Можно ли привлечь к ответственности провокатора ДТП?
Expertrating.ru

Юридический портал

Можно ли привлечь к ответственности провокатора ДТП?

Как доказать свою невиновность, если ДТП спровоцировал другой водитель

Фото: © East News

Попытавшись уйти от аварии, можно столкнуться с более серьёзными последствиями, чем разбитый автомобиль.

Очень часто лихачи провоцируют аварийную ситуацию: резкий манёвр, подрезание, обгон — и удар по тормозам. Добросовестные водители пытаются в этой ситуации избежать столкновения с автохамом и врезаются в отбойники, улетают в кювет, переворачиваются и попадают в другие ДТП. Лайф расскажет, что делать в таких ситуациях и как доказать вину провокатора.

Ровно такой спорный случай произошёл в практике автомобильного адвоката Сергея Радько.

— В Астрахани суд приговорил двух водителей к тюремному заключению из-за ДТП, в котором погиб пешеход. Водитель автомобиля Volkswagen Passat двигался по главной дороге, когда путь ему преградил кроссовер Nissan Qashqai, за рулём которого находилась женщина. Контакта между автомобилями не было, но шофёр седана, уходя от столкновения, не справился с управлением, и машина вылетела на тротуар, где сбила человека, — рассказал Лайфу Радько.

Суд приговорил водителя Passat к 2,5 года лишения свободы, а женщину, не уступившую ему дорогу — к 3 годам заключения согласно статье 264 УК РФ (“Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств”). Подобные случаи довольно распространены.

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Правила гласят, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен сделать всё возможное для замедления (хоть притирайся к отбойнику) вплоть до остановки транспортного средства. Случится авария — виновником признают шофёра, создавшего помеху.

Если по чужой вине всё же произошло ДТП, а реального столкновения с провокатором не было, то первое, что нужно заявить гаишникам — был водитель, спровоцировавший аварийную ситуацию. Очень часто гаишники отказываются начинать его розыск, хотя по горячим следам можно оперативно задержать нарушителя. Бывает, начинают угрожать административным штрафом, дескать, как докажешь, ты, мол, сам врезался.

По словам Радько, здесь нужно проявить твёрдость и дать понять инспекторам, что вы знакомы с законами. Гаишники как минимум должны внести эти показания в протокол осмотра места ДТП. Безусловно, запись видеорегистратора или показания очевидцев станут ключевой уликой, но не у всех есть регистраторы и не всегда люди готовы выступить в роли свидетелей. И тут важно соблюсти один момент: в протоколе ГИБДД нужно отметить, что необходимы данные записи камер видеонаблюдения (включая камеры частных магазинов или других объектов).

Не лишним будет и продублировать заявку в местный мониторинговый центр, в разных местах они называются по-разному. К примеру, в Москве данные камер предоставляет департамент информационных технологий.

Делать это нужно оперативно, записи хранятся на протяжении 5 дней, после чего удаляются, а по просьбе гражданина, гаишников или суда данные будут хранить 30 дней. Если же место аварии попадает в зону видимости частных камер наблюдения (например, магазина или предприятия), то записи с них можно получить, обратившись к владельцам камер в частном порядке или через сотрудников полиции.

В случае, если водителю удастся доказать, что виновником аварии стал другой шофёр, будет назначена трасологическая экспертиза, главная цель которой — выяснить, правильными ли были действия водителя.

— Ещё 1,5 года назад в таких происшествиях виновником априори считался тот, кто не справился с управлением, уходя от удара, никто не выяснял, почему он так поступил. В последние годы практика стала меняться, — рассказывает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

По словам Травина, если в результате экспертизы выяснится, что действия водителя действительно были единственно верными и помогли избежать ущерба и человеческих жертв, то виновником аварии признают того, кто создал помеху движению. В таком случае автомобиль виновника будет объявлен в розыск и он будет обязан возместить ущерб.

Но ждать выплаты от страховой компании, в которой виновник застрахован по ОСАГО, не стоит. Страховщик в возмещении, как правило, отказывает, мотивируя это отсутствием контакта машин. Деньги придётся взыскивать через суд, причём если в результате аварии пострадало несколько автомобилей, то лихач заплатит за ремонт всех машин. При этом заключение эксперта-трасолога станет главным аргументом истца в суде, и вероятность наказать нарушителя высока.

— В моей практике был случай, когда один автомобилист уворачивался от другого и врезался в столб, контакта между машинами при этом не было. В результате того, кто создал помеху на дороге, признали виновником ДТП и лишили прав за оставление места аварии. Найти его удалось благодаря показаниям свидетелей и записям с камер видеонаблюдения, — рассказывает адвокат Радько.

В случае, если экспертиза докажет то, что аварии можно было избежать другими способами (не маневрируя, например) или что ущерб в результате неверных действий водителя оказался более серьёзным, чем если бы он допустил столкновение с автомобилем-помехой, то виновником аварии признают именно того, кто пытался избежать ДТП. А провокатор отделается штрафом.

— Если человек понимает, что манёвр может привести к аварии или непредсказуемым последствиям — нужно бить машину, которая создала это препятствие. ДТП в этом случае практически неизбежно, но виноват в нём будет тот, кто нарушил ПДД и создал опасную ситуацию. Если бы участники подобных аварий поступали именно так — многих трагедий, возможно, удалось бы избежать, — говорит Сергей Радько.

Лихачей лишают прав

Многие водители попадали в такие ситуации. Кто-то подрезал на дороге, и чтобы уйти от столкновения с этим лихачом, он выезжает на встречную и получает удар в лоб. Кто виноват?

Тот, кто выехал на встречную. А ставший причиной аварии автомобилист уже давно уехал. Стандартная ситуация: таксист гонится за протянутой рукой, не обращая внимания ни на кого. В результате один уворачивается от него, выезжая в соседний ряд, и получает удар в бок от того, кто двигался по своей полосе.

Другая схожая ситуация – на красный свет пролетает лихач. Чтобы избежать столкновения, водитель, который тронулся на свой законный зеленый, резко тормозит. А в зад ему влетает автомобилист, который видел, что на перекрестке зеленый, и не ждал подвоха. Кто виноват? Как всегда, последний.

Еще одна ситуация. Водитель идет на обгон фуры, но не рассчитал расстояние до встречной машины, резко подрезает фуру. Та, чтобы избежать аварии, выруливает на обочину. Но обочина под ее вес не рассчитана. В итоге переворот. Гонщика и след простыл, а виноват в аварии водитель фуры. Он же понесет наказание за недоставленный вовремя груз, а также расходы по перегрузке этого груза.

Это перечень банальных каждодневных ситуаций. Однако Верховный суд решил поставить жирную точку в череде таких происшествий.

В ВС обратился некто Табачков. Он всеми предыдущими судами был признан виновным в том, что скрылся с места ДТП. Но сам он при этом утверждал, что в аварию вообще не попадал. И это действительно так. В городе Пушкин, двигаясь по улице Железнодорожная, при выезде на улицу Генерала Хазова он не уступил дорогу двигавшейся навстречу машине. Водитель той машины, чтобы уйти от столкновения, выехал на тротуар и врезался в дерево. А Табачков как ни в чем не бывало уехал.

Верховный суд считает, что при таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что авария находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя Табачкова. Факт отсутствия повреждений на его автомобиле на квалификацию его нарушения не влияет. А поэтому все решения судов нижестоящих инстанций остаются в силе, а жалоба Табачкова без удовлетворения. То есть его лишили прав совершенно законно.

По словам юриста Льва Воропаева, в силу пункта 1.2 Правил “Дорожно-транспортное происшествие” – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Так как событие правонарушения по части 2 статьи 12.27 КоАП предполагает наличие непосредственного участия транспортного средства в аварии, то суды ранее исходили из следующего.

Если автомобиль водителя, нарушившего Правила дорожного движения, и действия которого привели к ДТП, каких-либо повреждений не получил, то в его действиях отсутствует объективная сторона состава правонарушения. Так как непосредственная причастность к аварии, как в принципе и наличие самой аварии с участием автомобиля-“провокатора”, отсутствует в определении понятия “дорожно-транспортное происшествие”.

Помимо этого раз повреждений на автомобиле “провокатора” нет, то и доказать умысел в скрытии с места ДТП невозможно, в связи с чем дела прекращались. Провокатор оставался безнаказанным и мог продолжать свои художества на дорогах. Решение Верховного суда может изменить правовое отношение к таким ЧП.

– Верховный суд в данном решении устранил указанные противоречия, и эта позиция высшей судебной инстанции вселяет оптимизм, – утверждает Лев Воропаев. – Надеюсь, это позволит уменьшить количество аналогичных ситуаций, которые нередко заканчивались и смертью потерпевшего, а также приведет к тому, что пострадавшие в ДТП своевременно получат возмещение причиненного ущерба и вреда, как их автомобилю, так и здоровью, в случае наличия такового. Ранее получение этих выплат было крайне затруднительно.

У нас, конечно, не прецедентное право. Но решение Верховного суда – такое решение, на которое будут ориентироваться все суды. На него стоит обратить внимание и министерствам. В конце концов, раз понятие “дорожно-транспортное происшествие” в Правилах дорожного движения мешало принимать верные решения и наказывать действительно виновных в авариях, его стоит скорректировать? Правила у нас утверждаются постановлением правительства.

Читать еще:  Какая ответственность предусмотрена участнику ДТП, сбившему велосипедиста?

Кстати, стоит напомнить, что обычно в подобных ситуациях советовали и инспекторы ГИБДД, и правозащитники. Совет был прост: врезаться в нарушителя. Тогда он будет виноват, а вы не создадите проблем другим автовладельцам. Однако, первая реакция водителя при возникновении опасности – всеми силами ее избежать. Поэтому лихачи чаще всего уходили безнаказанными, а страдали те, кто пытался спасти их машину. Ну и свою тоже. А в итоге они же оказывались виноватыми. И хорошо, если обходилось без жертв. Тогда страдал только кошелек. А если в такой аварии кто-нибудь погибал?

Какое наказание ожидает виновников ДТП?

Как бы нам не хотелось, но на сегодняшний день дорожно-транспортное происшествие является чрезвычайно опасной ситуацией. Автомобильное законодательство, ПДД в котором играют ключевую роль, разработано с целью уменьшения показателей аварийных ситуаций.

Кто будет отвечать за нарушение ПДД, как будет отвечать автолюбитель в случае, если он будет способствовать созданию ДТП, какой штраф ложится на плечи участников ДТП по состоянию на сегодняшний день – именно такие темы интересуют большую часть водителей.

Классификация ответственности

Опираясь на наше законодательство, можно выделить три категории ответственности:

  1. Материальная – возмещается виновником другому участнику аварии, который пострадал во время дорожного происшествия, потому как наличие ущерба (будь то финансового, морального или физического) является основополагающей произошедшей аварии на дорожном полотне. Помимо нанесенного ущерба, зачастую предусматривается дополнительная компенсация, к примеру, потерянная заработная плата на момент оформления ДТП.
  2. Административная – применяется к водителю, который спровоцировал чрезвычайное происшествие на дорожном полотне, если во время нее не пострадал ни один человек. Если на теле пострадавших в ДТП есть небольшие ссадины или ушибы, но они не имеют никакой претензии, то телесными повреждениями они считаться не будут. На сегодняшний день выделяются такие виды админответственности:
    • изымание водительского удостоверения на срок до трех лет;
    • административное лишение свободы сроком на 15 календарных дней, но не более того;
    • общественные работы – максимум 200 часов;
    • наложение административного штрафа.
  3. Уголовная. Данная категория ответственности наиболее суровая и ложится она на плечи водителя, который, по мнению сотрудников правоохранительных органов, спровоцировал ЧП, если его деяния привели к травмам или же смерти. При этом виновника могут наказать следующим образом:
    • принудительные работы – максимальный срок 5 лет;
    • ограничение свободы сроком до 3 лет;
    • лишение свободы сроком до 9 лет.

Помимо вышеперечисленных штрафных санкций, здесь предусматривается еще и дополнительный вид наказания – лишение прав управления любым ТС сроком до 3 лет. Гражданская ответственность может коснуться не только лиц, участвующих в ДТП, но и посторонних людей, которые, к примеру, одолжили свое транспортное средство другу или родственнику.

Что же касается уголовной и административной ответственности, то эти категории сугубо индивидуализированы, другими словами, ответственность возлагается исключительно на водителя, который спровоцировал дорожно-транспортное происшествие.

Хотелось бы отметить, что сотрудники правоохранительных органов могут наложить на участников ДТП как гражданскую ответственность, так и комбинированную (гражданско-уголовную, гражданско-административную).

Что такое штрафные санкции?

В настоящее время большинство водителей не видят разницы между понятиями – штраф за ДТП и возмещение ущерба. Если компенсация выплачивается водителю, авто которого пострадало во время дорожно-транспортного происшествия, то штраф – это оплата, которая поступает на счет государственного учреждения.

И что самое важное, каждый автолюбитель, который спровоцировал аварийную ситуацию, должен понимать, что штраф взыскивается не за само дорожное происшествие, а за несоблюдение ПДД, повлекшее ДТП.

О размерах штрафных санкций за ненадлежащее исполнение правил дорожного движения можно подробно прочесть в 12 главе КоАП.

Как расценивается ДТП в административном законодательстве?

Сам по себе термин ДТП приводится исключительно в статье 12.27. Именно в этом пункте перечисляются виды штрафных санкций, которые могут быть выдвинуты виновнику чрезвычайного происшествия на дорожном полотне за невыполнение ПДД уже после того, как произошла авария.

К данным правонарушениям можно отнести:

  1. Ненадлежащее исполнение возложенных на виновника обязанностей, которые предусмотрены правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, в котором данное лицо является участником, карается наложением штрафа в размере одной тысячи рублей.
  2. Если участник ДТП покинул место происшествия, то его ожидает более строгое наказание, начиная от административного ареста до изъятия водительского удостоверения сроком до 1,5 лет.
  3. Употребление алкогольных напитков, психотропных или наркотических препаратов автолюбителем, который является участником аварии, до момента проведения освидетельствования – влечет административный штраф в размере 30 тысяч рублей. Кроме этого, за совершение такого правонарушения водителю грозит изъятие водительского удостоверения сроком на два года.

Наиболее распространенные причины ДТП

Предлагаем вашему вниманию три самые, по мнению экспертов, распространенные причины возникновения чрезвычайных происшествий на дорожном полотне.

Всему виною алкоголь!

С каждым годом количество водителей, которые садятся за руль в алкогольном опьянении, неумолимо растет. И если ранее горе-водителя за такой проступок ожидала административная ответственность (штраф, изъятие прав и т.п.), то, начиная с 2015 года, на его плечи ложится сразу уголовная, при условии, что факт вождения в нетрезвом состоянии повторился в течение года от последнего подобного правонарушения.

Теперь поговорим о дорожно-транспортных происшествиях. Если же раньше нетрезвого виновника аварии, приведшей к смертельному исходу, могли осудить на срок от 1 до 7-9 лет ограничения свободы, то теперь нижняя граница составляет 2 и 4 года, в зависимости от количества пострадавших (одна, две и более).

Несоблюдение дистанции между ТС

Термин «Безопасная дистанция» рассматривается на первых занятиях в автошколе. Если выражаться более простым языком, то безопасная дистанция – это оптимальное расстояние от ТС, движущегося впереди вас по той же полосе и в том же направлении, которое позволяет избежать столкновения при резком торможении первого, не прибегая ни к каким маневрам.

Однако, соцопросы показали неутешительную статистику. И именно несоблюдение дистанции становится предвестником аварии. Оказывается, что в настоящее время далеко не все автолюбители хотя бы приблизительно знают, чему равен тормозной путь его ТС на той или иной скорости при различных погодных условиях.

Так, легковой автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/ч, может остановиться:

  • сухая асфальтная дорога – через 27 метров;
  • мокрое покрытие – 39 метров;
  • гололедица – 145 метров.

Примерно такой и будет безопасная дистанция. Вдобавок ко всему, чтобы не спровоцировать ДТП и не получить штраф за несоблюдение дистанции, необходимо обеспечить оптимальное расстояние между авто для того, чтобы другое ТС, совершающее обгон, могло свободно вписаться в него.

Какой же штраф получит виновник ДТП за несоблюдение дистанции? Штрафные санкции выписывают согласно статье КоАП 12.15 часть 1 – неправильное размещение ТС на проезжей части. Сколько же заплатит виновник дорожно-транспортного происшествия в этом случае? Всего 1500 рублей.

Хотелось бы отметить, что штраф за несоблюдение дистанции выписывается исключительно при реально случившейся аварии. Вдобавок ко всему, именно вышеуказанная статья будет фигурировать в постановлении при условии, что оба транспортных средства находились в движении.

Исходя же из практики, в некоторых случаях штраф за несоблюдение дистанции можно не платить, доказав, что виновником аварийной ситуации на дороге являетесь вовсе не вы, а второе (а иногда и третье) лицо.

Движение автомобиля задним ходом

Нередко движение задним ходом приводит к дорожно-транспортному происшествию, причем большинство водителей уверены, что той дистанции, которая у них есть для маневра, вполне достаточно.

В настоящее время существует достаточно большое количество ситуаций, при которых движение задним ходом неприемлемо. Регулировка правомерности такого действия осуществляется в соответствии с ПДД.

Движение задним ходом – это довольно-таки сложный маневр, который требует от водителя пристального внимания и профессиональных навыков.

Факт того, что угол обзора значительно ограничен, приводит к тому, что той дистанции, которая предполагается водителем для осуществления движения задним ходом, не достаточно, вследствие чего и происходят аварии на дорогах.

И перед тем, как выполнить движение задним ходом, следует удостовериться в том, что сзади нет других ТС и пешеходов. Если же видимость пространства сзади очень плохая, то в данной ситуации автолюбители прибегают к сторонней помощи.

Движение задним ходом неприемлемо:

  • на перекрестке;
  • на пешеходном переходе;
  • во время движения по автомагистрали;
  • на железно-дорожных переездах;
  • на остановочных пунктах;
  • в тоннеле;
  • на участках с низким процентом видимости (менее ста метров);
  • на мостах, эстакадах, путепроводах.

Руководствуясь правилами дорожного движения, хотелось бы добавить, что категорически запрещено совершение движения задним ходом на тех участках дорожного полотна, на которых не предусмотрен разворот.

Движение задним ходом допускается:

  • на односторонних дорогах (причем автолюбитель должен удостовериться в том, что своими действиями его транспортное средство не мешает прочим участникам дорожного движения осуществлять полноценную езду);
  • до вхождения в тоннель;
  • до появления моста, автомагистрали;
  • перед ж/д переездом;
  • на проезжей части допускается кратковременное движение задним ходом.

Как же будет наказан правонарушитель за несоблюдение ПДД? Величина штрафных санкций за совершение неполноправных действий зависит от деталей самого правонарушения.

Так, опираясь на пункт 12.11 КоАП, за езду задним ходом по автомагистрали на правонарушителя возлагается штраф в размере 2500 рублей. Если же вы будете осуществлять такой маневр по обочине или разделительной полосе, то, согласно п. 9.9 ПДД, вам придется заплатить в госбюджет 500 рублей.

Соблюдайте ПДД и будьте бдительны на дрогах. Удачи!

Читать еще:  Что делать при несогласии с решением в отношении ДТП?

Уголовные дела при ДТП: какое возможно наказание и куда обращаться за помощью?

Водителям при ДТП доказать свою правоту бывает достаточно сложно, особенно если был сбит пешеход. Адвокат по транспортным происшествиям поможет:

  • cоставить детальную схему происшествия;
  • найти нужные доказательства;
  • опросить свидетелей;
  • пригласить квалифицированных независимых экспертов.

Юридическая помощь по уголовным делам при ДТП.

Услуги адвоката по транспортным происшествиям позволяют избежать водителю, попавшему в ДТП, существенных финансовых затрат, а в случае выигранного дела — не нести расходов вовсе.

Чтобы максимально использовать возможности действующего законодательства и избежать необоснованно или несправедливого наказания, рекомендуется проконсультироваться со специалистом.

Стоимость услуг адвоката зависит от множества критериев: от его известности до тяжести обвинений.

Своевременное обращение к адвокату поможет быстро решить практически любую юридическую проблему.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) порой приводят к возбуждению уголовных дел, и в юридической практике это обычно сложные случаи. Водитель, нарушивший правила дорожного движения (ПДД) и причинивший вред здоровью другого человека, часто дает показания, отличные от показаний свидетелей. Причем далеко не всегда это делается намеренно.

Шоковое состояние участников ДТП очень затрудняет разбор обстоятельств дела, да и то, что случившееся может повлечь за собой уголовную ответственность, спокойствия не добавляет никому.

Нельзя отрицать, что многих ДТП с тяжелыми последствиями могло бы не быть при взаимном уважении водителей и пешеходов. Но существуют и объективные причины, по которым не удается избежать столкновений, например, технические неисправности или плохая видимость на дороге.

Виды ответственности для водителей, признанных виновниками дорожно-транспортных происшествий, бывают следующими:

  • Административная: если водитель нарушил правила или если его транспортное средство имело неисправности, приведшие к ДТП, а также в случае причинения в результате ДТП легкого и средней тяжести вреда здоровью. За это вы можете лишиться прав, заплатить штраф или попасть под административный арест на срок до 15-ти суток (в случаях, предусмотренных статьей 12.27 КоАП РФ).
  • Гражданско-правовая: если в результате ДТП был причинен материальный ущерб (например, автомобиль врезался в другое транспортное средство или в витрину магазина). Этот ущерб придется возместить.
  • Уголовная: если был причинен тяжкий вред здоровью людей (пешеходов, других водителей, пассажиров) или ДТП привело к летальному исходу.

Уголовное дело при ДТП

К уголовной ответственности при ДТП привлекают в следующих случаях, предполагающих различные степени наказания (статья 264 УК РФ, редакция от 6 июля 2016 г.):

  • Часть 1: Если по вине водителя человек получил тяжелые травмы, виновник наказывается ограничением свободы сроком до 3-х лет либо принудительными работами на срок до 2-х лет. Права на вождение транспортного средства могут быть сохранены или изъяты на срок до 3-х лет.
  • Часть 2: Если виновный находился в состоянии алкогольного опьянения и по неосторожности причинил тяжкий вред здоровью человека, то он наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 4-х лет и права управлять транспортным средством на срок до 3-х лет.
  • Часть 3: Если пострадавший погиб, водитель приговаривается к принудительным работам на срок до 4-х лет или лишению свободы на срок до 5-ти лет, а также запрету управлять транспортным средством на срок до 3-х лет.
  • Часть 4: Если виновный находился в состоянии алкогольного опьянения, и это повлекло за собой по неосторожности смерть человека, то он получит срок от 2-х до 7-ми лет и лишение прав до 3-х лет.
  • Часть 5: Если ДТП повлекло за собой гибель 2-х и более лиц, водитель может сесть в тюрьму на срок до 7-ми лет или быть приговорен к принудительным работам на срок до 5-ти лет, а также лишиться права управлять транспортным средством на срок до 3-х лет.
  • Часть 6: Если к гибели 2-х и более лиц привело то, что водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, тогда ему грозит лишение свободы на срок от 4-х до 9-ти лет с лишением прав до 3-х лет.

Конечно, каждый конкретный случай уникален. Поэтому суду требуется тщательно изучить предоставленные доказательства, уточнить обстоятельства случившегося, вынести решение об удовлетворении иска и применимых правовых нормах. Выяснение всех обстоятельств дела часто затягивается надолго, особенно если необходимые процедуры не контролируются опытным адвокатом.

Помощь адвоката по уголовным делам при ДТП

Следует иметь в виду, что специализация юриста очень важна в любом судебном разбирательстве. Ваши права в деле по ДТП сможет наиболее эффективно защитить адвокат с опытом именно в этой области права. Однако, если у вас нет возможности или времени его найти, даже специалист общего профиля будет надежнее, чем самостоятельные попытки себя защитить в надежде на везение. Как минимум, он сможет вам разъяснить, что говорить следует, а что — нет. Иногда уже этого бывает достаточно, чтобы участник уголовного дела по ДТП не усугубил свое положение.

В России практика обращения за юридической помощью развита не так широко, как Западе, где человек в любой непонятной ситуации отказывается говорить с представителями власти, пока не приедет его адвокат. Попав в ДТП, далеко не каждый россиянин знает, кому позвонить, в его записной книжке просто нет номера адвоката. Но даже в этом случае не все потеряно. Адвокат по уголовным делам ДТП способен включиться в процесс практически в любой момент. Это может быть стадия принятия решения о возбуждении уголовного дела в самом начале следствия, экспертные проверки и следственные действия, само судебное слушание, апелляции и т.д.

Водитель, решивший защищать себя самостоятельно, скорее всего, только усложнит работу адвокату, которого все равно придется пригласить. Судебная практика по делам ДТП сталкивалась с такими ситуациями не раз. Конечно, в случае уголовного дела государственный защитник будет обвиняемому назначен, но такие адвокаты обычно имеют очень мало времени на тщательное изучение материалов дела, а исход судебного разбирательства им в основном безразличен.

Юридическая помощь по уголовному делу может оказаться нужна не только водителю. У пострадавших тоже есть права, которые также непросто бывает отстоять. Если одну из сторон не устроит вынесенное судом решение (приговор), адвокат составит жалобу в апелляционный суд для отмены неверного решения (приговора), соберет все необходимые для этого документы, окажет помощь при организации различных видов экспертиз. Это важно, так как у апелляций есть свои сроки.

Где получить консультацию адвоката по ДТП?

Что и говорить, добиться справедливого решения в делах по ДТП бывает проблематично даже профессионалам. Мы попросили председателя Московской коллегии адвокатов «ЮрСити», адвоката, кандидата юридических наук В. А. Шакиной дать советы по поиску надежного адвоката:

«Наша компания оказывает практически все виды юридических услуг и давно известна на рынке адвокатуры. У нас работают опытные адвокаты, среди которых есть и узкие специалисты по ДТП. Одним из их безусловных преимуществ является готовность привлекать к каждому делу по ДТП авторитетных экспертов и выслушивать их мнения и оценки, не опираясь на все 100% на собственное субъективное суждение. Мы понимаем, что вождение автомобиля сопряжено с целым рядом технических аспектов, для правильной оценки которых необходимы профильная подготовка и практический опыт. Таким образом, вы можете быть уверены, что для защиты ваших интересов целая команда юристов составит подробную и объективную картину происшествия. Вы можете прибегнуть к нашим услугам и в случае, если вам необходимо представление ваших интересов для получения выплаты по страховке и/или вы являетесь потерпевшим в результате совершенного ДТП. Если в отношении вас ГИБДД или судом было вынесено несправедливое, необоснованное, неправомочное решение, мы поможем в его обжаловании».

Сложение сроков лишения по административным и уголовным делам с 25 июня 2019 года

Добрый день, уважаемый читатель!

В заключительной статье серии “Постановление пленума ВС №20” речь пойдет об интересных нововведениях законодательства, которые были приняты 25 июня 2019 года.

Ну а сегодня будут рассмотрены следующие вопросы:

Может ли быть дорога на прилегающей территории?

Пункт 20 постановления Пленума Верховного Суда посвящен привлечению к ответственности в случае ДТП. Однако есть в этом пункте и еще один интересный момент:

20. Статьей 12.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие имело место на дороге, в том числе на дороге, находящейся в пределах прилегающей территории (например, на парковке).

Основной смысл данного пункта заключается в том, что столкновение автомобилей на прилегающей территории – это ДТП. То есть при ДТП на прилегающей территории должны быть соблюдены все связанные с ним пункты правил (что делать при ДТП).

Из пункта 20 можно сделать и еще один дополнительный вывод. Получается, что на прилегающей территории может быть дорога.

Получается, что все проезжие части, по которым ездят автомобили, являются дорогами. В том числе и во дворах, на парковках и т.д. Однако некоторые дороги имеют дополнительное название “прилегающие территории”. То есть они все также остаются дорогами, но дополнительно на них действуют и правила для прилегающих территорий.

А что Вы думаете по поводу данного нововведения? Напишите Ваше мнение в комментариях к данной статье.

Читать еще:  Когда необходимо сделать экспертизу по ДТП?

Ответственность за ДТП для водителя, который не участвовал в столкновении

Еще раз обратимся к пункту 20 Постановления Верховного Суда:

К административной ответственности по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ может быть привлечен водитель транспортного средства, допустивший нарушение требований ПДД РФ, которое стало причиной дорожно-транспортного происшествия с участием других транспортных средств (другого транспортного средства), вне зависимости от того, вступило ли управляемое им транспортное средство в механическое взаимодействие с другими транспортными средствами (транспортным средством), физическими лицами или материальными объектами, при условии, что этот водитель был осведомлен о факте дорожно-транспортного происшествия, однако умышленно оставил место дорожно-транспортного происшествия.

Суть данного абзаца сводится к тому, что если водитель нарушил правила и из-за этого столкнулись другие автомобили, то указанный водитель также является участником ДТП и может быть привлечен к ответственности за оставление места происшествия.

Например, автомобиль Ауди движется по правой полосе движения, автомобиль Волга – по левой. Автомобиль Волга резко перестраивается направо, водитель Ауди хочет уйти от столкновения, поворачивает руль и врезается в столб или отбойник. Если водитель Волги покинет место происшествия, то он может быть лишен прав.

Другой пример. Автомобиль Лада выполняет обгон на двухполосной дороге. При этом машина частично едет по попутной полосе и частично по встречной. Водитель встречного автомобиля Мазда считает, что разъехаться не удастся, поэтому он поворачивает на обочину, а автомобиль получает повреждения. В этом случае водитель автомобиля Лада также может быть привлечен к ответственности за оставление места ДТП.

Тем не менее нужно обратить внимание и на еще один важный момент. К ответственности может быть привлечен только тот водитель, который был осведомлен о факте ДТП.

Например, автомобиль Хонда “подрезал” автомобиль Киа. Водитель Киа резко затормозил, и сзади в него врезался автомобиль Пежо. Столкновение оказалось незначительным, повреждены были только рамки номерных знаков и поцарапаны бампера. При этом вполне естественно, что водитель Хонды не видел и не слышал столкновения. То есть он не должен быть лишен прав, т.к. оставление места ДТП являлось не умышленным.

Что является автоматическим режимом работы камер?

В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда подробно описывается, что именно нужно считать автоматическим режимом работы камер, фиксирующих нарушения ПДД:

При этом под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
.
С учетом этого, если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется, а должностным лицом согласно части 1 статьи 28.6 КоАП РФ выносится постановление по делу об административном правонарушении, либо составляется протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, предусмотренном статьей 28.7 КоАП РФ. Полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения, подлежащих оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Данный пункт говорит о том, что нарушение может быть зафиксировано различными способами:

  • Техническими средствами, работающими в автоматическом режиме.
  • Другими техническими средствами, которые использует сотрудник ГИБДД.

Однако оформление нарушения в каждой из ситуаций происходит по-своему.

Если используются автоматические камеры, то и штраф выносится автоматически, а постановление направляется водителю по почте.

Если же применялось иное средство, то сделанные им фотографии и видеозаписи могут рассматриваться в качестве дополнительных доказательств. При этом само нарушение должно быть оформлено сотрудником ГИБДД. То есть в данном случае штраф автоматически не выносится. Сотрудники должны остановить водителя и составить документы о нарушении.

Из данного пункта можно сделать следующий вывод. Если при движении на автомобиле Вы заметили, что сотрудники ГИБДД сняли Вас на видеокамеру, то опасаться автоматического штрафа в дальнейшем не следует. Если бы у сотрудников были претензии, то они сразу бы остановили автомобиль и оформили документы о правонарушении.

Сроки лишения по административным и уголовным делам не складываются

Обратимся к пункту 31 постановления Верховного Суда:

В то же время необходимо иметь в виду, что сроки назначенного административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами и уголовного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами исчисляются самостоятельно.

Напомню, что если водитель получил несколько административных наказаний в виде лишения прав, то срок каждого следующего наказания начинается лишь после того, как закончился срок предшествующего. То есть сроки лишения складываются.

Однако если водитель лишен прав по статье уголовного кодекса, то данный срок не складывается с административными. То есть сроки могут идти параллельно.

Например, 1 апреля 2019 года Андрей лишен прав за управление транспортным средством в состоянии опьянения на 18 месяцев. Срок лишения начался 11 апреля 2019 года и Андрей сразу же сдал водительское удостоверение в ГИБДД. Окончание срока лишения – 11 октября 2020 года.

После этого Андрей еще раз сел за руль в состоянии опьянения. Второй Суд состоялся 1 мая 2019 года. На это раз наказание для водителя было уголовным (по статье 264 1 ). Он получил штраф 200 000 рублей и лишен прав заниматься деятельностью по управлению ТС на 20 месяцев. Срок лишения в этом случае начался 11 мая 2019 года и заканчивается 11 января 2021 года.

Поскольку сроки лишения по административному и уголовному делам не складываются, водитель сможет вернуть права 11 января 2021 года. То есть фактически он будет лишен прав 21 месяц (вместо 38).

Выбор подразделения ГИБДД для исполнения постановления о лишении прав

Рассмотрим пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда:

32. При назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами (в том числе в качестве дополнительного административного наказания) судье в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении необходимо указать подразделение органа, уполномоченного исполнять названное административное наказание (например, подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также на то, что лицо, привлеченное к административной ответственности, должно сдать все имеющиеся у него соответствующие удостоверения либо заявить об их утрате в указанное судьей подразделение уполномоченного органа, и разъяснить последствия невыполнения данной обязанности (статья 31.3, части 1, 2 статьи 32.5, часть 1 статьи 32.6 и части 11, 2 статьи 32.7 КоАП РФ).

В качестве подразделения, на которое возлагается исполнение постановления о назначении административного наказания в части лишения права управления транспортными средствами, как правило, следует указывать подразделение органа, должностное лицо которого направило дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, в том числе в случае вынесения постановления в отношении лица, проживающего за пределами Российской Федерации. Кроме того, в отношении лица, проживающего на территории Российской Федерации, возможно возложить исполнение постановления о назначении административного наказания в части лишения права управления транспортными средствами на подразделение уполномоченного на то органа по месту жительства (по месту пребывания) лица, которому данное административное наказание назначено, в том числе в случае удовлетворения ходатайства такого лица о рассмотрении дела по месту его жительства.

Из данного пункта можно сделать следующие выводы:

1. Судья указывает подразделение ГИБДД, где будет исполняться решение о лишении прав, в постановлении. Напомню, что с 20 октября 2018 года водитель может сдать экзамены только в том подразделении, где исполняется решение.

2. Судья выбирает либо подразделение, сотрудник которого зафиксировал нарушение водителя, либо подразделение по месту жительства водителя.

Таким образом, сразу же после вынесения постановления суда водитель должен получить и информацию о том, где ему впоследствии придется сдавать теоретический экзамен.

Использование прав во время лишения

На практике иногда приходится сталкиваться с водителями, которые считают себя самыми хитрыми. Такой водитель после лишения прав пишет заявление об утере, чтобы срок лишения начал считаться, а затем продолжает ездить со своими правами.

Такой вариант не работал и раньше, а теперь разъяснение по этому поводу дал и Верховный Суд:

Вместе с тем в случае, если лицо заявило об утрате соответствующего удостоверения, а затем фактически продолжало пользоваться им при управлении транспортным средством, что подтверждается фактом изъятия данного удостоверения, срок лишения права управления транспортными средствами считается прерванным и продолжение исчисления течения прерванного срока производится со дня изъятия у лица соответствующего удостоверения.

То есть, если водитель, который написал заявление об утере, будет остановлен и при проверке у него обнаружатся утерянные права, то срок лишения такого водителя начнется заново.

Ну а в заключение предлагаю Вам самостоятельно изучить текст нового документа:

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector