Проблемы с дет. садом
Актуальные проблемы дошкольных учреждений в XXI веке
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Статья просмотрена: 9638 раз
Библиографическое описание:
Гимазетдинова Э. Я., Мингазова З. Р. Актуальные проблемы дошкольных учреждений в XXI веке [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 43-44. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1370/ (дата обращения: 06.03.2020).
Проблемы современных детских садов знакомы всем. Не только людям, у которых есть дети, посещающие подобные заведения, но и другим гражданам, которые видят внешний облик современных детских садов [1].
Во всех регионах России, он, как правило, легко узнаваем — это стандартное двухэтажное здание, с детской площадкой еще с советских времен, включающей в себя железные горочки, лесенки, ржавые качели. Все это строилось на века, и служит верную службу многим поколениям.
И ни для кого не секрет, что нехватка мест в детских дошкольных учреждениях является на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем. На начало 2010 года в очереди в детские сады в России стояло 1млн. 684 тыс. детей [2]. В эту очередь записываются сразу после рождения ребенка. Однако, значительная часть очередников своей очереди так и не дождутся, пойдя в начальную школу. И вполне оправданно считать, что одной из причин, по которой молодые семьи откладывают рождение детей или ограничиваются одним ребенком, также является нехватка мест в детских садах.
Эта проблема в России, обсуждается уже не первый год. Каждый год мы слышим от чиновников разных уровней обещания сдвинуть ситуацию с места, однако кардинальных изменений в этой сфере жизни ни горожан, ни сельчан не наблюдается, число детей, ожидающих своей очереди, чтобы попасть в дошкольное образовательное учреждение, не опускается ниже отметки в 20 тысяч.
Не менее острой уже много лет остаётся и проблема кадровой наполняемости дошкольных учреждений. Нехватка воспитателей и помощников воспитателей объясняется просто – низкая заработная плата. Например, в России няня (на официальном языке, помощник воспитателя), зарабатывает 4 400 рублей [3]. Минус 13-процентный подоходный налог. Воспитатели получают больше, но и их заработная плата практически не выходит за пределы семи тысяч рублей.
Проблему с низкой заработной платой сотрудников дошкольных образовательных учреждений призван решить переход детских садов на новую форму работы, когда теоретически руководители смогли бы направлять больше средств на финансирование зарплаты своих сотрудников. Однако практически единственным возможным путем получения данных средств остается оказание платных услуг, оплата которых ляжет на плечи все тех же родителей.
Еще одним важным аспектом является низкое финансирование самих дошкольных учреждений. Как известно, в Федеральном Законе от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципалитеты наделяются полномочиями по организации детского дошкольного воспитания. Но на практике бюджетная обеспеченность распространяется лишь на текущие расходы.
По-прежнему в детских садах не хватает музыкальных, спортивных залов, бассейнов, кабинетов для занятий с логопедом, библиотек. Доступ в Интернет есть у 77 % детских садов в Москве, в других крупных городах цифра колеблется от 44 до 62 %, а в селе доступ в сеть есть лишь у 18 % дошкольных учреждений (таблица 1) [4].
Материальная обеспеченность детских садов (в процентах), по состоянию на 2011 год,
в целом по Российской Федерации
Город, %
Пищеблок
Медицинский кабинет
Музыкальный зал
Бассейн
Кабинет для занятий с логопедом
Выход в интернет
Единственным решением проблемы нехватки мест является создание дополнительных мест в детских садах. Для этого намечены такие мероприятия, как: открытие новых групп в незадействованных помещениях школ, возвращение зданий детских садов от новых владельцев дошкольным учреждениям, строительство новых детских садов, открытие домашних детских садов.
Также одним из элементов решения выше обозначенной проблемы является упорядочивание самой очереди в детские сады. Родители часто записываются не в один, а два или три детских сада в надежде, что где-то очередь подойдёт быстрее. Нередки и случаи, когда родители устраивают свое чадо в детский сад «вне очереди», оказав те или иные «услуги» руководителям дошкольных учреждений. Принципиально решит данную проблему, на наш взгляд, электронная очередь. Когда списки стоящих в очереди будут публиковаться на официальном сайте органов местного самоуправления с возможностью контроля со стороны гражданского общества.
Таким образом, несмотря на определенные положительные сдвиги в данном направлении, нехватка мест в детских садах и их кадровое наполнение остается одной из острых проблем на сегодняшний день. И кардинально изменить ситуацию, на наш взгляд, смогут мероприятия, имеющие свой основной жесткий общественный контроль, как например, создание электронной очереди.
1. Проблемы детских садов России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: muz 4 in . net / news / problema _ detskikh _ sadov _ v _ rossii /2010-12-09# axzz 1
2. Богородский городской информационный интернет-портал: Проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : // gorodbg . ru / novosti — v — mire / problema — nehvatki — mest — v — doshkolnyh — uchrezhdeniyah
3. Сайт Брянского регионального отделения политической партии «Единая Россия»: Детские сады – детям! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: erbryansk . ru / dctskie — sady — detyam -2/
4. Официальный сайт Российской газеты: Детским садам не хватает финансирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www . rg . ru /2011/10/14/ detsad — site . html 5. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс. Версия Проф.»
Похожие статьи
Электронное правительство в России: проблемы и перспективы
электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган, исполнительная власть, услуга, местное самоуправление, Россия, государственная власть, информационное общество.
Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических.
Скачать электронную версию. Библиографическое описание
В настоящее время в разных регионах России существует острая проблема нехватки педагогических кадров.
Сокращение количества уроков (без изменения заработной платы) может быть очень существенной.
Проблемы правового регулирования оплаты труда
Ключевые слова: трудовое законодательство, оплата труда, МРОТ, прожиточный минимум, невыплата заработной платы, изменения в ТК РФ.
В первую очередь, данная проблема имеет место в случаях, когда трудовые отношения не оформляются должным образом.
Проблемы и пути совершенствования кадрового резерва.
В первую очередь в рамках исследования необходимо определиться с позицией высшего уровня власти в
Ускова Т. В. Проблемы кадрового обеспечения органов местного самоуправления в
— С. 38–41. Кадровое обеспечение местного самоуправления [Электронный ресурс].
Проблемы местных бюджетов закрытых. | Молодой ученый
Скачать электронную версию. Библиографическое описание: Путинцев В. П. Проблемы местных бюджетов закрытых
Местное самоуправление является необходимой формой осуществления власти народа, что составляет одну из основ конституционного строя России.
Механизмы управления негосударственным сектором.
Реализация программы позволит сократить очередности в детские сады и создать условия для конкурентной среды
В таблице 1 отображена численность детей, зарегистрированных в очереди на получение мест в дошкольные образовательные учреждения г. Красноярска.
Проблемы финансового обеспечения органов местного.
В свою очередь, согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной
Отсюда, на наш взгляд, вытекает еще одна проблема местного самоуправления, связанная с ее экономикой.
Задать вопрос. ФИО. Электронная почта.
Оценка эффективности предоставления государственных.
Например, при получении пособия по рождению ребенка матерям могут сразу посоветовать занять очередь в детский сад, с учетом
Проблемы организации мониторинга качества оказания. услуга, муниципальная услуга, орган власти, орган, местное самоуправление.
Муниципальная программа как инструмент прогрессивного.
На мой взгляд, в первую очередь необходимо производить ознакомление населения напрямую относящихся к категории граждан, в
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской.
Как попасть в детский сад, даже если там нет мест и большая очередь
Одинокая мама из поселка в Ленинградской области записала сына в детский сад недалеко от дома. Ребенку к тому времени не было еще и двух лет. Она выбрала два подходящих садика, подала заявление, но получила отказ. Администрация сказала: «В этих садиках мест нет, там очередь и детей до двух лет не берут. Приходите в следующем году».
Вместо садика на полный день ей предложили место на полдня и в 50 км от дома. Возить сына так далеко мама не могла. Зато она могла подать в суд на администрацию, которая не обеспечила ребенку место в детском саду рядом с домом. Вот как эта мама боролась с районной администрацией и двумя судами. Ее сын уже ходит в садик рядом с домом, а упорству позавидуют многие юристы.
Почему ребенку не дали место в яслях?
Мама выбрала два детских сада, в которые ей было удобно водить ребенка. Сад нужен был на полный день и с яслями. Но таких групп в этих садиках не было, или места ждали еще десятки семей. Администрация приняла заявление мамы, но в нужные сады ребенка не зачислила. Предложили неудобное место и короткий день.
Администрация не может бесконечно растягивать группы в детских садах, потому что есть санпины. А перед этой мамой зачисления ждут другие семьи, которым тоже надо устроить детей. Их права не могут пострадать из-за интересов конкретной родительницы, пусть даже очень настойчивой и нуждающейся.
Все это обычные аргументы любой администрации в любом регионе России: нет мест, ждите. И родители ждут до трех лет или выбирают садик в другом районе. Кто-то платит за частный детский сад, увольняется с работы, нанимает няню или решает вопрос тем способом, за который могут наказать по статье 291 уголовного кодекса. (Чтобы вам не кликать — там про взятки.)
Почему мама так настойчиво требовала место для ребенка?
Она воспитывает и содержит сына одна. Ей нужно отдать его в садик на полный день, причем не за десятки километров от дома, а как можно ближе. Ждать трех лет нет возможности: нужно работать.
Мама прочитала закон, который гарантирует всем доступное и бесплатное дошкольное образование, узнала о возможности выбрать три подходящих садика и потребовала место именно там. На предложения администрации она не согласилась. А когда стало понятно, что мирно договориться не получится, пошла в суд.
У мамы было два требования:
- Признать бездействие администрации по зачислению ребенка незаконным.
- Зачислить ребенка в детский сад на полный день, рядом с домом и до того, как ему исполнится три.
Защищать свои права пришлось в трех инстанциях — одинокая мама дошла до Верховного суда.
Что сказали суды?
Районный и областной суды
В зачислении могут и отказать, если именно в этом дошкольном учреждении нет мест. Это единственная причина для отказа, и она предусмотрена законом.
Конституционный суд говорил, что это не нарушение прав.
Все родители стоят в очереди, в том числе льготники. Никто не может пролезть вперед в ущерб другим семьям: всем надо на работу, у всех нет денег и все хотят устроить детей в садик. Ущемлять права одной мамы, чтобы соблюсти интересы другой, не положено.
Мама обвиняет местные власти в бездействии. Они и правда должны делать все, чтобы дети могли пойти в сад. Но администрация и так все делает: создала 1000 новых мест, предложила маме на выбор два садика. Ну и что, что на полдня или далеко от дома, но ведь предложила же. Семьям с детьми платят пособия и всячески их поддерживают. Нет тут бездействия, а мама неправа и получает отказ по обоим требованиям.
Организацией доступного и бесплатного дошкольного образования занимаются местные власти.
Все родители имеют право выбирать садик рядом с домом. Если нет мест, в приеме могут отказать. Тогда надо обращаться в администрацию и искать место в другом саду.
При этом именно власти обязаны сделать все, чтобы детям хватало мест. Не по очереди и не в следующем году, а всем, кто именно сейчас в этом нуждается и подал заявление. Если в регионе нет денег, можно попросить в федеральном бюджете. Можно что-то пристраивать, плотнее комплектовать группы, строить новые сады, планировать загрузку на годы вперед. Все это проблемы властей, а не родителей, алло!
Еще раз: работа администрации — чтобы места были. Если мест нет — это ваши, администрация, проблемы. Крутитесь, я не знаю.
Мальчику исполнилось полтора года — он имел право на садик. Мама воспитывает его одна. Сад за 50 км или на полдня ей не подходит: она не сможет работать.
Значит, администрация хоть и предложила альтернативу, но все равно не выполнила свои обязанности по устройству ребенка в детский сад. И нарушила права конкретного ребенка на доступное дошкольное образование.
Итог. Решения двух инстанций отменили как незаконные, и дело даже не отправили на пересмотр. Верховный суд сам принял окончательное решение. Бездействие местной администрации признали незаконным. А второе требование — о зачислении ребенка — удовлетворять уже не пришлось. Когда стало ясно, что мама не остановится, ее сына зачислили в детский сад возле дома прямо в середине учебного года. Так что это требование администрация выполнила до заседания судебной коллегии.
Не расстраивай маму.
А толку было ходить по судам, если ребенка все равно зачислили?
Толк ходить по судам был. Во-первых, если бы в первой инстанции вынесли законное решение — а там вынесли незаконное и с нарушением прав, — то мальчик попал бы в сад на год раньше. И мама могла бы выйти на работу, получать зарплату и не тратиться на нянь. Суды в других регионах выносили решения в пользу родителей, но в Ленинградской области что-то пошло не так.
Во-вторых, бездействие администрации признали незаконным. А государство отвечает за незаконное бездействие органов власти — деньгами. То есть мама может требовать возмещения ущерба. Например, утраченный заработок за год судов или моральную компенсацию. Без решения суда о незаконном бездействии добиться этого невозможно. А теперь у администрации нет шансов доказать отсутствие вины, а у мамы есть реальный шанс получить деньги из бюджета. Как сделал должник, который отсудил у государства 32 тысячи рублей за то, что приставы его не предупредили о запрете на выезд.
Даже если она не захочет снова идти в суд, это решение может пригодиться другим семьям. Сейчас как раз решаются вопросы зачисления детей в школы и детские сады на следующий учебный год. Многие родители слышат: «Нет мест». Но это проблемы администрации. Если вам положено место — требуйте его, как сделала эта мама. Если решите идти в суд, изучите определение судебной коллегии и используйте эти аргументы.
11 проблем, которые мне пришлось решить, когда я отдала ребенка в садик
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
День, когда мой ребенок впервые отправился в детский сад, был счастливым и страшным одновременно. Странно, что моя девочка теперь будет где-то без меня, зато теперь у нас должны воцариться режим, порядок и спокойствие. Однако я даже предположить не могла, что все 3 года нахождения дочки в детском саду у меня постоянно будут возникать вопросы, на которые придется искать ответы.
Я хочу рассказать читателям AdMe.ru обо всех трудностях, с которыми столкнулись я и моя дочь в детском саду, а также о том, как лучше справляться с ними.
Прошла 1-я неделя сентября. Я уже начала мечтать пить кофе горячим, а душ принимать без малолетней свидетельницы. Мне стало казаться, что детский сад придумал какой-то святой, а рассказам подруг об этом прекрасном учреждении я не особо верила.
Но потом оказалось, что все не так радужно: дочь устраивала истерики по утрам, в саду не хотела есть и ходить в туалет. Кроме того, стала часто болеть. Педиатр посоветовал не бояться микробов, но об этом ниже.
1. «Не пойду сегодня в садик»
Разумеется, нас не обошел стороной этот период. Каждый вечер дочь рассказывала мне, как хорошо и весело было в саду, как она обязательно пойдет туда снова. Каждое утро у двери садика начиналась истерика: «Не уходи». Возле дверей детского сада обычно происходила кульминация кошмара. Все это, естественно, добавляло мне чувства вины.
Что я сделала: я чувствовала себя последней дрянью, оставляя дочь с чужими людьми, поэтому попросила мужа и бабушку отводить ее в сад. Я же забирала и расспрашивала о прошедшем дне, не забывая восхищаться воспитателями. По утрам рассказывала, как здорово мы проведем время, когда я приду за ней. И всегда повторяла, как мантру: «Я никогда не оставлю тебя, я обязательно приду за тобой, я люблю тебя больше всех на свете, ты нужна мне». Когда дочка поняла, что ее не бросят, она успокоилась.
2. Ребенок часто болеет
В мире существует около 200 различных вирусов, которые мутируют и становятся все сложнее. Во время болезни у ребенка формируется иммунитет, на это уходят годы. В любом детском саду малыш будет подвергаться частому воздействию вирусов, так как закрытое пространство с кучей людей — идеальная среда для них. Для иммунной системы, приспособившейся к избранному кругу людей, новые 20–30 человек — серьезный вызов.
Есть и психологическая составляющая: даже если ребенку нравится в садике, расставание с родителями может даваться тяжело. Целый день с чужими людьми — ощутимый стресс для незрелой нервной системы.
Что я сделала: изначально морально подготовилась к тому, что дочь будет чаще болеть. Несколько месяцев мы действительно просто не вылезали из болезней. Однако несмотря ни на что я все же последовала совету педиатра не бояться микробов и прекратила все обеззараживать, отглаживать и стерилизовать. И действительно, это пошло ребенку на пользу: постепенно болезни начали отступать, дочь повеселела, а я стала меньше убираться.
3. В саду ребенок ведет себя идеально, а как только появляется мама, в него будто бес вселяется
Можно сказать, что в саду педагоги умеют воспитывать детей, а я нет. Но я ращу дочь по теории привязанности Гордона Ньюфелда (Gordon Neufeld) и знаю, что шумное, истеричное и даже агрессивное поведение ребенка после сада — это нормально. Более того, на самом деле это хороший знак для родителя: значит, малыш чувствует себя со мной в полной безопасности, раз может показать себя «во всей красе».
Что я сделала: запаслась огромным терпением, постаралась как можно больше обнимать и целовать, проводить с дочкой после сада максимум времени вместе. Самое главное (и трудное) — помнить о том, что чем ужаснее ведет себя ребенок, тем сильнее он в нас нуждается.
4. Ребенок не ходит в туалет в саду
Первые недели у ребенка идет адаптация к новому месту, и у всех это проходит по-разному. Признаюсь, я удивилась и растерялась, когда выяснилось, что дочь отказывается ходить в туалет в саду и все время до прихода родителей терпит. Я поговорила с другими мамами и выяснила, что подобные случаи не редкость. Некоторые чувствительные дети пребывают в таком внутреннем напряжении из-за перемен, что физически не в состоянии расслабиться и спокойно сходить в туалет.
Что я сделала: первым делом зашла в туалет и посмотрела, что может быть не так: вдруг причина в чем-то очень простом, например внутри темно, а выключатель высоко. Я поговорила с воспитателями, и мы принесли из дома родной горшок. А дома мы несколько дней проигрывали эту ситуацию в ролевой игре с куклами. Оказалось, что дочь пугается того, что в туалете не 1, а 3 унитаза.
5. И к тому же не ест весь день
Дочь никогда не могла похвастаться хорошим аппетитом, однако в детском саду ситуация усугубилась. Сначала воспитатели ничего не говорили мне: многие дети в первые дни мало едят. Но потом сообщили, что ребенок весь день держится на куске хлеба или булки. А я-то, наивная, радовалась, что она дома стала лучше есть.
Воспитатели сказали, что так бывает часто. Сад — это стресс, ведь у ребенка весь уклад жизни, по сути, поменялся. Еда может казаться непривычной, невкусной, некрасивой, и самое главное — ее дает не мама.
Что я сделала: стала хвалить еду, которую дают в саду. Рассказывать, что нянечка угостила меня котлеткой, она такая хорошая и так вкусно готовит! Но самое главное — старалась соблюдать спокойствие. Надо помнить, что нужно время, что никто никогда еще не умирал в детском саду от голода. Действительно, голодовка через несколько недель закончилась, а спустя полгода дочь стала требовать, чтоб на выходных я варила ей каши «как в садике».
6. Иногда детей докармливают
Дочь отказывалась есть, а в некоторых детских садах воспитатели насильно «заталкивают» еду в ребенка. Я настоятельно просила такого не делать — пусть лучше будет голодной. Ведь получается, что малыш не в состоянии дать отпор взрослому человеку, покоряется и ест. Родители довольны: чадо ест, растет. Но не стоит радоваться: такие действия могут привести к расстройствам пищевого поведения.
Возможно, раньше я согласилась бы на это, но, прочитав книгу испанского педиатра Карлоса Гонсалеса «Мой ребенок не хочет есть», поняла, что заставлять нельзя.
Что я сделала: спросила у воспитателей и нянечек, существует ли в нашем саду такое явление. И настоятельно даже не просила, а требовала, чтобы мою девочку ни в коем случае не докармливали.
7. Воспитатель не справляется с детьми и превышает полномочия
Детский психолог Людмила Петрановская утверждает, что дети по своей природе существа послушные. Непослушными они становятся, только если не чувствуют себя в безопасности. Я, конечно, не хочу сказать, что со мной моя дочь всегда покладиста — нет, как и все дети, иногда она шалит, заигрывается и не реагирует на мои просьбы.
Но в саду стали жаловаться, что мой ребенок не слушается. И происходило это во время смены только одного воспитателя. Позже я поняла, в чем дело: она не справлялась. А иногда и превышала свои полномочия: грубо одергивала, насмехалась и повышала голос на детей. Ольга Васильевна бывала чересчур строга и раздражительна и часто выговаривала родителям, как плохо воспитаны их дети.
Что я сделала: к сожалению, практически ничего. Но мы с другими родителями попытались: побеседовали с заведующей. Новую воспитательницу долго не могли найти, а переводить ребенка в другую группу или сад тоже не дело: еще не известно, что тут более травматично. К счастью, через год она ушла сама и у нас появилась отличная замена.
8. Дополнительные сборы денег
Любые платежи, которые требуют оплатить в детском саду, должны быть официальными, т. е. на каждую оплату необходим чек. «Добровольные пожертвования», «на нужды группы» и т. д. — все это исключительно добрая воля каждого отдельно взятого родителя. У меня ее не было. Знакомые, которые уже проходили через это, подсказали, как себя вести в таких ситуациях.
Что я сделала: все те несколько раз, когда родителям нашей группы предлагали сделать какие-то благотворительные взносы, я не выступила против. Я спрашивала, на какой счет могу перечислить деньги, а если предлагали оплатить наличкой, просила квитанцию. Обычно на этом разговоры о деньгах заканчивались.
9. Давление со стороны других родителей
Обычно коллектив родителей делится на 2 части: одна хочет скинуться и собрать деньги на кондиционер или новые окна, вторая говорит, что денег не даст. Несколько раз я была человеком, который говорит нет и вызывает недовольство активистов. Выдерживать это очень трудно. Но мне действительно было непонятно, почему я должна отдать половину своей зарплаты на замену окон в саду, построенном 6 лет назад.
Что я сделала: всегда есть единомышленники, и я их нашла. Оказалось, нас не так мало — тех, кто не жаждал выбрасывать деньги на ненужные вещи. Кстати, это неплохой урок и для наших детей: не превращаться в стадо и не идти на поводу.
10. Детей на утренниках снимает исключительно фотограф детского сада
Увы, во многих детских садах руководство считает себя вправе обеспечить заработком какого-то своего знакомого фотографа, знания которого устарели еще лет 30 назад. И большинство родителей молча подчиняется этим правилам, несмотря на недовольство. Тут мне снова помогли советы тех, кто уже проходил это.
Что я сделала: с группой других родителей отправилась к заведующей, чтобы сообщить, что у нас будет свой фотограф. Ей это не понравилось, но сделать она ничего не могла: это наше право — пригласить того фотографа / видеооператора, который подходит нам, а не заведующей.
11. Пышный выпускной в детском саду
Здравомыслящий человек понимает: красиво нарядить ребенка и устроить большое празднество с клоунами и ресторанами — это исключительно потребность родителей. Ближе к выпуску из сада 2 самые активные мамы нашей группы начали предлагать безумные программы проведения детского мероприятия: банкетный зал, речной трамвайчик и т. п.
Что я сделала: предложила вариант более бюджетного мероприятия и напомнила, что это все же праздник наших детей, а не наш. В результате группа, как это бывало и раньше, разделилась на 2 половины. Мы ограничились утренником в саду и скромными посиделками в кофейне с пирожными. Потом мы с дочерью зашли в детский магазин и она выбрала игрушку, которая ей нравится. И мы обе были очень довольны.
А как вы решаете возникающие в детском саду вопросы и проблемы?
Актуальные проблемы современного дошкольного образования
Майра Кужабаева
Актуальные проблемы современного дошкольного образования
Много лет работаю в системе дошкольного образования и поэтому все успехи и проблемы этой системы хорошо представляю. В статье хочу поделиться своими наблюдениями, размышлениями, дать некоторые рекомендации из опыта работы в системе дошкольного образования.
Актуальность проблемы:
В наше время система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. Хочется отметить,что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Если не оказывать должного внимания особенностям развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагоприятно сказаться на его дальнейшей жизни.
Одной из основных проблем является общение- умение слышать и слушать, умение входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь.
Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что педагог проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.
Необходимо поговорить и о семье. На сегодняшний день встречается большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают различные сложные ситуации, когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей тяжело идут на контакт с ДОУ ссылаясь на занятость. Задача педагога заинтересовать родителей, расположить к взаимодействию.
Можно рекомендовать некоторые формы взаимодействия ДОУ с родителями. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы.Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:
коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года, групповые консультации, конференции;
индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.
Классификация нетрадиционных форм.К ним относятся четыре группы: информационно-аналитические, досуговые; познавательные; наглядно-информационные формы.
Если встать на место родителей, то мы увидим так же много проблем волнующих их. Дошкольное образование имеет некоторые специфические черты. К примеру, в этой области сказывается несамостоятельность конечного потребителя услуг (ребёнка) в выборе учреждения, которое будет обеспечивать выполнение этих услуг. Так как в получении ребёнком дошкольного образования заинтересованы, в первую очередь, родители, именно они чаще всего сталкиваются с проблемами в дошкольном образовании лицом к лицу.
Со стороны родителей самой актуальной проблемой является недостаток мест в ДОУ и возникающая по этой причине очерёдность. Родители стараются записать ребёнка в детский сад заранее, с момента получения свидетельства о рождении, многие записываются в 5-10 детских садов, стоят в огромных очередях, предлагают заведующим взятки, устраивают различные конфликтные ситуации.
Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить, на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным.
Получается, что детский сад – уже не необходимость, а роскошь, которую могут себе позволить состоятельные люди или люди со связями. Конечно же, в нормально функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически недопустима.
Есть и другие проблемы в современном образовании,можно перечислить их очень много: проблемы развития произвольной памяти, речевого развития детей, проблемы обучения НОД. И все упирается в новые методики. Необходимо внедрение современных технологий и методик,отвечающих новому времени.
Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование. Педагоги и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», ребенок часто активен в познании нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет раньше или позже. Могут возникнуть два варианта. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и сосем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что что практика раннего обучения детей может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса.
Возникают отрицательные эффекты, такие как например потеря детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственностью в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить, что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.
Это же подтверждают и исследования многих педагогов: «В системе дошкольного образования возникла жесткая ориентация детских садов на подготовку детей к школе, под которой обычно понимается только обучение чтению, счету и письму, хотя самым важным является мотивация ребенка, интерес к обучению в школе. Практика слишком раннего принудительного обучения детей с неизбежностью приводит к исчезновению учебной мотивации, и как следствие — к возникновению школьной дезадаптации и школьных неврозов».
Обратим внимание и на то, что образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, т. е. его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Обязательно должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности, необходимо ориентироваться на интересы каждого ребенка. Педагог должен ставить перед собой цель — обеспечение развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.
Итак, можно сказать, что проблемы в образовании,а в частности в современном образовании есть, и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. Конечно более эффективное обучение это то, которое происходит в личностно-ориентированном стиле, но все зависит от педагога, от его целей. И именно от взрослых зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет
Качество современного образования и пути его достижения: опыт, проблемы, перспективы Главное преимущество детского, сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только.
Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях Я, Анкудинова Юлия Сергеевна, осуществляю свою педагогическую деятельность в МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое».
Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество.
Актуальные проблемы в современной логопедии и комплексный подход в воспитании детей-логопатов Актуальные проблемы в современной логопедии и комплексный подход в воспитании детей-логопатов Статья посвящена актуальной на сегодняшний.
Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Педагогическая система каждой исторической эпохи.
Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и решения В последнее время прослеживается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон определяет.
Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: проблемы и перспективы Статистика последних лет показывает увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение зрения, слуха, речи, опорно.
Современный подход к решению проблемы качества дошкольного образования Современный подход к решению проблемы качества дошкольного образования Гиндуллина Э. Р, воспитатель МБДОУ Детский сад № 16 ГО г. Уфа.
Эссе современного педагога «Моя философия дошкольного образования» «И что Вы с ними такое делаете, что они не хотят уходить из садика!» — этот вопрос от родительницы застал меня врасплох. Я немного растерялась.
Детский сад: проблемы и их решения
С некоторых пор я занимаюсь вопросом детских садов. Многие молодые родители надеются на мою помощь и поддержку в решении данного вопроса. Сейчас моя работа в этой сфере сводится к простому принципу – наши дети имеют право на дошкольное образование! И мы, родители, будем бороться за это право всеми доступными законными методами. Право на доступное дошкольное образование гарантировано каждому статьёй 43 Конституции и этим надо пользоваться. Моя работа уже сегодня дает первые плоды: 5 детей устроены в детский сад.
Однако после того как я принял решение об участии в выборах в Тверскую городскую Думу, я взял на себя ответственность не только по защите прав каждого конкретного ребёнка, но и обязанности по решению данного вопроса в комплексе. И речь пойдёт как о физической нехватке мест в детских садах, так и о дошкольном образовании в целом.
Нехватка мест в детских садах.
Самая первая и самая главная проблема, на мой взгляд, — это нехватка мест в детских садах. По разным данным очередников-дошкольников в Твери около 1800 малышей. Уверен, что очередь в детские сады в городе можно устранить за весьма короткие сроки. Чтобы решить этот вопрос, необходимо осуществить мероприятия по эффективному использованию площадей, имеющихся в сфере образования города.
Для того чтобы 1800 малышей в возрасте от 3 до 5 лет пошли в детский сад, необходимо, чтобы в это же самое время из детских садов города такое же количество детей в возрасте шести лет перешли в здания школ. Создание так называемых «нулевых» классов в школах. В результате в детских садах будут обучаться дети в возрасте до шести лет, а шестилетние дети будут находиться в школах. Для реализации данной программы понадобится изъятие некоторого числа классных комнат под нужды детского сада. Часть учеников средних и старших классов должны будут заниматься в свободных помещениях либо, в крайнем случае, во вторую смену.
Если считать, что в городе Твери 70 школ, то 1800 шестилетних детей, переводимых из детских садов в школы, теоретически распределятся по одной группе (25-27 человек) в каждую школу. Разместить одну дошкольную группу в одной отдельно взятой школе — вполне решаемая проблема. В том случае, если начальные классы той или иной школы уже располагаются в зданиях бывших детсадов, то несколько четвертых классов нужно перевести в основное здание школы, а освободившиеся места отдать под детский сад. По некоторым расчетам, строительство детского сада обойдется в сумму не менее 100 миллионов рублей. Соответственно, строительство 10-12 детских садов для всех детей-очередников в городе будет стоить не менее 1 миллиарда рублей и продлится не менее 10-12 лет. О чём это говорит? Такой путь возможен, но это долго и очень дорого. Предлагаемый мной перевод шестилетних детей из детских садов в школы осуществим за сумму в десять раз меньше — за 100-120 миллионов рублей. И самое актуальное — в максимально сжатые сроки. 100-120 миллионов рублей уйдут на ремонт классных помещений, на закупку необходимого оборудования, на переоборудование помещения под специфику детского сада.
Хочу обратить внимание: в советские времена в городе было построено несколько школ со специальными помещениями для дошкольных классов. Сейчас в этих помещениях располагаются что угодно, только не то, что очень нужно. Эти помещения должны быть освобождены, и они должны использоваться именно как дошкольные образовательные помещения.
Подчеркну ещё раз. Нужна полная инвентаризация зданий и помещений образовательного сектора! Должен быть составлен реестр, подписаны и согласованы конкретные графики освобождения различными федеральными структурами помещений детских садов на территории города Твери. Конечно, это меры скорее «пожарного» характера, и строительство новых детских садов бесспорно необходимо! И бюджет Твери при определённых условиях может себе это позволить.
Но здесь можно услышать 2 мнения:
— Строить не надо, так как впереди «демографическая яма», и построенные здания будут пустовать и превращаться в дома-призраки. (наплевательская позиция)
— Надо строить детские сады несмотря ни на что. Сейчас построим, ближайшие 5 лет они будут нужны, ну а потом чего-нибудь придумаем. (недальновидная позиция)
И те, и другие и правы, и неправы одновременно.
Нужен принципиально иной подход! Новые здания не должны быть исключительно детскими садами. Должна быть иная концепция в проектировании, строительстве и эксплуатации этих объектов. Как таковые это должны быть не детские сады, а многофункциональные детские учреждения.
Сегодня малыши ходят в детский сад. Завтра, когда нас «накроет» та самая демографическая яма, и детские сады будут не нужны, дети ходят в это же здание как в детско-юношеский досуговый центр.
Таким образом, мы не только сводим к минимуму проблему нехватки мест в детских садах, но и создаём платформу для решения вопросов детства и юношества вцелом.
Здания и помещения, находящиеся в муниципальной собственности, должны использоваться максимально эффективно. В данном случае при ограниченности ресурсов города, мы можем воспользоваться рыночными механизмами решения данной социальной проблемы.
Коммерческие организации, которые рискнули работать в сфере дошкольного детского образования, это наши союзники. Социально ответственный бизнес – это друг общества. И в данном случае мы должны всячески помогать этим организациям. Я считаю, что неэффективно используемые и пустующие помещения, которые могли бы использоваться для дошкольного образовательного учреждения, должны передаваться таким коммерческим организациям в безвозмездное пользование при условии оплаты расходов на текущее содержание данного помещения.
Не скажу, что частные детские сады смогут очень сильно изменить ситуацию. Но совершенно очевидна необходимость таких учреждений. Думаю, что в первую очередь данные заведения будут пользоваться спросом у семей с достатком выше среднего.
Изучая сферу дошкольного образования, я столкнулся с интересной проблемой. Некоторые родители, получив место в детском саду, практически не пользуются этим своим правом. То есть ребёнок числится в детском саду, место за ним зарезервировано, но фактически ребёнок в детский сад не ходит — сидит с мамой дома. Место в этом случае родители держат «на всякий пожарный». Тогда как другие семьи, для которых это место является жизненно необходимым, ущемлены в этом своём праве.
В данном случае важно соблюсти баланс интересов.
Я считаю необходимым в этом случае рассмотреть возможность создания специальных групп в дошкольных детских образовательных учреждениях. Родители, которые занимаются воспитанием малышей на дому, должны иметь право доверить своё чадо в данную группу на день или на несколько дней подряд.
Конечно, это не панацея и не поможет разрешить вопрос нехватки детских садов, но в некоторых случаях для молодой семьи (а особенно в тех случаях, когда в семье только один родитель), это могло стать хоть какой-то отдушиной, и как-то, хоть иногда разгрузить и помочь фактически одиноким родителям.
Как добраться до детского сада?
Часто я сталкиваюсь с проблемой отдалённости детского сада от места жительства семьи. То есть формально права ребёнка соблюдены и место предоставлено, но добраться до детского садика практически невозможно. Особенно в утреннее время, когда приходится ехать на другой конец города по всем пробкам и в переполненных маршрутках.
Сейчас школьников, далеко живущих от места учёбы, комфортно доставляют в школу на автобусе по специальной программе. Точно так же и дошкольников в сопровождении родителей можно доставлять в детские садики. И это должна быть очень адресная помощь, которая сможет учесть интересы каждой конкретной семьи.
Обеспечение питания в детских садах.
Отдельно хотел бы остановиться на вопросе питания малышей. Твери необходим комбинат дошкольного и школьного питания и систематизация вопросов питания детей.
Финансовым источником этого проекта могут быть средства бюджета Тверской области, муниципалитета Твери, деньги частных инвесторов.
Несомненно, решение вопроса о строительстве в Твери такого комбината будет иметь положительные последствия. Наличие этого комбината поможет не только решить вопрос питания для детей, но и поможет создать рабочие места. Обращу внимание, что грамотно продуманная служба доставки питания в данном случае является неотъемлемой частью строительства комбината. Это упростит медицинскую стандартизацию вопросов питания для различных категорий детей, что как следствие укрепит их здоровье. Некоторую часть продуктов питания для детей можно закупать на сельскохозяйственных предприятиях Тверской области, что освежит сельское хозяйство нашего региона. Комбинат должен быть оснащен по последнему слову техники, полностью соответствовать всем самым современным технологиям.
Одновременно упростится решение одного из самых важных вопросов питания детей — вопрос контроля приготовления еды. Санитарный и медицинский мониторинг самой продукции, используемой для готовки еды, конечного продукта, а также персонала в данном случае будет производиться в режиме «нон-стоп», а не «от случая к случаю», как это происходит сейчас.
Так же при подготовке рациона питания необходимо привлечение соответствующих специалистов: диетологов, педиатров, — так как питание для юных граждан должно быть не только вкусным, но и максимально полезным.
Поборы.
Отдельная тема — это вопрос поборов в детских садах. Зачастую родители сами «скидываются» на те или иные нужды детского садика для того, чтобы купить, отремонтировать и т.п.
Я бы не расценивал данный факт как однозначное зло. Как известно, проблемы детства и юношества у руководства страны не стоят в приоритете: соответственно дошкольные учреждения финансируются по остаточному принципу, что, конечно, лично меня очень огорчает.
Те «крохи», которые падают в сферу дошкольного образования из нефтегазового бюджета страны, не могут кардинально улучшить ситуацию, однако даже в такой ситуации нужен контроль и эффективное расходование средств. Родительские комитеты, которые обязаны быть при каждом дошкольном образовательном учреждении, должны иметь полный и открытый доступ ко всей бухгалтерии дошкольного образовательного учреждения. Мало того, родительский комитет должен иметь возможность влиять на назначение того или иного заведующего детского дошкольного учреждения.
На мой взгляд, никакая прокуратура, гос. контроль, органы опеки и надзора никогда не будут радеть за детей, как сами родители! Поэтому совершенно очевидно, что родителей нужно как можно активнее привлекать к контролю бюджета и работе детских садов. По сути это и есть те самые механизмы народного контроля, которые помогут нам непосредственно влиять на ситуацию.