Отказ в регистрации Движимого военного имущества
Решение по жалобе на действия организатора торгов — ООО Алтайский региональный центр правовой помощи «Справедливость»
по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
Дата принятия решения: 20.08.2015 г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 3 в составе:
заместителя председателя Комиссии ФАС России – начальника отдела контроля торгов Управления антимонопольного и тарифного регулирования ЖКХ, строительства и природных ресурсов О.С. Малой (ведущей заседание); членов Комиссии ФАС России: советника Управления антимонопольного и тарифного регулирования ЖКХ, строительства и природных ресурсов П.В. Ашастина; заместителя начальника отдела контроля торгов Управления антимонопольного и тарифного регулирования ЖКХ, строительства и природных ресурсов В.А. Багровой; консультанта отдела контроля торгов Управления антимонопольного и тарифного регулирования ЖКХ, строительства и природных ресурсов Кондратьевой У.Д.; заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления К.В. Косенко (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
— ООО Алтайский региональный центр правовой помощи «Справедливость»: XXXXXXXXXXXX – Протокол № б/н от 08.11.2010 общего собрания участников ООО АРЦПП «Справедливость»,
рассмотрев жалобу XXXXXXXXXXXXXX на действия организатора торгов — ООО Алтайский региональный центр правовой помощи «Справедливость» при проведении открытого аукциона по продаже высвобождаемого движимого военного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации
(извещение № 160615/8282126/02, лот № 1), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба XXXXXXXXXXXXXX (далее – Заявитель) на действия организатора торгов — ООО Алтайский региональный центр правовой помощи «Справедливость» (далее – Организатор торгов) при проведении открытого аукциона по продаже высвобождаемого движимого военного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (извещение № 160615/8282126/02, лот № 1) (далее – Аукцион, Жалоба).
На сайте Организатора торгов (www.pravo-spravedlivost.ru), на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru) Организатором торгов было размещено сообщение о проведении Аукциона (далее – Информационное сообщение), согласно которому основанием проведения Аукциона являлось постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.1999 № 1165 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества»; приказы СХО ФСО России № 199 от 14.11.2014, № 53 от 16.03.2015, № 68 от 08.04.2015, № 92 от 25.05.2015; предписания № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15; дата начала приема заявок на участие в Аукционе – 07.07.2015; дата окончания приема заявок – 31.07.2015.
1. Из Жалобы следует, что действия Организатора торгов, выразившиеся в непредставлении Заявителю заявки на осмотр реализуемого имущества, нарушили права и законные интересы Заявителя как потенциального участника Аукциона.
Согласно жалобе Заявитель 20.07.2015 на электронный адрес Организатора торгов направил запрос на заявку на осмотр имущества по лоту № 1, реализуемого на Аукционе, указав при этом наименование имущества, местонахождение, номер предписания и прикрепив копию документа, удостоверяющего личность. Ответ на указанный запрос Организатор торгов направил в адрес Заявителя 29.07.2015 по имуществу, расположенному в городе Москве. Вместе с тем Заявитель направлял запрос на заявку на осмотр имущества, в том числе расположенное в городе Москве, Московской области, Тверской области и в городе Чехове-2 Московской области. Поскольку Организатором торгов не были направлены заявки на осмотр имущества, расположенного в городе Москве, Московской области, Тверской области и городе Чехове-2 Московской области Заявитель не смог осмотреть и оценить интересующее его имущество до даты подачи заявки на участие в Аукционе.
На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что 21.07.2015 на электронную почту Организатора торгов поступил запрос от Заявителя на заявку на осмотр следующего имущества:
«- линии связи, комплекты необслуживаемых усилительных пунктов кабельной магистрали, картриджи, тонеры, имущество (местонахождение – г. Москва, Московская область, Тверская, область, предписание № 6);
— кабельная магистраль (местонахождение – г. Чехов-2 Московской области, предписание № 6);
— имущество (местонахождение – г. Москва, предписание № 6)».
В связи с тем, что из заявки Заявителя на осмотр имущества невозможно было установить конкретный перечень имущества, с которым Заявитель намеревался ознакомиться, 27.07.2015 и 28.07.2015 г. Организатор торгов направил на электронную почту Заявителя письмо с просьбой уточнить имущество, расположенное в городе Москве, поскольку согласно предписанию № 6 имущество, расположенное в городе Москве, Московской области, Тверской области состоит из 83 наименований имущества.
28.07.2015 Организатором торгов было получено электронное письмо Заявителя с указанием порядкового номера имущества из предписания № 6 (а именно №№ 392, 394, 475), а также конкретного наименования имущества.
29.07.2015 на электронную почту Заявителя Организатор торгов направил письмо с приложением заявки на осмотр имущества, расположенного в городе Москва, Московская область, Тверская область (а именно с 392 по 474 позицию согласно предписанию № 6), а также контактные данные лиц, ответственных за организацию осмотра имущества, расположенного в городе Чехове-2 Московской области и по городу Москве, пояснив при этом, что заявка на осмотр указанного имущества не требуется, для осмотра достаточно связаться посредством телефонной связи с ответственным лицом и согласовать время осмотра.
На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представителем Организатора торгов был представлен Государственный контракт от 03.02.2015 № Ф15-60 на оказание услуг по реализации высвобождаемого движимого военного имущества ФСО России в 2015 году, заключенный между Федеральной службой охраны Российской Федерации (далее здесь – Заказчик) и Организатором торгов (далее здесь – Исполнитель) (далее – Государственный контракт).
В соответствии с пунктом 2.1.2 Государственного контракта Заказчик обязан допускать участников аукциона по заявкам Исполнителя к местам хранения имущества, представленного к реализации, для его осмотра.
Следует отметить, что законодательством Российской Федерации не предусмотрен порядок и форма предоставления заявок на осмотр высвобождаемого движимого военного имущества, реализуемого на аукционе.
На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России Заявитель сообщил, что правом на осмотр имущества, расположенного в городе Москве, на осмотр которого Организатором торгов была предоставлена заявка, не воспользовался. Доказательств того, что Заявителю было отказано в осмотре имущества, расположенного в городе Чехове-2 Московской области, Заявитель не представил.
Учитывая вышеизложенное, установить факт преднамеренного недопуска Организатором торгов Заявителя к осмотру имущества, реализуемого на Аукционе в рамках рассмотрения настоящей Жалобы не представляется возможным.
2. Согласно Жалобе действия Организатора торгов по включению в проект договора купли-продажи высвобождаемого движимого военного имущества (далее – Договор) условия об обязанности Покупателя в течение 5 дней, с даты получения имущества, предоставить Продавцу оригиналы документов (ОС-1, Накладная), подтверждающие передачу данного имущества является не выполнимым и может привести к ограничению числа потенциальных участников Аукциона. Оригиналы документов ОС-1 и накладной выдаются по месту получения высвобождаемого движимого военного имущества в одном экземпляре и являются основными правоустанавливающими документами на имущество, которые должны оставаться у покупателя как документы, подтверждающие основные вещные права на это имущество.
На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что форма акта ОС-1 и накладная подписывается непосредственно между Федеральной службой охраны Российской Федерации (в месте нахождения имущества) и покупателем, и являются документами, из которых продавец, то есть Организатор торгов, может установить исполнение покупателем обязанности по получению имущества, приобретенного на Аукционе. Условиями Договора и законодательством Российской Федерации не установлено ограничений по количеству передаваемых покупателю экземпляров акта ОС-1 и накладной.
Поскольку на рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России Заявителем не было представлено доказательств, подтверждающих довод о том, что при получении высвобождаемого движимого военного имущества покупателю выдается один экземпляр документов (ОС-1 и накладной), сделать вывод о нарушении прав потенциальных участников Аукциона Комиссии ФАС России в рамках рассмотрения настоящей Жалобы не представляется возможным.
3. Согласно Жалобе действия Организатора торгов по включению в Договор условий об оплате неустойки может привести к ограничению числа потенциальных участников Аукциона.
Так, Заявитель на рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России пояснил, что согласно пункту 4.3. Договора в случае отказа покупателя от исполнения обязательств по Договору (пункт 3.8 Договора), покупатель уплачивает продавцу неустойку в размере 10% от стоимости Договора.
В соответствии с пунктом 3.8 Договора обязательство собственника имущества по передаче имущества считается выполненным с момента подписания покупателем акта приема-передачи имущества.
Таким образом, согласно пояснениям Заявителя, не понятно в каком случае покупателю необходимо оплачивать вышеуказанные 10% от стоимости Договора.
Кроме того, по мнению Заявителя, пункт 4.4 Договора также носит ограничительный характер для потенциальных участников Аукциона.
Так согласно пункту 4.4 Договора в случае нарушения сроков вывоза имущества, указанных в пункте 3.9, покупатель выплачивает продавцу неустойку в размере 0,2% от стоимости Договора за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктом 3.9 Договора в случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или Договора отказывается от принятия имущества, продавец вправе потребовать от покупателя принять имущество или отказаться от исполнения Договора.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Исходя из анализа части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган, в том числе лицами, права и законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Таким образом, подателю жалобы, в рамках рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции необходимо сослаться на нарушение нормы, при нарушении которой могут быть ущемлены права подателя жалобы.
Согласно информации, представленной представителем Организатора торгов на рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России, на участие в Аукционе было подано 4 заявки.
Поскольку Заявителем на рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России не были представлены подтверждения своих доводов о том, каким образом условия Договора являются невыполнимыми и ограничивают число потенциальных участников Аукциона, в том числе учитывая, что на участие в аукционе было подано 4 заявки и условия являются одинаковыми для всех участников, Комиссия ФАС России не может сделать вывод о наличии (отсутствии) в действиях Организатора торгов признаков ограничения, устранения конкуренции.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Признать жалобу XXXXXXXXXXXXXX на действия организатора торгов — ООО Алтайский региональный центр правовой помощи «Справедливость» при проведении открытого аукциона по продаже высвобождаемого движимого военного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (извещение № 160615/8282126/02, лот № 1), необоснованной.
Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Продажа военного имущества: особенности, описание процедуры и рекомендации
Законодательство не дает четкого определения понятию «военное имущество» или «собственность военной организации». Однако проанализировав военно-правовые нормы, можно прийти к аналогии с термином «материальные средства военной организации», что, возможно, подразумевает под собой применение порядка продажи военного имущества с консервации.
К материальным военным средствам, как правило, относятся: вооружение, техника, имеющая статус боевой, боеприпасы, ракеты и топливо к ним, горючее, специальные жидкости и смазочные материалы, вещевое, химическое и инженерное имущество, продовольствие, казарменно-жилищный фонд, включая сооружения, здания, танкодромы, полигоны, земельные участки, учебные центры и иные виды собственности, которые имеют материальную форму и удовлетворяют потребности войск и вооруженных сил как в военное, так и в мирное время.
Гражданское право, как и военное, не дает определения понятию имущества в военной сфере. Обобщенное понятие имущества в Гражданском кодексе имеет слишком широкое значение, чтобы употреблять его повсеместно.
Как проводятся аукционы по продаже высвобождаемого военного имущества, узнаем из данной статьи.
Режим военного имущества с точки зрения права
Необходимо принять во внимание, что, согласно Гражданскому кодексу, к имущественным отношениям, в основе которых лежит административное подчинение, в том числе и в области обороны, общие нормы законодательства неприменимы, если иное не предусмотрено отдельными статьями. По этой причине важно правильно определить статус имущества (гражданско-правовой или военно-административный).
В силу вышесказанного, режим военного имущества с правовой стороны может осуществляться по нормам не только военного, но и гражданского права. С учетом этого, а также Федерального закона об обороне, имущество всех видов войск, Вооруженных сил и иных формирований и органов относится к собственности государства и находится в его юрисдикции, давая право на оперативное или хозяйственное управление.
Таким образом, военное имущество можно определить следующим образом: это материальные средства, находящиеся в федеральной собственности, использующиеся военными организациями и дающие им право на хозяйственное или оперативное управление, направленное на осуществление потребностей войск и формирований в военное и мирное время.
Если учесть особую деятельность военных организаций, которая осуществляется в государстве и обществе, то можно отметить тот факт, что режим военного имущества с точки зрения права оказывает существенное воздействие на оборотоспособность объектов гражданских прав.
Данная особенность позволяет выделить несколько видов военного имущества:
- Собственность, которая была изъята из эксплуатации. Сюда входят ракетные комплексы, боевые корабли, подводные лодки, самолеты, бактериологическое, ядерное, химическое и другие виды оружия массового поражения.
- Оборотоспособное имущество, ограниченное в эксплуатации. К нему относится имущество, которое может быть использовано только при наличии специального допуска.
- Имущество неограниченного оборота. К нему относятся предметы мебели, одежды, медикаменты, продовольствие и культтовары.
В зависимости от того, к какому виду относится то или иное военное имущество, распределяются полномочия субъектов правоотношений и определяется степень управления данной собственностью.
Движимое и недвижимое военное имущество
Правовое регулирование военного имущества зависит также от того, о движимой или недвижимой собственности идет речь. Недвижимым обычно называется находящиеся на балансе или прикрепленные к определенным военным организациям складские и казарменно-жилищные здания. Перемещение данных объектов без причинения вреда их прямому назначению не представляется возможным.
Движимым военным имуществом называют все материальные средства организаций, которые передаются им согласно прописанным законом правилам с целью исполнения особых задач, выполняемых для защиты и обороны страны.
Законодательство все еще не разрешило вопрос о государственной регистрации военными формированиями имущественных прав на недвижимую собственность, которая за ними закреплена. Гражданский кодекс предусматривает обязательную регистрацию для любых видов недвижимой собственности и предусматривает занесение информации в единый реестр, получить которую может любое лицо.
Здесь возникает противоречие, поскольку информация о многих военных объектах является секретной и разглашение ее недопустимо. Поэтому на общих основаниях могут быть зарегистрированы только те объекты, которые принимают участие в гражданском обороте, а именно сдаются в аренду и используются в иных целях.
Права собственника военного имущества
К субъектам правоотношений по поводу имущества в военной сфере являются:
- Российская Федерация, а конкретно Правительство.
- Уполномоченные правительством органы, включая федеральные органы исполнительной власти, министерство имущественных отношений и органы управления в военной области.
- Военные организации.
Как было упомянуто, военное имущество принадлежит государству, а права собственника осуществляет правительство и уполномоченные органы. Часть полномочий по управлению имуществом в сфере обороны делегируется нижестоящим органам. Подробные перечни полномочий можно найти в положениях о данных службах, должностных инструкциях и т. д.
Права собственника реализуются Правительством, согласно действующим законам и нормам, как гражданским, так и военно-административным. Права на возможную продажу военного имущества в России, его использование и владение передаются организациям военного направления. Они не просто получают имущество, но и обеспечивают его сохранность и целевое использование. Собственник контролирует данный процесс.
Распоряжение недвижимым имуществом
В список прав, которые осуществляются правительством в отношении военной сферы, входят:
- Создание военной организации.
- Определение целей и предмета деятельности военной организации.
- Реорганизация и ликвидация.
- Назначение руководителя.
- Получение доли от прибыли, получаемой при использовании имущества организации.
Данные полномочия значительно влияют на режим военного имущества правового характера, определяя его использование и хранение.
Какие соглашения относятся к сделкам по недвижимости?
Закон предусматривает специальную систему совершения сделок по распоряжению военным недвижимым имуществом.
К сделкам такого рода относят:
- Сдачу в аренду.
- Обременение залогом.
- Внесение в уставной капитал товариществ и обществ хозяйственного назначения.
- Продажу высвобождаемого военного имущества.
Добро на совершение подобных сделок должно даваться непосредственно Министерством имущественных отношений. Распоряжение теми видами имущества, которые относятся к области хозяйственного ведения, ограничений не накладывается, если это не предусмотрено законом.
Высвобождение и реализация
Правительство устанавливает особый порядок продажи высвобождаемого движимого военного имущества. Боеприпасы и вооружение к данному пункту не относятся.
Федеральные органы исполнительной власти принимают решение о высвобождении и дальнейшей продаже военного имущества на аукционе. Для этого необходим посредник, а именно уполномоченный орган военного управления, который заключает договор с организациями с целью реализации. Определение посредника происходит на конкурсной основе. Кстати, многие ценят то, что было сделано в Советском Союзе, поэтому продажа военного имущество СССР с хранения не потеряло свою актуальность.
Полученные от продажи денежные средства в полном объеме направляются в федеральный бюджет. Из этой суммы оплачивается предреализационная подготовка и сама продажа военного имущества с хранения.
Распоряжение консфикатом
В некоторых ситуациях военное имущество, которое закреплено за определенным предприятием на правах хозяйственного управления, может быть конфисковано по решению собственника. Тогда может произойти продажа списанного военного имущества. Такое военное имущество допустимо использовать только под строго ограниченные цели, которые устанавливаются собственником. Распоряжаться данным видом имущества предприятие не сможет, не заручившись согласием собственника.
Оперативное управление военным имуществом считается производным от права собственности и включает в себя владение, распоряжение и использование. Возможности данного вида управления, однако, более ограничены, чем в праве хозяйственного ведения. Это продиктовано не только законом, но и целями деятельности при использовании военного имущества на правах оперативного управления.
Собственник имеет право на изъятие лишнего, используемого не по назначению или неиспользуемого имущества, а также на продажу военного имущества.
Обладателями права оперативного управления военного имущества могут стать такие юридические лица, как казенные предприятия и учреждения. Для каждой организации предусмотрены свои особенности и порядок продажи военного имущества.
Следует помнить, что право оперативного управления, равно как и право хозяйственного ведения распространяются на продукцию, доходы от использования имущества, а также на собственность, которая была приобретена военной организацией по договору.
Прекращение прав на военное имущество
Аннулирование прав хозяйственного ведения и оперативного управления происходит в установленном законом порядке, равнозначном прекращению права собственности, что отменяет возможную продажу военного имущества. Подобная ситуация может произойти по волеизъявлению собственника или уполномоченного им органа власти.
Причины аннулирования имущественных прав
В военной сфере основаниями для прекращения прав на имущество могут являться:
- Использование по целевому назначению в повседневной деятельности, в том числе медикаментов и продовольствия, а также в ходе боевых действий, включая ракеты и боеприпасы.
- При утрате имущества в период боевых действий, по халатности или иной неправомерной ситуации.
- Как результат участия организации в гражданском обороте в ситуациях, которые предусмотрены законодательством.
- В процессе реализации военного имущества в связи с решением, принятым вышестоящими органами управления.
- Изъятие уполномоченными вышестоящими органами управления в сфере обороны. Это актуально при переформировании, сокращении, передислокации, ликвидации или снятии материальных средств со снабжения.
Гарантированность имущественного режима
Правовыми гарантиями правового режима имущества являются:
- Присутствие особых государственных структур, которые являются юридическими подразделениями вооруженных сил и иных видов войск, органов и формирований, а также военных судов и прокуратуры.
- Наличие средств для обеспечения целевого использования и сохранности военного имущества. Право обратиться в суд или военную прокуратуру, а также провести экспертизу проектов, актов и договоров.
- Органы военного управления обладают правом на осуществление контроля над выполнением подчиненными правового режима и возможной продажи военного имущества.
- Военно-административные нормы являются преобладающими в нормативных актах.
- Материальная ответственность военных за ущерб имуществу.