Письмо на возврат обеспечения по банковской гарантии
Expertrating.ru

Юридический портал

Письмо на возврат обеспечения по банковской гарантии

Письмо на возврат обеспечения контракта

Письмо на возврат обеспечения контракта представляет собой документ, которым контрагент излагает просьбу о возврате суммы, внесенной за участие в конкурсе на заключение сделки. С помощью данного заявления организация обеспечивает восстановление своего материального положения, существовавшего до участия в торгах или аукционах.

Правовое регулирование

Для участия в конкурсе на заключение договора юридические лица должны предоставить организатору доказательство надлежащего исполнения своих обязательств по сделке. В качестве обеспечения выступают денежные суммы, перечисленные в виде:

  • залога;
  • первоначального взноса за участие в торгах;
  • депозита на счет заказчика;
  • банковской гарантии.

Требование об оплате обеспечительного платежа позволяет:

  • исключить из конкурса фирмы-однодневки;
  • гарантировать реализацию исполнителем всех требований заказчика;
  • отстранить от участия компании, у которых отсутствуют денежные средства на счетах.

Подтверждающие намерение выполнить обязательства суммы могут быть переведены для участия:

Конкретный размер денежных средств указывается организатором конкурса или аукциона в извещении об их проведении. Законодательство РФ устанавливает предельные суммы обеспечения обязательства. Например, при объявлении торгов по ФЗ №44 размер взносов участников может варьироваться в диапазоне от 5 до 30% от цены контракта. Если сумма торгов больше 50 млн рублей, диапазон необходимого платежа составляет от 10 до 30 %.

Право на возврат суммы, гарантирующей исполнение обязательств по договору, имеют:

  • не выигравшие право на заключение договора компании;
  • победитель, с которым подписывается контракт.

Если предложение участника торгов не поддержано заказчиком, требование о возврате обеспечения может быть направлено сразу после объявления победителя.

Перечисление денежных средств в качестве гарантии исполнения договора должно производиться по реквизитам, указанным в извещении о конкурсе. Для доказательства перевода денежных средств к конкурсной документации прилагается платежное поручение с отметкой банка или бланк банковской гарантии.

Для того чтобы сумма залога была возвращена контрагенту, выбранному исполнителем по договору, ему необходимо исполнить все обязательства. Если по контракту предусмотрен гарантийный срок на произведенные товары или выполненные услуги, сумма обеспечения может быть возвращена только по истечении данного периода.

Содержание письма

Возврат денежных средств заказчик осуществляет на основании письменного заявления контрагента. В законодательстве нет обязательных требований к содержанию такого обращения. Основные его элементы разработаны на практике и должны включать:

  • наименование, ИНН, ОГРН, адрес регистрации и фактического нахождения заказчика, которому было перечислено обеспечение;
  • исходящий номер и дату составления письма;
  • обращение к руководителю компании;
  • реквизиты документа, которым подтверждается факт перечисления денежных средств;
  • размер обеспечения, внесенного юридическим лицом;
  • изложение просьбы о возврате и оснований для такого заявления (например, выбор заказчиком другой компании в качестве исполнителя, истечение срока для заключения договора и т.д.);
  • указание реквизитов, по которым необходимо перечислить денежные средства;
  • ФИО, должность подписанта.


К запросу можно приложить акт сверки взаимных расчетов, подписание которого будет подтверждать факт признания задолженности заказчика перед исполнителем сделки.

Подписывать документ должен руководитель компании либо его заместитель. Также допустимо подписание письма на возврат обеспечения контракта главным бухгалтером. Если заявление подписывается не руководителем, на бланке запроса обязательно должна быть проставлена печать компании.

Документ может быть передан заказчику любым способом, подтверждающим его принятие. Например, письмо можно направить по почте «с объявленной ценностью» или передать в приемную руководителя (с обязательной подписью получившего его лица на втором бланке документа).

Основные ошибки

Среди основных ошибок, которые допускают компании при составлении письма на возврат обеспечения контракта, можно выделить:

  • отсутствие в заявлении на возвращение денежного залога точных реквизитов, по которым необходимо вернуть платеж;
  • направление письма раньше установленных договором или заявкой сроков возврата залога;
  • подписание документа неуполномоченным должностным лицом;
  • отсутствие гербовой печати компании.

Чтобы избежать споров с организатором тендера или аукциона, в письме обязательно нужно указать все реквизиты документа, подтверждающего внесение суммы обеспечения. Нелишним будет приложить копию платежного поручения и банковской выписки по счету движения средств юридического лица.

Правила хранения

Период хранения документов юридическими лицами регламентируется нормативными актами РФ. В соответствии с Приказом от 25 августа 2010 года №558 Министерства культуры РФ переписка о взаимных расчетах организации должна храниться в течение 5 лет после того, как все платежи между организациями будут произведены в полном объеме. Сохранность письма о возврате обеспечения по сделке должен обеспечить как заказчик, так и исполнитель или проигравшая торги компания. Данный документ подтверждает обоснованность финансовых операций юридического лица, поэтому может стать предметом проверок налоговой службы.

Кроме того, деятельность участников аукционов и торгов контролируется Федеральной антимонопольной службой. По этой причине письма о возврате обеспечительных сумм целесообразно сохранять в течение 5 лет после завершения проверок соответствующих операций контролирующими органами.

Если компания ликвидируется ранее, чем истечет срок хранения отчетной документации, все письма о возврате денежных средств должны быть переданы в государственный архив.

Как оформить возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ и передать его заказчику?

Для исполнителя или поставщика важно знать, когда ему вернут обеспечение по государственному контракту, которое было внесено перед подписанием договора. В некоторых случаях участнику закупки предстоит направить заказчику заявление на возврат обеспечения.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

В каких случаях необходимо вернуть обеспечение госконтракта

Для того чтобы предоставить заказчику гарантии добросовестного исполнения своих обязательств по госконтракту, поставщик вносит определенное денежное обеспечение до подписания соглашения. Его размер определяется в зависимости от цены контракта.

Сумма, которая выступает в качестве обеспечения по контракту, может быть внесена в виде:

  1. Денежной суммы.
  2. Банковской гарантии.

Что касается банковской гарантии, то процедура ее возврата предельно простая: ее сроки действия устанавливаются на месяц больше, чем период реализации госконтракта, и она не подлежит возврату подрядчику.

Если же обеспечение было внесено в виде определенной денежной суммы, то ситуация гораздо сложнее. В этом случае возврат денег имеет заявительный характер.

Необходимость вернуть внесенные денежные средства для гарантии исполнения обязательств по госконтракту возникает у поставщика в следующих случаях:

  1. После полного исполнения обязательств по контракту.
  2. В ходе его исполнения, после завершения определенного этапа выполненных работ пропорционально объему исполненных обязательств.
  3. Если поставщик хотел бы изменить денежное обеспечение на банковскую гарантию.
  4. Если госконтракт так и не был подписан по обстоятельствам, которые не зависели от поставщика.

Сроки возврата

Согласно п. 27 ст. 34 44-ФЗ, сроки возврата обеспечения по контракту определяются заказчиком по своему усмотрению и должны быть прописаны в тексте договора (эта информация также является неотъемлемой частью закупочной документации по аукциону или конкурсу, а также содержится в проекте контракта). То есть конкретные временные рамки по возврату денежных средств исполнителю в законе о контрактной системе отсутствуют.

Например, условиями контракта может быть предусмотрен возврат в течение 30 дней после исполнения поставщиком всех обязательств и получения заказчиком официального письменного требования от поставщика.

Контракт считается исполненным, когда сторонами были подписаны финальные документы (именно с даты их подписания начинают отсчитываться сроки для возврата денег):

  1. Акт выполненных работ.
  2. Акт оказанных услуг.
  3. Товарная накладная.

В течение определенного временного периода после подписания данных документов заказчику нужно вернуть обеспечение по госконтракту. За поставщиком или подрядчиком сохраняются гарантийные обязательства, но они не подлежат денежному обеспечению. Заказчик не вправе удерживать у себя средства в течение установленного гарантийного периода.

На практике возникают такие ситуации, когда исполнителем были перечислены средства в адрес заказчика в качестве обеспечения, но сам госконтракт по причинам, которые не зависели от него, так и не был подписан в течение 30 дней. В этом случае заказчик обязан вернуть исполнителю внесенное обеспечение в течение 5 рабочих дней после истечения сроков для подписания договора.

Порядок возврата обеспечения: инструкция для поставщика

Порядок возврата обеспечения по госконтракту должен быть прописан в самом указанном документе. 44-ФЗ данный аспект никак детально не регламентирует, все вопросы решаются в согласительном порядке между сторонами.

Стандартный алгоритм действий для возврата обеспечения выглядит следующим образом:

  1. Поставщик или исполнитель направляет в адрес заказчика письмо с уточненными реквизитами для возврата. К нему можно приложить выписку из банковского счета с реквизитами, копии итоговых документов и дополнительные документы (доверенность на подпись заявления, копии чеков или платежных поручений, подтверждающих внесение обеспечения по контракту, акт сверки взаимных расчетов и пр.). Заявление может быть передано лично либо направлено заказным письмом с описью вложения.
  2. Заказчик рассматривает обращение от поставщика. В случае отказа от удовлетворения требований исполнителя по госконтракту заказчик обязан мотивировать его и предоставить ему письменное решение об отказе.
  3. Заказчик возвращает денежные средства на счет исполнителя.

При отказе заказчика вернуть деньги добровольно подрядчик может обратиться в суд и взыскать с него всю задолженность вместе со штрафными санкциями.

Читать еще:  Какие документы необходимы для уличной торговли детскими игрушками?

Как составить заявление

Правильно составленное заявление на возврат внесенного обеспечения по госконтракту – залог его успешного и своевременного получения.

Поставщик может сам выбрать предпочтительный способ для возврата денежных средств. Это может быть получение денег на расчетный счет или в наличной форме (второй вариант может привести к затягиванию процедуры возврата обеспечения, поэтому нежелателен).

Заявление на возврат денежных средств составляется в двух экземплярах (если оно передается лично исполнителем без использования почтовых или курьерских услуг). Один из них передается заказчику, а второй с пометкой о его принятии и датой поступления остается у исполнителя для подтверждения факта передачи документа.

Содержание заявления

Хотя законодательно не установлено никаких требований к заявлению о возврате обеспечения, но оно должно содержать ряд обязательных сведений. В их числе следующие:

  1. Наименование и адрес государственного или муниципального заказчика.
  2. Наименование, адрес и реквизиты поставщика/исполнителя/подрядчика (ИНН, КПП).
  3. Исходящий номер заявления по системе нумерации документации поставщика и дату составления.
  4. Наименование документа (посередине листа): заявление о возврате обеспечения.
  5. Основная часть, в которой содержится просьба вернуть внесенное ранее обеспечение по госконтракту со ссылкой на пункт контракта, который регламентирует возврат обеспечения.
  6. Сумма обеспечения, которую нужно вернуть, в числовом и буквенном форматах.
  7. Реквизиты счета для перечисления суммы обеспечения.
  8. Дата подготовки документа.
  9. ФИО лица, которое наделено правом подписи подобного рода документов, с его расшифровкой.

При наличии печати заявление следует заверить с ее помощью. Но с 2016 года требование об обязательном наличии печатей у юрлиц было исключено, поэтому заявление, не заверенное печатью, должны принять.

В числе основных ошибок, которые совершают поставщики при подготовке заявления, такие:

  • некорректные или недостоверные сведения (если небольшие недочеты или опечатки не могут стать причиной отклонения заявления, то грубые ошибки недопустимы);
  • отсутствие реквизитов для возврата обеспечения;
  • несоблюдение сроков для возврата (если поставщик отправил заявление раньше установленных контрактом сроков);
  • документ был подписан лицом, которое не было на это уполномочено.

В перечисленных выше случаях заказчик может отказать в удовлетворении заявления и возврате денег исполнителю.

Таким образом, законодательство о контрактной системе предусматривает внесение подрядчиком обеспечения и его возврат после исполнения обязательств по госконтракту. 44-ФЗ детально не регламентирует процедуру возврата обеспечения заказчиком в пользу исполнителя. Оно может быть возвращено поставщику по правилам соглашения, подписанного сторонами. Пункт о порядке возврата обеспечения подлежит включению в него в обязательном порядке. Стандартно денежные средства возвращаются поставщику на основании его письменного заявления, поданного в адрес заказчика.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Как вернуть обеспечение контракта по 44 ФЗ

Возврат обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ — это процедура перечисления денег поставщику, который исполнил обязательства по госконтракту. Эти деньги возвращаются как в полном объеме, так и частично.

Кто возвращает

Организует возврат денег контрактная служба или управляющий. Они передают сведения о выполнении обязательств в бухгалтерию. Контрактная служба обязана это сделать по требованию пп. 9 п. 14 Приказа Минэкономразвития № 631 от 29.10.2013 об утверждении типового положения о контрактной службе. Для управляющего такая обязанность прописана в должностной инструкции или другом локальном акте. Бухгалтерия перечислит деньги, которые обеспечивают госконтракт, на счет поставщика, который указан в реквизитах.

В какие сроки

С 01.07.2019 сроки возврата обеспечения контракта по 44 ФЗ — не больше 30 дней от даты выполнения поставщиком обязательств. Если закупка проводилась с ограничением для субъектов малого предпринимательства по ст. 30 44-ФЗ, то не больше 15 дней. Это закреплено в ч. 27 ст. 34 закона о контрактной системе. Эти положения нужно обязательно прописать в проекте договора.

Если расторгаете сделку по соглашению сторон и срок не прописали, то деньги получите в срок, который зафиксировали для возврата при полном исполнении обязательств. Этот срок нужно отсчитывать от даты расторжения.

Если в госконтракте этот срок не установлен, то получите деньги в течение 7 дней от даты, когда отправили требования вернуть деньги. Если не потребовали, то вернут в разумный срок. Этот вывод следует из п. 2 ст. 314 ГК.

Как возвращают

Деньги возвращаются двумя способами:

  1. В полном объеме.
  2. Частично.
Когда получите полностью Как получите частями
Деньги возвращаются в полном объеме, если:

  • исполнили обязательства полностью;
  • заменили способ обеспечения на банковскую гарантию по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ.
Деньги возвращаются частями, если размер обеспечения госконтракта уменьшили в рамках ч. 7-7.2 ст. 96 44-ФЗ.

Возврат должен быть предусмотрен в госконтракте, который заключен по итогам закупок, извещение о которых опубликовали в ЕИС после 01.07.2019.

По соглашению сторон это можно делать и в других соглашениях. Это закреплено в ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 502-ФЗ от 27.12.2018.

Вернут часть денег, если размер обеспечения уменьшился по ч. 7.2 ст. 96 44-ФЗ и заявили о желании вернуть часть денег. Такое заявление оформляется в письменном виде. Размер уменьшается пропорционально стоимости выполненных обязательств, которые приняты и оплачены по условиям договора.

Такое уменьшение произойдет, только если нет непогашенной неустойки (если она начислялась) и выполнили обязательства в объеме аванса (если он есть). Это указано в ч. 7.3 ст. 96 44-ФЗ.

В ч. 7.1 ст. 96 44-ФЗ указано, что в обязательном порядке уменьшается размер обеспечения в контрактах, которые исполняются поэтапно.

Как написать заявление на возврат

Закон не устанавливает типовой формы, которую можно использовать как образец заявления на возврат обеспечения исполнения контракта. Разрабатывайте его сами в свободной форме на бланке организации. В него включайте:

  • название и адрес заказчика, куда отправляете;
  • дату, когда составляете;
  • просьбу вернуть деньги, которые обеспечивают контракт;
  • номер госконтракта, дату его заключения и предмет;
  • сумму денег, которую нужно вернуть;
  • реквизиты платежного поручения;
  • подпись лица, уполномоченного представлять интересы.

Когда не вернут

Возвращают только денежные средства, а не банковскую гарантию. Эти средства удержат, если нарушили обязательства. Их сумма зависит от условий договора. Если в нем прописано, что из обеспечения могут быть удержаны неустойка (пени, штрафы), причиненные убытки или другие выплаты, то удержат только эти суммы.

До удержания получите претензию, в которой будет расписано, какие условия нарушили, расчет суммы, которую взыскивают, и возможность их удержания за счет денег, которые обеспечивают госконтракт.

В случае когда в контракте прямо указано, что обеспечение исполнения контракта может быть удержано в полном объеме, то его удержат полностью.

Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 25 декабря 2014 г. NN 02-02-04/67438, 42-7.4-05/5.1-805 “Об использовании предоставленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств, связанных с возвратом аванса”

Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 25 декабря 2014 г. NN 02-02-04/67438, 42-7.4-05/5.1-805
“Об использовании предоставленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств, связанных с возвратом аванса”

ГАРАНТ:

В дополнение к настоящему письму см. письмо Минфина России от 3 февраля 2015 г. N 02-02-04/4153

Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство в связи с поступающими вопросами о порядке учета денежных средств, удержанных в случае неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, связанных с возвратом аванса, из средств, внесенных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в обеспечение исполнения контракта, или уплаченных кредитной организацией по банковской гарантии (далее – суммы удержанного обеспечения), сообщают следующее.

В соответствии с частью 3 статьи Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон N 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду “с частью 3 статьи 96”

Если в соответствии с условиями контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставлял обеспечение обязательства по возврату аванса, то в случае нарушения им обязательств по возврату аванса, в обеспечение исполнения которых предоставлены денежные средства или банковская гарантия, указанное обеспечение удерживается заказчиком согласно условиям контракта или в отношении указанного обеспечения направляется требование об уплате денежных средств в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс). При этом заказчик вправе направить удержанное обеспечение на исполнение данного контракта либо, в случае расторжения ранее заключенного контракта, на заключение нового контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обращаем внимание, что в соответствии с условиями контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) может предусматриваться наряду с обеспечением возврата аванса, обеспечение уплаты неустойки, в том числе штрафной неустойки. В указанном случае, если предоставленного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обеспечения исполнения обязательств недостаточно для погашения требований по возврату аванса и уплате неустойки, то решение об очередности погашения требований принимается заказчиком самостоятельно, поскольку согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Президиума ВАС России положения статьи 319 Гражданского кодекса не распространяются на требования об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойки и о возмещении убытков (Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2011 N 854-О-О, пункт 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 141).

Суммы удержанного обеспечения в случае неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по возврату аванса в размере предоставленного аванса (а также процентов за пользование чужими денежными средствами, в случаях, если контрактом предусматривалось обеспечение указанного обязательства) учитываются с учетом следующих положений бюджетного законодательства Российской Федерации:

1. В случае, когда заказчиком по контракту является бюджетное или автономное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению на соответствующий счет, на котором учитываются операции со средствами учреждения (предприятия), с которого осуществлялась оплата обязательств по контракту, и подлежат использованию учреждением (предприятием) для исполнения обязательства с уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

Суммы удержанного обеспечения, поступившие в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, учитываются на соответствующем лицевом счете государственного (муниципального) учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия как восстановление кассового расхода.

В случае, если оплата обязательств по контракту осуществлялась бюджетным или автономным учреждением с того же лицевого счета, на котором учитывались денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, удержание обеспечения исполнения контракта проводится учреждением, как некассовая операция.

1.1. Суммы удержанного обеспечения, поступившие после завершения финансового года, если источником финансового обеспечения по контракту являлись средства от платных услуг или субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, учитываются на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения и отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, как суммы дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие в связи с нарушением обязательств, связанных с исполнением контракта по коду статьи 130 “Доходы от оказания платных услуг (работ)” классификации операций сектора государственного управления, предусмотренному Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н (далее – Указания).

Если источником финансового обеспечения по контракту являлись субсидии, предоставленные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 или статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), то суммы удержанного обеспечения учитываются без права расходования на соответствующем лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения, государственного и муниципального унитарного предприятия до предоставления учреждением, предприятием Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (Приложение к Требованиям к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденным приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81) (далее – Сведения). При этом в графах 6-8 Сведений указывается информация о поступивших суммах удержанного обеспечения, а в графе 9 – планируемые расходы за счет указанных поступлений.

2. В случае, если заказчиком по контракту является получатель средств бюджета, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению в доход бюджета публично-правового образования, для обеспечения нужд которого заключен государственный (муниципальный) контракт. Указанные поступления отражаются по коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации (далее – КБК) 000 1 13 02000 00 0000 130 “Доходы от компенсации затрат государства” с применением соответствующих кодов подстатей, элементов и подвидов доходов бюджетов, установленных Указаниями.

Если суммы удержанного обеспечения поступили в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, при внесении изменений в закон (решение) о бюджете главному распорядителю бюджетных средств в пределах указанных поступлений на сумму, не превышающую размера суммы удержанного аванса, могут быть увеличены в установленном порядке бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ, услуг для последующего доведения лимитов бюджетных обязательств получателю бюджетных средств – государственному (муниципальному) заказчику.

2.1. Если суммы удержанного обеспечения поступили после завершения финансового года, в котором осуществлялась выплата аванса по контракту, главному распорядителю бюджетных средств могут быть увеличены бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую размера обязательств, подлежавших исполнению в отчетном финансовом году, но не более суммы удержанного аванса, путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись, если при исполнении бюджета в соответствии с бюджетным законодательством предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

3. В случае, если источником финансового обеспечения расходов получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на оплату контракта являлись средства целевых межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), то отражение в учете сумм удержанного обеспечения осуществляется в следующем порядке.

Суммы удержанного обеспечения, поступившие в течение того же финансового года, в котором предоставлялись целевые межбюджетные трансферты, являющиеся источником финансового обеспечения исполнения контракта, учитываются в соответствии с положениями пункта 1 настоящего письма в случае, если заказчиком по контракту является бюджетное (автономное) учреждение, унитарное предприятие, или, в соответствии с пунктом 2 настоящего письма, в случае, если заказчиком по контракту является получатель средств бюджета.

3.1. Суммы удержанного обеспечения, поступившие после завершения финансового года, в котором предоставлялись целевые межбюджетные трансферты, являющиеся источником финансового обеспечения исполнения контракта, заключенного государственным (муниципальным) заказчиком – получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), подлежат возврату в доход бюджета, из которого были предоставлены целевые межбюджетные трансферты с указанием КБК 000 2 18 00000 00 0000 151 “Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет” с применением соответствующих кодов подстатей, элементов и подвидов доходов бюджетов, установленных Указаниями.

На основании решения главного администратора доходов федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) от возврата остатков целевых межбюджетных трансфертов о наличии потребности в направлении указанных остатков на те же цели, осуществляется их возврат в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) с указанием КБК 000 2 19 00000 00 0000 000 “Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет” с применением соответствующих кодов подстатей, элементов и подвидов доходов бюджетов, установленных Указаниями.

Бюджетные ассигнования главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на закупку товаров, работ, услуг подлежат увеличению на основании статьи 232 Бюджетного кодекса путем внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись либо при внесении изменений в закон (решение) о бюджете с учетом положений пункта 3 статьи 79.1 указанного кодекса:

для доведения лимитов бюджетных обязательств соответствующим получателям бюджетных средств – государственным (муниципальным) заказчикам в соответствии с пунктом 2.1 настоящего письма;

для использования заказчиком – бюджетным (автономным) учреждением в соответствии с абзацем первым пункта 1.1 настоящего письма;

для использования заказчиком – бюджетным (автономным) учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием в соответствии с абзацем вторым пункта 1.1 настоящего письма.

Если контракт был заключен бюджетным (автономным) учреждением за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения по предоставлению которой являлись средства целевых межбюджетных трансфертов, то суммы удержанного обеспечения учитываются в соответствии с пунктом 1.1. настоящего письма.

4. Использование сумм удержанного обеспечения по контрактам, заключенным в целях осуществления капитальных вложений, должно осуществляться с соблюдением положений бюджетного законодательства Российской Федерации, регулирующих правила осуществления указанных вложений.

5. Отражение в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по возврату аванса указанных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете приведено в приложении к настоящему письму.

Приложение: на 3 л. в 1 экз.

Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации

О возможности возврата банковской гарантии в случае досрочного исполнения государственного контракта

Для начала определимся с кругом анализируемых НПА. Это будут:

– Федеральный закон от от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе);

– Первая часть Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ);

– Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”» (далее – Постановление №1005);

Исходя из указанных норм действующего законодательства, можно сделать следующие выводы:

1.1 Понятие независимой (до 01.06.2015 года – банковской) гарантии закреплено в ст. 368 ГК РФ. По независимой гарантии (далее – гарантии) гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства.

Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условиям гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом. Гарантия – это личный неакцессорный способ обеспечения обязательства. То есть гарантия не связана с основным обязательством (поставкой товара ко контракту).

Суть гарантии заключается в том, что дополнительно к имущественной массе должника, которая изначально ответственна перед кредитором, последний приобретает право удовлетворить свои требования за счет имущества другого лица – гаранта.

Банковская гарантия является одной из разновидностей независимой гарантии.

1.2. Общие требования к содержанию гарантии установлены в ч. 4 ст. 368 ГК РФ. В ней должны быть указаны:

– основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией,

– денежная сумма, подлежащая выплате, или порядок ее определения

– срок действия гарантии;

– обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии;

1.3. В соответствии с положениями ст. 44 и 96 Закона о контрактной системе при проведении закупочных процедур исполнение контракта должно обеспечиваться одним из следующих способов:

– внесением денежных средств;

1.4. Требования к гарантии, которая служит для обеспечения государственных контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе указаны в ч. 2 ст. 45 и ст. 96 Закона о контрактной системе. В частности, гарантия должна быть безотзывной и должна содержать следующую информацию:

– сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом;

– срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе);

– обязательства принципиала, которые обеспечиваются гарантией;

– обязанность гаранта уплатить неустойку в размере 0,1 % с денежной сумму, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

– отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

1.5. Общий механизм отзыва гарантии со стороны бенефициара установлен в ч.3 ст. 371 ГК РФ. По общему правилу бенефициар может отказаться от гарантии, если по ее условиям допускается такая возможность. С момента отказа бенефициара от гарантии обязательство гаранта считается прекращенным.

Отзыв гарантии должен быть совершен в той же форме, в которой выдана и сама гарантия. Это правило соответствует положениям п. 1 ст. 452 ГК РФ, которая регулирует порядок изменения или расторжения договора.

Отзыв гарантии может быть обусловлен получением согласия бенефициара. При этом отзыв гарантии вступает в силу не с момента выражения воли гаранта, а с момента получения согласия бенефициара. То есть если гарантия предусматривает, что ее можно отозвать с согласия бенефициара, то отзыв оформляется соглашением между бенефициаром и гарантом.

1.6. Правовые нормы ФЗ №44-ФЗ не содержат прямого указания на то, что заказчик в случае досрочного исполнения контракта подрядчиком имеет право либо обязан отказаться от банковской гарантии. Такую ситуацию можно считать пробелом в праве, то есть полным или частичным отсутствие правовых норм, необходимых для профессиональной юридической оценки спорного вопроса. В тексте контракта этот вопрос также частенько бывает не урегулирован.

В ч. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе указана возможность для заказчика уменьшить размер обеспечения контракта на размер выполненных обязательств. Применяя такой метод устранения пробелов в праве, как аналогия закона можно утверждать, что в случае досрочного исполнения контракта заказчик имеет полное право отказаться от его обеспечения либо вернув подрядчику деньги, либо отказавшись от банковской гарантии.

1.7. Согласно ч.7 ст. Закона о контрактной системе при наступлении случаев, указанных в ч. 6 ст. ст. 44 Закона о госзакупках (отклонение заявки, отмена определения поставщика и т.д.) банковская гарантия не подлежит возврату гаранту и взыскание по ней не производится.

Используя метод доказательства «от противного» (аb absurdo) и рассуждая по аналогии можно прийти к выводу что, если не наступили обстоятельства, указанные в ч.6 ст.44 Закона о контрактной системе гарантию можно вернуть подрядчику.

1.8. В п. 12.1 Постановления № 1005 косвенно указывается, что бенефициар имеет право вернуть банковскую гарантию банку либо направить гаранту уведомление о прекращении обязательств принципиала по гарантии.

1.9. В письме Министерства экономического развития от 18.12. 2015 года № Д28и-3722 указано, что в случае надлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) основного обязательства в полном объеме и в срок, установленный контрактом, заказчик вправе вернуть обеспечение исполнения контракта до окончания срока действия обеспечения по контракту.

1.10. В письме Министерства экономического развития от 18.11. 2015 г. № Д28и-3462 указано, что гарантийные обязательства по предмету исполненного контракта регулируются гражданским законодательством и не требуют дополнительного обеспечения со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных контрактом. Таким образом при решении вопроса об отзыве гарантии по уже исполненному государственному контракту необходимо руководствоваться положениями ГК РФ.

1.11 В письме Министерства экономического развития от 10.09. 2015 г. № Д28и-2763 указано, что в Законе о контрактной системе не предусмотрен порядок отказа заказчика от своих прав по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, путем направления в адрес банка, выдавшего банковскую гарантию, соответствующего уведомления. В данном письме содержится отсылочная норма на пункты 1 и 2 ст. 378 ГК РФ, которые регулируют отказ от гарантии со стороны бенефициара.

1.12. По общему правилу, которое установлено в п. 4 ст.329 ГК РФ прекращение основного обязательства влечет за собой прекращение обеспечивающего его обязательства, если иное не предусмотрено законом или договором. Одним из подобных случаев, которые установлены в законе является выдача гарантии.

В ст. 370 ГК РФ указано, что предусмотренное независимой гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, от отношений между принципалом и гарантом, а также от каких-либо других обязательств, даже если в независимой гарантии содержатся ссылки на них. То есть, само по себе исполнение государственного контракта не влечет автоматического прекращения гарантии.

Подобный подход нашел свою подтверждение в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03-2012 г №14 «Об отдельных вопросах разрешения споров, связанных с оспариваем банковских гарантий»

1.13. П.1 ст. 378 ГК РФ устанавливает, что обязательства гаранта перед бенефициаром прекращаются в следующих случаях:

– уплатой бенефициару суммы, на которую выдана независимая гарантия;

– окончанием определенного в независимой гарантии срока, на который она выдана;

– вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии;

– по соглашению гаранта с бенефициаром о прекращении этого обязательства.

То есть данная норма прямо предоставляет заказчику право отказаться от своих прав по банковской гарантии.

1.14 В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.05.2015 N Ф05-4824/2015 по делу N А40-12418/14 отмечено, что из пп. 3 п. 1 ст. 378 ГК РФ можно сделать вывод, что отказ от гарантии является односторонней сделкой, которую может осуществить только одно лицо – бенефициар

1.15 Также судебная практика исходит из того, что, возврат банковской гарантии выдавшему ее гаранту свидетельствует о прекращении использования этого способа обеспечения принципалом и исключает возможность предъявления бенефициаром требования гаранту. Подобных подход прослеживается в следующих решениях судов (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.02.2016 N Ф09-42/16 по делу N А60-24703/2015, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.11.2014 N Ф05-12756/2014 по делу N А40-9306/2014

Подводя итог вышеизложенному можно утверждать, что, если Закон о контрактной системе не предусматривает прямой возможности отказаться от гарантии заказчик имеет право в соответствии с положениями ГК РФ отказаться от гарантии. Отказ можно осуществить одним из следующих способов:

– передать оригинал гарантии гаранту;

– направить гаранту односторонний отказ от своих прав по гарантии;

– заключить с гарантом соглашение о прекращении действия гарантии;

Подобные действия можно считать добросовестными в понимании ч. 3 ст. 1 ГК РФ.

Выводы и рекомендации для заказчика будуи такими

1) Отказ заказчика от гарантии в случае досрочного исполнения контракта не противоречит требованиям законодательства РФ и условиям государственного контракта №179/2018-КС от 09.04.2018 года;

2) Заказчик может отказаться от своих прав по гарантии одним из следующих способов:

– передать оригинал гарантии гаранту с документальной фиксацией факта передачи;

– направить гаранту односторонний отказ от своих прав по гарантии;

– заключить с гарантом соглашение о прекращении действия гарантии;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector