Правомерно ли платить налог 92 летнему человеку?
Expertrating.ru

Юридический портал

Правомерно ли платить налог 92 летнему человеку?

Правомерно ли платить налог 92 летнему человеку?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Двое несовершеннолетних (12 и 16 лет) стали собственниками долей ряда земельных участков и квартир в порядке наследования. Им пришло от налоговой инспекции уведомление об уплате налога на имущество. Должны ли они уплатить налог, если они еще учатся в школе и не имеют никакого дохода? Если за них это должен делать их законный представитель (например, мама), то каким законодательным актом это предусмотрено? Какие могут быть последствия, если несовершеннолетние не будут платить налог?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Несовершеннолетние граждане, обладающие правом собственности на имущество, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Сумма неуплаченных несовершеннолетним лицом налогов может быть взыскана в судебном порядке. Вопрос о правомерности взыскания соответствующей суммы (в том числе с законного представителя несовершеннолетнего) относится к компетенции судебных органов.
За неуплату или неполную уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ) налогоплательщик может быть привлечен к ответственности только при достижении шестнадцатилетнего возраста. Возможность привлечения к налоговой ответственности законных представителей несовершеннолетних налогоплательщиков налоговым законодательством не предусмотрена (применительно к рассматриваемой ситуации).

Обоснование позиции:
Несовершеннолетние граждане могут являться собственниками имущества, в том числе – недвижимого.
Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ (ст. 400 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Налоговое законодательство не ставит факт признания физического лица плательщиком налогов в зависимость от его возраста, имущественного положения и иных критериев.
Поэтому, по мнению представителей Минфина России и налоговых органов, несовершеннолетние граждане, обладающие правом собственности на имущество, признаются плательщиками указанных налогов (письмо Минфина России от 18.05.2015 N 03-05-06-01/28396, письмо Минфина России от 18.05.2017 N 03-05-06-01/30356, письмо ФНС России от 23.10.2012 N БС-2-11/666@). При этом родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, недееспособных или ограниченных в дееспособности граждан, которые имеют в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов (письма Минфина России от 18.05.2015 N 03-05-06-01/28396, от 05.11.2013 N 03-05-06-01/46944, от 28.08.2013 N 03-05-06-01/35251, от 15.01.2013 N 03-05-06-01/05, от 13.10.2016 N 03-05-06-01/59782).
Таким образом, положения налогового законодательства, в частности, глав 31 и 32 НК РФ, в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста, в том числе – к несовершеннолетним. Однако прямой нормы, обязывающей законных представителей уплачивать налог за представляемых НК РФ не содержит. Положениями п. 1 ст. 26 НК РФ предусмотрено право ( а не обязанность) налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. В связи с этим возникает множество споров по вопросу об обязанности законных представителей несовершеннолетних детей уплачивать за них налоги.
В соответствии с позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 N 5-П, как участники отношений общей долевой собственности несовершеннолетние дети обязаны в силу Гражданского кодекса РФ нести бремя содержания принадлежащего им имущества (ст. 210), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (ст. 249), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов. Несовершеннолетние же дети, неся бремя уплаты налогов как сособственники, не могут рассматриваться как полностью самостоятельные субъекты налоговых правоотношений, возникающих при применении указанных положений Налогового кодекса РФ, поскольку они в силу закона не могут совершать самостоятельно юридически значимые действия в отношении недвижимости и в связи с этим в полной мере являться самостоятельными плательщиками налога.
Несмотря на то, что указанное постановление касается вопроса о размере имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при приобретении имущества в общую долевую собственность, суды, рассматривая споры об уплате налогов несовершеннолетними гражданами, в том числе, налога на имущество физических лиц и земельного налога, признают правомерным предъявление требования об уплате налогов и взыскании суммы неуплаченного налога родителям несовершеннолетних детей, их законным представителям (смотрите, например, решение СК по административным делам Свердловского областного суда от 20.07.2016 по делу N 33а-11161/2016, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 N 13АП-1017/12, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 01.09.2016 по делу N 33а-871/2016, апелляционное определение СК по административным делам Ярославского областного суда от 01.12.2015 по делу N 33-7588/2015, апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 25.01.2016 по делу N 33-2249/2016, апелляционное определение СК по административным делам Забайкальского краевого суда от 07.12.2016 по делу N 33а-5249/2016).
В случае достижения совершеннолетия на момент подачи искового заявления (рассмотрения дела) указанные требования предъявляются непосредственно налогоплательщику (смотрите, например, апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 26.07.2016 по делу N 11а-10719/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 18.11.2015 по делу N 33а-3277/2015).
Отметим, что взыскание налоговой задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется исключительно в судебном порядке (ст. 48 НК РФ). Однако до обращения в суд налоговый орган обязан предложить должнику добровольно уплатить соответствующую сумму задолженности. С этой целью налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога (сбора, пеней, штрафа, процентов) (п. 2 ст. 69 НК РФ).
Срок, в течение которого требование об уплате задолженности должно быть исполнено налогоплательщиком, установлен абзацем 4 п. 4 ст. 69 НК РФ. В общем случае на это отведено 8 рабочих дней с даты его получения. При этом в требовании может быть указан и более продолжительный период времени.
Если и в эти сроки налогоплательщик не исполнит своей обязанности по уплате налога, то в этом случае налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности за счет имущества этого физического лица (в том числе денежных средств на счетах в банке, ЭДС, наличных денежных средств) в пределах сумм, указанных в требовании (п. 1 ст. 48 НК РФ). Обратиться в суд с таким заявлением налоговый орган может, если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей. Право на взыскание в судебном порядке задолженности менее этой суммы у налогового органа возникает при условии, если с момента выставления самого раннего требования прошло три года (абзац третий п. 2 ст. 48 НК РФ).
После получения из суда исполнительного листа взыскание задолженности с физического лица осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (п. 4 ст. 48 НК РФ)*(1).
Отметим, что за совершение налогового правонарушения предусмотрена ответственность, которая заключается в наложении на правонарушителя предусмотренных НК РФ налоговых санкций (штрафов). Налоговая ответственность носит дополнительный характер по отношению к обязанности по уплате (перечислению) налогов (сборов), страховых взносов, в связи с чем привлечение лица к налоговой ответственности не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора), страховых взносов. От мер налоговой ответственности следует отличать пеню, которая представляет собой способ обеспечения обязанности по уплате (перечислению) налогов (сборов), страховых взносов. В связи с тем, что налоговая санкция и пеня имеют самостоятельные цели, привлечение лица к ответственности не освобождает его также от уплаты пени (п. 5 ст. 108 НК РФ).
Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения с шестнадцатилетнего возраста (п. 2 ст. 107 НК РФ). Поэтому несовершеннолетний налогоплательщик, не достигший указанного возраста, не может быть привлечен к налоговой ответственности (решение СК по административным делам Хабаровского краевого суда от 23.04.2014 по делу N 33-2532/2014).
Вопрос о налоговой ответственности представителей физических лиц законодательно не урегулирован. Исключением является лишь ст. 51 НК РФ, предусматривающая ответственность опекунов лиц, признанных судом недееспособными. Эта статья устанавливает также ответственность управляющего имуществом лица, признанного судом безвестно отсутствующим. Налоговые органы высказывают точку зрения, в соответствии с которой законные представители несовершеннолетних налогоплательщиков должны выступать от их имени в налоговых правоотношениях и несут ответственность за неисполнение соответствующих обязанностей (смотрите, например, письма УФНС России по г. Москве от 16.04.2012 N 20-14/033206@, от 15.01.2010 N 20-14/4/002290@, от 09.08.2007 N 28-10/076242@).
Однако на наш взгляд, учитывая положения ст. 107 НК РФ, возможность привлечения к ответственности законного представителя несовершеннолетнего налогоплательщика весьма сомнительна. Судебная практика, подтверждающая либо опровергающая данную позицию, отсутствует.

Читать еще:  Как отказаться от работы?

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
– Энциклопедия решений. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений;
– Энциклопедия решений. Ответственность за совершение налогового правонарушения;
– Энциклопедия решений. Плательщики налога на имущество физлиц – несовершеннолетние, недееспособные или ограниченные в дееспособности граждане;
– Энциклопедия решений. Плательщики земельного налога.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

26 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Подробнее об этом смотрите в Энциклопедии решений. Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Могу ли отказаться от уплаты НДФЛ с зарплаты, в связи с дополнением статьи 45.1 от 29.09 закона о налогах с физических лиц.

Ст.45.1 НК РФ не снимает обязанность платить НДФЛ с зарплаты. Поэтому не можете отказаться от уплаты НДФЛ

“Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) (с изм. и доп., вступ. В силу с 29.10.2019)

НК РФ Статья 45.1. Единый налоговый платеж физического лица

(введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

С 01.01.2020 в п. 1 ст. 45.1 вносятся изменения (ФЗ от 29.09.2019 N 325-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком – физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц.

2. Уплата единого налогового платежа физического лица может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. При этом иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика единого налогового платежа физического лица.

3. Единый налоговый платеж физического лица перечисляется в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика – физического лица (месту пребывания – при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика – физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации – по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

4. Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих платежей налогоплательщика – физического лица по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, либо в счет уплаты недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса процентам.

Решение о зачете суммы единого налогового платежа физического лица принимается налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту пребывания – при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика – физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации – налоговым органом по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

С 01.01.2020 в абз. 1 и 2 п. 5 ст. 45.1 вносятся изменения (ФЗ от 29.09.2019 N 325-ФЗ). См. будущую редакцию.

5. Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется в счет предстоящих платежей налогоплательщика – физического лица по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в установленные сроки уплаты таких налогов последовательно начиная с меньшей суммы налога, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей статьи.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику – физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в течение пяти дней со дня наступления установленного срока уплаты соответствующих налогов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

6. При наличии у налогоплательщика – физического лица недоимки по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса процентам зачет суммы единого налогового платежа физического лица в счет уплаты таких недоимки и (или) задолженности осуществляется не позднее десяти дней со дня поступления единого налогового платежа физического лица в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику – физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в течение пяти дней со дня его принятия.

В случае, если на дату принятия налоговым органом решения о таком зачете остаток денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, меньше общей суммы указанных в абзаце первом настоящего пункта недоимки и (или) задолженности, зачет осуществляется последовательно начиная с недоимки с меньшей суммой. В случае отсутствия недоимки по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, зачет осуществляется последовательно начиная с задолженности по пеням с меньшей суммой, а в случае отсутствия задолженности по пеням – начиная с задолженности по процентам, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса, с меньшей суммой.

7. Налогоплательщик – физическое лицо имеет право на возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, по которым налоговым органом не принято решение о зачете в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящей статьи.

Возврат указанных в абзаце первом настоящего пункта денежных средств в пределах их остатка осуществляется налоговым органом, указанным в пункте 4 настоящей статьи, по заявлению налогоплательщика – физического лица на основании решения налогового органа в течение одного месяца со дня получения такого заявления.

Решение о возврате (об отказе в осуществлении возврата) денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления.

До истечения срока принятия решения о возврате поручение на возврат денежных средств, оформленное на основании такого решения налогового органа, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику – физическому лицу о принятом решении в течение пяти дней со дня принятия такого решения.

8. В случае, если возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 7 настоящей статьи, налоговым органом на сумму остатка денежных средств, которая не возвращена физическому лицу в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате этому физическому лицу, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

9. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных физическому лицу денежных средств.

10. В случае, если предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику – физическому лицу не в полном объеме, налоговый орган принимает решение об уплате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата этому лицу сумм денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных указанному лицу денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на уплату оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа об уплате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

11. Уплата единого налогового платежа физического лица, зачет и (или) возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, и уплата физическому лицу начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов производятся в валюте Российской Федерации.

Читать еще:  Что делать, если работодатель не разрешает уволиться?

Должны ли дети платить налоги

Достаточно часто налоговым консультантам задают вопросы о том, должны ли дети уплачивать налоги в связи с тем, что в силу своего возраста дети являются полностью или частично недееспособными. Чаще всего вопрос касается налога на имущество физических лиц, реже – при уплате НДФЛ с дохода, от продажи имущества и использовании имущественных налоговых вычетов.

В данном вопросе важна точность формулировок, поэтому для начала надо отметить, что согласно пункту 1 статьи 54 Семейного кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Дети должны платить налоги (позиция налоговых органов)

С одной стороны, согласно статье 19 Налогового кодекса РФ (НК) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Эту обязанность налоговики чудным образом связывают со статьей 27 НК, из которой (по их мнению) следует, что законными представителями несовершеннолетних являются их родители, и поэтому они должны уплачивать за детей налоги и даже ссылаются на нее в разных разъяснениях и письмах (к примеру, в Письме Минфина РФ от 11.08.2011 № 03-05-06-01/62).

Налоговые органы обычно не возражают против уплаты родителями налогов за своих детей, поскольку для них уплата суммы в бюджет предпочтительнее. Полагаю, что в таком случае родителю, уплатившему налог, впоследствии можно обращаться в ФНС с требованием о зачете или возврате излишне уплаченного налога в порядке статьи 78 НК, т.к. оснований для отказа у налогового органа не будет, но такое требование может вызвать у налоговиков ступор.

Аргументы в пользу того, что ребенок не должен платить налоги

С другой стороны:

Положение статьи 8 Cемейного кодекса РФ о том, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, к налогам отношения не имеет, т.к. содержание ребенка в смысле семейного законодательства не означает обязанность уплачивать за него налоги.

В статье 8 НК дано понятие налога, под которым считается “обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с . физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности . денежных средств“. Следовательно, ребенок обязан платить налог “из своего кошелька”, которого у малолетнего ребенка просто нет.

Согласно статье 45 НК налог обязан заплатить сам налогоплательщик (т.е. исполнение налогового обязательства за другого было прямо запрещено до вступления в силу Закона № 401-ФЗ от 30.11.2016), то есть ребенок, а он этого сделать не может в силу своего возраста. Согласно статье 249 Гражданского кодекса РФ, налог обязан уплачивать каждый из сособственников – и при этом, уже по нормам НК, кто-то один не может уплатить за всех.

В своем Письме от 22.04.2015 №03-02-08/22997 Минфин РФ в очередной раз разъяснил, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена уплата налогов третьими лицами, в том числе близкими родственниками, за налогоплательщиков.

Привлечь к налоговой ответственности (т.е. оштрафовать) малолетнего ребенка нельзя, поскольку согласно пункту 2 статьи 107 НК к налоговой ответственности может быть привлечено лицо, достигшее возраста 16 лет. Но даже вопрос о налоговой ответственности с 16 лет является спорным. Так Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 13 марта 2008 г. № 5-П отметил, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста (п. 1 ст. 21 ГК РФ), а Семейным кодексом РФ устанавливается, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (пункт 1 статьи 54). Несовершеннолетние же дети, неся бремя уплаты налогов как сособственники, не могут рассматриваться как полностью самостоятельные субъекты налоговых правоотношений, возникающих при применении указанных положений НК РФ, поскольку они в силу закона не могут совершать самостоятельно юридически значимые действия в отношении недвижимости и в связи с этим в полной мере являться самостоятельными плательщиками налога на доходы физических лиц.

Потребовать штраф с рдителей вроде бы можно, им уже больше 16 лет – родители ребенка являются законным представителем своего ребенка (т.е. – налогоплательщика – физического лица) и этим налоговики даже пугают в своих письмах (например, Письмо ФНС России от 23.04.2009 № 3-5-04/495@), но Налоговый кодекс РФ не предусматривает ответственность за действие или бездействие законных представителей физических лиц, что подтверждает и ВАС, который в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации” разъяснил, что: “По смыслу главы 4 НК РФ, в том числе пункта 1 статьи 26, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик (в нашем случае – ребенок), независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя“.

Налоговики не могут воспользоваться и статьей 51 НК, в которой для опекунов установлены обязанности по уплате налогов недееспособного физического лица. В этой статье определено, что налог может заплатить опекун, но только за того человека, которого суд признал недееспособным. Следовательно, и эта норма к детям не относится.

Последним аргументом налоговиков может быть статья 80 Семейного кодекса РФ, согласно которой родители обязаны содержать несовершеннолетних детей. В этой статье речь идет об обязанностях родителей по содержанию детей и прямо указано, что порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно, но уплату налога вряд ли можно отнести к обязанности по содержанию детей.

Инспекторам, конечно же такие рассуждения не нравятся, поэтому последнее, чем могут угрожать инспекторы, – это предусмотренными:

статьей 75 НК пенями;

статьей 122 НК штрафом за неуплату налога.

При этом надо иметь в виду следующее:

как пени, так и штраф уплачивается только в том случае, когда налогоплательщик обязан уплачивать налог;

пени расчитываются по формуле: сумма пени = сумма недоимки x количество дней просрочки x (1/300) x ставка рефинансирования (до 31.12.2015) или ключевая ставка (с 01.01.2016), т.е. при ставке рефинансирования ЦБ РФ, равной 8,25 %, пеня достигнет суммы налога примерно через 5 лет (годовые пени составят около 20%).

штраф на неуплату налога равен 20% от неуплаченной суммы налога, но при этом налоговому органу необходимо будет доказать вину ребенка, включая то обстоятельство, что ребенок осознавал, что своим бездействием нарушает налоговое законодательство РФ.

Выводы о том, должен ли ребенок платить налоги

Таким образом, налоги, которые обязаны уплачивать несовершеннолетние (как правило, в связи с владением налогооблагаемым имуществом), обычно уплачиваются их родителями, хотя это и не в полной мере соответствует требованиям НК РФ.

В случае спора (если вашему ребенку не исполнилось 16 лет) налоговики не должны вас штрафовать, но, скорее всего, налоговики накажут родителей и штраф придется оспаривать в суде.

При этом надо иметь в виду, что Налоговым кодексом РФ льготы детям по налогу на имущество физических лиц не установлены, но т.к. этот налог является местным, льготы по нему могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Статья написана и размещена 8 сентября 2013 года. Дополнена – 27.08.2015, 05.10.2016, 06.12.2016, 15.08.2018

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Налог на бездетность в России в 2020 году

В России периодически пересматривается демографический вопрос. Государство всячески пытается изменить сложившееся положение и простимулировать высокую рождаемость искусственно.

Не так давно Депутат Московской гордумы выступил с предложением к Президенту РФ воскресить некогда существовавший в советский период налог на бездетность в России. По логике законодателей такой налог необходимо ввести для поддержки семей с детьми.

Действительно ли в этом имеется необходимость или нет — попробуем проанализировать.

Будут ли россияне платить за бездетность

Президенту РФ представили проектный вариант концепции ФЗ «О статусе многодетных семей». Помимо всего прочего такой нормативный акт предполагает ввести в нашем государстве налог на малодетность .

По сведениям газеты «Известия», главой Института демографии, миграции и регразвития Ю. Крупновым президенту РФ был направлен проект модернизированного федерального законодательства, который предлагает целый комплекс мер, направленных на поддержку многодетных семей.

По мнению разработчиков такой нормотворческой инициативы, дополнительным налогом следует облагать бездетных не по медицинским критериям семейные пары, а также семьи, у которых всего лишь один ребенок .

Конкретные размеры предполагаемого к введению налога никто до сих пор не озвучивал.

Налоговые расчеты в РФ

Специалисты, проанализировав содержание действующих норм НК РФ, пришли к мнению, что нынешнее законодательство и без введения новых мер предусматривает определенное налоговое бремя для семей без детей.

Так, ст. 218 этого кодифицированного федерального закона говорит, что налоговые льготы (в виде стандартных налоговых вычетов) предусмотрены лишь для людей, у которых есть дети. Остальные же уплачивают налоги в полном объеме .

Читать еще:  Северный проезд в отпуск и порядок оплаты провоза багажа

Так, при исчислении ежемесячного подоходного налога налоговая база может уменьшаться:

  • на 1,4 тыс. руб. при наличии 1-го ребенка ;
  • на 2,8 тыс. руб. — на 2-х детей;
  • еще по 3 тыс. руб. сверху на 3-го и каждого последующего ребенка (то есть, 5,8 тыс. руб. на 3-х , 8,8 тыс. руб. на 4- х и т .д .);
  • за каждого ребенка-инвалида или обучающегося очно инвалида 1 — 2 гр. в возрасте до 24 лет:
  • на 12 тыс. руб. — родителю и его супругу, усыновителю;
  • на 6 тыс. руб. — при воспитании детей семьей опекунов, попечителями, приемными родителями.

Указанные суммы вычитаются из общей налогооблагаемой массы, поскольку они не подлежат обложению 13-процентным налогом.

Ввиду чего ежемесячно человек, у которого есть хотя бы 1 ребенок , обладает прибавкой к заработной плате в размере 182 руб. (13% × 1,4 тыс. р.).

Следовательно, с бездетных россиян такая сумма, наоборот, постоянно удерживается. Иными словами, такая система налоговых расчетов является современным аналогом «налога на бездетность».

Внимание! При наличии нескольких детей суммы вычетов увеличиваются до 364 р. на 2- х и еще по 390 р. сверху на каждого последующего ребенка , достигая для полной многодетной семьи, имеющей двух супругов, суммы дополнительного дохода в размере свыше 1,5 тыс. руб. Скачать для просмотра и печати:

Сколько платят бездетные

В настоящее время в России посредством существующей налоговой системы фактически бездетные и малодетные граждане уже выплачивают более высокий походный налог, чем многодетные.

По данным Росстата :

  • у бездетных россиян, зарабатывающих в среднем 72,4 тыс. руб., в бюджет списывают 9,412 тыс. руб. в виде подоходного налога;
  • родители же, воспитывающие 3-х детей, отчисляют в казну 7,904 тыс. руб., т.е . на 1,5 тыс. руб. меньше.

Удерживаемые суммы налогов поступают в региональный и местный бюджеты (пропорционально 85%/15%), средства из которых идут на:

  • соцподдержку ;
  • образование;
  • содержание дорог;
  • медицину и другие социальные отрасли.

А в представленном инициаторами изменения законодательства предложении планируемую мзду предлагалось перенаправлять в ныне несуществующий «Госфонд поддержки многодетной семьи», из которого собираются финансировать исключительно дополнительные меры поддержки многодетных семей (включая повышенные ежемесячные пособия).

Налог на бездетных в историческом контексте

В советский период времени развития нашего государства налог за бездетность существовал в размере 6% от зарплаты.

Уплачивать его обязывались:

  • бездетные мужчины возрастом 20 — 50 лет вне зависимости от их семейного положения;
  • бездетные замужние женщины возрастом 20 — 45 лет.

По факту такой налог просуществовал 50 лет (с ноября 1941 г., при издании Указа «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» по 1 января 1992 г., когда юридически оформили распад СССР).

На практике же большинство россиян, проводя сравнительный анализ налоговых сумм для бездетных и денежные объемы , необходимые на содержание семьи, предпочитали уплачивать 6% с заработной платы. Поскольку это было экономически более выгодно, чем обзаводиться потомством.

Официальные экспертные мнения

  1. По данным ТАСС, глава Минтруда М. Топилин заявил, что «подконтрольное ему министерство негативно относится к перспективе возможного ввода налога на бездетность». Топилин при этом пояснил, что предложения, выдвигаемые самим Минтрудом, направлены на меры, стимулирующие рождаемость. Однако такие инициативы вряд ли призваны это сделать. Скорее, наоборот.
  2. По словам детского омбудсмена А. Кузнецовой, «многодетность не покупается». Кузнецова полагает, что немалую роль в демографической политике должна играть идеология и понятие «многодетная семья». По ее мнению, для увеличения рождаемости требуется совершенно иной подход, а не экономическая мера наподобие штрафа или некоего формального откупа.
  3. Минфин России также не поддерживает предложение о введении налога на малодетных. Об этом сообщает « Газета.Ru » .
  4. По мнению ряда других экспертов, состоятельные люди после введения подобного налога будут еще тщательнее скрывать свои доходы, но заводить детей раньше и чаще однозначно не станут.

Кроме того, вырученных средств для реальной поддержки многодетных семей будет недостаточно — поскольку их «съест» администрирование налога. Так что практической пользы от него явно не будет. Помимо прочего, подобное предложение попирает законы этики и логики.

Что касается рядовых россиян, то они тоже однозначно высказались против введения налога на бездетность. Это показал опрос, проведенный «Коммерсантъ FM», через соцсеть « Однокласники ». В нем участвовало свыше 140.000 человек. Что такой сбор в нашей стране не нужен, заявило 70% респондентов.

Важно! Таким образом, и эксперты, и обычные граждане считают, что введение дополнительных налогов для семей без детей или с небольшим количеством детей к желаемым результатам не приведет .

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Земельный налог на несовершеннолетнего ребенка: нужно ли платить?

Последнее обновление 2018-10-26 в 11:55

Если у вас имеются вопросы, вам нужна помощь, пожалуйста, звоните в бесплатную федеральную налоговую консультацию.

  • Москва и область 8 (499) 577-01-78
  • Санкт-Петербург и область 8 (812) 467-43-82
  • Остальные регионы России 8 (800) 350-84-13 доб. 742

Распространенной практикой является оформление недвижимости или передача по наследству лицам, еще не достигшим 18 лет, и тут возникает вопрос: начисляется ли налог на землю на детей? Каким образом регулирует этот вопрос российское право — в материале.

Платят ли дети налог на землю?

В Налоговом кодексе России земельному налогу посвящена глава 31. В ст.395 этого закона перечислены субъекты, которые освобождаются от уплаты данного платежа. Среди них нет несовершеннолетних.

Но органы муниципалитетов также вправе устанавливать собственный круг льготников. Если посмотреть местные законы с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России, вы можете найти различные категории освобождаемых от обложения.

Это значит, что несовершеннолетний ребенок должен платить налог на землю, если он является владельцем земельного участка на основании права собственности. Дети облагаются земельным налогом с месяца, в котором недвижимость была на них оформлена. Если это произошло после 15-го числа месяца, то он не засчитывается, а если до — входит в период обложения.

Уплату имущественным платежей физические лица обязаны производить в единый срок — до 1 декабря, но если эта дата выпадает на выходной или праздник (как в нынешнем году), то срок передвигается до ближайшего трудового дня.

Физические лица не исчисляют сумму налога самостоятельно. Готовые суммы они видят в уведомлениях, которые высылает им ИФНС по адресу нахождения земли.

Опекуны имеют место, если подопечному меньше 18 лет. Попечители — старше этого возраста, по каким-то причинам ограниченные или полностью недееспособные подопечные.

Что касается детей, прошедших эмансипацию, то они тождественны дееспособным лицам, в т.ч. в части налоговых обязанностей. Оплата земельного налога несовершеннолетним эмансипированным подростком обязательна, как и иных фискальных платежей — если он трудоустроился, то платит НДФЛ, если открыл ИП — налоги по выбранному режиму.

Со скольки лет платят налог на землю?

Если у вас имеются вопросы, вам нужна помощь, пожалуйста, звоните в бесплатную федеральную налоговую консультацию.

  • Москва и область 8 (499) 577-01-78
  • Санкт-Петербург и область 8 (812) 467-43-82
  • Остальные регионы России 8 (800) 350-84-13 доб. 742

По общему правилу налог на землю платится с 18 лет, но, разумеется, ему могут давать деньги на это родители или иные лица. Главное, чтобы в квитанции плательщиком значился документальный владелец объекта.

Некоторые органы местного самоуправления устанавливают льготы для детей. Например, законом Новосибирска льготниками кроме прочих являются:

  • дети из многодетных семей;
  • лица, от 18 до 23 лет, из многодетных семей, если они учатся на очном режиме в вузах;
  • дети-сироты;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей (отличаются от сирот тем, что их родители живы, но не опекают);
  • сироты и оставшиеся без опеки родителей от 18 до 23 лет, если они учатся на очном режиме в вузах.

Они получают скидку 50%, но фактически скидка предоставляется их родителям или опекунам, попечителям, т. к. они платят налог на землю с несовершеннолетних.

Итоги

  1. Дети признаются плательщиками земельного налога, но за них уплачивают его родители или иные представители.
  2. С 18 лет в квитанции плательщиком должен быть настоящий собственник земли.
  3. Родители могут получить за детей льготы, если они предусмотрены на их территории.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если у вас имеются вопросы, вам нужна помощь, пожалуйста, звоните в бесплатную федеральную налоговую консультацию.

  • Москва и область 8 (499) 577-01-78
  • Санкт-Петербург и область 8 (812) 467-43-82
  • Остальные регионы России 8 (800) 350-84-13 доб. 742

Я очень старался при написании этой статьи, пожалуйста, оцените мои старания, мне это очень важно, спасибо!

(16 оценок, средняя: 4,63)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector