Что грозит за продажу чужого изобразительного искусства?
Expertrating.ru

Юридический портал

Что грозит за продажу чужого изобразительного искусства?

Ответственность за нарушения авторских прав на фотографию

Согласно ст. 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации, все исключительные авторские права на фотографию принадлежат тому, кто ее сделал. Если именно Вы нажали на кнопку фотоаппарата, то можете делать со снимком, что угодно: копировать, публично демонстрировать, обрабатывать и распространять – бесплатно или за вознаграждение.

Только Вы имеете на это право, а все прочие могут совершать вышеперечисленное только с вашего разрешения.

Нарушения авторских исключительных прав, увы, случаются часто. Многие авторы с удивлением замечают свои работы в фотобанках и на интернет-сайтах, в рекламных проспектах и журналах. Иногда снимки бывают кем-то обработаны или подправлены, но встречаются и полностью скопированные.

Если человек не получал разрешения на использование чужих фотографий, мы имеем дело с классическим нарушением исключительных авторских прав. За это российским законодательством предусмотрена публичная и гражданская ответственность.

В первом случае нарушитель несет ответственность перед государством, которое может наказать нарушителя штрафом, конфисковать имущество и т.п. Гражданская ответственность наступает только в том случае, если этого хочет сам пострадавший. Тогда виновный выплачивает автору штраф, возмещает вред, компенсирует упущенную выгоду и прочее.

Публичная ответственность подразделяется на уголовную и административную. Нарушителя можно привлечь только к одной из них. Под административную ответственность попадают юридические лица (всегда) и граждане, если нарушение исключительных прав нельзя квалифицировать как преступление, то есть если стоимость незаконно изготовленных (распространяемых, обработанных) фотографий не превысила 50 000 рублей.

Если же ущерб от нарушения авторских прав оценивается дороже 50 000 рублей, гражданина привлекают уже к уголовной ответственности. Основанием для административной ответственности является ст. 7.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, уголовной – ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации.

«Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав

1. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения».

«Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав

1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, — наказывается штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, — наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены:
а) неоднократно;
б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) в особо крупном размере;
г) лицом с использованием своего служебного положения, — наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — пятьсот минимальных размеров оплаты труда».

Публичная ответственность выгодна тем, что необходимые доказательства правонарушения фактически собирает государство. А это: установление и оформление должным образом факта совершения нарушения, объем совершенного нарушения (то есть объем незаконно изготовленных, распространяемых или обработанных фотографий), стоимость причиненного ущерба.

Сбор доказательств отнимает много времени и сил, а привлечение адвокатов и экспертов является дорогим удовольствием. Его стоимость часто попросту непосильна для пострадавшего фотографа.

Как показывает практика, правоохранительные органы неохотно идут на возбуждение дел по нарушению авторских прав. За весь 2009 год в России зафиксировано 973 случая привлечения нарушителей к административной и 433 случая – к уголовной ответственности. Это 29% и 17% от общего числа поданных заявлений. Почти все привлеченные к ответственности были печатными изданиями и нарушили права авторов в крупных размерах. Но даже в этих случаях наказание ограничилось выплатой штрафов.

Так что шансы фотографа-одиночки добиться заведения дела на нарушителя-одиночку ничтожно малы.

Гражданские исковые требования могут быть удовлетворены в уголовном или в административном процессе. Пострадавший автор в этом случае (в отличие от гражданского процесса) освобождается от уплаты государственной пошлины.

Однако на практике гражданские исковые требования тоже принимаются далеко не всегда. Это объясняется тем, что в административном процессе нарушителя можно привлечь к гражданской ответственности только при отсутствии возражений с его стороны. А в уголовном процессе возмещаются лишь убытки, но не упущенная выгода. Но ведь зачастую фотограф, особенно тот, кто работал без расчета получить коммерческий результат, подает иск именно с целью возместить упущенную выгоду. Исходя из этого, каждый фотограф в случае нарушения его прав просто будет вынужден самостоятельно подавать гражданский иск с просьбой компенсировать понесенные убытки. Как квалифицируется нарушение авторских прав на фотографию согласно гражданскому законодательству России, будет описано в следующей публикации.

Блогер нашел свои фото на чужом сайте и попытался отсудить за них миллион

Известный блогер заметил на чужом сайте свои фотографии. Региональный портал иллюстрировал ими новости. Но согласия блогера портал на это не спросил. Часть фотографий были подписаны — откуда их взяли и кто автор, — а часть нет.

Тогда блогер пошел в суд. Он потребовал по 20 тысяч рублей за каждое фото, которое использовали без его согласия, и еще по 10 тысяч рублей за каждое фото без подписи об авторе. Всего он заявил в иске к порталу 1 230 000 рублей. История началась два года назад: дело рассматривали девять раз в разных инстанциях. На днях по поводу использования чужих фотографий в очередной раз высказался Верховный суд. Вам это может пригодиться.

Почему блогер предъявил претензии из-за фотографий?

Он ездит по городам и делает фотографии. Эти фото он размещает у себя на сайте. Так он демонстрирует свой профессионализм и распространяет информацию о себе. Все материалы — это его собственность. У него есть исключительное право на них, и только он может решать, где их публиковать и что с ними делать.

Сайт не спрашивал разрешения на публикацию и ничего блогеру не платил. Просто взяли фотографии и вставили их в свои статьи и новости. Блогер посчитал, что этим сайт нарушил его права. По закону за это можно требовать компенсацию, причем двух видов:

За незаконное использование. Если фотографии используют без разрешения правообладателя, он может потребовать от 10 тысяч рублей до 5 миллионов за каждое фото. Блогер заявил в иске 20 тысяч за одно: итого за 58 случаев использования получилось 1 160 000 рублей.

За нарушение исключительных прав. С некоторых фотографий удалили информацию об авторе, а это уже отдельное нарушение. За такое положена другая компенсация. Блогер потребовал по 10 тысяч рублей за каждое фото — всего вышло 70 тысяч.

Что портал сказал в свое оправдание?

Фотографии действительно взяли из блога без разрешения. Но их вставили в новости и информационные статьи. Автора там указали, ссылку на источник поставили. По закону так можно. Это свободное цитирование в информационных целях.

Несколько фотографий без ссылки взяли с других сайтов. Они опубликованы не только у блогера, и кто их автор — неизвестно. На снимках городские пейзажи и объекты архитектуры. Где доказательства, что блогер их сфотографировал и является автором? Это мог сделать кто угодно.

Читать еще:  Как переписать долю в квартире?

Портал и блогер встретились в суде.

Что сказали суды?

Чужие фотографии и тексты иногда можно использовать без разрешения. Это свободное цитирование. Если статья учебная или информационная, можно брать материалы с каких угодно сайтов, никого не спрашивать и использовать. Главное — не переборщить с объемом и указать автора.

Портал взял у блогера фотографии, но использовал их для новостей и статей на резонансные темы: о городе, политике, общественной жизни, работе чиновников. Автора указали, так что все условия соблюдены и компенсации не положена.

Семь фото опубликованы без ссылки на автора. Но пусть блогер докажет, что это его фото. Пока нет доказательств, нет и компенсации.

Свободное цитирование возможно, но только для текста. Фотографию процитировать нельзя. Без разрешения ее можно использовать только как иллюстрацию в учебнике.

Если блогер не давал согласия на использование его фотографий, это незаконно. Заплатите ему по 10 тысяч рублей за каждый случай — 580 тысяч рублей.

Авторство еще семи фотографий блогер доказывать не обязан. Права автора никак не регистрируются. Кто убрал имя с фотографии — непонятно, но это и неважно. Если портал опубликовал такое фото, он тоже нарушил исключительное право автора. За это тоже придется заплатить по 10 тысяч рублей — итого 70 тысяч.

Всего портал должен блогеру 650 тысяч рублей. Потому что нечего использовать результаты чужого труда.

Когда суд выносил это решение, еще не было выводов Верховного суда по поводу цитирования фотографий. На самом деле потом стало ясно, что к фотографиям цитирование тоже применяется и иногда их можно свободно использовать.

Суд по интеллектуальным правам

Фотографии все-таки можно цитировать (к тому времени Верховный суд уже объяснил правила цитирования фотографий в другом деле того же блогера).

Так что тут надо разобраться, в каких статьях использовали эти фото, указали ли автора, есть ли ссылка на источник. Если статьи были информационными, научными или учебными, согласие блогера не нужно.

Выплата 580 тысяч рублей под вопросом. Пусть суд еще раз изучит дело и разберется.

А вот удалять с фотографии имя автора нельзя в любом случае. Кто бы это ни сделал, раз фотографии использовал портал, пусть он и платит 70 тысяч. По этой части апелляция права.

Ну ладно, раз фотографии можно цитировать, тогда это и правда законное использование. Портал — это СМИ . Там публикуют новости и статьи. Пусть даже он и коммерческий, это не имеет значения.

Фотографии блогер сделал в городе, о котором пишет портал. Для городских новостей они как раз и подходят. Это свободное цитирование, и согласие автора не нужно.

Так что решение первой инстанции по поводу того, что компенсация за незаконное использование блогеру не положена, оставили в силе. А вот про 70 тысяч рублей забыли. Их в мотивировочной части упомянули, а в резолютивной нет.

Получилось, что суд по интеллектуальным правам сказал, что 70 тысяч надо заплатить и права блогера нарушены. Апелляция это подтвердила, а в своем вердикте не указала.

Блогер пошел бороться дальше. Он обратился в Верховный суд, потом опять в суд по интеллектуальным правам и дошел до судебной коллегии.

Еще раз объясняю правила свободного цитирования.

Без разрешения автора и без оплаты можно использовать любые тексты, фотографии, схемы и рисунки, если соблюдаются четыре условия:

  1. Произведение использовано в научных, учебных, информационных или культурных целях.
  2. Указан автор.
  3. Стоит ссылка на источник.
  4. Объем оправдан целью цитирования.

Фотографии блогера использовали для иллюстрации места событий, о которых написана новость. Ссылки и упоминания есть. Все условия свободного цитирования в таком случае соблюдаются. Автору не нужно ничего платить, спрашивать его согласия на использование фотографий тоже не нужно. Нет здесь незаконного использования.

С компенсацией за удаление имени автора с семи фотографий получилось странно. Удалять имя автора нельзя. И распространять фотографии с удаленным именем автора тоже нельзя. Это два разных вида нарушения.

Даже если имя автора с фотографий удалил не портал, он же их опубликовал с изменениями. Значит, уже нарушил. А где он взял эти фото, неважно. Автор — блогер, он и решает, с кого требовать компенсацию. Имеет право.

Итог. Верховный суд заметил, что две инстанции при пересмотре вынесли противоположные решения без внятных объяснений. По поводу 580 тысяч рублей вопросов нет — за свободное цитирование компенсации точно не будет. Это Верховный суд оставил в силе.

А вот насчет 70 тысяч суды не правы и будут разбираться заново. Тут явное нарушение прав блогера. Вердикт Верховного суда появился несколько дней назад, поэтому пересмотра еще не было, но решение очевидно: блогер наверняка получит 70 тысяч рублей за то, что с его фотографий удалили имя и потом опубликовали.

Сколько можно требовать, если кто-то использует чужие работы без разрешения?

За незаконное использование есть несколько видов компенсации. Например, можно потребовать возмещения убытков, удаления ссылок или уничтожения копий.

Вместо убытков можно требовать компенсацию. Правообладатель сам решает, что выбрать:

  1. От 10 тысяч до 5 млн рублей за каждый случай незаконного использования. Можно просить сколько угодно, суд все равно сам установит окончательную сумму. За фото реально получить 10—20 тысяч рублей. Этому блогеру не раз удавалось.
  2. Двукратный размер стоимости контрафактных экземпляров. Это подходит для книг. Если их издавали без разрешения, можно получить две стоимости тиражей. Иногда компенсации исчисляются миллиардами.
  3. Двукратный размер права использования. Так, например, было со шрифтами: за несколько лет использования без лицензии удалось отсудить полмиллиона.

Получить компенсацию можно, даже если реальных убытков не было. Их вообще не нужно доказывать. Хватит самого факта использования ваших фотографий, шрифтов, книг или текстов. Если это не свободное цитирование, есть право на компенсацию.

Это только этот блогер ходит по судам. Никто не будет заниматься отслеживанием фотографий и текстов

На самом деле защитой авторских прав занимаются серьезно. Давно прошло то время, когда авторы ничего не могли сделать с копированием их текстов и фотографий. Крупные издательства следят за тем, чтобы ссылки на их книги никто не раздавал без разрешения. Не успеешь поделиться ссылкой, а тут уже письмо шлют с претензией. И хорошо, если правообладатель пойдет на мировую после удаления ссылки и извинений. Но можно и сотни тысяч рублей потерять.

Владельцы торговых знаков добиваются конфискации всего товара из-за рисунков с героями мультиков. Предприниматели теряют деньги, продавая вещи с изображениями зарегистрированных персонажей. Композиторы получают компенсации за исполнение песен, авторы фонограмм — за использование записей, а артисты с псевдонимами отстаивают свои права на вымышленное имя.

Несколько лет назад из-за одной строчки из стихотворения кандидат в депутаты чуть не потерял регистрацию на выборах. Хотел как лучше и процитировал поэта, а в результате едва не нарушил чужое право авторства.

Есть юридические компании, которые с радостью берутся за такие дела, легко находят нарушителей и выигрывают суды. Это выгодно: убытки доказывать не нужно, тратиться на регистрацию прав автора тоже, а зафиксировать нарушение несложно и недорого.

Как продавать товары с мультяшками и не попасть в суд

Время чтения: 10 минут

Нет времени читать? Оставьте почту — пришлём ссылку на статью.

Каждый год предприниматели получают тысячи исков за то, что продают нелицензионные товары с известными героями мультиков. С 2012 года только за «Машу и Медведя» российские бизнесмены получили больше восьми тысяч исков и заплатили правообладателям 100 млн рублей компенсации.

За что штрафуют предпринимателей и как безопасно продавать товары с мультгероями — в нашей статье.

За что штрафуют предпринимателей

Известные мультяшки охраняются авторским правом и правом на товарный знак. Если предприниматель продает игрушки, торты или одежду с героями мультфильмов без ведома правообладателей, на него могут подать в суд и потребовать компенсацию.

Авторское право охраняет всех мультгероев как часть произведения (ст. 1259 ГК РФ).

За нарушение авторского права правообладатель может потребовать (ст. 1301 ГК РФ):

  • от 10 тысяч до 5 млн рублей;
  • в два раза больше стоимости товара;
  • в два раза больше стоимости авторского права на иллюстрацию.

Товарный знак — это уникальное изображение, слоган, логотип, по которым компанию сразу узнают ( ст. 1477 ГК РФ). Правообладатели мультфильмов регистрируют в качестве товарных знаков изображения мультгероев, названия и логотипы мультиков:

За товарный знак правообладатель может потребовать компенсацию (ст. 1515 ГК РФ):

  • от 10 тысяч до 5 млн рублей;
  • в два раза больше стоимости товара;
  • в два раза больше стоимости права на товарный знак.

Авторское право и право на товарный знак — это исключительные права (ст. 1229 ГК РФ). Если кто-то решил делать игрушки, торты или одежду с мультяшками, он должен заключить договор с правообладателем. Тогда исключительные права на мультгероев будут передаваться по цепочке:

Но часто происходит вот так:

Если производитель игрушки не заключил договор с правообладателем, товар считается контрафактным. За продажу контрафакта наказывают как производителя, так и продавца. Продавца накажут, даже если он не знал, что товар контрафактный (ст. 1515, ст. 1250 и ст. 14.10 КоАП РФ).

Читать еще:  Какова правомерность действий соседей при установке забора?

В повестках в суд правообладатели обычно указывают, что продавец нарушил право на товарный знак и авторское право. Нарушения два, поэтому за одно изображение предприниматель заплатит дважды.

Если бизнесмен нарушит интеллектуальные права несколько раз, его бизнес могут закрыть по решению суда (ст. 1253 ГК РФ).

Ответственности можно избежать, если доказать, что продавал нелицензионные товары из-за «чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах» (ст. 1250 ГК РФ). Но мы не нашли ни одного такого случая в судебной практике.

История про Машу и Медведя

В 2018 году компания «Маша и Медведь» подала в суд на предпринимательницу из Москвы за то, что она продавала игрушечный телефон с изображением героев известного мультфильма. Телефон стоил 380 ₽. Правообладатели потребовали 80 000 ₽ компенсации за восемь нарушений:

  1. Права на товарный знак 505856 — изображение Маши.
  2. Права на товарный знак 505857 — изображение Медведя.
  3. Права на товарный знак 388156 — логотипа «Маша и Медведь».
  4. Права на товарный знак 580017 — изображение Зайца.
  5. Права на товарный знак 580185 — изображение Панды.
  6. Права на товарный знак 580183 — изображение Волка.
  7. Авторского права на на рисунок Маши.
  8. Авторского права на рисунок Медведя.

Суд решил, что предпринимательница заплатит правообладателям 40 000 ₽ компенсации, госпошлину и возместит почтовые расходы.

Как купить лицензионные товары

Проверьте лицензию

Лицензия — это документ, который подтверждает, что компания может производить товары с товарным знаком. Когда правообладатель передает кому-то право использовать товарный знак, он заключает с ним лицензионный договор (ст. 1489 ГК РФ).

Зайдите на официальный сайт компании, которая выпускает мультфильм, и посмотрите, с кем она сотрудничает. Найдите раздел «Лицензия», «Партнеры» или «Продукция» — в нём указаны сайты компаний, которые могут выпускать лицензионные товары с героями мультфильмов.

Если на сайте мультфильма нет списка лицензиатов, позвоните или напишите производителям, чтобы узнать, кто может продавать товары с их героями.

Проверьте сертификат

Сертификат соответствия выдает Таможенная служба, когда товар проходит через границу. Документ подтверждает, что игрушка безопасна. Таможня следит и за интеллектуальной собственностью, поэтому сертификат косвенно подтверждает, что товар легальный.

В интернет-магазине ищите игрушки и одежду с надписью «сертификат».

Проверьте, настоящий ли сертификат, на сайте Росаккредитации.
Введите в поле «Номер сертификата» шесть последних знаков номера документа с точкой и нажмите «Поиск»:

Среди результатов поиска найдите полный номер сертификата, который проверяете. Сверьте информацию из реестра с тем, что написано в сертификате. Посмотрите на цвет круга в графе «Статус». В нашем примере он зеленый, значит, сертификат действующий:

Проверьте упаковку

На упаковке лицензионной игрушки должны быть указаны:

  • изготовитель и его адрес;
  • соответствие стандартам (ГОСТ, ТС ТР, ТУ);
  • предупредительные надписи по безвредной эксплуатации;
  • возрастное ограничение.

Проверьте и сохраните документы поставки

Товарные накладные могут пригодиться, если правообладатель придёт к вам с претензиями. Накладные должны быть правильно заполнены. Если в документах будет ошибка, суд может их не принять.

Как подстраховаться

Если товар все же окажется контрафактным и правообладатель придёт с претензиями, хорошо иметь документы, которые подтвердят, что вы ни при чём. Для подстраховки в договоре о поставке пропишите, что за соблюдение интеллектуальных прав отвечает поставщик.

В пункте «Права третьих лиц» пропишите, что поставщик отвечает за легальность товара.

Вариант формулировки:
«Поставщик гарантирует, что поставленный товар не обременен правами третьих лиц, правомерно введен в гражданский оборот на территории РФ и его продажа не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, в частности прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) средства индивидуализации (далее — исключительные права)».

В пункте «Гарантии и ответственности сторон» пропишите, кто будет платить правообладателю, если он придёт с претензиями.

Вариант формулировки:
«Если Покупателю будет предъявлен иск, основанием для которого является продажа Покупателем контрафактного товара, приобретенного у Поставщика, то Поставщик обязуется принять участие в рассмотрении такого иска в суде и оказать Покупателю необходимое содействие в защите его прав. В частности, Поставщик обязуется предоставить Покупателю по его первому требованию все необходимые документы, подтверждающие факт законности введения товара в оборот на территории РФ с соблюдением прав и законных интересов третьих лиц, в том числе исключительных прав. При привлечении Покупателя к ответственности за нарушение прав третьих лиц в связи с продажей контрафактного товара, приобретенного у Поставщика, Поставщик обязуется возместить Покупателю все судебные расходы, а также взысканные с Покупателя в пользу третьих лиц по решению суда суммы».

Памятка

Если предприниматель продаёт нелицензионные товары с героями мультфильмов, правообладатели могут подать на него в суд и потребовать компенсацию в несколько десятков тысяч рублей.

Чтобы не попасть на контрафакт:

  1. Проверьте лицензию — она подтверждает, что компания может производить товары с героями мультика.
  2. Посмотрите сертификат соответствия и проверьте его на сайте Росаккредитации.
  3. Проверьте упаковку.
  4. Проверьте и сохраните документы поставки.

Для подстраховки в договоре поставки пропишите, что за легальность товара отвечает поставщик.

Если у поставщика нет документов на товар, лучше отказаться от покупки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.

uurist

Sapiens nil affirmat, quod non probet

Среди Вас есть фотографы, не всем пригодится эта информация, тем не менее, размещаю.

Использование различных изображений в сети встречается повсеместно. Это могут быть как фотографии, так и картины известных (и не только) художников. При использовании изображений в рекламной деятельности или в иных целях важно принять необходимые меры для соблюдения прав авторов произведений или иных правообладателей. Для легального использования произведения изобразительного искусства или фотографии нужно заключить лицензионный договор с автором или иным обладателем исключительных прав (ст. 1286 ГК РФ), Если кого заинтересуют нюансы лицензионного договора, напишу.

Произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и др.), а также фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, отнесены к объектам авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Если эти объекты используются в коммерческих целях без согласия автора (либо иного правообладателя) и выплаты ему вознаграждения, то нарушаются имущественные права автора (правообладателя). Есть исключение из этого правила: истечение срока действия имущественных прав автора. Сейчас этот срок составляет 70 лет после смерти автора (ст. 1281 ГК РФ). При выборе объекта изобразительного искусства или фотографии стоит уточнять, как долго сохранялись авторские права на момент создания произведения. Например, фотографии в послереволюционной России охранялись только 5 лет после их изготовления.

Использованием будет считаться, например, изображение трехмерного произведения — статуи на двухмерном носителе — в виде фото статуи на печатной продукции. Изготовление в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения и, наоборот, в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения признается использованием исходного произведения (абз. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Фотографии скульптур, зданий, иных пластических объектов признаются использованием произведения в указанном смысле.

Статья 1226 Гражданского кодекса различает имущественные, личные неимущественные и иные интеллектуальные права. К имущественным правам относится исключительное право автора или иного правообладателя (получившего исключительное право по договору с автором или по наследству), заключающееся в использовании произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Пункт 2 статьи 1270 ГК приводит открытый перечень таких способов.

Рассмотрим: воспроизведение произведения, распространение произведения, право на доведение произведения до всеобщего сведения, права на сообщение в эфир, сообщение по кабелю, право публичного показа произведения, право на переработку произведения.

Воспроизведение произведения. Это возможность изготовления одного и более экземпляра произведения или его части (подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Например, включают фотографию в состав рекламных буклетов, товарного знака, этикеток, открыток, каталогов, – любой печатной продукции, которая будет представлять собой копию произведения в каком бы то ни было виде. Например, изображение фрагмента картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» на этикетках конфет «Мишка косолапый». При этом не имеет значения, каким способом и в каком количестве были выполнены копии.

Без согласия автора (правообладателя) и без выплаты вознаграждения допускается воспроизведение фотографического произведения и произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ). То же правило действует и в отношении права на сообщение в эфир или по кабелю. Однако это исключение не действует, если речь идет об использовании в коммерческих целях, в том числе путем воспроизведения в рекламной и иной коммерческой продукции.

Распространение произведения. Это пуск в оборот путем продажи или иного отчуждения оригинала произведения или его экземпляров (подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Если автор однажды пустит свое произведение в оборот или даст свое согласие на это, считается, что он дал согласие на дальнейшее распространение данного произведения (ст. 1272 ГК РФ). Распространение произведения может осуществляться, например, путем продажи или отчуждения в иной форме календарей, проспектов, буклетов, каталогов и т. п.

Читать еще:  Куда писать жалобу на хамское поведение директора кинотеатра?

Седьмой арбитражный апелляционный суд удовлетворил иск медиацентра, который являлся обладателем прав на фотографию на основании договора с автором. Изображение было воспроизведено в рекламном буклете и распространено среди посетителей выставки. Компанию, издавшую и распространившую буклет, обязали выплатить компенсацию в размере 200 тыс. рублей (постановление от 29.06.09 по делу № 07АП-3522/09(А45-23073/2008-31/357).

Право на доведение произведения до всеобщего сведения. Направлено на использование произведения в сети интернет и заключается в таком использовании произведения, при котором любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (абз. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Статья 1270 Гражданского кодекса в качестве критерия публичности показа называет показ в месте, открытом для свободного посещения, или месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Один из отелей Санкт-Петербурга разместил на своем сайте в разделе «Координаты отеля» фрагмент рисованного плана центральной части города. На основании договора, заключенного с автором рисованного плана, обладателем исключительных прав на воспроизведение, распространение, сообщение для всеобщего сведения данного плана было картографическое издательство. Поскольку отель разместил изображение фрагмента плана на своем сайте без договора с издательством, оно обратилось в суд, требуя денежную компенсацию за нарушение авторских прав. Ответчик утверждал, что разработкой сайта по договору с ним занималась другая компания, а отель не знал и не мог знать о том, что в структуре сайта использовался фрагмент, защищенный авторским правом. Но суд указал, что факт нарушения авторских прав не зависит от наличия или отсутствия у нарушителя информации об авторских правах на произведение, и взыскал компенсацию (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.08 по делу № А56-28372/2007).

Права на сообщение в эфир, сообщение по кабелю. Это сообщение произведения для всеобщего сведения, включая показ (подп. 7–8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Сообщение в эфир подразумевает любое действие, посредством которого произведение становится доступным для зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. Иными словами, если в телевизионной рекламе продукта была использована фотография, то не имеет значения, смотрел ли ее хотя бы один зритель, важна сама возможность такого просмотра.

Право публичного показа произведения. Состоит в демонстрации оригинала или экземпляра произведения непосредственно или с помощью технических средств (подп. 3 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Например, путем размещения изображения картины или фотографии на афише или плакате, путем демонстрации на уличных экранах, служащих рекламным целям, и т. д.

Право на переработку произведения. Представляет собой право на «создание производного произведения на базе исходного» (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Такое произведение является новым, самостоятельным объектом авторских прав. Переработкой является добавление каких-либо элементов к авторскому произведению и даже его обрамление таким образом, что восприятие может быть изменено. Но нужно помнить о соблюдении права автора на неприкосновенность произведения – оно, в отличие от имущественных прав, действует бессрочно и может быть защищено наследниками автора даже после истечения семидесятилетнего постмортального срока (подп. 4 п. 2 ст. 1255, ст. 1266 ГК РФ). При переработке произведения следует соблюдать права автора на решение о том, в каком виде его произведение предстанет перед обществом. Например, если без согласия правообладателя для украшения офисного помещения компания устроит творческую инсталляцию по мотивам картины, она будет являться новым объектом авторских прав, но в то же время нарушит права автора исходной картины.

Чтобы защитить свои прав в случае выявления использования Вашего фото, можно требовать пресечения действий, нарушающих право, возмещения убытков либо выплаты компенсации (ее размер определяется согласно ст. 1301 ГК РФ), изъятия материального носителя (например, рекламной продукции со спорным изображением), публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя (п. 1 ст. 1252 ГК РФ).

Принты на одежде – кому принадлежат авторские права?

За последние два месяца ко мне обратились три клиента с одним и тем же вопросом: «мы планируем выпускать одежду с узнаваемыми принтами. Нарушает ли это чьи-либо права?».

И действительно, в последнее время производство футболок, толстовок и курток с нанесенными на них известными изображениями (принтами) стало очень популярно. Однако зачастую этими принтами оказываются изображения известных людей или персонажей или картины современных художников или кадры из кинокартин. Так можно ли использовать такие изображения при производстве одежды?

Согласно ст.1270 ГК РФ, автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Другие лица (согласно ст.1229 ГК РФ) не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя (такое согласие обычно выражается в заключении лицензионного договора). Размещение принта, содержащего чье-то произведение является одним из способов его использования, т.к изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме является воспроизведением согласно ст.1270 ГК РФ.

Таким образом, если при производстве одежды используется (воспроизводится) охраняемый объект интеллектуальной собственности (например, товарный знак или картина), то производство такой продукции будет нарушать права правообладателя. За такие нарушения законодательством предусмотрена гражданско-правовая (ст.1301 и 1515 ГК РФ), административная (ст.7.12. и 14.10. КоАП РФ) и уголовная (ст.146 и ст.180 УК РФ) ответственность.

А как же обстоит дело с отдельно взятым персонажем или кадром из фильма? К сожалению производителей одежды – примерно так же. Согласно п.7. ст.1259 ГК РФ, авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выраженны в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Таким образом, персонажи тоже попадают под защиту и могут быть использованы только с разрешения правообладателя на основании лицензионного договора.

То же самое касается и кадров из фильмов. Хотя казалось бы, кадр не соответствует признакам охраняемого объекта авторских прав. И тут можно было бы сослаться на ст.1274 ГК РФ, говорящую нам о свободном использовании. Однако не стоит забывать, что указанная статья строго определяет цели (информационные, научные, учебные, культурные), при которых можно использовать произведение без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.

Некоторые предприниматели идут на «хитрость» и пытаются каким-либо образом изменить исходное изображение. Однако и тут нас ждут препятствия. Согласно ст.1270 ГК РФ, переработка произведения также является одним из способов его использования. Переработка должна также осуществляться исключительно с разрешения правообладателя. Такая позиция нашла отражение в п.31. Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5/29 от 26.03.2009г.

Таким образом, общая картина такова, что производители одежды, желающие размещать известные изображения на своей продукции, со всех сторон обложены нормами об охране авторских прав.

Тремя основными выходами из данной ситуации являются:

а) Заключение лицензионных договоров с правообладателями на использование изображений. В качестве лицензионного вознаграждения можно предусмотреть как определенный процент от продажи продукции, так и паушальный (разовый) платеж.

б) Использование изображений, перешедших в общественное достояние. Такие изображения есть и их достаточно много, а современное увлечение всем винтажным может сыграть только на руку в данном случае. По общему правилу ст.1281 ГК РФ исключительное право на произведение действует (а соответственно и охраняется) в течение всей жизни автора и в течение 70 последующих лет после его смерти. Датой начала течения 70-ти летнего срока является 1 января года, следующего за годом смерти автора. Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона от 18.12.2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 ГК РФ, применяются в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года. Авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения.

в) Заключение договоров с художниками, по которым будет осуществляться разработка принтов по заказу производителя. Такие договоры являются договорами авторского заказа и в данном случае заказчик праве предусмотреть в договоре отчуждение ему исключительного права на произведение, созданное в его интересах. В таком случае Ваша компания будет являться правообладателем принта и уже сама сможет предъявлять претензии и требования в случае, если он будет кем-то незаконно воспроизведен.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию