Заслуживает ли наказания директор школы?
Увольнение директора школы
Как мы знаем, любой официально трудоустроенный человек имеет гарантированное право прекратить трудовые отношения по своему желанию (ст. 77 ТК РФ), по ряду причин, когда работодателя не устраивает выполнение возложенных обязанностей на работника, он может быть уволен согласно нормам ст. 81 ТК РФ.
Директор школы довольно-таки ответственная должность, поскольку имеет непосредственное отношение к воспитанию молодого поколения и уровню его образования.
Именно от директора школы зависит подбор педагогов.
От учителей, имеющих высокие нравственные ценности, подающих своим поведением пример для подражания, знающих и любящих свой предмет, который преподают настолько хорошо, что могут донести свои знания детям, зависит уровень образования выпускников школы и их воспитание.
Все мы, ходили в школу и помним, что одни уроки ждали с нетерпением, на другие шли с явным нежеланием.
Встав взрослыми, анализируя, хорошо понимаем, что все зависело именно от учителя.
Один преподаватель мог заинтересовать слушать, внимая, каждое слово, у другого можно было следить по учебнику за преподнесением нового материала, что вызывало полную скуку.
Директор школы непосредственно должен прислушиваться к мнению учеников и родителей о педагогическом коллективе и его профессиональным навыкам.
На должность директора школы назначаются лица с высшим педагогическим образованием, имеющие достаточный опыт работы Министерством образования и науки РФ заключением договора сроком на 5 лет.
По истечению срока договора он может быть продлен, либо расторгнут.
В том случае, когда директор хочет расторгнуть договор раньше срока окончания, он имеет право подать заявление.
На основании требований ст. 280 ТК РФ, один месяц он должен отработать после подачи заявления, для того, чтобы могли найти подходящую кандидатуру на освобождающуюся должность.
В течение этого месяца директор также имеет право передумать увольняться и подать отозвать заявление об увольнении. Однако это нужно сделать в письменной форме.
В случае если письменно по переводу был приглашен новый сотрудник на место директора и уже успел уволиться со своего места основного работы, отказать в трудоустройстве ему по закону нельзя.
Поэтому бывший директор, даже в том случае, если к этому моменту передумал расторгать трудовые отношения, будет уволен по ч.1 п. 3 ст. 77 ТК РФ.
Трудовым законодательством (ст. 80 ТК РФ) предусмотрены случаи, когда возможно увольнение без отработки положенного срока.
Директор школы не является исключением.
Он может быть уволен в указанный в заявлении срок:
- при выходе на пенсию;
- в случае поступления на стационарную форму обучения;
- или в тех случаях, когда нет возможности продолжать работать, при предоставлении соответствующих документов.
Это могут быть справки из медицинских учреждений о необходимости постоянного ухода за близким родственником, копия приказа о переводе мужа (жены) на работу в другой город и прочие документы.
Кроме всего прочего директор школы, как любой педагог, выполняющий непосредственно функция воспитания детей может быть уволен:
- по п. 8 ч. 1 ст. 81 Трудового законодательства за поведение, которое считается в обществе аморальным и не совместимо с деятельностью педагога;
- по п. 13 ч.1 ст.83 ТК РФ, если будут установлены факты, не позволяющих заниматься педагогической, тем более руководящей деятельностью;
- статья 336 ТК РФ дает возможность прекратить действие трудового договора с педагогическим работником, в том числе и с директором школы, поскольку, прежде всего он остается быть педагогом, при нарушении устава, действующего в учебном заведении, а также применение морального или физического насилия над учениками в процессе обучения.
Здесь важно заметить, что директор может быть уволен, даже в тех случаях, когда не сам лично применял насильственные методы к учащимся, а кто-то из преподавательского состава, о чем директору поступали жалобы, но он не предпринял никаких действенных мер по устранению этого нарушения и дисциплинарному наказанию виновных лиц.
Если директор школы был уличен в использовании денежных средств, собранных родителями учеников на нужды школы для улучшения процесса обучения и создания для детей более комфортных условий, в личных целях, общешкольный родительский комитет, который должен контролировать, куда тратятся внебюджетные поступления добровольных родительских взносов, имеет право написать жалобу в Департамент образования.
Для проведения проверки жалоба не должна быть анонимной, необходимо собрать предварительно подписи родителей учеников.
По результатам расследования указанных фактов, при выявлении неоднократных нарушений со стороны директора школы, с учетом его письменных объяснений, он может быть уволен с занимаемой должности.
Причины увольнения
Основания для увольнения директора могут быть разные.
1. Заявление по собственному желанию уволиться.
Причины указывать в данном случае необязательно, если только нет существенных препятствий для необходимости отработать после подачи заявления один месяц.
При наличии же обстоятельств, которые вынуждают директора уволиться, в заявлении они должны быть указаны с предоставлением документального подтверждения.
Обычно причинами увольнения по собственному желанию являются семейные неурядицы, которые не обязательно подробно излагать в заявлении.
2. При увольнении директора за допущенные нарушения, согласно нормам действующего законодательства причиной может послужить:
- согласно п. 1 ст. 81 ТК РФ – ликвидация организации, или проще говоря, закрытие учебного заведения;
- при выявлении в ходе работы, что директор не соответствует занимаемой должности (п. 3 ст. 81 ТК РФ);
- в случае, когда было наложено дисциплинарное взыскание и в течение календарного года, пока оно еще не снято, директор опять не выполняет свои возложенные на него обязанности (п. 5 ст. 81 ТК РФ);
- при грубом нарушении должностных обязанностей достаточно одного выявленного факта, чтобы директор школы был уволен (п.6 ст.81 ТК РФ);
Нахождение директора школы на работе в нетрезвом виде, не вписывается ни в какие законные или моральные рамки, поэтому он будет само собой разумеющимся, уволен.
В случае хищения школьного имущества, директора школы постигнет та же участь – увольнение, с неприятной записью в трудовой книжке.
С такой записью ему будет тяжело трудоустроиться, тем более в сфере образования;
- совершение поступка, несовместимого с принципами морали, принятыми в обществе невозможно для продолжения деятельности педагогического характера (п. 8 ст. 81 ТК РФ);
- при увольнении согласно п. 2 ст. 278 ТК РФ уполномоченный орган имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем учебного заведения, не объясняя причин;
- директор школы может быть уволен, по основаниям ст. 351. 1 ТК РФ,
предусматривающим досрочное прекращение трудовых отношений с работниками в сфере образования в том случае, если лица, занимающиеся педагогической деятельностью, были судимы за преступные деяния, направленные против жизни и здоровья людей, а также свободы, чести, достоинства личности.
При получении справки из органов МВД о наличие судимости, которую при приеме на работу кандидат на должность директора скрыл, трудовой договор с ним расторгается по п. 13. ч. 1 ст. 83 ТК РФ – по причинам, какие не зависят от воли сторон;
- дополнительным основанием для увольнения директора школы (как впрочем, и всех педагогов) служит использование методики обучения с применением насильственных методов физического или психического воздействия на учащегося (п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ).
Даже при однократном оскорблении, унижение, необоснованной критике ученика, применении рукоприкладства директор будет уволен.
Инструкция
1. При увольнении директора школы по собственному желанию, он должен подать заявление с предупреждением о прекращении трудовых отношений за месяц до расторжения договора, если нет причин, когда он может быть уволен раньше, которые должны быть подтверждены документально.
2. При ликвидации школы, руководящий орган должен письменно уведомить директора за два месяца до намеченного увольнения.
3. При увольнении за любые нарушения дисциплинарного характера должны быть собраны все документы, подтверждающие факт того, что директор не справляется со своими обязанностями, либо ведет себя аморально, нарушает школьный устав и нормы поведения.
Кроме того, необходимо взять письменные объяснения такого поведения.
При отказе писать объяснительную записку, составляется акт за подписью свидетелей.
4. Увольняя директора по п. 2 ст. 278, его не предупреждают заранее и могут не объяснять причин расторжения трудового договора.
5. При получении достоверных сведений от органов МВД о наличие судимости директора школы, трудовой договор с ним должен быть расторгнут.
6. В случае поступления жалоб от детей и их родителей о применении насилия, как физического, так и морального, должно быть проведено расследование, взято письменное объяснение от директора.
7. Жалобы родительского комитета о присвоении средств, собранных родителями учащихся должны быть рассмотрены и проведены проверки.
8. При наличии заявления, в случае собственного желания директора расторгнуть трудовой договор или документов, подтверждающих нарушения должностных обязанностей, возложенных на руководителя школы, издается приказ о его увольнении.
9. С приказом об увольнении директора школы знакомят под роспись.
В случае отказа подписывать документ, составляется акт за подписью двух свидетелей.
10. В день увольнения директор школы получает на руки трудовую книжку и все гарантированные выплаты, в зависимости от статьи ТК РФ, на основании которой с ним прекращен трудовой договор.
«Система» наказала директора школы №49?
История с увольнением директора школы №49 стала в последние дни самой обсуждаемой в томских СМИ и на форумах. И здесь есть чем заинтересоваться, ведь все больше ситуация вокруг учебного заведения напоминает сериал.
Сначала в школу, относящуюся к числу лучших в городе, приходит грозный ОБЭП с неожиданным для всех обыском. Отдел по борьбе с экономическими преступлениями заинтересовал факт сдачи в почасовую аренду школьных помещений. При этом руководство учебного заведения действовало напрямую, минуя департамент недвижимости. Сама директор школы Лариса Сорокова утверждала, что в помещениях проходили занятия кружков для детей и взрослых, а все вырученные деньги шли на школьные нужды.
В итоге в возбуждении уголовного дела было отказано из-за отсутствия состава преступления. Однако в департаменте образования Ларису Сорокову посчитали виновной — подтверждением тому стал приказ об ее увольнении.
После этого педагоги провели совещание, на котором присутствовали заммэра по социальным вопросам Алексей Балановский и замначальника департамента образования города Виктор Кашпур. Коллектив педагогов был уведомлен, что решение об увольнении Ларисы Сороковой уже принято, а на вакантную должность объявлен конкурс.
Накануне в школе прошло еще одно собрание. На этот раз здесь присутствовала глава департамента образования Ольга Васильева, которая, как все надеялись, разъяснит сложившуюся ситуацию.
К семи вечера в актовом зале школы царил полный аншлаг. Те, кто не успел занять место, стояли в проходе и в дверях. Среди пришедших были учителя, родители, школьники, представители городской думы и различных общественных организаций. И у каждого были свои вопросы к департаменту образования, который в сложившейся ситуации, являясь учредителем, не поддержал 49-ую школу.
В начале встречи педагоги решили обсудить, кто такой эффективный менеджер в инновационной школе, намекая на то, что именно таким управленцем и была Сорокова. Пока на доске сменяли друг друга слайды с определениями и выкладками по теме, представители департамента образования что-то наспех отмечали в своих листочках — их не предупредили, что собрание начнется с обсуждения этой стороны вопроса.
Затем слово дали Ольге Васильевой. Ее выступления ждали с особым нетерпением. Именно она должна была обосновать позицию департамента в сложившейся ситуации и ответить на обращение коллектива школы с просьбой пересмотреть решение — подписи под текстом оставили 58 человек.
Глава ведомства сразу же подчеркнула, что обыск, учиненный ОБЭПом, для департамента был полной неожиданностью – именно поэтому в течение нескольких дней его представители воздерживались от комментариев. Затем Ольга Васильева перешла к заготовленной заранее «тяжелой артиллерии» — она напомнила присутствующим о том, что в апреле 2007 года департамент проводил проверки в школах, в том числе в 49-ой. Тогда были найдены нарушения по части сдачи в аренду помещений, за что директор получила выговор и была лишена премии. Что касается договоров об аренде, то часть их была расторгнута, а часть — переоформлена, как полагается. В конце 2007-го департамент еще раз проверил школу и убедился, что никаких нарушений больше нет. Выговор был снят.
— После этого Лариса Анатольевна неоднократно выступала в поддержку внедрения почасовой аренды помещений, средства от которой поступали бы школе. Мы сами поддерживали это предложение, и для его рассмотрения была создана рабочая группа. Но при изучении законов, в том числе федеральных, пришли к выводу, что эта тема бесперспективна. Во-первых, по решению городской думы с 1 января 2008 года все деньги от аренды помещений любых муниципальных учреждений зачисляются в городской бюджет. Во-вторых, по федеральному закону предоставление помещений в аренду должно осуществляться только через конкурс-аукцион среди арендаторов, — продолжила Ольга Васильева.
По ее словам, тогда рабочая группа предложила другой путь — предоставлять помещения школ как услуги — спортивно-оздоровительные, досуговые, развивающие и т. д. По аналогии с платными дополнительными образовательными услугами, которые уже давно стали нормой, а регламент того, как их оказывать, разработан думой города.
И все было бы хорошо, если бы не сюжет на ТВ-2, где директор признала, что помещения школы предоставлялись в аренду напрямую, без договоров. После этого с проверкой нагрянула комиссия из департамента образования, которая признала наличие повторных нарушений. Также были найдены нарушения в ведении бухгалтерского учета: деньги от аренды поступали в бухгалтерию, но не зачислялись на расчетный счет школы, а просто фиксировались в особом журнале. «Правда, его изъяли при обыске сотрудники ОБЭПа, поэтому взглянуть на записи мы не смогли. Как не смогли проверить, на что расходовались полученные средства, хотя директор утверждала, что все они шли на нужды школы», — подытожила глава департамента образования. В итоге Ларису Сорокову решено было уволить.
Предупреждая вопросы аудитории, Ольга Васильева поспешно перешла к другой теме — почему в уведомлении об увольнении не были указаны причины такого решения.
— К данной ситуации был применен пункт 2 статьи 278 Трудового кодекса. Хотя, наверное, более понятным был бы текст приказа, где было бы написано, что в связи с нарушениями такими-то и с грубыми нарушениями по бюджетному учету расторгнут трудовой договор. Но мы решили не применять отрицательную статью, а применить 278-ю, что было согласовано с мэрией. Эта статья применяется только для руководителей и необязательно, что она предполагает какие-то виновные действия. Просто работодатель решил расторгнуть договор с руководителем, который не соблюдает выполнение законодательства.
После выступления Васильевой в зале поднялся лес рук. Учащаяся школы, девочка лет 13-ти, не успевала бегать по залу, передавая микрофон жаждущим высказаться.
— И все же непонятно, как комиссия установила, что это была аренда, а не платная услуга?
— Сама Лариса Анатольевна и бухгалтер школы предоставили нам письменные объяснения, где было указано, что это была аренда помещений.
— А что, они имеют высшее юридическое образование, чтобы с точки зрения права оценить свои действия?
— Даже если они ошиблись, то могу сказать, что все было оформлено неправильно: ни как аренда, ни как услуга.
— Почему тогда вы говорите, что это была аренда? Может, они просто не знали, как правильно все оформить. Вы же берете эту ошибку и ставите ее во главу угла. А ведь даже не все юристы разбираются, можно ли стену в доме сдать в аренду. Вы же хотите, чтобы учитель или директор школы мог это понять. Вы проводите с ними такую учебу?
Среди присутствующих были высказаны и другие мнения. Так, одни утверждали, что реализуемая в школе то ли аренда, то ли услуга является не чем иным, как видом благотворительной деятельности, и в подтверждение был приведен соответствующий закон.
Неоднократно упоминались и слова Дмитрия Медведева, что платные услуги в школах надо отнести к благотворительной деятельности, давать руководству в этой сфере больше свободы, упрощать ведение отчетности.
Припоминали собравшиеся и заслуги Ларисы Сороковой, которая проработала в школе два десятка лет и заслужила иного решения со стороны департамента. Также звучали рассуждения на тему, может ли директор как эффективный менеджер прибегать к каким-то ухищрениям, если они пойдут на благо школы и принесут ей в условиях кризиса дополнительный и такой необходимый доход. Взывали собравшиеся и к совести чиновников, которые, по мнению жителей района, совершают большую ошибку.
В ходе дискуссии в разговор вступил замначальника департамента образования Виктор Кашпур.
— Спору нет, 49-я школа имеет высокие результаты работы, и Лариса Анатольевна внесла в это свой вклад. Но есть нормы, есть положения, и если они не отменены, мы должны их выполнять. Здесь много говорили про президента и его слова. Я тоже слушал его выступление и помню, как он говорил еще и о правовом нигилизме, который существует в нашей стране. Поверьте, если бы эти нарушения были выявлены впервые, решение было бы другим. Я убежден, что коллектив сможет нормально существовать и без Ларисы Сороковой, — убеждал народ Виктор Кашпур.
— Нет! Нет! — и возгласы собравшихся заглушили слова представителя департамента.
Другой участник собрания высказал свою точку зрения в юмористическом ключе. «Я вас всех поздравляю, наконец-то гнездо коррупции найдено!» — сказал он, вызвав в зале бурные овации. «Я удивлен, что у вас в кабинете, Лариса Анатольевна, не нашли трехлитровую банку с кокаином», — иронично заметил молодой человек. И хотя такой подход к проблеме вызвал у присутствующих снова веселый смех, конец выступления юмориста был грустным:
— Я видел сюжет по телевизору, где выступали представители мэрии. По сути, они прямым текстом заявили: мы, слуги народа, приняли решение и менять его не собираемся, что мнение коллектива для нас никакой роли не играет. И вашим проколом, Лариса Анатольевна, было выступление по ТВ-2, в котором вы открыто и честно сказали, что сложившаяся система удобна только чиновникам – не школам, не родителям, не арендаторам. А система таких людей не прощает. Все, вас списали. Я не думаю, что вас удастся вернуть…
В целом предложения свелись к одному: провести независимую общественную экспертизу, собрать круглый стол, на котором можно будет выслушать мнения всех сторон, но главное – пересмотреть решение об увольнении директора.
— Приказ вышел, отменить его уже нельзя, — отвечали представители департамента образования.
— Какие же вы сами эффективные менеджеры, если не можете отменить собственный приказ? — отвечали из зала.
Выступали на собрании и сами школьники. Под конец микрофон взял юный представитель совета старшей школы и, немного волнуясь, заявил:
— Наш совет вышел с инициативой написать письмо губернатору с просьбой пересмотреть решение департамента об увольнении директора школы. Письмо уже разработано и в ближайшее время будет направлено на имя Виктора Кресса.
Затем слово взял областной депутат Иван Кляйн, который активно защищал Ларису Сорокову:
— Школа является сердцем микрорайона, и мы не можем дать этому сердцу остановиться. Я лично знаю директора уже много лет и убежден, что никаких махинаций с деньгами тут быть не могло. К тому же, быть такого не может, чтобы решение об увольнении невозможно пересмотреть. Я сам порой принимаю решения, которые на практике оказываются не совсем верными. И если ко мне приходят и говорят, давайте лучше сделаем вот так, это только идет на пользу делу.
Последней выступала сама Лариса Сорокова, находившаяся все время в зале среди своего коллектива. Ее слова зал слушал в мертвой тишине. Экс-директор напомнила, что после первого инцидента с договорами она написала ряд писем в мэрию с просьбой найти законный механизм для школ в плане аренды, однако все они остались без ответа. Попытки оформить сдачу помещений как услуги с треском провалилась: для этого необходимо было провести огромную работу с документами, а под каждый вид занятий – прописать образовательную программу. «Но какая образовательная программа может быть, когда выпускники приходят поиграть в волейбол?» — недоумевала Сорокова.
Бывший директор добавила, что, говоря в эфире про аренду, она применила термин, юридически неверный. «По закону аренда – это передача помещений с невозможностью их использовать в образовательном процессе. Но мы то их использовали». В заключение Лариса Анатольевна поддержала предложение аудитории сесть за круглый стол.
Будет ли пересматриваться решение об увольнении Сороковой, Ольга Васильева мне так и не ответила. «Приказ есть, больше мне пока нечего сказать», — заявила она. На вопрос, неужели доводы аудитории ничего не значат, глава департамента заявила: «Ничего нового я сегодня не услышала. Закон есть закон, его нужно соблюдать». «Даже если ОБЭП счел, что нарушений в школе не было?» — «Я не знаю, что там счел ОБЭП, у меня есть свои результаты проверки» — таков был ответ Ольги Васильевой.
Можно ли уволить учителя и на каких основаниях? Причины увольнения учителя
В каких бы учреждениях ни работали учителя — в государственных, муниципальных или частных — все они работают на основании трудового договора. Поэтому и общие условия расторжения трудового договора учителя приведены в ст. 77 Трудового Кодекса РФ. Можно ли уволить учителя и на каких основаниях — об этом наша статья.
Нередко родители детей пишут жалобы на учителей в вышестоящие инстанции. Чтобы удостовериться в описанном факте нарушения, необходимо провести тщательную служебную проверку. Можно ли уволить учителя за жалобы родителей? Но есть и другие основания, которые, при определенных обстоятельствах и выполнении ряда условий, могут стать основанием для увольнения учителя (ст. 336 ТК РФ):
- нарушение устава образовательного учреждения;
- применение насильственных действий к учащимся;
- достижение педагогом определенного возраста;
- неизбрание педагога на должность по конкурсу.
Рассмотрим каждое нарушение отдельно.
Нарушение положений устава
Чтобы уволить учителя по этому основанию. Необходимо соблюдение следующих условий:
- совершение грубого нарушения;
- несколько нарушений в течение учебного года.
Типовой устав образовательного учреждения включает в себя следующие положения:
- соблюдение локальных актов;
- добросовестное исполнение своих должностных обязанностей;
- корректное поведение педагога по отношению к ученикам.
Если педагог не соблюдает эти положения, он нарушает устав. А понятия «грубого нарушения» в законе не определено. Это определяет руководитель образовательного учреждения. Но, чтобы не было разногласий, перечень таких нарушений нужно прописать в уставе учреждения. Это позволит избежать судебных заседаний и разбирательств.
Данные действия педагога попадают под понятие дисциплинарных нарушений, поэтому увольнение нужно производить с учетом ст. 192 и 193 ТК РФ.
Расследование нарушений положений устава можно быть проведено только по письменной жалобе. Копия жалобы вручается самому учителю. Руководитель должен потребовать от нарушителя письменных объяснений. Увольнение возможно только в случае грубейших нарушений, при рядовых нарушениях трудовой дисциплины объявляется замечание, выговор. Причем, если нарушена процедура объявления дисциплинарного взыскания, оно считается не имеющим юридической силы.
Обратите внимание, что предъявить дисциплинарное взыскание можно только за конкретные, документально зафиксированные нарушения трудовой дисциплины, нельзя уволить учителя за то, что он не обязан делать согласно трудовому договору, должностным обязанностям, приказам и документации ОУ, с которой он официально ознакомлен. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, то есть наказание должно быть соразмерно проступку.
Применение учителем к учащимся насильственных действий
В данном случае насильственными действиями учителя по отношению к ученикам, нужно считать:
- Преднамеренное нанесение телесных травм и повреждений. Такие действия педагога должны вызвать необходимость обращения за помощью как врача, так и психолога.
- Систематическое психическое насилие в форме угроз, оскорблений, унижения достоинства ребенка.
- Систематическое предъявление к ребенку завышенных требований, необоснованной критики.
- Других действий, которые могут привести к нарушению психологического и психического здоровья ребенка.
Данное нарушение также является дисциплинарным, и увольнение является следствием совершения педагогом противоправных действий. Причиной увольнения не может быть применение таких действий по неосторожности или случайно. Увольнение по этому основанию может быть применено к учителю также и по решению суда. Суд выносит свое решение после проведения следственных действий, и наличия доказательств вины педагога.
Если процедура увольнения не будет соблюдена, учитель имеет право подать иск в районный суд по месту своего жительства, согласно ст. 24 ГПК РФ. Суть иска — восстановление на рабочем месте и оплата вынужденного прогула. Иск можно подать в течение трех месяцев после увольнения.
Достижение учителем определенного возраста
Достижение пенсионного возраста еще не является основанием для расторжения трудового договора с педагогом. Но это основание применимо к руководителям образовательных учреждений. По достижении ими 65-летнего возраста эти работники могут быть переведены на другое рабочее место, которое соответствует их квалификации и опыту работы. Но перевод не может быть осуществлен без письменного согласия руководителя.
Если такой должности нет, то договор с педагогическим работником прекращается. Уточняйте законодательство РФ на текущий момент, это положение может быть изменено.
Педагога не избрали на конкурсную должность
Это основание также применяется к директорам школ и их заместителям. Если директор школы не был выбран на эту должность или сам отказался участвовать в конкурсе, трудовой договор с ним прекращается.
Другие снования увольнения учителя
В ст. 77 ТК РФ приведены общие основания для прекращения трудового договора с любым работником, в том числе и с учителем. Это:
- инициатива самого работника;
- соглашение обеих сторон;
- инициатива работодателя.
Уволить учителя по последнему основанию довольно сложно, только при наличии следующих причин, которые перечислены в ст. 81 ТК РФ:
- прогул;
- сокращение численности штата школы или должностей;
- ликвидация школы или ее реорганизация;
- несоответствие занимаемой должности. Несоответствие может быть установлено только по итогам аттестации. В ст. 49 Федерального Закона от 29. 12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что аттестация проводится для подтверждения квалификации педработника. Но руководитель образовательного учреждения не обязан увольнять учителя. Он может направить его на курсы повышения квалификации, либо перевести на иную должность. Если учителя не устраивает ни один из вариантов, то трудовой договор с ним расторгается на основании п. 3 ст. 81 ТК РФ;
- появление учителя на рабочем месте в состоянии алкогольного или другого вида опьянения. Этот факт должен быть зафиксирован медиком. Директор школы имеет право применить к учителю такой вид дисциплинарного взыскания как увольнение;
- совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
- совершения хищения на рабочем месте. Вина учителя должна быть доказана в судебном порядке. Поэтому директор должен вызвать сотрудников полиции. После проведения следственных мероприятий, дело будет передано в суд. Если суд докажет вину учителя, директор увольняет последнего в течение месяца после вынесения решения.
Советы учителю
В школах встречаются не только неадекватные ученики, но и неадекватные родители, которые постоянно пишут жалобы на педагога в вышестоящие инстанции. Чтобы не стать жертвой незаконного увольнения, учитель должен:
- корректно вести себя как с учениками, так и с их родителями;
- не допускать обсуждения личности ученика среди других детей или их родителей;
- при возникновении проблем у ребенка провести беседу с его родителями;
- если в классе разгорается конфликт ученика и учителя, то поведение учителя не должно выходить за рамки. То есть он не должен допустить применения к нему оснований по применению насильственных действий.
Если дело дойдет до судебного разбирательства, учитель, также как и родитель, должны представить суду доказательства совершения или несовершения педагогом виновных действий. Это могут быть показания других учителей, показания учеников и их родителей, сотрудников школы. Можно также представить суду записи с диктофона или камеры телефона. Особенную роль для учителя играет характеристика учителя с места работы, награды.
Об авторе: Елена Михайлова, юрист.
«Система» наказала директора школы №49?
История с увольнением директора школы №49 стала в последние дни самой обсуждаемой в томских СМИ и на форумах. И здесь есть чем заинтересоваться, ведь все больше ситуация вокруг учебного заведения напоминает сериал.
Сначала в школу, относящуюся к числу лучших в городе, приходит грозный ОБЭП с неожиданным для всех обыском. Отдел по борьбе с экономическими преступлениями заинтересовал факт сдачи в почасовую аренду школьных помещений. При этом руководство учебного заведения действовало напрямую, минуя департамент недвижимости. Сама директор школы Лариса Сорокова утверждала, что в помещениях проходили занятия кружков для детей и взрослых, а все вырученные деньги шли на школьные нужды.
В итоге в возбуждении уголовного дела было отказано из-за отсутствия состава преступления. Однако в департаменте образования Ларису Сорокову посчитали виновной — подтверждением тому стал приказ об ее увольнении.
После этого педагоги провели совещание, на котором присутствовали заммэра по социальным вопросам Алексей Балановский и замначальника департамента образования города Виктор Кашпур. Коллектив педагогов был уведомлен, что решение об увольнении Ларисы Сороковой уже принято, а на вакантную должность объявлен конкурс.
Накануне в школе прошло еще одно собрание. На этот раз здесь присутствовала глава департамента образования Ольга Васильева, которая, как все надеялись, разъяснит сложившуюся ситуацию.
К семи вечера в актовом зале школы царил полный аншлаг. Те, кто не успел занять место, стояли в проходе и в дверях. Среди пришедших были учителя, родители, школьники, представители городской думы и различных общественных организаций. И у каждого были свои вопросы к департаменту образования, который в сложившейся ситуации, являясь учредителем, не поддержал 49-ую школу.
В начале встречи педагоги решили обсудить, кто такой эффективный менеджер в инновационной школе, намекая на то, что именно таким управленцем и была Сорокова. Пока на доске сменяли друг друга слайды с определениями и выкладками по теме, представители департамента образования что-то наспех отмечали в своих листочках — их не предупредили, что собрание начнется с обсуждения этой стороны вопроса.
Затем слово дали Ольге Васильевой. Ее выступления ждали с особым нетерпением. Именно она должна была обосновать позицию департамента в сложившейся ситуации и ответить на обращение коллектива школы с просьбой пересмотреть решение — подписи под текстом оставили 58 человек.
Глава ведомства сразу же подчеркнула, что обыск, учиненный ОБЭПом, для департамента был полной неожиданностью – именно поэтому в течение нескольких дней его представители воздерживались от комментариев. Затем Ольга Васильева перешла к заготовленной заранее «тяжелой артиллерии» — она напомнила присутствующим о том, что в апреле 2007 года департамент проводил проверки в школах, в том числе в 49-ой. Тогда были найдены нарушения по части сдачи в аренду помещений, за что директор получила выговор и была лишена премии. Что касается договоров об аренде, то часть их была расторгнута, а часть — переоформлена, как полагается. В конце 2007-го департамент еще раз проверил школу и убедился, что никаких нарушений больше нет. Выговор был снят.
— После этого Лариса Анатольевна неоднократно выступала в поддержку внедрения почасовой аренды помещений, средства от которой поступали бы школе. Мы сами поддерживали это предложение, и для его рассмотрения была создана рабочая группа. Но при изучении законов, в том числе федеральных, пришли к выводу, что эта тема бесперспективна. Во-первых, по решению городской думы с 1 января 2008 года все деньги от аренды помещений любых муниципальных учреждений зачисляются в городской бюджет. Во-вторых, по федеральному закону предоставление помещений в аренду должно осуществляться только через конкурс-аукцион среди арендаторов, — продолжила Ольга Васильева.
По ее словам, тогда рабочая группа предложила другой путь — предоставлять помещения школ как услуги — спортивно-оздоровительные, досуговые, развивающие и т. д. По аналогии с платными дополнительными образовательными услугами, которые уже давно стали нормой, а регламент того, как их оказывать, разработан думой города.
И все было бы хорошо, если бы не сюжет на ТВ-2, где директор признала, что помещения школы предоставлялись в аренду напрямую, без договоров. После этого с проверкой нагрянула комиссия из департамента образования, которая признала наличие повторных нарушений. Также были найдены нарушения в ведении бухгалтерского учета: деньги от аренды поступали в бухгалтерию, но не зачислялись на расчетный счет школы, а просто фиксировались в особом журнале. «Правда, его изъяли при обыске сотрудники ОБЭПа, поэтому взглянуть на записи мы не смогли. Как не смогли проверить, на что расходовались полученные средства, хотя директор утверждала, что все они шли на нужды школы», — подытожила глава департамента образования. В итоге Ларису Сорокову решено было уволить.
Предупреждая вопросы аудитории, Ольга Васильева поспешно перешла к другой теме — почему в уведомлении об увольнении не были указаны причины такого решения.
— К данной ситуации был применен пункт 2 статьи 278 Трудового кодекса. Хотя, наверное, более понятным был бы текст приказа, где было бы написано, что в связи с нарушениями такими-то и с грубыми нарушениями по бюджетному учету расторгнут трудовой договор. Но мы решили не применять отрицательную статью, а применить 278-ю, что было согласовано с мэрией. Эта статья применяется только для руководителей и необязательно, что она предполагает какие-то виновные действия. Просто работодатель решил расторгнуть договор с руководителем, который не соблюдает выполнение законодательства.
После выступления Васильевой в зале поднялся лес рук. Учащаяся школы, девочка лет 13-ти, не успевала бегать по залу, передавая микрофон жаждущим высказаться.
— И все же непонятно, как комиссия установила, что это была аренда, а не платная услуга?
— Сама Лариса Анатольевна и бухгалтер школы предоставили нам письменные объяснения, где было указано, что это была аренда помещений.
— А что, они имеют высшее юридическое образование, чтобы с точки зрения права оценить свои действия?
— Даже если они ошиблись, то могу сказать, что все было оформлено неправильно: ни как аренда, ни как услуга.
— Почему тогда вы говорите, что это была аренда? Может, они просто не знали, как правильно все оформить. Вы же берете эту ошибку и ставите ее во главу угла. А ведь даже не все юристы разбираются, можно ли стену в доме сдать в аренду. Вы же хотите, чтобы учитель или директор школы мог это понять. Вы проводите с ними такую учебу?
Среди присутствующих были высказаны и другие мнения. Так, одни утверждали, что реализуемая в школе то ли аренда, то ли услуга является не чем иным, как видом благотворительной деятельности, и в подтверждение был приведен соответствующий закон.
Неоднократно упоминались и слова Дмитрия Медведева, что платные услуги в школах надо отнести к благотворительной деятельности, давать руководству в этой сфере больше свободы, упрощать ведение отчетности.
Припоминали собравшиеся и заслуги Ларисы Сороковой, которая проработала в школе два десятка лет и заслужила иного решения со стороны департамента. Также звучали рассуждения на тему, может ли директор как эффективный менеджер прибегать к каким-то ухищрениям, если они пойдут на благо школы и принесут ей в условиях кризиса дополнительный и такой необходимый доход. Взывали собравшиеся и к совести чиновников, которые, по мнению жителей района, совершают большую ошибку.
В ходе дискуссии в разговор вступил замначальника департамента образования Виктор Кашпур.
— Спору нет, 49-я школа имеет высокие результаты работы, и Лариса Анатольевна внесла в это свой вклад. Но есть нормы, есть положения, и если они не отменены, мы должны их выполнять. Здесь много говорили про президента и его слова. Я тоже слушал его выступление и помню, как он говорил еще и о правовом нигилизме, который существует в нашей стране. Поверьте, если бы эти нарушения были выявлены впервые, решение было бы другим. Я убежден, что коллектив сможет нормально существовать и без Ларисы Сороковой, — убеждал народ Виктор Кашпур.
— Нет! Нет! — и возгласы собравшихся заглушили слова представителя департамента.
Другой участник собрания высказал свою точку зрения в юмористическом ключе. «Я вас всех поздравляю, наконец-то гнездо коррупции найдено!» — сказал он, вызвав в зале бурные овации. «Я удивлен, что у вас в кабинете, Лариса Анатольевна, не нашли трехлитровую банку с кокаином», — иронично заметил молодой человек. И хотя такой подход к проблеме вызвал у присутствующих снова веселый смех, конец выступления юмориста был грустным:
— Я видел сюжет по телевизору, где выступали представители мэрии. По сути, они прямым текстом заявили: мы, слуги народа, приняли решение и менять его не собираемся, что мнение коллектива для нас никакой роли не играет. И вашим проколом, Лариса Анатольевна, было выступление по ТВ-2, в котором вы открыто и честно сказали, что сложившаяся система удобна только чиновникам – не школам, не родителям, не арендаторам. А система таких людей не прощает. Все, вас списали. Я не думаю, что вас удастся вернуть…
В целом предложения свелись к одному: провести независимую общественную экспертизу, собрать круглый стол, на котором можно будет выслушать мнения всех сторон, но главное – пересмотреть решение об увольнении директора.
— Приказ вышел, отменить его уже нельзя, — отвечали представители департамента образования.
— Какие же вы сами эффективные менеджеры, если не можете отменить собственный приказ? — отвечали из зала.
Выступали на собрании и сами школьники. Под конец микрофон взял юный представитель совета старшей школы и, немного волнуясь, заявил:
— Наш совет вышел с инициативой написать письмо губернатору с просьбой пересмотреть решение департамента об увольнении директора школы. Письмо уже разработано и в ближайшее время будет направлено на имя Виктора Кресса.
Затем слово взял областной депутат Иван Кляйн, который активно защищал Ларису Сорокову:
— Школа является сердцем микрорайона, и мы не можем дать этому сердцу остановиться. Я лично знаю директора уже много лет и убежден, что никаких махинаций с деньгами тут быть не могло. К тому же, быть такого не может, чтобы решение об увольнении невозможно пересмотреть. Я сам порой принимаю решения, которые на практике оказываются не совсем верными. И если ко мне приходят и говорят, давайте лучше сделаем вот так, это только идет на пользу делу.
Последней выступала сама Лариса Сорокова, находившаяся все время в зале среди своего коллектива. Ее слова зал слушал в мертвой тишине. Экс-директор напомнила, что после первого инцидента с договорами она написала ряд писем в мэрию с просьбой найти законный механизм для школ в плане аренды, однако все они остались без ответа. Попытки оформить сдачу помещений как услуги с треском провалилась: для этого необходимо было провести огромную работу с документами, а под каждый вид занятий – прописать образовательную программу. «Но какая образовательная программа может быть, когда выпускники приходят поиграть в волейбол?» — недоумевала Сорокова.
Бывший директор добавила, что, говоря в эфире про аренду, она применила термин, юридически неверный. «По закону аренда – это передача помещений с невозможностью их использовать в образовательном процессе. Но мы то их использовали». В заключение Лариса Анатольевна поддержала предложение аудитории сесть за круглый стол.
Будет ли пересматриваться решение об увольнении Сороковой, Ольга Васильева мне так и не ответила. «Приказ есть, больше мне пока нечего сказать», — заявила она. На вопрос, неужели доводы аудитории ничего не значат, глава департамента заявила: «Ничего нового я сегодня не услышала. Закон есть закон, его нужно соблюдать». «Даже если ОБЭП счел, что нарушений в школе не было?» — «Я не знаю, что там счел ОБЭП, у меня есть свои результаты проверки» — таков был ответ Ольги Васильевой.
Как выжить учителя из школы. Инструкция для директора
«Я хочу рассказать, как устроена модель управления школой из личного опыта», — так начинается письмо педагога к нам в редакцию Педсовета.
Буквально крик души человека. Мы публикуем его анонимно, чтобы не навлечь на автора еще большие проблемы, поэтому все совпадения с директорами, школами и департаментами совершенно случайны!
Пять лет назад в школе, где я преподавала английский, появилась новая директор школы. Пришла не одна, а с Доброй феей, завучем по науке. Решили навести свои порядки, создать свой педагогический коллектив. Поэтому педагоги старого состава подверглись санкциям и вынуждены были уйти.
Началась «текучка кадров». На сегодня уволилось более 70 человек. Уход педагогов, особенно среди года, тяжело переживали дети. Можно ли при такой текучке обеспечить качественное обучение?
На все обращения в департамент я получала примерно такой ответ: «Ничего не поделаешь, они же сами уходят».
Но я не сдалась, такой вот характер, и решила противостоять санкциям, преодолевая одну за другой. Всего их получилось 16. Возможно, кому-то это руководство окажется полезным.
1. Сокращение часов
До меня ушли педагоги, которым сократили нагрузку до 18 часов. Мне пытались сократить часы до с 26,5 до 23. Оказалось, что это изменение трудового договора в одностороннем порядке. И без согласования с работником этого делать нельзя. Но делали…
Летом я получила телеграмму от директора школы о том, что моя нагрузка составляет 23 часа. Юристы сказали мне, что никакой юридической роли данная телеграмма не играет. Если это ознакомление работника с изменением трудового договора в одностороннем порядке, то это незаконно.
2. Выселение из кабинета
Представьте, что опытный математик ходит по школе по разным кабинетам с 11 классами? Или перед 1 сентября выселяют из кабинетов двух учителей начальных классов с выпускными четвертыми классами. Кстати, педагоги в школе считают, что с учителями сводили счеты, за то, что они не согласились учиться во вторую смену, а директор школы выселила их с благородной целью — освободить кабинеты для новых первоклассников. Никакие жалобы не помогли.
Я учитель английского языка была «прикреплена» к маленькому кабинету вместе с еще двумя учителями. Поэтому приходилось ходить с выпускными классами 9 и 11 из кабинета в кабинет. Надо учесть и то, что в школе нет учительской.
3. Вторая смена
Наказанием директора школы является «бросить на вторую смену». Я выпустила одиннадцатые классы, мне вдруг дают 8-е классы на второй смене. И пытаются сделать разрыв между сменами. 8-е классы дают необоснованно, просто так, не соблюдая преемственность.
4. Публичная критика
Директор позволяет кричать на учителей и делать публичные замечания на общем совещании педагогов. Например, директору не понравилось, что в группе школы в вайбере «устраивают базар», который она контролирует, хоть и не является членом группы. За одно мое сообщение в мессенджере вызвали на беседу, после чего я и оказалась под шквалом санкций к увольнению. Директору не понравилось мое утверждение, что вайбер не имеет отношения к школе, и я вполне отдаю себе отчет, что там пишу. А также, что технические устройства школа мне не выдавала. И говорить грубости на совещании педагогов директору не к лицу.
5. Личная неприязнь
Директор мне лично сказала такую фразу, которую, друзья, я даже написать не могу. Но одна молодая учительница, которая уходила из школы, обратилась с жалобой о грубом обращении директора. И директора приглашали наверх…
6. Игнорирование профессиональных достижений
Девиз директора школы: «Вы — хуже всех!». Мне лично говорили это неоднократно. Однажды директор школы не заметила, как я провела городской семинар для учителей в школе по подготовке к ОГЭ. Не заметила более 30 учителей в школе… И сказала, что думала, что я провожу семинар по интернету.
7. Не подписывать документы на аттестацию
По этой причине ушли большинство математиков из школы (всего ушли 13 учителей математики). Добрая фея сама математик и курирует аттестацию. На сегодня она является единственным математиком высшей категории.
Не подписывали документы на аттестацию и другим педагогам школы. Известно, что учитель может отправить документы на аттестацию сам. Однако, администрация говорила: «Мы на Вас собираем «пакет» и, если вы самовольно отправите документы, то мы его отправим в аттестационную комиссию». Пакет в данном случае — это некие антидостижения учителя.
Один из ушедших до меня учителей показал мне «пакет», где его обвиняли в плагиате и присвоении чужих достижений. Мало того, по словам учителя, ему согласились подписать документы по аттестации с маленьким условием, что он одновременно напишет заявление на увольнение. Он так и сделал.
Поскольку я подавала документы для аттестации на высшую категорию в четвертый раз, и успешно выпустила 9 и 11 классы, мне было интересно, какой «пакет» предоставят мне. Мой «пакет» составил 28 листов. Где мне указали, что я предоставляю недостоверную и некачественную информацию. Что меня поразило, некоторые бумаги в этом «пакете» датированы датой, прошедшей два года назад. Администрация задолго собирала антидостижения.
8. Выговоры за заполнение электронного журнала
Дело в том, что в электронном журнале много неурегулированных технических моментов, которые используются против учителя. При этом электронный журнал проверяют с экрана, без присутствия и подписи о проверке учителя. Сама завуч, которая проверяет электронный журнал и выносит педагогам щедро замечания, может спокойно исправлять любые оценки. Поэтому таких выговоров может быть сколько угодно и кому угодно.
9. Выговор за рабочие программы
Когда я листала документы, мое внимание привлек приказ о выговоре учителю за рабочие программы. Тому учителю, который был под санкциями до меня. Я подумала, что меня ждет та же участь. Выговор за рабочие программы в сентябре объявляли неугодному педагогу, который в мае не понял, что нужно уйти.
10. Материальное наказание
На основе выговора лишали выплат. Также понижали выплаты за эффективность в трудовом договоре.
11. Акты о прогулах
Для тех, кто не понял, что он должен уйти сам и как можно быстрее, были акты о прогулах. Делали так: немного сдвигали расписание звонков в этот день, возможно, на второй смене, и учитель не приходил на урок в положенное время. Он об этом и не знал. А потом «Либо пиши по собственному желанию-либо увольнение по статье за прогул».
12. Давление на психику
Я долго не могла найти подходящее название тому, что делала директор школы. И передача о том, как готовят разведчиков, мне в этом помогла. Этот метод назывался «давление на психику». Дело в том, что если на тебя составляют акт, это неприятно. Три человека ставят подписи, и создается угнетающая обстановка.
Первый акт на меня составили, когда я зашла в школу во время отпуска взять документы для аттестации. Мне предложили подписать приказ о том, что я должна ходить на консультации к Доброй фее во время отпуска. Я такой приказ подписывать отказалась, и на меня составили акт. Это было летом, а в сентябре за мной каждый день ходили три человека и просили подписывать измененный трудовой договор в одностороннем порядке со стороны директора школы. Я отказывалась, потом ушла на больничный, потом снова за мной ходили, что говорится по пятам. И когда второго учителя вынесли из школы на носилках и увезли в больницу, а мы дружили с этой учительницей, я решила уже подписать трудовой договор в конце сентября, пока меня также не вынесли на носилках.
13. Жалоба
Излюбленная санкция. Внезапно появляется жалоба от родителя или коллеги. В этом случае ничего не докажешь. Писали-то другие люди..
Допустим, чья-то мама написала жалобу. Но директор просит завуча провести работу и зачитать жалобу на заседании методического объединения учителей. Завуч добросовестно это делает и жалобу вносят в протокол заседания. А зачем? В «пакет» на аттестацию против учителя! И плюс давление на психику.
Были и другие случаи, когда директор школы собирала членов объединения и просила каждого высказаться, как плохо работает учитель.
14. Увольнение по статье
Два года назад директор уволила учителя из числа новых приезжих педагогов. Учитель оказался с проблемами. Это подтверждали ученики. Он совсем мало проработал в школе. Его уволили за прогул.
Второй учитель — это я. Во-первых, отказалась увольняться, потому что учила детей со 2 по 10 класс и хотела выпустить их в 11, а во-вторых, дело принципа. Поскольку противостояние носило уже открытый характер и я написала ряд обращений в департамент, в которых сообщила о многочисленных санкциях в адрес педагогов, в том числе и шантаж к увольнению за прогул. Так меня уволили за другое — якобы за неисполнение должностных обязанностей (выговор за рабочие программы, пункт 9 и выговор за электронный журнал, пункт 8).
15. Преследование учителя после увольнения
Учителя боялись говорить, куда они уходят, потому что директор школы звонит другим директорам и дает, мягко сказать, негативную характеристику. Друзья, вы думаете, что она говорит, что он плохо учит? Нет, вы даже не представляете, про учителя могут сказать, что она обворовала школу и вынесла какие-то пособия! Я даже боюсь представить, какую характеристику дали мне.
16. Мировое соглашение
Учитель физики подал в суд и заключил мировое соглашение, что он уволен по соглашению сторон.
Когда я оказалась в суде по восстановлению на работе, то меня склоняли и склонили заключить мировое соглашение. Даже адвокат. Мне показалось странным, что директор школы поблагодарила моего адвоката. Потом я поняла, что директор школы уже заранее знала, что будет мировое соглашение. Также я поняла, что директор школы так и будет поступать с неугодными педагогами — увольнять их через мировое соглашение.
Потом я поплакала и отменила мировое соглашение. И буду идти до Верховного Суда.
Результат управления школой — более 70 уволившихся педагогов, двое уволены в одностороннем порядке. Двух педагогов из школы вынесли на носилках и госпитализировали в больницу на «Скорой помощи».
А дети? Из разговоров с чиновниками всех уровней я поняла, что дети — это некий планктон, который был, есть и будет.