоставления некачественной КУ

    Не всегда сотрудник АДС может сообщить потребителю, почему ему предоставляются коммунальные услуги ненадлежащего качества. Например, почему температура горячей воды ниже нормативной или поставляется мутная холодная вода. В таком случае диспетчер должен согласовать с заявителем дату и время, когда будет проведена проверка факта нарушения качества КУ (п. 108 ПП РФ № 354).

    При этом в ПП РФ № 354 указано, что время, на которое назначена проверка, не может быть позднее, чем через 2 часа после получения жалобы от потребителя. Отклониться от этого временного периода УО/РСО могут только при согласии самого заявителя или при наличии обстоятельств непреодолимой силы. К ним относятся аварии во ВДИС или централизованных сетях. О таких ситуациях сотрудник АДС сразу же, как узнал о них, уведомляет потребителя и тут же согласует другое время для проверки качества услуг.

    В п. 107 ПП РФ № 354 также прописано, что АДС управляющей организации и поставщика ресурсов должны обмениваться информацией по вопросу предоставления услуг ненадлежащего качества: сотрудник УО немедленно после согласования с потребителем передаёт сведения о дате и времени проверки в РСО и наоборот.

    Проверка качества коммунальной услуги зависит от того, на что пожаловался потребитель: это может быть забор образца воды для экспертизы, измерение температуры воды или температуры воздуха в помещении и другое. Методы и инструменты проверки зависят от вида коммунальной услуги и нарушения его качества.

    По результатам проверки должен быть составлен акт, в котором указываются дата и время её проведения, выявленные нарушения, если такие были установлены, или отметки об отсутствии нарушений (п. 109 ПП РФ № 354). Если проводилась экспертиза образца, то к акту прикладывается её заключение.

    Отлаженная работа АДС – залог правильного определения факта и периода предоставления некачественной КУ

    Важность отлаженной работы АДС управляющей организации подчёркнута несколькими пунктами разд. X ПП РФ № 354:

    1. Если УО/РСО не организовали надлежащим образом работу АДС, в том числе в круглосуточном режиме, то потребитель имеет право составить акт проверки качества КУ в отсутствие их представителей: документ подписывают два потребителя и председатель совета МКД/председатель ТСЖ/ЖК (п. 110(1) ПП РФ № 354).

    Если потребитель почувствовал ночью, что в квартире холодно, централизованное отопление не работает или работает в полсилы, и он не смог дозвониться до АДС, что подтверждается данными звонков с телефона, то потребитель сам составляет акт о нарушении качества КУ. Потом УО уже будет трудно проверить изложенные в таком акте данные.

    1. Одним из вариантов определения даты и времени начала предоставления услуг ненадлежащего качества считаются дата и время обращения жителя дома в АДС с этой проблемой (пп. «б» п. 111 ПП РФ № 354). Диспетчер фиксирует их в журнале обращений.
    2. Окончанием периода предоставления КУ ненадлежащего качества считается время и дата обращения потребителя в АДС с соответствующей информацией, что также должно быть отражено в журнале (пп. «б» п. 112 ПП РФ № 354).

    Чтобы не оказаться в ситуации, когда из-за ошибок в работе диспетчерской УО приходится нести ненужные расходы на возмещение ущерба от предоставления КУ ненадлежащего качества, компании следует со всей ответственностью подойти к организации работы АДС. В том числе сделать её более эффективной и точной за счёт автоматизации.

    Мы предлагаем управляющим организациям воспользоваться для этого сервисом «АДС на 100%»: он поможет максимально исключить ошибки сотрудников при работе с заявками и обращениями жителей МКД, правильно выстроить ежедневную деятельность диспетчерской и систематизировать переписку компании с клиентами.

    Заполните форму, если хотите принять участие в 30-дневном бесплатном тестировании и использовании сервиса «АДС на 100%». При оплате полного доступа после окончания тестового периода мы предоставим вам бесплатный доступ к курсу «Деловое общение для сотрудников управляющих компаний».

    Что такое коммунальные услуги «ненадлежащего качества»? И как получить за них компенсацию? Действующее законодательство

    Плата за коммунальные услуги год от года растет, а качество их лучше не становится. Существует ли возможность проверить качество оказываемых «коммунальщиками » услуг и наказать их, если качество услуг не соответствует требованиям действующего законодательства? Публикуем разъяснения министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края по этой теме.

    Что такое коммунальная услуга «ненадлежащего » качества?

    Вопрос: Разъясните, пожалуйста, что подразумевается под понятием «услуги ненадлежащего качества». Полагается ли в данном случае перерасчет коммунальных платежей, как он делается, куда надо обращаться?

    Ответ: На все эти вопросы дает ответ постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 N° 354 « О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее «Правила предоставления коммунальных услуг» или «Правила »). А точнее, два их раздела

    • раздел IX «Случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или ) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов»
    • раздел X «Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или ) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

    В соответствии с пунктом 98 Правил требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или ) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам.

    Объем (количество ) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового ) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды.

    Объем (количество ) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю в жилом или нежилом помещении при отсутствии индивидуального или общего (квартирного ) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается:

    • исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги — для жилых помещений;
    • исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и расчетной величины потребления коммунальной услуги — для нежилых помещений.

    Если у вас есть прямой договор на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией, которая в соответствии с указанным договором не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или ) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

    В описанном выше случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или ) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится. Потребитель коммунальной услуги в таком случае вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

    Читать еще:  Сокращение продавца по причине продажи магазина

    Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или ) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, указан в пунктах 104-113 Правил.

    Коммунальная услуга ненадлежащего качества: действия исполнителя коммунальных услуг (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК и т.п.)

    При обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или ) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее — нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями ), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или ) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или ) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю).

    Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.

    В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.

    Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или ) бумажном журнале учета таких фактов.

    Коммунальная услуга ненадлежащего качества: действия потребителя

    При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее — аварийно-диспетчерская служба).

    Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.

    При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги.

    Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию , имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

    Какой из исполнителей ответственен за некачественное предоставление коммунальной услуги?

    «Борьба» с управляющими организациями (далее-УО) на сегодняшний день сродни с борьбой с коррупцией. Это борьба как в информационном, так и в правовом выражении влияет на стабильность работы компаний. И если в деятельности средств массовой информации всё понятно: УО выступают в роли монстров, ежедневно нарушающих права собственников помещений в многоквартирных домах (далее-МКД), то борьба, объявленная государством в правовом поле, зачастую вызывает недоумение и даже гнев представителей УО. Несовершенство законодательства «в любом случае виноватых» УО, заставляет компании руководствоваться не только законодательством, но и здравым смыслом и логикой, что приводит к многочисленным судебным спорам.

    Арбитражные суды, заваленные исками от ресурсоснабжающих организаций (далее-РСО) к УО в ногу с законом защищают права РСО, чаще всего в виде возмещения затрат «ресурсника» за счёт управляющего.

    Как известно, УО, выбранная в установленном жилищным законодательством РФ порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с РСО (п.14 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства № 354 от 06 мая 2011 года, далее-Правила предоставления КУ).

    Именно с такого момента у РСО «развязаны руки», и неизменным становится её понятие, что УО теперь «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

    В настоящей статье хочется рассказать об Определении Верховного Суда РФ от 27.06.2018 № 302-АД18-54 (дело № А78-8401/2017), «радующего глаз» любого представителя УО – по вопросу установления лица, ответственного за выполнение обязанностей исполнителя коммунальных услуг, связанных с их некачественным предоставлением.

    Суть судебного решения такова: Несмотря на наличие в многоквартирном доме выбранной собственниками помещений управляющей компании, ответственность за выполнение обязанностей исполнителя коммунальных услуг, связанных с их некачественным предоставлением, возлагается на лицо, с которым собственники фактически рассчитываются за потребляемые услуги.

    Исковое заявление в суд направило акционерное общества “Читаэнергосбыт» (далее-РСО) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении. По результатам проведения в отношении РСО административного расследования по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) при непосредственном обнаружении выявлены нарушения обязательных требований законодательства регулирующего отношения в сфере защиты прав потребителей, а именно:

    РСО оказало потребителю Полоротову Т.Т коммунальную услугу по электроснабжению, не соответствующую требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг в нарушение пп. “к” п. 31, п. 152 Правил предоставления КУ. Потребителю по указанному адресу была поставлена электроэнергия ненадлежащего качества, об обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель в соответствии с пп. “а” п. 34 Правил предоставления КУ устно уведомил РСО, в связи с чем был составлен акт осмотра электроустановок.

    В результате поставки электроэнергии ненадлежащего качества у потребителя вышла из строя бытовая техника – телевизор и люстра, о причинении материального ущерба имуществу потребитель в соответствии с п. 105 Правил, предоставления КУ уведомил РСО.

    Согласно п. 152 Правил предоставления КУ «в случае причинения исполнителем ущерба, жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя исполнитель и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен». Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу, При невозможности Подписания акта потребителем: (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй – остается у исполнителя.

    Однако РСО в нарушение п. 152 Правил предоставления коммунальных услуг не составляло акт о причинении ущерба имуществу потребителя.

    Кроме того, согласно пп. “к” п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием: причин отказа.

    На основании вышеизложенного, Управление Роспотребнадзора пришло к выводу что, РСО нарушен порядок (правила) оказания коммунальной услуги потребителям. Все судебные инстанции по данному спору согласились с позицией Управления.

    При наличии доказательства оплаты собственниками помещений в многоквартирном доме потребленной электроэнергии напрямую РСО, минуя выбранную собственниками управляющую организацию, именно РСО, фактически поставлявшая электроэнергию, должна была выполнить вышеуказанные требования Правил при обращении к ней потребителя с претензией о некачественной поставке электроэнергии.

    При таких обстоятельствах РСО, не выполнившая данные требования, на законных основаниях привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 14.4 КоАП РФ.

    Доводы РСО о «дарении» вышеизложенной ответственности УО несмотря на фактические расчеты собственников с РСО, оказались несостоятельными.

    При ознакомлении с позицией суда на ум приходит мысль, что Правила предоставления КУ были написаны не только для Исполнителя-УО, но и для Исполнителя-РСО. Как известно, что «где говорят деньги, там спит справедливость». Хорошо, что не в данном случае. И «справедливость выпала на долю справедливого»….

    Вопросы ЖКХ

    Сайт о проблемах граждан с организациями ЖКХ

    Свежие записи

    Свежие комментарии

    • admin к записи Вывоз мусора – обязанность управляющей компании
    • admin к записи Перерасчет за вывоз мусора
    • Надежда Семёновна к записи Вывоз мусора – обязанность управляющей компании
    • admin к записи Государственный жилищный надзор и контроль или “Куда жаловаться на ЖКХ”
    • Лариса к записи Государственный жилищный надзор и контроль или “Куда жаловаться на ЖКХ”
  • Архивы

    Рубрики

    Коммунальные услуги и их ненадлежащее качество – что это?

    Коммунальные услуги и их ненадлежащее качество – что это?

    В статье “Что обязана компания, предоставляющая коммунальные услуги?” мы разобрались, что если гражданам предоставляются коммунальные услуги ненадлежащего качества или перерыв в их предоставлении превышает установленную длительность, управляющая компания или ресурсоснабжающая организация обязана сделать перерасчет платы за эти услуги.

    А что такое “коммунальные услуги ненадлежащего качества”? Как доказать их “ненадлежащее качество“? Ответ на это можно найти в “Правилах предоставления коммунальных услуг” в разделах IX “Случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов” и X “Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”.

    Читать еще:  Кто считается отцом ребенка, если женщина находится в браке?

    Чтобы определить качество коммунальной услуги, необходимо определить или измерить параметры качества услуги и сравнить их величины с нормативными величинами, приведенными в Приложении №1 к Правилам.

    Параметрами качества коммунальных услуг являются:

    продолжительность перерыва в предоставлении услуги,

    давление, состав свойства и температура воды,

    напряжение и частота электрического тока,

    свойства и давление газа,

    температура воздуха в помещении и давление во внутридомовой системе отопления.

    Часть параметров мы можем достаточно точно измерить и оценить сами, например, продолжительность перерыва или температуру. Другие параметры, такие как состав и свойства воды, газа, давление, мы можем оценить только субъективно (например, вода течет грязная или течет очень слабо и т.п.). В этом случае ненадлежащее качество коммунальной услуги должна установить комиссия управляющей компании или ресурсоснабжающей организации.

    Как вызвать эту комиссию?

    В случае если потребитель считает, что ему предоставляются коммунальные услуги ненадлежащего качества, либо совсем не предоставляются, он должен уведомить об этом управляющую компанию и ресурсоснабжающую организацию. Причем сделать это он может как письменно, так и устно, в том числе по телефону. При этом он указывает вид коммунальной услуги ненадлежащего качества, точный адрес помещения, в котором обнаружено нарушение качества услуги, свои фамилию, имя и отчество.

    Сотрудник аварийно-диспетчерской службы, либо представитель УК, ТСЖ обязан зарегистрировать Ваше сообщение в журнале (записать дату и время начала нарушения, а также Ваши данные), сообщить Вам свои данные (ФИО), время регистрации и регистрационный номер вашего сообщения. Если ему известна причина нарушения, то он сообщает Вам и ее. После этого исполнитель услуги организует проверку сообщения. При этом он не приходит в любое время, а обязан согласовать с Вами дату и время проведения проверки.

    После проведения проверки исполнитель обязан:

    составить акт о проведении проверки;

    сообщить в течение суток причины нарушения и его предполагаемую продолжительность;

    сообщить дату и время возобновления предоставления коммунальной услуги;

    составить акт об устранении выявленных недостатков.

    Если комиссия исполнителя считает, что нарушений качества нет, а вы с этим не согласны, любой из вас может инициировать проведение экспертизы. Для этого при необходимости исполнителем берутся пробы образцов коммунального ресурса. В этом случае в акте проверки указывается, кто инициировал проведение экспертизы, кем, в каких условиях и в какую емкость произведен отбор образца, куда, в какие сроки и кем образец должен быть передан для проведения экспертизы, порядок уведомления о результатах экспертизы всех участников. Все расходы по экспертизе несет исполнитель. Если в ходе экспертизы выяснится, что нарушения не было, Вы будете обязаны возместить исполнителю расходы на экспертизу.

    В случае если нарушение подтвердилось, Вы имеете право потребовать снижения оплату и перерасчета. Сведения об уменьшении оплаты за коммунальные услуги с указанием оснований отражаются в квитанции.

    Если Вы заключали договор на поставку коммунальных ресурсов непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, которая по договору не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит перерасчет платы за коммунальную услугу только в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги или перерывы в ее предоставлении возникли по ее вине, то есть до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

    Если же если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в ее предоставлении возникли во внутридомовых сетях, то ресурсоснабжающая организация перерасчет платы за коммунальную услугу не производит. В этом случае Вы имеете право потребовать возмещения причиненных Вам убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с управляющей компании или ТСЖ, которые осуществляют обслуживание общего имущества дома.

    Таким образом, мы не обязаны платить за коммунальные услуги ненадлежащего качества. Что такое ненадлежащее качество и как с ним бороться мы рассмотрели в настоящей статье.

    Непосредственно мне приходилось сталкиваться с такими проблемами. Одно время в квартире температура не поднималась выше 16ºС. Я позвонил в УК, пришла техник, измерила температуру, составила акт. На следующий месяц сумма в квитанции была на несколько десятков рублей меньше, чем обычно. Так пришлось делать ежемесячно, пока не стало тепло. К сожалению, проблему тепла это так и не решило, и мы прожили зиму в холоде. Но хотя бы денег потратили меньше.

    А Вам приходилось сталкиваться с такими проблемами? Если да – поделитесь.

    Может быть кому-нибудь Ваш опыт пригодится.

    Также на эту тему Вы можете почитать:

    10 комментариев к записи “Коммунальные услуги и их ненадлежащее качество – что это?”

    Здравствуйте! Мы живем на 8 этаже 9-этажного дома. (г. Омск). В летнее время года горячая вода у нас практически еле теплая. Причем сливать приходится очень долго, прежде чем она пойдет более менее ощутимо теплая. Температура от 36 до 44 градусов, как правило, не больше. Приглашала инженера из ТСЖ, составляли акт. Но нас заверяют, что все это бесполезно, у нас нет циркуляционного насоса, поэтому вода застаивается и мы сливаем её кубометрами. Неужели это тупик для потребителя услуги? Я так понимаю, все это нужно переделывать и на это необходимы приличные средства от жильцов дома. Иначе мы так и будем продолжать платить за холодную воду по цене горячей? Кстати, оба раза вызова инженера, на узле (подача в дом) измерение температуры показало 56 градусов, вместо положенных 60 (или 70? везде читаю разное, какая все-таки должна быть температура воды, подводимой к жилому дому?
    И очень наболевший вопрос про ОДН по горячей воде. Помню в одной из передач наш профессиональный юрист в сфере ЖКХ, отвечая на вопрос, говорил про незаконность ОДН за горячую воду в домах с замкнутой системой подачи воды. Так ли это?

    Уважаемая Светлана!
    В приложении № 1 «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам предоставления коммунальных услуг в п.5 при определении требований к температуре горячей воды имеется ссылка на СанПиН 2.1.4.2496-09. Этот СанПИН называется «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Он устанавливает:
    «2.4. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C».
    Как действовать при несоответствии воды этим требованиям написано в статье.
    Можно также попытаться привлечь Вашу УК к административной ответственности по следующим статьям КоАП:
    Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
    Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
    Статья 7.23. Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
    Но здесь лучше посоветоваться с независимым юристом, например, в Обществе по защите прав потребителей.
    Что касается ОДН по горячей воде в домах с замкнутой системой подачи воды, то в Правилах предоставления коммунальных услуг об этом говорится так:
    «40. ….Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
    Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды».
    В статье 54 говорится: «….При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения № 2 к настоящим Правилам.
    Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения № 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
    произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
    стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
    В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме».

    И кому жаловаться? У нас дом на грани разрушения из-за постоянной сырости в подвале. Компании меняются одна за другой,жильцы цокольного этажа страдают,а вот оплату требуют в полном объеме,как за хорошую квартиру… От нас просто отмахиваются и мы не верим больше этим компаниям.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector