Заработная плата педагогов: порядок начисления
Expertrating.ru

Юридический портал

Заработная плата педагогов: порядок начисления

Приложение N 3. Порядок исчисления заработной платы педагогическим работникам

Приложение N 3
к Положению об оплате труда
работников государственных
образовательных учреждений
и государственных учреждений
образования Краснодарского края

Порядок
исчисления заработной платы педагогическим работникам

1. Порядок исчисления заработной платы учителей, преподавателей
(за исключением преподавателей учреждений начального и среднего
профессионального образования)

1.1. Месячная заработная плата учителей и преподавателей определяется путем умножения ставок заработной платы, установленных в соответствии с настоящим Положением, на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.

В таком же порядке исчисляется месячная заработная плата:

учителей и преподавателей за работу в другом образовательном учреждении (одном или нескольких), осуществляемую на условиях совместительства;

учителей, для которых данное учреждение является местом основной работы, при возложении на них обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также по проведению занятий по физкультуре с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

1.2. Установленная учителям при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года.

1.3. Тарификация учителей и преподавателей производится один раз в год, но раздельно по полугодиям, если учебными планами на каждое полугодие предусматривается разное количество часов на предмет.

1.4. Исчисление заработной платы учителей за работу по обучению детей, находящихся на длительном лечении в больницах, а также учителей вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (классов очного обучения, групп заочного обучения) в зависимости от объема их учебной нагрузки производится два раза в год – на начало первого и второго учебных полугодий.

Тарификация учителей, осуществляющих обучение обучающихся, находящихся на длительном лечении в больницах, если постоянная сменяемость обучающихся влияет на учебную нагрузку учителей, производится следующим образом: в учебную нагрузку учителя включаются при тарификации на начало каждого полугодия не все 100 процентов часов, отведенных учебным планом на групповые и индивидуальные занятия, а 80 процентов от этого объема часов. Месячная заработная плата за часы преподавательской работы будет определяться в этом случае путем умножения ставки заработной платы на объем нагрузки, взятой в размере 80 процентов от фактической нагрузки на начало каждого полугодия и деленной на установленную норму часов в неделю.

Установленная таким образом месячная заработная плата учителю выплачивается до начала следующего полугодия независимо от фактической нагрузки в разные месяцы данного учебного полугодия, а по окончании каждого учебного полугодия часы преподавательской работы, выполненные сверх объема учебной нагрузки, установленной при тарификации, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам.

При невыполнении по не зависящим от учителя причинам объема учебной нагрузки, установленной при тарификации, уменьшение заработной платы не производится.

1.5. В учебную нагрузку учителей за работу с заочниками включаются часы, отведенные на полугодие учебным планом на групповые и индивидуальные консультации, а также 70 процентов от объема часов, отведенных на прием устных и письменных зачетов. Расчет часов в учебном плане на прием устных и письменных зачетов производится на среднее количество обучающихся: в группе от 9 до 15 человек – на 12, в группе от 16 до 20 человек – на 18.

1.6. За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, а также в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям оплата труда педагогических работников и лиц из числа руководящего, учебно-вспомогательного персонала, ведущих в течение учебного года преподавательскую работу, в том числе занятия с кружками, группами, объединениями, производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным выше причинам.

Лицам, работающим на условиях почасовой оплаты и не ведущим педагогической работы во время каникул, оплата за это время не производится.

2. Порядок исчисления заработной платы преподавателей учреждений
начального и среднего профессионального образования (за исключением
преподавателей педагогических училищ, педагогических колледжей,
к которым применяется порядок исчисления заработной платы,
предусмотренный для учителей)

2.1. До начала учебного года средняя месячная заработная плата преподавателей образовательного учреждения определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.

Часовая ставка определяется путем деления ставки заработной платы, установлений в соответствии с настоящим Положением, на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа).

Установленная средняя месячная заработная плата выплачивается преподавателям за работу в течение всего учебного года, а также за период каникул, не совпадающий с ежегодным отпуском.

2.2. Преподавателям, поступившим на работу в течение учебного года, средняя месячная заработная плата определяется путем умножения их часовых ставок на объем учебной нагрузки, приходящейся на число полных месяцев работы до конца учебного года, и деления полученного произведения на количество этих же месяцев. Заработная плата за неполный рабочий месяц в этом случае выплачивается за фактическое количество часов по часовым ставкам.

2.3. Преподавателям, поступившим на работу до начала учебного года, заработная плата выплачивается из расчета ставки заработной платы, установленной в соответствии с настоящим Положением.

2.4. Часы преподавательской работы, данные сверх установленной годовой учебной нагрузки, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки. Эта оплата производится помесячно или в конце учебного года.

Оплата труда преподавателей за часы учебных занятий, выполненные при замещении временно отсутствовавших работников по болезни и другим причинам, производится дополнительно по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года, также только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки, установленной при тарификации.

Читать еще:  Распечатать квитанцию на газ по лицевому счету

Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней заработной платы преподавателей исходя из уточненного объема учебной нагрузки в порядке, предусмотренном для преподавателей, поступивших на работу в течение учебного года.

2.5. В том случае, когда в соответствии с действующим законодательством преподаватели освобождаются от учебных занятий с сохранением за ними частично или полностью заработной платы (ежегодный и дополнительный отпуска, учебные сборы, командировка и т.д.), установленный им объем годовой учебной нагрузки должен быть уменьшен на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней – за неполный месяц. В таком же порядке производится уменьшение годовой учебной нагрузки в случае освобождения преподавателей от учебных занятий без сохранения заработной платы, а также в случаях временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

Уменьшение нагрузки за дни, когда преподаватель фактически выполнил учебную работу (например, в день выдачи больничного листа, в день выбытия в командировку и прибытия из нее), не производится.

Если в ГОУ и ГУ учебный процесс продолжается в течение всего календарного года и ежегодный отпуск преподавателям в связи с этим может предоставляться в различные месяцы года, а не только в период летних каникул, снижение учебной нагрузки за время ежегодного отпуска за текущий учебный год также не производится.

Установленная при тарификации средняя месячная заработная плата во всех случаях, указанных в настоящем пункте, уменьшению не подлежит. Часы преподавательской работы, выполненные преподавателем в течение учебного года сверх уменьшенной нагрузки, оплачиваются дополнительно в соответствии с пунктом 2.4 настоящего приложения.

2.6. В случае когда в соответствии с действующим законодательством руководитель физического воспитания и преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) освобождаются от учебных занятий (отпуск, временная нетрудоспособность, пребывание в командировке и т.д.), установленный им объем учебной нагрузки в счет получаемого должностного оклада уменьшению не подлежит. Уменьшается только та часть учебной нагрузки, оплата за которую производится в порядке, установленном для преподавателей.

2.7. В учреждениях начального и среднего профессионального образования изменения в течение учебного года в учебных планах, перевод обучающихся (студентов) с одних специальностей на другие, а также слияние учебных групп, как правило, производиться не должны.

В том случае, если по каким-то причинам в период учебного года произошло уменьшение объема нагрузки отдельных преподавателей, им в остающийся до конца учебного года период выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации на начало учебного года.

2.8. В учреждениях среднего профессионального образования с индивидуальными формами обучения (училищах культуры и искусства) тарификация преподавателей производится дважды в учебном году: на начало первого и на начало второго полугодия.

За часы преподавательской работы, не выполненные в связи с неявкой студентов на занятия, оплата труда преподавателей производится из расчета не ниже двух третей их часовой тарифной ставки.

Примеры расчета заработной платы разной категории педагогических работников

Примеры расчета заработной платы разной категории педагогических работников.

Заработная плата работников образовательных учреждений, согласно Положению, разработанному Министерством образования и науки РД, состоит из двух частей: базовой и стимулирующей. Ниже приведены примеры расчета базовой части заработной платы педагогических работников. Стимулирующая часть распределяется исходя из средств образовательного учреждения на стимулирующие выплаты. Распределение стимулирующих выплат осуществляется по 100 бальной системе, согласно критериям, разработанным Минобрнауки РД. Обращаем внимание, что согласно пункту 5 Положения размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников учреждений образования определяются применительно к ранее установленным им, исходя из тарифных разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан, размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы. Именно поэтому в разделе 2 Положения должностные оклады определены как диапазон. Т. е. • если педагогический работник имел 7,8,9,10 или 11 разряд по ЕТС, то должностной оклад устанавливается на уровне соответственно 7,8,9,10,или И разряда по ЕТС. Если педагогический работник имеет вторую, первую или высшую квалификационную категорию, то должностной оклад устанавливается на уровне Празряда (3589) и к нему применяется повышающий коэффициент за вторую, первую или высшую квалификационную категорию.

Пример 1. Учитель русского языка в 5-11 классах сельской общеобразовательной школы сельской имеет учебную нагрузку в объеме 22 часов в неделю, имеет классное руководство и осуществляет проверку тетрадей в объеме 22 часов. До введения новой системы оплаты труда данный учитель имел 10 разряд по ЕТС. Месячная заработная плата рассчитывается следующим образом:

Должностной оклад равен 3278 рублей. Ставка заработной платы с учетом 25 % за работу в сельской местности равна: 3278 руб. * 1,25 = 4097,5 руб. Заработная плата за отработанные часы равна: (4097,5 руб. * 22ч.)/18ч. = 5008,1 руб. Компенсационная выплата за классное руководство составляет 20 % от ставки заработной платы и равна: 4097,5 * 0,2 = 819,5 руб. Компенсационная выплата за проверку тетради (при условии, что в проверку входят все 22 часа) составляет 15 % и равна: (4097,5 руб. * 0,15)*22 ч./18ч. = 751,2 руб.

Итого заработная плата равна: 5008,1 руб. + 819,5 руб. + 751,2 руб. = 6578,8 руб.,

Где 5008,1 руб. – заработная плата за фактически отработанные часы; 819,5 руб. – компенсационные выплаты за классное руководство; 751,2 руб. – компенсационные выплаты за проверку тетрадей.

Читать еще:  Могут ли сотрудники патрульно постовой службы останавливать без причин?

Пример 2. Учитель математики в 5-11 классах сельской общеобразовательной гимназии имеет учебную нагрузку в объеме 15 часов, имеет высшую квалификационную категорию, имеет звание «Заслуженный учитель РД», заведует кабинетом, осуществляет проверка тетрадей за 5 часов. Месячная заработная плата рассчитывается следующим образом:

Должностной оклад равен 3589 рублей. С учетом повышающих коэффициентов’ за квалификационную категорию, за звание «Заслуженный учитель РД», за специфику работы (общеобразовательная школа-гимназия) и надбавки за работу в сельской местности ставка заработной платы равна:

3589 руб.* 1,255 * 1,08 * (1+0,25+0,15) = 6810,3 руб.

где 1,255 – повышающий коэффициент за квалификационную категорию; 1,08 – повышающий коэффициент за звание;0,25 – надбавка за работу в сельской местности;

0,15 – повышающий коэффициент за специфику работы.

Заработная плата за фактически отработанные часы: (6810,3 руб. * 15ч.)/18ч. = 5675,3 руб. Компенсационная выплата за заведование кабинетом в размере 10 % от ставки заработной платы: 6810,3 руб. * 0,1 = 681 руб. Компенсационная выплата за проверку тетрадей: ((6810,3 руб. * 0,1) * 5ч.) / 18ч. = 189,2 руб.

Итого месячная заработная плата равна:

5675,3 руб. + 681 руб. + 189,2 руб. = 6545,5 руб.

где 5675,3 руб. – заработная плата за фактически отработанные часы; 681 руб. – компенсационные выплаты за заведование кабинетом; 189,2 руб. – компенсационные выплаты за проверку тетрадей.

Пример 3. Учитель родного языка в 1-4 классах городской общеобразовательной школы-интерната, имеет учебную нагрузку в объеме 24 часа, имеет первую квалификационную категорию, имеет классное руководство и осуществляет проверку тетрадей в объеме 24 часа. Месячная заработная плата рассчитывается следующим образом:

Должностной оклад 3589 рублей. Ставка заработной платы с учетом повышающих коэффициентов за первую квалификационную категорию, за специфику работы (общеобразовательная школа-интернат) равна:

3589 руб. * 1,168 * 1,15 = 4820,7 руб. где 1,168 – повышающий коэффициент за квалификационную категорию; 1,15 – повышающий коэффициент за специфику работы (общеобразовательная школа-интернат).Заработная плата за фактически отработанные часы равна: (4820,7 руб. * 24ч.)/20ч. = 5784,8 руб. Компенсационная выплата за классное руководство в размере 15 % от ставки заработной платы: 4820,7 руб. * 0,15 = 723,1 руб. Компенсационная выплата за проверку тетрадей: (4820,7 руб. * 0,15)*24ч./20ч. = 867,7 руб. Итого месячная заработная плата равна:5784,8 руб. + 723,1 руб. + 867,7 руб. = 7375,6 руб.

где 5784,8 руб. – заработная плата за фактически отработанные часы; 723,1 руб. – компенсационные выплаты за классное руководство; 867,7 руб. – компенсационные выплаты за проверку тетрадей.

Пример 4. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения сельской местности, имеющий высшую квалификационную категорию и работающий на 1,5 ставки.

Должностной оклад 3589 рублей. Ставка заработной платы с учетом повышающих коэффициентов и надбавки за работу в сельской местности равна: 3589 руб. * 1,255 * 1,25 = 5630 руб. где

1,255 – повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию; 1,25 – коэффициент за работу в сельской местности. Заработная плата за фактически отработанные часы равна: 5630 руб.* 1,5 ст. = 8445 руб.

Пример 5. Воспитатель специального (коррекционного) детского дома, работающий на одну ставку. До введения новой системы оплаты труда данный воспитатель имел 10 разряд по ЕТС.

Должностной оклад 3278 рублей. Ставка заработной платы с учетом повышающих коэффициентов за специфику работы равна: ; 3278 руб. * (1+0,2+0,2) = 4589 руб.

Где 0,2 – повышающий коэффициент за работу в детском доме; 0,2 – повышающий коэффициент за работу в специальном (коррекционном) учреждении.

Итоговая заработная плата равна: 4589 рублей.

Пример 6 (в случае, когда итоговая заработная плата может оказаться меньше МРОТ): Социальный педагог сельской общеобразовательной школы, работающий на одну ставку и имеющий до введения НСОТ 10 разряд.

Должностной оклад 3278 рублей. Ставка заработной платы с учетом надбавки за работу в сельской местности: 3278 руб. * 1,25 = 4097,5 руб.

С учетом того, что педагог работает на одну ставку, итоговая заработная плата равна (базовая часть): 4097,5 рублей.

Далее данному педагогу при наличии основания может быть установлена стимулирующая выплата. Если и после установления стимулирующей выплаты заработная плата данного педагога будет меньше МРОТ, то необходимо довести ее до МРОТ (4330). К примеру, данному педагогу установлена стимулирующая выплата за качество работы в размере 600 рублей, тогда итоговая заработная плата будет равна: 4097,5 руб. + 600 руб. = 4697,5 рублей и доведение до МРОТ отпадает, а если, к примеру, стимулирующая выплата составит 150 рублей, тогда итоговая зарплата будет равна: 4097,5 руб. + 150 руб. = 4247,5 руб. и в этом случае зарплату необходимо довести до МРОТ произведя доплату в размере 82,5 рублей.

Пример 7. Учитель химии учреждения начального профессионального образования городской местности, имеющий высшую квалификационную категорию, имеющий ученую степень «Кандидат химических наук», имеющий недельную нагрузку в объеме 20 часов, имеющий кружковую работу в объеме 3 часов, имеющий проверку тетрадей в объёме 20 часов, имеющий заведование кабинетом и руководство методическими комиссиями.

Должностной оклад равен 3589 рублей. Ставка заработной платы с учетом повышающих коэффициентов за квалификационную категорию и ученую степень равна:

3589 руб. * 1,255 * 1,08 = 4864,5 руб. где

1,255 – повышающий коэффициент за квалификационную категорию;

1,08 – повышающий коэффициент за ученую степень

.Заработная плата за недельную нагрузку равна:

4864,5 руб. * 20ч./18ч. = 5405 руб.

Заработная плата за кружковую работу:

4864,5 руб. * Зч/ 18ч. = 810,8 руб.

Компенсационная выплата за проверку тетрадей равна: (4864,5 руб. * 0,05) * 20 ч./18ч. = 270,3 руб. Компенсационная выплата за заведование кабинетом в размере 15 % от ставки заработной платы: 4864,5 руб. * ОД 5 = 729,7 руб. Компенсационная выплата за руководство методическими комиссиями в размере 10 % от ставки заработной платы: 486,4 руб.

Читать еще:  Знакомого поймали с 0,5 кг конопли. Что будет?

Итоговая заработная плата равна: ч 5405 руб. + 810,8 руб. + 270,3 руб. + 729,7 руб. + 486,4 руб. = 7702,2

где 5405 руб. – заработная плата за фактически отработанные часы; 810,8 руб. – заработная плата за кружковую работу;

270.3 руб. – компенсационная выплата за проверку тетрадей;
729,7 руб. – компенсационная выплата за заведование кабинетом;

486.4 руб. – компенсационная выплата за руководство методическими
комиссиями.

Заработная плата педагогов: порядок начисления

Решением правительственной трехсторонней комиссии, координатором которой является вице-премьер РФ Татьяна Голикова, 25 декабря утверждены единые рекомендации по установлению систем оплаты труда для работников государственных и муниципальных учреждений, которые непосредственно касаются и школьных педагогов.

Составные части

Заработная плата школьных педагогов состоит из двух частей – базовой и стимулирующей. В базовую часть входит базовый оклад, который не может быть ниже МРОТ в регионе, компенсационные выплаты (за вредные и опасные условия работы, тяжелые климатические условия, выполнение сверхурочных работ и др.) и выплаты за дополнительную работу: классное руководство, заведование кабинетом, руководство методическим объединением и т.п.

Стимулирующие выплаты обычно полагаются за результаты и виды работ, которые не входят в должностные обязанности; это могут быть высокие показатели и достижения как школьников, так и самого педагога.

Например, их можно получить за участие и призовые места учеников в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях или за участие в профессиональных конкурсах, а также проведение и подготовку учителем каких-то крупных мероприятий в школе, для школы, муниципалитета или региона. За редким исключением стимулирующие выплаты составляют 5–10% от общего размера зарплаты.

«Эти правила едины для всех, однако размер всех выплат сильно разнится в зависимости от региона; так, за классное руководство в одном субъекте можно получить 500 рублей в месяц, а в другом – до 12,5 тыс., примерно столько в Москве», – сказала «Вестям образования» аналитик Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики Светлана Попова.

Она пояснила, что образовательные учреждения в России сами устанавливают систему оплаты труда на основании той, которая принята в муниципалитете, поэтому в разных регионах стимулирующие выплаты также отличаются как размером, так и показателями, за которые они начисляются. Кроме того, в некоторых регионах практикуются доплаты молодым педагогам, при этом это могут быть и разовые подъемные, и доплаты в течение двух-трех лет, чтобы они могли относительно выровняться с другими преподавателями в плане заработка.

Рекомендации на 2019 год

На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которое прошло в правительстве 25 декабря, были утверждены единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в следующем году. Согласно документу, региональные власти не должны допустить снижения уровня зарплаты работников образовательных учреждений, достигнутого в 2018 году, определяемого на основе данных Росстата.

«Снижение базовой части заработной платы не может быть по закону. Скорее снижение заработной платы может быть за счет стимулирующих выплат, которые выплачиваются нерегулярно, – считает Попова. – Вероятно, эти рекомендации помогут удержать заработную плату педагогов на достигнутом уровне.

Когда в 2012 году майским указом президента была поставлена задача по достижению средней заработной платы педагогов не ниже 100% от средней по региону и это было на контроле правительства РФ, субъекты России каждый квартал отчитывались о достижении показателя заработной платы, и им приходилось тем или иным способом искать способы ее повышения».

Поскольку в майском указе 2018 года уже нет акцента на заработную плату, то есть риск, что регионы расслабятся и перестанут контролировать уровень заработной платы, считает аналитик. Поэтому напомнить им, что она не должна снижаться – это правильно. Другое дело – насколько это удастся. Ведь в регионах заработная плата снижается не по желанию властей, а потому что у регионов не хватает финансовых средств. Когда они исполняли майский указ 2012 года, то Минфин выделял определенные средства на то, чтобы обеспечить достижение заработной платы, сейчас этого нет. Соответственно вопрос, откуда взять деньги на повышение, остается», – рассуждает Попова.

Дифференциация зарплат в регионах

В августе 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что по итогам первого полугодия средняя зарплата школьного педагога в России составила 42,2 тыс. рублей. При этом целевой показатель в 100% от средней заработной платы по региону достигнут во всех субъектах РФ.

Тем не менее сегодня уровень дохода учителей может разниться в пять-шесть раз в зависимости от субъекта.

«Заработная плата учителя привязана к средней по экономике региона, и это означает, что и в регионе соответствующие зарплаты. Если сделать так, чтобы во всех субъектах зарплаты были примерно на одном уровне, то у нас получится ситуация, которая была в 90-е годы, когда в более благополучных регионах была катастрофическая нехватка учителей. Доходы педагогов были везде примерно одинаковы, и в небогатых регионах она зачастую превышала заработную плату в других отраслях и этим создавала привлекательность работы в школе, а в наиболее развитых и финансово относительно благополучных – гораздо ниже, что в последних приводило к оттоку педагогов из системы образования. И это повторится сейчас, если доходы уравнять. Поэтому тут нужны системные меры как на уровне страны, так и на уровне регионов, чтобы региональная экономика развивалась и заработная плата в целом в субъектах росла», – заключила эксперт.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector