Изменение фасада здания без согласия собственников жилья
Expertrating.ru

Юридический портал

Изменение фасада здания без согласия собственников жилья

Если реклама размещена на “нежилом” фасаде МКД без согласия жильцов, они вправе требовать ее демонтажа

Lenorlux / Depositphotos.com

Размещение рекламной вывески на фасаде пристроенного к МКД магазина без согласия собственников помещений МКД влечет необходимость выплаты собственникам неосновательного обогащения в размере, рассчитанном по решению ОСС о плате за размещение рекламы на доме. К такому решению пришел суд, рассматривая спор между ТСЖ (управляет спорным МКД) и магазином, который арендует коммерческое помещение в МКД. Причем все эти коммерческие помещения находятся во встроенно-пристроенной части МКД (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2019 г. № 303-ЭС19-13633).

Спорная вывеска – с наименованием мебельного бренда – была установлена магазином на “своем”, “нежилом” фасаде, над окнами второго этажа арендованных нежилых помещений.

Благодаря этому обстоятельству дело было даже выиграно магазином в первой инстанции – суд отказал ТСЖ в демонтаже вывески и во взыскании неосновательного обогащения, потому что:

  • МКД имеет нежилую пристройку, которая имеет фасад, отличный от стен жилого дома,
  • спорная вывеска расположена на фасаде нежилой пристройки к жилому дому;
  • непосредственно в пристройке жилые помещения отсутствуют;
  • на всем фасаде пристройки к зданию размещено множество вывесок различного характера,
  • размещение спорной конструкции именно такого размера и именно таким образом не причинило неудобства жителям МКД,
  • при размещении вывесок ответчиком не задействованы инженерные элементы дома, находящиеся в общей долевой собственности всех собственников помещений в этом доме, не нанесен ущерб общедомовой собственности, не нарушена целостность фасада дома;
  • информация на спорной вывеске представляет собой сведения о виде деятельности организации в целях доведения этой информации до потребителей. В них нет ни конкретных указаний на товар (работы, услуги), ни на условия их приобретения или использования, иных данных, что позволило бы квалифицировать такую информацию в качестве рекламной.

Однако суды всех вышестоящих инстанций рассуждали иначе:

  • спорная вывеска является именно рекламной, так как, во-первых, “нерекламные” вывески с информацией для потребителей согласно местным правилам благоустройства должны располагаться у входа или на входных дверях в здание, помещение, а их допустимый размер составляет не более 60 см на 40 см. Спорная же вывеска имеет размеры 0,9 м на 6 м и расположена вовсе не у входа, а на фасаде, над окнами. Наконец, она не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I “О защите прав потребителей”, в том числе сведения о режиме работы и организационной форме,
  • в силу п. 5 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ “О рекламе” установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция. А если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в МКД, заключение упомянутого договора возможно только при наличии согласия собственников помещений в МКД, полученного в порядке, установленном Жилищного кодекса;
  • согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома;
  • в соответствии с технической и разрешительной документацией на здание МКД фасадная часть жилой и административной части дома входят в состав общего имущества собственников помещений,
  • объекты общего имущества в МКД могут быть переданы – по решению собственников помещений, принятому на общем собрании (ОСС), – в пользование иным лицам;
  • общим собранием собственников спорного МКД принято решение о взимании платы за использование общего имущества для размещения рекламных конструкций и вывесок в размере 500 руб. в месяц за один кв.м. и поручении председателю правления заключить договоры на пользование общим имуществом собственников МКД;
  • ТСЖ неоднократно письменно обращалось к рекламодателю с предложением о заключении соответствующего договора и с претензией о необходимости демонтажа конструкции, однако рекламодатель проигнорировал эти обращения;
  • в соответствии с положениями ст. 304 Гражданского кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения;
  • следовательно, имеются основания для обязании собственника рекламной конструкции осуществить ее демонтаж, а также уплатить плату за ее размещение на основании утвержденных собственниками ставок за размещение рекламных конструкций исходя из площади размещенной на фасаде конструкции.

ВС РФ отказался передавать дело на пересмотр в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, отметив, что реклама размещена ответчиком на фасаде МКД в отсутствие согласия собственников помещений и заключения соответствующего договора, а стало быть, размещена незаконно.

Изменение фасадов зданий: последовательность действий, получение согласования и выполнение работ

Фасадом здания считаются все его внешние границы, закрепленные в поэтажном плане БТИ – главном документе, графически отражающем недвижимый объект. Любые изменения этих границ являются изменениями фасада и подлежат обязательному согласованию.

Изменение фасада отдельно стоящего здания или многоквартирного дома может потребоваться собственникам или арендаторам помещений для организации и ведения бизнеса.

Кроме создания индивидуального стиля, изменение фасада может иметь и практическую сторону: не секрет, что многие здания со временем теряют свою привлекательность и плохо защищают помещения от влияния внешних факторов. Помимо представителей бизнеса, инициировать изменение фасада могут и граждане, проживающие в здании.

Работы по изменению фасада могут выполняться для:

  • изменения дизайна и стиля помещения;
  • восстановления (реставрации) фасада;
  • санации (утепления) фасада недвижимого объекта;
  • улучшения противопожарных свойств помещения, санитарно-гигиенических норм;
  • замены существующих функциональных элементов фасада (окон, дверей, лоджий и т. д.) или добавления новых деталей.

Выполнение работ по видоизменению фасада требует предварительной разработки проекта и согласования его с местной администрацией и профильными службами.

Разработку и согласование проекта могут проводить специализированные фирмы (проектные организации), входящие в СРО.

Что считается изменением фасада

Изменением фасада является не только его внешняя отделка, но и другие работы, затрагивающие его площадь.

А именно:

  • обустройство новых оконных проемов;
  • корректировка габаритов окон;
  • обустройство новых дверных проемов;
  • обустройство отдельных входов в помещения;
  • оборудование лестниц, пандусов;
  • обустройство тамбуров;
  • оборудование навесов, козырьков и навесных элементов (спутниковых антенн);
  • обустройство дымоходов и прочих коммуникаций;
  • выполнение облицовки фасада, изменение материалов внешних конструкций;
  • замена столярных элементов;
  • установка встроенного оборудования (банкоматов, таксофонов, камер и т. д.).

Все перечисленные корректировки должны выполняться только при наличии соответствующих разрешений. Процедура согласования изменений для нежилых зданий и многоэтажных жилых домов идентична, могут отличаться только инстанции, принимающие решения. Так, согласование изменений фасадов нежилых объектов выполняется в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, выполнение работ в многоэтажных домах согласовывается жилищными инспекциями.

Работы, не связанные с изменением внешнего облика здания (цвета, материалов отделки, оконных, дверных проемов и т. д.) являются косметическими и не требуют обязательного согласования.

Порядок согласования

Согласование предстоящих изменений производится так:

  • выполняется осмотр фасада и фиксация текущего состояния здания специалистами, которые будут разрабатывать проект;
  • производится разработка технического заключения и проекта изменений;
  • выполняется сбор и подготовка правоустанавливающих документов на объект;
  • подготовленные документы предоставляются в уполномоченные, контролирующие структуры.

Проект, на основании которого будут выполняться работы, должен включать в себя план (в масштабе 1:100), описательную часть, чертежи противопожарных мероприятий, схемы и расчеты.

В перечень документов, которые подаются вместе с проектом для получения разрешения на проведение работ, входят заявление на изменение фасада, документы, подтверждающие право собственности заявителя на объект, технический паспорт объекта, техзадание на проектирование.

Проектная документация проходит согласование в местной администрации, службах СЭС, МЧС, управлении архитектуры и в других инстанциях.

Особенности процедуры

Стоимость разработки проектов изменения фасадов в разных организациях варьируется. В зависимости от сложности она может составлять от 5 до 15 тысяч рублей. При подготовке проекта и последующей реализации изменений обязательным условием является фотофиксация здания до изменений и после выполнения работ.

Читать еще:  Выезд за границу во время отпуска для военнослужащего

Если для выполнения изменений необходимо задействовать прифасадную территорию, перед началом работ следует получить ордер на содержание строительной площадки.

Ордер необходимо получать, если:

  • требуется установка строительных лесов;
  • требуется установка устройств для организации безопасного движения пешеходов или проезда машин.

Выдачей ордеров занимаются территориальные подразделения административно-технических инспекций.

Для получения ордера заявителем подается:

  • заявка;
  • проект предполагаемых изменений фасада;
  • график выполнения работ;
  • разрешение на проведение работ.

Выдача ордера осуществляется в течение 14 дней с момента подачи документов, поэтому побеспокоиться о решении этого вопроса следует заранее.

Очень важно, чтобы все изменения проводились в соответствии с действующим законодательством. Самовольные изменения всегда, что называется «на виду», и они могут грозить собственнику объекта высокими штрафными санкциями.

Изменение фасада нежилого помещения в многоквартирном доме

Здравствуйте. Если я сделала облицовку фасада своего нежилого помещения в многоквартирном доме, то почему мне не нужно согласие жильцов? Какой правовой документ регламентирует эту ситуацию.

Добрый день. Стена здания Вам не принадлежит, т.к. это общедомовое имущество.

Пользование общедомовым имуществом осуществляется только по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (ст. 36, 44-46 ЖК РФ)

Да нужно согласие согласно ст. 36 ЖК РФ это общая домовая собственность. Нужно проводить собрание. Регулируют ст. 44-46 ЖК РФ.

А кто Вам сказал, что не нужно согласие собственников? Как раз наоборот. Нужно согласие, так как речь идет об общем имуществе дома, его ремонте, а не только оВашем нежилом помещении. Собирайте общее собрание собственников и принимайте решение, Ст.44,46 ЖК РФ.

Статья 44. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме

1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

2. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:

1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта

Статья 166. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

1. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

“Жилищный кодекс Российской Федерации” от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. В силу с 10.08.2017)

ЖК РФ, Статья 44. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме

1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Согласно данной статье, все решения по управлению дома. В том числе и по изменению фасада должны приниматься общим собранием собственников.

Кроме этого, согласно ст. 290 ГК РФ – Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме

1. Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

ЖК РФ, Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме

1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом согласие было необходимо, так как согласно вышеуказанным статьям, это общее долевая собственность.

Суды о законности монтажа кондиционера на стене МКД

УО, обязанные следить за состоянием фасада МКД, нередко обращаются в суд с требованием к владельцам кондиционеров о демонтаже установленного на стене оборудования. Ключевым в таком процессе становится вопрос о необходимости согласия ОСС на монтаж кондиционера. Читайте о том, как на этот вопрос отвечают суды.

Почему УО должна следить за размещением кондиционеров

Наружные стены дома входят в состав общего имущества собственников помещений в МКД (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Если собственники заключили договор управления с организацией, то именно УО несёт ответственность за содержание и ремонт общего имущества дома.

В том числе она должна следить за тем, чтобы без разрешения на стенах многоквартирных домов не крепились кондиционеры, а также растяжки, вывески, рекламные конструкции (п. 3.5.8 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170). При этом закон не устанавливает, кто выдаёт подобное разрешение и в каком порядке.

Порядок получения разрешения на монтаж кондиционера может быть закреплён в нормативно-правовом акте, принятом на уровне субъекта РФ. В таком случае установку кондиционера (иначе – сплит-системы) на наружных стенах МКД необходимо согласовать в органах местного самоуправления. УО в свою очередь проверяет, чтобы у владельца оборудования были на руках разрешительные документы.

Но не во всех регионах есть утверждённые регламенты для таких ситуаций. И управляющие организации, требуя от владельцев сплит-систем их демонтажа, чаще всего ссылаются на отсутствие согласия общего собрания собственников и нарушение прав других собственников помещений в МКД. Важным обстоятельством в таком случае является статус дома как памятника культурного наследия.

Рассмотрим несколько судебных дел, в которых принимались противоположные решения по спорам о правомерности размещения кондиционеров на фасадах многоквартирных домов без разрешения других собственников.

Почему суды требуют разрешения ОСС для монтажа кондиционера

Суд рассматривал иск одного собственника квартиры в МКД к другому, установившему кондиционер на уровне третьего этажа. Истец утверждал, что оборудование соседей нарушает целостность фасада, приводит к формированию излишней влаги в квартирах и установлено без согласия других жителей МКД.

Судья указал на то, что общие помещения МКД принадлежат собственникам квартир на праве общей долевой собственности (ч. 1 ст. 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ). Распоряжаться общим имуществом в долевой собственности можно только по соглашению всех участников (ст. 246 ГК РФ, ч. 2 ст. 36 ЖК РФ). Решение об использовании общего имущества МКД принимается на общем собрании собственников в МКД (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Читать еще:  Знакомого поймали с 0,5 кг конопли. Что будет?

Поскольку ответчик не представил суду документов, подтверждающих согласование установки кондиционера на ОСС, то суд признал, что владелец сплит-системы злоупотребил своим правом на использование общего имущества МКД. По мнению суда, кондиционер был размещён на фасаде дома несанкционированно и подлежит демонтажу.

Подобные выводы изложены в решении Тюменского районного суда от 13.12.2017 № 2-2765/2017. В заключительной части документа прямо указано на то, что для установки оборудования на фасаде многоквартирного дома необходимо получить согласие общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в решении от 27.11.2017 № 2-1353/2017. обратил внимание на то, что установка кондиционера рассматривается как переоборудование помещения или реконструкция здания (ст. 25 ЖК РФ). На подобные работы необходимо согласие органов местного самоуправления и ОСС дома.

Почему суд позволил не получать согласия ОСС на монтаж кондиционера

Таганрогский городской суд Ростовской области в решении от 13.12.2017 № 2-4914/2017 обосновал, почему согласие ОСС для установки сплит-систем не требуется.

Собственник одной из квартир МКД подал в суд на соседа, установившего кондиционер без разрешения других жителей дома. Истец утверждал, что сплит-система работает с превышением допустимого уровня шума, создает излишнее намокание наружной стены и облегчает проникновение в квартиру сторонних лиц.

Суд, рассматривая обстоятельства дела, ссылался на п. 45 постановления Пленума ВС РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 22. В судебных документах разъяснено, что иск об устранении нарушения прав может быть удовлетворён в том случае, если истец докажет, что действия ответчика нарушают его право собственности.

Поэтому суд назначил проведение санитарно-гигиенической экспертизы, чтобы установить, превышает ли работающая сплит-система кондиционера допустимый уровень шума и оказывает ли она вредное воздействие на истца. В заключении экспертизы отмечено, что уровень шума соответствует САнПИН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания жилых зданиях и помещениях» и не вредит соседям.

Также было проведено внешнее обследование фасада дома, которое не установило повреждений внешней кладки или внутренней отделки в помещении истца. Отверстия для кабелей были загерметизированы.

При этом суд не принял во внимание доводы о том, что кондиционер установлен без разрешения ОСС. Поскольку собственники в МКД владеют и распоряжаются общим имуществом дома, то, согласно ст. 209 ГК РФ, собственник вправе совершать по отношению к принадлежащему ему имущества любые действия, которые не нарушают законодательство и права других лиц.

К компетенции ОСС относится принятие решений о переустройстве и переоборудовании помещений МКД. Суд установил, что установка кондиционера не является переоборудованием или переустройством помещений в МКД в соответствии с их определением в ЖК РФ, поэтому получение разрешения ОСС на это не требуется.

Согласно п. 3.5.8 постановления Госстроя РФ № 170, управляющая организация должна следить за тем, чтобы на фасаде здания без разрешения не были закреплены кондиционеры. При этом получение такого разрешения не относится к полномочиям общего собрания собственников помещений в МКД. Установка сплит-системы не влечёт уменьшения общего имущества жителей дома.

Судья отметил, что в законодательстве не регламентирован порядок выдачи разрешений на установку кондиционера и не указаны органы, которые имеют полномочия на выдачу таких документов.

Поскольку суд пришёл к заключению, что согласия ОСС на установку оборудования не нужно, а сама сплит-система не нарушает прав истца и не оказывает негативного воздействия на жителей дома, суд отказал в удовлетворении иска.

Таким же образом решил спор Центральный районный суд Красноярска в решении от 24.05.2017 № 2-523/2017, отказав управляющей организации, требовавшей принудить собственника квартиры демонтировать установленный без разрешения кондиционер.

Почему суд разрешил не демонтировать кондиционер с дома – объекта культурного наследия

Отдельно рассмотрим дело о размещении кондиционера на фасаде дома, признанного объектом культурного наследия. Установка оборудования в таком случае рассматривается как нарушение пп. 2 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Закон запрещает любые работы, которые изменят предмет охраны либо ухудшат условия его сохранности.

Собственник квартиры в доме получил предписание демонтировать установленный кондиционер, поскольку МКД был признан объектом культурного наследия. Оборудование не было демонтировано в установленный срок, и департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области обратился в суд с иском.

Суд, рассмотрев все обстоятельства дела, встал на сторону собственника сплит-системы, поскольку МКД стал объектом культурного наследия после того, как кондиционер был установлен. Следовательно, дом был принят под охрану в том виде, каким он был до включения в реестр охраняемых объектов – с установленным на фасаде кондиционером.

Также суд обратил внимание истца на то, что дом стал объектом культурного наследия в конце 2013 года, но до 2017 года собственнику оборудования не предъявлялось требований о демонтаже. Иск департамента был отклонён.

Как УО добиться демонтажа кондиционера через суд

Обобщая приведённую судебную практику, отметим, что у судей нет единого мнения о том, нужно ли для монтажа сплит-системы получить разрешение других собственников квартир. Поэтому, обращаясь в суд с иском к владельцу установленного на стене дома кондиционера с требованием о его демонтаже, УО обязательно должна доказать хотя бы один из фактов:

  • что нарушена процедура получения разрешения на установку кондиционера, закреплённая в принятом на уровне региона НПА (при его наличии);
  • что установка кондиционера повлекла переустройство или перепланировку общего имущества МКД, на что обязательно должно быть получено согласие ОСС;
  • установленный кондиционер нарушает права других собственников помещений в многоквартирном доме (повышен уровень шума или влажности, нарушена целостность фасада и др.);
  • что кондиционер установлен на доме, признанном объектом культурного наследия, после включения МКД в соответствующий реестр.

При этом, если Госжилинспекция при проверке выдаст управляющей организации предписание о демонтаже кондиционера, то не делать это УО может только в случае, если удастся доказать, что оборудование установлено в соответствии с законодательством. В ином случае УО может быть привлечена к административной ответственность по ст. 7.22 КоАП РФ.

Получите согласие общего собрания собственников на монтаж кондиционера – проведите собрание с помощью сервиса «ОСС на 100%» .

Изменение фасада здания без согласия собственников жилья

Судебная практика судов общей юрисдикции по вопросу “нужно ли разрешение на установку кондиционера”, на первый взгляд, единообразием не отличается. При рассмотрении одного дела в решении суда указывается, что на монтаж кондиционера нужно согласие собственников и органов власти, рассматривая другое дело, суд указывает, что таких согласований и разрешений по закону не требуется.

Существуют ли какие-то правила установки кондиционера, закон, регулирующий данную проблему, с кем согласовывать и т.д. – данными вопросами далеко не всегда задаются граждане и организации, желающие установить кондиционер на фасаде жилого дома. Иногда последствием подобного легкомыслия является решение суда о демонтаже уже установленного кондиционера.

Рассмотрим две позиции по вопросу данной темы

1. Разрешение на установку кондиционера на фасаде здания получать необходимо в любом случае

Сторонники данной точки зрения приводят следующие аргументы.

Фасад здания как ограждающая несущая конструкция дома является общим имуществом в многоквартирном доме (п. 1 ст. 36 ЖК РФ, ст. 244 ГК РФ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 “Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме”.

Согласно ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Некоторые суды в решениях, а также авторы комментариев указывают, что “в правоприменительной практике установка кондиционера расценивается как переоборудование (переустройство) помещения и даже как реконструкция здания (п. 1 ст. 25 ЖК РФ, пп. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Госстрой РФ в п. 3.5.8 Постановления от 27.09.2003 N 170 “Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда” указал следующее: “организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения”.

Читать еще:  Какие документы нужны для подачи иска в суд?

Как указано в статье 44 ЖК РФ, решения о реконструкции и ремонте, а также о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме принимает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Из вышеприведенных норм права можно сделать вывод о том, что для установки кондиционера необходимо получить разрешения не только от уполномоченного органа местного самоуправления, но и от собственников помещений многоквартирного жилого дома.

Приведенная позиция означает на практике следующее.

Для получения разрешение органа местного самоуправления на установку кондиционера на фасаде здания необходимо разработать проект установки кондиционера, согласовать проект на предмет соответствия санитарным нормам и правилам в Роспотребнадзоре, в управляющей организации, в органах власти, отвечающих за соответствие внешнего вида фасада здания после установки кондиционера принятым нормам и других.

Кроме того, гражданину, желающему установить кондиционер, необходимо инициировать проведение общего собрания собственников помещений дома, на котором большинство должно одобрить установку кондиционера. Понятно, что в домах с числом квартир в несколько сотен, сделать это крайне проблематично.

Таким образом, для установки небольшого, никому не мешающего кондиционера, гражданину придется потратить несколько недель, а то и месяцев. За данное время жаркое лето наверняка уже кончится.

2. Вторая позиция: по общему правилу, не требуется разрешение на установку кондиционера на фасаде здания

По нашему мнению, данная позиция более справедлива и обоснована.

1) Приведенный выше пункт 3.5.8. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 который гласит о недопустимости установки кондиционеров без соответствующего разрешения, не упоминает о каком именно разрешении идет речь: о разрешении собственников помещений дома или о разрешении органа местного самоуправления. Но, исходя из того, что вопросы пользования, владения и распоряжения общим имуществом, находящимся в долевой собственности, урегулирован нормами Жилищного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ, учитывая при этом, что Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 является актом публичного, а не частного права, можно сделать вывод о том, что в п. 3.5.8. Постановления речь идет о необходимости получения разрешения уполномоченного органа власти.

Нормы федеральных законов, подзаконных нормативных актов не содержат прямого указания на необходимость получения разрешения на установку кондиционера. Вместе с тем, необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (регионов). Субъкт Федерации вправе принять закон, регламентирующий установку как кондиционеров, так и другого оборудования на фасадах зданий, прописать процедуру получения разрешений и согласований, назвать органы власти, уполномоченные согласовывать проект установки кондиционера.

Из судебной практики следует, что далеко не во всех регионах такой нормативный акт принят. Подобный регламент принят, например, в Санкт-Петербурге, до недавнего времени существовал и в г. Москве, но, с 2011 года отменен.

Таким образом, перед установкой кондиционера следует поинтересоваться, существует ли в вашей области, крае, республике нормативный акт, регулирующий порядок получения разрешений на монтаж оборудования на здании. Если такой акт отсутствует, полагаем, что у органов власти не имеется оснований для выдачи какого-либо разрешения. Для того чтобы убедиться в этом, можно обратиться в администрацию муниципального образования с просьбой разъяснить порядок установки кондиционера на фасаде здания.

Кроме того, не следует забывать, что если ваш дом является объектом культурного наследия, то получать разрешение на установку кондиционера, антенны, кабелей, или любого иного оборудования на несущую конструкцию здания в любом случае придется.

2) Установка кондиционера – переоборудование (переустройство)?

Согласно статье 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Различают промышленные, полупромышленные и бытовые кондиционеры. Для установки промышленных кондиционеров может потребоваться переустройство помещения, которое повлечет необходимость внесения изменений в технический паспорт помещения, или даже реконструкция здания. В данном случае без разрешительных документов не обойтись.

Однако, как показывает практика, установка кондиционера (бытового или полупромышленного) далеко не всегда квалифицируется судами как реконструкция, перепланировка или переоборудование помещения. Это означает, что разрешения со стороны органов власти на установку не требуется.

3) Требуется ли решение общего собрания собственников чтобы установить кондиционер?

Как показывает судебная практика, отсутствие согласия собственников помещений дома на установку кондиционера, как основание для удовлетворения требований о демонтаже кондиционера, суд приводит как дополнительный довод в случае если уже установленный кондиционер нарушает права других собственников помещений. Как правило, такие нарушения прав граждан выражаются в следующем:

  • кондиционер соседей громко шумит, гудит, вибрирует, чем нарушает покой граждан (как правило, соседей);
  • кондиционер установлен на балконе, лоджии граждан-истцов или на внешней стене здания непосредственно у окна квартиры граждан в периметре принадлежащего им жилого помещений – частично перекрывает обзор, вид из окна, во время дождя капли с установленного кондиционера попадают в окно квартиры;
  • дренажная трубка кондиционера смонтирована таким образом, что конденсат стекает на окна квартир, принадлежащих другим гражданам, что приводит к разрушению стены жилого дома.
  • иные нарушения, в том числе, допущенные при монтаже кондиционера (образование трещин на фасаде здания, несоблюдение мер пожарной безопасности, создающих угрозу возгорания, замыкания, и т.д.)

Стоит отметить, что встречаются и судебные акты, где удовлетворяются требования о демонтаже кондиционера на основании норм, приведенных выше в позиции № 1. Полагаем, что формальный подход к разрешению данного рода споров не является правильным и разумным. На наш взгляд, требования об обязании демонтировать кондиционер может быть удовлетворено лишь в том случае, если истец доказал, что нарушено его право. При этом довод о том, что стена является общим имуществом собственников помещений, а потому, во всех случаях необходимо согласие собственников на ее использование подлежит отклонению по тому основанию, что лицо, установившее кондиционер также является собственником помещения и сособственником доли в праве на общее имущество и если данный собственник не создает препятствий для осуществления права пользования и владения другим собственникам помещений, не нарушает их прав на благоприятные и безопасные условия проживания, то отсутствует нарушенное право, подлежащее защите в судебном порядке.

Следует, однако, отметить следующее. Собственники помещений многоквартирного жилого дома вправе принять решения о порядке пользования общим имуществом дома. Не лишены собственники помещений и права принять решение, например о порядке установки кондиционеров, антенн и другого оборудования на фасаде жилого дома. Также собственники вправе констатировать, что уже размещенные на несущих конструкциях дома кондиционеры нарушают права граждан и подлежат демонтажу, что должно найти отражение в протоколе общего собрания собственников. Напомним, что решение общего собрания собственников (принятое большинство голосов и при наличии кворума) обязательно для исполнения всеми собственниками помещений данного жилого дома. Представляется, что в таком случае владелец кондиционера обязан подчиниться решению общего собрания, либо обжаловать данное решение в суде. При отказе владельца демонтировать кондиционер, собственники вправе обратиться в суд с требованием об устранении препятствий в пользовании (ст. 304 ГК РФ), т.е. об обязании ответчика демонтировать установленное оборудование.

Рекомендуем другие публикации на тему:

  • Разрешение на установку кондиционера на фасаде жилого дома и демонтаж (Судебная практика судов общей юрисдикции, решения судов, Нужно ли разрешение собственников помещений, органов власти на установку кондиционера, антенны, кабелей на фасаде и крыше здания? Судебно-арбитражная практика)
  • Установка кондиционера, антенны на фасаде и крыше здания. Нужно ли согласие собственников и органов власти? Судебная практика
  • Как узаконить устроенный балкон, крышу, козырек балкона, остекление балкона, лоджии, объединить комнату с балконом? Судебная практика
  • Перепланировка и переустройство квартиры. Узаконивание самовольной перепланировки. Нормы закона и практика
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector