Страховые взносы, не внесенные работодателем вовремя
Expertrating.ru

Юридический портал

Страховые взносы, не внесенные работодателем вовремя

Страховые взносы за работников в 2020 году

ИП и организации, являющиеся работодателями, обязаны с выплат сотрудникам, работающим по трудовым договорам, ежемесячно перечислять страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование в ФНС РФ. Взносы на травматизм по-прежнему уплачиваются в ФСС.

Примечание: с 2017 года изменился порядок уплаты и представления отчетности по страховым взносам, связано это с передачей контроля над страховыми взносами ФНС РФ и вступлению в силу новой главы 34 НК РФ «Страховые взносы».

С выплат физическим лицам по договорам гражданско-правового характера необходимо перечислять взносы только на пенсионное и медицинское страхование (взносы от несчастных случаев не перечисляются в любом случае, а взносы по временной нетрудоспособности перечисляются, только при условии, что такой пункт прописан в договоре).

Выплаты работникам, которые по закону освобождены от уплаты страховых взносов, перечислены в ст. 422 НК РФ.

Обратите внимание, что индивидуальные предприниматели, помимо уплаты страховых взносов за работников, дополнительно должны перечислять страховые взносы ИП «за себя».

Тарифы страховых взносов за работников в 2020 году

В 2020 году страховые взносы нужно платить по следующим тарифам:

  • На пенсионное страхование (ОПС) – 22%.
  • На медицинское страхование (ОМС) – 5,1%.
  • На социальное страхование (ОСС) – 2,9% (без учета взносов от несчастных случаев).

При этом некоторые ИП и организации имеют право применять пониженные тарифы (см. таблицу ниже).

В 2020 году изменилась лимиты для начисления взносов:

  • на ОПС – 1 292 000 руб. (в случае превышения, взносы уплачиваются по уменьшенной ставке – 10%);
  • на ОСС – 912 000 руб. (в случае превышения, взносы больше не уплачиваются);
  • на ОМС – предельная величина отменена.

Обратите внимание, что в 2020 году не действуют льготы по страховым взносам для большинства ИП и организаций, которые применялись до 2018 года. В частности, отмена затронула ИП на патенте, а также представителей МСП, работающих в социальной и производственной сферах и применяющих УСН. Пониженные тарифы оставили лишь для НКО и благотворительных организаций. Подробнее со ставками по страховым взносам можно ознакомиться в таблице ниже.

Общие тарифы для страховых взносов в 2020 году

Категория плательщиков ОПС ОМС ОСС Итого
Организации и ИП на ОСН, УСН, ЕНВД, ПСН и ЕСХН за исключением льготников 22% 5,1% 2,9% 30%
В случае превышения лимита в 912 000 рублей 22% 5,1% 27,1%
В случае превышения лимита в 1 292 000 рублей 10% 5,1% 15,1%

Пониженные тарифы для страховых взносов в 2020 году

Категория плательщиков ПФР ФФОМС ФСС Итого
НКО на УСН, ведущие деятельность в области соц. обслуживания, науки, образования, здравоохранения, спорта, культуры и искусства 20% 20%
Благотворительные организации на УСН
Участники свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе 6% 0,1% 1,5% 7,6%
Организации и ИП, занимающиеся ведением технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах 20% 5,1% 2,9% 28%
Хозяйственные общества и партнерства, осуществляющие деятельность в области ИТ технологий и соответствующие условиям пп.1 и 2 ст. 427 НК РФ
Организации, получившие статус участника проекта «Сколково» 14% 14%
Организации и ИП, осуществляющие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов 0%
Организации в области ИТ (при условии, что доходы от этой деятельности по итогам 9 месяцев не менее 90%, а количество работников не менее 7 человек 8% 4% 2% 14%

Примечание: льготникам, в случае превышения лимитов в 1 292 000 и 912 000 руб. перечислять взносы на социальное и пенсионное страхование не нужно.

Дополнительные тарифы для страховых взносов в 2020 году

Категория плательщиков ПФР ФФОМС ФСС Итого
Плательщики, указанные в пп. 1 п.1 ст. 419 закона № 400-ФЗ в отношении выплат физлицам, поименованным в пп.1 п. 1 ст. 30 данного закона 9% 9%
Плательщики, указанные в пп. 1 п.1 ст. 419 закона № 400-ФЗ в отношении выплат физлицам, поименованным в пп.2-18 п. 1 ст. 30 данного закона 6% 6%

Примечание: дополнительные взносы платятся независимо от лимитов в 1 292 000 и 912 000. При этом компаниям, которые провели оценку условий труда, можно платить доп. взносы на пенсионное страхование по специальным тарифам (п.3 ст. 428 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты страховых взносов

Страховые взносы в ФНС и ФСС необходимо перечислять ежемесячно не позднее 15-го числа следующего месяца. Если последний день совпадает с выходным или праздником, то окончательный срок уплаты взносов переносится на ближайший рабочий день.

Оплата взносов на пенсионное страхование

В 2020 году все платежи на пенсионное страхование должны быть сделаны одним платежным поручением с применением КБК 182 1 02 02010 06 1010 160. Остальные платежные реквизиты ИФНС необходимые для оплаты вы можете узнать при помощи этого сервиса.

Оплата взносов на медицинское страхование

В 2019 году код бюджетной классификации для перечисления страховых взносов на медицинское страхование 182 1 02 02101 08 1013 160. Остальные платежные реквизиты ИФНС необходимые для оплаты вы можете узнать при помощи этого сервиса.

Оплата взносов на социальное страхование

Перечисление страховых взносов осуществляется на два вида обязательного социального страхования:

  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФНС РФ;
  • от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС.

Величина страховых взносов по временной нетрудоспособности составляет 2,9% от зарплаты, но может меняться в зависимости от применяемой льготы (см. таблицу выше).

Размер страховых взносов от несчастных случаев составляет от 0,2 до 8,5% в зависимости от того к какому классу профессионального риска относится основной вид вашей деятельности.

В 2019 году коды бюджетной классификации для перечисления страховых взносов на социальное страхование не изменились:

  • КБК 182 1 02 02090 07 1010 160. (в случае временной нетрудоспособности);
  • КБК 393 1 02 02050 07 1000 160. (от несчастных случаев на производстве).

Остальные платежные реквизиты вы можете узнать, обратившись в территориальное отделение ФСС и налоговую инспекцию по месту учета.

Примечание: страховые взносы необходимо уплачивать и указывать в отчетности в рублях и копейках.

Отчетность по страховым взносам

В слайдерах ниже перечислена вся отчетность, которую нужно сдавать по страховым взносам в 2020 году:

Отчетность в ФНС

Начиная с 2017 года, в ИФНС нужно каждый квартал сдавать расчет по страховым взносам. Расчет подается в срок не позднее 30-го числа месяца, следующего квартала. Таким образом, в 2020 году его необходимо сдать:

  • за 2019 год – не позднее 30 января 2020 года;
  • за 1 квартал 2020 года – не позднее 30 апреля 2020 года;
  • за полугодие 2020 года – не позднее 30 июля 2020 года;
  • за 9 месяцев 2020 года – не позднее 30 октября 2020 года;
  • за 2020 год – не позднее 1 февраля 2021 года.

Отчетность в ПФР

Ежемесячно в Пенсионный фонд нужно сдавать отчет по форме СЗВ-М, в котором содержатся сведения о работающих пенсионерах. Срок сдачи отчета – не позднее 15 числа следующего месяца.

Также, начиная с 1 января 2017 года была введена новая отчетность по форме СЗВ-СТАЖ, в которой отражаются сведения о страховом стаже застрахованных работников. Этот отчет нужно подавать в ПФР каждый год, в срок не позднее 1 марта следующего года.

Отчетность в ФСС

Каждый квартал в Фонд социального страхования необходимо сдавать расчет по форме 4-ФСС. Начиная с 1 января 2017 года, в расчете 4-ФСС нужно отражать только сведения по травматизму и профзаболеваниям.

В 2020 году срок сдачи отчетности в ФСС зависит от ее формы:

  • В электронной – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
  • В бумажной – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Обратите внимание! С 2020 года страхователи, у которых среднесписочная численность работников более 10 человек, обязаны подавать отчетность в электронном виде. Это относится к расчету по страховым взносам (РСВ), а также формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Такие пояснения даются в письме ФНС РФ от 15.11.2019 N БС-4-11/23242@. По факту же это означает, что всем компаниям и ИП, у кого более 10 сотрудников, придется переходить на электронную форму подачи отчетности. Изменения внесены законом от 29.09.19 № 325-ФЗ и вступают в силу с 1 января 2020 года. То есть за 2019 год отчетность нужно подавать в электронной форме, подписав ее квалифицированной электронной подписью (КЭП).

Какова ответственность за неуплату страховых взносов?

Штрафы за несвоевременную уплату взносов по НК РФ, КоАП РФ и закону № 125-ФЗ

Неуплата (несвоевременная уплата) страховых взносов может повлечь наказание, если недоимка образовалась по следующим причинам:

  • расчетная база по взносам занижена;
  • сумма платежа рассчитана неверно;
  • плательщик взносов совершил иные неправомерные действия (бездействие).

Штраф за несвоевременную уплату страховых взносов предусмотрен в НК РФ, КоАП РФ и в законе об обязательном соцстраховании от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Санкции за неуплату страхвзносов (кроме взносов «на травматизм») см. в таблице:

Можно не волноваться о штрафах по НК РФ и КоАП РФ за неуплату страховых взносов, если страхвзносы не уплачены, но:

  • рассчитаны правильно;
  • отражены достоверно в расчете.
Читать еще:  Как избавиться от звонков коллекторов родственникам?

На это чиновники Минфина РФ указали в письме от 24.05.2017 № 03-02-07/1/31912.

Однако не следует надеяться на полную безнаказанность за несвоевременную уплату взносов. В этой ситуации за весь период просрочки придется уплатить пени.

КБК по страховым взносам см. здесь. А тут вы найдете КБК на пени по взносам.

Ответственность за неуплату страховых взносов «на травматизм» (в результате занижения базы, неправильного исчисления суммы и др.) предусмотрена ст. 26.29 закона № 125-ФЗ в виде штрафа 20% от не поступившей в бюджет суммы (40% при доказанности умысла).

Нюансы налоговых санкций за неуплату взносов при подаче уточненного расчета

Если в первичном расчете вы допустили ошибку, но при этом до подачи уточненки уплатили недоимку по взносам и пени, штраф вам не грозит (п. 4 ст. 81 НК РФ).

Штраф по ст. 122 НК РФ последует в том случае, если неуплаченные по первоначальному расчету страховые обязательства были откорректированы в сторону увеличения в уточненном расчете (уточнены по причине неверного первоначального расчета).

В ООО «Орион Люкс» в 1 квартале 2020 года наблюдалась острая нехватка специалистов по бухучету и налогообложению. По этой причине отчетностью по страховым взносам занимался неопытный бухгалтер. В результате первоначально исчисленная сумма страхвзносов, отраженная в расчете, составила 34 200 руб.

После того как в штат «Орион Люкс» был принят опытный специалист, страховые обязательства были пересчитаны и составили 36 740 руб. При этом сумма из первоначального расчета к моменту подачи уточненки не была уплачена.

В этом случае штраф за неуплату будет рассчитан исходя из суммы 2 540 руб. (36 740 руб. – 34 200 руб.) — разницы между первоначальными и уточненными страховыми обязательствами (письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692). Помимо штрафа налоговики взыщут и пени.

Изменим условия предыдущего примера: ООО «Орион Люкс» (не уплатив страхвзносы по первоначальному расчету) подало несколько корректировок, в которых указало пересчитанные суммы страхвзносов:

  • корректировка № 1: 36 740 руб.;
  • корректировка № 2: 57 090 руб.;
  • корректировка № 3: 37 012 руб.

В ситуации подачи нескольких уточненок штраф за неуплату будет рассчитан исходя из суммы 2 812 руб. (37 012 руб. – 34 200 руб.) — разницы между страхвзносами, указанными в первоначальном расчете и в последнем уточненном расчете (письмо ФНС России от 14.11.2016 № ЕД-4-5/21472).

Когда сдается уточненка по ЕРСВ, см. здесь.

Санкции за неуплату взносов в 2019-2020 годах по Уголовному кодексу

Штрафы по страховым взносам в 2019-2020 годах могут последовать не только по НК РФ или КоАП, но и по УК РФ. Уголовное наказание грозит должностному лицу, если налоговики докажут, что неуплата страхвзносов стала результатом преступления.

Приговорить к уголовной ответственности могут (постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.12.2006 № 64):

  • директора фирмы;
  • главного бухгалтера;
  • других лиц, содействовавших преступлению (например, налогового юриста, чьи консультации и советы привели к совершению преступления).

Речь идет о наказаниях по ст. 198, 199, 199.3, 199.4 УК РФ.

Впервые совершившие преступление по указанным статьям фирмы и ИП освобождаются от уголовной ответственности, если полностью погасят страховую недоимку.

Итоги

Штраф за неуплату страховых взносов предусмотрен по ст. 122 НК РФ и ст. 26.29 закона № 125-ФЗ в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Он увеличивается в 2 раза, если будет доказано, что взносы не попали в бюджет умышленно.

По ст. 15.11 КоАП штрафуют должностных лиц фирмы на сумму от 10 до 20 тыс. руб., если недоплата взносов произошла по причине грубых учетных ошибок.

В отдельных случаях за неуплату взносов может наступить и уголовная ответственность.

Страховые взносы, не внесенные работодателем вовремя

Определение Верховного Суда РФ от 27.05.2016 № 309-КГ16-4485

Ситуация

Сотрудники организации работали во вредных условиях ежедневно менее 80 процентов рабочего времени. В связи с этим они не имели права на досрочную трудовую пенсию по старости, которая предусмотрена законодательством только для тех лиц, которые заняты на “вредных” работах полный рабочий день. Учитывая это, организация не начисляла взносы в ПФР по доптарифам на выплаты данным сотрудникам. Однако проверяющие из ПФР признали это неправомерным.

Позиция Пенсионного фонда

Определяющим фактором для уплаты страхователем взносов в ПФР с применением доптарифов является занятость сотрудника на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, далее – Закон № 212-ФЗ).

Наличие или отсутствие права на досрочную пенсию не имеет значения для начисления указанных взносов. Поэтому даже если сотруднику досрочная пенсия не положена, но его должность в соответствии со списками (Список № 1 и Список № 2, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10) предполагает занятость на “вредных” или тяжелых работах, работодатель обязан платить с начисленных такому физлицу выплат взносы в ПФР по доптарифам.

Позиция суда (решение в пользу страхователя)

Взносами в ПФР облагаются выплаты в пользу физлиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). Целью уплаты страхователем данных взносов является поступление в бюджет ПФР средств на выплату таким физлицам досрочной трудовой пенсии по старости (ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Правила подсчета периодов работы, которые включаются в стаж для досрочной пенсии, утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила № 516). Согласно п. 5 Правил № 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы во вредных или тяжелых условиях труда в течение 80 процентов времени и более (п. 5 Разъяснений, утв. постановлением Минтруда России от 22.05.1996 № 29).

Исходя из этого, если сотрудник занят на “вредных” работах ежедневно менее 80 процентов рабочего времени, у него нет права на досрочную трудовую пенсию, т.е. у работодателя отсутствует обязанность облагать выплаты в его пользу взносами в ПФР с применением доптарифов.

Аналогичные выводы

Постановление АС Волго-Вятского округа от 21.09.2015 № Ф01-3734/2015 по делу № А82-19103/2014 (оставлено в силе определением ВС РФ от 24.12.2015 № 301-КГ15-17887)

Постановление АС Уральского округа от 03.06.2016 № Ф09-5128/16

Постановление АС Уральского округа от 18.11.2015 № Ф09-7277/15 (оставлено в силе определение ВС РФ от 09.02.2016 № 309-КГ15-19443)

Противоположные выводы

Письмо Минтруда России от 13.10.2015 № 17-3/В-502

Письмо Минтруда России от 26.11.2014 № 17-3/В-570

Рекомендации

Облагать взносами в ПФР по доптарифам выплаты лицам, должности которых поименованы в списках (Списке № 1 или Списке № 2), даже если они не имеют права на досрочную пенсию (заняты на работах с вредными или тяжелыми условиями труда менее 80 процентов рабочего времени).

Это поможет избежать претензий со стороны проверяющих из ПФР, ведь Минтруд России в разъяснениях придерживается позиции, что обязанность работодателя платить взносы по доптарифам с выплат сотрудникам не зависит от того, включается или нет период, в котором начислены данные выплаты, в стаж для назначения досрочной пенсии.

Кроме того, согласно пенсионному законодательству периоды “вредной” работы учитываются при подсчете стажа физлица для досрочной пенсии только при условии, что в это время работодатель уплачивал за него взносы по доптарифам. Такое правило прямо предусмотрено в п. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ “О страховых пенсиях”. Причем в данной норме ничего не сказано о продолжительности занятости в течение рабочего дня во вредных и (или) тяжелых условиях труда. Соответственно, неуплата взносов по доптарифам за сотрудника, который занят на “вредных” работах менее 80 процентов рабочего времени, ущемляет его права на получение пенсии досрочно.

Возможность не облагать вознаграждения работникам взносами в ПФР по доптарифам при отсутствии у них права на досрочную пению, скорее всего, придется отстаивать в суде.

Почему страховые платежи должен платить работник

Не прошло и пяти лет, как экспертные предложения по частичному переносу обязанности по уплате социальных страховых взносов во внебюджетные страховые фонды прозвучали из уст российского министра финансов. Для тех, кто пропустил эту, наверное, не самую яркую на фоне происходящего в Сирии новость, напомню, что 10 октября Антон Силуанов высказал предложение о переносе после 2018 г. (до конца которого действует объявленный президентом мораторий на рост налоговой нагрузки, к которой министр справедливо относит и уплату страховых взносов) до 50% нагрузки по отчислениям в Пенсионный фонд с работодателя на работника. Министр привел целый набор аргументов – от апелляции к зарубежной практике до тезиса о том, что нововведение «снизит налоговую нагрузку на предприятия, повысит заинтересованность граждан в формировании пенсии и поможет балансировке пенсионной системы».

Чтобы разобраться в том, что именно предлагает министр и как это отразится на гражданах и на бизнесе, начнем с пары базовых фактов о системе пенсионного и социального страхования, а потом проанализируем как аргументы министра, так и контекст, в котором они были поданы.

Читать еще:  Можно ли за счет отказа от алиментов выкупить долю?

На данный момент, в общем случае (оставим пока в стороне самозанятых ИП, а также ряд профессиональных категорий) работодатель платит в отношении занятых у него работников отчисления в три внебюджетных фонда (в скобках – ставки взносов в процентах от годового фонда оплаты труда в расчете на конкретного сотрудника):

1. Пенсионный фонд, источник пенсий как нынешних, так и, хочется (но не получается) верить, будущих пенсионеров (22% – с первых 711 000 руб. и 10% с «хвоста», то есть с суммы, превышающей пороговый уровень зарплаты),

2. Фонд обязательного медицинского страхования, источник финансирования программы ОМС (5,1%, с 2015 г., по инициативе, впервые озвученной как раз министром финансов – со всего объема фонда оплаты труда, в то время как ранее – только с первых 624 000 руб.),

3. Фонд социального страхования, источник выплат по больничным и оплаты различного рода путевок в санатории (2,9% – с первых 670 000 руб.).

Первые два фонда хронически дефицитны (что неудивительно, когда работающий пополняет источник формирования пенсии и за себя, и за нынешнего пенсионера, и за ныне не работающего ровесника, равно как и программу ОМС – опять же и за себя, и за тех, кто не работает) и потому из года в год дотируются из федерального бюджета. В то время как третий на удивление регулярно профицитен, что в нормальных обстоятельствах привело бы к выводу о завышенной ставке и ее снижению – но не тут-то было, вместо этого профицит фонда регулярно изымается в доходы федерального бюджета.

Итого, можно сказать, что при всем целевом характере фондов по сути они – всего лишь маленькие кармашки для мелочи в большом брючном кармане федерального бюджета, хотя и создают своим отдельным существованием некоторую иллюзию страхового (возмездного, в обмен на страховое покрытие), а не налогового (безвозмездного с правовой точки зрения – хотя и возмездного в более широком контексте теории общественного договора) характера поступающих в них средств. Скажем по ходу дела, что ПФР является еще и крупнейшим работодателем, численность которого сопоставима с численностью ФНС, при в разы меньшем функционале, то есть обходятся нам с вами в копеечку – но мы сейчас не об этом.

Отмечу одно важное обстоятельство.

До 2012 г. все три взноса платились в отношении первых 463 000 руб., уплаченных конкретному сотруднику в течение года. И одновременно, в обмен на эти уплаченные по регрессивной шкале взносы сотрудник получал своего рода фиксированный набор покрытия (пенсия, которая не может превысить определенного предела, выплату по больничному, опять же, не выше определенной суммы в месяц, и наконец, доступ к системе ОМС, опять же, с фиксированным страховым покрытием). Естественно, это очень условная логика с массой исключений, но все же она хоть как-то прослеживалась.

А вот с 2012 г. ситуация радикально изменилась. Сделав красивый жест по снижению ставки взносов в фонды с 34% до 30%, одновременно власти ввели куда менее афишированный «солидарный» взнос в Пенсионный фонд с «хвостов» в общий котел Пенсионного фонда.

В результате два одинаковых сотрудника, один из которых получает 50 000 руб. в месяц, а другой – 500 000 руб. в месяц, получат, если доживут, при прочих равных, совершенно одинаковую пенсию, хотя отчисления за них в Пенсионный фонд будут отличаться в 4 раза!

В 2015 г. та же логика была применена (потому что «справедливо», по словам автора идеи, министра финансов) ко взносам в ФОМС. Как будто тот, кто больше зарабатывает, пропорционально больше болеет и при этом предпочитает лечиться исключительно по полису ОМС.

Именно в этот момент, и именно в результате конкретных действий государства (вспомним еще и ставшее традиционным изъятие накопительной части пенсии) пенсионная, равно как и ОМС – системы потеряли последний намек на страховой характер, о чем теперь сожалеет министр финансов.

И вот нам предлагают перенести часть взносов с работодателя на работника. Идея, вне всякого сомнения, абсолютно правильная, хотя и по слегка иным основаниям, чем приведенные министром.

На самом деле, мы – редчайший пример уплаты страховых взносов исключительно работодателем. Аналогичная система действует, из известных мне стран, только в Бразилии. В большинстве стран взносы в той или иной степени делятся между сотрудником и работодателем.

Другое дело, что от простого переноса нагрузки (скажем, из 130 руб., выделенных на оплату труда и взносы, сейчас работодатель платит 30 руб. в фонды и оставшиеся 100 перечисляет работнику, удерживая из них 13 руб. НДФЛ – а мог бы платить 15 руб. в фонды и оставить работнику обязанность по уплате оставшихся 15 руб. в фонды) никакая нагрузка ни на бизнес, ни на сотрудника не изменится.

Что изменится – так это осознание сотрудником того, какие деньги он отдает государству в виде отчислений в фонды, ведь сейчас он этих денег в принципе не видит, равно как и увязки между ними и теми страховыми благами, которые он вроде как бесплатно получает от государства-благодетеля.

Но для реального эффекта нужно отказаться от происходящего родом из социализма и слишком широко интерпретируемого конституционного принципа «социального государства» «солидарного» финансирования социальных обязательств.

Начать с немедленной отмены взимания взносов с «хвостов». А затем уже перенести часть взносов с работодателя на работника. Чтобы наконец наделить работника сакральным знанием о том, что и полис ОМС, и выплаты по листку нетрудоспособности, и заслуженная пенсия находятся в прямой связи с теми самыми 15 рублями из нашего с вами примера, уплаченными в фонды.

Только и этого мало. Далее нужно показать, что эти взносы имеют страховой, а не налоговый, характер. Как? Да миллионом способов. Начнем с самых простых.

Многие работодатели предоставляют в рамках соцпакета программу ДМС. Или, например, – оплату членства в фитнес-клубе. И то и другое напрямую влияет на частоту использования застрахованным полиса ОМС. Так давайте предоставим и работодателю, и работнику право уменьшить взносы в ФОМС (но, скажем, не более чем на 1 п.п.) на сумму взносов по квалифицированной программе ДМС. И вот неожиданно мы начинаем понимать, что это был не налог, а плата за ОМС, и если я не пользуюсь районной клиникой, то я за нее хотя бы чуть меньше плачу!

Идем дальше. Вместо того, чтобы платить в фонд социального страхования 2,9% и иметь за это право на выплату по листку нетрудоспособности в размере, условно, до 40 000 руб. в месяц, давайте предложим сотруднику платить на 1 п.п. меньше – и сократить свое покрытие до хоть бы и 20 000 руб. в месяц. Чтобы, делая выбор, он оценивал свое собственный риск наступления страхового случая, а не средний по палате, вместе с соседом-курильщиком, добровольно зарабатывающим рак легких.

Но главное – это переход к накопительной пенсионной системе с субсидиарным компонентом государственного обеспечения тех, кто не заработал себе достаточную пенсию. Системе, при которой все отчисления и работника, и работодателя зачисляются на индивидуальный счет, и становятся либо источником пенсионных выплат, либо оказываются доступными достигшему пенсионного возраста пенсионеру (и, кстати говоря, наследуются в случае недостижения пенсионного возраста, а не присваиваются безликим коллективным государством).

В этой системе координат прекрасно решаются и вопросы пенсионного возраста (выходи раньше и получай меньше – не вопрос!), и льгот.

Кстати, я согласен с министром в том, что сейчас льготы по ставкам взносов носят совершенно алогичный характер, предполагая, например, что вся страна субсидирует пенсионные права для сотрудников ИТ-компаний или работающих на Крайнем севере, для которых предусмотрены, в первом случае, пониженные ставки, а во-втором, более ранний выход на пенсию при тех же ставках.

Безусловно, отказ от «солидарной» системы не может произойти моментально и не может затронуть поколения, приближающиеся к пенсионному возрасту.

Более того, такой переход приведет к радикальной трансформации отношения работника и государства, имеющей далеко идущие социальные и даже политические последствия, позволяя сформировать точку опоры для осознания себя налогоплательщиком, плательщиком взносов, а значит – той самой стороной общественного договора, которая и создала это государство для обслуживания себя. Только альтернатива предложенному – одна: продолжать наращивать нагрузку на фонд оплаты труда (неважно, на уровне работника или работодателя), которая уже сейчас является главной причиной неконкурентоспособности российской налоговой системы, особенно в несырьевом, а также малом и среднем бизнесе.

Налоги для работодателя – 2019: во сколько обходится сотрудник

Перед официальным открытием любой компании будущему бизнесмену необходимо продумать, какие сотрудники ему потребуются и во сколько обойдется их содержание. В данной ситуации лучше всего взять калькулятор и просчитать все предстоящие расходы.

Налог на доходы рассчитывается от фактических доходов сотрудников за месяц и составляет 13 % для резидентов РФ и 30 % для нерезидентов РФ. Доходы физического лица для расчета налога на доходы могут выражаться в любом виде: в денежном, материальном и нематериальном.

Роль налоговых агентов

Налоговые агенты — это любые организации или предприниматели, которые производят выплату заработной платы и иные вознаграждения физическим лицам. Налоговый агент, выплачивая заработную плату сотрудникам, обязан рассчитать сумму налога, удержать его и перечислить в бюджет.

Читать еще:  Как вступить в наследство в Ташкенте гражданину РФ?

Необходимо помнить, что согласно п. 4 ст. 226 НК РФ, налоговый агент должен удержать НДФЛ из доходов работников при их фактической выплате. Но в момент выплаты аванса налог на доходы не уплачивается.

Уменьшение налога

Для этой цели в Налоговом кодексе прописаны специально применяемые вычеты:

  • стандартный (применяется при наличии детей определенного возраста);
  • социальный (применяется в случае предоставления документов на лечение или образование);
  • имущественный (применяется при приобретении жилья).

Вышеуказанные вычеты оформляются в ИФНС или у работодателя на основании уведомления, выданного налоговым органом. Вычет на детей предоставляется по заявлению работодателя с приложением необходимых документов.

По истечении года сдаются отчеты 2-НДФЛ, 3-НДФЛ.

Взносы в фонды

Страховые агенты ежемесячно начисляют на ФОТ своих сотрудников взносы во внебюджетные фонды. Это обеспечивает застрахованным лицам права на получение пенсий, медобслуживания, пособия по листку нетрудоспособности, декретные.

Компании и предприниматели уплачивают взносы из собственных средств, не за счет средств работников. Отчетность по взносам во внебюджетные фонды сдается поквартально и за год.

Налоги с ФОТ сотрудников

НДФЛ по тарифу 13 % уплачивают налогоплательщики-резиденты, 30 % – нерезиденты.

Страховые взносы во внебюджетные фонды начисляются и перечисляются по следующим тарифам:

  • в ПФР — 22 %
  • в ФСС — 2,9 %
  • в ФФОМС — 5,1 %
  • на травматизм — от 0,2 до 8,5 %

На работах с тяжелыми условиями труда, на подземных работах, в горячих цехах женщинам трактористкам-машинисткам, водителям локомотивных бригад предусмотрены дополнительные тарифы по страховым взносам.

Тарифы взносов закреплены в гл. 34 НК РФ.

Основная часть взносов отчисляется в ФНС. В ФСС направляются только взносы на травматизм. Нужно использовать новые КБК по страховым взносам во внебюджетные фонды РФ.

Обязательные отчисления ИП в 2019 году

При любом режиме налогообложения ИП обязан производить систематические отчисления за самого себя. Зачастую у ИП не бывает работодателя и не производится начисление заработной платы, в таком случае фиксированные платежи рассчитываются от доходов. Именно от величины полученного дохода и зависит сумма взносов в фонды.

С 2018 года страховую нагрузку ИП отвязали от величины МРОТ, и размер взносов стал фиксированным. В Федеральном законе от 27.11.2017 № 335-ФЗ указаны размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) вплоть до 2020 года.

По общему правилу, ИП обязаны уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды:

  • на собственное ОПС и ОМС;
  • на обязательное социальное страхование (ОСС) работников, если они есть у предпринимателя.

Также ИП могут добровольно уплачивать страховые взносы на ОСС за себя, если хотят получать пособия из средств ФСС (например, пособие по беременности и родам, детские пособия, пособие по временной нетрудоспособности). Для этого нужно самостоятельно встать на учет в ФСС. Как это сделать, описано в статье «Больничный для ИП без работников». Сумма страховых взносов, которую ИП нужно перечислить в ФСС, если он вступает с ним в добровольные правоотношения по ОСС, в 2019 году составляет 3 925,44 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 430 Налогового кодекса страховые взносы на ОПС рассчитываются следующим образом:

  • если доход ИП укладывается в пределы 300 000 руб., то фиксированный размер составляет 29 354 руб.;
  • если доход ИП превышает 300 000 руб., то фиксированный размер составляет 29 354 руб. + 1 % от суммы дохода, превышающей лимит в 300 000 руб., но не более восьмикратного увеличения фиксированного платежа — 8 х 29 354 руб. Таким образом, предельный размер взносов на ОПС в 2019 году — 234 832 руб.

Страховые взносы на ОМС для ИП в 2019 году составляют 6 884 руб.

Сколько нужно платить за одного сотрудника в месяц?

Изучив все налоги, давайте подсчитаем, сколько необходимо платить за одного сотрудника в месяц.

Если зарплата по трудовому договору составляет 20 000 руб. в месяц, то за год составит 240 000 руб.

Рассчитаем НДФЛ: 20 000 х 13 % = 2 600 руб.

На руки сотрудник получает 17 400 руб. (20 000 — 2 600).

Каждый месяц при неизменных условиях нужно будет платить взносы:

  • на ОМС: 20 000 х 5,1 % = 1 020 руб.
  • на ОПС: 20 000 х 22 % = 4 400 руб.
  • на ОСС: 20 000 х 2,9 % = 580 руб.
  • «на травматизм»: 20 000 х 0,2 % = 40 руб.

В общей сумме получается 6 040 руб. в месяц и 72 480 руб. в год.

Итого: расходы на одного сотрудника составят 26 040 руб. в месяц или 312 480 руб. в год.

Помимо зарплаты нужно также учитывать затраты работодателя на оборудование рабочего места каждого сотрудника. И в этом случае значительно экономят те, кто переводит сотрудников на удаленку.

Опасная экономия

Многие предприниматели ищут различные возможности минимизации расходов на сотрудников. И на смену зарплатам в конвертах приходят новые варианты сокращения величины выплат с ФОТ. Но каждый из них несет определенные риски.

Заключение договоров ГПХ

Такой вариант минимизации расходов работодателю интересен прежде всего тем, что не нужно предоставлять сотруднику гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ. Работодатель не обязан выплачивать социальные пособия, страховые взносы в ФСС, он не тратится на создание условий труда.

Однако эксперты предупреждают: в большинстве случаев выплаты по договорам ГПХ все же облагаются страховыми взносами. При этом НДФЛ платится в любом случае, поскольку компания выступает в роли налогового агента при выплате доходов в пользу физлиц.

В п. 4 ст. 420 НК РФ указаны случаи, когда выплаты по договорам ГПХ не облагаются взносами. Речь идет о случаях, когда предмет договоров — переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Сюда же относятся договоры, связанные с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ.

Суть риска состоит в том, что договоры ГПХ, фактически регулирующие трудовые отношения, могут быть переквалифицированы в трудовые (ст. 19.1 ТК РФ). Существует ряд признаков, на которые обращают внимание суды, признавая отношения трудовыми.

Следствие переквалификации договора — это начисление недоимки, штрафы, пени, ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда и т.д.

Оформление сотрудников как ИП

Это еще один вариант минимизации расходов на сотрудников. Например, если взять ИП на УСН «доходы», то сумма выплаты фактической зарплаты составит 6 %, также нужно учитывать взносы на ОПС — 29 354 руб. и взносы на ОМС — 6 884 руб. Если доходы ИП превысят
300 000 руб. в год, то уплачивается плюс 1 % от суммы превышения.

С целью экономии работодатели даже компенсируют необходимые суммы в рамках 6 %, что для ИП тоже выгодно — по факту предприниматель получает полную сумму. При этом сотрудник-ИП лишается всех гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.

Договор с ИП, так же как и в предыдущем случае, могут признать трудовым, если он содержит признаки того, что ИП по факту задействован в производственном процессе, ежедневно выполняет одни и те же обязанности наравне со штатными работниками, а также работает по месту нахождения компании и пользуется ее оборудованием. Налоговая учитывает совокупность признаков и показания свидетелей. Если окажется, что компания действительно «спрятала» трудовые отношения в договорах с ИП, то налоговая обратится в суд, а далее последует доначисление налогов.

«Перевод» сотрудников в самозанятые

Об этой схеме стало известно сразу же, как только начал действовать налог на профессиональный доход, который позволил людям, работающим на себя, стать самозанятыми официально.

С 1 января 2019 года те, кто зарегистрировался в качестве самозанятого, уплачивает налог в размере 4 % с дохода от сделок с физлицами и 6 % с дохода от сделок с ИП и юрлицами. Некоторые работодатели решили перевести часть сотрудников в плательщиков налога на профессиональный доход, то есть уволить их и переоформить с ними отношения, используя договоры ГПХ.

Работодатели поняли, что выгода от этого довольна большая: они перестают быть налоговыми агента по НДФЛ в отношении работника, который стал самозанятым, и избавляются от обязанности уплачивать страховые взносы. Соответственно, никаких гарантий по Трудовому кодексу они тоже не обязаны соблюдать. Самозанятые сотрудники остаются без выходных пособий, оплачиваемого отпуска и пособий на случай временной нетрудоспособности.

Однако стоит учесть, что помимо явных признаков, которые могут свидетельствовать о реальном статусе «самозанятого» (например, ежедневное присутствие в офисе бывшего работника и использование им конкретного рабочего места), существуют еще положения самого закона о самозанятых. Они указывают на то, что освобождение от налогов и использование спецрежима в виде налога на профессиональный доход возможно не ранее, чем спустя два года.

Подпишитесь на наш канал в Telegram @konturjournal, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector