Законно ли перевод учителя в воспитатели без его согласия?
Expertrating.ru

Юридический портал

Законно ли перевод учителя в воспитатели без его согласия?

Защита прав и достоинства ребенка в детском саду (часть 2)

Посещение детьми детского сада хорошо отражается на их развитии. Ребенок становится более самостоятельным, овладевает полезными навыками и умениями, как губка впитывает знания и систематически готовится к школе. Казалось бы, все прекрасно! Но иногда процесс развития ребенка сопровождается насилием со стороны персонала дошкольного учреждения. Что делать в этом случае?

В первой части статьи (https://www.stranamam.ru/article/10384701/) мы говорили о правах ребенка в детском саду, которые регулируются Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» и Конвенцией о правах ребенка. Давайте рассмотрим, какие ситуации подпадают под действие законов?

Все случаи, описанные в статье, взяты из реального опыта общения с родителями детей, посещающих детский сад. Все имена изменены.

Ситуация первая: воспитатель настаивает на уходе ребенка из детского сада

Мальчик Артем поступил в детский сад в возрасте 2 лет 7 месяцев. До посещения дошкольного учреждения опыт общения со сверстниками небольшой, ограничивается прогулками на детской площадке. Говорить ребенок не умеет, неусидчивый, проявляет агрессию, может инициировать драки. Воспитатель настаивает на уходе ребенка из сада (ясельная группа), родители – против.

Каждый ребенок имеет право на получение образования – об этом знают все. Плохое поведение ребенка за исключением случаев, когда оно угрожает безопасности других детей (каждый такой случай рассматривается отдельно), не является причиной для ухода из детского сада. Ведь обязанность воспитателя не только осуществлять уход и присмотр за ребенком, но и воспитывать его, корректировать поведение. Ребенок – не машина и не робот, не может быть идеальным. Воспитатель обязан найти к каждому ребенку индивидуальный подход, это прописано в его должностных инструкциях.

Ситуация вторая: воспитатель инициирует переведение ребенка в другую группу

Мальчику Денису 3 года 10 месяцев, он был принят в младшую группу детского сада. До этого момента не посещал дошкольное учреждение. На момент поступления обладал не всеми необходимыми навыками самостоятельности – не мог сам одеваться-раздеваться, не реагировал на замечания воспитателей. В конце первой недели воспитатель потребовал от родителей перевести ребенка в ясельную группу, поскольку его развитие «не соответствует младшей группе».

Перевод в другую возрастную группу без согласия родителей в принципе невозможен. Все переводы в пределах одной возрастной группы регулируются Уставом учреждения и договором, который заключается между родителями и детским садом. В данной ситуации удручает то, что воспитателем не были приняты соответствующие меры по адаптации ребенка, 7 дней для этого – слишком маленький срок.

В методической литературе указано, что адаптация ребенка исчисляется первыми 3-6 месяцами с момента посещения детского сада (иногда адаптация может длиться год и это нормально!). Все это время воспитатель обязан в тандеме с родителями помогать ребенку социализироваться и адаптироваться в группе. Требование перевести ребенка в другую группу неправомерно, поскольку для этого нет оснований. Кроме того, в интересах ребенка продолжить обучение и развитие в одной группе со сверстниками.

Ситуация третья: воспитатель запрещает ребенку вставать во время тихого сна для посещения туалета

У девочки Вики с самого рождения проблемы со стулом. В свое время родители обошли немало врачей, и по рекомендации последних, ребенку необходимо ходить в туалет по первому посылу. Во время детского сна девочка иногда просится в туалет, но воспитатель запрещает вставать с постели. Как результат – ребенок вынужден терпеть, что оборачивается усугублением проблемы.

Согласно Конвенции о правах ребенка воспитателям дошкольного учреждения категорически запрещено пренебрегать нуждами детей. Такой ситуации вообще не должно быть. Налицо противоправные действия воспитателя. Ребенок имеет право посетить туалет тогда, когда ему это нужно. Обязанность воспитателя и его помощника проследить за безопасностью ребенка в этот момент. Если воспитатель отказывается идти навстречу пожеланием ребенка, родитель вправе обратиться к заведующей дошкольным учреждением, с просьбой принять соответствующие меры.

Ситуация четвертая: воспитатель допускает/игнорирует насилие в группе

Во время игрового часа в младшей группе два мальчика не поделили между собой игрушку, завязалась драка. Воспитатель проигнорировал проблему, продолжая заниматься своими делами. О случившейся драке родители детей узнали вечером от других родителей, которые пришли в тот момент забирать ребенка из группы и стали свидетелями произошедшему. Ночью того же дня на теле одного ребенка были обнаружены синяки, психологическое состояние ребенка также пострадало.

Функциональные обязанности воспитателей и Конвенция о правах ребенка ставят на первое место интересы детей. Воспитателю запрещено во время присмотра за детьми отвлекаться на разговоры с коллегами, развлекать себя общением в сети, читать художественную или методическую литературу. Присмотр за ребенком должен быть ежеминутным. В данном случае нарушается право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения. Создание, игнорирование, а тем более поощрение ситуации, в которой здоровье ребенка подвергается опасности – прямое нарушение закона, вплоть до уголовной ответственности.

Ситуация пятая: воспитатель не допускает ребенка к детскому утреннику

Воспитатель вместе с детьми два месяца готовился к проведению новогоднего утренника. Были разучены песни, сценки, танцы. В день проведения праздника мальчик Кирилл вел себя плохо. В качестве наказания ребенка воспитатель оставил его в группе вместе со своим помощником, в то время как другие дети пошли в музыкальный зал на мероприятие.

Каждому ребенку гарантируется право на развитие его творческих, физических и умственных способностей, право на игру. С этой целью воспитатель вместе с другим персоналом детского сада организовывает мероприятия, приглашает в дошкольное учреждение художественные коллективы и прочее. Наказывать ребенка изоляцией, а тем более, освобождением от утренника – это большой стресс для ребенка и нарушение его прав.

Ситуаций, при которых в дошкольном учреждении могут быть нарушены права ребенка, увы, не сосчитать. И за каждой из них стоят жизнь, комфорт и здоровье конкретного ребенка.

Дорогие родители, прежде чем переступить вместе с ребенком порог дошкольного учреждения, ознакомьтесь с должностными инструкциями воспитателя и его помощника, а также законами, на которые мы ссылаемся в этой статье. Помните, каждый ребенок имеет право быть счастливым и многое зависит от вас!

Законно ли перевод учителя в воспитатели без его согласия?

Статья “Обязан ли учитель по просьбе директора школы замещать отсутствующего по болезни коллегу? “

Шаврина Ирина Владимировна,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель начальных классов,
МБОУ НОШ № 2, г. Южно-Сахалинск,
Сахалинская область

Обязан ли учитель по просьбе директора школы замещать отсутствующего по болезни коллегу?

Многие учителя сталкиваются с такой проблемой, как выход на замену вместо заболевшего учителя. И по этому поводу возникает очень много трудовых споров, в результате которых учителю приходится против своего согласия выходить на замену, а некоторые попытки разрешить этот спор приводят к досудебным и судебным разбирательствам. Так вот в ТК РФ ст. 24 КЗоТа РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Кроме того, п. 56 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 года, предусматривает, что администрация может изменять объем учебной нагрузки (ее норматив равен 18 часам в неделю) только с письменного согласия педагогических работников. Изменение установленного объема учебной нагрузки допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев уменьшения, связанных с сокращением количества классов или количества часов по учебному плану.
Увеличение учителю учебной нагрузки, в т. ч. в связи с замещением временно отсутствующего работника, согласно ч. 1 ст. 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) фактически является временным переводом на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя. Такой перевод требует получения согласия работника и оформляется письменным соглашением сторон трудового договора.
Ранее в ТК РФ действовало положение, в соответствии с которым работодатель имел право без согласия работника на период до одного месяца “по производственной необходимости” привлекать работника для замещения временно отсутствующего работника. В настоящее время это право ограничено только случаями, вызванными чрезвычайными обстоятельствами, исчерпывающий перечень которых (катастрофа природного или техногенного характера, пожар, наводнение, землетрясение, эпидемия и др.) указан в ч. 2 ст. 72.2 ТК РФ
/Статья 72.2. Временный перевод на другую работу
По соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого работника на работу. Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.
В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.
Перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается также в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными в части второй настоящей статьи. При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.
При переводах, осуществляемых в случаях, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи, оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Таким образом, учитель не обязан по просьбе директора школы замещать отсутствующего по болезни коллегу. Если же он согласился, то замещение должно осуществляться в соответствии с порядком и условиями, установленными ст. 60.2
/Статья 60.2. Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором
С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня/, и 151 ТК РФ
/Статья 151. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором
При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса)/, а также с учетом особенностей регулирования рабочего времени педагогических работников и особенностей оплаты их труда.
Однако такие проблемы неведомы работодателям других отраслей. Заболел работник, его нужно подменить? Пожалуйста, есть ч. 2 ст.25 КЗоТа РФ: “Не требует согласия работника перемещение его на том же предприятии, в учреждении, организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате в пределах специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором (контрактом)”. Если недостаточно и этого, то еще одна статья – ст. 26 КЗоТа РФ – разрешает администрации “переводить работников на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором (контрактом) работу на том же предприятии, в учреждении, организации либо на другом предприятии, в учреждении, организации, но в той же местности” в ряде случаев в том числе и для замещения отсутствующего работника.
Но Верховный Суд РФ трактует понятие “перевод” совсем по другому: “Переводом работника на другую работу. следует считать поручение ему работы, не соответствующей специальности, квалификации, должности, либо работы, при выполнении которой изменяются размер заработной платы, льготы, преимущества и иные существенные условия труда, обусловленные при заключении трудового договора (контракта)”. Из этого можно сделать вывод: перевод на другую работу означает освобождение от основной. То есть директор школы имеет право сроком на один месяц освободить работника от работы в тех классах, где он ведет уроки, и перевести его в другие классы. Но не может просто добавить ему еще несколько часов в неделю.
Подобные проблемы возникают в образовательных учреждениях периодически, просто не все учителя знают о своих правах и мало кто решается обжаловать действия работодателей в суде.
Пока же ситуация такова: заставить работника выходить на замены без его согласия нельзя. А если попытаться это сделать, например, ссылаясь на ст. 26 КЗоТа РФ, учитель может потребовать оплачивать замены уроков в любом размере! Ведь ст. 87 КЗоТа РФ предусматривает, что за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы работнику полагается доплата в размере, определяемом “по соглашению сторон” трудового договора. А с действующими ставками по оплате заменяемых уроков учитель может запросто не согласиться.
Однако можно сказать, что в законодательстве есть пробел. Положения статей 25, 26, 54, 55 и 87 КЗоТа РФ оказываются в отношении учителей бездействующими.
В Министерстве образования, считают, что замена отсутствующих – это производственная необходимость (ст. 26 КЗоТа РФ), а потому учитель обязан беспрекословно замещать своего коллегу. Но ведь перевод – это и освобождение от основной работы, и перевод на другую должность с сохранением средней зарплаты, если ее размер вдруг окажется меньшим, чем на предыдущей должности. А что предлагается педагогам? Приплюсовать к своим 18 часам в неделю еще несколько дополнительных часов. Более того, если замещение длится меньше двух месяцев, оплата идет не по тарификации, а почасовая, которая всегда меньше. Если больше двух месяцев (причем необходимо, чтобы дни замены шли подряд, не прерывались), делается перерасчет зарплаты. Отсюда вывод: для педагогов замены – это не производственная необходимость, а выполнение дополнительной работы. Если в ряде отраслей промышленности установлены доплаты за выполнение обязанностей отсутствующего работника по договоренности между работником и администрацией, в соответствии со ст. 87 КЗоТа РФ, причем эти обязанности выполняются в рабочее время, то педагогов заставляют работать сверх его продолжительности.
Можно ли в таких случаях применить статьи КЗоТа РФ о сверхурочных работах? В образовании нет сверхурочных – за исключением работающих в две смены детских садов, где есть возможность отработать часы за внезапно не явившегося на работу сотрудника-сменщика. Учителю разрешается с его согласия работать с более высокой нагрузкой, но сверхурочными это не считается. А если нет сверхурочных, то без согласия учителя обязать его выйти на замены нельзя.
Чтобы решить проблему, можно предусмотреть в коллективных договорах норму, при которой оплата замещаемых уроков осуществляется по более выгодной схеме – по тарификации, а не по часовой ставке. В колдоговоре должен быть также раздел, регулирующий порядок замещения, либо инструкция, являющаяся приложением к колдоговору. Тогда работнику придется выполнять локальный нормативный акт, имеющий силу закона, и выход на замену станет обязательным. И такое требование будет вполне законным: ведь администрация посредством колдоговора предоставляет работнику дополнительные дни отдыха, определенный набор льгот и преимуществ. Следовательно, взамен она имеет право потребовать от работников определенных уступок. Администрация должна подходить к учителю не с позиций силы, а с позиций разума.

Читать еще:  Госпошлина прекращение регистрации тс

Законно ли перевод учителя в воспитатели без его согласия?

Доплата за классное руководство: как оценить 24 часа “боевой готовности”?

Средняя зарплата учителя в России. Часть 2: «Где живут самые бедные педагоги?»

Средняя зарплата учителя в России. Часть 1: «Где живут самые богатые педагоги?»

Опрос

Подросток высказывает точку зрения диаметрально противоположную вашей. Как вы отреагируете?

Спокойно. Каждый имеет право на собственное мнение

Попытаюсь корректно объяснить возможность другого взгляда на то же самое событие или явление

Если считаю его точку зрения вредной, поговорю с родителями

Всего проголосовало: 116

Текущий номер

Именно оно дарит минуты счастья, уверена Ирина Хисматуллина

номер 10, от 10 марта 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Идея вывода из массовой школы одаренных детей вызывает беспокойство. Талантливых учеников тем или иным путем собирают в определенных образовательных организациях, которым выделяется повышенное финансирование. Таким образом, из бюджета, предназначенного для 15 миллионов среднестатистических школьников, начался отъем денег в пользу 0,8% других, одаренных. Чем это грозит? На этот вопрос отвечает член-корреспондент РАО Игорь Смирнов.

Конкурс “Успешная школа” завершился, наступило время подведения итогов. Важно, чтобы все новые идеи и прорывные технологии, выдвинутые передовой практикой, вошли в современное общее образование. В чем заключается ценность состязания и что важно перенять школам? Рассказывает Михаил Богуславский, доктор педагогических наук, член экспертной группы и жюри конкурса.

Современные авторы неслучайно посвящают книги выпускникам начальной школы. Проблем и трудностей у ребят, переживающих переломный период своей жизни, хватает. Но в то же время от грустного до смешного всего один шаг – все как в реальной жизни. “Такие разные четвероклассники” – новый обзор книжных новинок от Станислава Секретова.

Рожденной в солнечной Грузии маленькой девочке Тамрико уже в детстве пророчили великое будущее. Природа одарила красавицу не только яркой внешностью, но и большим музыкальным талантом. Сегодня за ее плечами страны и города, в ее биографии выступления с разными звездами мировой величины. В интервью “Учительской газете” Тамара Гвердцители рассуждает о современном эпатаже, российско-грузинских отношениях и о том, почему современные мужчины не поют серенады.

Читать еще:  Куда обратиться для решения трудовых споров?

Наши приложения

14 марта 2017 года в 17:08

Родители могут следить за учителем. К сожалению, это законно

Новые технологии изменили лицо школы. Сегодня первокласснику достаточно нажать кнопку, чтобы записать урок на диктофон, а затем выложить запись в социальную сеть. За последние дни публикации в сетях записей, тайком сделанных детьми с уроков в своей школе, взорвали интернет. Светлана Кириллова

Запись, на которую они ссылаются, ужасна. Тот, кто ее слышал, знает. Впрочем, уже вчера появилось известие, что это компиляция. Учительница говорила это на разных уроках, а какие-то недоброжелатели записали и смонтировали это единым блоком. Впрочем, если учительница произносила хотя бы одну такую фразу за весь урок, это уже повод для размышления.

В данном случае важнее другое.

Почему родители стремятся первым делом выложить в интернет записи, которые свидетельствуют, что педагоги не всегда соблюдают профессиональную этику? Да потому что для них норма – замечательный учитель, мама для своих учеников. Когда родители сталкиваются с чем-то иным, это для них потрясение.

Сделанная ребенком из-под парты запись на телефон позволяет взрослым – впервые в истории – заглянуть в тайную «кухню» школы. Конечно, они не могут удержаться от желания подсмотреть за ней хоть одним глазком. И, конечно, они далеко не всё в ней понимают.

Каков их учитель с детьми, когда родители его не видят? Что происходит во время святая святых – таинства урока? Это для них загадка.

И вот некоторые родители (поколебавшись и посоветовавшись с друзьями из соцсетей) просят своих детей нажать на кнопочку «запись». И сделать это незаметно, в конце перемены…

Мнения родительской и педагогической общественности за последние дни разделились.

«Это не использование мобильных средств связи, а использование записи разговора без разрешения собеседника», – считает одна мама. «Нельзя детей привлекать к подлости!» – возмущается другая. «Значит, детей можно безнаказанно унижать?» – возражают им третьи. «У знакомых было подобное – из класса ушли трое или четверо детей, учитель остался. Остальные родители претензий не имеют, хотя запись слышали».

А есть и совсем жесткие мнения: «Донос у нас поощряется на государственном уровне. А дальше уже личное дело каждого…»

Вот что думает по этому поводу Анна Александровна Вавилова, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Лаборатории образовательного права МГПУ:

– Сразу оговорюсь: записи я не слышала, поэтому не могу оценить, похожа она на компиляцию или на запись урока «от звонка до звонка». Понять родителей, которые захотели услышать запись с урока, я могу: они – законные представители своих детей, фактически, защитники их прав. Поэтому они имеют право знакомиться с методами обучения и воспитания в школе, имеют право защищать права своих детей. Но достигнуть цели они могли бы другими способами, более безопасными с юридической точки зрения.

– Телефон был включен на запись, а учительницу об этом не предупредили…

– Телефон – частная собственность ребенка, пользоваться им в стенах школы разрешено. Поэтому, теоретически, он мог работать и в режиме записи. Школа – это не частная квартира педагога, в которой запись была бы незаконной. Но здесь возникает множество вопросов. Как быть с правами тех лиц, которые находились рядом во время записи? Могли быть нарушены, например, права одноклассников ребенка: а вдруг, пользуясь отсутствием или невниманием учителя, они решили бы обсудить какие-то вопросы своей частной жизни? Кроме того, где гарантии, что ребенок записывал только то, что происходит во время урока, а не факты, относящиеся к личной жизни окружающих? Тем самым он нарушал бы тайну переговоров. Несомненно, есть вопросы к факту публикации этой записи в соцсетях. То есть возникают нарушения, которые можно было бы назвать «процедурными».

– Значит, запись с урока не поможет родителям решить школьные проблемы своих детей?

– В беседе с администрацией школы – а родителям такая беседа предстоит – опираться на запись с урока, сделанную без предупреждения, несомненно, можно. Для родительской общественности это – повод обсудить со школой вопросы организации образовательного процесса. Для них не существенно, каково доказательное значение этой записи на гражданском судебном процессе. Важнее другое: педагог недопустимо вела себя по отношению к их детям. Остальное – дело руководителя школы: как решить вопрос с этим педагогом и при этом не нарушить права учеников. Необходимо помнить, что и родители могут понести ответственность за подобные действия. Это зависит от содержания записи. Если из нее очевидно, что педагог совершил аморальный поступок (например, применял психическое насилие), то процедурные вопросы (то, как была сделана эта запись, примут ли ее как доказательство в суде) должны отступить на второй план. Если же учитель просто разговаривал с детьми на повышенных тонах – это другое. Еще вопрос: не посчитает ли сам педагог, что его пытаются заведомо ложно обвинить в совершении преступления? Ситуация в данном случае неоднозначная.

– Можно ли уволить учителя на основании такой записи?

– Чтобы диктофонная запись была признана доказательством, надо соблюсти массу требований к порядку ее осуществления. Запись, сделанная при таких обстоятельствах – я сужу по известной мне информации – точно не может стать доказательством! А при увольнении педагога особенно важны доказательства его вины. Добавлю: запись на диктофон может НЕ стать формальным поводом даже для служебного взыскания к педагогу. Правовых последствий для учителя не возникнет именно потому, что запись не будет признана доказательством.

– Даже если все узнали голос учительницы?

– Конечно! Суд ориентируется на доказательства, и «узнали» в данном случае никак не решает многих вопросов; а вдруг это – монтаж? А вдруг просто похожий голос? А вдруг запись была сделана в иной обстановке (это не урок, а, например, школьный спектакль, в котором педагог разыгрывает сценку с ролью «злой учитель»)?

– Получается, что у директора школы не так уж много возможностей для действия?

– Директор должен предпринимать меры не только в том случае, когда у него на руках – неоспоримые доказательства, юридически признаваемые в рамках судебного процесса. Даже при отсутствии таких доказательств повышенное внимание такому учителю должно быть обеспечено. Каких-то общих рекомендаций тут быть не может: очень многое зависит от содержания записи, позиции педагога, родителей, детей из класса, даже самого класса. Одно дело запись, сделанная в классе из 25 человек в возрасте 16 лет, и совсем другое на уроке у первоклассников. (Чтобы восстановить обстоятельства происшествия, возраст учеников имеет ключевое значение). Если директор уверен, что запись – подлинная, он может провести с учителем разъяснительную беседу, самостоятельно проверить, как тот проводит уроки. Руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы в его школе не работали такие педагоги. Многое зависит и от позиции самого учителя. Если он признает, что на записи – его голос, директор может убедить родителей, что такое больше не повторится. Педагог принесет им извинения, а школа организует онлайн-трансляцию с его уроков, чтобы доказать, что это был разовый случай. Если учитель и директор сомневаются в правдивости записанного (подозревают, что это – компиляция, монтаж, изменение голоса и т.п), значит, с одним классом у педагога возник неразрешимый конфликт. В таком случае у директора есть решение: передать класс другому педагогу.

– Родители спрашивают: можно ли на основании такой записи потребовать заменить учителя в классе?

– Родители могут требовать соблюдения законодательства в отношении их детей, настаивать на реализации всех своих прав (в том числе – права знакомиться с образовательным процессом для защиты прав детей). Но указывать администрации, какого педагога в какой класс выбирать для работы, они не вправе. Они могут обратиться к администрации школы с просьбой поменять учителя для своего класса, или перевести своего ребенка в другой класс. Это можно сделать в любой момент, по разным обстоятельствам и без всякой связи с подобными записями.

Дополнительная работа учителя с точки зрения закона

Вы – учитель. Вы не хотите мыть окна в кабинете или работать на ГИА, или выполнять обязанности воспитателя в школьном лагере. Какие статьи законов помогут вам отстоять свое право всего этого не делать? Как составить отказ? Как не дать возможности администрации вас заставить выполнять дополнительную работу.

Нам для работы понадобятся:
– Трудовой кодекс РФ;
– Трудовой договор;
– должностная инструкция;
– иные локальные акты организации (правила внутреннего трудового распорядка и т.д.).

Обращаю ваше внимание на то, что статья будет написана по анализу норм ТК РФ, которому не могут противоречить три других документа. Они просто дополнительно раскрывают и разъясняют, что входит в рабочие обязанности, и порядок их выполнения. Сразу предупреждаю, не надо утрировать и идти на поводу у того, что работодатель в должностную инструкцию может включать все, что угодно. Даже если таковой факт имеется, это не означает, что мы обязаны исполнять незаконные приказы и распоряжения.

По ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Читать еще:  Как переводить половину алиментов на книжку сына?

Трудовой договор

И так приступим. При трудоустройстве с нами обязаны заключить трудовой договор в порядке главы 11 ТК РФ.

Что такое трудовой договор определено в ст. 56 ТК РФ, согласно этой статьи сторонами договора являются работник и работодатель. В трудовом договоре может быть предусмотрена дата, с которой работник приступает к выполнению своих трудовых функций. В случае если работник фактически приступил к работе, работодатель обязан заключить трудовой договор в течении 3 рабочих дней (Ст. 57, 67 ТК РФ).

Трудовой договор содержит (ст. 57 ТК РФ):
– фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физического лица), заключивших трудовой договор;
– сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя – физического лица;
– идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
– сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
– место и дата заключения трудового договора;
– место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения (актуально для Москвы в связи с объединениями школ);
– трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
– дата начала работы;
– условия оплаты труда;
– режим рабочего времени и времени отдыха;
– условия труда на рабочем месте;
– условие об обязательном социальном страховании работника.

Все остальное вносится в трудовой договор по желанию работника и работодателя.

Согласно ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Как подписывать трудовой договор

ОБРАЩАЮ внимание на один момент: НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую всегда подписывать все документы на каждой странице, будь то трудовой договор, должностная инструкция или что-то еще, и с ЭТОГО документа уже снимать копию, и ставить подпись, что копию получил ФИО дата и т.д. (в общем надеюсь понятен порядок действий). Объясню зачем. Это делается для того, чтобы работодатель не мог манипулировать изменением документов (ведь подпись ставится на последней странице, и ни что не мешает работодателю расшить документ, вставить листы с нужными формулировками и скрепить обратно, а потом вы доказывайте почему на руках у вас отличный экземпляр от того, который на руках у работодателя).

Далее, после заключения трудового договора в отношении работника в соответствии со ст. 68 ТК РФ работодатель издает приказ (распоряжение). Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Должностная инструкция

Итак, место вашей работы, трудовая функция указаны в вашем трудовом договоре. Дополнительно они раскрываются в должностной инструкции и в локальных актах. Инструкция и локальные акты раскрывают и дополнительно конкретизируют, КАК и КАКИМ ОБРАЗОМ исполняется трудовая функция. Условно говоря, трудовая функция – это учить детей, согласно должностной инструкции, учитель обязан проводить только комбинированные занятия. Таким образом у нас выпадают в чистом виде лекционные и практические уроки. Или в период учебного занятия обязательно проводить опрос учеников (а вот выбор методики такого опроса остается за преподавателем). Логика понятна?

Ни должностная инструкция, ни локальные акты организации НЕ МОГУТ возлагать дополнительные трудовые функции

Итак, согласно ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Т.к. работодатель не может издавать федеральные законы, то он никоим образом не может требовать выполнять дополнительные трудовые функции. А вот договориться с работником, чтобы последний начал их выполнять, вполне реально.

Работа по совместительству

Если вы хотите кроме своей педагогической работы выполнять еще какую-либо (социальный педагог, психолог и т.д.), то можете работать по совместительству (внешнему или внутреннему) согласно ст. 60.1 ТК РФ. В соответствии с ранее названной статьей работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Обращаю ваше внимание, что при работе по совместительству заключается трудовой договор. А заключение трудового договора это ПРАВО работника, а не обязанность.

Дополнительная работа

В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с ПИСЬМЕННОГО согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Таким образом, без письменного согласия работника, работодатель не имеет права включить или внести в какие-либо списки работника для выполнения дополнительных трудовых функций. Поэтому, если вас привлекают против вашей воли к выполнению дополнительных трудовых функций, оспаривайте это, пишите письменные обращения на имя руководителя, об отказе выполнять дополнительную работу, и всегда сообщайте, что в случае нарушения своих прав, будете вынуждены обратиться за их защитой в трудовую инспекцию.

Единый квалификационный справочник

В заключении обращаю ваше внимание, что существует такой документ как Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”. Там указаны все возможные ДОЛЖНОСТНЫЕ обязанности, плюс то, что работник обязан знать, и требования к квалификации. Должность “учитель и преподаватель” находятся в 3 Разделе документа (сюда не копирую, чтобы не раздувать статью).

Таким образом, ваша должностная инструкция не должна противоречить Единому квалификационному справочнику (далее – ЕКС) должностей, в нашем случае работников образования.

Как указал Минтруд РФ в п.5 Постановления от 9 февраля 2004 г. N 9 “Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих” (с изменениями и дополнениями):”. Квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности. “.

Поэтому, хоть официально это только рекомендация, работодателю необходимо будет “попотеть”, чтобы объяснить необходимость и обоснованность вмененной обязанности работнику, если она будет противоречить положениям ЕКС.

Резюме

Подводя итог вышеизложенному:
– Любая дополнительная работа не предусмотренная трудовым договором и занимаемой должности производится только с ПИСЬМЕННОГО согласия работника;
– Должностная инструкция не может содержать в себе все прихоти работодателя, для нее так же есть требования;
– Если вы не давали согласия на выполнение доп. работы, НЕ НАДО ее выполнять.

Прилагаю шаблон документа, в случае, если требуют выполнения дополнительной работы. Обращаю внимание, что документы подаются в двух экземплярах, на втором ставится отметка об их получении. Или вы отправляете документ заказным письмом с описью вложения. Опись вложения нужна для того, чтобы потом администрация не говорила, что письмо они получили, но оно было о том, что они идеально выполняют свою работу.

Директору ГБПОУ СОШ №200

От учителя математики

Докладная записка

Довожу до Вашего сведения, что Приказом №100 от 03.03.2017 на меня возложены дополнительные трудовые функции, а именно работа воспитателем в пришкольном лагере на период с 01.07.2017 по 31.07.2017.

По занимаемой должности, я учитель математики, сведения о необходимости работы в пришкольном лагере в трудовом договоре и должностной инструкции отсутствуют. Таким образом, работа в пришкольном лагере является дополнительной трудовой функцией.

Согласно ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 60.1 и 60.2 ТК РФ дополнительная работа возлагается на работника только с его письменного согласия.

Администрация образовательного учреждения в нарушение положений Трудового кодекса РФ от меня письменного согласия не запрашивала и как следствие не получала.

Таким образом, приказ №100 от 03.03.2017 о привлечении меня Петровой Ольги Васильевны к выполнению трудовых функций воспитателя пришкольного лагеря является не законным, и противоречит трудовому кодексу Российской Федерации.

Уведомляю Вас, что работать воспитателем в пришкольном лагере я отказываюсь, в случае дальнейшего нарушения моих трудовых прав, буду вынуждена обратиться за их защитой в Государственную инспекцию труда и в суд.

15.06.2017 Петрова О.В.

Статья опубликована в группе “Юрист для учителя”

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector