Незаконное удержание транспортного средства сотрудниками ГИБДД
Expertrating.ru

Юридический портал

Незаконное удержание транспортного средства сотрудниками ГИБДД

Как привлечь к ответственности сотрудника ГИБДД, за неправомерное задержание водителя автомобиля?

16.08.2016. в 18-20 я произвел остановку своего транспортного средства (шевроле круз) на пл. Юности, знаков, запрещающих остановку и стоянку ТС на данном участке не было, также наблюдалось некоторое количество припаркованных машин. Ко мне подошел молодой человек в зеленом жилете без формы, не представившись, не предъявляя документов и даже элементарно не поздоровавшись, сказал, что в данном месте стоять нельзя, а на мой правомерный вопрос «какое я нарушил ПДД?», он не аргументировав, просто позвал «старшего». Подошел «старший» – сотрудник ГИБДД, и так же не представившись, не предъявив документов, сказал мне о том, что я обязан уехать с этого места, когда я опять же задал законный вопрос о том, чтобы мне аргументировали причину этого требования, сотрудник ГИБДД ответил, (пишу дословно) «потому что я так сказал, иначе заберут на эвакуаторе». Сказав эту фразу, сотрудник ГИБДД попросту развернулся и ушел, не посчитав нужным разъяснить и донести какую-либо еще информацию. За время нашей короткой беседы с инспектором рядом с нами продолжали парковаться другие автомобили, но должной «бдительности» инспектор к ним почему-то не проявлял. Не услышав внятных законных мотиваций, запрещающих мою остановку, я удалился от места парковки моего ТС в магазин.

Когда я возвращался обратно спустя 20 минут к своему ТС, то увидел, что картина с припаркованными автомобилями мало изменилась, а у моего ТС ждал все тот же инспектор. Так и не показав своих документов, он потребовал предъявить ему для проверки мои документы, без объяснения на то причин, что я незамедлительно выполнил (этот момент запечатлен на видеокамеру, сьемку производил мой свидетель, находившийся со мной все время с самого начала и до конца инцидента). Инспектор удалился с моими документами в свой служебный автомобиль и не появлялся на протяжении 40 минут. За это время, надеясь на компетентность сотрудников дежурной части ГИБДД, я позвонил им и описал ситуацию, перечисленную выше, но не получил разъяснений – правомерны ли действия инспектора в мой адрес, законны ли они (есть аудиозапись телефонного разговора).

Спустя 30 минут инспектор, проходя мимо моего ТС (я находился внутри него) небрежно и походу движения сообщил мне, что я проеду с ним в Заволжский ОПС, не объяснив причины этому.

Мой свидетель позвонил в дежурную часть с надеждой получить грамотные разъяснения ситуации, задав вопрос, каким образом мы проследуем в ОПС, если инспектор с нами не разговаривает и не разъясняет свои действия (желания), на что было услышано «меня на месте не было», «я не могу вам сказать, я не знаю» (есть аудиозапись телефонного разговора).

Все это время, пока я находился в своем ТС, наблюдал как рядом паркуются и уезжают другие автомобили, к кому-то подходят, кого-то не замечают, т.е. ничего криминального в парковке на указанном месте не было.

Спустя еще 1 час инспектор велел мне двигаться за его служебным автомобилем в центральный ОПС, по прежнему не объяснив причины моего нарушения закона, мои документы он не вернул.

Я проследовал за ним на своем автомобиле в центральный ОПС, где пробыл еще 1 час. Войдя в ОПС инспектор сообщил сотрудникам полиции, что привел задержанного за неповиновение, имеет на это протокол и видеосъемку, т.е. я узнаю о своем обвинении в неповиновении и своем задержании только в этот момент, с этими документами меня не ознакомили по сегодняшний день. Позже сотрудник полиции выдал мне бланк-заявление, на котором я изложил происшедший инцидент, действия инспектора и свои, предварительно устно изложив их полицейскому.

В момент написания мною указанного выше заявления, сотрудник полиции при моем свидетеле задавал вопросы инспектору ГИБДД: «были ли установлены знаки, запрещающие остановку и стоянку ТС», на что инспектор ответил «нет, знаков не было». Тогда полицейский спросил на каком основании меня задержали, ведь фактически я ничего не нарушил, на что инспектор заявил – (цитирую) «об этой акции на площади Юности уже неделю как все знают» – видимо, посчитав этот довод регламентирующим нормативным документом, в чем сотрудник полиции был не согласен и сказал «это не довод и Вы, инспектор, обязаны соответствующим образом информировать население».

В итоге в 21-15 (потеряв 3 часа личного времени) я получил назад свои документы, но никаких объяснений, а тем более извинений от инспектора ГИБДД я так и не получил.

Я подал жалобу на официальним сайте ГИБДД, спустя 2 недели мне перезвонили, сообщив о том что инспектор действовал правильно, предупреждал меня о том, что запрещена паковка (у него есть запись, не знаю так ли), вообщем защищали своих питомцев. Просто хочу знать кто прав в данной ситуации и как вести себя в дальнейшем.

Когда задержание транспортного средства будет незаконным?

Исполнение правил поведения на дороге обязательно для всех. В случае их нарушения происходят непредвиденные ситуации. В некоторых случаях сотрудники ГИБДД могут применить такую меру, как задержание транспортного средства.

Статья КОАП РФ

В Кодексе об административных правонарушениях эта мера наказания водителей предусмотрена статьей 27.13. В ней описываются все особенности и причины задержания, говорится о составлении протокола. Все нюансы составления этого документа освещают пункты 4-8.

Пункт 10 говорит о том, что автомобиль помещается на специализированную стоянку, где находится до устранения причин его задержания.

Пункт 11-12 объясняет ответственность и оплату перемещения и хранения транспортного средства.

Основания для задержания транспортного средства

Существует несколько причин, по которым сотрудники правопорядка могут задержать автомобиль.

Управление транспортом в нетрезвом состоянии.

Временное лишение авто может произойти в случае отказа владельца от медицинской экспертизы.
Отсутствие разрешения на вождение вообще, либо лишение прав.
Отсутствие необходимых документов. К ним не относится страховка, за неимение ее шоферу может быть предписан только штраф.
СПРАВКА. Сюда же можно отнести езду без номеров или по фальшивым номерам.

Серьезное повреждение автомобиля, которое грозит невозможностью дальнейшего передвижения или запрещением его эксплуатации, либо опасностью для здоровья людей.
Несоблюдение дорожной разметки также чревато отправкой авто на штрафстоянку.
Незаконное владение транспортом влечет за собой его лишение.
Перевозка опасных, тяжелых, габаритных грузов должна производиться по всем правилам. При их несоблюдении автомобиль будет задержан.

Порядок задержания транспортного средства

Существует определенный порядок, который должен быть соблюден при задержании автомобиля.
При каком-либо нарушении, описанном выше, транспортное средство может быть задержано. Обычно при этом с него снимают номера, а владельцу дается период времени, чтобы исправить нарушение.

Процедура начинается с оформления протокола. В документе обязательно должно быть указано основание задержания, место и время совершения нарушения.

Указывается ФИО водителя, сотрудника, задержавшего его, а также того человека, который будет осуществлять перемещение автомобиля.
ВАЖНО! Без правильно оформленного протокола никто не имеет права изъять ваш транспорт! После оформления автомобиль должны опечатать и предоставить все сведения о том, где он будет находиться.

В каких случаях задержание транспортного средства будет незаконным?

В некоторых случаях задержание автомобиля будет незаконным, если:

  • Нарушены правила, по которым должна проходить вся процедура (продолжение эвакуации при появлении водителя; неправильно составленный протокол);
  • Незаконное привлечение к административной ответственности. Другими словами, если нарушения не было, и задержание производится без основания.

ВНИМАНИЕ! Водитель может записать на видео всю процедуру изъятия у него транспорта, если он считает ее незаконной. Это видео будет иметь вес в суде. Если вы не согласны с предъявленными вам претензиями, можно обратиться в вышестоящие органы.

В случае обнаружения нарушений эвакуация или задержание ТС могут быть признаны незаконными.

Протокол о задержании транспортного средства

Протокол составляется на месте сотрудниками ДПС или ГИБДД, с указанием всех необходимых пунктов.

В документе обязательно должны быть указаны дата , время и место правонарушения. Далее сообщаются все данные о том сотруднике, который проводил задержание.

Сведения о транспортном средстве, номер статьи Кодекса РФ, данные водителя, а также лица, осуществляющего транспортировку – необходимые данные, без них протокол будет признан недействительным.

Внизу указываются данные понятых, подписи всех вышеуказанных лиц, дата составления.

Водителю обязательно выдаются на руки копии всех документов, составленных сотрудником правоохранительных органов.

Читать еще:  Какие надбавки положены лицам, родившимся в районах Крайнего Севера?

Действия водителя при незаконном задержании автомобиля

Если гражданин считает, что его транспортное средство незаконно задерживают, он может предпринять следующие действия.

По возможности собрать свидетельские показания и записать их.
Вести фото- или видеосъемку процесса задержания.
Обратиться в прокуратуру с заявлением о незаконном задержании авто.

Обжалование незаконного административного задержания авто

В случае незаконного задержания владелец может обратиться в вышестоящие органы:

Существуют статьи Уголовного Кодекса РФ, которые говорят о превышении должностных полномочий (ст. 285, 286 УК РФ). Если вы уверены, что процедура производилась с грубым нарушением закона и ваших прав, возможно обращение в Следственный Комитет РФ.

При таком неприятном происшествии, как процедура задержания автомобиля, необходимо внимательно изучить протоколы, составленные должностным лицом, проверить транспортное средство, желательно сфотографировать его. По возможности, обратитесь к юристу, чтобы получить квалифицированную помощь.

При обращении в суд или в прокуратуру необходимо составить заявление. Оно составляется по специальному образцу.
К заявлению прилагаются документы. Полный их перечень нужно заранее узнать, чтобы потом не пришлось подавать обращение заново.
ВАЖНО! Некоторые документы заверяются у нотариуса.

К предоставленным материалам предъявляются особые требования. Например, некачественная фото- или видеосъемка может быть не принята.
Чем раньше вы обратитесь в суд при незаконном изъятии автомобиля, тем лучше. Существует много тонкостей в оформлении и подаче документов, составлении заявления, поэтому лучше со всеми вопросами ознакомиться заранее.

Вывод

Необходимо быть очень внимательным на дороге, беречь жизнь и здоровье людей. При возникновении такого неприятного происшествия, как задержание транспортного средства, нужно тщательно изучить все документы. Помните о своей ответственности, чтобы избежать проблем с органами правопорядка.

Полезное видео

Здесь можно посмотреть когда составляется протокол о задержании транспортного средства:

«ТРУНОВ, АЙВАР И ПАРТНЁРЫ»

Международная Юридическая фирма

основана в 2001 году

«TRUNOV, AYVAR & PARTNERS»

International Law Firm

Est. in 2001

+7(499)158-29-17

+7(499)158-85-81

+7(499)158-65-66

Задержание водителя

Когда на трассе нас останавливает сотрудник ДПС, нередко можно столкнуться с ситуацией затягивания проверки соблюдения ПДД. Это может случиться по различным причинам. Либо он действительно вас в чем-то подозревает, тогда необходимо разузнать обоснованность его намерений, либо это делается специально. Второй вариант проявляется чаще, и может быть вызван личной неприязнью гаишника к водителю. Инспектора часто просят как можно быстрее закончить проверку, объясняя свою торопливость срочной встречей или вылетом самолета. Такие просьбы могут быть восприняты негативно и ответом может стать фраза: «Я имею право задержать вас на три часа». В этом выпуске мы узнаем, верно ли трактуют закон сотрудники, когда задерживают водителя?

Обращаем ваше внимание

Необходимо разграничить «Задержание» и «Остановку» инспектором ГИБДД на трассе. Что касается «Задержания», то об этом мы поговорим ниже в ходе статьи, а вот по поводу «Остановки» хотелось бы отметить зараннее, что у нас есть специальная статья по этой теме.

И самый важный вопрос всех автолюбителей.

Сколько может инспектор ГИБДД задерживать машину?

Это касается рядовой остановки и проверки проверки документов (когда вас просто остановили на дорогу).

  • «Порядок задержания транспортных средств определен в статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме этого, задержание транспортных средств может производится в порядке, определенном статьей 11 Закона Российской Федерации «О милиции». В соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД России от 02.03.2009 г. № 185) сроки исполнения сотрудниками ГИБДД административных процедур (действий), в том числе и задержание транспортных средств, должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки. Действия сотрудников, влекущие необоснованное увеличение времени исполнения административных процедур (действий) в отношении участников дорожного движения, обжалуются в досудебном (руководителям соответствующих строевых подразделений Госавтоинспекции, в вышестоящие органы управления Госавтоинспекции) и судебном порядке».

Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП) содержит всю необходимую информация для того, чтобы разобраться в данном вопросе. Глава 27 полностью посвящена вопросу задержания граждан и в ней сказано, что:

«Задержание является одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях»

Меры обеспечения применяются для пресечения правонарушения. Соответственно они могут быть использованы только по факту наличия административного нарушения. К ним относятся:

  1. задержание;
  2. доставление;
  3. личный досмотр;
  4. досмотр вещей;
  5. досмотр транспортного средства;
  6. отстранение от управления транспортным средством;
  7. освидетельствование на состояние опьянения;
  8. задержание транспортного средства;
  9. запрещение эксплуатации транспортного средства.

Согласно КоАП, административное задержание — это ограничение свободы физического лица на непродолжительный срок. Применяется оно в исключительных случаях, когда необходимо верное и своевременное принятие решений в ходе рассмотрения административного нарушения или исполнения постановления по делу.

  • «п. 192. Основанием для административного задержания, то есть кратковременного ограничения свободы физического лица, является необходимость обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного ареста». Приказ №185 от 02.03.2009

Чтобы осуществить задержание необходимо доставить водителя в специальное помещение при МВД РФ:

  • «п. 193. Для осуществления административного задержания лицо доставляется в дежурную часть подразделения или органа внутренних дел, на стационарный пост ДПС, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания административно задержанных лиц». Приказ №185 от 02.03.2009

Этот пункт приказа говорит нам о том, что на месте остановки, инспектор ДПС не может задерживать водителя. И его действия имеют неверную трактовку и не основаны на законе.

Права задержанного

Задержанный водитель имеет право на уведомление родственников, руководства на работе или учебе и юридического защитника. Сотрудники ГИБДД должны незамедлительно осуществить его требование.

  • «п. 194. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
  • п. 195. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители». Приказ №185 от 02.03.2009

Задержанному водителю сотрудниками ГИБДД в обязательном порядке разъясняются его права и обязанности, об этом делается соответствующая пометка в протоколе об административном задержании. В нем также указываются:

  1. дата и место составления;
  2. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  3. сведения о задержанном водителе;
  4. время, место и мотивы задержания.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и водителем. В случае, если водитель не согласен с действиями сотрудников и не собирается подписывать протокол, в нем делается соответствующая отметка. И еще один важный момент — копия протокола о доставлении предоставляется водителю только по его просьбе.

  • «п. 197. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
  • п. 198. Об административном задержании в соответствии с положениями статьи 27.4 Кодекса составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания». Приказ №185 от 02.03.2009

Согласно административному кодексу РФ, задержание осуществляется на срок не более трех часов. Если при задержании выясняется, что в отношении водителя ведется производство по делу об административном правонарушении, мерой наказания за которое может быть арест, например, при возбуждении дела по неуплате штрафа за нарушение ПДД (ст.20.25 КоАП РФ), то в этом случае задержание водителя могут продлить до двух суток. Следует учесть, что срок административного наказания начинает исчисляться с момента доставления задержанного лица.

  • «п. 201. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случая осуществления производства по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, когда лицо, в отношении которого ведется производство по делу, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов». Приказ №185 МВД РФ от 02.03.2009

Для содержания задержанных лиц существуют специально отведенные для этого помещения в отделении МВД или специальные учреждения, которые создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке. Правительством определяются общие условия содержания задержанных, нормы питания, а также порядок их медицинского обслуживания. Все помещения или учреждения, используемые для содержания задержанных лиц, должны соответствовать санитарным нормам. Возможность самовольного оставления данных мест временного содержания должна быть исключена.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что задержанием будет считаться только такое кратковременное ограничение свободы, при котором водитель был доставлен в специально отведенное помещение, как говорят в народе — «обезьянник», для его дальнейшего содержания.

  • «п. 201. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления…». Приказ №185 МВД РФ от 02.03.2009
Читать еще:  Заставляют сдавать деньги за домофон

Как поступить при затягивании проверки?

На следующий день после произошедшего необходимо составить жалобу, которая должна быть адресована вышестоящему руководству ГИБДД. В ней необходимо отразить следующие данные:

  • дату и время остановки;
  • место остановки;
  • ФИО инспектора, номер жетона;
  • причина остановки, если была озвучена, а если нет, то написать «без объяснения причины остановки»;
  • формулировка жалобы: проверка была затянута инспектором, цель данных действий не объяснена. Сообщил, что имеет право задержать на 3 часа. Я был не согласен, сослался на 27 главу «КоАП РФ» и пункты 192 — 201 «Приказа №185 МВД РФ от 02.03.2009», что задержание водителя наступает с момента его доставление в специальное помещение и при наличие административного правонарушения. Упомянутый инспектор ДПС не знаком с данными нормативами и действовал не по закону. Прошу вас провести проверку по данному факту;
  • показания свидетелей, если таковые имеются;
  • доказательства данных действий (диктофонная запись, съемка на видеокамеру).

«Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством»

Лучше всего доставить жалобу самостоятельно, так как на месте вам должны вручить копию, с подписью о приеме заявления и датой.

Не стоит думать, что правда всегда может быть на стороне властных структур. Знайте свои права и добивайтесь их выполнения. Удачи вам. В следующем выпуске коснемся вопроса поиска свидетелей.

О признании незаконными действий, выразившихся в незаконном задержании транспортного средства

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

от 13 февраля 2018 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи – А.К.,

при секретаре – Р.А.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ш.М. административное дело по апелляционной жалобе М.Б. на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 11 октября 2017 года по делу по заявлению М.Б. к инспектору полка ДПС УГИБДД МВД по Республике Дагестан Т.Э. о признании незаконными действий, выразившихся в незаконном задержании транспортного средства,

Административный истец М.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к инспектору полка ДПС УГИБДД МВД по Республике Дагестан Т.Э. о признании незаконными действий, выразившихся в задержании транспортного средства марки «ВАЗ-2110», за совершение нарушения предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.

В обосновании заявления указывает, что в 13 часов 18 минут его транспортное средство марки «ВАЗ-2110» за государственными регистрационными номерами № было задержано инспектором полка ДПС УГИБДД МВД по Республике Дагестан майором полиции Т.Э. в гор. Махачкала и перемещено на эвакуаторе с места стоянки транспортных средств инвалидов на штрафную стоянку ООО «Махачкала терминал», за нарушение им ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.

Не оспаривая факта нарушения ППД РФ, заявитель считает действия инспектора по задержанию транспортного средства и его эвакуации незаконными, поскольку после погрузки автомобиля на платформу эвакуатора он был готов на месте уплатить штраф за данное нарушение, однако инспектор не согласился с ним общаться, проследовав на специализированную стоянку.

Считает, что основания для задержания транспортного средства и перемещения его на штрафную стоянку отсутствовали.

Просит суд признать действия сотрудника ГИБДД, а также само задержание автомобиля, как применение меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, неправомерными.

Решением Кировского районного суда г. Махачкалы от 11 октября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления М.Б. отказано.

На указанное решение М.Б. подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене названного решения, со ссылкой на то, что в силу ч. 1.1 ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

Полагает, что он появился на месте правонарушение до того, как эвакуатор начал движение на специализированную стоянку, следовательно, необходимости в эвакуации транспортного средства не было. Он мог управлять своим автомобилем, т.к. не был лишен права и не являлся лицом отстраненным от управления транспортными средствами.

Судебное извещение о назначении судебного заседания на 13 февраля 2018 года направлено административному истцу М.Б. по адресу, указанному им в исковом заявлении и апелляционной жалобе (г. Махачкала, , район Многопрофильной больницы, дом б/н).

Согласно имеющимся в отчете об отслеживании отправления сведениям, судебное извещение в связи с неоднократной попыткой вручения адресату возвращено в почтовое отделение. Срок его хранения истек 10 февраля 2018 года.

Применительно к правилам части 2 статьи 100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

В связи с указанным, дело рассмотрено, согласно статье 150 КАС РФ, в отсутствие надлежаще извещенного, но не явившегося в судебное заседание административного истца М.Б.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, заслушав объяснения инспектора ДПС УГИБДД МВД по Республике Дагестан Т.Э. и представителя МВД по Республике Дагестан А.К., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.7 КоАП РФ применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

На основании ч. 1.1. ст. 27.13 КоАП РФ задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

Пунктом 147.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02 марта 2009 года N 185, определено, что в случае устранения причины задержания транспортного средства на месте выявления административного правонарушения, предоставление для управления транспортным средством иного лица, при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством, до начала перемещения задерживаемого транспортного средства, помещение транспортного средства на специализированную стоянку не осуществляется.

При этом началом движения задержанного транспортного средства, как это установлено в ч. 1.1 ст. 27.13 КоАП РФ, следует понимать изменение его места расположения путем совершения маневра, протекающего не в движении, а в трогании с места стоянки.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 13 часов 18 минут инспектором полка ДПС УГИБДД МВД по Республике Дагестан Т.Э. был составлен протокол о задержании транспортного средства «ВАЗ-2110», государственный регистрационный знак № за совершение нарушения предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ. Транспортное средство эвакуировано и передано ООО «Махачкала терминал».

Постановлением инспектора полка ДПС УГИБДД МВД по Республике Дагестан И.Г. М.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере рублей.

Читать еще:  Запись в гибдд город ачинск услуги

Достаточные данные, указывающие на совершение М.Б. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, были установлены должностным лицом органа ГИБДД, административное правонарушение административным истцом признано, штраф им оплачен.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Признавая факт совершения им административного правонарушения, М.Б. считает незаконными действия сотрудника полиции Т.Э. по задержанию его автомобиля и последующей эвакуации его на стоянку.

Между тем, доводы истца о появлении его на месте правонарушения до начала движения эвакуатора, а, следовательно, отсутствия в связи с этим необходимости в эвакуации его транспортного средства на специализированную стоянку, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и материалам дела.

То обстоятельство, что на месте выявления административного правонарушения водитель транспортного средства отсутствовал, подтверждается, в частности, видеозаписью, сделанной инспектором ГИБДД Т.Э., представленной в материалы дела.

Между тем, причины задержания транспортного средства должны быть устранены на момент его задержания, чего в данном случае произведено не было.

Как правильно указано судом, в соответствии с ч. 8 ст. 27.13 КоАП РФ, протокол о задержании транспортного средства в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В данном случае должностным лицом применена видеозапись задержания транспортного средства, что исключало необходимость привлечения к совершению указанного действия двух понятых.

Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о том, что на момент составления протокола задержания транспортного средства, осуществленного по адресу в месте задержания отсутствовало лицо, имеющее право управления данным автомобилем.

Доводы жалобы М.Б. основаны на неверном понимании норм действующего законодательства РФ и иной оценке представленных в дело доказательств, нежели данная судьей районного суда, оснований к чему судебной коллегией не установлено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется. Решение суда постановлено с соблюдением норм процессуального права, нормы материального права, как и фактические обстоятельства дела, имеющие юридическое значение, судом первой инстанции, вопреки доводам апеллянта, применены и установлены верно.

Состоявшееся по делу судебное решение соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы – фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 6 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.Б. – без удовлетворения.

За незаконное задержание грузовиков на трассе должно заплатить государство

Расходы грузоотправителя в виде оплаты простоя транспортного средства перевозчика обязан возместить орган власти, который произвел незаконное задержание такого автомобиля (постановление Президиума ВАС РФ от 30.07.2012 № 1468/12).

Общество с ограниченной ответственностью заключило договор поставки с индивидуальным предпринимателем, на основании которого общество обязалось также доставить товар покупателю. Для этого продавец заключил договор перевозки с транспортной компанией, товар был принят транспортной компанией к перевозке. Однако грузовой автомобиль, осуществляющий перевозку груза, был задержан сотрудниками милиции (на тот момент еще не переименованной в полицию) на посту ДПС на основании ст. 27.13 КоАП РФ «Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации». Сотрудником ДПС был составлен протокол о задержании транспортного средства, в качестве причины указано «сомнение в подлинности документов». Автомобиль был принят на хранение главным отделом внутренних дел населенного пункта, в котором было произведено задержание.

На следующий день сотрудниками ОБЭП был проведен осмотр задержанного грузовика, в ходе которого была вскрыта пломба (груз был опечатан), изъяты образцы груза для проверки его соответствия товаросопроводительным документам. После этого машину опломбировали. Спустя несколько дней начальником ОВД было утверждено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении водителя задержанного грузовика в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

В связи с задержкой транспортного средства, которое после доставки груза должно было осуществлять перевозку иных товаров из конечного пункта следования, компания-перевозчик потребовала от грузоотправителя оплатить период простоя автомобиля. Общество,

не отрицая факта простоя, перечислило денежные средства перевозчику, а затем обратилось в арбитражный суд к полку ДПС с заявлением о признании незаконными действий сотрудника ДПС по задержанию транспортного средства в течение восьми суток, а также с регрессным иском о взыскании суммы оплаты простоя, возмещении судебных расходов.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Положениями ст. 27.13 КоАП РФ, на которую ссылался сотрудник поста ДПС как основание задержания, устанавливаются основания и порядок задержания транспортных средств. Такое задержание допускается лишь в случае, когда выявлено одно из нарушений, указанных в ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ. Как было отмечено судом первой инстанции, сомнение в подлинности товаросопроводительных документов в качестве основания для задержания транспортного средства в данной статье не указано.

Более того, при исследовании материалов дела выяснилось, что после устранения причины задержания транспортного средства оно не было возвращено владельцу, как того требуют Правила задержания транспортных средств (утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 № 759).

Суд апелляционной инстанции повторно рассмотрел дело по правилам первой инстанции, поскольку судом первой инстанции не были установлены надлежащие ответчики — субъект РФ в лице Министерства финансов и Министерства внутренних дел, а также Управление ГИБДД субъекта РФ. По итогам рассмотрения спора в удовлетворении заявленных требований было отказано по нескольким причинам. Во-первых, общество оспаривало действия по задержанию транспортного средства, которые осуществил сотрудник полка ДПС. В то время как все действия данного лица исчерпывались самим задержанием и составлением протокола, а дальнейшую проверку (которая и послужила причиной простоя транспорта) осуществляли уже сотрудники ОБЭП ОВД, к которым никаких требований общество не предъявило. Во-вторых, суд счел недоказанными незаконный характер действий сотрудника ДПС и факт нарушения такими действиями прав и законных интересов истца, а также причинно-следственную связь между действиями сотрудника ДПС и возникновением убытков у истца. На приходном кассовом ордере, подтверждающем прием денежных средств перевозчиком от грузоотправителя, не указано назначение такого платежа. Кассационная инстанция оставила постановление апелляционного суда в силе.

Президиум ВАС РФ отменил все принятые судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судьи посчитали, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению. Так, задержание транспортного средства на основании ст. 27.13 КоАП РФ уполномочены производить должностные лица, также уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, перечень которых указан в ст. 27.13 КоАП РФ. В то время как протокол задержания автомобиля не содержит указания на совершение какого-либо правонарушения из этого списка. Причем протокол не содержит подписи лица, составившего его, и сущности возникших у сотрудника ДПС сомнений в подлинности документов. Ведь в качестве основания задержания было указано именно это обстоятельство.

Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что действия инспектора полка ДПС по задержанию транспортного средства нарушают положения международной Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Однако решение суда первой инстанции оставить в силе не представлялось возможным, поскольку в нем не установлен круг надлежащих ответчиков по делу. В связи с этим дело было направлено на новое рассмотрение.

Задержание транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ) относится к числу мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и может применяться лишь в случаях, когда это необходимо. На это указано в п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами». Основаниями для задержания транспортных средств могут быть, например:

  • незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров (ст. 11.26 КоАП РФ);
  • осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений (ст. 11.29 КоАП РФ);
  • перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении (ч. 3 ст. 11.21.1 КоАП РФ), и некоторые другие нарушения.

Стоит отметить, что споры о взыскании убытков, причиненных незаконным задержанием автомобиля, не являются редкостью (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 13.10.2009 № Ф09-6967/09-С4, Северо-Кавказского округа от 07.10.2011 по делу № А20-540/2010). Однако дело, о котором говорилось выше, — единственное на сегодняшний день, которое было рассмотрено в надзорной инстанции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector