- Нужно ли преподавателю иметь педагогическое образование?
- Нужно ли преподавателю иметь педагогическое образование?
- Могут ли допускаться к работе в в должности педагога дополнительного образования лица без педагогического образования или без профподготовки? Еще в 2017 году Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев поручал органам государственной власти внести изменения в нормативно-правовые акты в целях привлечения в систему дополнительного образования специалистов, не имеющих педагогического образования. Были ли внесены такие изменения?
- Педагогическое образование для инженеров-преподавателей профессиональных модулей
- Учитель без педагогического образования. Ситуация в России
- Сколько учителей имеют диплом?
- Может ли человек без педагогического образования устроиться на работу в образовательную организацию?
- Что думают родители?
- Профстандарт педагога
- Что говорят юристы?
- Педагогическое образование для инженеров-преподавателей профессиональных модулей
- Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать
- Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать
- От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка
- 2 года — профильная переподготовка
- От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура
Нужно ли преподавателю иметь педагогическое образование?
Нужно ли преподавателю иметь педагогическое образование?
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!
Могут ли допускаться к работе в в должности педагога дополнительного образования лица без педагогического образования или без профподготовки? Еще в 2017 году Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев поручал органам государственной власти внести изменения в нормативно-правовые акты в целях привлечения в систему дополнительного образования специалистов, не имеющих педагогического образования. Были ли внесены такие изменения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
К работе в должности педагога дополнительного образования допускаются лица (в том числе и студенты), соответствующие квалификационным требованиям, установленным в ЕКС или Профессиональном стандарте.
При отсутствии педагогического образования педагогу дополнительного образования, имеющему профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, необходимо и достаточно пройти профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности.
Обоснование вывода:
Должность «педагог дополнительного образования» относится к должностям педагогических работников (Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678).
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования (часть первая ст. 331 ТК РФ).
В силу части 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Кроме того, в силу части второй ст. 57 ТК РФ если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. О предоставлении льгот и компенсаций педагогическим работникам свидетельствуют положения ст.ст. 333, 334, 335 ТК РФ, а также части 5 ст. 47 Закона N 273-ФЗ.
Следовательно, при установлении квалификационных требований по должности «педагог дополнительного образования» работодателю необходимо руководствоваться ЕКС или Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (далее — Профессиональный стандарт), утвержденным приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 613н. При этом, как следует из указанных выше норм, у работодателя есть право выбора того, какой именно из документов применять в случае включения одной и той же должности как в квалификационный справочник, так и в профессиональный стандарт (п. 5 Информации. направленной письмом Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814).
ЕКС предусмотрены следующие требования к квалификации педагога дополнительного образования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
В соответствии с Профессиональным стандартом предъявляются следующие требования к образованию и обучению специалистов, реализующих обобщенную трудовую функцию «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» (возможная должность — педагог дополнительного образования):
— среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю);
— дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю);
— при отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Минобрнауки России в своей консультации разъяснил, что при наличии высшего профессионального образования по профилю деятельности и отсутствии педагогического образования необходимо и достаточно пройти обучение по программе дополнительного профессионального педагогического образования (профессиональную переподготовку). Исходя из буквального толкования указанных выше квалификационных требований П
рофессионального стандарта и ЕКС, полагаем, вывод о достаточности обучения по программе дополнительного профессионального педагогического образования справедлив и в отношении работников, имеющих среднее или дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и т.п.
По информации, размещенной на сайте Правительства России (http://government.ru/orders/selection/401/29662/), Дмитрий Медведев действительно провёл совещание 06.10.2017, по итогам которого были даны поручения Минобрнауки, Минтруду и Минспорту России проработать целесообразность внесения изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты в целях привлечения в систему дополнительного образования квалифицированных специалистов, не имеющих педагогического образования, а также лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования (резолюция от 13.10.2017 N ДМ-П8-6819). Однако изменения в перечисленные в ответе законодательные и иные нормативные правовые акты в связи с данными поручениями внесены не были.
К сведению:
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ (ст. 91 Закона N 273-ФЗ). Одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям ст. 46 Закона N 273-ФЗ, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966). Прием на работу лица, не имеющего соответствующего профессионального образования, может быть расценен контролирующими органами как нарушение Положения о лицензировании образовательной деятельности, за которое работодатель (образовательное учреждение) может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.20 КоАП (смотрите, например, решение Красноярского краевого суда от 15.01.2015 N 7п-07/15, решение Свердловского областного суда от 05.06.2013 N 71-231/2013, постановление Новошахтинского районного суда Ростовской области от 23.11.2017 N 5-285/2017).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
31 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Педагогическое образование для инженеров-преподавателей профессиональных модулей
Как вы относитесь к введению обязательного педагогического образования для спецпредметников в СПО, какие формы решения этого вопроса, далеко не все инженеры имеют диплом с записью «с правом преподавания», далеко не все готовы еще учиться, кто же будет учить?
Лично я не понимаю, как можно допускать не профессионалов, не имеющих педагогическое образование, к обучению. «Как слона к посудной лавке».
Спасибо! Вот слоном меня ещё не называли!Пойду обратно в производственно- технический отдел работать! А «Технологию строительного производства» «Эксплуатацию зданий» пусть преподаёт учитель труда!))))Вам Валентина Станиславовна, необходимо научиться проводить различие между учителем и преподавателем!
Раньше такого требования к инженерам-преподавателям не предъявляли, курсы молодого преподавателя проходили, и даже космонавтов обучили — в космос полетели, без ИКТ, педагогики, как нам удалось, почему теперь не сможем?
Без ИКТ мы просто не успеваем,а без знанийй основ обучения .
Инженер-преподаватель пришедший в СПО дает студент большую возможность студентам освоить профессиональные компетенции, чем педагог не связанный со специальностью, осваиваемой студентами. Повышение педагогического мастерства инженером-преподавателем возможно на курсах повышение педагогический квалификации и в совместной работе с методистами. Инженер в состоянии освоить педагогику.И он отнюдь не слон в посудной лавке. Он может разговаривать со студентами на равных, привлекая их своим опытом работы.
Студенты больше доверяют преподавателям-практикам. Если смогут найти общий язык с ребятами, заинтересовать своей профессией, сами будут образцом, то и педагогику освоят. А писать рабочие программы, действительно, пусть методисты помогают.
А у нас инженеры пишут программы не хуже профессиональных педагогов. Мы , конечно, прошли переподготовку, получили дипломы преподавателей. Но это- зря потраченное время. не знаю, кому нужна была эта формальность. Нам год читали презентации профессиональные педагоги.) Мы так себе уроки вести не позволяем. Чтобы включить компьютер и читать с него. Мы сдавали педагогику, психологию, курсовые, сдавали государственный экзамен. Все справились легко. Для инженера — это не вопрос. а вот наоборот если.))) Вряд ли нам эти педагоги, читающие по бумажкам, сдали бы проектирование, архитектуру, технологию строительного производства. Если хотите готовить профессионалов, то нужно, как раньше, заманивать ведущих специалистов вдвое большим окладом. А не спицы в колёса вставлять в виде слабеньких курсов повышения квалификации.
Вот и объявили нам, что все идут учиться на педагога, на пятимесячные курсы за 18900 рублей, а Вам?Какой документ эту ситуацию регламентирует, кто знает подскажите?
Регламентировать деятельность в СПО сейчас может только образовательный стандарт. В нем указаны требования к преподавателям. Нет фразы, что они должны иметь педагогическое образование. А вот наличие стажировок обязательно!
Вообще нет такого требования.
Если совсем с ножом к горлу идут, попробуйте поступить в любой ВУЗ, в том числе коммерческий, с педагогическими специальностями. Или даже учреждение СПО. После зачисления предоставьте справку об обучении. А там — как понравится.Может, и останетесь. Этот вариант как минимум эффективнее, а, возможно и дешевле. В коммерческих вузиках сразу можно договариваться о рассрочке оплаты, не понравится — бросите.
Я преподаю без педагогического образования, пока не тревожат, хотя информация тоже прошла.
Иметь педагогическое образование преподавателям-инженерам не обязательно. У нас (Московский колледж), в прошлом году таких работников обязали пройти педагогические курсы и написать выпускную квалификациооную работу. Курсы можно было не проходить докторам (кандидатам) наук и магистрам, т.к. у данных категорий при обучении в докторнатуре, аспирантуре и магистратуре обязательно преподается педагогика.
100% верный ответ дала Кузьмина Светлана Александровна. Ориентируемся на ФГОС. Впрочем, сначала учебного года прошла стажировку и 2 е курсов повышения квалификации, но нам все оплачивает колледж.
Если эти требования все таки воплотятся,просто уйти с образования.Пусть работают люди с пед образованием
со стажировкой интересно,чему стажироваться если на производстве работал.не смешно ли
Дмитрий Медведев: «. детей должны обучать не люди с педагогическим образованием, а специалисты в той или иной области (то есть математику должны преподавать математики, географию – геологи и т.п.).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ в ред. от 30.12.2015
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Вывод
«Профстандарты не требуют обязательного наличия высшего педагогического образования. Требования к должностям учителя и воспитателя — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации»
http://eduurfo.ru/interview_online/now.php?SHOWALL_1=1
«. (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),»
значит, все -таки с ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПЕРЕПОДГОТОВКОЙ»
Но пока стандарт не связывает аттестацию с переподготовкой. Будем ждать
Я думаю,конечно, можно учить и без педагогического образования. Но надо подумать и о студентах. Преподавателю с практическим опытом , но без педагогического образования, не всегда известна методика преподавания учебной дисциплины.Поэтому я за педагогическое образование преподавателей профессиональных модулей. А теоретикам необходима стажировка.
А вот нас конкретно и котегорично отправили получать пед.образование. Или вы обучаетесь или освобождайте занимаемую должность.
Учитель без педагогического образования. Ситуация в России
При получении услуги нам хочется гарантий, что они были исполнены профессионалами. Образовательные услуги, особенно для детей, не составляют исключения. Нынче можно услышать различные мнения по поводу «правильности» или «неправильности» работы учителей, не прошедших специального обучения.
В школах крупных городов строго и очень формально относятся к наличию педагогического образования. В то же время в сельских и районных школах порой сложно найти дипломированного специалиста по некоторым предметам. И все же педагогическое образование для учителей обязательно. По закону педагог – «лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету».
Сколько учителей имеют диплом?
По статистическим данным 2002 года, в городских школах Российской Федерации 60,3 % учителей 1–4-х классов имели высшее образование, а в 5–12-х (11-х) классах — 94,1 %. В сельских школах процент педагогов с дипломами соответственно составлял 41,9 % и 87,8 %.
За полтора прошедших десятилетия в российских школах стала ощущаться нехватка педагогов: большинство выпускников педагогических вузов работают не по специальности. По данным опроса ОНФ (Общероссийского народного фронта), проведенного в 2018 году в 82 регионах страны, выяснилось, что перед некоторыми руководителями образовательных учреждений стоит задача латания кадровых «дыр». Например, в 37 % школ страны не хватает учителей по 1–3 предметам, в 8 % – по 4–5 предметам, в 3 % – по 5–10 предметам, а в 0,3 % школах – по более чем 10 предметам. Как следствие, в таких учреждениях учителя ведут уроки по нескольким предметам, заменяя отсутствующих коллег. При этом педагоги сами говорят, что на таких занятиях читают учебник вслух, и на качестве восприятия знаний акцент не ставится.
По данным статистики, больше всего российские школы нуждаются в учителях математики (44 % школ), на втором месте по дефицитным специальностям находятся преподаватели иностранного языка (38 % школ), а также русского языка и литературы (30 % школ). Кроме того, в 26 % образовательных учреждений РФ отсутствуют педагоги начального образования, в 21 % – преподаватели физики, в 15 % – учителя химии. Наконец, 14 % школ нуждаются в историках. При этом учителями по физкультуре и по ОБЖ российские школы укомплектованы полностью.
Может ли человек без педагогического образования устроиться на работу в образовательную организацию?
По мнению преподавателя математики из Рязани Марии Васильевны Никоновой, такое случается. Разумеется, с ведома директора школы. Например, одна ее бывшая коллега окончила еще в советскую эпоху радиотехнический институт. Позднее ее взяли преподавателем информатики без педагогического диплома, т. к. в то время учителя в этой сфере были редкостью. За многолетнюю успешную карьеру никто у нее не требовал документальных подтверждений. Сейчас она по-прежнему работает преподавателем информатики, уже в московской школе. Отмечу, что на вопрос, может ли в школе работать учителем человек без высшего педагогического образования (у работника высшее техническое), юрист однозначно ответит «нет».
По словам Марии Васильевны, если посмотреть в школах районных центров Рязанской области, там работает достаточно много учителей без дипломов по причине нехватки специалистов. Учитель математики утверждает, что этот факт особо не скрывается и никем не осуждается.
Плюсы таких допущений в том, что дети получают знания, — это лучше, чем прочерк в аттестате по данному предмету. При этом среди таких учителей зачастую можно встретить энтузиастов своего дела, по-настоящему любящих свой предмет и работу с детьми.
Минусы заключаются в нехватке у некоторых учителей знания особых профессиональных тонкостей. Общие положения по психологии и педагогике, которые преподают в вузе, вполне можно добрать самостоятельно. А с методикой преподавания предмета дело обстоит иначе. Например, в педагогическом институте будущим математикам объясняется, как правильно ученикам рассказать правила равенства треугольника, какие задачи надо решать перед разбором темы, в какой последовательности и даже в каком количестве.
Учителя из регионов России не очень критически относятся к отсутствию документа об окончании педагогического вуза. Причин на то несколько. Во-первых, все формальности решаются руководством еще до поступления на работу, и при необходимости учитывается опыт предыдущей работы. Во-вторых, все учителя каждые пять лет проходят аттестацию, подтверждая (или нет) уровень своей квалификации. Кроме того, все работающие педагоги раз в два-три года проходят в обязательном порядке курсы повышения квалификации. Наконец, при желании и сильной мотивации талантливый человек может самостоятельно получить недостающие знания – в Сети можно найти огромное количество методической литературы.
По мнению педагога и родителя Ларисы Аликовой, практически все методические приемы, умения, навыки по педагогике и психологии для работы в школе осваиваются по экспресс-программе за 3–4 месяца по направлению школ или в индивидуальном порядке. Бывает и так, что детям более интересно слушать историка-исследователя и журналиста со специализацией по истории, чем кадрового учителя истории. Или хороший инженер может рассказать просто и очень интересно, как работают бытовые приборы. У него имеется больше практического опыта работы, чем у школьного физика. Наконец, учителя без педагогического образования, но с мотивацией и практическим опытом могут вести уроки более интересно, чем обладатели дипломов, все время заглядывающие в свои конспекты. И дети всегда отличают стремление обучить предмету от желания лишь зарабатывать деньги.
При этом очень важен тот факт, что если учитель без диплома осознанно совершил выбор профессии педагога, то со временем ему необходимо получить образование. Сейчас возможностей для этого предостаточно: очная, заочная, дистанционная форма обучения (как за свой счет, так и в рамках бюджета). И как минимум стоит пройти курсы переподготовки учителей – 72, а лучше 144 часа. Инициатива в таком деле будет руководством только приветствоваться.
Что думают родители?
Родители (особенно вдали от Москвы и других крупных городов) с пониманием относятся к трудоустройству учителей без педагогического образования. Существует и другая категория родителей, требующих наличия специального образования и диплома. Например, в одной школе в Чите работает математик без педагогического образования. Часть родителей хотят сменить учителя, они обратились к юристу с вопросом, законны ли их требования, и получили ответ: «Да, родители вправе обратиться с соответствующим заявлением к директору школы либо в управление образования, чтобы разобрались. Из любой ситуации всегда можно найти выход». По закону, как отвечает юрисконсульт, «этот гражданин вообще не имеет права работать в школе, он не соответствует требованиям, предъявляемым к должности учителя математики». Можно поступить и таким образом, однако в реальности у детей (особенно в глубинке) будут отсутствовать уроки по математике.
Иногда от родителей поступают жалобы такого рода: «Какие меры должен предпринять прокурор, если в школе работают учителя, не имеющие педагогического образования и совершившие поступки, несовместимые с педагогической деятельностью?». Примечательно то, что из органов прокуратуры приходят ответы: «Максимум, что может сделать, это внести представление в отдел образования администрации района либо области об устранении препятствий в нарушении закона», «Если выявлены нарушения при проведении проверки, то прокурор может принять меры прокурорского реагирования в виде представления об устранении нарушений». При этом акцент на факте «учителя без педагогического образования» особенно не ставится. Впрочем, если поступки, несовместимые с педагогической деятельностью, совершит учитель, имеющий педагогическое образование, он также не останется безнаказанным. Понятно, что в таких случаях обсуждается вовсе не наличие педагогического образования у школьных учителей.
Профстандарт педагога
В связи с вступлением в силу 1 января 2017 года профессионального стандарта педагога для некоторых сотрудников образовательных учреждений формальности стали иметь решающее значение. К примеру, Павлу Трофимовичу Кузнецову, учителю технологии в ярославской школе, проработавшему более 20 лет без педагогического образования, отказали в праве доработать 2016–2017 учебный год. Дело в том, что Павел Трофимович отказался получить педагогическое образование, и с 01.01.2017 стало считаться, что он не соответствует занимаемой должности.
Что говорят юристы?
Учительница из Пензы рассказала историю своей коллеги: «У нас в школе работает преподавателем физической культуры Алевтина Павловна Киреева, без педагогического образования. По первому диплому она юрист, получила образование дистанционно. При этом Алевтина прошла переподготовку более 500 часов, дистанционно онлайн за три месяца. Она проработала у нас три года, теперь возник вопрос: может ли такой сотрудник работать педагогом в школе? От юристов было получено три ответа:
- Нет, не может. Для этого нужно иметь профильное педагогическое образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Это противоречит требованиям профессиональных стандартов в части образования (ст. 195.1, 195.3 ТК РФ). Дистанционная подготовка здесь не поможет.
- В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 46) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Если его диплом соответствует этим квалификациям, то он может работать педагогом.
- Имеет право работать. Согласно ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как нетрудно заметить, иметь педагогическое образование совсем не обязательно. Достаточно иметь среднее профессиональное образование (любое, заметьте) и пройти соответствующие курсы повышения квалификации, которые в настоящее время можно просто купить. И вот вы уже педагог. В России без педагогического образования работают тысячи, если не десятки тысяч людей. В нашем городе, например, их по меньшей мере 300 человек».
В то же время, по свидетельству учителя Ильи Максимова, его знакомому, мастеру спорта без педагогического образования отказали в праве работать в спортивной школе в Барнауле.
Как бы ни сложились обстоятельства с кадрами в школе или в профессиональной карьере, всеобщим правилом и нормой в России должны быть учителя с педагогическим образованием. Отсутствие такового должно быть действительно редким исключением.
Педагогическое образование для инженеров-преподавателей профессиональных модулей
Как вы относитесь к введению обязательного педагогического образования для спецпредметников в СПО, какие формы решения этого вопроса, далеко не все инженеры имеют диплом с записью «с правом преподавания», далеко не все готовы еще учиться, кто же будет учить?
Лично я не понимаю, как можно допускать не профессионалов, не имеющих педагогическое образование, к обучению. «Как слона к посудной лавке».
Спасибо! Вот слоном меня ещё не называли!Пойду обратно в производственно- технический отдел работать! А «Технологию строительного производства» «Эксплуатацию зданий» пусть преподаёт учитель труда!))))Вам Валентина Станиславовна, необходимо научиться проводить различие между учителем и преподавателем!
Раньше такого требования к инженерам-преподавателям не предъявляли, курсы молодого преподавателя проходили, и даже космонавтов обучили — в космос полетели, без ИКТ, педагогики, как нам удалось, почему теперь не сможем?
Без ИКТ мы просто не успеваем,а без знанийй основ обучения .
Инженер-преподаватель пришедший в СПО дает студент большую возможность студентам освоить профессиональные компетенции, чем педагог не связанный со специальностью, осваиваемой студентами. Повышение педагогического мастерства инженером-преподавателем возможно на курсах повышение педагогический квалификации и в совместной работе с методистами. Инженер в состоянии освоить педагогику.И он отнюдь не слон в посудной лавке. Он может разговаривать со студентами на равных, привлекая их своим опытом работы.
Студенты больше доверяют преподавателям-практикам. Если смогут найти общий язык с ребятами, заинтересовать своей профессией, сами будут образцом, то и педагогику освоят. А писать рабочие программы, действительно, пусть методисты помогают.
А у нас инженеры пишут программы не хуже профессиональных педагогов. Мы , конечно, прошли переподготовку, получили дипломы преподавателей. Но это- зря потраченное время. не знаю, кому нужна была эта формальность. Нам год читали презентации профессиональные педагоги.) Мы так себе уроки вести не позволяем. Чтобы включить компьютер и читать с него. Мы сдавали педагогику, психологию, курсовые, сдавали государственный экзамен. Все справились легко. Для инженера — это не вопрос. а вот наоборот если.))) Вряд ли нам эти педагоги, читающие по бумажкам, сдали бы проектирование, архитектуру, технологию строительного производства. Если хотите готовить профессионалов, то нужно, как раньше, заманивать ведущих специалистов вдвое большим окладом. А не спицы в колёса вставлять в виде слабеньких курсов повышения квалификации.
Вот и объявили нам, что все идут учиться на педагога, на пятимесячные курсы за 18900 рублей, а Вам?Какой документ эту ситуацию регламентирует, кто знает подскажите?
Регламентировать деятельность в СПО сейчас может только образовательный стандарт. В нем указаны требования к преподавателям. Нет фразы, что они должны иметь педагогическое образование. А вот наличие стажировок обязательно!
Вообще нет такого требования.
Если совсем с ножом к горлу идут, попробуйте поступить в любой ВУЗ, в том числе коммерческий, с педагогическими специальностями. Или даже учреждение СПО. После зачисления предоставьте справку об обучении. А там — как понравится.Может, и останетесь. Этот вариант как минимум эффективнее, а, возможно и дешевле. В коммерческих вузиках сразу можно договариваться о рассрочке оплаты, не понравится — бросите.
Я преподаю без педагогического образования, пока не тревожат, хотя информация тоже прошла.
Иметь педагогическое образование преподавателям-инженерам не обязательно. У нас (Московский колледж), в прошлом году таких работников обязали пройти педагогические курсы и написать выпускную квалификациооную работу. Курсы можно было не проходить докторам (кандидатам) наук и магистрам, т.к. у данных категорий при обучении в докторнатуре, аспирантуре и магистратуре обязательно преподается педагогика.
100% верный ответ дала Кузьмина Светлана Александровна. Ориентируемся на ФГОС. Впрочем, сначала учебного года прошла стажировку и 2 е курсов повышения квалификации, но нам все оплачивает колледж.
Если эти требования все таки воплотятся,просто уйти с образования.Пусть работают люди с пед образованием
со стажировкой интересно,чему стажироваться если на производстве работал.не смешно ли
Дмитрий Медведев: «. детей должны обучать не люди с педагогическим образованием, а специалисты в той или иной области (то есть математику должны преподавать математики, географию – геологи и т.п.).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ в ред. от 30.12.2015
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Вывод
«Профстандарты не требуют обязательного наличия высшего педагогического образования. Требования к должностям учителя и воспитателя — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации»
http://eduurfo.ru/interview_online/now.php?SHOWALL_1=1
«. (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),»
значит, все -таки с ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПЕРЕПОДГОТОВКОЙ»
Но пока стандарт не связывает аттестацию с переподготовкой. Будем ждать
Я думаю,конечно, можно учить и без педагогического образования. Но надо подумать и о студентах. Преподавателю с практическим опытом , но без педагогического образования, не всегда известна методика преподавания учебной дисциплины.Поэтому я за педагогическое образование преподавателей профессиональных модулей. А теоретикам необходима стажировка.
А вот нас конкретно и котегорично отправили получать пед.образование. Или вы обучаетесь или освобождайте занимаемую должность.
Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать
Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать
Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.
По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями. Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть. Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.
От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка
Где учат. Например, Алтайский государственный педагогический университет (6-12 месяцев), Российский Университет Дружбы Народов (6 месяцев, 600 академических часов), ФИПКиП (интенсивное обучение — 280 часов или 520 часов с присвоением в квалификации «учитель»).
Вам так не терпится начать работать в школе, что вы не готовы тратить ещё несколько лет на педагогические образование или переподготовку. Ваша цель — стать учителем, а параллельно получать профессиональное образование. Это не самый простой вариант, но и в этом случае решение есть.
Во многих школах, особенно в регионах, педагогов остро не хватает. Если вы хорошо знаете предмет, работали в частной школе, репетитором и у вас есть рекомендации, велик шанс, что вам будут рады. Для начала пойдите в августе на заочную педагогическую переподготовку, а затем принесите в школу справку о начале учёбы. Таким образом, уже в сентябре вы можете начать работать.
Например, если у вас есть высшее медицинское образование, вы можете преподавать биологию или химию. Иногда для этого достаточно поступить на заочную дистанционную переподготовку. В Алтайском педагогическом университете такое обучение стоит 10 тысяч рублей. В Москве аналогичный курс обойдётся в восемь раз дороже.
После окончания гуманитарного факультета устроиться на работу в школу тоже нетрудно. Нужно только понять, какой предмет вы хотели бы вести. Например, выпускникам факультета журналистики проще переобучиться на учителя обществознания. В таком случае подойдёт дистанционное обучение в РУДН (необходимый «минимум» в размере 500 часов с октября по май) стоит 27 тысяч рублей.
По словам учителей, некоторые их коллеги, которых администрация очень хотела взять на работу, получали заветные корочки о дополнительной профессиональной переподготовке за несколько месяцев. Школьная администрация заинтересована в том, чтоб сохранить хорошие кадры, уверены преподаватели.
Если вы окончили мехмат МГУ, скорее всего, вас примут с распростёртыми объятиями и без каких-либо особых условий
Администрация сама порекомендует, что делать в такой ситуации, какие корочки или сертификаты получить. В хороших учебных заведениях молодым учителям всегда помогают старшие коллеги, на уроки часто приходит психолог. Таким образом, даже без серьёзного педагогического образования они получают необходимые педагогические навыки.
2 года — профильная переподготовка
Где учат. Например, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Факультет педагогического образования МГУ.
Не все школы готовы взять на работу учителя только на основании справки о начале учёбы на курсах заочной педагогической переподготовки. Если мечты о школе всё же не дают вам покоя, вы всегда можете получить постдипломное педагогическое образование.
Выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Как правило, раз в неделю нужно посещать занятия и периодически ездить на конференции и открытые уроки в школах.
На факультете педагогического образования МГУ занятия проходят в основном очно в вечернее время — по 2-3 пары, обучение занимает два года. Некоторые предметы можно сдавать дистанционно, особенно если преподаватель идёт навстречу и выкладывает материалы в сеть. Поступать на этот факультет лучше в том случае, если вы уже владеете какой-то специальностью. Например, будущий учитель химии после окончания РХТУ им. Д. И. Менделеева вряд ли узнает что-то новое о самом предмете. Зато ему расскажут о методической подготовке, планировании уроков, демонстрационных экспериментах.
От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура
Где учат. Любой педагогический вуз.
По закону после бакалавриата можно подать документы в магистратуру другого вуза по другой специальности или получить второе высшее. В некоторых случаях — даже бесплатно.
Один из самых известных педвузов страны — Московский педагогический государственный университет — предлагает программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры. К примеру, стать учителем географии и экологии можно по программе второго высшего за пять лет. Магистратура сократит время на обучение и затраты — ведь учиться всего два года, к тому же можно выбрать и заочное отделение. В таком случае можно попробовать сразу устроиться работать в школу, предоставив справку об учёбе.
Может быть, администрация не разрешит вам сразу вести предмет, но доверит кружки или дополнительные занятия. Частные школы, в отличие от государственных, иногда не так строго относятся к наичию дипломов и корочек: главное — начичие знаний и умение делиться ими с детьми.
«Мел» и «Спасибо от Сбербанка» поздравляют педагогов с Днём учителя. Не забудьте и вы поблагодарить их за всё, что они для вас сделали. Скажите любимым учителям спасибо!