Кто в данной ситуации понесет ответственность?
Expertrating.ru

Юридический портал

Кто в данной ситуации понесет ответственность?

“Непростительная ошибка”. Почему Иран признался в атаке на украинский самолет и кто понесет ответственность. 5 главных вопросов

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Иран официально признал свою вину в трагедии “Боинга”, который летел в Киев 8 января.

На его борту находили 176 человек, 11 из которых – граждане Украины. Все люди погибли.

Генштаб иранской армии заявил, что из-за близости американских самолетов ПВО страны совершила ошибку и сбила украинский лайнер.

О том, что Тегеран скорее всего признается в этом, “Страна” сообщала еще вчера.

Разберемся, почему после трех дней отрицания Иран рассказал правду о трагедии.

1. Что заявили в Тегеране?

Версия иранской стороны изложена в сообщении ее Генштаба. Его опубликовали СМИ Ирана. Приводим текст полностью.

“После угроз со стороны президента и военных командующих преступных сил США и учитывая беспрецедентное увеличение воздушного движения в регионе, Вооруженные силы Исламской Республики были на высшем уровне готовности.

Через несколько часов после ракетных ударов количество военных самолетов американских террористических сил вокруг страны увеличились, и к нам поступали сообщения о возможных воздушных ударах по стратегическим объектам страны. Это вызвало повышенную бдительность в подразделениях ПВО.

В таких критических условиях рейс “Украинских авиалиний” вылетел из аэропорта Имама Хомейни и, находясь в режиме ротации, был в непосредственной близости от важного военного центра КСИР на небольшой высоте.

Предполагалось, что это вражеский самолет. В этих обстоятельствах самолет был случайно поражен из-за человеческой ошибки, которая, к сожалению, привела к мученической смерти дорогих соотечественников и гибели ряда иностранных граждан”.

Позже президент Ирана Хассан Рухани назвал прозошедшее “непростительной ошибкой” и пообещал выплатить компенсации семьям погибших. Но тоже сказал, что ситуацию спровоцировали США.

Позже на пресс-конференции командующий военно-космическими силами “Корпуса стражей исламской революции” Ирана Амир Али Хаджизаде полностью признал вину КСИР.

И заявил, что решение об авиаударе принял конкретный оператор системы ПВО, которому показалось, что украинский самолет – это крылатая ракета. По словам Хаджизаде, оператор не смог из-за технических проблем связаться с командованием и принял решение сам на свой страх и риск.

2. Как отреагировала Украина?

На этот раз Владимир Зеленский отреагировал очень оперативно. Украинский президент взял куда более жесткий тон, чем было накануне, и потребовал “полного признания вины”.

“Утро сегодня не было хорошим, но принесло правду. Еще до окончания работы международной комиссии Иран признал свою вину в сбивании украинского самолета. Но настаиваем на полном признании вины. Мы ожидаем от Ирана заверений в готовности к полному и открытому расследованию, привлечении виновных к ответственности, возвращении тел погибших, выплаты компенсаций, официальных извинений по дипломатическим каналам.

Надеемся, что расследование в дальнейшем будет происходить без искусственных задержек и препятствий. Наши 45 специалистов должны получить полный доступ и взаимодействие для установления справедливости”, – такое сообщение появилось в соцсетях Зеленского.

Вокруг реакции Зеленского уже начали ломаться копья. Сторонники бывшего президента Порошенко обвинили его в том, что он до последнего тянул с заявлением о вине Ирана и обозначил ее только после признания самого Тегерана. Вместо того, чтобы сделать солидарное заявление сразу после сообщений США, Канады и Британии о ракетной атаке.

В этом видят признак политической слабости президента.

“Хотел бы поблагодарить настоящего лидера, который сделал все, чтобы в кратчайшие сроки сообщить миру правду о катастрофе и защитить честь украинских граждан. Спасибо, Джастин Трюдо”, – иронизирует нардеп Алексей Гончаренко.

В тоже время, многие защищают позицию Зеленского.

“Отряд жестких критиков Зе даже приуныл после иранского признания. Ведь оно означает, что в случае с украинским самолетом Иран сделал то, что до него никто никогда не делал – честно признал катастрофическую ошибку.

Заслугу в этом я отдаю как раз украинским экспертам, которые смогли спокойно там поработать, изучить обломки и точно установить факт попадания ракеты.

Доказательства американцев, канадцев и прочих, были убедительными, но всё-таки косвенными. А тут – прямое и независимое.

То, что Зеленский не стал истерить и угрожать Ирану (к чему его активно подталкивал коллективный ФБ), позволило уже сейчас, на третий день, гарантировать выплату компенсаций родне погибших”, – пишет журналист Иван Яковина.

Кроме того, отказ Зеленского сразу вслед за США заявлять о вине Ирана и дождаться получения четких доказательств (или признания самого Тегерана), возможно, добавило ему очков в глазах антиамерикански настроенных украинцев. А таковых среди избирателей Зе немало.

3. Почему Иран сознался?

Историю с ракетой впервые официально озвучили США и их союзники – Британия, Канада и Австралия. Позже к ним присоединились Нидерланды.

Иран с первого дня отрицал свою вину и говорил о технической неисправности. В том числе, его представители отрицали вину и после заявления США. Хотя руководство страны, безусловно, к тому времени уже знало о реальных причинах трагедии.

Читать еще:  Жалобы и пожелания по работе столовой

Почему же после нескольких дней отрицания Иран признал свою ответственность?

“Страна” вчера уже писала, что если действительно был факт ракетной атаки, то это скрыть невозможно.

Дело в том, что осколки ракеты (так называемая шрапнель) неминуемо застревают в обшивке самолета, который она поражает. И как только иностранные (в том числе украинские) эксперты получили бы доступ к обломкам “Боинга” – все бы стало ясно.

Судя по всему, некоторое время в Иране колебались – давать ли доступ ко всем фрагментам самолета украинской комиссии или нет? И как раз вчера было принято решение – дать доступ. Как уже писала “Страна”, украинским экспертам вечером был дан доступ к нижней части кабины пилотов, куда и попала ракета. И там была четка видна шрапнель.

После это отпираться уже было бессмысленно и сегодня утром Иран сделал заявление.

Не исключено, что повлияло на это и то, что даже США не обвиняли Тегеран в терроризме и называли произошедшее ошибкой иранской ПВО.

Таким образом, иранцам давали понять, что, в случае признания вины, руководство страны не будет преследоваться через международный трибунал и дело может ограничиться лишь наказанием непосредственных ответственных за ракетный удар и компенсацией ущерба родственникам погибших и авиакомпании.

4. Что будет с компенсациями и кто ответит за трагедию?

Украина будет требовать от Ирана компенсаций семьям 11 погибших украинцев и наверняка – за сбитый самолет. Об этом уже заявил Зеленский.

Как будут выплачиваться эти компенсации?

Учитывая, что Иран почти сразу официально признал свою вину – проблем быть не должно. Но посмотрим, как это происходило в аналогичных случаях.

США в 1988 году военной ракетой, запущенной с корабля, сбили иранский пассажирский самолет Airbus A300. Погибло 290 человек.

Американцы своей вины до сих пор официально не признали. А компенсаций семьям погибших Иран добивался у США через Международный суд ООН. И только в 1996 году стороны пришли к мировому соглашению насчет суммы: 131,8 миллиона долларов.

Компенсации включали в себя 61,8 миллионов наследникам 248 погибших, из расчета 300 000 долларов за каждую трудоспособную жертву и 150 000 за каждого иждивенца (то есть за детей).

В 2001 году украинская ПВО сбила российский самолет Ту-154, который следовал из Тель-Авива в Новосибирск. Погибли 78 человек.

Украина через два года выплатил почти 8 миллионов долларов семьям российских пассажиров и около 7 миллионов – израильтянам, чьи родственники погибли в авиакатастрофе. То есть в целом это примерно по 200 тысяч долларов на пассажира.

А вот за самолет российской авиакомпании “Сибирь” компенсации получить не удалось. Она проиграла иски в украинских судах, а в европейские инстанции обращаться не стала.

И еще один пример.

21 декабря 1988 года над британским городом Локбери взорвался Boeing 747 авиакомпании Pan American. Погибли 270 человек. Вскоре в преступлении обвинили сотрудников ливийский спецслужб. Ливия долгое время вину отрицала, но в 2003 году Муаммар Каддафи ее признал и выплатил семье каждого из погибших по $ 10 000 000 в обмен на полное снятие экономических санкций.

Таким образом, как видим, суммы компенсации колеблются от 200-300 тысяч до 10 миллионов долларов за одного погибшего. При этом выплачивают их далеко не сразу – а после судов и разбирательств.

Правда, в нынешнем случае Иран сам признал вину, а потому сумма компенсаций родственникам погибших будет определяться в ходе межгосударственных переговоров. И только лишь в случае, если не будет достигнут компромисс украинская сторона обратится в суд.

Что же до ответственных за трагедию, то расследование, как заявили в Иране, продолжается. Украина тоже потребовала наказать виновных.

Известно, что ракетный удар по самолету нанесли силы Корпуса стражей исламской революции, у которых есть свои системы ПВО. КСИР – это государство в государстве. По сути эта организация стоит над всеми прочими госструктурами и подчиняется лишь верховному правителю Ирана – аятолле.

И накажут ли там людей, которые непосредственно управляли комплексом ПВО в момент ракетного удара, либо головы полетят и в высшем руководстве КСИР – вопрос открытый.

5. Каковы политические последствия признания Ирана в ракетной атаке?

Очевидно, что уничтожение иранской ракетой гражданского самолета перебьет в мировом информационном пространстве тему об убийстве американцами генерала Сулеймани.

У Ирана в данной ситуации будет уже куда меньше моральных аргументов апеллировать к международному праву и обвинять США.

Зато куда больше аргументов будет у тех сил, которые считают недопустимым попытки Ирана получить ядерное оружие и считают, что если тот попытается идти по этому пути, то против него можно будет предпринять максимально жесткие меры.

Не исключено, что все это повлияет и на ситуацию внутри Ирана. Как известно, там идет борьба между умеренными политическими силами во главе с президентом Рухани, и консерваторами, которые ориентируются на аятоллу и опираются на КСИР.

То, что КСИР оказался виновым в гибели гражданского самолета станет еще одним аргументом в пользу уменьшения влияния консерваторов на ситуацию в стране

Лихачей лишают прав

Многие водители попадали в такие ситуации. Кто-то подрезал на дороге, и чтобы уйти от столкновения с этим лихачом, он выезжает на встречную и получает удар в лоб. Кто виноват?

Тот, кто выехал на встречную. А ставший причиной аварии автомобилист уже давно уехал. Стандартная ситуация: таксист гонится за протянутой рукой, не обращая внимания ни на кого. В результате один уворачивается от него, выезжая в соседний ряд, и получает удар в бок от того, кто двигался по своей полосе.

Читать еще:  Как написать заявление в опеку?

Другая схожая ситуация – на красный свет пролетает лихач. Чтобы избежать столкновения, водитель, который тронулся на свой законный зеленый, резко тормозит. А в зад ему влетает автомобилист, который видел, что на перекрестке зеленый, и не ждал подвоха. Кто виноват? Как всегда, последний.

Еще одна ситуация. Водитель идет на обгон фуры, но не рассчитал расстояние до встречной машины, резко подрезает фуру. Та, чтобы избежать аварии, выруливает на обочину. Но обочина под ее вес не рассчитана. В итоге переворот. Гонщика и след простыл, а виноват в аварии водитель фуры. Он же понесет наказание за недоставленный вовремя груз, а также расходы по перегрузке этого груза.

Это перечень банальных каждодневных ситуаций. Однако Верховный суд решил поставить жирную точку в череде таких происшествий.

В ВС обратился некто Табачков. Он всеми предыдущими судами был признан виновным в том, что скрылся с места ДТП. Но сам он при этом утверждал, что в аварию вообще не попадал. И это действительно так. В городе Пушкин, двигаясь по улице Железнодорожная, при выезде на улицу Генерала Хазова он не уступил дорогу двигавшейся навстречу машине. Водитель той машины, чтобы уйти от столкновения, выехал на тротуар и врезался в дерево. А Табачков как ни в чем не бывало уехал.

Верховный суд считает, что при таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что авария находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя Табачкова. Факт отсутствия повреждений на его автомобиле на квалификацию его нарушения не влияет. А поэтому все решения судов нижестоящих инстанций остаются в силе, а жалоба Табачкова без удовлетворения. То есть его лишили прав совершенно законно.

По словам юриста Льва Воропаева, в силу пункта 1.2 Правил “Дорожно-транспортное происшествие” – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Так как событие правонарушения по части 2 статьи 12.27 КоАП предполагает наличие непосредственного участия транспортного средства в аварии, то суды ранее исходили из следующего.

Если автомобиль водителя, нарушившего Правила дорожного движения, и действия которого привели к ДТП, каких-либо повреждений не получил, то в его действиях отсутствует объективная сторона состава правонарушения. Так как непосредственная причастность к аварии, как в принципе и наличие самой аварии с участием автомобиля-“провокатора”, отсутствует в определении понятия “дорожно-транспортное происшествие”.

Помимо этого раз повреждений на автомобиле “провокатора” нет, то и доказать умысел в скрытии с места ДТП невозможно, в связи с чем дела прекращались. Провокатор оставался безнаказанным и мог продолжать свои художества на дорогах. Решение Верховного суда может изменить правовое отношение к таким ЧП.

– Верховный суд в данном решении устранил указанные противоречия, и эта позиция высшей судебной инстанции вселяет оптимизм, – утверждает Лев Воропаев. – Надеюсь, это позволит уменьшить количество аналогичных ситуаций, которые нередко заканчивались и смертью потерпевшего, а также приведет к тому, что пострадавшие в ДТП своевременно получат возмещение причиненного ущерба и вреда, как их автомобилю, так и здоровью, в случае наличия такового. Ранее получение этих выплат было крайне затруднительно.

У нас, конечно, не прецедентное право. Но решение Верховного суда – такое решение, на которое будут ориентироваться все суды. На него стоит обратить внимание и министерствам. В конце концов, раз понятие “дорожно-транспортное происшествие” в Правилах дорожного движения мешало принимать верные решения и наказывать действительно виновных в авариях, его стоит скорректировать? Правила у нас утверждаются постановлением правительства.

Кстати, стоит напомнить, что обычно в подобных ситуациях советовали и инспекторы ГИБДД, и правозащитники. Совет был прост: врезаться в нарушителя. Тогда он будет виноват, а вы не создадите проблем другим автовладельцам. Однако, первая реакция водителя при возникновении опасности – всеми силами ее избежать. Поэтому лихачи чаще всего уходили безнаказанными, а страдали те, кто пытался спасти их машину. Ну и свою тоже. А в итоге они же оказывались виноватыми. И хорошо, если обходилось без жертв. Тогда страдал только кошелек. А если в такой аварии кто-нибудь погибал?

Если вы разбили товар в магазине, что делать?

Такие ситуации случаются сплошь и рядом, но, думаю, что не стоит объяснять тот факт, что стоимость разного товара может быть совершенно разной, ведь можно разбить бутылку с газировкой за 50 рублей, а можно разбить бутылку с дорогим элитным алкогольным напитком, который стоит несколько сотен тысяч рублей. Давайте разбираться как доказать свою правоту в данной ситуации.

Какие нормы регулируют ситуацию, когда разбит товар в магазине

Статья 211 Гражданского кодекса РФ, гласит:

Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 459 ГК РФ устанавливает точное время перехода ответственности за порчу товара от продавца к покупателю:

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

Статья 493 ГК РФ устанавливает факт передачи товара от продавца покупателю:

Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи … договор розничной купли-продажи считается заключённым в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Те, кто не любят читать информацию до конца, быстро сориентируются и скажут, что в случае, если товар был разбит в магазине, ответственность за это понесет продавец, НО….

Такое действие подпадает под действие статьи 1064 ГК РФ, которая утверждает, что вы должны возместить ущерб продавцу:

Вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

Получается, что ответственность за разбитый товар несет все-таки покупатель в любом случае? Не совсем. В той же статье 1064 есть спасительная формулировка:

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине.

Теперь самое интересное – как доказать факт отсутствия вины за порчу разбитого в магазине товара

Во-первых, если действие дойдет до судебного разбирательства, то магазин должен будет доказать факт того, что вы разбили товар умышленно, что сделать не очень легко само по себе. А для того, чтобы укрепить ваши позиции, нужно четко разобраться в том что же вообще произошло.

Читать еще:  Куда следует обращаться, чтобы добиться подачи горячей воды?

В каких случаях ответственность за разбитый в магазине товар понесет покупатель

Обращаемся к деталям. Есть ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» и СНиП 2.08.02–89, которые устанавливают МИНИМАЛЬНОЕ значение для ширины прохода между полками и стеллажами в 1,4 м. Если между проходами выстроилась красивенькая пирамида из бутылочек с элитным алкоголем, где каждый экземпляр товара стоит несколько десятков тысяч рублей, и вы случайно разбили несколько из них, то без явного свидетельства того, что вы умышленно уничтожали этот товар (например, запись с камер видео-наблюдения, где вы в ярости крушите эту пирамиду), привлечь вас к возмещению ущерба за разбитый товар будет довольно сложно.

Если вас толкнули, вашей вины тут точно нет. Вы также не обязаны возмещать стоимость попорченного товара.

Если товар падает с ленты на кассе, вашей вины тут тоже нет. Даже если товар находился на ленте таким образом, что его падение было очевидным, то кассир должен был убедиться в том, что лента может продолжать движение. В нынешних магазинах часто ленты и вовсе автоматические, что еще больше облегчает вам задачу. Вы хотели переложить товар в более удобное положение, но он “уехал” как только вы хотели это сделать.

В случае, если вы поскользнулись на мокром полу и разбили какой-либо товар, вашей вины тоже нет. Аналогичная ситуация, если вы споткнулись о какой-либо предмет.

Если товар заведомо находился в неустойчивом положении, на незакрепленной полке или в составе конструкции, которая вышла из равновесия из-за того, что вы взяли какой-либо товар (часто товары ставят друг на друга, иногда вообще образуя пирамиду).

В этих случаях вы 100% не понесете ответственность за то, что разбили товар в магазине или супермаркете

Разберем ситуации, когда покупатель понесет ответственность за порчу товара в магазине или супермаркете

Если товар упадет из ваших рук. Когда товар разбивается, находясь в ваших руках, то очевидно, что ваша неаккуратность не должна стать причиной убытков для продавца. В такой ситуации ответственность за порчу разбитого товара несет покупатель.

В случае, если товар был разбит, а причиной этого послужило ваше неестественное поведение (бег, драка, алкогольное и наркотическое опьянение).

Если вы намеренно разбили товар. Здесь все довольно очевидно.

Как же доказать свою невиновность в тех случаях, когда товар был разбит, а по всем признакам вы не должны нести ответственность за порчу товара?

Бывают такие ситуации, что управляющий магазина категорически не желает признавать неправоту со стороны магазина и пытается всеми силами переложить ответственность на покупателя, который допустил порчу товара.

Заручитесь поддержкой двух свидетелей, снимите на видеокамеру мобильного телефона все произошедшее, с указанием конкретных мест и постарайтесь зафиксировать местоположение стеллажей и товара (если имело место нарушение расположения полок, то можно попытаться даже замерить все это подручными средствами), напишите в книгу жалоб и предложений свое видение ситуации с конкретным указанием обстоятельств произошедшего, датой и временем. Затем вместе с управляющим магазина составьте акт порчи товара (важно: в акте указываются ваши паспортные данные, не отдавайте паспорт сотрудникам магазина, а заполните все это самостоятельно!). И требуйте претензий в судебном порядке (в большинстве случаев до этого конечно же не дойдет).

Если из магазина вас не выпускает охранник, который требует возмещения убытков, нанесенных магазину, то напомните ему о существовании ст. 203 УК РФ (Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей) и об ответственности за ее нарушение. Вежливо объясните охраннику, что акт порчи товара составлен, а возмещать убытки вы будете только по решению суда. Абсолютно аналогичной позиции нужно придерживаться в случае, если на место происшествия прибыли сотрудники полиции. Для верности рекомендуем записывать все происходящее на камеру телефона.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector