Кому принадлежат авторские права на фотографии штатного фотографа предприятия?
Expertrating.ru

Юридический портал

Кому принадлежат авторские права на фотографии штатного фотографа предприятия?

Кому принадлежат права на фотографии?

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Не вводите в заблуждение по наличиювозникновению прав.
Если нет договора между фотографом и заказчиком, то все права принадлежат ФОТОГРАФУ (создателю объекта авторского права).
И авторство и исключительные права!
Заказчик оплачивает только услуги по фотосъемке.

Есть, правда, некоторые нюансы и соотношения оплаты фотосъемки и дальнейшей судьбы авторских прав.

Другое дело, нормы ст. 152.1. ГК РФ и права на изображение гражданина, но это не имеет прямого отношения к авторскому праву.

Закрепить свои права, ограничить права автора (для целей авторского заказа на съемку) и третьих лиц можно только письменным соглашением.

Часть 4 ГК РФ, раздел 69, 70.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Статья 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности

3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

Статья 1234. Договор об отчуждении исключительного права
1. По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).
2. Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

почитайте, как это происходит в фото-стоках, например.

туда не примут вообще фотографию человека, если между фотографом и тем. кто изображён на ней, не будет договора о том, что клиент . ну в общем, передал своё согласие, права или ещё что-то.

если между вами и ф. не было договора о том, что вы передаёте ему права и согласие и т.п., то вы имеете право требовать не использовать ваше изображение вообще нигде – не выкладывать, не продавать и т.д. вы имеете право также требовать компенсацию за это использование.

то есть. фотограф получил свои деньги ТОЛЬКО ЗА РАБОТУ – он технически перенёс ваше изображение на плёнку и по сути, отдал вам плёнку и напечатанные фото. дальше у него плёнки вашей уже нет, поэтому он никак не может это использовать. то есть. если бы это было 30 лет назад, то по сути, фотограф просто СКОПИРОВАЛ вашу плёнку (УКРАЛ) на свою плёнку и далее использует ваше изображение для каких-то продаж (то есть, не занимается своей работой, а уже продажник).

это можно сравнить например, с тем что идёте вы в копировальный центр, приносите свой реферат и просите его скопировать для отсылки куда-нибудь. а они взяли ваш текст, распознали и начали продавать ваш текст в виде книжки без вашего согласия. так вот они не имеют на это право и будут обычными мошенниками. они просто выполнили свою технич. работу и должны уничтожить после этого все копии работ и не оставлять их у себя.

или приносите вы распечатать фотографии с флешки, а потом ваши супер-фото кто-то украл и продаёт на сайте. это незаконно.

это подразумевается по умолчанию – права на ваше изображение (или ваш текст на бумаге, ваша информация на флешке) принадлежит только вам, а не тому, кто их обрабатывал (фотограф, копировальная машина, печатники). и должны быть уничтожены после обработки.

но если бы вы заключили договор о том, что вы согласны на что-то там, то тогда уже другой вопрос.

Фотографам

Авторские права на фотографии

Фотографии в России являются охраняемыми авторским правом объектами (ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)). Это означает, что такие фотографические произведения можно использовать только с разрешения того, кто имеет право по закону давать разрешение.

Фотографическое произведение это гораздо шире, чем фотография – всё, что можно создать на основе фотографии в графических редакторах, например (переработанная фотография), и способами аналогичными фотографии.

Разрешение на использование фотографий может давать их автор – фотограф, если он не передал такое право другим лицам по договору. (ст. 1270 ГК РФ). Художник по свету, художник-постановщик, дизайнер, режиссёр и другие творческие участники съемки не создают фотографию, но могут стать её авторами, если между ними и фотографом будет заключен договор о распределении авторских прав на фотографии (ст. 1258 ГК РФ).

Те, кто оказывают техническое, консультационное, организационное или материальное содействие не могут признаваться авторами фото (автор идеи, помощники, а возможно и гримеры – ст. 1226 ГК РФ). Таким образом, если фотограф не передал свои права или не пообещал их передать, то выдает разрешения на использование фото именно он.

Заказать фотографии может работодатель или конкретное лицо, заинтересованное в разовой услуге. Работодатель заключает трудовой договор и дает фотографу задания на создание конкретных фотографий. Такие задания могут быть устными, главное чтобы создание фотографий было закрепленными документами трудовыми обязанностями (ст. 1295 ГК РФ) и прием фотографий фиксировался работодателем. Заказчик может также заключить договор авторского заказа на создание фотографий (ст. 1288 ГК РФ), или приобрести права на фотографии после их создания по лицензионному договору (ст. 1233 ГК РФ) для использования в изданиях, печатной продукции, промышленности, на товарах, например на фотошторах, обоях и других аналогичных продуктах.

Работник обязан передать работодателю права на фотографии, только если работодатель дал задание на их создание. Между заказчиком и фотографом может быть заключен договор заказа или приобретения фотографий (купли-продажи) и прав на них после их создания (отчуждения или лицензионный). По договору заказа заказчик имеет право без согласия фотографа и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал фотографии и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этой фотографии для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами (ст. 1291 ГК РФ), даже если договор не предусматривает получение заказчиком каких-либо прав на фотографии. Все передаваемые заказчику права должны быть точно указаны.

Чаще всего, вознаграждение работникам-фотографам указывается в положении или приказе по организации и устанавливается как единовременная плата. По договору отчуждения предполагается единовременная оплата. Лицензионный договор предусматривает фиксированные отчисления или в процентах за перечисленные случаи и виды использования фотографии.

Если фотограф и заказчик не заключили договор, то обладателем исключительных авторских прав считается фотограф. Это означает, что он может запрещать всем другим лицам использовать фотографию. Если фотограф работал с фотоаппаратом заказчика или третьего лица, желательно обеспечить доказательства авторства, например задепонировать фотографии в авторском обществе или заключить с заказчиком договор, чтобы передать фотографии с их превью по подписанному сторонами акту. В противном случае своё авторство фотографу будет доказать не просто.

Читать еще:  Изменение структуры предприятия как оформить

Если по договору с фотографом заказчик приобрел исключительное право на фотографию, то будет необходимо спрашивать разрешение на использование фотографий у такого заказчика. Фотограф в этом случае может использовать фотографии наравне со всеми другими лицами только в личных, исследовательских или научных целях.

Модель, изображенная на фотографии, также определяет ее судьбу. Если с моделью есть договор, из которого следует, что модель позирует за плату, то специальное согласие модели не требуется (ст. 152 ГК РФ). Договор с моделью может заключать как фотограф, так и заказчик, в зависимости от того, кто собирается использовать фотографии. Если модель позировала не за плату, но в общественных интересах – например, реклама вакцинации населения, борьбы с курением, то договор можно не заключать.

Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу

Статьи и новости по теме:

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>

Итак, вы обнаружили ваши фотографии, другие изображения или статьи на чужом сайте или портфолио. Что следует сделать, чтобы предотвратить нарушение ваших прав и избежать подобных рисков в будущем? >>>

Фотограф из Светлогорска (Калининградская область) разместил в своем аккаунте несколько оригинальных фотографий. Увидев, что они скопированы и присутствуют на другом сайте (социальной сети), автор обратился в суд с требованием защитить его права и взыскать компенсацию с постороннего пользователя, перепостившего изображения без согласования с ним >>>

Возглавляемый Никитой Михалковым Российский союз правообладателей (РСП) разработал концепцию «глобальной лицензии» для всех видов контента в сегменте российского интернета. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил нескольким ведомствам оценить нововведение и представить свои рекомендации >>>

О взыскании с информационного агентства AFP и фотобанка GettyImages в пользу правообладателя фотографа Дэниэла Морела 1,2 миллиона долларов за нарушение его авторских прав. Ответчики позволили незаконно пользоваться его авторcкими фотографиями, распространяя их без уведомления и согласования >>>

Если многие из нас грешат копированием в Интернете красивых фоторабот с использованием их для оформления собственных аккаунтов, это никого не волнует, потому что такова устоявшаяся практика. На Западе владельцы фото очень чувствительны к краже своей собственности и готовы добиваться защиты авторских прав в судах. Особенно, если это может сыграть для их репутации промо-роль >>>

Знаменитейший роман Харпер Ли, по версии ВВС входящий в ТОП-200 лучших литературных произведений планеты, станет «героем» судебного разбирательства. Не сам роман, а права на него, оспариваемые автором у родственника своего бывшего литературного агента >>>

Согласно результатам представленного исследования, наступает эпоха «самиздата», когда издательские дома могут утратить роль посредников между авторами и читателями >>>

Удивительный по нелепости промах допустили редакторы «Комсомольской Правды», осуществив публикацию 57 чужих авторских фотографий без согласования с правообладателями >>>

Подведены итоги ежегодного популярного сетевого конкурса «Блог Рунета 2012» >>>

Какие права на фотографию имеет фотограф. Авторские права фотографа

Автор: юрист Дмитрий Лидов
*Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию – Напишите свой вопрос в форме или позвоните номеру
+7 (495) 212-90-15

Нарушение авторских прав фотографа – очень актуальная тема в последнее время. Права в России нарушают все кому не лень от частных лиц до крупных фирм и даже политических партий. Способы самые разные – от размещения чужых фотографий на сайтах в интернете до печати фотографий на рекламной продукции. Например, в журналах, на билбордах, на сувенирной продукции и т.д.

Чтобы умело защищать свои права как фотографа их надо знать. Практика показывает, что далеко не все фотографы знают какими именно правами они обладают на свои фотографии. Давайте в этом разберемся.

Все фотографии представлены на каком-то материальном носителе. Это может быть цифровой файл на диске или напечатанная фотография каким-либо способом. Этой фотографией обладает первоначально сам фотограф. Таким образом, у фотографа есть право собственности на материальный носитель с фотографией.

Право собственности подразумевает, что фотограф может владеть, пользоваться и распоряжаться тем носителем, на котором воплощена его фотография, как вещью.

Но у фотографа есть еще и большой блок авторских прав на свою фотографию. Здесь важно сделать существенную оговорку, что авторские права никак не связаны с правом собственности на материальный носитель. Иными словами, если фотограф распечатал фотографию и подарил ее другу, у друга не возникает права использовать эту фотографию где угодно: сканировать, выкладывать в интернет и т.д.

Вывод: авторские права на произведение и право собственности на материальный носитель – это разные права.

Авторские права на фотографию возникают с момента создания фотографии, т.е. с момента получения кадра. Регистрация данных прав не требуется. Также не имеет значение была ли обнародована фотография или нет.

Авторские права на фотографию делятся на:

1. исключительное право на произведение;

2. право авторства;

3. право автора на имя;

4. право на неприкосновенность произведения;

5. право на обнародование произведения;

6. другие права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа).

Теперь рассмотрим подробнее каждое из этих прав: что они означают и из чего состоят.

Исключительное право на фотографию

Исключительное право на фотографию – это имущественное право. Особенностями данного права является то, что им можно распорядиться (например, продать или подарить). Также данное право переходит по наследству.

У исключительного права есть свой срок действия. Оно действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Когда срок действия исключительного права истекает – фотография переходит в общественное достояние и ее может использовать кто угодно.

Исключительное право заключается в том, что его обладатель вправе:

1. использовать фотографию самому лично в любой форме и любым не противоречащим закону способом;

2. разрешать или запрещать другим лицам использование фотографии. Причем отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Использование фотографии возможно как в целях извлечения прибыли так и без такой цели.

Под использованием фотографии понимается следующее:

1) воспроизведение фотографии, то есть изготовление одной и более копии фотографии или ее части на любом материальном носителе. При этом запись фотографии на электронный носитель, в том числе запись в память компьютера, также считается воспроизведением;

2) распространение фотографии путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров;

3) публичный показ фотографии, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра фотографии непосредственно либо с помощью любых технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

4) импорт оригинала или экземпляров фотографии в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра фотографии;

6) сообщение в эфир или по кабелю, то есть показ фотопроизведения для всеобщего сведения по телевидению;

7) переработка фотографии. Переработка предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего.

доведение фотографии до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Например, размещение фотографии в интернете.

Право авторства и право автора на имя

Эти два права взаимосвязаны друг с другом. Они носят личный неимущественный характер. Они бессрочны и сохраняются после смерти автора. Отказ от этих прав ничтожен.

Право авторства означает право признаваться автором произведения. По заявлению разработчиков части 4 Гражданского кодекса РФ это право является основой всех остальных прав. Оно означает, что человек, создавший фотографию вправе перед всем обществом обозначать себя в качестве автора (создателя) произведения.

Читать еще:  Расторжение договора рассрочки на оборудование

Право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Однако, в целях лучшей идентификации автора фотографии лучше указывать свое настоящее имя.

Право на неприкосновенность произведения и защита фотографии от искажений

Это право является неимущественным, поэтому оно неотчуждаемое и непередаваемое кому-либо. Также это право охраняется бессрочно. По сути право на неприкосновенность – это право на защиту репутации фотографа.

Оно означает, что без согласия автора фотографии нельзя вносить какие-либо изменения и дополнения к фотографии. Если нарушителем было допущено извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора он имеет право требовать защиты чести, достоинства и деловой репутации в судебном порядке.

Право на обнародование фотографии

Обнародование фотографии – это когда сам фотограф (или тот, кому фотограф дает свое согласие) впервые делает фотографию доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом, например, публикует в интернете.

Другие авторские права

Право на отзыв означает, что автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Право следования означает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования).

Право доступа — это право автора произведения требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения означает, что автор имеет право на вознаграждение, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу.

Заключение:

Как видим, у фотографа достаточно много прав. И все перечисленные в этой статье права фотографа подлежат защите. Но перед тем как защищать свои права и определять размер ущерба, надо четко понимать: какие именно нарушены права фотографа. Потому что для нарушения разных прав предусмотрена разная ответственность. О способах защиты и размере ответственности за нарушение авторских прав фотографа будет написано в других статьях.

Автор: юрист Дмитрий Лидов
*Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию – Напишите свой вопрос в форме или позвоните номеру
+7 (495) 212-90-15

Что редактору нужно знать о фотографии и авторском праве?

В Казахстане фотографы всё чаще и чаще заявляют о нарушениях своих авторских прав, обнаруживая свои фотографии на сайтах СМИ и в сетевых изданиях. Что нужно знать редактору СМИ при использовании фотографий или изображений? Восемь простых советов.

Можно ли взять фотографию из интернета или с других сайтов, если её уже все опубликовали, и разместить на своём сайте?

Поступив таким образом, вы рискуете нарушить авторские права людей, которые создавали фотографии. Международные стандарты, как и закон РК «Об авторском и смежном праве», не охраняют идеи, но обеспечивают гарантии соблюдения авторских прав на любое изображение. При этом художественная или информационная ценность значения не имеет, как и качество изображения.

Совет 1. Не используйте фотографии, картинки и изображения из поисковых систем или социальных сетей в СМИ без указания первоисточника заимствования и автора, если это применимо.

Означает ли это, что любое изображение вне зависимости от техники, качества, вклада в истории и всего остального, является объектом авторского права и защищается законом?

Да, это именно так. При этом ещё важнее понимать, что воспроизведение или переработка объекта авторского права (изображения) без согласия автора тоже является нарушением авторских прав и требования законодательства.

Совет 2. Не пытайтесь изменить первоначальный объект авторского права, лучше создавать новый. Любые действия в отношении объекта авторского права с целью изменить его форму, цвет, размер и т. д. — это переработка, на которую вы должны получить согласие автора или правообладателя.

Если на фотографии нет водяного знака, значит ли это, что она никому не принадлежит?

Нет, конечно. Водяной знак — один из способов защиты изображения от незаконного копирования, это не знак охраны авторского права, как и намеренно плохое качество фотографии.

Совет 3. Не стоит думать, что водяной знак означает наличие автора, а, соответственно, его отсутствие — отсутствие автора.

Даже если во время какого-то события работает много фотографов, снимки одного сложно выдать за работу другого. Фото — Владимир Третьяков

Как подтверждается авторство фотографии?

Есть такое понятие, как презумпция авторства. Если автор не обозначил на своём произведении (изображении) знак охраны авторского права (буква С в окружности, год создания и обладателя исключительных авторских прав), то считается, что произведение опубликовано анонимно. Но это совсем не значит, что оно не имеет автора. Автор может раскрыть свою личность тогда, когда он сам посчитает нужным.

Считается, что авторы должны действовать добросовестно и лучший способ подтвердить своё авторство — указать своё имя, год создания и копирайт на фотографии или изображении.

Совет 4. Если видите фотографию или изображение без указания авторства, используйте её только для цитирования, иллюстрации, обзоров и т. д., то есть для случаев, которые разрешены законодательством и не требует выплаты авторского вознаграждения и указания имени автора.

Как использовать фотографии и изображения законно?

Общее правило — использовать объект авторского права вы можете только с согласия автора и с выплатой авторского вознаграждения. Но есть исключения, когда вы можете использовать обнародованные ранее произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием автора и первоисточника заимствования.

Для СМИ есть несколько опций. Вы можете использовать одну из них или сразу несколько, в зависимости от ваших целей:

  • Цитирование. Вы можете использовать фотографии и изображения, как и тексты, для целей цитирования. Объём цитируемого текста или изображения вы определяете сами, но следите за тем, чтобы объём цитируемого текста или изображения не превышал разумных пределов.
  • Обзоры. Для обзоров также используется цитирование в объёмах, которые определяет сам составитель обзора.
  • Использование в качестве иллюстрации. Отрывок из ранее опубликованных текста или изображений может быть использован для иллюстрации — опять же, в разумных объёмах.

Совет 5. Не забывайте в таких случаях ставить гиперссылку или ссылку на первоисточник заимствования.

6. Что делать, если мы уже опубликовали фотографию, а тут нашелся её автор?

Рекомендации могут быть следующие:

  • просьба предоставить доказательства, подтверждающие авторство;
  • если вы уже получили претензию, и вы понимаете, что авторство этого человека в отношении конкретных изображений или фотографий неоспоримо, а также вы понимаете, что использовали изображения или фотографии неправомерно, то лучше урегулировать спор до суда.

Совет 6. Помните, что удаление фотографий с сайта уже после получения претензии не всегда может рассматриваться автором как достаточная мера защиты его авторских прав.

Спишитесь или созвонитесь с фотографом, объясните, почему фотография важна для вас. Попросите разрешение и проставьте ссылки. Не забудьте указать его имя. Фото — Владимир Третьяков

7. Если снимал наш штатный фотограф, значит ли это, что авторское право принадлежит нашей редакции?

Читать еще:  Регистрация временного баннера на лесах здания во время ремонта

Личные неимущественные права всегда будут принадлежать автору, вне зависимости от его статуса — состоит ли он в штате или работает как фрилансер. Личные неимущественные права — это право признаваться автором произведения, право указывать или требовать указания имени автора или псевдонима при опубликовании произведения, а также право отказаться от упоминания имени автора и т. д.
Закон РК «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает, что «издателю, выпускающему в свет газеты, журналы и другие периодические издания, принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать своё наименование либо требовать такого указания. Авторы произведений, включённых в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом».

Исключительные права — это имущественные права автора или правообладателя, связанные с разрешением или запрещением использовать объект авторского права любым способом (распространение, воспроизведение, продажа, переработка, адаптация и т. д.) в течение определенного времени.

Как правило, достаточно в договоре с фотографом указать, что личные неимущественные права сохраняются за автором в соответствии с законодательством Казахстана об авторском и смежных правах, а издателю или собственнику СМИ передаются исключительные (имущественные) права на время действия договора.

Совет 7. Не забывайте в договорах с фотографами предусматривать положения о передаче исключительных прав на объекты авторского права в рамках деятельности по договору.

8. Изображения и фотографии из фотобанков можно использовать без опасения нарушить чьё-то авторское право?

Насколько это возможно, фотобанки предлагают изображения и фотографии, которые можно свободно использовать. Однако и это не дает стопроцентной гарантии того, что в фотобанке разместили материалы, полностью свободные от каких-то ограничений.
Ниже несколько образцов лицензионных соглашений популярных фотобанков:

IStock https://www.istockphoto.com/help/licenses

Free Stock Images https://www.freestockimages.ru/license

Совет 8. Перед использованием фотографий и изображений из фотобанков обязательно ознакомьтесь с лицензионным соглашением каждого фотобанка, условиями и ограничениями.

Фотографии для иллюстрации предоставлены Владимиром Третьяковым, которому принадлежит авторское право на них.

Кому принадлежат авторские права на фотографии штатного фотографа предприятия?

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Когда авторское право на фотографии принадлежит работнику, а не работодателю

Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015 года):

25. Если не доказано, что фотографии выполнены работником в рамках исполнения служебных обязанностей и служебного задания, последний вправе требовать взыскания компенсации за нарушение исключительного права на созданные им произведения.

И. обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю, издательству о взыскании компенсации за нарушение авторского права, указав, что в магазине, принадлежащем индивидуальному предпринимателю, приобрел фотоальбом, в котором имелись фотографические произведения, автором которых является он (истец). Указанные фотографии были сделаны им во время служебных командировок, когда он был корреспондентом центральной газеты погранслужбы. В его служебные обязанности входила только подготовка статей для этой газеты. Фотографии, которые включены в альбом, сделаны по собственной инициативе, собственным оборудованием и за свой счет. Поскольку права на воспроизведение произведений (фотографий) И. никому из ответчиков не передавал, он полагал, что ответчики нарушили его исключительное право на использование фотографий путем незаконного воспроизведения в фотоальбоме.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила вынесенное судебное постановление по следующим основаниям.

Судом установлено, что между И. и издательством заключен контракт о прохождении военной службы в издательстве сроком на 5 лет.

И. проходил службу в должности постоянного корреспондента редакции газеты.

Разрешая спор и отказывая И. в удовлетворении иска, суд, руководствуясь положениями ст. 14 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 “Об авторском праве и смежных правах”, исходил из того, что на момент создания фотографических произведений истец состоял в служебных (трудовых) отношениях с издательством и, находясь в командировке, выполнял обязанности военной службы (служебные обязанности), в связи с чем созданные им произведения являются служебными и исключительное право на их использование принадлежит работодателю.

Между тем суд при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что автором созданных фотографических произведений является И., что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

В качестве доказательства факта создания И. фотографий в порядке выполнения служебного задания в 1999 – 2000 гг. суд принял служебное задание для командировки истца в военный госпиталь в период с 26 февраля по 15 марта 2004 г., в котором И. ставятся типовые задачи о подготовке им текстовых материалов и фотоматериалов о сотрудниках госпиталя, а также финансовые документы (товарные чеки на пленку, расходный кассовый ордер, акт приемки фоторабот) за 2005 год, которые подтверждают возмещение издательством расходов И. на купленную фотопленку и оплату печати фотографий в 2005 году.

При этом суд, применяя аналогию между уничтоженными документами и сохранившимися, пришел к выводу о том, что именно в рамках служебных командировок истцу ставились задачи на проведение фотосъемок.

Между тем каких-либо доказательств того, что фотографии были созданы И. по служебному заданию работодателя и за его счет либо в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных контрактом, в суд представлено не было.

Доказательств, свидетельствующих о том, что в круг служебных обязанностей И. как постоянного корреспондента входило создание фотографических произведений, в материалах дела не имеется. Издательством таких доказательств также не представлено.

Контракт о прохождении военной службы с И. и приказ Федеральной пограничной службы Российской Федерации о назначении И. на должность также не содержат указания на то, что в обязанности И. как постоянного корреспондента входило создание в том числе фотографических произведений.

Служебное задание за 2004 год, а также имеющиеся в материалах дела финансовые документы за 2005 год не являются доказательствами, подтверждающими служебный характер фотографических произведений, созданных И. в 1999 – 2000 гг. – период нахождения в командировке, поскольку выдавались для создания иных материалов.

То обстоятельство, что служебные задания за 1999 – 2000 гг., а также денежные приходно-расходные документы и акты приема фоторабот за оспариваемый период у издательства не сохранились, также не опровергает утверждения И. о создании им фотографий не в порядке выполнения служебного задания.

О служебном характере фотографических произведений также не свидетельствует тот факт, что фотографии находились в фотоархиве издательства, и то обстоятельство, что фотографии произведены в светлое время суток (рабочее время).

Акт приема фоторабот издательством представлен не был. Кроме того, произведения находились в издательстве не в виде оригиналов-негативов, а в виде позитивов и иллюстраций к его статьям.

Тот факт, что истец в период изготовления оспариваемых произведений находился на службе в издательстве на должности постоянного корреспондента, сам по себе не может свидетельствовать о создании фотографий в качестве служебного задания.

Более того, должностная инструкция постоянного корреспондента также не свидетельствует о том, что в служебные обязанности И. входило проведение фотосъемки.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что фотографии выполнены И. в рамках исполнения служебного задания и служебных обязанностей, не подтвержден материалами дела и собранными по делу доказательствами.

С учетом того, что договор с И. на использование фотографий, автором которых он является, не заключался, а они были опубликованы в 2008 году в фотоальбоме, изданном издательством, то исключительное право И. на использование фотографий нарушено в результате указанных действий ответчика.

(Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2013 г. N 19-АПГ13-1)

Вернуться к началу обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector