Какова процедура выявления не разграниченных земельных участков?
Expertrating.ru

Юридический портал

Какова процедура выявления не разграниченных земельных участков?

Росреестра от 13.06.2018 N 14-06114-ГЕ/18 (вместе с Минэкономразвития России от 24.05.2018 N Д23и-2745 “О предоставлении позиции”, Росреестра от 06.04.2018 N 14-03636-ГЕ/18)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 13 июня 2018 г. N 14-06114-ГЕ/18

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии для сведения и возможного учета в работе направляет копии писем Росреестра от 06.04.2018 N 14-03636-ГЕ/18, Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 24.05.2018 N Д23и-2745 по вопросу перераспределения земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 мая 2018 г. N Д23и-2745

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОЗИЦИИ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Росреестра по вопросу перераспределения земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и в части своей компетенции сообщает.

Департамент недвижимости поддерживает позицию Росреестра, изложенную в обращении, относительно возможности перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, с учетом установленных статьей 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации требований, а также относительно осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые при таком перераспределении земельные участки.

Директор Департамента недвижимости

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 6 апреля 2018 г. N 14-03636-ГЕ/18

В Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии поступают обращения территориальных органов Росреестра по вопросу перераспределения земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена.

Основания возникновения права собственности определены в главе 14 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания возникновения права собственности на земельные участки установлены также в главе III Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК).

В силу пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 137-ФЗ):

распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если Законом N 137-ФЗ или другими федеральными законами не установлено иное; отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (пункт 1);

исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с ЗК.

Пункт 3 статьи 39.27 ЗК устанавливает, что в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.

Учитывая изложенное, на наш взгляд, земельное законодательство не содержит запрета на образование земельных участков путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена (например, находящихся в муниципальной собственности).

В рассматриваемом случае (когда один из образованных земельных участков остается в неразграниченной государственной собственности), принимая во внимание пункты 9, 10 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ), в орган регистрации прав, на наш взгляд, должны быть одновременно представлены:

заявление о постановке на государственный кадастровый учет образованных земельных участков (при этом в отношении земельного участка, который остается в неразграниченной государственной собственности, органом регистрации прав в соответствии частью 14 статьи 41 Закона N 218-ФЗ одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что он образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Законом N 137-ФЗ на распоряжение таким земельным участком);

заявление о государственной регистрации прав на земельный участок, на который возникает соответственно право федеральной собственности собственности, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), просим сообщить о позиции Минэкономразвития России по комментируемому вопросу.

Разграничение и Межевание земельного участка

Наша сегодняшняя тема коснется Земельного кадастра, то есть разграничения участков и внесения точек в натуру. И мы рассмотрим, как решать спорные вопросы с соседями, потому что ни для кого не секрет, что часто бывают ситуации, когда соседи самовольно начинают передвигать туда-сюда свои заборы, расширять свою территорию и, соответственно, захватывать тем самым территорию у вас.

Как поступать в этих случаях?

Любой земельный участок в Российской Федерации по закону должен состоять на Кадастровом учете. Если этого не сделано, то в ваших интересах сделать так, чтобы ваш земельный участок встал на Кадастровый учет как можно скорее. Для того, чтобы это сделать, необходимо провести межевание земельного участка.

Что такое межевание земельного участка?

Межевание земельного участка – это определение границ и поворотных точек вашего земельного участка, с закреплением этих точек в документации. На основании этих данных он будет поставлен на Кадастровый учет.

И потом, сколько бы сосед границы не двигал, в какую бы сторону не возмущался, что это его территория, и что всю жизнь этот забор стоял здесь (типа, это вы сами его подвинули) – всегда можно будет обратиться в суд.

Суд назначит земельную экспертизу, которая по имеющемуся у вас кадастровому паспорту вашего земельного участка выйдет на место, вынесет в натуру точки вашего земельного участка и тогда выяснится правда, что сосед ваш самовольно захватывает вашу землю.

Поэтому, если ваш земельный участок не состоит на Кадастровом учете, это необходимо сделать. Потому что земля сейчас приобретает все большую и большую ценность и часто пустые споры с соседями обычно решаются с точки зрения силы.

Для того, чтобы земельный участок встал на Кадастровый учет, вам необходимо пригласить межевую организацию, которая имеет лицензию на право проведения подобных мероприятий.

Данная межевая организация выйдет на место, вынесет-расставит точки вашего земельного участка и с помощью специальных GPS-приемников определит их координаты. Далее составит межевой план вашего земельного участка, составит, подготовит и подпишет схемы границ земельного участка с вашими соседями.

Читать еще:  Проблема с мотоциклом, можем ли возвратить деньги?

Ну, естественно, все это будет стоить денег, но на самом деле, не таких уж огромных денег, как может казаться. Земля гораздо дороже, поверьте.

После того, как межевой план будет готов, в дополнение к этому межевому плану межевая организация выдаст вам электронный носитель, то есть CD-диск, на котором буду записаны все основные положения этого межевого плана, кроме того, что будет представлено на бумажном носителе.

Вы отдадите в Кадастровую палату межевой план и электронный носитель и, в течение двух месяцев, вы получите кадастровый паспорт вашего земельного участка и свежую выписку на земельный участок. Все, ваш земельный участок стоит на Кадастровом учете.

Если у вас уже было оформлено право собственности, но участок просто не был разграничен, тогда вам ничего больше делать не нужно. Если же ваш земельный участок у вас не был ни разграничен, ни право собственности не было оформлено, то вы берете первоначальные исходные документы, на основании которых когда-то давно вы этот земельный участок получили — от производства или от администрации вам выделяли, либо под индивидуальное жилищное строительство, не важно.

Со всеми этими документами идете в Управление Росреестра, где по дачной амнистии вы ставите этот земельный участок в упрощенном порядке на учет и получаете свидетельство о регистрации право собственности.

Если же все-таки в процессе совместного проживания с соседями у вас отношения не сложились, такое бывает очень часто и соседи начинают самовольно двигать границы, то не нужно с ними ругаться. Не нужно ничего, просто обращайтесь в суд.

Обращайтесь в суд о самовольном захвате вашего земельного участка соседом, что он передвинул самостоятельно границы и устранении препятствий в пользовании вашим земельным участком.

Судья, естественно, не сможет принять законное решение ни с ваших слов, ни со слов соседа, ни даже с точки зрения представленных и той и другой стороной документов, определить, где же границы. Поэтому он(она) будет назначать землеустроительную экспертизу.

А вот землеустроительная экспертиза изучит документы и если у вас земля состоит на кадастровом учете, то соответственно по тем точкам, которые закреплены в ваших документах, они выйдут на место и проверят эти точки. Тогда станет сразу понятно, что сосед ваш самовольно захватил кусочек вашей земли. Это, что касается разграничения.

Хотя, конечно, с соседями лучше не ругаться, чтобы не нести потом каких-нибудь расходов, ни финансовых, ни нервных, не временных.

По разграничению земельных участков на данный момент добавить нечего. Если вы имеете какие-то вопросы по данной теме, то можете задать их в специальной форме на нашем сайте на странице «Решить проблему!».

Оборот земель неразграниченной государственной собственности

Большинство земель в России находится в государственном владении. Государственные земельные наделы могут находиться под юрисдикцией органов власти разного уровня, в зависимости от порядка разграничения таких наделов, а могут быть неразграниченными.

Для неразграниченных земель действует особый порядок оборота и предоставления в пользование гражданам и юридическим лицам.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Понятие и виды государственной собственности на землю

К землям, находящимся в государственной собственности, относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 ст. 16 ЗК РФ.

Все участки, находящиеся в частных руках, имеют определённые границы и зарегистрированного владельца в ЕГРП, а государственные земли могут, как иметь собственника в лице органа исполнительной власти, так и быть неразграниченными. Пункт 2 ст. 16 ЗК РФ определяет следующие виды государственной собственности:

  • Федеральные земельные участки;
  • Земли, находящиеся в собственности региональных властей;
  • Земли муниципалитетов;
  • Неразграниченные земельные наделы.

Законодательное регулирование

Разграничение земель началось в 2001 году с принятием закона «О разграничении земель…», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, и порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:

  • Земельным кодексом (ЗК РФ);
  • Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • Иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.

Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.

Гражданское законодательство регулирует понятия собственности и использования недвижимости без права владения (аренда, сервитут и т.д.), такими способами могут использоваться неразграниченные земли.

Согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся:

  • Земли правительственных зданий и учреждений;
  • Участки казённых и унитарных предприятий;
  • Участки Академии наук и связанных с ней организаций;
  • Земли госкомпании Росавтодороги.

Участки городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) регулируются федеральным законодательством как земли отдельных субъектов РФ.

Какие земли могут быть в неразграниченной государственной собственности?

Таким образом, в неразграниченной собственности относятся следующие участки:

  • Сельскохозяйственные участки;
  • Земли, изъятые из оборота или ограниченные в нём;
  • Неразграниченные земли внутри поселений;
  • Незанятые строениями участки, предназначенные для промышленности.

К последней категории обычно относят бывшие сельскохозяйственные земли, которые в силу различных факторов (воздействие техногенной среды, природные катаклизмы и т.д.) стали непригодны для использования в сельском хозяйстве и переведены в категорию промышленных земель.

Самый большой процент неразграниченных земельных наделов – это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающий возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества.

Предназначение и использование неразграниченных земель

Отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретны органом власти не является препятствием для использования таких земель (п. 1. ст. 3.3 ФЗ № 137). Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами:

  • Путём предоставления в пользование муниципалитетам или субъектам федерации;
  • Предоставлением частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование;
  • Путём разграничения для дальнейшего использования.

Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти. Такими органами могут выступать, согласно п. 2 ст. 3.3 закона № 137:

  • Городские власти;
  • Органы самоуправления поселений;
  • Власти муниципальных округов.

При предоставлении неразграниченных земель в аренду, доходы от такой аренды будут направляться в бюджет местных (городских или муниципальных) властей, обладающих полномочиями на заключение арендных соглашений (п. 15 ст. 3.4 ФЗ № 137).

Институт развития жилищной сферы вправе контролировать использование муниципальными и городскими властями неразграниченных земель и подавать таким властям заявления о переводе управления неразграниченными землями на федеральный уровень, если федеральное управление будет целесообразным с точки зрения единого института развития.

Предоставление неразграниченных территорий городов федерального значения, а также федеральных и межрегиональных трасс находится в ведении федерального правительства.

Как правило, публичный сервитут устанавливается по решению местных властей.

Физические лица могут проверить сумму земельного налога, зная свой ИНН. Как это сделать, подробно описано в нашей статье.

Что такое кадастровый план территории и как он выглядит? Вся информация здесь.

Необходимость и порядок разграничения земель

Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:

  • Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
  • Развития территории и привлечение инвестиций;
  • Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;
  • Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
  • Реализации программ регионального развития;
  • Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.
Читать еще:  Как обязать застройщика выдать кадастр. паспорт на квартиру?

Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.

Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.

Процедура разграничения имеет следующий порядок:

  1. Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
  2. Уполномоченный на решение вопросов распределения земель комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;
  3. Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;
  4. При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
  5. После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.

Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов.

В тексте заявления следует указать:

  • ФИО и должность заявителя;
  • Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
  • Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;
  • Кадастровый номер земельного надела;
  • Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;
  • Цели и план использования участка.

К заявлению нужно приложит следующие документы, в зависимости от целей разграничения:

  • Проект межевания территории (если земля разграничивается в целях строительства);
  • Комплексный проект развития территории;
  • План предоставления участков гражданам;
  • План застройки территории;
  • Свидетельство о праве муниципальной или региональной собственности на строения, расположенные на запрашиваемых землях.

При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема, содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли.

На основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы, направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете. Регистрация муниципального права собственности происходит путём обращения представителя местных властей в отделение Росимущества.

Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям. Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Земельные отношения

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Государственная собственность на землю

Содержание статьи:

Зачем государству собственность?

Земли считаются государственной собственностью, если они не принадлежат физическим, юридическим лицам или муниципальным организациям. В качестве субъектов таких земель выступают федеральные, региональные и местные органы власти.

Основания возникновения госсобственности на землю являются следующими:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. ФЗ, действующие на общероссийском уровне.
  2. Разграничение земель, которые становятся собственностью государства.
  3. Приобретение земли государством согласно принятым законам.

Государственной собственностью являются земли:

  • лесные ресурсы;
  • обороны и безопасности;
  • территории, подлежащие особой охране;
  • водный фонд;
  • территории сельскохозяйственного использования;
  • населенные пункты;
  • территории, имеющие культурную, историческую ценность;
  • зоны рекреации;
  • земли промышленности, связи, транспорта и др.

Виды государственной собственности

Существуют следующие виды государственной собственности на землю:

Федеральная собственность включает наделы, принадлежащие Российской Федерации.

На региональном уровне земля может принадлежать областям, городам федерального значения, республикам и другим субъектам России. Муниципальная собственность принадлежит местным администрациям.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Земли не могут иметь нескольких собственников. Поэтому земля может находиться в собственности только на одном из трех уровней.

Земли переходят в собственность субъектов РФ или муниципалитета на следующих основаниях:

  1. Вступление в силу законодательных актов.
  2. Разграничение территорий.
  3. Приобретение земли согласно действующему порядку.
  4. Предоставление территорий федеральными властями на безвозмездной основе.

В городах федерального значения после прекращения прав собственности на землю участок переходит во владение муниципалитету.

Разграничение госсобственности на землю

Разграничение госсобственности в случае земельных участков производится на базе Конституции РФ и отраслевыми законодательствами. Право на землю также регулируется президентскими указами, постановлениями правительства и другими правовыми актами со стороны исполнительных органов власти.

Разграничением занимается Российская Федерация и ее субъекты. Принудительное отчуждение земель производится только при определенных условиях. Сюда относится равноценное возмещение за земли, подлежащие отчуждению.

Порядок разграничения включает обширный комплекс работ по землеустройству. Обязательным условием разграничения является регистрация участков. Неразграниченная земля не внесена в реестр и не имеет кадастрового номера.

Установления государственной собственности влечет ряд юридических последствий. Сюда относится возможность управления и распоряжения наделами, определения суммы арендной платы и порядка ее внесения.

Уполномоченные органы власти готовят перечни, согласно которым регистрируются государственные земли. Данные списки утверждаются на правительственном уровне.

Все земельные наделы распределяются по категориям. Дополнительно устанавливаются критерии, по которым земля относится к определенному виду собственности.

Ранее вопрос разграничения регулировал закон №101 от 17.07.2001. В 2006 году его действие прекратилось после вступления в силу закона № 53-ФЗ. Этот правовой акт внес изменение в Земельный кодекс и систему государственной регистрации недвижимости.

Целью закона № 101 было проведение разграничения со стороны муниципалитетов. Законодательный акт не устанавливал временные рамки для проведения этой процедуры.

Сегодня допускается создание участков из земель, которые еще не прошли разграничение и не зарегистрированы в реестре. За распоряжение неразграниченных территорий отвечают местных органы самоуправления.

Заключение

  1. Земли находятся в государственной собственности на основании федеральных законов, разграничения или приобретения территорий.
  2. В собственности государства находятся лесные, водные ресурсы, особо охраняемые и другие территории.
  3. Проблему разграничения земли решает Конституция России и федеральные законы.
  4. Земля не может иметь нескольких собственников.
  5. Участки переходят в собственность местных органов власти на основе законодательства, разграничения или передачи земли со стороны государства.
  6. Результатов разграничения является регистрация земельных участков.
  7. Земля распределяется по определенным категориям.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по государственной собственности на землю

Вопрос: Где содержится информация о разграниченных земельных участках?

Ответ: Государственная регистрация проводится касательно земельных участков, которые относятся к недвижимости. Для проведения процедуры необходимо, чтобы объект имел границы, адрес и другие характеристики.

В РФ действует ГКН, который является госкадастром недвижимости. В нем содержатся технические данные, на основе которых определяется расположение участка и методы его использования. Определенная информация в госкадастре является временной. Если в течение двух лет сведения не появились в ЕГРП, то данные из госкадастра удаляются.

ЕГРП представляет собой реестр прав собственности и включает сведения об аренде, ипотеке, обременении недвижимости.

Как происходит установление границ земельного участка

Главным признаком любого земельного участка в России являются установленные внешние границы. Без прохождения подобной процедуры собственник может пользоваться землей, но у него нет возможности продать или подарить ее. Каким образом осуществляется процедура и что для этого требуется?

Читать еще:  Нужно ли мне выплачивать за целевое обучение?

Установление границ земельного участка

Согласно ст. 11.1 ЗК РФ, в качестве участка может быть признана только территория с определенными границами. Сведения о них должны содержаться в едином реестре недвижимости. Если собственник не проходил такую процедуру, ему необходимо выполнить установление границ земельного участка. Это позволит избежать различных неприятностей, таких как конфликтная ситуация с соседями (читайте, что делать если сосед захватил часть земельного участка) или проверяющей инстанцией. Также можно избежать возможного судебного разбирательства.

Согласно ФЗ № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», сведения вносятся в единый реестр. Здесь систематизируются учетные данные в отношении всех объектов недвижимости. Разграничение осуществляют путем выявления координат их основных точек.

Определение

Установление границ представляет собой процедуру, которая требуется для постановки участка на кадастр. Работа заключается в сопоставлении с градостроительным планом, определении поворотных точек и сверке с другими объектами.

Если замеры выполнены без нарушения требований законодательства, надел индивидуализируется и формируется в качестве полноценного недвижимого объекта. Для определения внешней границы используются географические координаты, установленный адрес и местоположение земли.

Способы определения границ

Узнать границы земельных участков по кадастровому номеру можно на сайте Росреестра. Если они отсутствуют, необходимо воспользоваться одним из следующих способов:

  • пригласить кадастрового инженера;
  • получить информацию через интернет на сайте Росреестра;
  • запросить сведения в местной администрации или попросить документы у соседей;
  • на основании документации, если она имеется.

Если возникла потребность в определении границ, лучше обратиться к кадастровому инженеру. Он предоставляет свои услуги на платной основе, а по завершении работы выдает официальный акт. По завершении процедуры документы подаются в ближайший отдел Росреестра. Здесь участок внесут в единую базу объектов недвижимости и прав собственности. Ему присваивается новый кадастровый номер, а полученные сведения наносятся на карту.

В каких ситуациях необходимо установить границы земельного участка

Данные о границах земельного надела дают возможность определить местоположение существующего участка по отношению к смежным землям, искусственным и природным объектам. Для этого готовится межевой план. Ранее он не являлся обязательным документом. Но с 2018 года без него невозможно поставить землю на учет. Он может понадобиться в следующих ситуациях:

  • первоначальное формирование территории для последующей постановки на кадастровый учет;
  • дальнейшее использование как гражданами, так и компаниями;
  • проведение комплекса работ для установления, изменения категории и допустимого назначения земель;
  • полноценное распоряжение объектом имущества – продажа, дарение, обмен или передача по наследству (узнайте, как продать квартиру, полученную по наследству);
  • предотвращение конфликтных ситуаций с соседями;
  • в случае установленного несоответствия, если один или несколько участков еще формируются.

Внимание! Основная цель процедуры – установить и индивидуализировать конкретную территорию, обезопасить себя от юридических споров с собственниками соседних наделов.

Установление или первичное определение границ. Как понять, что нужно?

Все работы на местности осуществляют частные геодезисты при помощи сертифицированного оборудования. Это важно, так как любые погрешности могут привести к большому ущербу. Они действуют на основе закона и соответствующих разрешений.

Работы по первичному определению границ не такие простые, как это может показаться первоначально. Необходимо не только уточнить данные по конкретному участку, но и согласовать границы с соседями. Это исключит возникновение промежутков между наделами и предотвратит наложение линий.

Существенную роль имеет первичное измерение, которое позволяет обозначить территорию. Если оно выполнено правильно, уточнение границ не приведет к конфликтам. Но важно учесть, что в соответствии со СНИП собственник должен строить дом и другие капитальные объекты на определенном расстоянии от забора.

Процедура установления границ: к кому обращаться?

В первую очередь, необходимо подать документы и заявление установленного образца. Далее требуется акт согласования расположения границ. Он заключается в присутствии всех соседей по участку, с наделами которых он может граничить. Действующий порядок предполагает наличие отметок о их согласии с проведением межевания.

Выполняются следующие этапы:

  1. Подготовительный. На этом этапе происходит согласование работ и обсуждается их стоимость. Осуществляются проверка документов заказчика и подготовка проекта межевания.
  2. Геодезические работы. Участок требуется межевать на месте. Осуществляются полный замер территории, геодезическая съемка и определение границ в соответствии с представленными документами и расположением соседних наделов.
  3. Камеральные работы. Для их выполнения приглашают кадастрового инженера. Он составит план и согласует полученные сведения со сведениями из документов.

Кадастровый инженер заранее назначает дату, когда можно забрать готовый документ. В этот день необходимо явиться и получить его. Если все в порядке, подписывается акт приема-передачи выполненных работ. О готовности документа собственнику сообщат по телефону, который он оставляет во время согласования работ.

В результате работы можно оформить план, который необходимо предоставить в территориальный отдел Росреестра или МФЦ. Необходимо написать заявление и оплатить госпошлину.

Кем проводится установление границ

Чтобы запустить процесс межевания, необходимо располагать достаточным временем. Поиск компании следует начинать, когда вы будете свободны от других дел. Вся основная работа проводится на месте. Требуется присутствие следующих лиц:

  • собственника участка;
  • геодезической группы;
  • кадастрового инженера.

Собственник предоставляет на рассмотрение документы. Так как услуга может стоить немало, важно проверить репутацию компании и наличие разрешительной документации. Если работа не будет выполнена правильно, придется платить повторно. По завершении процедуры собственнику обязаны выдать соответствующий акт.

Необходимые документы

Для установления границ и проверки расположения участка владелец подает заявление. Вместе с ним предоставляется следующее:

  • паспорт владельца;
  • правоустанавливающая документация на собственность;
  • акт межевания;
  • разрешение на внесение изменений в сведения ГКН;
  • ситуационный план на земельный надел;
  • доверенность и паспорт доверенного лица, если личное присутствие владельца невозможно.

Стоимость работ

Цена на размежевание определяется в зависимости от различных факторов, среди которых выделяют регион расположения, размер и сложность работ. Также значение имеет наличие или отсутствие поворотных точек. Стоимость колеблется от 2 тыс. руб., если площадь составляет до гектара при восстановлении границ и до 25 тыс. руб. при межевании в процессе образования участка.

Что касается времени, оно определяется отдельно для каждого этапа:

  • на геодезическую съемку около 10 дней;
  • на топографическую съемку со спутника – 40 дней;
  • на предоставление документов – 5 дней;
  • на восстановление межевых знаков порядка 10 дней.

Если границы не установлены, чем это грозит?

Собственники часто считают, что согласовать границы можно позднее, когда понадобится продать участок. В действительности такой шаг приведет к негативным последствиям. Появится владелец ближайшего надела, который не будет согласен с местом установки забора.

Дело может дойти до районного суда, где будут запрошены документы на землю от обеих сторон. Если среди них нет межевого плана, правоту доказать не получится. Судья выпишет постановление на устранение нарушений. При этом он не обязан давать время на получение документов, так как отмежевать участок нужно было сразу.

Таким образом, земли нуждаются в определении границ, которые должны совпадать с имеющимися в реестре сведениями. Это позволит избежать проблем в будущем и четко знать, где заканчивается своя территория. Процедура выполняется однократно и не требует повторения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector