Перекрытие пожарного проезда коап
Expertrating.ru

Юридический портал

Перекрытие пожарного проезда коап

Ответственность за подъезд к возможному пожару

Пожароохранная сигнализация не спасет загоревшееся здание, если к нему не смогут подъехать пожарные машины. Доступ к зданию перекрывают, как правило, сами собственники или арендаторы, пытаясь защитить себя от воров и других нежданных гостей. Мало кто знает, что несанкционированное перекрытие проезда пожарных машин к зданиям и сооружениям наказуемо.

За перекрытие проезда к зданию или сооружению, к которому не смогли приблизиться пожарные расчеты, на должностных лиц налагается административный штраф от 500 до 1000 руб., на юридические лица — от 5000 до 10 000 руб. Такая ответственность предусмотрена ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ.

Кого могут наказать

Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности (индивидуальных жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, надворных построек и др.) несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок — арендаторы.

Если речь идет о многоквартирном доме, в котором избрана управляющая компания, ответственная за эксплуатацию общего имущества, ответственность за обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности возлагается на нее. Это следует из ст. 37 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно части 2 этой статьи ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. К последним, в частности, относятся руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Требования к пожарной безопасности установлены и в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее — Правила). Они обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства (п. 1 Правил). В пункте 23 Правил закреплено, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны всегда быть свободными для движения пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.

За что накажут

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ, может выражаться как в противоправном действии (в парковке автомобилей, мешающей проезду пожарных машин, или установке бетонных плит для воспрепятствования проезда «чужих» машин из соседних дворов или сквозного проезда), так и в бездействии (неустранении должностным лицом помех на дороге для проезда пожарных машин, иной техники, если это входит в его обязанности).

К ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ привлекают не только в ситуации, когда не удалось проехать к месту конкретного пожара, но и при обнаружении уполномоченным лицом препятствия для проезда. Так называемую профилактику нарушений путем проверки соблюдения правил пожарной безопасности проводят государственные инспекторы по пожарному надзору.

Перекрытие проездов обычно встречается на территориях новостроек. Проезды перекрываются железобетонными блоками, металлическими заборами, столбами. Отвечают за это самоуправство собственник, арендатор, управляющая компания, даже если возведенные баррикады установлены без их ведома.

Организации по обслуживанию жилого или нежилого фонда обязаны обеспечивать свободный подъезд к люкам смотровых колодцев и узлам управления инженерными сетями, а также к источникам пожарного водоснабжения (пожарным гидрантам, водоемам), расположенным на обслуживаемой территории. Об этом говорится в п. 3.6.4 Правил. Если такая обязанность надлежащим образом не исполнена, есть состав административного правонарушения. Причем нарушителю не помогут доводы об отсутствии вины в его совершении. Дело в том, что рассматриваемое нарушение может быть совершено как виновно, так и по неосторожности (не знали, не осознавали, но должны были предполагать, что деяние противоправно). Об этом необходимо помнить, принимая решение об охране собственной или арендуемой территории.

В подобных ситуациях суды полностью соглашаются с пожарным надзором, привлекая виновных к ответственности за неисполнение обязанности по обеспечению свободного проезда и подъезда для пожарной техники (Определение ВАС РФ от 24.12.2008 № 16899/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.06.2009 по делу № А43-26616/2008-43-364, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу № А43-26616/2008-43-364).

Когда территория с объектом недвижимости передана в аренду, в пользование, может возникнуть вопрос, кто ответствен за расчистку путей подъезда. Ответ следует искать в договоре. Если договором ответственность переложена на плечи арендатора (пользователя), отвечать придется ему. Напротив, если стороны в договоре не упомянули об этом, груз ответственности ложится на собственника.

В любом случае органы пожарного надзора, выявив нарушение, будут искать собственника или владельца территории. И если обязанность по обеспечению пожарной безопасности передана другим лицам, претензии предъявят им.

На практике юристы предусмотрительно включают в договор условие, в соответствии с которым при предъявлении претензий к собственнику со стороны контролирующих или надзорных органов последний, например, оплатив штраф, имеет право требовать от ответственного нарушителя возмещение понесенных расходов. Такое условие не раз спасало собственника, не причастного к нарушению. Подобную ответственность рекомендуется возлагать на пользователя по отношению ко всем правилам безопасности и охраны, включая санитарно-эпидемиологические, природные и экологические.

Это важно!

Пример условия договора о возложении ответственности на пользователя:

«Пользователь обязан содержать помещение и территорию в полной исправности и надлежащем санитарном состоянии в течение всего срока действия договора. Соблюдать и обеспечивать в помещении и на территории требования санитарно-эпидемиологического надзора, Госпожарнадзора и иных отраслевых правил и норм, установленных для предприятий данного вида деятельности. Нести ответственность за пожарную безопасность в помещении и на территории. Соблюдать в процессе своей деятельности законодательство об охране природной и экологической безопасности. Нести полную материальную ответственность за несоблюдение требований нормативных правовых и иных актов, регламентирующих порядок охраны и природопользования».

Перекрытие пожарного проезда коап

СП 4.
“Настоящий свод правил применяется при ПРОЕКТИРОВАНИИ и СТРОИТЕЛЬСТВЕ вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара”.

КоАП РФ ст.20.4 часть 8
“Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей”.

Требования к заужению проездов должны быть прописаны в ППР-2012.

[04.07.2013 12:19:12] уважаемые коллеги :
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» свод правил – документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

поэтому любой в любом суде, мне скажут, что СП добровольного исполнения, и “нарушитель” может пренебречь ними.

[04.07.2013 12:23:08] один из них (в запасе) ®

[04.07.2013 11:32:39] пишет:

“Требования к заужению проездов должны быть прописаны в ППР-2012.”

да есть п. 75 ППР, но не относится к гражданам .

[04.07.2013 14:14:20] да есть п. 75 ППР, но не относится к гражданам .
.
Это говорит о том, что Россия страна больших свобод для граждан.
.
зауживание проезда – это строительные работы. На чужой территории.
Должна быть у гражданина на это лицензия и проект.
У каждой территории есть владелец (государство, по крайней мере).
Это по крайней мере посягательство на чужую собственность.
Дорога у кого то во владении.
Вот с владельца и спрашивать, за зауживание его дорог.
Пусть владелей платит штраф, и ищет злоумышленника.
Ну как то так..
.

[04.07.2013 14:24:37] Прям уж так и строительные работы. Дебил на фуре перегородил дорогу, вот и всё.

[04.07.2013 14:41:27] Ув. один из них (в запасе) ® [04.07.2013 14:24:37]
но уто же не сужение дороги.
Это стоянка автомобиля (это уже смотрим в Правила движения)

[04.07.2013 14:43:15] см.первый пост автора:
“сузить(перекрыть) проезд (улицу) каким-нибудь гражданином. “

[04.07.2013 14:55:40] Jack Ketch ®

[04.07.2013 12:23:08]да есть п. 75 ППР, но не относится к гражданам .

п. 75. Руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.
Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.
И где же в этом пункте запрет на заужение.

[04.07.2013 15:01:16] “сузить(перекрыть) проезд (улицу) каким-нибудь гражданином. ”
.
уж тогда не ГРАЖДАНИНОМ,- а. Ф У Р О Й
)))

[04.07.2013 21:23:28] В Адеквате ®

п. 75 ППР, я имел хоть как-то можно к организациям предъявить.

Читать еще:  Могут ли выселить из кватриры

а простой гражданин, например, поставил столю посередине улицы и какой спрос с него ?

После раздумий родилось такое мнение: сужение(перекрытие) проездов (улиц и тд) является захватом территории, т.е. самоуправство.
Ответственность предусмотрена ст. 19.1 КоАП РФ, составляют сотрудники ОВД. Соответственно, необходимо такую жалобу направить по подведомственности в местное ОВД.

Какие еще будут мнения ?

[04.07.2013 21:24:47] в предыдущем посте вместо слова “столю” необходимо – “столб”.

[05.07.2013 9:07:23] Коллеги,разве никто не сталкивался с таким вопросом? Хочу разобраться с данным вопросом, поставить все на свои места! Поактивней пожалуйста!

[05.07.2013 11:56:26] Думаю что надо смотреть дорожные ГОСТы и ФЗ. Нарушения требований к дорогам и проездам находится в компетенции дорожно-транспртного надзора
Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ
“Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Статья 30. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам
1. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться:
1) при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог;
2) в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
2. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов.
4. В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.

[05.07.2013 12:13:34]

СП 4.
“Настоящий свод правил применяется при ПРОЕКТИРОВАНИИ и СТРОИТЕЛЬСТВЕ вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара”.

–Конец цитаты——
Модное слово – “Да уж” – косяк.

“8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.”

Редакция 2010 года –

“6. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники,”

Разница в том, что раньше только перекрытие, а теперь обеспечение.

Наверное можно СНиП II-89-80, и СНиП 2.07.01

За нарушение требований пожарной безопасности по проездам на внутридомовые территории на автовладельцев налагается административный штраф

Заставленная машинами жильцов придомовая территория многоэтажек – привычная картина для казанских дворов. Частными автомобилями загромождены не только газоны и детские площадки, но и проезды для машин экстренных служб. Чтобы приучить казанцев к соблюдению правил парковки во дворах, пожарные регулярно проводят профилактические рейды во дворах многоэтажек с участием пожарной техники. В этот раз в данном мероприятии приняли участие и журналисты городских, республиканских и федеральных средств массовой информации.

Очередной такой рейд состоялся вечером 17 марта во дворе дома №76 по ул. Р. Зорге, где ночью 14 марта горели балконы квартир, расположенных на седьмом, восьмом и девятом этажах второго подъезда девятиэтажки. В ту трагическую ночь, когда пожарные подразделения въехали во двор этого дома, вся проезжая часть придомовой территории была занята припаркованными автомобилями жильцов. Пожарная автолестница не смогла быстро развернуться на месте для спасения людей, просящих о помощи с балконов своих квартир. Поэтому пожарным вместе с жильцами дома пришлось вручную оттаскивать автомобили, мешающие проезду автолестницы и другой пожарной техники. И этот случай не единичный, пожарным практически каждый раз приходится сталкиваться с трудностями при движении по дворам жилых домов, то шлагбаум преградит путь, то автомобиль, припаркованный автолюбителем как попало.

– Если бы путь для проезда был свободен, то, в случае пожара, мы бы смогли подъехать к подъезду, где горит квартира, вплотную, тогда бы на тушение у нас ушло бы меньше времени, чем, когда нам приходится, не доехав метров двести до места пожара, прокладывать магистральную линию и тянуть пожарные рукава. На все это теряются драгоценные минуты, которые так необходимы не только для тушения огня, но и спасения людей, – прокомментировал ситуацию командир отделения ПСЧ №7 ОФПС №7 по РТ Антон Аникин.

Вот и сегодня в семь часов вечера двор этого девятиэтажного дома был заставлен припаркованными машинами. Только пожарная машина въехала во двор, она сразу столкнулась с препятствием – одна из легковушек была оставлена автолюбителем так, что сузила проезжую часть, поэтому пожарная автоцистерна мимо нее проехать уже не смогла. Сотрудники надзорной деятельности сразу замерили ширину оставленного проезда. Она составила всего четыре метра, однако по нормативу в данном случае для проезда пожарной техники необходима ширина проезда 4.2 метра. Чтобы привлечь автовладельца к административной ответственности инспекторы ГПН зафиксировали нарушение, записали номер автомобиля. После чего эти данные направляются в ГИБДД для установления личности автовладельца, а потом письмом до него доводится факт нарушения. Кстати, на граждан в этом случае предусмотрен административный штраф в размере от 1.5 до 2 тысячи рублей, а на юридических лиц – от 100 до 150 тысячи рублей.

К сожалению, такое состояние проезжей части, по словам пожарных, типично почти для всех дворов.

– Сегодня мы провели профилактический рейд по проверке проезда спецтехники во дворах жилых домов. При въезде во двор дома №76 по улице Р. Зорге пожарная автоцистерна дальше уже проехать не смогла. Ей помешал припаркованный автомобиль. Данное нарушение мы зафиксировали измерением и фотофиксацией. Затем направим запрос в ГИБДД для установки личности автовладельца, чтобы затем уведомить владельца об административном правонарушении, – рассказал об итогах рейда начальник отделения надзорной деятельности Приволжского района г. Казани УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РТ Динар Газизов. – Такие рейды мы проводим для того, чтобы автовладельцы задумались о пожарной безопасности своего жилья и не парковали свои автомобили где попало. Конечно, благосостояние семей растет, у каждых по 1-2 машины, и они не пользуются автостоянкой, а паркуют машины под окнами, во дворах.

Как выяснилось в ходе рейда, заполненная автомобилями придомовая территория не устраивает и тех жильцов, у кого нет машин. Шум работающего двигателя, запах выхлопных газов – все это постоянно испытывают владельцы квартир первых этажей, поэтому они тоже были согласны с пожарными, чтобы привлечь нерадивых автолюбителей к ответственности.

Проведенные проверки показали, что проблемы с проездом пожарных автомобилей во внутридомовые территории связаны с зауживанием проездов, а в отдельных случаях, их блокированием, а также установкой шлагбаумов и различных железобетонных плит и ворот. По итогам проведенных проверок в отделы полиции направлены соответствующие запросы об установлении собственников автотранспортных средств.

По республике с начала 2016 года проведено 3 205 рейдов, в ходе которых проверено 6 682 внутридомовые территории, из них в 127 выявлены затруднения в проезде пожарных автомобилей. В ходе рейдов выявлен 81 автовладелец, нарушающий требования пожарной безопасности по проездам на внутридомовые территории, в отношении которых возбуждены административные дела по части 8 ст. 20.4 КоАП РФ. К административной ответственности в виде штрафа по части 8 ст. 20.4 КоАП РФ привлечено 2 должностных лица и 52 гражданина на общую сумму 83 тыс. рублей.

О проектировании пожарных проездов

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов.

Требования к устройству проездов и подъездов для пожарной техники содержатся в своде правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» и строительных нормах и правилах СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»).

Согласно нормам, подъезд пожарных автомобилей должен быть с двух продольных сторон многоквартирных жилых домов высотой 28 и более метров.

Если дом ниже 28 метров с двусторонней ориентацией квартир и есть наружные открытые лестницы, связывающие лоджии и балконы смежных этажей между собой, или наружные лестницы при коридорной планировке зданий, то подъезд пожарных автомобилей может быть обеспечен только с одной стороны.

Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты должна составлять не менее:

– 3,5 метров – при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

– 4,2 метра – при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;

– 6,0 метров – при высоте здания более 46 метров.

При этом в общую ширину противопожарного проезда допускается включать тротуар, примыкающий к проезду. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения следует принимать для зданий высотой до 28 метров включительно: 5 – 8 м., для зданий высотой более 28 метров: 8 – 10 м.

Читать еще:  Перевозка кислородных баллонов автотранспортом без допог

Между домом и дорогой (проездом) не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

При проектировании проездов и пешеходных путей возможность проезда пожарных машин и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями, необходимо обеспечивать в любую квартиру или помещение.

При устройстве тупиковых проездов, они должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров, а их максимальная протяженность не должна превышать 150 метров.

Анализ проверок внутридомовых территорий

Проблемы с проездом пожарных автомобилей во внутридомовые территории связаны с зауживанием проездов, а в отдельных случаях и с их блокированием автотранспортными средствами граждан.

Проведенные проверки показали, что проблемы с проездом пожарных автомобилей во внутридомовые территории связаны с зауживанием проездов, а в отдельных случаях их блокированием автотранспортными средствами граждан, а также установки шлагбаумов, различных железобетонных плит, железных ворот и т.д. Тем самым, въезд на внутридомовую территорию становится невозможным. По данным фактам к данным виновникам применяются меры административного воздействия.

По итогам проведенных рейдов в отделы полиции направлены соответствующие запросы об установлении собственников автотранспортных средств.

Об административной ответственности

Правила противопожарного режима в Российской Федерации регламентируют содержание дорог, подъездов и проездов к зданиям и пожарным гидрантам, которые должны содержаться в исправном состоянии.

Также правилами запрещена стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов и в пределах противопожарных расстояний между зданиями, на разворотных и специальных площадках для установки пожарно-спасательной техники.

Частью 8 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, создающие определенные трудности для проведения первоочередных действий по спасению людей и тушению пожаров, возложенных законодательством на пожарно-спасательную службу.

За загромождение проездов согласно части 8 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность на граждан от 1.5 тыс. рублей до 2 тыс. рублей, должностных лиц от 7 до 10 тыс. руб., юридических лиц – от 100 до 150 тыс. рублей.

Статья 20.4 КОАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

3 – 5. Утратили силу. – Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, –

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Утратил силу. – Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Комментарии к ст. 20.4 КОАП РФ

1. Комментируемая статья включает следующие составы административных правонарушений: нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ (ч. 1); нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима (ч. 2); нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека (ч. 3); несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники (ч. 6). В комментируемую статью также включены два состава (ч. ч. 4 и 5), связанные с сертификацией в области пожарной безопасности (отсутствие сертификата пожарной безопасности, в том числе при продаже продукции и оказании услуг, требующих такой сертификации).

2. Рассматриваемая статья исключает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренную другими статьями настоящего Кодекса: ст. 8.32 – нарушение правил пожарной безопасности в лесах и ст. 11.16 – нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.

3. Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ “О пожарной безопасности” (с изм. и доп.), Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 и введенными в действие с 30 июня 2003 г. (РГ. 2003. 4 июля), Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 “О государственном пожарном надзоре” (в ред. Постановления от 2 октября 2009 г. N 777).

Статья 20 Федерального закона “О пожарной безопасности” определяет содержание и порядок принятия актов, устанавливающих требования пожарной безопасности, и указывает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании пожарной безопасности.

В апреле 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”. В указанном Законе подробно определены основные понятия, связанные с обеспечением пожарной безопасности (п. п. 1 – 49 ст. 2), установлены требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов (раздел II), зданий, сооружений и строений (раздел III), требования к производственным объектам (раздел IV) и др.

Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности и утвержденными в установленном порядке. Для особо сложных и уникальных зданий, кроме соблюдения требований Правил пожарной безопасности в РФ, должны быть разработаны специальные правила пожарной безопасности, отражающие специфику эксплуатации этих объектов и учитывающие пожарную опасность. Указанные специальные правила пожарной безопасности должны быть согласованы с органами государственного пожарного надзора в установленном порядке. На каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.). Учитывая значение превентивных мер в обеспечении пожарной безопасности, законодатель в качестве основной (альтернативной) меры наказания ввел административное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток по постановлению районного судьи (см. Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, а также комментарии к ст. ст. 3.12 и 32.12).

Читать еще:  Должностная инструкция оператора бсу

4. Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.

5. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Исключение составляет ч. 3 комментируемой статьи Кодекса, которая предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности при возникновении пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.

6. Поскольку диспозиция данной статьи является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные требования были нарушены или не выполнены.

Конкретизация объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, обусловливает необходимость обратиться к ст. 30 Федерального закона “О пожарной безопасности” и нормативным правовым актам органов государственной власти, на основе которых в случае повышения пожарной опасности (например, при стихийных бедствиях, крупных техногенных катастрофах, введении чрезвычайного положения) могут устанавливаться особый противопожарный режим, дополнительные требования пожарной безопасности, согласованные с государственной противопожарной службой.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3 – 5 настоящей статьи, может быть выявлена на основе упомянутых выше Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (с изм. и доп.), а также соответствующих постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актов, детализирующих порядок выдачи и обязательного получения (наличия) сертификатов пожарной безопасности на ту или иную продукцию, продажу продукции или оказание услуг.

Объективная сторона состава, предусмотренного ч. 6 данной статьи, может выражаться в несанкционированном, не согласованном с государственной противопожарной службой перекрытии проездов к зданиям и сооружениям пожарных машин и техники, связанном со строительными и ремонтными работами, устройством стоянок автомашин, в том числе установкой так называемых “ракушек” для хранения автомобилей, и т.п.

7. Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий (нарушение), так и в форме бездействия (невыполнение) должностных лиц и граждан.

8. При установлении административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности выделяются три категории субъектов: граждане; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения указанных требований на вверенном им участке работы; юридические лица. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п.

Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности (индивидуальных жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, надворных построек и др.) несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок – арендаторы.

9. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

10. Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов за нарушение (невыполнение) действующих требований пожарной безопасности вне места службы несут ответственность на общих основаниях (ст. 2.5 Кодекса).

11. Нарушение требований пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности, а в отношении наступивших последствий – в форме неосторожности (исключая поджоги).

Неосторожным (совершенным по небрежности) правонарушение признается тогда, когда виновное лицо не предвидело противоправного характера своих действий, хотя должно было и могло предвидеть. Вина в форме неосторожности, самонадеянности или небрежности имеет место в тех случаях, когда субъект административной ответственности совершает действие (бездействие), нарушающее требования пожарной безопасности, с которыми он предварительно не ознакомился, хотя сознавал, что в данной сфере имеются соответствующие нормы и правила, регламентирующие установленный порядок противопожарной защиты.

12. Основанием для отграничения административных правонарушений в сфере обеспечения пожарной безопасности от преступлений, предусмотренных ст. 219 УК РФ, является отсутствие причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо отсутствие деяния, повлекшего по неосторожности смерть человека.

13. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ст. 23.34), а по ч. 1 данной статьи – районные судьи, если возникнет необходимость применения наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ч. 1 ст. 28.3); по ч. ч. 1 – 3 данной статьи – также органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (п. 39 ч. 2 ст. 28.3); по ч. 6 – органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара: реальность и закон

В соответствии с положениями Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ« Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент), принятого в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, реализуются первичные меры пожарной безопасности, в число которых входит обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

– Семен Михайлович, в чем суть вопроса: основные моменты начальных действий наших подразделений в реагировании на происшествия?

– Для обеспечения деятельности пожарных подразделений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, позволяющих осуществить доступ личного состава подразделений пожарной охраны и средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями ст. 76 Технического регламента время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут.

– Какова ситуация по данному вопросу в нашем городе?

-Учитывая темпы ввода в эксплуатацию вновь построенных объектов капитального строительства, высокий уровень автомобилизацию населения г. Тюмени (Тюменская область входит в десятку регионов по числу автомобилей на 1 000 жителей) и проблемы хаотичной (беспорядочной) стоянкой транспортных средств из-за недостаточности парковочного пространства на прилегающих к зданиям и сооружениям территориях, пожарно-спасательным подразделениям с каждым годом становится все труднее обеспечивать нормативное время прибытия к месту пожара.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что по способу ограничения проезда (подъезда) к зданиям транспортных средств, в том числе пожарной техники и транспорта иных оперативных служб, преграды можно разделить на создающие непреодолимые препятствия (полусферы, ж/б блоки, заборы и т.д) и временно ограничивающие движение транспорта (шлагбаумы).

– Расскажите подробнее о «шлагбаумной» проблеме и трудностях, которые могут возникнуть у сотрудников экстренных служб при прибытии на место происшествия?

– Установка шлагбаумов, конструктивные особенности которых не позволяют обеспечить условия для беспрепятственного проезда, подъезда к зданиям и сооружениям пожарных автомобилей, рассматривается как нарушение п.75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации и является основание для привлечения к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п.75 Правил противопожарного режима в РФ (утв. ПП РФ от 25.04.2012 г. №390 «О противопожарном режиме» руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам. Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.

Шлагбаумы, при их правильной установке обеспечивающей в случае возникновения чрезвычайной ситуации незамедлительную разблокировку проездов (подъездов) к зданиям и сооружениям, посредством автоматического и ручного открывания, не препятствуют свободному проезду для пожарной техники.

– Есть ли ответственность за нарушение указанных правил?

– В соответствии с ч.8 статьи 20.4 Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение административного штрафа:

-на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;

-на должностных лиц – от семи тысяч до десяти тысяч рублей;

-на юридических лиц – от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения и городских округов относиться обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов и городских округов поселения.

– Какие нормативы существуют в этой сфере?

– В соответствии с СП 4.13130.2013 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

– 3,5 метров – при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

– 4,2 метра – при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;

– 6,0 метров – при высоте здания более 46 метров.

Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector