Крупная сделка по 44 фз с естественным монополистом
Expertrating.ru

Юридический портал

Крупная сделка по 44 фз с естественным монополистом

Крупная сделка по 44-ФЗ и отсутствие одобрения

    On 08.10.2017 0 Комментарии 44-ФЗ, Конкурс, Статьи, ФАС

В соответствии с требованием статьи 51 закона № 44-ФЗ (часть 2, пункт 1, подпункт «е»), заявка на участие в конкурсе в определенных случаях должна содержать решение об одобрении крупной сделки. Этот документ необходимо приложить, когда наличие такого решения требует законодательство или учредительные документы участника. При этом оценивается как стоимость самой сделки, то есть поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ, так и сумма обеспечения заявки либо контракта.

При отсутствии решения об одобрении крупной сделки в том случае, если оно должно быть представлено, заказчик может отклонить заявку участника. В каких случаях поставщики и подрядчики должны представлять такое решение? Что необходимо проверить заказчику, чтобы безосновательно не отклонить заявку? Рассмотрим эти вопросы более детально.

Какая сделка является крупной

Условия признания сделки крупной устанавливаются законодательством и различаются в зависимости от типа юридического лица. Стоит отметить, что к разряду крупных сделок вне зависимости от типа организации может быть отнесена не только одна операция, но и несколько взаимосвязанных.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Для бюджетного учреждения (БУ) крупной считается сделка, цена которой превышает 10% балансовой стоимости активов на последнюю отчетную дату. Осуществлять такую сделку можно только с разрешения органа, имеющего полномочия и функции учредителя БУ. Такое требование устанавливает пункт 13 статьи 9.2 закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

А вот для унитарных предприятий крупная сделка — это сделка стоимостью от 5 млн. рублей. Это правило установлено частью 1 статьи 23 закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Одобрить крупную сделку на основании части 3 указанной статьи должен собственник имущества ГУП или МУП.

Для акционерных обществ (АО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО) крупная сделка составляет 25% и более от стоимости имущества ООО либо активов АО. Стоимость имущества (активов) определяется по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Законодательным актом, устанавливающим условия признания сделки крупной, для акционерных обществ является закон № 208-ФЗ, а для обществ с ограниченной ответственностью — закон № 14-ФЗ. Отметим, что уставы АО и ООО могут предусматривать иные размеры и условия признания сделки крупной.

В отношении акционерных обществ и ООО законодательство делает оговорку — крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности обществ. Из-за этого вопрос признания сделки крупной для них не всегда имеет однозначный ответ.

Одобрение крупной сделки

Одобрение крупной сделки акционерного общества в соответствии со статьей 79 закона № 208-ФЗ, принимается советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров.

Решение в отношении крупных сделок ООО должно быть принято общим собранием участников (статья 46 закона № 14-ФЗ). При этом общество, состоящее из одного участника, который является единоличным исполнительным органом, на основании пункта 1 части 9 указанной статьи, не обязано представлять решение об одобрении крупной сделки.

Позиция чиновников и судов

Минэкономразвития и ФАС считают, что отклонять заявку на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки неправомерно.

Если в документах нет такого решения, значит, для участника сделка не является крупной. Одновременно Закон № 44-ФЗ не требует от поставщиков и подрядчиков документально доказывать тот факт, что сделка для них не относится к разряду крупных. Указанная позиция поддерживается и большинством арбитражных судов.

Однако в отношении некоммерческих организаций или унитарных предприятий судебная практика говорит о том, что отклонение заявки на указанном основании зачастую правомерно. В данном случае законом четко оговорены критерии сделки, которая признается для указанных организаций крупной. И если, собираясь участвовать в таковой, ГУП, МУП или бюджетное учреждение не прикладывает ее одобрение, то это является нарушением законодательства.

Как быть заказчику и участнику?

Прежде чем отклонить заявку участника на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки, конкурсной комиссии необходимо проверить следующее:

  • действительно ли такое требование установлено законодательством для данного типа организации;
  • действительно ли сумма сделки является для участника крупной.

Если из учредительных документов АО или ООО невозможно явно установить, относится или нет сделка к их обычной хозяйственной деятельности, то на основании отсутствия решения о ее одобрении отклонять заявку не рекомендуется. В этом случае участник с большой долей вероятности может отменить решение конкурсной комиссии через ФАС или суд.

Чтобы избежать подобных ситуаций, участникам можно посоветовать только одно – прилагать указанное решение к документации. Это быстрее и эффективнее, нежели столкнуться с отклонением заявки и оспаривать решение конкурсной комиссии. Относя сделку к разряду крупных, унитарным и бюджетным организациям следует ориентироваться на ее размер, а коммерческим – принимать во внимание также тот факт, является ли операция обычной для их хозяйственной деятельности или нет.

Закупка у субъектов естественных монополий по 44-ФЗ

В отдельных ситуациях государственным заказчикам разрешено проводить закупки товаров или услуг у естественных монополий. Этот термин экономической теории достаточно емкий. Специалистам, производящим закупки в рамках 44-ФЗ, необходимо понимать, что такое монополии и по какой схеме проводить у них закупки, ведь это может существенно снизить трудозатраты и оптимизировать расход средств организации.

Что представляют собой монополии

Термином монополия обозначают хозяйственные объединения, которые являются собственностью отдельных физических лиц. При этом, они осуществляют единоличный контроль над отдельными отраслями рынка и имеют возможность устанавливать на нем цены. Основной целью монополий должно стать экономическое развитие страны.

Для монополий характерны следующие признаки:

  1. Покупатель может приобрести товар исключительно у компании-монополиста. Других продавцов на рынке нет.
  2. Таким фирмам нет необходимости тратить средства на рекламу.
  3. Монополист имеет возможность на свое усмотрение выставлять цены на рынке и в дальнейшем их корректировать.
  4. При попытке других компаний вторгнуться на рынок монополиста, они сталкиваются с искусственно создаваемыми барьерами: экономическими или юридическими.

Если монополистом становится одна компания, то такую монополию называют частной. Иногда несколько организаций сливаются в одну для формирования монополии и вытеснения конкурентов с рынка.

Специалисты выделяют несколько основных разновидностей монополий:

  1. Закрытые. Они полностью изолированы от конкурентов. Для этого применяются юридические барьеры, защита патентами или институтами авторских прав и так далее.
  2. Естественные. В этом случае долгосрочные издержки становятся минимальными только после того, как фирма становится единственным участником рынка.
  3. Открытые. В эту группу входят монополии, при которых на определенное время единственная компания становится эксклюзивным продавцом определенных товаров.
  4. Чистые. Ситуации, при которых на рынке существует только один продавец товара. Причем остальные организации не могут предложить даже близлежащих аналогов.
Читать еще:  Условия получения амнистии

Чистые монополии признаются на сегодня самым редким явлением, ведь современный рынок базируется на принципах конкуренции. Государственные контракты разрешено заключать с субъектами естественных монополий.

Какие компании относят к естественным монополиям

Причины формирования естественных монополий могут быть различными. Одной из них стал механизм трансформации старых предприятий СССР. Они были ориентированы на плановую экономику и занимали лидирующие позиции в секторе. На их основе образовывались новые компании. Владельцем большей части акций осталось государство, но к развитию привлекались и частные инвестиции. В результате такие фирмы стали монополистами в своей отрасли.

Другой причиной появления монополий стала необходимость огромных вложений для открытия крупного предприятия. Владелец такой компании заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и занять весь рынок. Для этого ему приходится выискивать ресурсы, которые станут уникальными, например, возводить платную магистраль.

К субъектам естественных монополий относят компании из следующих отраслей:

  1. Атомная промышленность.
  2. Добыча сырья.
  3. Железнодорожные перевозки.
  4. Авиастроение.
  5. Подача электрической энергии.

В российских реалиях монополистами часто становятся лидирующие акционерные общества. Примерами таких компаний становятся: Газпром, РЖД, Почта России, Росатом и другие.

Заключение контрактов с естественными монополиями

Приобретение товаров и услуг у субъектов естественных монополий является частным случаем закупки у единственного поставщика. На них распространяется действие статьи 93 44-ФЗ. При этом закупки у монополий имеют несколько ключевых особенностей:

  1. Для них не нужно составлять отчет, в котором приводится обоснование выбора поставщика.
  2. Нет необходимости предусматривать оплату обеспечения исполнения контракта.
  3. Не потребуется привлекать экспертные организации при приемке поставленных товаров или услуг.
  4. В контракт не нужно будет вписывать расчеты и обоснования выбранной цены.
  5. Отсутствует необходимость уведомлять о закупке контролирующие органы.

Чтобы заказчик мог легко отыскать контрагента, ведется специальный Реестр субъектов естественных монополий. Однако отсутствие информации в этом реестре не говорит о том, что монополиста в конкретном регионе не существует. Качество ведения этого списка на данный момент нельзя признать удовлетворительным.

Контракты с естественными монополиями нужно размещать в ЕИС. Исключения составляют случаи, подпадающие под действие пунктов 4, 5, 23, 42, 44 – 46, а также 52 статьи 93 44-ФЗ.

Заключение контракта с естественными монополиями часто становится единственным способом для заказчика получить необходимые ему товары и услуги. Эта процедура мало чем отличается от приобретения продукции у единственного поставщика. Главное, соблюсти все нормы и сроки. Тогда у контролирующих органов не возникнет лишних вопросов, и закупка будет признана законной.

Крупная сделка по федеральному законодательству и основные требования к разрешению на ее осуществление

Действующее законодательство в сфере закупок идет по пути постоянного сокращения возможных рисков для государственных и муниципальных заказчиков в случаях, если речь идет о совершении сделок крупного масштаба.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Одним из направлений, которое реализуется на территории всей Российской Федерации с целью защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков, следует считать введение обязательного требования о необходимости предоставления потенциальным исполнителем документов, подтверждающих возможности проведения крупных сделок. Такие документы относятся к группе документов, одобряющих крупную сделку.

Нормативная основа

С нормативной точки зрения, регулирование необходимости одобрения крупных сделок происходит с помощью нескольких крупных нормативных актов, а именно:

  • Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В рамках указанного закона нет конкретной статьи, которая бы регламентировала требование об обязательном предоставлении решения о крупной сделке и использование данного документа. Однако нормы о том, что данный документ должен быть подготовлен и использован, встречаются в большом количестве статей, связанных с участием в электронных торговых процедурах;
  • федеральное законодательство об унитарных предприятиях, акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Данные Федеральные законы говорят о необходимости проведения обсуждения в руководстве юридического лица возможности крупной сделки, а также о том, какая сделка может быть признана крупной (в том числе в процентном соотношении к размеру уставного капитала или балансовой стоимости организации);
  • постановления Правительства Российской Федерации, принятые во исполнение указанных нормативных актов, в том числе с целью формирования порядка определения тех сделок, которые организации могут рассматривать в качестве крупных;
  • приказы Минэкономразвития, принятые во исполнение Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе», в том числе относительно формирования пакета документов, а именно самого решения о признании сделки крупной.

Какая сделка считается крупной

Под крупной сделкой следует понимать такую сделку, которая выходит за пределы традиционно осуществляемой хозяйственной деятельности конкретного юридического лица: чаще всего это деятельность о продаже акций или имущества юридического лица, если такая сделка может существенным образом изменить экономическое положение такого юридического лица.

В каждом из перечисленных случаев необходимо осуществлять обсуждение совершаемой или потенциальной крупной сделки в кругу руководителей или с тем государственным или муниципальным органом, который является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств для такого юридического лица.

Согласие на совершение крупной сделки

Согласие на совершение крупной сделки – это специальный документ, который оформляется по итогам рассмотрения возможности заключения такой сделки. Как правило, такое согласие, высказанное учредителями или участниками юридического лица (в зависимости от организационной формы такого лица), или решение на осуществление крупной сделки (одобрение сделки) оформляется в виде специального документа, отражающим предельную стоимость контракта, который может быть заключен в конкретном случае.

Единого образца одобрения о сделке нет, но есть требования к тексту, которые следует учесть. В рамках текста самого документа должна быть отражена информация:

  • о тех взаимосвязанных сделках или одной сделке, которые возможно осуществить организации;
  • выгодоприобретатель по такой сделке (то есть юридическое лицо, с которым будет происходить заключение контракта). Однако информация о нем не указывается в том случае, если на момент составления согласия на проведение крупной сделки получить информацию о том, кто это будет, невозможно;
  • цена сделки или общая сумма всех сделок, которые должны подпасть под одобрение;
  • предмет одной сделки или нескольких сделок, которые подпадают под одобрение;
  • другие наиболее важные сведения, например, способ определения потенциального исполнителя.

Так как оформление данного решения происходит на основании специального собрания, то легитимность принятого решения может быть доказана на основании составленного протокола такого собрания. Чтобы такой протокол имел юридическую силу, потребуется в нем отразить следующие сведения:

  • дата проведения собрания, а также место и время такового;
  • перечень лиц, которые участвовали в заседании;
  • результаты голосования, которое проводилось по одному, нескольким или всем вопросам повестки;
  • сведения о лицах, которые считали голоса;
  • данные об участниках собрания, которые голосовали против одобрения сделки или групп сделок с конкретным юридическим лицом или на конкретную сумму, а также выставили пожелание внести запись об основаниях своего отказа.
Читать еще:  Получение кадастрового паспорта на земельный участок

Решение о крупной сделке и его срок действия

Решение о крупной сделке обязательно обладает сроком действия.

В настоящее время таким сроком следует считать один год с момента его вынесения и фиксации такого факта в тексте специально составленного протокола собрания учредителей или участников юридического лица.

В некоторых случаях в тексте решения может быть обозначен иной срок, а не год. Это обусловлено тем, что одобрение крупной сделки возможно для того, чтобы совершить какой-то определенный этап функционирования юридического лица либо продлить срок действия такого решения в случае участия в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд на протяжении длительного периода.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Решение об одобрении крупной сделки: когда требуется и как его подготовить

Расскажем, что такое крупная сделка, когда Решение об ее одобрении нужно прикладывать в закупках по 44-ФЗ/ 223-ФЗ и как грамотно составить документ в 2019 году.

иллюстратор — Дарья Привалова

Что такое крупная сделка

Крупной считается сделка, связанная с приобретением или отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25 % и больше от балансовой стоимости активов предприятия. Стоимость активов определяют по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (см ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной отвественностью»).

К крупным не относятся сделки, которые совершают в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

В обычной деятельности Решение не требуется:

  • Если единственный участник ООО (или акционер АО) одновременно является ее единоличным исполнительным органом (ч.7 ст. 46 14-ФЗ и п.1 ч.3 ст. 78 208-ФЗ).
  • Для индивидуальных предпринимателей, так как физлицо не должно одобрять сделки самому себе.

В государственных закупках юрлицам всегда нужно предоставлять Решение, а от ИП такой документ не требуют. В коммерческих — на усмотрение заказчика. Очень редко коммерческие заказчики требуют этот документ не только от юрлиц, но и от ИП.

Закупки по 44-ФЗ

Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки.

Подготовка документа

До 2019 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.

В течение 2019 года все участники госзакупок должны пройти регистрацию в Единой информационной системе (далее — ЕИС). После регистрации в ЕИС документы передаются в личные кабинеты федеральных площадок автоматически без дополнительной проверки. Таким образом, если у вас в Решении есть ошибка, выяснится это не в момент регистрации в ЕИС, а когда вашу заявку отклонят по этому основанию. Поэтому к подготовке всех документов следует подходить максимально ответственно.

Что учесть при формировании Решения

Назовем шесть правил:

  1. Решение о согласии на совершение крупной сделки принимает общее собрание участников общества. Если общество состоит из единственного участника, он принимает Решение единолично.
  2. Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством. Есть два варианта оформления такого протокола: заверить его нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 статьи 181.2 Гражданского Кодекса РФ.

В Решении обязательно должна присутствовать формулировка: «В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждается путем подписания документа всеми участниками общества, присутствовавшими на собрании».

Из судебной практики: при рассмотрении дела было установлено, что в представленном участником решении не был указан срок, в течение которого можно совершать сделки. В этом случае решение действует один год. На момент проведения аукциона этот срок уже истек. Довод о том, что исполнение подобных контрактов является для общества обычной хозяйственной деятельностью, не сработал. Документ: Определение ВС РФ от 25.03.2019 № 310-ЭС19-1603.

Забавный случай: один из наших клиентов в решении указал «неограниченно рублей 00 копеек». Так делать не следует, в решении должна быть указана конкретная максимальная сумма одной сделки.

Закупки по 223-ФЗ

В большинстве закупок по 223-ФЗ есть условие, что участник должен предоставить или Решение об одобрении сделки, или информацию о том, что сделка не является крупной с обоснованием. Поэтому его также следует прикладывать к каждой заявке.

Очень редко, но все-таки встречается условие, что Решение должно быть оформлено на конкретную сделку, которую планируется заключить по итогам закупки. Всегда внимательно читайте документацию и, при необходимости, подкорректируйте Решение до подачи заявки.

Мы рекомендуем подготовить свой универсальный документ, который подойдет и для закупок по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ.

Для составления Решения можно использовать эти шаблоны:

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Цена контракта с субъектом естественной монополии

При заключении договора с субъектом естественной монополии у заказчиков нередко возникают сложности с определением цены контракта, если она зависит от объема фактического потребления в будущем. В первую очередь это касается договоров на предоставление услуг по водоснабжению, водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, отнесенных к сфере деятельности субъектов естественных монополий в силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях”.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт должен содержать указание на то, что его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения. Однако из-за колебания фактического объема потребляемых услуг условие о твердой цене в рассматриваемых случаях согласовать сложно.

Субъекты естественных монополий руководствуются п. 1 ст. 544 ГК РФ, в котором предусмотрена оплата фактически принятого абонентом количества энергии, определяемого по данным учета. Как правило, на момент заключения контракта установить фактическое потребление (а следовательно, и цену) невозможно.

В судебной практике существуют различные подходы к рассмотрению требований заказчиков включить в контракт условие о том, что цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Одни суды исходят из того, что такое требование основано на применении ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ и является правомерным. При этом они указывают, что включение в контракт условия о твердой цене не влияет на установленный порядок оплаты (исходя из показаний приборов учета) и не освобождает заказчика от обязанности оплатить фактически потребленный объем энергии (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 по делу N А05-6874/2014).

Встречается и другая позиция, согласно которой применение ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ к услугам по водоснабжению и водоотведению противоречит ст. 544 ГК РФ, которая имеет более высокую юридическую силу. Исходя из этого условие о твердой цене считается ограничивающим право исполнителя на получение стоимости фактически оказанных заказчику услуг (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.02.2015 N Ф04-14403/2014).

Проблема для заказчика также состоит в том, что он не может цену контракта с субъектом естественной монополии установить в виде ориентировочного значения либо формулы и максимального значения. Такое определение цены допустимо только в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19. Закупка у субъектов естественных монополий к ним не относится.

Минэкономразвития России рекомендовало заказчику при заключении контракта с субъектом естественных монополий указывать цену контракта, а также цену за единицу товара, работы, услуги (Письмо от 04.02.2015 N Д28и-150).

Таким образом, заказчику в целях выполнения требований Закона N 44-ФЗ и во избежание споров с поставщиками рекомендуется в условии о цене контракта указать цену за единицу приобретаемого ресурса и предполагаемый объем его потребления. Объем может быть определен исходя из показателей фактического использования за истекший период и планируемых изменений (например, расширение штата сотрудников повлечет увеличение объема потребления).

Пример формулировки условия:

“Цена контракта определяется исходя из объема подачи холодной (питьевой) воды, цены за единицу объема (тариф за 1 куб. м) и составляет _________________________ руб.

Общество обязуется подать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду в объеме __________________________ куб. м.

Тариф на холодную (питьевую) воду составляет _______________ руб./куб. м”.

В случае исчерпания (недобора) предусмотренного контрактом объема поставляемого товара (работы, услуги) такой объем может быть увеличен (уменьшен) по предложению заказчика, но не более чем на 10 процентов (пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Подробнее об изменении существенных условий контракта в соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ см. п. 1.8.1 настоящего материала.

Снижение цены государственного (муниципального)

Контракта при уменьшении объема оказываемых услуг

Если определение цены контракта зависит от согласованного в нем объема услуг, уменьшение объема оказанных услуг в связи с изменением потребности заказчика влечет соразмерное снижение цены контракта.

– Судебную практику, подтверждающую, что уменьшение объема оказанных услуг влечет соразмерное снижение цены государственного контракта, если цена определяется в отношении согласованного объема услуг, см. в Путеводителе по судебной практике.

Данная позиция была выработана ВАС РФ в отношении государственного контракта, заключенного в соответствии с Законом N 94-ФЗ (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2014 N 19371/13). Суд пришел к указанному выводу, руководствуясь положениями ст. 779, п. 1 ст. 781 ГК РФ, с учетом следующих обстоятельств: в контракте было согласовано условие об оплате заказчиком фактически оказанных услуг; исполнитель оказал услуги в меньшем, чем предусмотрено контрактом, объеме в связи с тем, что потребности заказчика изменились. Суд не рассматривал вопрос о соответствии ч. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ (о том, что цена является твердой и не может быть изменена в ходе исполнения контракта) положениям п. 1 ст. 781 ГК РФ об обязанности заказчика оплатить оказанные ему услуги. В данном споре не учитывалось наличие оснований для изменения цены контракта, которые предусматривались, в частности, ч. 4.1, 4.2, 6, 6.2 – 6.4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ.

В настоящее время в ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ также отражен общий подход в отношении твердой цены, которая определяется на весь срок исполнения контракта. Вследствие этого можно предположить, что вывод Президиума ВАС РФ может быть применен и при рассмотрении споров по контрактам, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Включение в цену государственного (муниципального)

Контракта дополнительных расходов

В ходе исполнения контракта у поставщика (подрядчика, исполнителя) могут возникать дополнительные расходы.

По общему правилу расходы по исполнению обязательства несет должник, т.е. в данной ситуации поставщик (подрядчик, исполнитель). Иное может быть предусмотрено законом, другими правовыми актами или договором либо вытекать из существа обязательства, обычаев, других обычно предъявляемых требований (ст. 309.2 ГК РФ).

Включение в цену государственного

(муниципального) контракта НДС

В контракте можно отразить то, что его цена включает налог на добавленную стоимость (НДС).

Пример формулировки условия:

“Цена поставляемого по настоящему контракту оборудования составляет ______________ (______________________) рублей ____ копеек, в том числе НДС”.

Даже при отсутствии такого условия цена контракта будет включать НДС в связи со следующим. Включение налога сверх цены возможно только в случае, если согласно контракту НДС не включен в цену. Данный вывод можно сделать исходя из разъяснений, приведенных в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 “О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость”. Как отметил ВАС РФ, предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из цены, если в договоре не указано, что цена не включает эту сумму, и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или его прочих условий.

Подробнее об уплате НДС см. Путеводитель по налогам. Практическое пособие по НДС.

На практике возникает вопрос, меняется ли цена контракта, если победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения (УСН). Судебную практику, а также подходы Минэкономразвития России, Минфина России по данному вопросу см. в Путеводителе по спорам в сфере закупок.

Условие государственного (муниципального)

Контракта об уменьшении суммы, уплачиваемой поставщику

(подрядчику, исполнителю) – физическому лицу,

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector