Как добиться оплаты тепла по индивидуальному счетчику тепла?
Expertrating.ru

Юридический портал

Как добиться оплаты тепла по индивидуальному счетчику тепла?

Оплата отопления по показателям общедомового, а не индивидуального счетчика: справедливо или нет?

caifas / Depositphotos.com

Действующее законодательство предусматривает два способа расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании определяемого по показаниям приборов учета объема потребляемых ресурсов, а при отсутствии счетчиков – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса). Конкретный порядок расчета и внесения платы устанавливается Правительством РФ. Так, например, для определения размера платы за отопление в МКД используется одна из нескольких формул, приведенных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила). При выборе нужной формулы стоит исходить, во-первых, из того, каким образом оплачивается отопление: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (абз. 1 п. 42.1 Правил). Во-вторых, на порядок расчета влияет оснащенность помещений счетчиками: в случае, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а индивидуальные или квартирные счетчики отсутствуют во всех или некоторых помещениях в нем, размер платы за отопление в каждом из этих помещений определяется исходя из показаний общедомового прибора учета (абз. 3 п. 42.1 Правил). Если же все жилые и нежилые помещения МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, при расчете размера платы за отопление учитываются показания и этих счетчиков, и общедомового прибора учета (абз. 4 п. 42.1 Правил).

Таким образом, на практике, если хотя бы одна квартира или одно нежилое помещение в МКД не оборудованы индивидуальным прибором учета, объем потребленной энергии по показаниям общедомового счетчика “распределяется” между помещениями пропорционально их площади. Такой порядок расчета применяется и тогда, когда счетчик перестал использоваться в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по обеспечению его надлежащей эксплуатации, сохранности или своевременной замены собственником (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – закон об энергосбережении).

Именно с такой ситуацией столкнулся гражданин Д. Все помещения в МКД, в котором он проживает, на момент ввода дома в эксплуатацию были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (напомним, ими, согласно указанной выше норме закона об энергосбережении, с 1 января 2012 года должны быть оснащены все новые МКД, а также дома, вводимые в эксплуатацию после капремонта – при наличии технической возможности установки таких счетчиков). Однако впоследствии в ряде помещений счетчики были демонтированы, что повлекло перерасчет размера платы за отопление для всех собственников помещений в доме, и расходы Д. на коммунальные услуги увеличились. Он посчитал это несправедливым и подал в Верховный Суд Российской Федерации административный иск о признании недействующими абз. 3 п. 42.1 и частично абз. 4 п. 42.1 Правил. Суд пришел к выводу о том, что Правительство РФ при введении дифференцированного подхода к определению размера платы за отопление не вышло за рамки своих полномочий по определению правил предоставления гражданам коммунальных услуг, а доводы истца о противоречии указанных норм закону об энергосбережении несостоятельны, поскольку целью последнего является закрепление основ стимулирования энергосбережения, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядка ее расчета (решение ВС РФ от 31 мая 2017 г. по делу № АКПИ17-201). Не было удовлетворена и апелляционная жалоба истца – Суд добавил, что установленный оспариваемыми нормами порядок расчета платы за отопление принят на основании общего принципа распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии для поддержания в них нормативной температуры воздуха (пропорционально площади занимаемого помещения в доме) с соответствующим распределением размера платы, что позволяет обеспечить непрерывное теплоснабжение всех помещений в доме в течение отопительного периода. Причем, по мнению ВС РФ, тот факт, что при применении такого порядка размер оплаты увеличивается, не свидетельствует о незаконности соответствующих положений Правил (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 5 сентября 2017 г. по делу № АПЛ17-300). В передаче надзорной жалобы на рассмотрение в судебном заседании истцу было отказано (постановление ВС РФ от 25 декабря 2017 г. № ПФ17-137).

В каком случае к нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии в многоквартирном доме общедомового и индивидуальных приборов учета не применяется повышающий коэффициент, узнайте из материала “Порядок оплаты электрической и тепловой энергии для граждан” Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Вынесенные решения Д. не удовлетворили, и он обратился в КС РФ с заявлением о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, абз. 3 п. 42.1 и абз. 4 п. 42.1 (в части) Правил. В жалобе заявителя подчеркивается: согласно оспариваемым нормам порядок расчета платы за отопление, а значит и ее размер, фактически зависит от недобросовестных действий одного или нескольких собственников помещений в МКД, не сохранивших счетчики, что причиняет прямые убытки добросовестным собственникам. В дальнейшем, по мнению Д., это может привести к отказу от счетчиков граждан, эффективно расходующих энергию, так как они поймут, что никакой экономической выгоды им это не приносит.

Как отметили представители органов власти, присутствовавшие на вчерашнем заседании КС РФ, в ходе которого рассматривалось дело о проверке конституционности оспариваемых Д. норм, оснований для признания ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ противоречащим Конституции РФ нет, поскольку конкретный порядок расчета платы ею не устанавливается, а вот соответствующие положения Правил действительно необходимо скорректировать. Нельзя назвать справедливой ситуацию, когда одна и та же формула расчета платы применяется и в отношении тех домов, где ни одно помещение не оборудовано индивидуальными приборами счета, и тех, где счетчик отсутствует лишь в одной квартире, подчеркнула полномочный представитель Генерального прокурора РФ в КС РФ Татьяна Васильева. По ее словам, заявитель абсолютно обоснованно указывает на то, что ответственность за недобросовестное поведение собственника, не сохранившего индивидуальный прибор учета тепла, не может быть возложена на других собственников, обеспечивающих исправную эксплуатацию счетчиков. Применение в таком случае иного порядка определения размера платы, влекущего увеличение расходов добросовестных владельцев помещений, не отвечает принципам справедливости и разумности.

Судя по всему, это понимает и само правительство – в настоящее время на рассмотрении кабинета министров находится подготовленный Минстроем России проект постановления о внесении изменений в Правила, предусматривающий особый порядок расчета платы за отопление для МКД, в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета. Как сообщила советник Министра юстиции РФ Мария Мельникова, министерство дало положительное заключение на проект, однако согласованного решения всех заинтересованных ведомств по предлагаемым проектом формулам расчета пока нет. По ее мнению, вынесенное КС РФ решение по рассматриваемому делу станет определенным стимулом для утверждения проекта.

По мнению полномочного представителя Президента РФ в КС РФ Михаила Кротова, рассмотрение указанных поправок может затянуться, поскольку обеспечить объективный учет объема потребляемого в каждом помещении тепловой энергии проблематично, так как в отличие, например, от электроэнергии, которая потребляется в точках подключения электроприборов, теплоотдача происходит от всех элементов системы отопления (радиаторов, стояков, трубопроводов), размещаемых в том числе в соседних помещениях, что и определяет МКД как единый теплотехнический объект. “Даже если кто-то из собственников, у кого установлен индивидуальный прибор учета, начнет экономить расход тепла у себя в квартире, это не означает, что он не пользуется той тепловой энергией, которая отраженно попадает в его квартиру от отапливаемых помещений соседей (через стояки, например)”, – отметил эксперт. Тем не менее он поддержал мнение о несоответствии оспариваемых положений Правил принципам рационального и эффективного использования энергетических ресурсов, подчеркнув, что лишение возможности оплачивать потребление тепла по показаниям исправных счетчиков делает бесполезными старания собственников по снижению расходов на отопление за счет экономии ресурсов, притом что они, помимо этого, несут расходы на обслуживание счетчиков.

Таким образом, предпосылок для корректировки Правил в части расчета платы за отопление в МКД более чем достаточно. Обяжет ли законодателя к внесению в них поправок КС РФ, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после вынесения соответствующего постановления.

Строго по приборам! Конституционный суд поставил точку в плате за отопление по индивидуальным счетчикам 27842

Миллионы россиян больше не будут платить по нормативу за себя и за «того соседского парня».


С 10 июля 2018 года ресурсники и управляющие компании обязаны начислять плату за теплоэнергию исключительно по показаниям прибора учета тепла конкретной квартиры. Даже если у соседа радиаторный счетчик не работает.

О том, кто сможет воспользоваться коммунальной привилегией, читайте в нашем материале.

ЗАКОН ХОРОШИЙ, НО НЕ ГРЕЕТ

С 2012 года все новостройки страны должны быть оборудованы общедомовыми и индивидуальными приборами учета тепла. В домах с так называемой «вертикальной» разводкой отопления вместо индивидуального счетчика должен быть установлен радиаторный распределитель на каждую батарею.

Читать еще:  Развод супругов при существующих кредитах

В домах, где проводится капитальный ремонт, каждая батарея должна быть также оборудована таким распределителем. Таково требование закона об энергосбережении.

Однако далеко не все жители таких домов знают, что оплата за тепло производится по такому же принципу, как и по индивидуальным водо- и электросчетчикам. Более того, ресурсники и управляющие компании, пользуясь неведением, отказываются учитывать показания индивидуальных приборов учета тепла или радиаторных распределителей, если у кого-то из соседей теплоприбор вышел из строя или демонтирован.

С такой ситуацией столкнулся житель подмосковного города Пушкино Сергей Деминец.

НАГРЕТЬ РЕШИЛИ КОММУНАЛЬЩИКИ

Дом Сергея был оснащен коллективным прибором учета теплоэнергии, а в каждой квартире стояли еще индивидуальные счетчики. Так было на момент сдачи многоквартирника в 2015 году. Но в ходе ремонтов часть жильцов демонтировала «фабричные» батареи.

Управляющая компания тут же начала выставлять собственникам счета, раскидывая плату за отопление пропорционально размеру площади квартир. Поменялась и формула расчета. Так законопослушные жители оборудованных личными счетчиками квартир начали платить по нормативу.

Размер платы за отопление, разумеется, вырос. Сергей Деминец обратился в свою УК с требованием перерасчета по реальным показаниям. Но коммунальщики сослались на ст. 157 ЖК РФ и Постановление Правительства №354. Согласно которым, если не все квартиры в доме оборудованы индивидуальными приборами учета тепла, плата рассчитывается по формуле, где в расчет берутся показания общедомового счетчика и суммарная площадь всех квартир.

Деминец не согласился с такой математикой и отправился за справедливостью в городской суд. Пушкинский суд доводы не принял: дескать, закон есть закон. « Как же так? Ведь за воду и свет показания индивидуальных приборов учета считаются законными » , – возмущался Деминец.

За городским судом последовали разбирательства в областном и Верховном суде РФ. В каждой инстанции коммунальному правдолюбу пытались доказать, что практика начисления оплаты таким способом отвечает всем требованиям закона.

А Верховный суд РФ еще и осадил сутяжника: дескать, расходы распределяются не наобум, а в соответствии с занимаемой жильцом площадью, поэтому такую систему нельзя считать несправедливой.

КОММУНАЛЬНЫЕ БАТАЛИИ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Однако Деминец стоял на своем: оплата должна производиться только по факту расхода теплоэнергии конкретной квартирой. Сколько батареи отдали тепла – за столько и заплатить.

Поскольку Верховный суд отверг доводы собственника, Сергей Деминец направился в Конституционный суд РФ. В КС РФ против него выступила «тяжелая артиллерия» из представителей всех профильных и надзорных органов государственной власти.

С контраргументами выступили полномочный представитель Госдумы в КС Татьяна Касаева, советник министра юстиции Мария Мельникова, представитель Совета Федерации РФ Петр Кучеренко, представитель Президента РФ в КС Михаил Кротов, представитель Правительства РФ Михаил Барщевский, представитель Генпрокуратуры Татьяна Васильева.

Доводы, которые приводили оппоненты, были вроде бы и законными, но слишком размытыми. Наверное, как и все законодательство в ЖКХ, где главный принцип – оплати услугу. А как эта услуга оказывается и правильно ли сделан расчет – уже не важно.

Представитель Президента в суде даже поделился личным опытом оплаты коммунальных услуг по индивидуальным счетчикам.

– Мой личный опыт установки водоизмерительных счетчиков говорит об увеличении платы. Вообще, это вопрос крайне индивидуальный, поскольку кто-то любит находиться в тепле, а кто-то в прохладе. Сосед откроет форточку, а у вас в квартире стена остынет, вот вам и больший расход тепла, – заявил Михаил Кротов .

Советник министра юстиции Мельникова признала, что проблема есть. И сообщила, что Правительство рассматривает проект Постановления, где не исключается возможность оплаты ресурса и на основании данных индивидуального счетчика, даже когда не во всех квартирах установлен прибор учета.

Представитель Генпрокуратуры Васильева сочла ситуацию не отвечающей принципам разумности и справедливости. Но тут же поправила себя: в целом действующие нормы закона Конституцию не нарушают.

ЗА СОСЕДА БОЛЬШЕ НЕ ПЛАТИМ!

Конституционный суд РФ внимательно выслушал всех. А по итогам заседания вынес решение, которое является единственно справедливым.

КС РФ посчитал, что указанное представителями органов власти правовое регулирование работает в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме. Эти условия ограничивают в правах добросовестных жильцов.

А если у кого-то счетчики сломаны или демонтированы, то именно УК или ресурсники обязаны следить за их сохранностью и исправностью. Не уследили? Покрывайте разницу в расходах теплоэнергии за свой счет!

Суд постановил: все, кто имеет счетчики учета тепла в домах, построенных с 2012 года, а также в тех, где проведен капитальный ремонт, должны платить за горячие батареи по индивидуальным показаниям – и точка!

Постановление КС РФ вступило в силу и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

А это значит, что миллионы россиян, проживающих в домах, построенных после 2012 года, и в домах, где проведена реконструкция или капремонт, имеют право платить только за свои квартирные радиаторы. Более того, у них есть полное право запросить перерасчет за излишне оплаченные гигакалории.

Центр защиты прав граждан «Справедливая Россия» на данный момент работает над подробной инструкцией по этой теме. Следите за нашими публикациями и помните: справедливость в ваших руках!

В силу ч. 7 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства или реконструкции, должны оснащаться дополнительно индивидуальными приборами учета тепловой энергии (ФЗ-261). А многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, – оснащаться таковыми при наличии технической возможности их установки. Собственники таких приборов обязаны обеспечить их надлежащую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену.

За отопление можно платить по счетчикам. Даже если у соседей их нет

Конституционный суд разобрался с оплатой отопления в квартирах. Теперь жильцы всех домов, построенных или капитально отремонтированных с 2012 года, будут платить по своим счетчикам, а не по нормативам. Та норма, из-за которой всех заставляли платить без учета показаний счетчиков в квартирах, признана неконституционной. Хотя ее в свое время утвердило правительство и прописали в жилищном кодексе.

Источник:
Постановление КС № 30-ПPDF, 289 КБ

Все это время норма нарушала права собственников, и они переплачивали. А один собственник не стал с этим мириться, прошел несколько инстанций, дошел до Конституционного суда и добился справедливости для всех. Теперь закон будут менять, но сэкономить можно уже сейчас: в некоторых регионах за отопление платят даже летом в жару.

Как вообще платят за отопление в квартире?

Об этом написано в жилищном кодексе и постановлении правительства. Для расчета берут показания счетчиков или нормативы.

Если в доме нет счетчиков на отопление, все платят по нормативам. Тогда вообще не считают, сколько энергии ушло на конкретный дом и квартиру.

Для домов с общедомовым счетчиком есть два варианта расчета платежей за отопление в квартирах.

Если счетчики на отопление стоят в каждой квартире. Все жильцы платят по своим показаниям. Им не навяжут нормативы и не будут распределять общий объем ресурсов пропорционально площади. Сколько тепловой энергии потрачено, столько и надо оплатить. Кто-то уехал или любит, чтобы было прохладно, — тогда заплатит меньше. А у кого-то маленькие дети и угловая квартира, поэтому трубы нужны горячие — значит, придется платить больше.

Если счетчиков во всех квартирах нет. Например, если их нет хотя бы в двух квартирах, то берут общие показания и делят на все квартиры. Не считают, кто сколько потратил: чем больше квартира, тем больше нужно заплатить. Даже если в квартире никто не жил всю зиму, все равно нужно платить по полной.

Справедливо же. В чем проблема?

Проблема была у тех жильцов, которые поставили себе счетчики или сразу купили квартиру в новом доме со счетчиками на отопление. Например, по закону все дома, построенные с 2012 года, или если в них сделали капитальный ремонт, обязательно оснащены индивидуальными счетчиками на отопление — каждая квартира.

И вот все жильцы платят себе по своим показаниям. А потом их хитрые соседи берут и демонтируют счетчики. И нет у них больше приборов учета и показаний.

Для тех жильцов, которые продолжали беречь тепло и экономить, моментально менялась формула оплаты. Они больше не могли платить по своим показаниям, потому что теперь не все квартиры в доме были оснащены счетчиками. А в правилах так и написано: по своим показаниям можно платить, только если счетчики во всех квартирах.

Из-за нескольких неэкономных соседей остальные начинали переплачивать. Теперь показания общедомового счетчика делили пропорционально на все квартиры.

Вот это правило и решил обжаловать один из жильцов такого дома. Он не хотел переплачивать из-за соседей и пошел по инстанциям. Требовал, чтобы управляющая компания пересчитала ему плату за отопление и учла показания его счетчика. Мужчине отказывали везде, даже в Верховном суде. Все говорили одно и то же: есть закон, есть правила, их надо соблюдать. Простите-извините, помочь не можем, из-за соседей вы будете платить не только за себя, но и за того парня.

Читать еще:  Возмещение морального и материального ущерба

Что сказал Конституционный суд?

Обратиться в Конституционный суд можно не с любой жалобой и не по любому поводу, но тут основания нашлись. В этот раз собственник просил признать формулу для расчета отопления неконституционной. Получается, что из-за хитрости одних людей страдают другие — экономные и законопослушные. И действующее законодательство ущемляет их интересы.

Вот какие выводы сделал Конституционный суд:

  1. Государство регулирует расчет платежей за услуги ЖКХ , но должно делать это с учетом интересов всех собственников.
  2. Людей нужно стимулировать к тому, чтобы они ставили счетчики. Это помогает беречь ресурсы и справедливо считать плату за них.
  3. Кто не ставит счетчики, должен платить больше.
  4. Счетчики на отопление можно поставить не во всех домах: это технически сложно и дорого. Поэтому требование ставить их в обязательном порядке касается только домов, которые сдали с 2012 года. Или после капремонта.
  5. Если есть счетчик, собственник рассчитывает, что он будет платить по показаниям. Тогда он станет экономить тепло, а взамен получит возможность платить только за фактически использованные ресурсы. Так государство добьется бережного отношения к тепловой энергии.
  6. Формула, которая заставляет платить за квартиру со счетчиком не по своим показаниям, а по общим, нарушает права жильцов. Те, кто демонтировали счетчики, фактически переложили на соседей часть своих платежей.

Итог. Надо менять закон и правила. Те, у кого есть счетчики на отопление, должны платить по своим показаниям и не зависеть от хитрых соседей.

Как теперь нужно платить за отопление?

Пока закон не изменили, но выводы Конституционного суда действуют уже сейчас, до поправок.

Если все квартиры в доме изначально были оснащены счетчиками на отопление, а потом кто-то из жильцов его демонтировал, то платежи будут начислять так.

Для квартир со счетчиками — по индивидуальным показаниям. Теперь не имеет значения, что у соседей их нет, хотя раньше были.

Для квартир без счетчиков — по нормативам. То есть даже не по общим показаниям, разделенным на все квартиры, а как будто во всем доме вообще нет прибора учета.

Это касается вообще всех домов? Можно поставить счетчик и платить по показаниям?

Нет, решение Конституционного суда касается только тех домов, которые сданы или отремонтированы с 2012 года . В них по закону должны быть счетчики, и жильцы обязаны их сохранить. Кто не сохранил, теперь поплатится.

Если в доме не было счетчиков на отопление и все платили пропорционально площади квартиры, просто поставить себе счетчик и платить по своим показаниям не получится. Для таких случаев и дальше будет действовать формула из п. 42.1 правил № 354. Пока ее признали незаконной только для конкретных случаев с хитрыми соседями.

А можно не платить за отопление подъезда, если уезжаешь или просто не хочешь. Не нужен мне теплый подъезд

Нет, за общедомовые нужды придется платить всем. Этот вопрос Конституционный суд тоже рассмотрел.

Он объяснил, что отапливать подъезд и нежилые помещения важно для всех. Это делают не только для обогрева, но и для поддержания конструкций и коммуникаций в нормальном состоянии. Даже если жильцы уехали на всю зиму, они все равно обязаны платить за содержание общего имущества. За счет этого в доме будут исправные трубы, сухие стены и надежные перекрытия.

Индивидуальный прибор учета не может показать, сколько тепловой энергии потрачено на общедомовые нужды в расчете на конкретную квартиру. Поэтому ориентируются на общие счетчики. Отказаться от оплаты отопления для общедомовых нужд нельзя, пересчитать ее на время отъезда — тоже. Тут все законно.

Как установить счетчики на отопление во всем доме, чтобы платить меньше?

Формула расчета оплаты не изменится. Ее просто уточнят или добавят новую, специально для домов, которые уже должны быть со счетчиками по закону. Если ваш дом к таким не относится, заставить всех жильцов установить счетчики нельзя: нужно проводить собрание, а потом все это оплачивать. Установка счетчиков в квартирах — всегда за счет собственников. По закону есть рассрочка, но это зависит от управляющей компании.

Чтобы все платили по счетчикам, управляющая компания должна провести работу. Это ее обязанность по закону: делать так, чтобы дом экономил ресурсы. Поэтому лучше всего начать с обращения в управляющую компанию. Там объяснят, что делать, чтобы платить по счетчикам даже за отопление. Но сами по себе счетчики в квартирах не появятся.

Всегда есть смысл разобраться с платежами за услуги ЖКХ . Даже если в квартирах не получается установить счетчики на тепло, может оказаться, что и за весь дом вы платите по нормативам, хотя есть общий счетчик и можно платить за фактическое потребление.

Тепло, еще теплее

Минстрой разработал проект поправок в Жилищный кодекс. По мнению ведомства, размер платы за отопление должен рассчитываться на основании показаний в первую очередь индивидуального счетчика, а уже затем – общедомового. А когда счетчиков нет совсем – исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Документ будет принят до конца этого года, сообщили “РГ” в Минстрое.

Платеж за отопление является одной из самых больших сумм в квитанциях россиян, поэтому любые новации в этой области могут существенно повлиять на семейные бюджеты. Теперь жители смогут пользоваться поквартирными счетчиками на батареях и оплачивать только фактическое потребление тепла без оглядки на соседей. Сегодня платить по индивидуальным счетчикам можно только в домах, полностью ими оборудованных. В итоге один сломанный счетчик может лишить возможности платить только за потребленную энергию весь дом. Минстрой решил исправить эту несправедливость и подготовил поправки в Жилищный кодекс. Сейчас за тепло по счетчикам платят собственники квартир в домах, где все квартиры и нежилые помещения оснащены приборами учета, а также количество тепла измеряется на входе в дом. Таких зданий в стране не так уж мало. “По данным правительства, их количество составляет около 20 процентов. И практически все 20 процентов – это новостройки. С 2012 года все новостройки оборудуются индивидуальными приборами учета в обязательном порядке, зато в старых домах их практически нет”, – говорит Игорь Кокин, эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы госуправления РАНХиГС.

При вселении в новый дом все жильцы платят по счетчикам. Но проходит год-два, и в соседях уже нет согласия. У одного прибор учета сломался, у второго пропущен срок поверки. А в итоге права платить по счетчику лишаются все и переходят на оплату по общедомовому счетчику тепла.

В июле Конституционный суд вынес постановление по жалобе Сергея Деминца, в доме которого сложилась такая ситуация. Из-за этого УК сделала перерасчет и заставила всех жильцов платить по общему счетчику, даже тех, у кого есть индивидуальные.

“Правила предоставления коммунальных услуг в определенной части не соответствуют Конституции. Они ограничивают возможности человека, у которого легально установлен индивидуальный прибор учета по теплу, пользоваться им, если кто-то один или несколько собственников вывели свои счетчики из строя или не сделали поверку. Страдает добросовестный человек, он не может использовать для оплаты показания своего прибора учета”, – говорит ведущий юрисконсульт направления “Городское хозяйство” Института экономики города Дмитрий Гордеев.

В итоге суд предписал изменить законы. Во исполнение этого решения минстрой и разработал поправкив ЖК.

Разобраться в том, как считается отопление, не так уж просто. Хотя бы потому, что правила начисления платежей часто меняются. В них вносились изменения в 2012, 2013 и 2017 годах. При этом существует несколько видов формул расчета в зависимости от того, имеется ли в доме центральная система теплоснабжения, есть ли счетчики и какие, платят ли собственники за тепло в отопительный период или платежи распределяются на весь год. Так, в доме без счетчиков платеж зависит от площади помещения, норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепло. При наличии общедомового счетчика расчет платы зависит от объема потребленной домом энергии. На каждую квартиру же платеж рассчитывается с учетом ее площади. В домах, полностью оснащенных счетчиками, платеж состоит из двух частей: за тепло, потребленное внутри квартиры, и тепло, которое ушло на обогрев общедомовых помещений: холлов, лестниц и площадок.

Если закон изменится, то в доме может появиться два типа собственников – которые платят по внутриквартирному счетчику и без него. По счетчику нужно будет платить за свое тепло и часть общедомового. А без счетчика на каждого собственника также будет рассчитываться часть общих затрат тепла с учетом площади помещения квартиры и части затрат на отопление общих помещений дома. Конкретные формулы расчета тепла для домов, в которых есть разные типы плательщиков за тепло, пока минстроем не подготовлены. Платеж по нормативу для домов со счетчиками не предусмотрен.

Читать еще:  Постановление об административном правонарушении за управление т/с

Поправки минстроя относятся в первую очередь к новостройкам, говорит Игорь Кокин. Они не стимулируют переходить на индивидуальные счетчики тепла собственников домов в старом фонде. Для них это может быть дорогим и невыгодным удовольствием. Так как в таких домах разводка чаще всего не позволяет установить один счетчик на квартиру, это можно сделать только на каждую батарею. В результате затраты выше в несколько раз, чем в новых квартирах. Кроме того, пользоваться личным счетчиком в квартире можно, только если есть общедомовой, что тоже проблема домов старого фонда. Возможным выходом могла бы стать программа капитального ремонта. “По ней не устанавливают счетчики в квартирах, так как это уже территория жильцов, – говорит Кокин. – Иногда сложно добиться даже замены самих батарей”. Так что там, где до сих пор метры греют старые добрые чугунные батареи, изменений, скорее всего, не заметят.

Игорь Кокин отмечает, что не всегда счетчик на тепло дает экономию. В домах, где норматив низкий, выгоднее платить по нему. Невыгодными счетчики оказываются для собственников небольших домов – малоэтажной застройки. А вот обладатели квартир в многоэтажках практически всегда снижают размер платежей при переходе на счетчики.

Счетчики несут выгоду жителям тех домов, которые расположены далеко от котельной. Доставка теплоносителя по трубам сопровождается потерями в сети, но эти теплопотери оплачивает конечный потребитель. С владельцами счетчиков это не происходит. Кроме того, собственники без счетчиков платят за соседей, например тех, что присоединили к своей жилой площади балкон и не согласовали его. Ведь платежи начисляются в зависимости от площади квартир в документах.

Стоимость самых простых и доступных механических теплосчетчиков начинается от 3,5 тысячи рублей, однако это не полная стоимость, так как этот тип счетчиков требует еще установки фильтра для воды. Поэтому иногда выгоднее поставить более дорогой вариант прибора учета. К примеру, ультразвуковой. Он, кстати, считается более точным. Стоимость таких счетчиков начинается от 6 тысяч рублей и может достигать 30 тысяч. Другие типы счетчиков, например вихревой, распространены у нас меньше.

Лучше, если счетчик будет считать тепло в гигакалориях, так как именно в этом виде показания принимает управляющая компания. В противном случае каждый месяц придется пересчитывать киловатты в час, мегаватты в час и гигаджоули по формуле.

Кроме непосредственно счетчиков в России распространены распределители. Это не совсем счетчики, они учитывают не гигакалории, а объем тепла, прошедший в помещение. По распределителям также можно рассчитывать тепло индивидуально на каждую квартиру, если такими приборами оснащено более 50 процентов помещений, поясняет эксперт.

Не хотите переплачивать за отопление – почитайте новые правила

Что делать, если в квитанции на оплату коммунальных услуг сумма завышена, хотя с этого года собственники квартир не должны платить за тепло сверх положенного?

С 1 января 2019 г. начали действовать изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Так удалось решить проблему, которая касалась тысяч жителей: они были вынуждены платить за отопление не по показаниям индивидуальных приборов учета, а по усредненным нормативам потребления. Это происходило потому, что их права были поставлены в зависимость от недобросовестного поведения соседей, у которых индивидуальные приборы учета отсутствовали.

Как рассчитывается плата за отопление?

Начисление платы за полученную тепловую энергию производится по показаниям приборов учета тепла. Существуют общедомовые и индивидуальные приборы учета. Первые предназначены для учета потребления тепловой энергии всем многоквартирным домом за расчетный период, а вторые – в каждой квартире. Расчет за отопление производится исходя из количества тепла, потребленного за определенный период, по цене, указанной в договоре о предоставлении коммунальных услуг.

Как поведение соседей влияло на сумму в квитанции?

Ранее действовали правила, которыми устанавливалось, что если хотя бы один индивидуальный прибор учета в многоквартирном доме вышел из строя, то остальные индивидуальные приборы не используются для расчета платы за отопление.

К примеру, в доме, оборудованном общедомовым прибором учета отопления, один из жильцов не следил за исправностью индивидуального прибора, из-за чего он вышел из строя. После этого все добросовестные жители дома автоматически становились обязанными оплачивать отопление по установленным нормам, а не по показаниям своих индивидуальных приборов учета. В большинстве случаев это приводило к увеличению суммы, указанной в квитанции.

Новые правила: сверх положенного платить не придется?

Новыми правилами установлена возможность расчета размера платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов в домах, которые оснащены общедомовым прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами. То есть теперь вне зависимости от того, все ли квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета, жители будут оплачивать только то тепло, которым они воспользовались. Таким образом, собственники получили «тепловую независимость» от своих соседей и вправе подать заявление на перерасчет оплаты, если до этого они за отопление переплачивали.

Теперь жители не будут платить и за тепло, которое они не получали?

Также новыми Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что платить за отопление только мест общего пользования смогут собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление, т.е. демонтировали приборы централизованного отопления, и собственники помещений, в которых технической документацией на дом не предусмотрены приборы отопления.

Ранее они оплачивали централизованное отопление как своей квартиры, так и мест общего пользования, а также за свой счет обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников тепловой энергии. То есть жители, которые перешли на индивидуальное отопление, демонтировав централизованное, к примеру убрав из своей квартиры все батареи, должны были платить за отопление не только общего имущества дома, но и принадлежащих им квартир. Тем самым они фактически оплачивали ту услугу, которая им не оказывалась.

Теперь эта проблема решена. Если собственник квартиры решил отключиться от общего централизованного отопления и обогревать свое помещение индивидуально, к примеру с помощью обогревателя «ветерок», то он не должен оплачивать централизованное отопление по нормативу, рассчитанному исходя из площади своей квартиры, как это было раньше. Он будет оплачивать отопление только небольшой части дома, относящейся к местам общего пользования (подъезд, лестничная площадка).

Новые правила действуют, несмотря на то что в Жилищный кодекс еще не внесли изменения?

Рассмотренные изменения нашли свое отражение в законопроекте о внесении изменений в ст. 157 Жилищного кодекса. В нем предлагается уточнить порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме.

В законопроекте указывается, что размер платы за отопление рассчитывается в порядке, который предусматривается Правилами предоставления коммунальных услуг, с учетом площади помещения собственника и объема потребленной им тепловой энергии. Объем потребления предлагается определять исходя из показаний коллективного или индивидуальных приборов учета либо одновременно обоих.

В случае принятия законопроекта вопрос порядка оплаты коммунальных услуг по отоплению будет решен окончательно. Так удастся исключить ситуации, когда собственники помещений в многоквартирных домах переплачивают за услуги, которые им фактически не оказывались либо оказывались в меньшем объеме.

Хотя поправки в Жилищный кодекс еще не приняты, и можно предположить, что вступят они в силу только с конца 2019 г., новые Правила уже действуют и обязательны для исполнения, поэтому собственники помещений в многоквартирных домах уже вправе рассчитывать на все благоприятные изменения.

Что делать, если плата за отопление завышается?

Несмотря на то что изменения в Правила уже вступили в силу, возможны ситуации, когда в квитанциях сумма за отопление остается завышенной. Такое может случиться из-за технических ошибок при формировании квитанций, по причине неосведомленности управляющей компании об изменениях законодательства либо осознанных злоупотреблений со стороны управляющей компании, рассчитывающей на незнание граждан о вступлении в силу нового порядка расчета платы за отопления.

В случае обнаружения в квитанции необоснованно высокой суммы необходимо обратиться в управляющую компанию, обслуживающую дом, с заявлением о перерасчете платы за отопление. В нем необходимо сослаться на постановление правительства 1 , которым были изменены Правила предоставления коммунальных услуг, а также сообщить о намерении обратиться в суд в случае отказа в удовлетворении заявления.

Если эти доводы окажутся неубедительными и заявление останется без удовлетворения, то необходимо обратиться в суд по своему месту жительства (месту нахождения помещения, с которым связан спор) с исковым заявлением к управляющей компании об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу (отопление).

1 Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector