Законно ли суд обязывает меня занять земли общего пользования?
Expertrating.ru

Юридический портал

Законно ли суд обязывает меня занять земли общего пользования?

Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Земельные участки общего пользования включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля. Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.

Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения – транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.

Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.

Земельные участки общего пользования

В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земельных участков общего пользования

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий

Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:

  • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • участки населенных пунктов;
  • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
  • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
  • земельные участки лесного и водного фондов;
  • территории, которые находятся в государственном запасе.

Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

Право прохода через чужой участок

Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.

Читать еще:  Опека над недееспособным

Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:

  • территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
  • береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
  • для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
  • лесные участки.

Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.

Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

Что считается самовольным захватом земли общего пользования, и как с этим борется закон?

Незаконный захват земли общего пользования рассматривается как административный проступок, наказание за которое последует по ст. 7.1 КоАП РФ. Законом определен примерный перечень таких земельных объектов общего пользования, а также условия доступа на них рядовых граждан. В этой статье разберем, на какие участки распространяется режим общего пользования, и какой штраф грозить на его нарушение.

Что это такое

Правовая трактовка термина «земли общего пользования» содержится в нормах ГК РФ и ЗК РФ. В состав указанных земель входят участки, оформленные в собственность публичных образований (РФ, субъекты, местные власти). Приведем перечень участков, на которые распространяется указанный режим:

  • пути сообщения и передвижения – улицы, проезды, проспекты, площади, дороги и т.д.;
  • зоны культурно-рекреационного назначения – парки, лесопарковые зоны, водоемы общего пользования и т.д.;
  • участки, предназначенные для осуществления общественных нужд населенных пунктов и неограниченного круга граждан – полигоны ТБО;
  • территории, выделенные объединениям граждан для ведения садоводства, огородничества, иных форм хозяйствования – участки в садовом товариществе, дачных поселках и т.д.
Читать еще:  Постановка на учет российского авто в казахстане

Помимо этого, режим общего пользования может распространяться на участки, находящиеся в совместной или долевой собственности граждан. Например, к таким землям относится участок придомовой территории, площадь кооперативного гаража и т.д.

Собственник указанных земель вправе принимать правила доступа и пользования. Если такой акт официально принят и опубликован, его должны исполнять физические и юридические лица. В частности, это касается запрета и ограничения на любое несогласованное занятие участка или его части, огораживание под личные нужды, воспрепятствование доступу граждан.

За противоправный захват лесных территорий в КоАП РФ предусмотрен специальный состав, т.к. на участки леса не распространяется режим земель общего использования.

Какие виды нарушений связаны с землями общего пользования

Закон запрещает любые ограничения или запреты, связанные с доступом к участкам общего пользования. Исключения могут предусматриваться только нормативными актами, опубликованными для общего ознакомления. В перечень нарушений указанных правил могут входить:

  • захват участка, или его части, для использования под личные цели частных лиц или предприятий;
  • введение несанкционированных ограничений за доступ к местам общего пользования – например, взимание платы за проход в сквер, если это не регламентировано муниципальным актом;
  • использование участка общего пользования вопреки целевому назначению – например, самовольное отведение мест под парковку на зеленых насаждения скверов;
  • установка ограждений, шлагбаумов, заборов для ограничения свободного прохода или проезда.

Указанные нарушения могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Какая статья предусмотрена за захват земли

Для назначения административного наказания закон не разграничивает земли общего и частного пользования. Статья 7.1 КоАП РФ устанавливает санкции за захват любого участка, на который нарушитель не имел законных прав. Например, захват части чужого участка соседом по дому или огораживание публичного водоема карается по одной статье.

По ст. 7.1 КоАП РФ наказание последует при следующих условиях:

  • если установлен факт самовольного занятия чужого участка – путем фактического использования, установки ограждений, размещения или возведения несанкционированных построек;
  • если субъект не имеет никаких прав на этот участок, либо вышел за пределы законодательных правил – например, использование участка общего пользования для личных нужд, не разрешенных нормативным актом;
  • если выявленный факт захвата не повлек существенного ущерба или вреда – при наступлении указанных последствий наказание последует по ст. 330 УК РФ за самоуправство.

Судебная практика ВС РФ содержит правила определения существенного вреда, что позволит правильно выбрать санкцию между КоАП РФ и УК РФ.

Пользование общественным участков для временных нужд, не превышающих допустимые пределы, не является нарушением закона.

Подтверждение целевого назначения и категории участка происходит по сведениям ЕГРН, либо на основании правоустанавливающих документов. Категория земель общего пользования указана в ЕГРН, и не может быть изменена без проведения публичных слушаний с изданием муниципального акта.

Например, участок проспекта может быть предоставлен в аренду для установки торговой палатки – для этого проходит процедура согласования, правила которой утверждают местные или федеральные власти. Нарушение правил выделения участка не могут рассматриваться как захват, однако ответственность будет наступать за самоуправство, либо за превышение должностных полномочий.

Как проходит процедура привлечения к ответственности

Выявление фактов захвата общественных участков входит в компетенцию должностных лиц и уполномоченных ведомств. Для этого могут рассматриваться обращения граждан или организаций, проводится плановые проверки. Обратиться с заявлением или жалобой по факту захвата может любое заинтересованное лицо, так как указанные территории предназначены для общественного использования.

Куда жаловаться, если возникают сомнения в правомерности захвата участка, либо выявлен прямой случай нарушения земельного законодательства? Подать заявление или жалобу можно в следующие инстанции:

  • органы прокуратуры;
  • земельные инспекторы местных властей или должностные лица Госземнадзора;
  • администрация муниципального образования;
  • учреждения МВД.

Образец жалобы должен содержать сведения о заявителе, так как анонимные обращения не рассматриваются по существу. Также нужно указать основания и факты, позволяющие сделать вывод о самовольном захвате земли. К обращению может прилагаться фото- или видеоматериал.

Читать еще:  Оплата праздничных, переработка

Муниципальные власти и органы Госземнадзора обязаны проводить плановые и внеочередные проверки целевого использования земель общего пользования. Все нарушения фиксируются в протокольной форме, а при малозначительности проступка может объявляться устное замечание.

По факту выявленного нарушения составляется административный протокол. В его содержании указываются следующие сведения:

  • дата и место правонарушения;
  • сведения о должностном лице, составившем протокол;
  • полные данные правонарушителя – им может являться частное лицо или предприятие;
  • обстоятельства захвата земли, в том числе площадь участка – этот показатель будет иметь значение для назначения штрафа;
  • объяснения или возражения нарушителя.

Для административного наказания нужно точно определить площадь захвата. Для этого составляются схемы участка с указанием координат точек границ – они определяются по месту установки ограждений, внешних стен постройки и т.д.

Протокол вручается нарушителю, либо направляется по его адресу. Рассмотрение дела по существу входит в полномочия должностных лиц Государственного земельного надзора (ГЗН). Территориальные подразделения ГЗН функционируют в каждом муниципальном районе, а перечень должностных лиц, имеющих право выносить постановление о штрафе, зафиксирован в ст. 23.21 КоАП РФ.

Рассмотрение дела происходит при личном участии нарушителя, либо в его отсутствие. Во втором случае необходимо убедиться, что информация о времени и месте заседания была заблаговременно направлена нарушителю, либо была доведена при составлении протокола.

Как назначается штраф

Единственной санкций за указанное правонарушение является штраф в денежной форме. Однако для определения размера наказания применяются специальные правила – учитывается кадастровая стоимость участка, на котором произошло нарушение. Показатели кадастровой стоимости определяются по результатам государственной оценки земли и фиксируются в реестре ЕГРН.

При рассмотрении дела, должностное лицо Госземнадзора обязано запросить актуальную выписку ЕГРН – в этом документе будет указана категория участка и его кадастровая стоимость. В зависимости от статуса нарушителя, сумма штрафа составит:

  • для частных лиц – в размере от 1 до 1.5% от кадастровой стоимости, но не менее 5000 руб.;
  • на должностных лиц – от 1.5 до 2%, но не менее 20 000 руб.;
  • для ИП и организаций – от 2 до 3%, но не менее 100 000 руб.

Если захват выявлен только на части участка, сумма штрафа будет рассчитана в пропорциональном отношении к кадастровой стоимости целого земельного надела.

До 2020 года регионы сохраняют право использовать инвентаризационные показатели для расчета налоговых обязательств, однако при назначении административных штрафов такая стоимость не используется. При отсутствии в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости участка назначается штраф в фиксированной сумме:

  • на граждан – от 5000 до 10000 руб.;
  • на должностных лиц – от 20000 до 50000 руб.;
  • на предприятия – от 100 000 до 200 000 руб.

Если захват участка общего пользования допустили несколько лиц, на каждого из них будет наложен самостоятельный штраф. Факт коллективного нарушения не влечет увеличение санкции, однако должностное лицо ГЗН может назначить штраф в максимально возможном размере по ст. 7.1 КоАП РФ.

Как исполняется наказание

Постановление о назначении штрафа должно быть исполнено в добровольном порядке – для этого закон дает 60 дней. После истечения указанного срока, взыскание штрафа будет проходить в принудительном порядке. Постановление направляется в службу ФССП, где возбуждается исполнительное производство. Для исполнения наказания происходит удержание с заработной платы, накладывается арест на счета или имущество нарушителя.

Несвоевременная уплата штрафа, либо уклонение от исполнения административной санкции, является самостоятельным нарушением по КоАП РФ. При выявлении таких фактов, может последовать новый штраф, либо иные меры воздействия – обязательные работы, арест. Назначение дополнительного наказания не освобождает от обязанности уплатить первоначальный штраф.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector