Законна ли оплата товара через сотрудника за наличку?
Expertrating.ru

Юридический портал

Законна ли оплата товара через сотрудника за наличку?

Наличные или банковская карта? Должны ли организации госсектора предоставить покупателю право выбора при оплате товаров и услуг?

Эксперт направления “Бюджетная сфера” службы Правового консалтинга ГАРАНТ, к. ю. н.

специально для ГАРАНТ.РУ

С 1 января 2015 года в отношении продавцов, не предоставивших покупателю право выбора удобного для него способа расчета (наличными или банковской картой), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб. и для юридических лиц – в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ).

Необходимость данной меры вызвана введением соответствующей обязанности продавца в ст. 16.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I “О защите прав потребителей”; далее – Закон № 2300-I).

Ввиду того, что на организации государственного сектора, оказывающие платные услуги физическим лицам, распространяется действие Закона № 2300-I, введение данной нормы породило проблему для многих из них, в свое время полностью перешедших на безналичные расчеты и теперь, по-видимому, обязанных вновь обеспечить прием наличных и соответствующее оформление кассовых операций.

Вместе с тем, законом предусмотрено исключение для субъектов предпринимательской деятельности, выручка без учета НДС или балансовая стоимость активов за прошлый год которых не превышает предельные значения этих показателей, установленные для микропредприятий (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона № 2300-I). Напомним, такие предельные значения составляют 60 млн руб. (постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101).

В связи с этим возникает вопрос: могут ли воспользоваться этим исключением организации госсектора, годовой объем выручки (или балансовая стоимость активов за прошлый год) которых не превышает 60 млн руб.? Из формулировки нормы прямо не следует, что у них есть такая возможность. Судебная практика и какие-либо разъяснения компетентных органов по этому вопросу отсутствуют. Попытаемся разобраться.

Интересующая нас норма абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона № 2300-I содержит исключение в отношении субъектов предпринимательской деятельности. В отечественном законодательстве отсутствует понятие субъекта предпринимательской деятельности. Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Следовательно, любое лицо, осуществляющее такую деятельность может являться субъектом предпринимательской деятельности.

Ее могут осуществлять не только коммерческие, но и некоммерческие организации, если это служит достижению целей, ради которых они созданы, соответствует указанным целям и при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”; далее – Закон № 7-ФЗ).

Государственные (муниципальные) учреждения могут осуществлять приносящую доход деятельность (п. 2-4 ст. 298 ГК РФ). Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ).

Определения предпринимательской деятельности и деятельности, приносящей доход, не содержат существенных смысловых отличий – оба вида деятельности направлены на получение прибыли от оказания услуг (выполнения работ). Поэтому, если приносящая доход деятельность осуществляется систематически, то ее можно признать предпринимательской. Следовательно, организации государственного сектора, оказывающие платные услуги, фактически могут попадать под понятие субъекта предпринимательской деятельности.

Однако к микропредприятиям относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие ряду условий (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”; далее – Закон № 209-ФЗ). В их числе:

суммарная доля участия России, субъектов, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;

средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 15 человек (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

Таким образом, если исходить из понятия микропредприятий, предложенного Законом № 209-ФЗ, организации государственного сектора к ним не относятся и, соответственно, интересующая нас норма об освобождении продавца от обязанности обеспечить покупателю право выбора оплаты (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона № 2300-I) к таким организациям применяться не должна.

Однако освобождение от этой обязанности предусмотрено не для микропредприятий, а для субъектов предпринимательской деятельности, удовлетворяющих единственному критерию, установленному для микропредприятий постановлением Правительства РФ, – предельному значению выручки или балансовой стоимости активов в размере не более 60 млн руб. (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона № 2300-I). Другие критерии, в том числе для микропредприятий, нормой не предусмотрены.

Если придерживаться этой логики, то организации государственного сектора могут применять норму, предусматривающую освобождение продавца от обязанности обеспечить покупателю право выбора оплаты – наличными или при помощи платежных карт (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона № 2300-I), если годовой объем выручки или балансовая стоимость активов такой организации составляет менее 60 млн руб. Следует учитывать, что изложенная позиция является экспертным мнением, которое может расходиться с позицией судов или компетентных органов.

Вне сомнений, оплата товаров и услуг банковской картой не только удобна потребителю, но и экономически целесообразна для организации. Использование в расчетах банковских карт позволяет избежать оборота фальшивых купюр, кражи выручки, а также минимизировать затраты на инкассацию, оборудование кассы и внутренний финансовый контроль. Поэтому организации имеет смысл закупить соответствующее оборудование и заключить договор эквайринга с кредитной организацией. При этом необязательно открывать счет в кредитной организации. Зачисление денежных средств при оплате физическими лицами услуг учреждения банковской картой может осуществляться непосредственно на лицевой счет учреждения. При осуществлении кредитной организацией перевода денежных средств вознаграждение оператора по их переводу не может быть удержано из суммы перевода, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов (ч. 10 ст. 8 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ “О национальной платежнойсистеме”, письмо Банка России от 30 июля 2013 г. № 14-27/763, письмо Минфина Россииот 16 декабря 2013 г. № 02-03-007/55345).

Правомерно ли требование оплаты наличными, если есть исправный терминал?

Такая ситуация. В аптеке у меня потребовали наличные, карту принимать отказались. Терминал есть. Раньше проблем не было никаких. Но фармацевт был непреклонен. И, хотя после моего звонка в аптеку и переговоров менеджера с этим фармацевтом, мне всё-таки позволили расплатиться картой, вопросы остались.

А правомерно ли вообще требование наличных, если есть исправный терминал для оплаты банковскими картами?

Попыталась дозвониться в Управление Роспотребнадзора по Тверской области (и на горячую линию, и просто по телефонам, указанным в контактах на сайте) – никто мне не ответил. Позвонила в Федеральную службу Роспотребнадзора – опять тишина. Оказывается, дозвониться можно только «в рабочие дни с 10-00 до 17-00 (время московское), перерыв с 12-00 до 12-45». Ох уж эти «горячие линии»…

Видимо, неудачный день.

Обратимся к законодательству РФ. Статья 16.1. Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” гласит:

«п. 1 Продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя».

Но в этом же подпункте: «Продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год».

Вопрос: как узнать, какая выручка к аптеке за предшествующий календарный год? Или наличие терминала уже горит о том, что выручка больше 5 млн. рублей?

И п.5 гласит: «Продавец (исполнитель) несет ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением требований п. 1 настоящей статьи».

Читать еще:  Единая справочная служба паспортного стола

Вопрос: каким образом продавец несёт ответственность? И интересно знать, куда он её несёт?

Ответ на эти вопросы в Статье 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1″О защите прав потребителей”: «Защита прав потребителей осуществляется судом». В общем, все в сад, точнее, в суд…

PS: дозвонилась всё-таки на «горячую линию» Управления Роспотребнадзора по Тверской области. Могу себя поздравить – я права. Посоветовали написать в жалобную книгу и претензию к аптеке. Вот и весь надзор…

Популярные новости

500 черенков яблони передал Вознесенский Оршин женский монастырь в Ивантеевский лесопитомник

06 марта 2020 20:01

Жителей «Морозовского городка» переселят в микрорайон «Юность»

06 марта 2020 19:40

Плановое отключение электроэнергии в городе Твери с 10 по 13 марта 2020 года

06 марта 2020 11:14

Поздравления с Международным женским днем 0

Жителям Калязина предстоит решить, как будут выглядеть набережная Волги и спуск к колокольне Николаевского собора 0

Тверские спортсмены готовятся к первенству России по спортивной акробатике 0

500 черенков яблони передал Вознесенский Оршин женский монастырь в Ивантеевский лесопитомник 0

В Тверской области 8 марта для женщин будет организован бесплатный проезд в общественном транспорте 0

Жителей «Морозовского городка» переселят в микрорайон «Юность» 0

Продолжается приём работ на конкурс «Красная книга Тверской области глазами детей. Живой символ региона» 0

В Тверской области выплаты по больничному можно получить на почте 0

Плановое отключение электроэнергии в городе Твери с 10 по 13 марта 2020 года 0

В прошлом году Росреестром обследовано 128 геодезических пунктов, расположенных на территории Тверской области 0

В Тверской области зарегистрировано два случая бешенства у собак 0

Очередной комплекс отдыха появится в Конаковском районе 0

Тверские транспортные полицейские дарят женщинам цветы 0

Суд отправил в колонию жителя Твери, севшего за руль автомобиля в наркотическом опьянении 0

Лимит оплаты наличных расчетов между организациями

Наличный расчет правила и лимит оплаты в 2020 году

Указание ЦБ РФ от 7 октября 2013 г. № 3073-У устанавливает лимит наличных расчетов деньгами между юридическими лицами в 2020 году, а также порядок оплаты наличными. И закрывает лазейки законные способы обхода лимита в 100 тысяч. Расчеты между физическими лицами наличными деньгами не ограничиваются. Лимит расчетов наличными деньгами с физическим лицом отсутствует.

Главное новшество – на некоторые наличные суммы юридические лица и ИП смогут тратить только деньги. Снятые с банковского счета и внесенные в кассу.

Есть запрет на выдачу наличных из кассы из наличной выручки на цели, не упомянутые в указании ЦБ. Т.е., чтобы выдать сотруднику заём, нужно взять наличную выручку. Сдать ее в банк. Потом получить сумму займа наличными в банке по чеку. И только из полученных в банке наличных выдать заём. Естественно, обслуживающий банк получает прибыль в виде комиссии за прием и выдачу наличных. Это, судя по всему, и есть основная цель запрета. Чтобы народ больше платил комиссии своему банку.

А вот и приятные нововведения наличных расчетов. ИП вправе забрать выручку из кассы на свои личные нужды без ограничения по сумме. Достаточно составить РКО – расходный кассовый ордер (расходник) с формулировкой «На личные (потребительские) нужды ИП».

А вот предельный лимит расчета наличными остался неизменным. 100 000 руб. в рамках одного договора между юридическими лицами и ИП. (далее – участники наличных расчетов).

Кто является участниками, на которые действуют лимит наличных расчетов

Максимальный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 000 руб. Это ограничение распространяется на наличные расчеты:

  • между организациями;
  • между организацией и индивидуальным предпринимателем;
  • между индивидуальными предпринимателями.

Расчеты с участием граждан осуществляются без ограничения суммы . То есть компания или предприниматель вправе получать или передавать гражданам наличные суммы без ограничений и лимит расчетов наличными не соблюдать.

На что НЕ распространяется лимит расчета наличными деньгами ?

Наличные без ограничения можно расходовать в случае:

  • выплаты заработной платы;
  • выплаты начислений социального характера;
  • выдачи денег под отчет;
  • расходования средств на личные нужды предпринимателя, при условии что выплата не будет направлена на его предпринимательскую деятельность.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ от 7 октября 2013 г. № 3073-У

Текст постановления №3073-У ЦБ РФ Об Осуществлении Наличных Расчетов

Настоящее Указание устанавливает правила осуществления наличных расчетов в РФ в валюте РФ. А также в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства РФ.

1. Настоящее Указание не распространяется на наличные расчеты с участием Банка России. А также на:

наличные расчеты в валюте РФ и в иностранной валюте между физическими лицами. Не являющимися индивидуальными предпринимателями;

банковские операции, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ. В том числе нормативными актами Банка России;

осуществление платежей в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица (далее – участники наличных расчетов) не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте РФ за проданные ими товары. Выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги. А также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей:

    выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;

оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;

  • выдачи наличных денег работникам под отчет;
  • возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;
  • выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”.
  • Кредитные организации вправе расходовать поступающие в их кассы наличные деньги в валюте РФ без ограничения целей расходования.

    3. Банковские платежные агенты (субагенты) не вправе расходовать наличные деньги в валюте РФ, принятые при осуществлении операций в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”.

    Платежные агенты (субагенты) не вправе расходовать наличные деньги в валюте РФ, принятые при осуществлении операций в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами”.

    4. Наличные расчеты в валюте РФ между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 настоящего Указания), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.

    5 . Наличные расчеты в валюте РФ и иностранной валюте между участниками наличных расчетов и физическими лицами осуществляются без ограничения суммы .

    6. Наличные расчеты в валюте РФ и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора , заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов (далее – предельный размер наличных расчетов).

    Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный размер наличных расчетов, при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

    Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный размер наличных расчетов, при выдаче кредитной организацией наличных денежных средств по требованию о возврате остатка денежных средств, перечисленных на специальный счет в Банке России, порядок открытия и ведения которого определен Указанием Банка России от 15 июля 2013 года № 3026-У “О специальном счете в Банке России”, зарегистрированным Министерством юстиции РФ 16 августа 2013 года № 29423.

    Без учета предельного размера наличных расчетов осуществляется расходование в соответствии с пунктом 2 настоящего Указания поступивших в кассы участников наличных расчетов наличных денег в валюте РФ на следующие цели:

    выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;

    Читать еще:  Как и где можно оформить статус жертвы политических репрессий?

    на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;

    выдачу работникам под отчет.

    7. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в “Вестнике Банка России”.

    Председатель Центрального банка РФ
    Э.С.НАБИУЛЛИНА

    Вопросы-ответы по ограничениям наличными 100000 руб.

    Итак, мы видим, что Указание устанавливает Лимит расчета наличными суммами для оплаты расчетов между юридическими лицами и ИП с 2014. Который по величине не изменился и равен 100 000 рублей по одному договору.

    Можно ли в один кассовый день и по одной накладной производить операции с одним и тем же контрагентом на сумму более 100 тыс рублей

    Да, можно по нескольким договорам не более 100 тыс. руб. по одному договору в один день. Написано: “Наличные расчеты в валюте РФ и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора . Заключенного между указанными лицами”.

    Выдача работнику наличные под отчет на командировку

    Можете выдать их в том числе за счет наличной выручки и нарушения кассовой дисциплины в этом случае не будет. Потому что деньги, потраченные на командировку, – это расходы организации, то есть оплата товаров, работ, услуг, приобретаемых в ее интересах. А на такую оплату расходовать наличную выручку разрешено. И неважно, выдаете ли вы деньги авансом или возмещаете работникам уже потраченные суммы.

    Штраф за несоблюдение кассовой дисциплины

    Если юридическое лицо или ИП превышают размер 100 000 руб. по одному договору, то это считается нарушением порядка работы с наличными. За это предусмотрен штраф по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Для организаций его сумма составляет от 40 000 до 50 000 руб. Для ответственного работника (должностного лица) — от 4000 до 5000 руб. Но привлечь организацию к ответственности инспекторы вправе в течение двух месяцев с момента нарушения (ч. 1 ст. 4.5 и подп. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

    Согласно КоАП РФ за превышение лимита наличных расчетов предусмотрена административная ответственность. Причем как для покупателей, так и для продавцов.

    Дела, связанные с нарушением лимита наличных расчетов, рассматривают налоговые инспекции (ст. 23.5 КоАП РФ).

    Согласно положений части 1 статьи 4.5 и подпункта 6 части 1 статьи 24.5 оштрафовать за нарушение лимита расчетов наличными могут только в течение двух месяцев со дня его совершения . Момент, когда нарушение обнаружили, значения не имеет.

    Кого оштрафует налоговая инспекция, если сумма наличных расчетов между покупателем и продавцом превышает 100 000 руб.

    Налоговая инспекция вправе оштрафовать как покупателя, так и продавца. Потому что участниками наличных расчетов являются как плательщик, так и получатель, а значит, за нарушение они оба должны нести ответственность (ст. 15.1 КоАП РФ).

    Арбитражная практика подтверждает такую позицию. Так, например, за нарушение лимита наличных расчетов можно привлечь организацию, которая получает деньги (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30 ноября 2010 г. по делу № А28-2959/2010). Причем даже если деньги платит предприниматель (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 февраля 2010 г. по делу № А28-16681/2009).

    Такой же порядок действует и на расчеты по договору мены. В нем обе стороны являются одновременно и покупателем, и продавцом (п. 2 ст. 567 ГК РФ). Если товары неравноценны, то та сторона, чей товар дешевле, доплачивает разницу в цене (п. 2 ст. 568 ГК РФ). Если доплата наличными превышает установленный лимит, налоговая инспекция оштрафует обоих участников.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

    1. Учет КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ и кассовая ДИСЦИПЛИНА 2020
      Даются разъяснения про кассовые операции и кассовую дисциплину в 2020 . Описан учет денежных средств в кассе, ведение и заполнение кассовой книги для ИП. Дан расчет остатка, образец и возможность скачать бланк лимита кассы и приказ.
    2. КАССА – ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ, СИТУАЦИИ
      Наличные, лимит кассы, кассовая дисциплина – все эти вопросы и приведенные в этой теме ответы, где приведены все возможные ситуации при кассовых операциях, административная ответственность.
    3. ЛИМИТ расчета НАЛИЧНЫМИ как определить
      При расчетах наличными деньгами действует лимит в 100 000 руб. Но не всегда ясно, как его считать.

    28 авг. 2019 6:58 29 авг. 2019 0:19 16 сент. 2019 0:54 23 сент. 2019 17:05 3 окт. 2019 12:37

    Добрый день! Не написали с кем будет расчет ? С организациями и ИП не более 100000 руб. по одному договору. С “физиками” ограничений НЕТ! ККТ использовать во всех случаях.

    28 окт. 2019 14:27 3 дек. 2019 14:41 14 янв. 2020 15:01

    Добрый ! Все деньги ИП – его собственность (в кармане, на р/с и пр.) В магазине ведь вы не представляетесь как ИП! Вы покупаете в магазине товар как простое физическое лицо! А у них нет ограничений! Вы же ни где не отчитывайтесь! Разве что как расход в КУДиР. Другое дело, если бы был с “юриком” или другим ИП договор на куплю-продажу товара – тогда другое дело. Для “подстраховки” наберите одного товара меньше 100 т.р., и другой партии – меньше 100 т.р. Тогда если вдруг, “тьфу-тьфу-тьфу”, вдруг посмотрят, то не увидят цифру 100 т.р.

    Как себя юридически грамотно вести в данной ситуации – спросите нашего юриста. Форма для вопроса в статье. Телефоны вверху и внизу статьи. Всплывающая форма (телефон) справа внизу экрана.

    Почему в магазине или ресторане заставляют платить наличными?

    В прошлом году объемы безналичной оплаты товаров и услуг увеличились в 1,3 раза, до 21 триллиона рублей, свидетельствуют данные Центрального банка России. Несколько лет назад самой популярной у соотечественников операцией с банковской картой было снятие наличных, но теперь превалируют безналичные расчеты. И чаще всего граждане оплачивают товары и услуги (24,5 миллиарда операций за 2018 год).

    Сегодня карточкой можно оплатить чашку кофе, билеты на самолет, да даже штраф за безбилетный проезд в электричке. Однако время от времени россияне сталкиваются с невозможностью расплатиться за товар или услугу безналом. Например, в ресторане: официант сообщает, что «сегодня терминал не работает, оплата только наличными». И такое «сегодня» в одном и том же заведении может продолжаться по несколько раз в месяц, если заходить туда регулярно. Почему предприниматели ограничивают безналичные платежи?

    Уход от налогов и нежелание делиться с банком

    Сразу скажем — оплата наличными в кафе, ресторанах, магазинах — абсолютно легальный способ. Но по закону, предприниматели, имеющие выручку более 40 миллионов рублей в год, обязаны принимать безналичную оплату за свои товары/услуги. Насторожить должны ситуации, когда крупное заведение регулярно уведомляет клиентов о невозможности расплатиться банковской карточкой. Здесь может быть несколько причин.

    «Главная причина — это нежелание предпринимателя делиться комиссионными с банком. Дело в том, что с каждой покупки отчисляется комиссия. Эта услуга называется „эквайринг“, и ее стоимость для них от 1,5% и выше», — поясняет руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Катя Френкель.

    В свою очередь ведущий аналитик ООО «Эксперт Плюс» Мария Сальникова добавляет, что за отказом принимать к оплате банковские карты может стоять и желание уйти от налогов — за счет занижения объемов продаж (при безналичных платежах избежать статистики не удастся). «Еще наличными платят поставщикам товаров, продуктов питания, нелегальным сотрудникам. То есть если в заведении, где вы традиционно платили банковской картой, вдруг просят оплату без терминала, то вполне возможно, что сегодня/завтра там день выдачи заработной платы. Либо действительно могут быть проблемы с терминалом — иногда неполадки случаются и в государственных учреждениях», — делится эксперт.

    Не принимать карты могут и в случае сбоев радиотелефонной связи и/или интернета.

    «Также причиной отказа оплаты картой при наличии терминала может стать элементарное неумение кассира пользоваться этой системой. Да, банк обязан учить их пользоваться терминалом, однако в торговой точке может быть большая текучка кадров, и новый сотрудник может остаться один на один с новой системой», — рассказывает Френкель.

    Куда жаловаться?

    Если вам кажется, что магазин или ресторан подходят под требования законодательства и обязаны принимать к оплате банковские карты, но этого не делают, вы можете обратиться с жалобой в Общество защиты прав потребителей или в Роспотребнадзор, советует Френкель.

    Оплата на карту продавца/менеджера

    Бывает, что наличных у потребителя нет, а услуга уже оказана (или предприниматель не хочет терять клиента), тогда официант или продавец предлагают клиенту перевести нужную сумму на банковскую карту менеджера, кассира, или владельца заведения. Такие переводы, по словам адвоката Владимира Постанюка, являются сомнительными.

    Дело в том, что магазин или ресторан обязаны выдать вам чек и счет — документы, которые являются подтверждением оказанной ими услуги и, соответственно, ее оплаты. «Если вы столкнулись с ситуацией перевода денег на карту сотруднику кафе — в любом случае требуйте чек или иной документ „отчетности“, подтверждающий оплату. Это поможет избежать дальнейших трудностей доказывания совершенной оплаты в кафе при возникновении спорной ситуации.

    Человеку, который оплачивает таким образом свой заказ в кафе (или в магазине) не грозит ничего, кроме риска в случае, если ему не выдадут чек, а он отравится (например), и будет трудно доказать, что отравился именно в этом заведении. Ответственность понесет владелец кафе за уклонение от уплаты налогов и невыдачу чеков (в том числе, возможно, за отсутствие кассового аппарата)», — пояснил Постанюк АиФ.ru.

    Кстати, по словам Френкель, риски есть и для простых работников заведения, разрешивших клиентам перевести оплату за товар на их банковскую карту. «Тут большой риск у сотрудника, принимающего оплату, ведь покупатели могут обхитрить и не провести до конца платеж. Недостача ложится на кассира», — резюмирует она.

    Наличные или банковская карта? Должны ли организации госсектора предоставить покупателю право выбора при оплате товаров и услуг?

    Эксперт направления “Бюджетная сфера” службы Правового консалтинга ГАРАНТ, к. ю. н.

    специально для ГАРАНТ.РУ

    С 1 января 2015 года в отношении продавцов, не предоставивших покупателю право выбора удобного для него способа расчета (наличными или банковской картой), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб. и для юридических лиц – в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ).

    Необходимость данной меры вызвана введением соответствующей обязанности продавца в ст. 16.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I “О защите прав потребителей”; далее – Закон № 2300-I).

    Ввиду того, что на организации государственного сектора, оказывающие платные услуги физическим лицам, распространяется действие Закона № 2300-I, введение данной нормы породило проблему для многих из них, в свое время полностью перешедших на безналичные расчеты и теперь, по-видимому, обязанных вновь обеспечить прием наличных и соответствующее оформление кассовых операций.

    Вместе с тем, законом предусмотрено исключение для субъектов предпринимательской деятельности, выручка без учета НДС или балансовая стоимость активов за прошлый год которых не превышает предельные значения этих показателей, установленные для микропредприятий (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона № 2300-I). Напомним, такие предельные значения составляют 60 млн руб. (постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101).

    В связи с этим возникает вопрос: могут ли воспользоваться этим исключением организации госсектора, годовой объем выручки (или балансовая стоимость активов за прошлый год) которых не превышает 60 млн руб.? Из формулировки нормы прямо не следует, что у них есть такая возможность. Судебная практика и какие-либо разъяснения компетентных органов по этому вопросу отсутствуют. Попытаемся разобраться.

    Интересующая нас норма абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона № 2300-I содержит исключение в отношении субъектов предпринимательской деятельности. В отечественном законодательстве отсутствует понятие субъекта предпринимательской деятельности. Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Следовательно, любое лицо, осуществляющее такую деятельность может являться субъектом предпринимательской деятельности.

    Ее могут осуществлять не только коммерческие, но и некоммерческие организации, если это служит достижению целей, ради которых они созданы, соответствует указанным целям и при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”; далее – Закон № 7-ФЗ).

    Государственные (муниципальные) учреждения могут осуществлять приносящую доход деятельность (п. 2-4 ст. 298 ГК РФ). Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ).

    Определения предпринимательской деятельности и деятельности, приносящей доход, не содержат существенных смысловых отличий – оба вида деятельности направлены на получение прибыли от оказания услуг (выполнения работ). Поэтому, если приносящая доход деятельность осуществляется систематически, то ее можно признать предпринимательской. Следовательно, организации государственного сектора, оказывающие платные услуги, фактически могут попадать под понятие субъекта предпринимательской деятельности.

    Однако к микропредприятиям относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие ряду условий (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”; далее – Закон № 209-ФЗ). В их числе:

    суммарная доля участия России, субъектов, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;

    средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 15 человек (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

    Таким образом, если исходить из понятия микропредприятий, предложенного Законом № 209-ФЗ, организации государственного сектора к ним не относятся и, соответственно, интересующая нас норма об освобождении продавца от обязанности обеспечить покупателю право выбора оплаты (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона № 2300-I) к таким организациям применяться не должна.

    Однако освобождение от этой обязанности предусмотрено не для микропредприятий, а для субъектов предпринимательской деятельности, удовлетворяющих единственному критерию, установленному для микропредприятий постановлением Правительства РФ, – предельному значению выручки или балансовой стоимости активов в размере не более 60 млн руб. (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона № 2300-I). Другие критерии, в том числе для микропредприятий, нормой не предусмотрены.

    Если придерживаться этой логики, то организации государственного сектора могут применять норму, предусматривающую освобождение продавца от обязанности обеспечить покупателю право выбора оплаты – наличными или при помощи платежных карт (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона № 2300-I), если годовой объем выручки или балансовая стоимость активов такой организации составляет менее 60 млн руб. Следует учитывать, что изложенная позиция является экспертным мнением, которое может расходиться с позицией судов или компетентных органов.

    Вне сомнений, оплата товаров и услуг банковской картой не только удобна потребителю, но и экономически целесообразна для организации. Использование в расчетах банковских карт позволяет избежать оборота фальшивых купюр, кражи выручки, а также минимизировать затраты на инкассацию, оборудование кассы и внутренний финансовый контроль. Поэтому организации имеет смысл закупить соответствующее оборудование и заключить договор эквайринга с кредитной организацией. При этом необязательно открывать счет в кредитной организации. Зачисление денежных средств при оплате физическими лицами услуг учреждения банковской картой может осуществляться непосредственно на лицевой счет учреждения. При осуществлении кредитной организацией перевода денежных средств вознаграждение оператора по их переводу не может быть удержано из суммы перевода, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов (ч. 10 ст. 8 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ “О национальной платежнойсистеме”, письмо Банка России от 30 июля 2013 г. № 14-27/763, письмо Минфина Россииот 16 декабря 2013 г. № 02-03-007/55345).

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector