Конституция о недрах
Expertrating.ru

Юридический портал

Конституция о недрах

Так будут или нет недра достоянием народа по новой Конституции?

Краткое содержание:

Всех граждан просто бесит реклама о богатейших недрах России со словами: «Это достояние народа». На деле никакого достояния ни у каких рядовых граждан нет. Есть многомиллиардная прибыль кучки олигархов, которые почему-то единовластно управляют этими недрами. И в преддверии голосования по новому проекту Конституции всех нас волнует – будет ли что-то конкретное прописано в ней по принадлежности недр населению страны?

Как деформировалось понятие народное достояние

Россия – самая большая по площади страна в мире – 17 125 191 кв. км. И у нас большая часть мировых запасов природных ресурсов.

Россия по разведанным данным занимает 1-е место в мире по запасам газа, серебра и алмазов. 3-е по запасам угля и золота, по запасам нефти и урана РФ занимает 7-е место.

И что? Народ как был ни с чем, так и остался без недр и природных богатств.

В Конституции СССР было четко прописано, что все это – государственная собственность, имущество народа, а не отдельных лиц.

Вопрос, чтобы присвоить определенные природные богатства частным лицом, вообще не поднимался. Все было как по умолчанию, во власти народа.

Но в редакции 2019 года статья 9 Конституции РФ уже звучала по-иному:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Получается, что народное достояние вполне себе может принадлежать частным физическим лицам. Но неужели этого не знает президент, который еще будучи премьер-министром заявлял нам с телеэкранов: «Я обращаюсь, уважаемые коллеги, ко всем вам – и к основным ключевым акционерам наших нефтяных компаний, и к менеджменту и хочу напомнить: вы работаете в Российской Федерации. Получая лицензии на недра, вы эти недра используете, но они остаются в собственности российского народа: это – общенациональное достояние, это в соответствии с действующим законодательством. Даже получая лицензию на недра, недра остаются собственностью российского народа, российского государства». Но ведь в ныне действующем основном документе однозначно прописано равное право на недра частной и государственной собственности. Так будут ли изменения в новой редакции Конституции о принадлежности недр всему народу?

Пока еще есть закон «О недрах»

Закон РФ «О недрах» был принят в 1992 году и пока действует в нашей стране. В нем в статье 1.2. указано: “Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации”.

Но аналитики склонны предполагать, что пункт единоличной государственной собственности может исчезнуть из нового закона «О недрах», и тогда недрами России будет распоряжаться по своему усмотрению любой частный собственник, в том числе и иностранные компании. По мнению академика РАСХН В. Кашина «содержание нового закона развивает линию на уничтожение прав Российской Федерации и ее граждан на свои ресурсы». Он пишет: «Недопустима конструкция закона, низводящего Российскую Федерацию, одну из крупнейших стран мира, владеющую богатейшими природными ресурсами, в положение простого партнера гражданско-правовых отношений с недропользователями – добывающими компаниями и даже отдельными физическими лицами…

Уже сейчас участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Верните народу недра!

А мы постепенно утрачиваем свои права. Поэтому наше главное требование — вернуть в Конституцию России положение о том, что земля и недра принадлежат народу, а доходы, получаемые от их использования, гарантированно направляются в государственную казну.

То же самое недавно заявил глава КПРФ Геннадий Зюганов в эфире телеканала “Россия 24”, который, в частности, сказа: «Земля, недра, леса, природные ресурсы должны принадлежать народу, а не полутора десяткам упырей, которые их захватили и не хотят платить нормальные налоги. Это самый принципиальный вопрос, решения которого требует общество».

“Мы единственная страна, в которой в Конституции можно распродавать недра”, — подчеркнул Зюганов. Но мы не раз уже слышали пламенные речи Геннадия Андреевича. Так он смело называл пенсионную реформу – геноцидом против своего народа. И что? Геноцидная реформа воплощается в жизнь. Поэтому красивые речи совсем не значат дополнения в основной закон страны.

И пока такой поправки вообще нет в новой редакции. Недр нет, но вы держитесь… Зато есть 22 другие, которые в основном касаются расширения полномочий Госдумы и Совета Федерации, статуса Госсовета, сроков президентства. А насколько это все важно рядовым жителям страны? И стоит ли вообще идти 22 апреля и выражать свое мнение по этим 22 пунктам – не очень понятным и не всегда принципиальным для народа. И еще один вопрос – как можно одним скопом выразить мнение по нескольким совершенно разным статьям? К примеру, я за индексацию пенсий, но против расширения полномочий Госсовета? Так как мне голосовать? И вообще – как можно пустить оптом и в одну линию совершенно разные статьи новой Конституции? А ведь нам обещали референдум – и он просто необходим, ведь сейчас страна стоит на пороге принятия основного его закона, а потом нам будут говорить – вы же сами за него проголосовали – и нечего роптать.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Статья 9 Конституции России

Текст Ст. 9 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Комментарий к Ст. 9 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи призвана подчеркнуть значение природных ресурсов как достояния всего общества. К природным ресурсам традиционно относят землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир.

Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Все они являются ограниченными ресурсами (их количество конечно), и большинство из них потребляемы, а следовательно, невозобновляемы. Следовательно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред ни самим природным ресурсам, ни территории, на которой они расположены.

Отметим также, что на протяжении второй половины ХХ в. и в настоящее время добыча и экспорт природных ресурсов, в частности нефти и газа, является основным средством наполнения российского бюджета. При этом данные природные ресурсы распределены по территории России крайне неравномерно, например, 80% российского газа добывается в Ямало-Ненецком автономном округе, а 60% российской нефти — в Ханты-Мансийском автономном округе.

Что же касается земли как природного ресурса, то ее выделение в Конституции РФ среди иных природных ресурсов связано с тем, что вопрос о собственности на землю на протяжении длительного времени был одним из самых сложных в общественно-политической жизни России. До конца он не разрешен и сейчас.

Норма ч. 1 комментируемой статьи 9 Конституции РФ сформулирована таким образом, что может толковаться по-разному. Так, В.В. Гребенников обоснованно отмечает декларативность и неоднозначность понимания данной нормы*(32). Прежде всего, неясны вытекающие из нее особенности использования природных ресурсов и распоряжения ими. Кроме того, в части первой комментируемой статьи Конституция РФ говорит о народах, проживающих на определенной территории, а не о населении определенной территории. Поскольку в России крайне мало однонациональных территорий, то такая формулировка конституционной нормы не может быть признана удачной для того, чтобы истолковать смысл данной нормы.

Заметим, что по сравнению с предшествующим законодательством норма части первой комментируемой статьи Конституции РФ несколько изменилась, при этом принципиально изменился ее смысл. Согласно положениям п. 3 ст. III Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации*(33), земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. В силу этого некоторые республики длительное время сохраняли в своих конституциях нормы о праве собственности на природные ресурсы, несмотря на то, что подобные положения не нашли отражения в действующей Конституции РФ 1993 г.

Для разрешения ситуации потребовалось вмешательство Конституционного Суда РФ, который высказал следующую позицию.

Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы*(34).

Комментарий к норме части первой ст. 9 Конституционный Суд России дал также в Постановлении от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации*(35), где указал, что лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Читать еще:  Как действовать при кредитной задолженности, если долги увеличиваются?

Развивая правовую позицию Конституционного Суда РФ, следовало бы признать, что в отношении природных ресурсов как публичного достояния субъектом права собственности должен выступать весь народ, а не конкретное местное сообщество, на чьей территории расположены природные ресурсы. Провозглашение природных ресурсов основой жизни и деятельности народов (населения) предполагает повышенную роль государства, поскольку именно государство выражает интересы населения в целом. Иными словами, природные ресурсы в таком толковании должны находиться исключительно в государственной собственности. Заметим, однако, что формулировка конституционной нормы предполагает, что земля и другие природные ресурсы «используются и охраняются», что не означает исключительной государственной собственности на них. Этот вывод подтверждается и частью второй комментируемой статьи 9 КРФ. Следует отметить, что использование и охрана природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов обязательно предполагает наличие определенных ограничений прав собственника, направленных на наиболее рациональное использование потребляемых ресурсов с соблюдением интересов всего общества, что может выражаться, например, в повышенных налогах на использование природных ресурсов, возложении на собственника обязанностей по охране природных ресурсов и их сохранении и восстановлении, если это возможно. Однако исключительная государственная собственность на природные ресурсы непосредственно из норм Конституции РФ не вытекает.

Таким образом, норма части первой комментируемой статьи должна трактоваться как обязанность органов власти Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, физических и юридических лиц по рациональному и эффективному использованию земли и других природных ресурсов, их охране от нерационального использования, порчи, заражения, восстановлению и улучшению возобновляемых природных ресурсов и экономному расходованию невозобновляемых. Все это должно осуществляться в интересах каждого землевладельца и природопользователя, а также многонационального народа России и каждого из входящих в его состав народов, с учетом обеспечения прав будущих поколений. При этом в определенных законом случаях необходимы некоторые ограничения прав и свобод собственников и иных лиц по использованию земли и других природных ресурсов требованиями их эффективного и рационального использования, охраны, всеобщими (социальными, экономическими, экологическими, градостроительными, технологическими и др.) интересами, правами других лиц, потребностями защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья населения *(36).

Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля над указанной деятельностью.

2. Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Фактически ч. 2 комментируемой статьи является специальной нормой по отношению к ч. 2 ст. 8 Конституции РФ.

Вопрос о собственности на природные ресурсы довольно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не могут выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.

Норма части второй комментируемой статьи сформулирована таким образом, что, с одной стороны, в ней провозглашена возможность нахождения природных ресурсов в любой форме собственности, а с другой — формулировка «могут находиться», как отметил Конституционный Суд РФ, означает, что, допуская возможность нахождения природных ресурсов в различных формах собственности, Конституция Российской Федерации не обязывает к тому, чтобы все природные ресурсы находились в этих различных формах собственности*(37).

Согласно положениям действующего законодательства России большинство природных ресурсов находится в государственной собственности.

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 18 июля 2008 г.) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности*(38).

Согласно Водному кодексу РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу*(39). Такие водные объекты принадлежат собственнику земельного участка. Все иные водные объекты не являются объектами гражданских прав.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ предусматривает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом*(40).

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире»*(41) исходит из того, что животный мир (совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью (Российской Федерации или ее субъектов).

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Таким образом, из действующего законодательства следует, что природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и ее субъектов.

Эта позиция законодателя наиболее полно соответствует части первой комментируемой статьи в предложенной Конституционным Судом России трактовке. При этом в последние годы наблюдается тенденция к передаче данных объектов в исключительную федеральную собственность.

Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю*(42). Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.

Новое в блогах

КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ НЕДРА РОССИИ

Раньше основной закон (конституция) о недрах воде и лесах трактовался ясно и четко было сказано, что это все принадлежит народу гражданам России или СССР

КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

Статья 11. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

А вот так выглядит это с 1993 года когда была принята конституция России
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 3 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 9 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Из чего можно с натяжкой сказать что недра и природные ресурсы принадлежат гражданам и что подтверждается уже еще дополнительными законами, причем название недра мало кому из обывателей чего скажут и вносить изменения в закон о недрах можно быстро и легко нежели менять конституцию

Закон РФ “О недрах” от 21.02.1992 N 2395-1

Статья 1.1. Правовое регулирование отношений недропользования Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

Статья 1.2. Собственность на недра

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” (20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ)

Глава 2. Права на водные биоресурсы

Статья 10. Право собственности на водные биоресурсы
Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. 2. Водные биоресурсы, обитающие в обособленных водных объектах, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.

Читать еще:  Могут ли сократить с работы, если жена беременна?

Ощутили разницу, что было и что стало с нашей конституцией и с нами гражданами России за последние 20 лет когда 85 процентов населения скатываются в нищету а 5 процентов а точнее 110 человек продолжают жиреть и грабить страну оставляя нас безправными и безголосыми оставшиеся 10 при этих пяти но у них много шансов попасть в большинство.

Важно, если будут вносить поправки в конституцию то это все заметят а если поправки в закон о недрах то увидят только заинтересованные а значит завтра мы легко можем лишится и того что сейчас есть по закону.

Изменения в Конституцию: национальная идея и недра – главное

Конституцию России править надо, да не так и не по избирательному перечню вопросов

Рад свершениям в стране, изменениям в высших структурах власти. Почти все мои статьи последнего времени были посвящены только этому – необходимости смены парадигмы власти, разрушительного для промышленности, науки и образования экономического курса. Каков будет состав будущего правительства? Надеюсь, что не либеральным. В Послании Президента 15 января 2020 года услышал то, о чем писал долгое время. Не всё, конечно, что на сегодня необходимо, но многое. Рад, что и к изменениям в Конституции, наконец, приступили. Обо всём вышесказанном и была моя последняя статья «Либеральное правительство правит, обнищание народа растет».

Расстраивает, что изменения в Конституцию коснутся в основном вопросов перераспределения полномочий между органами федеральной власти, гарантий пенсионерам, некоторых иных нужных, но не самых важных проблем. Изменения в основной закон, закрепляющие приоритет национального права над международным и запрет на двойное гражданство для чиновников и депутатов, – это серьезнее и весомее, но тоже не самое главное. Почему пошли путем ограниченного перечня вопросов для изменений? Нужен системный подход. Да и состав рабочей группы, которая будет работать над поправками, не внушает доверия. Возглавляют группу либералы – Хабриева и Крашенинников.

А о чем бы в первую очередь нужно думать? Об отражении в основном законе государства значения русского народа и русской культуры.

Менять нужно 13-ю статью Конституции, которой закрепляется отсутствие у государства национальной идеи, цели созидательной деятельности. Во втором пункте статьи 13 сказано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

По существу, практика работы либералов на протяжении трёх десятилетий происходит без национальной программы и привела к колониальной зависимости экономики, отсутствию нравственности и необходимой духовности практически во всех сферах деятельности.

Национальные идеи двигали народами и государствами, делали великие открытия и героев, позволяли выигрывать войны и созидали города. Национальная идея определяет цель, содержание жизни этноса, народа, государства, определяет их особенность, предназначение. Она базируется на истории народа, на его победах. Национальная идея часто определяется политическими лидерами.

Князь Владимир национальной идеей выбрал православие и крестил Русь. После падения Византии и освобождения от монголов возникла идея – Россия третий Рим. Пётр I, начав европеизацию страны, установил сделать её лидером Европы

На протяжении истории нас сопровождала идея роли России как спасителя мира, объединения народов Земли, сделать их счастливыми. В СССР глобальная цель представлялась – построение справедливого созидательного общества в стране и во всём мире.

Ныне в течение уже трёх десятилетий в стране разброд. Отсутствует созидательная цель, идея. России крайне необходима национальная идея. Без неё хаос в умах и отсутствие созидания. Ускорение экономических темпов развития и повышение социальных гарантий граждан, решение демографической проблемы, о чем говорил В.В. Путин в Послании 15 января, без духовной основы, четких идеологических ориентиров, замены либеральных кадров на государственников – будет успешно провалена.

Из современных работ я бы обратил внимание на соответствующие главы книги «Страна незаходящего солнца» Е.А. Бажанова и разработку А.В. Сошенко «Русский Манифест». Вот бы в каком направлении нужно в первую очередь задуматься государству!

А после проблемы 13 статьи, следующая по актуальности – 9 статья Конституции – о недрах. Первый пункт декларативный, а пункт второй этой статьи гласит: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

А где же главное? Что земля и все недра, природные богатства, полезные ископаемые и т.д. – принадлежат народу ?! И правильно ли, что «земля» (понятие, кстати, многогранное, не ограничивающееся землями сельхозназначения) может быть в частной собственности?

Вот почему мы и наблюдаем развал промышленности, продажу наших богатств и государственных концернов иностранным компания за последние 30 лет, что является смертельной угрозой национальной безопасности и суверенитету страны.

Нефтяные и газовые компании, обеспечивающие бюджет, постигла та же участь, что только усиливает угрозу нашей стране. У нас даже развалено производство кораблей гражданского назначения и необходимого оборудования для добычи на шельфе.

Мне представляется, наша ситуация похожа на состояние СССР в начале двадцатых годов прошлого века. Мы сегодня находимся почти в том же состоянии, что и в те годы СССР. Враги внутренние и внешние, необходимость производства машин и механизмов. И.В. Сталин ускоренно провёл индустриализацию, не было другого выхода: после окончания Гражданской войны практически все заводы России были разрушены. В результате правильно поставленных задач, усилий и проявленной воли страна перестала закупать западную технику, запустив собственное машиностроительное производство.

Я полагаю, что руководству страны следует, наконец, отказаться от советов разрушителей, типа А. Чубайса и воспользоваться богатым отечественным опытом. А фундаментом, обеспечением реализации национальной идеи являются богатейшие природные ресурсы, которые, наконец, должны начать служить интересам народа, а не Запада. У нас большие запасы нефти, природного газа, древесины и ценных минералов их стоимость превосходит цену ресурсов других стран.

Вспомним наше достояние, передачу и использование которого следующим поколениям граждан России нужно законодательно обеспечить. И посмотрим, как оно используется сегодня.

Важнейшие в мире водные ресурсы , запасы которых огромны. Озеро Байкал – самое глубокое озеро мира. Запасы воды в нём составляют около 23 000 м³, это 20% пресной воды мира и 90% запасов пресной воды России. Ладожское и Онежское озеро – самые большие озёра в Европе, объемом 838 000 м³ и 285 000 м³ каждое. Гидрологические потенциалы для полива земель и промышленности определяются протяжёнными реками и большим количеством озёр, превосходящими европейские.

Последние десятилетия бесконтрольной работы предприятий привели к снижению качества воды для использования населения. Федеральный закон № 416Ф от 07.12.2011 об обеспечении качества воды не выполняется. Плохое качество питьевой воды в России признали власти. Так, по данным Роспотребнадзора (Г.Онищенко), в 2007 году около 17,5 % проб из водопроводной сети не соответствовали требованиям по санитарно-химическим показателям. В течение десятилетий не принимались меры для защиты качества воды, в результате чего около 11 миллионов жителей России используют вредную для здоровья воду, непригодную для питья. 50 миллионов человек ежедневно используют воду плохого качества, особенно, из-за состояния водопроводных сетей. Это же всё относится и к вопросу здоровья нации, демографии!

Что творится с нашим богатством – земельными угодьями ?

Земельный кодекс, принятый Государственной Думой 28 сентября 2001 года и одобренный Советом Федерации 10 октября 2001 года, верно устанавливает значение земли:

«Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека… по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации…»

Согласно действующему законодательству РФ, земли, которые находятся в пределах страны, составляют земельный фонд. Площадь территории России составляет 17,1 млн км² или 1709,8 миллионов гектаров. Из них 4000 млн. – сельскохозяйственные земли, 11070 млн. – лесные массивы. Как же распоряжаются доставшимся богатством наши либералы?

Качество российских земель, используемых в сельском хозяйстве постоянно снижается. За последние двадцать пять лет, площадь пахотных земель в России сократилась, на 33 млн гектар. В основном эти потери вызваны непрофессиональной безответственной работой владельцев и чиновников. По оценкам, около 74 млн гектар сельскохозяйственных заражены промышленными токсичными веществами, бесконтрольным захоронением промышленных и химических отходов. С 1990 года по 2015 год посевные площади сократились с 1177 тысяч квадратных километров до 793 тысячи (Сборник «Сельское хозяйство СССР». 1988 г. ISBN 5-279-00165-1, «Регионы России. Социально экономические показатели.» 2016 г., стр. 726-1326 — ISBN 978-5-89476-428-3).

Россия занимает лидирующее положение по лесным богатствам . Леса занимают площади почти 12 млн. квадратных километров. Они – лёгкие планеты. Коренные народы бережно использовали лес, СССР был признанным лидером в области охраны лесов. За последние десятилетия ежегодно леса Сибири уменьшаются на 16 млн. гектар леса из-за бесконтрольной вырубки и пожаров. Леса России производят огромное количество кислорода, поэтому большая неконтролируемая вырубка приводит к ухудшению качества воздуха на всей Земле.

Мы богаты природными ресурсами. Большинство металлов находятся на Урале и в Сибири. 1/6 часть залежей железной руды мира сосредоточена в Курской магнитной аномалии. На Урале и Кольском полуострове находятся крупнейшие месторождения меди. 8% мировых потребностей в уране удовлетворяется за счет России, которая содержит около 10% запасов этого минерала на Земле. Россия обладает огромными запасами платины и является ведущим производителем палладия. Россия считается ведущим производителем искусственных и природных алмазов. 20% мирового производства алмазов промышленного класса и 25% мирового производства драгоценных камней сосредоточены в России. Только Сибирь, содержит почти 20% мировых запасов золота и серебра. Также есть крупные месторождения в Бурятии вокруг озера Байкал («Геология и полезные ископаемые России», главный редактор В. Орлов, СПб, 2000 год). О нефти и газе уж не говорю!

Читать еще:  Паспортный стол строитель яковлевский район график работы телефон

Все эти наши огромные природные ресурсы (нефть, газ, медь, плавиковый шпат, железную руду, алмаз, известь, природный газ, соединения магния и металлов, кобальт, алюминий, асбест, мышьяк, кадмий, уголь, цемент, бор, бокситы, ванадий, олово, вольфрам, сера, кремний, рений, сталь, чугун, никель, палладий…), продаются западным концернам.

Картины на наших границах впечатляют – эшелонами вывозятся ресурсы земли нашей. Образно говоря, проиграв «холодную войну», мы платим дань, репарации. Сырье занимает большую часть в общем объеме экспорта России, в то же время доля продукции обрабатывающей промышленности снижается. В 1999 г. экспорт продукции обрабатывающей промышленности составлял 10,9 %, а в 2011 г. – 5,9 %. Кроме того, более половины экспортной продукции обрабатывающей промышленности составляет низкотехнологичная продукция, и только 1,8% – это высокотехнологичные товары. Доля России в мировом экспорте высокотехнологичных товаров не превышает 0,3 процента. Российский высокотехнологичная экспортная продукция представлена, главным образом, атомной, оборонной, авиакосмической отраслями… рынки сбыта данной продукцией ограничены». ( Журнал «Инновационная Наука» №2, 2016 год ISSN 2410-6070)

Эта торговля Родиной продолжается у нас уже почти 30 лет. Законодательной основой этому беззаконию, беспорядку является 1 глава Конституции. А в нее вносить изменения, насколько я понимаю, пока не собираются.

И сколько еще эшелонов наших богатств вывезут? И сколько еще граждан России не появится на свет? А вы говорите… демография…

Вопрос к читателю: Зачем нам нужны сомнительные нормы Конституции, 9 и 13 статьи, некоторые иные? Вот что нужно бы в первую очередь менять!

Либералы, продав в конце концов всё, уедут в свои любимые западные страны, а оставшийся народ трудом тяжким вынужден будет восстанавливать разрушенное. Родина либералов – в английских парках и на Елисейских полях.

Уважаемый читатель, Вам понятно, что нынешние (надеюсь, бывшие уже) правители не смогли или не захотели сформулировать созидательную национальную идею России, достойную её великой истории и будущего.

Уверен, найдутся русские умы, которые справятся с этой задачей.

Юрий Николаевич Живлюк , академик РАЕН, профессор, доктор физико-математических наук

Лукавые противоречия о владении природными ресурсами в Конституции РФ

В числе многих пороков нынешней Конституции РФ, изначально принятой нелегитимно в результате госпереворота 1993 года и даже с цинично фальсифицированной процедурой подсчета голосов на референдуме (об этих пороках см.: https://rusidea.org/25121208), сейчас отметим только один ее аспект, от которого зависит материальное благополучие нашего народа, его понимание элементарной законности и социальной справедливости ‒ а это, впрочем, уже проблемы не только материальные, но и нравственные, духовные (курсив везде наш).

Статья 9 п.1 Конституции утверждает: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». ‒ Это можно истолковать так, что, например, месторождения нефти, газа, металлов на территории какого-то “автономного национального округа” должны использоваться как “основа жизни” только проживающей там народности. Весьма сомнительное положение конституции, ибо создает почву для сепаратизма.

Правда, этой помпезной декларации противоречит уточняющий п. 2 той же статьи 9: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». То есть государство вправе быть собственником недр и игнорировать интересы национальных меньшинств, «проживающих на соответствующей территории», чем тоже вызывать их недовольство.

Вдобавок, касательно “частной собственности”, статья 36, п. 2 Конституции уже явно противоречит и интересам государства: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». ‒ Это можно трактовать так, что если природные ресурсы находятся в частной собственности, то их владелец вправе “свободно” использовать их в личных целях обогащения, становясь миллиардером. Нарушает это «законные интересы» всех остальных граждан и самого государства или нет? Государство РФ считает, что не нарушает, ибо это в РФ является нормой.

Хотя нарушение тут очевидно не только в факте эгоистичного частного владения природными богатствами страны, но и в способе их приобретения. Президент Путин признал в недавнем интервью американскому режиссеру, что в 1990-е годы «люди в одночасье становились миллиардерами». То есть эти новые миллиардеры по инициативе самой же государственной власти беззаконно присваивали богоданные недра страны и не заработанную ими государственную собственность, созданную трудом всего народа. Так была сформирована компрадорская олигархия и в результате приватизации государство потеряло контроль над многими стратегическими отраслями, развалив их и раскромсав страну. По всем существующим человеческим законам это было грандиозное государственное преступление, которое нынешняя Конституция фактически узаконивает введением частной собственности на природные ресурсы без упоминания масштабов этого явления, и лишь обставляя его стыдливой и лукавой оговоркой о «соблюдении законных (предполагается, более скромных) интересов иных лиц» (не желающих стать миллиардерами, а желающих быть ограбленными). Результаты этого преступления и сегодня выражаются в том, что число миллиардеров и количество вывозимых ими из РФ капиталов растет, а уровень жизни народа и рождаемость падают ‒ и это в богатейшей по природным ресурсам стране мiра! Однако президент не хочет восстановить попранную законность и заявляет, что возвращение государству куриц, несущих золотые яйца, «может привести к негативным результатам», а вместо этого повышает пенсионный возраст.

Например, “Объединённая компания РУСАЛ”, крупнейший в стране производитель алюминия, и ГМК “Норильский никель”, крупнейший в мiре производитель никеля и палладия, а также платины и меди, работают на карманы частных владельцев (см.: Е.В. Семёнова. Суверенитет оптом и в розницу: кому принадлежит национальное достояние?), половина из которых ‒ иностранцы (В.Ю. Катасонов. Инвестиционная оккупация России: «Половина экономики страны принадлежит иностранному капиталу). Даже в газо- и нефтедобыче доля государства РФ составляет 50 %, остальное ‒ частные собственники, причем и государственные доходы лишь частично пополняют госбюджет (доходами “Газпрома” и “Роснефти”, этих двух “золотых куриц”, управляет созданная специальная структура “Роснефтегаз”, которая делиться с госбюджетом не всегда желает: https://www.youtube.com/watch?v=2xaCXcEVjm0), кроме того львиная доля оседает в карманах топменеджеров (журнал Форбс оценил зарплату Игоря Сечина, главы “Роснефти”, в 6 млн. 85 тысяч рублей в день, Алексея Миллера, главы “Газпрома” ‒ в 3 млн. 42 тысячи в день). Причем в СМИ все успехи компаний, эксплуатирующих природные ресурсы, выдаются за успехи государства, и народ прямо вводится в заблуждение такими рекламными роликами, как “Газпром – Национальное достояние!”, “Мечты сбываются!”, “Сила Сибири”.

Всем этим явно игнорируется “Комментарий к Ст. 9 Конституции Российской Федерации”, содержащий ссылки на решения Конституционного суда РФ (курсив наш):

«Часть первая комментируемой статьи призвана подчеркнуть значение природных ресурсов как достояния всего общества. К природным ресурсам традиционно относят землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир. Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Все они являются ограниченными ресурсами (их количество конечно), и большинство из них потребляемы, а следовательно, невозобновляемы. Следовательно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред ни самим природным ресурсам, ни территории, на которой они расположены.

Следует отметить, что использование и охрана природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов обязательно предполагает наличие определенных ограничений прав собственника, направленных на наиболее рациональное использование потребляемых ресурсов с соблюдением интересов всего общества, что может выражаться, например, в повышенных налогах на использование природных ресурсов, возложении на собственника обязанностей по охране природных ресурсов и их сохранении и восстановлении, если это возможно. При этом в определенных законом случаях необходимы некоторые ограничения прав и свобод собственников и иных лиц по использованию земли и других природных ресурсов требованиями их эффективного и рационального использования, охраны, всеобщими (социальными, экономическими, экологическими, градостроительными, технологическими и др.) интересами, правами других лиц, потребностями защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья населения». (Источник: http://konstrf.ru/9)

Что-то незаметно, чтобы российские олигархи-миллиардеры облагались какими-то ограничениями и повышенными налогами. Наоборот: их потери от западных санкций Путин распорядился компенсировать из госбюджета. Не говоря уже о том, что эксплуатация природных ресурсов частными владельцами-миллиардерами ведется хищнически на износ, нанося «непоправимый вред самим природным ресурсам и территории», без учета «интересов будущих поколений».

Разумеется, было бы наивно с нашей стороны ожидать от президента, его олигархата и от нынешней конституционной комиссии исправления этих противоречий и всего конституционного беззакония, которое является первопричиной и бедности народа, и коррупции как нормы и безнаказанности властей. Какая там вообще “конституция”, когда страной управляет президент даже не по-царски (тогда была строгая законность), а “по понятиям”. Сурков в своем откровении “Долгое государство Путина” утверждает, что в России создано государство нового типа, какого у нас еще не было: “государство Путина”, которое будет существовать до конца столетия. «Перенятые у Запада многоуровневые политические учреждения у нас иногда считаются отчасти ритуальными, заведенными больше для того, чтобы было, «как у всех», чтобы отличия нашей политической культуры не так сильно бросались соседям в глаза, не раздражали и не пугали их. Они как выходная одежда, в которой идут к чужим, а у себя мы по-домашнему, каждый про себя знает, в чем. По существу же общество доверяет только первому лицу». То есть первое лицо не так уж нуждается в законах, парламентах и конституциях.

Однако напомнить об этом необходимо в надежде, что данное заявление может кому-то пригодиться хотя бы в будущем, если это будущее нам суждено долготерпеливым Господом. Пока что нынешняя олигархически-компрадорская система эффективно работает на то, чтобы этого будущего у нашего народа и самой России не было.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector