Является ли череп запрещённой символикой?
Expertrating.ru

Юридический портал

Является ли череп запрещённой символикой?

Является ли череп запрещённой символикой?

История взаимоотношений человечества и символов чрезвычайно интересна. Вместе со сменой эпохи неизменно происходила ротация символов. Какие-то возводились на пьедестал, другие – отправлялись в цензурную ссылку. На время.

Веселый Роджер – наследник викингского знамени ворона, призванного устрашать врагов и означающего намерение к нападению. Пиратский флаг нельзя назвать запрещенным официальными властями символом, но на протяжении веков именно он был страшным табу для всех мореплавателей.

Однако современный вид пиратского флага с черепом и костями – плод недавней унификации. На самом деле пираты ходили под различными модификациями Веселого Роджера, не заботясь о выработке единого стандарта.

Версий о происхождении флага несколько. Согласно первой, флаг произошел от французского военного ярко-красного знамени, Joyeux Rouge. Корсары при атаке спускали государственный флаг, под которым они были обязаны ходить, и в знак ультиматума поднимали черный. Если же противник не сдавался, отдавали приказ поднимать ярко-красный. Название флага было ошибочно воспринято англоязычными пиратами, и они прозвали его Jolly Roger. Другой вариант – название флага происходило от словосочетания Old Roger, которое было одним из имен дьявола.

Согласно второй версии, на любом судне могли вывесить черный флаг с двумя белыми полосами, если на нем объявлена эпидемия чумы или холеры. Этот знак приказывал остальным кораблям держаться подальше, а пираты пользовались этим и вывешивали на своих суднах черные флаги, чтобы избежать конфронтации с военными кораблями. Белые полосы со временем стали двумя костями, а для устрашения добавили еще и череп.

Так или иначе, пираты меняли флаги в зависимости от ситуации, а свои собственные флаги пираты украшали многочисленными символами: помимо черепов и костей на них можно было встретить песочные часы, сердце, кинжал, чертей или самих пиратов.

Тайное ультраправое общество Ку-Клус-Клан, возникшее в США после Гражданской войны, использовало древний рыцарский символ – крест, преобразовав его в своем логотипе в горящий крест. Основанное в 1865 году, общество первоначально имело своей целью запугивание черного населения и лояльных к ним граждан США.

Из-за суеверности, закутанных в простыни людей, безумно скачущих по улице ночью, негритянское население Юга принимало за призраков. Организация разрасталась, апеллируя к проблеме притеснения белых, и уже вскоре численность участников перевалила за миллион.

Невидимая Империя Юга использовала запоминающиеся символы, требующиеся для устрашения врагов – помимо знаменитого горящего креста каждый член тайного общества носил специальное белое одеяние с островерхим капюшоном, ставшим в массовом сознании главной эмблемой Ку-Клус-Клана. Общество запрещалось и снова возрождалось, а символы продолжали существовать: с 1915 по 1944 организация существовала на легальных основаниях, а с 1945 по наши дни существует в подполье. В настоящее время символы Ку-Клус-Клана запрещены во многих странах мира, а за их ношение взимается штраф.

Свастика у буддистов и индуистов – древний солярный символ, считающийся священным. На волне арийской теории, провозглашавшей древнюю связь Индии с Европой, свастика стала безумно популярным символом в европейской культуре девятнадцатого века.

В 1869 году организуется Орден свастики, символ становится эмблемой удачи и успеха и печатается на сувенирах – известные компании, такие как «Кока-кола» или «Карлсберг», выпускали брелоки и другую сувенирную продукцию со свастикой.

Финляндия и Латвия с 1918 года также использовали свастику на знаменах вооруженных сил, свастика на президентском штандарте Финляндии осталась до сих пор. Символом немецкого национализма также была свастика, и этим воспользовался Гитлер, утвердив в 1929 году ее как символ Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Свастика, по мнению Гитлера, символизировала борьбу за торжество арийской расы. Свастика дискредитировала себя лишь после прихода к власти в Германии нацистов, когда символ появился на ее государственном флаге.

В Германии существует специальный закон, параграф 86а Уголовного кодекса, запрещающий «использования символики неконституционных организаций», то есть – флаги, гербы, униформу и слоганы Третьего Рейха. Любой человек, который выкладывает в публичный доступ, распространяет или производит такие символы, «может быть привлечен к уголовной ответственности и приговорен к лишению свободы сроком до трёх лет или штрафу».

Несмотря на то, что в законе не прописано, какая именно символика является табуированной, Федеральный Конституционный Суд Германии запретил использование свастики во всех ее видах и формах, символы СС, Ваффен-СС, Гитлерюгенд и пр. При этом для запрещения символов важен контекст: свастика остается разрешенной как священный символ в буддистов или индуистов, а вольфсангель, «волчий крюк», продолжает использоваться на гербах немецких городов, например, Ведемарка или Дернбаха, несмотря на то, что являлся символом дивизии СС «Дас Райх». Зеркальная версия вольфсангеля находится на эмблеме современного украинского батальона «Азов».

Интересно, что однажды немецкое законодательство оштрафовало студента за ношение значка с антифашистским символом, перечеркнутой свастикой, так как, согласно проведенной экспертизе, для, к примеру, японского студента этот символ может не опознаваться как антифашистский и выглядеть пропагандой немецкого национализма.

Маген Давид, или Щит Давида – древний еврейский символ, который символизирует шесть дней творения и двенадцать колен Израилевых (количество ребер звезды). Происхождение символа Маген Давид связывается с моментом передачи Карлом IV евреям Праги привилегии иметь свой собственный флаг. Однако связь шестиконечной звезды с евреями окончательно утвердилась вследствие нацисткой политики в Германии.

Нацисты клеймили дома и лавки евреев шестиконечными звездами, что превращало этот символ в своего рода клеймо. В последствии в концлагерях желтый Маген Давид использовался в качестве отличительного знака евреев. Табуированным этот символ был в нацистской Германии и оккупированных ей территориях – его боялись не только евреи, но и другие национальности, так как евреи, носящие Маген Давид на своей одежде, часто пытались спрятаться в домах у местного населения, поляков, чехов или даже немцев.

Наряду с нацистской символикой, во многих странах мира запрещалась также и советская. Политика десоветизации и преодоления прошлого предполагает полное избавление от наследия совместного с СССР прошлого, будто то названия улиц или символы – красный флаг со скрещенными серпом и молотом и другие.

В Германии, к примеру, запрещены символы Коммунистической Партии Германии, существовавшей с 1948 по 1968-й годы в ФРГ. На данный момент коммунистическая символика запрещена в Венгрии, Грузии, Польши, Чехии, Литве, Латвии и Эстонии. Запрет в Молдавии был отменен в 2013 году как неконституционный.

Госдума разрешила демонстрировать свастику, но без пропаганды фашизма

Депутаты Госдумы в третьем чтении внесли поправки в статьи 6 ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Теперь нацистская символика может присутствовать в произведениях искусства, литературы и науки, а также сообщениях СМИ при условии, что к идеологии формируется негативное отношение, и отсутствия признаков ее пропаганды или оправдания.

«Такая демонстрация возможна только при условии, что она не является ее пропагандой или не содержит оправдания преступлений фашистской Германии», — говорится в тексте закона.

Первоначально авторы инициативы предлагали разрешить демонстрацию нацистской и экстремистской символики «при условии осуждения нацизма», но затем эту формулировку убрали.

«Кусок абсурда»

Депутаты обратили внимание на расхождения в законах «О противодействии экстремистской деятельности» и «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В обоих законах формулировки выглядят по-разному. В первом обозначен запрет на демонстрацию нацистской атрибутики или символики, а во втором — нацистской символики в любой форме. В таком случае, как отметила одна из авторов инициативы Елена Ямпольская, советские фильмы о войне должны быть запрещены.

«Никто в тот момент не дал себе труда задуматься: а к чему приведет полный запрет на демонстрацию нацистской символики? Что дальше будет с фильмами о Великой Отечественной войне, в том числе — входящими в золотой фонд нашего кинематографа? — отметила председатель комитета Государственной думы по культуре.

— Очень важно, что принятие инициативы произошло сейчас, когда страна начала готовиться к 75-летию Великой Победы. Публикуя кадры из советских фильмов, плакаты, фотографии военных лет, наши граждане чтут подвиг предков и, безусловно, формируют негативное отношение к идеологии нацизма».

Читать еще:  Правомерно ли меня принуждают к спилу деревьев на участке?

По мнению Ямпольской, принятые поправки помогли убрать «кусок абсурда из нашей жизни». При этом в информационно-аналитическом центре «Сова» заметили, что непонятно, кто и каким образом будет устанавливать наличие «негативного отношения» к нацизму.

«Вопрос в том, кто будет решать, формируется ли негативное отношение или нет? Нередки случаи нейтральных публикаций, в которых демонстрируется нацистская символика. Например, случай журналистки из Смоленска Полины Данилевич (оштрафована за фотографию своего двора времен войны, на которой была видна свастика — «Газета.Ru»). Она же никак не демонстрировала свое отношение к нацизму, при этом сам снимок был взят с сайта исторической фотографии, — отметила руководитель раздела «Неправомерный антиэкстремизм» в центре «Сова» Мария Кравченко.

— Исторические снимки не содержат оценочную характеристику. Исходя из этого, должен ли обязательно присутствовать комментарий, из которого ясно следует отношение публикатора? Если комментария не будет, человека нужно наказывать?»

По мнению эксперта, лучшим вариантом реформирования законодательства было бы внесение цели пропаганды как условия запрета наказания за публичное демонстрирование символики. «Если демонстрирование запрещенной символики делается в целях пропаганды идеологии соответствующей организации, то да, за это можно наказывать. Такой формулировки было бы достаточно», — пояснила Кравченко.

Актер Михаил Крылов, сыгравший лидера Третьего рейха в фильме «Гитлер капут!», также отреагировал на внесение Госдумой поправок.

«Я не понимаю, если свастика есть, то зачем ее замазывать? Кроме того, возникает вопрос, как определить, что именно является пропагандой, а что — негативным отношением? Где эта параллель?» — сказал «Газете.Ru» Крылов.

При этом до внесения поправок вопрос со свастикой и вовсе решался при помощи ретуши.

Так, в 2018 году депутаты заметили, что, согласно действующему законодательству, невозможно показывать классику советского кино — например, культовый фильм «Семнадцать мгновений весны» или документальную картину «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма. В произведении последнего, в частности, используется личный фотоархив Гитлера. При этом, по своему художественному замыслу, картина Ромма является абсолютно антифашистской.

«Из огромного количества материала мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным, что дает нам возможность вместе с вами поразмышлять», — рассказывал режиссер.

В 2018-м в ходе работы над законопроектом депутаты решили, что регламентировать использование свастики необходимо также в музеях, реконструкциях, компьютерных играх и учебной литературе. По словам члена комитета Госдумы по безопасности Анатолия Выборного, современная молодежь должна знать историю Великой Отечественной войны и понимать смысл нацистской символики, однако в условиях законодательства у учителей при подаче материала могут возникнуть проблемы. Именно поэтому было разрешено использование свастики в учебных и просветительских целях.

Лайки, репосты и игрушки

Наиболее полное определение «нацисткой символики» содержится в утратившем силу законе от 15 января 1997 года. Согласно нему, под понятие подходят «знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли», свастика, приветственные жесты и «всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую)».

Что касается наказания, то за публичную демонстрацию и пропаганду предусмотрен штраф в размере до 2 тыс. рублей (организациям — до 50 тыс.) или до 2,5 тыс. рублей в случае сбыта продукции. Вместе с тем применяется и административный арест на срок до 15 суток.

По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, число россиян, привлеченных к ответственности за использование нацистской символики, с каждым годом растет. В 2018-м это были 1639 человек, в 2015-м — 1183.

При этом возбуждают дела по совершенно разным и порой абсурдным поводам: например, за репост фото со свастикой или лайки к содержащему символику снимку. Наибольший резонанс вызвала ситуация с журналисткой Полиной Данилевич и уголовное дело по статье «возбуждение ненависти и вражды» из-за продажи в московском «Центральном детском магазине» на Лубянке солдатиков в нацистской форме.

«Пропаганда» и «демонстрация»

В 2018 году сенатор Антон Беляков внес в Госдуму законопроект, ограничивающий действие ст. 20.3 КоАП случаями пропаганды запрещенной символики или ее демонстрирования в пропагандистских целях. Беляков обратил внимание на то, что под действие закона попадают не только реальная пропаганда нацизма, но и, например, исторические и просветительский материалы.

«И на трофейном оружии, и на фотографиях и знаменах присутствует нацистская символика. Это действительно чисто юридическая проблема. Второпях приняли юридически некорректный текст, который нуждается в исправлении», — цитировал члена Совета Федерации ФАН.

Автор законопроекта подчеркивал, что из-за неясной формулировки «пропаганда» и «демонстрация» требуется уточнение.

Еще в 2015 году Роскомнадзор представил результаты юридическо-лингвистического исследования Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. Эксперты пояснили, что в законе между понятиями «пропаганда» и «публичное демонстрирование» стоит соединительный союз «и». То есть понятия не просто перечисляются, они грамматически соединены между собой. Порядок же их употребления таков, что термин «пропаганда» находится в сильной, приоритетной позиции по отношению к термину «публичное демонстрирование».

По словам экспертов, лингвистически это означает, что само по себе публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма. Кроме того, специалисты указали, что использование нацистской и сходной с ней до смешения символики или атрибутики в исторических, научных и тому подобных целях признается допустимым.

Тогда в ведомстве заявили, что намерены использовать в своей правоприменительной практике именно такую трактовку соответствующих норм закона «О противодействии экстремистской деятельности». При этом показ нацистской символики не должен использоваться для оскорбления советского народа и памяти о понесенных в ВОВ жертвах, а также «для популяризации идей нацизма, теории расового превосходства и оправдания военных преступлений фашистов».

Череп и кости: почему этот символ носили бойцы СС и действительно ли его придумали в Германии

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что это за символ и каково его значение

Зайдем с козырей – нацисты были далеко не первыми, кто использовал на военной форме символ черепа с двумя перекрещенными костями. Данное обозначение имеет несколько названий. Чаще всего (когда речь заходит о военной среде) его называют «Адамовой головой» или «Мертвой головой». Окунувшись с головой в историю военной формы нового и новейшего времени, будет непросто отыскать армию, где не применялся бы данный символ. Ничего сверхъестественного, ужасного и запретного в «Адамовой голове» нет. Достаточно сказать, что символизирует череп с костями всего-навсего смерть, как неотвратимое явление нашей природы и закономерный конец всякой жизни. В военной среде «Мертвая голова» также означает презрение человека к смерти, бесстрашие перед ее ужасным ликом.

История этого символа насчитывает не одну сотню, а то и тысячу лет. Еще до появления «Адамовой головы» череп в самых разных культурах мира был символом смерти и бренности человеческого бытия. Наиболее широко его использовали древние римляне. В узнаваемом виде «Мертвая голова» появилась уже в христианскую эпоху.

Так в Священном Предании говорится о том, что когда на Голгофе произошло распятие Иисуса Христа, его кровь омыла прах Адама – его кости и череп, которые (по легенде) покоились под той самой Голгофой. Таким образом в христианском смысле «Адамова голова» обозначает не только неотвратимость смерти человека, но также освобождение от нее – спасение.

Как символ оказался на форме солдат

Вообще это должно быть достаточно очевидно. На протяжении многих столетий религия, в том числе христианская, занимала достаточно большое место в жизни людей. Даже несмотря на начало секуляризации общественной и государственной жизни в 16 веке в Европе, религиозные воззрения никуда не ушли. Воины, а позднее солдаты – это те люди, которые в силу профессиональной специфики регулярно сталкиваются со смертью. Поэтому нет ничего странного в том, что «Адамова голова», как символ спасения (которое может быть достигнуто только при стремлении к высшей цели или жертве) и неотвратимости смерти попал на солдатскую форму.

Хотя нацисты были не первыми, кто использовал «Мертвую голову» на форме, с высокой долей вероятности, первыми в истории все-таки оказались немцы (прусаки). Где-то в середине XVIII века в Пруссии появились «Totenkopfhusaren» – ударные гусарские полки армии Фридриха Великого. Это всадники носили черные шапки-мирлитоны, на которых красовался череп с двумя перекрещенными костями. С тех пор популярность символа в войсках только росла.

Читать еще:  Периодичность отчетности при УСН два вида деятельности по ОКВЭД

Где еще использовали «Мёртвую голову»

В России в Императорской армии «Адамову голову» впервые стали использовать во время Отечественной войны 1812 года. Носили ее на форме и головных уборах конные полки Петербургского ополчения, которые прозвали «Смертоносными». В последствии череп с костями стал использоваться и в других отечественных кавалерийских полках. Уже во время Первой мировой войны, «Мертвую голову» стали использовать в русской авиации, а также пехотных удачных частях.

Широко использовался череп с костями и в ходе Революций 1917 года, а также последовавшей за ней Гражданской войне. Чаще всего «Мертвая голова» использовалась белыми подразделениями, в первую очередь корниловцами. В 1918 году этот же символ использовали немецкие танкисты, а в Италии им украшали себя бойцы элитных штурмовых подразделений.

Теперь, что же касается злосчастных нацистов. Ими «Адамова голова» также использовалась. В первую очередь череп с костями носили бойцы 3-ей танковой дивизии СС «Тотенкопф». Кроме того, «Мертвую голову» использовали все немецкие танкисты вне зависимости от того, входили их подразделения в состав СС или нет.

Используется «Адамова голова» и сегодня. Чаще всего этот символ наносят на форму наемники и бойцы ЧВК.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

“Мертвая голова” – вовсе не символ смерти

Человеческий череп и скрещенные под ним кости… Все знают этот знак, как и то, что он означает — впрочем с последним, как правило, несколько сложнее. Этот древний символ и религиозный элемент присутствует в культуре разных стран. О хрустальных индейских черепах, ну, кто только не писал, и он тоже имеет свою историю, причем очень древнюю историю.

Череп со скрещенными… саблями!

Казалось бы, что рассказ о “мертвой голове” как символе следует начать с пиратов. Однако они в реальной жизни (кино это совсем другое!) как раз не слишком часто его использовали. Да, многие пираты имели черные флаги, но изображен на них этот знак был далеко не всегда, и от традиционного знака он сильно отличался. Например, у пирата Калико Джека Рэкхама на флаге был череп со скрещенными абордажными саблями, у Томаса Тью — рука с мечом, у легендарной Черной Бороды Эдварда Тича — скелет с копьем пронзающий алое сердце(!), у Эдварда Лоу — красный скелет.

Пират Эммануэль Уин хотя и имел на флаге изображение черепа и скрещенных костей, сам череп у него был нарисован боком и смотрел почему-то слева на право. У Кристофера Кондента черепов со крещеными костями было сразу три, зато у Эдварда Инглэнда “мертвую голову” дополняли песочные часы!

“Адамова голова” — символ армии

В христианской культуре изображение черепа с крестом из костей получило название “Адамова голова”. Существует предание, что прах Адама находился на Голгофе, где произошло распятие Христа. И вот когда Христос был распят, его кровь просочилась сквозь землю и омыла череп Адама.

Таким образом, все человечество в его лице освободилось от грехов и получило возможность спасения. Так это было на самом деле или нет, но такова легенда, и вот поэтому-то она и приобрела символическое значение освобождения от смерти и спасения среди христиан. Но этот же символ использовался также и по всему миру, причем… преимущественно в армии.

Причем это отнюдь не были армии каких-нибудь “диких народов”, а самых что ни на есть цивилизованных: британской, французской, финской, болгарской, венгерской, австрийской, итальянской и… русской!

“Адамова голова” как элемент военной формы

Впервые “мертвая голова”, как элемент военной формы, начала использоваться с середины XVIII века в гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. Форма прусских гусар состояла из чёрных чикчир с белым шитьем (штаны в обтяжку), доломана и ментика, и чёрной шапки-мирлитон с вышитыми серебряным черепом и костями, которые должны были символизировать мистическое единство войны и смерти на поле битвы.

Символика “смерти-бессмертия” в XVIII веке появилась и в британской армии, а именно — в 17-м уланском полку, в память о генерале Вольфе, убитом в Квебеке в 1759 году во время войны с французами. В 1855 году в ходе Крымской войны после самоубийственной атаки британской легкоконной бригады, истреблённой огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных источниках “атакой в долине Смерти”) в сражении под Балаклавой, эмблема “мёртвой головы” получила дополнительное звучание.

Череп и кости были наложены на скрещенные уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью ” DEAF OR GLORY” -“СМЕРТЬ ИЛИ СЛАВА”. Через некоторое время пики с эмблемы были удалены, однако череп и кости остались. Боровшийся против французских захватчиков вплоть до сражения при Ватерлоо в 1815 году “Чёрный легион” герцога Брауншвейгского в качестве эмблемы также использовал “Адамову голову” и она же была эмблемой “гусар смерти” (houssards de la mort) у французов-роялистов, боровшихся против революционного режима во Франции, и числе и в рядах русских войск.

Мертвая голова в Русской Императорской армии как символ бессмертия впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года одним из конных полков Петербургского ополчения, который назывался “Смертоносным” или “Бессмертным” полком. На головных уборах чинов этой части крепился серебряный череп над скрещенными костями. Этот символ, как следует из самого названия полка, использовался не столько как символ смерти, а скорее как символ бессмертия.

Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Государем Императором Николаем II в начале XX века и для одного из регулярных полков русской кавалерии — Александрийского гусарского полка.

“Баклановский значок”

Как пишет “Военная Энциклопедия” Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным в России благодаря своим подвигам на Кавказе, “с оказией” получил неизвестно от кого и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок” (как издавна назывались в русской армии “малые флаги”). На этом значке была вышита белая “Адамова голова” (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры: “Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь”. “Этот мрачный значок наводил ужас на чеченцев, — продолжает биограф, — и Бакланов с ним не расставался до конца жизни”.

На могиле героя на Новодевичьем кладбище в Петербурге на добровольные пожертвования (генерал умер в бедности и был похоронен за счёт Донского войска) был поставлен памятник. Памятник изображал “скалу, на которую брошена бурка и папаха, а из-под папахи выглядывает этот чёрный “Баклановский” значок”.

“Сбил самолет — получи “череп и кости”!”

В русской армии периода Первой мировой войны эмблема с “Адамовой головой” широко использовалась в русской военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую ленту, на которой черепами со скрещенными костями должны были отмечать число уничтоженных самолетов противника: золотыми черепами должны были отмечаться — десятки, серебряными — единицы.

Многие из этих проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме “мёртвой головы”, наложенной на пропеллер самолета. Этот символ использовался в ударных частях Русской армии в период революции 1917 года. Причем наибольшую известность получили “Корниловский ударный полк” и “Женская боевая команда (батальон) смерти” Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года. Для их награждения летом 1917 года был учреждён особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте.

Череп и кости в огне революции и гражданской войны

Читать еще:  Как узнать подробности исполнительного производства по номеру

Во время Гражданской войны “мёртвая голова” использовалась обеими сторонами, но чаще белогвардейцами. Белые сочетали в своей символике “череп и кости” с выражением готовности умереть за своё дело. К примеру, на украшенном “мёртвой головой” знамени “Царскосельского батальона смерти” было написано: “Лучше смерть, чем гибель Родины”. На знамёнах красногвардейцев “мёртвая голова” встречалась реже, но тоже встречалась, и обычно сочеталась с угрозой уничтожить своего врага (“Смерть буржуям”, “…врагам трудового народа”, “…контрреволюционерам”, и т. п.).

Вскоре после окончания первой мировой войны, капитуляции Германии и начала вспыхнувшей там Ноябрьской революции 1918 года, эмблема “мёртвой головы” появилась на форме бойцов добровольческих корпусов, мобилизованных республиканским правительством Фридриха Эберта, Филиппа Шейдемана и Густава Носке на борьбу с немецкими большевиками-спартаковцами.

“Адамова голова” от казаков до байкеров

Во время Второй мировой войны изображение черепа и скрещенных костей использовали бойцы 1-й казачьей кавалерийской дивизии, позднее XV (XIV) казачьего кавалерийского корпуса генерала Гельмута фон Паннвица и других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта, а также войск СС (например, 3-я танковая дивизия СС “Тотенкопф”). И по сей день мёртвая голова” продолжает оставаться военной эмблемой и используется подразделениями ряда государств. Также череп с костями часто используется наёмниками в различных конфликтах.

Этот символ также используют некоторые современные неонацистские организации. У байкеров череп считается символом, приносящим победу, и символизирует защиту от смерти. Он же является символом Пиратской партии, цель которой — реформа законодательства в области интеллектуальной собственности, патентов и копирайта. Она выступает за свободный некоммерческий обмен информацией и недопустимость преследования за этот обмен по закону, а также за неприкосновенность частной жизни.

Ну и конечно, изображение человеческого черепа часто используется в качестве предупреждающего знака о смертельной опасности, например, о токсичных материалах на химическом производстве, высоком напряжении электрического тока. Особенно часто встречается он сегодня на опорах электропередач, где он еще и дополняется надписью: “Не влезай! Убьет!”.

Читайте самое интересное в рубрике “Наука и техника”

Всегда ли демонстрация свастики нарушает закон?

Депутаты Госдумы предлагают принять поправки в законодательство, которые отменят наказание за отдельные случаи демонстрации свастики и подобной нацистской символики.

Запрет на использование и демонстрацию нацистской символики в любой форме был установлен федеральным законом от 19 мая 1995 года «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В принятом в 2002 году ФЗ о противодействии экстремистской деятельности эта формулировка немного смягчена: правонарушением признается только «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики».

По ч.1 ст. 20.3 КоАП за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики гражданам грозит штраф от одной тысячи до двух тысяч рублей либо арест до 15 суток, кроме того – конфискация предмета административного правонарушения. Для должностных и юридических лиц предусмотрен только штраф с конфискацией предмета правонарушения: для первых – от одной тысячи до четырех тысяч рублей, для вторых – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

«С демонстрацией свастики до сих пор есть правовая неопределенность, так как разные ведомства по-своему трактуют содержащиеся в законе понятия “пропаганда и публичная демонстрация нацистской символики”, – говорит юрист Сергей Кормилицин. – Например, в законе “О противодействии экстремизму” (статья 1) говорится о “пропаганде И публичной демонстрации”. В то же время, в КоАП содержится понятие “пропаганда ЛИБО публичное демонстрирование”».

В каких случаях использование символики наказуемо, а в каких – нет?

По словам Кормилицина, Роскомнадзор при рассмотрении подобных дел руководствуется проводившейся лингвистической экспертизой закона «О противодействии экстремизму». «В ней эксперты сделали вывод, что наказание возможно только при совокупности пропаганды и публичной демонстрации. То есть, можно было сделать вывод, что сама по себе демонстрация (например, в историческом фильме) не является нарушением, но в совокупности с пропагандой уже является таковым», – поясняет юрист.

Роскомнадзор разъяснил свою позицию в отношении того, что не следует считать публичной демонстрацией нацистской символики в апреле 2015 года. По словам ведомства, публичное демонстрирование свастики и другой нацистской атрибутики или символики не является проявлением экстремизма, если не преследует целей пропаганды. Допустимым признается использование такой символики в исторических и научных целях.

Ранее Конституционный суд определил, что признаком экстремизма является демонстрация свастики и нацистской символики, которая явно или завуалированно противоречит «конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Наличие противоречия должно определяться в каждом конкретном случае в зависимости от формы и содержания информации, ее адресатов, целей, общественно-политического контекста, наличия реальной угрозы (например, если есть призыв к посягательству на конституционно охраняемые ценности).

В январе 2018 года Верховный суд РФ суд заявил, что «вывод, что оборот нацистских атрибутики и символики не направлен на их пропаганду, можно сделать только в том случае, если он совершен в целях, не связанных с ней, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовку материалов, осуждающих нацизм или излагающих исторические события». Это решение было сделано по делу москвича Олега Воронцова – суд признал незаконной его попытку продать через интернет военный знак Третьего Рейха «За ранение», не закрыв изображенную на нем свастику».

Что на практике попадает под запрет?

По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, которые приводит ТАСС, в последние годы значительно увеличилось число россиян, привлеченных к ответственности за демонстрирование нацистской символики. В 2008 году по ст. 20.3 КоАП были привлечены 54 человека, в 2013 году – 256, в 2015 году – 1183, в 2018 году – 1639.

По словам Кормилицина, «в зависимости от трактовки тем или иным ведомством понятия “пропаганда и публичная демонстрация нацистской символики”, могут возникать обсуждаемые в обществе ситуации, когда возбуждались дела из-за продажи в Детском мире солдатиков времен ВОВ или наказаний за лайк кадра со свастикой из какого-либо фильма».

Действительно, некоторые случаи привлечения к ответственности по ч. 1 ст.20.3 КоАП стали резонансными. В январе 2018 года Исакогорский районный суд Архангельска оштрафовал на одну тысячу рублей местного жителя Михаила Листова за размещение в социальной сети «ВКонтакте» фотографии Парада Победы 1945 года. Это был всемирно известный снимок фотокорреспондента ТАСС Евгения Халдея, на котором запечатлены советские солдаты с опущенными знаменами и штандартами фашистской Германии у подножия Мавзолея. Спустя месяц вышестоящий Архангельский областной суд отменил это решение, признав, что снимок представляет собой историческую память, а не пропаганду нацизма.

Также широко обсуждалось в прессе назначение Ленинским районным судом Ставрополя административного ареста студенту, который сделал репост записей с фотографиями из Музея Второй мировой войны в Польше.

В декабре 2018 года группа парламентариев во главе с заместителем председателя ГД Петром Толстым и председателями Комитета по культуре Еленой Ямпольской и Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым внесла два законопроекта, которые должны уточнить нормы законов «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» и «О противодействии экстремистской деятельности», а также ст. 20.3 КоАП РФ. Авторы инициативы заявили, что действующее законодательство позволяет запретить показ всех фильмов, в том числе военной хроники, а также книги, картины, фотографии и учебные пособия, в которых нацистская символика используется в контексте Великой Отечественной войны. Под запретом теоретически могут оказаться фильмы «Обыкновенный фашизм», «Семнадцать мгновений весны» и многие другие.

В каких случаях депутаты предлагают не наказывать за демонстрацию свастики?

В законопроектах предлагается разрешить демонстрировать нацистскую символику или атрибутику (а также сходную с ней символику или атрибутику до степени смешения) в произведениях науки, литературы, искусства, в СМИ, в учебных и просветительских целях образовательными организациями «при условии осуждения нацизма, формирования негативного отношения к идеологии нацизма и отсутствия признаков пропаганды или оправдания нацизма». Поправки в оба закона и КоАП Дума планирует рассмотреть в первом чтении в июне 2019 года.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector