Какими нормами пользоваться, если необходимо получить информацию из ДЮСШ?
Expertrating.ru

Юридический портал

Какими нормами пользоваться, если необходимо получить информацию из ДЮСШ?

Организация деятельности спортивных школ

Как определено Федеральным законом № 329-ФЗ [1] , подготовка спортивного резерва – это многолетний целенаправленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в учреждениях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Основы подготовки спортивного резерва закладываются в спортивных школах.

Рассмотрим особенности организации деятельности спортивных школ.

Общие положения

Деятельность спортивных школ регулируется Методическими указаниями [2] , которые разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР), независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, а также других учреждений, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училищ олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и других физкультурно-спортивных организаций.

Спортивная школа является образовательным учреждением с дополнительным образованием детей путем их спортивной подготовки. При этом реализация образовательного процесса осуществляется в соответствии с законодательством в сфере образования, реализация спортивной подготовки – в соответствии с Федеральным законом № 329-ФЗ.

Как образовательное учреждение, спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.2 Методических указаний):

  • материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
  • привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств;
  • предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
  • подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
  • использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий;
  • разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
  • разработка программы деятельности спортивной школы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;
  • разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных планов;
  • установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
  • установление заработной платы работников спортивной школы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования;
  • разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
  • разработка и принятие правил внутреннего распорядка спортивной школы, иных локальных актов;
  • самостоятельное формирование контингента учащихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты;
  • осуществление текущего контроля за физическим развитием и успеваемостью учащихся по реализуемым программам;
  • создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья учащихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
  • содействие тренерскому совету и методическим объединениям;
  • координация деятельности в спортивной школе общественных организаций (объединений), в том числе физкультурно-спортивных организаций (федераций по видам спорта, спортивных обществ);
  • осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством РФ и предусмотренной уставом образовательного учреждения.

В рамках организации спортивной подготовки спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.3 Методических указаний):

  • участие спортивной школы в реализации единой политики в области физической культуры и спорта;
  • участие в реализации целевых программ развития физической культуры и спорта;
  • ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта и утверждение мероприятий в данной области на следующий год;
  • осуществление физического воспитания детей;
  • организация спортивных соревнований и других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера;
  • формирование сборных команд территорий и обеспечение подготовки резервов для сборных команд по различным видам спорта;
  • установление и выполнение нормативов физической подготовленности различных категорий населения;
  • реализация установленных (в том числе федеральных) нормативов финансирования физической культуры и спорта;
  • установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов;
  • использование в работе Всероссийского реестра видов спорта;
  • применение Единой всероссийской спортивной классификации и присвоение спортивных разрядов и званий;
  • участие в составлении единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
  • исполнение социальных нормативов развития физической культуры и спорта, а также норм и правил использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
  • предоставление ежегодного анализа деятельности спортивной школы на основе данных государственной статистики (ф. 5‑ФК).
Читать еще:  Окситетрациклин для кур дозировка

Организация спортивной подготовки

Зачисление детей в спортивные школы зависит от вида спорта, а также возраста ученика. Минимальный возраст детей в зависимости от вида спорта определен в Санитарно-эпидемиологических требованиях к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03 (приложение 2), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27. Например, для занятий женской гимнастикой, художественной гимнастикой или фигурным катанием набор производится с шести лет, для занятий горнолыжным спортом, баскетболом, футболом, бадминтоном, спортивным ориентированием, спортивным туризмом или гольфом – с восьми лет.

При этом в отдельных случаях допускается прием детей с четырехлетнего возраста. Как определено п. 3.2 Методических указаний, условиями приема являются:

  • наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
  • наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;
  • сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
  • наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или окончание им специальных курсов повышения квалификации.

Максимальный возраст учащихся – 18 лет (для учащейся молодежи – 21 год).

Спортивная подготовка осуществляется в несколько этапов.

1. Спортивно-оздоровительный. На данном этапе спортивная школа анализирует свою деятельность на основании следующих критериев:

  • стабильный рост общей физической подготовленности учащихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;
  • уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.

Формирование спортивно-оздоровительных групп производится за счет вновь зачисляемых в спортивную школу учащихся, а также учащихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.

2. Начальной подготовки. На данном этапе оцениваются:

  • стабильность состава учащихся, уровень потенциальных возможностей учащихся в избранном виде спорта;
  • динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности учащихся;
  • уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.

В случае невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор необходимо производить по результатам сдачи контрольных нормативов.

3. Учебно-тренировочный. Деятельность спортивной школы на данном этапе оценивается путем анализа:

  • состояния здоровья, уровня физической подготовленности учащихся;
  • динамики роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • уровня освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
  • выполнения нормативов массовых спортивных разрядов.

Отбор учащихся для прохождения учебно-тренировочного этапа производится из практически здоровых учащихся, прошедших необходимую начальную подготовку в течение не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами.

4. Спортивного совершенствования. На данном этапе анализируются:

  • уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма учащихся;
  • динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
  • зачисление воспитанников спортивной школы в УОР и ШВСМ.
Читать еще:  Как оплатить моральный ущерб, если нет реквизитов потерпевшего?

Данная группа формируется из спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта – не ниже первого спортивного разряда.

5. Высшего спортивного мастерства. Данный этап характеризуется:

  • стабильностью успешных результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
  • достижением результатов уровня сборных команд России.

Формирование группы высшего спортивного мастерства осуществляется за счет перспективных спортсменов, вошедших в основной или резервный состав сборной команды субъекта РФ и показывающих стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России).

Представим в таблице условия наполняемости каждой из групп.

Минимальная наполняемость групп (чел.)

Максимальный количественный состав группы (чел.)

Максимальный объем учебно-тренировочной
нагрузки
(ч/нед.)

Законодательство и спортивная школа

Многие родители задумываются о профессиональной карьере спортсмена для своего ребенка, мечтая воспитать новую звезду. Зачисляя ребенка в спортивную школу, родитель вступает с ней в правовые отношения.

Мало кто задумывается, что подготовка спортсмена, это, прежде всего образовательный процесс, строго регламентированный законодательством. От того, насколько юридически правильно выстроены отношения между законными представителями, школой и учеником, во многом зависит дальнейшее развитие карьеры спортсмена. Наиболее требовательные родители, делая выбор в пользу той или иной спортивной школы, учитывают ее взаимоотношения с профессиональными клубами, квалификацию педагогического состава, а также техническую оснащенность школы.

Каким образом спортивная школа получает разрешение на образовательную деятельность?

Первое, что необходимо знать родителям — образовательная деятельность в России лицензируемая. Право на эту деятельность школа получает с момента получения разрешения, выданного государственным органом управления образования (Министерство образования и науки) или органом местного самоуправления, на основании заключения экспертной комиссии.

Чем отличаются образовательные программы спортивной школы от программ общеобразовательной школы?

Главное отличие от общеобразовательных основных программ состоит в том, что данные программы выходят за рамки государственных образовательных стандартов, школа сама подготавливает и утверждает образовательную программу. Данные программы могут преподаваться либо в общеобразовательной школе (например, если в лицензии школе предоставлено право на дополнительные программы, она может организовать спортивную секцию), либо в образовательных учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности (данные учреждения специализируются исключительно на спортивной подготовке). Спортивная школа, осуществляющая образовательную деятельность, должна являться юридическим лицом, иметь свой баланс и расчетный счет.
Подготовка спортсмена — это образовательный процесс, строго регламентированный законодательством.

Учредителем негосударственного образовательного учреждения может выступить любое юридическое лицо либо гражданин (допускается соучредительство). Так как законодательство РФ рассматривает образовательную деятельность как некоммерческую, не преследующую своей целью получение прибыли, образовательное учреждение создается исключительно в форме некоммерческой организации.
Статья 16 Закона РФ «Об образовании» обязывает ознакомить при приеме ребенка в образовательное учреждение его родителей (законных представителей) с Уставом образовательного учреждения, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Какие виды ответственности школы предусмотрены законодательством?

Защищая права учащегося и его родителей, Закон «Об образовании» предусмотрел несколько видов ответственности образовательного учреждения. К первой группе относится ответственность за качество образования (реализация образовательных программ не в полном объеме или ненадлежащего качества).

В случае, если услуги были предоставлены за плату, школа несет гражданско-правовую ответственность перед законными представителями ученика за качество и объем образовательных услуг. Если школа не придерживается программы, то законный представитель имеет право на основании Закона «О защите прав потребителей» требовать либо безвозмездного устранения недостатков услуги (например, требовать включения определенных учебных дисциплин, ранее обозначенных в учебном плане), либо соответствующего уменьшения цены услуги. Если школа отказывается удовлетворить претензии законного представителя, то у последнего появляется право расторгнуть договор.

Читать еще:  Возврат ноутбука надлежащего качества, купленного дистанционно в интернет магазине

Государственные и муниципальные учреждения также несут ответственность за качество образования, однако их ответственность не носит материального характера.
Получив отрицательное аттестационное заключение, школа теряет государственную аккредитацию и в дальнейшем может лишиться образовательной лицензии. Обращение родительского собрания может служить основанием для государственной аттестационной службы для направления школе рекламации на качество образования.

Второй вид ответственности образовательного учреждения – ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса.
Создание необходимых условий для учебы и отдыха — прямая обязанность школы, учебная нагрузка, режим занятий учащихся определяется школой самостоятельно, однако они должны быть согласованы с органами здравоохранения. В случае, если здоровью ребенка причинен вред в результате невыполнения школой установленных нормативов обеспечения безопасности или неправильной организации учебно-тренировочного процесса, школа обязана возместить все расходы, вызванные повреждением здоровья. Если ученик старше 14 лет, образовательное учреждение также обязано возместить вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности.

Следующий вид ответственность за нарушение прав и свобод учащихся. В данную категорию входят фундаментальные права и свободы личности (право на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений и т. д.).

Какие требования закон предъявляет к педагогу спортивной школы?

Создание необходимых условий для учебы и отдыха – прямая обязанность спортивной школы.
Безусловно, закон предъявляет определенные требования не только к учебному учреждению, но и к лицам, занимающимся педагогической деятельностью. Преподаватель для работы в школе должен иметь образовательный ценз, высшее профессиональное или среднее специальное профессиональное образование по специальности «физическая культура и спорт», либо получить разрешение Федерального агентства по физической культуре и спорту или комитета физической культуре субъекта РФ, на территории которого находится.
Закон установил категории лиц, которым запрещено заниматься педагогической деятельностью, во-первых, при наличии медицин ских противопоказаний, во-вторых, по приговору суда и, в-третьих, при наличии судимости за определенные преступления. На данный момент перечень заболеваний, при которых педагогическая деятельность запрещена, не установлен, на практике к ним обычно относят тяжелые инфекционные и психические заболевания. Что касается судебного запрета, то данный запрет является видом уголовной ответственности за ряд преступлений против семьи и несовершеннолетних.

Какие меры можно предпринять в случае конфликта со школой?

Закон предоставляет защиту ученику и его родителям в случае конфликта с преподавателем. Законный представитель в письменной форме может обратиться к администрации школы с просьбой начать дисциплинарное расследование относительно нарушений учителем норм профессионального поведения или Устава школы. Если принятые меры никаких результатов не дали, то родитель может обратиться в суд с жалобой на действия школы с требованием устранения допущенных нарушений и компенсации морального вреда.
Статья 56 Закона «Об образовании» содержит дополнительные условия увольнения педагогического работника: повторное в течение года грубое нарушение Устава школы, однократное применение к учащемуся метода физического или психического насилия, однократное появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Однако следует помнить, что увольнение работника не обязанность, а право школы, поэтому наиболее действенным является обращение в государственный орган, выдавший лицензию образовательному учреждению. Школа как юридическое лицо несет ответственность за своих работников, вышеизложенные действия педагогов напрямую нарушают Закон «Об образования», что является основанием для отзыва лицензии.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector