Росфинмониторинг проверка юридических лиц
Expertrating.ru

Юридический портал

Росфинмониторинг проверка юридических лиц

Особенности проверок Росфинмониторинга

Финмониторинг представляет собой проверку компаний государственными органами. Предметом мониторинга является экономическая деятельность: финансовые потоки, осуществление той или иной операции. Цель проверки – предупреждение отмывания доходов, полученных незаконным путем. Мониторинг также помогает пресечь финансирование террористических группировок. Проверками занимается соответствующая структура – Росфинмониторинг.

Функции Росфинмониторинга

На Росфинмониторинг возложены эти функции:

  • Контроль соблюдения нормативных актов, касающихся противодействия отмыванию средств.
  • Наложение ответственности в случае обнаружения нарушения законов.
  • Сбор и обработка информации, касающейся операций, подлежащих контролю.
  • Обнаружение противоправных операций.
  • Учет фирм, в отношении которых не действуют надзорные структуры.
  • Формирование мер по предотвращению правонарушений.
  • Обмен сведениями с международными структурами в случае необходимости.
  • Направление сведений о правонарушениях в правоохранительные органы.
  • Формирование единой информационной базы.
  • Обеспечение конфиденциальности сведений.

Также Росфинмониторинг в некоторых случаях может осуществлять прочие функции.

Полномочия

Росфинмониторинг наделен следующими полномочиями:

  • Пресечение противоправной деятельности ЮЛ и ИП.
  • Внесение предложений касательно мер ответственности, применяемых по отношению к компании.
  • Отправка запросов в фирму касательно предоставления документов.
  • Приглашение сторонних сотрудников для осуществления исследований и экспертиз.
  • Формирование комиссий по мониторингу.
  • Осуществление расследований.

Также Росфинмониторинг обладает другими правами, которые оговорены в нормативных актах РФ.

В отношении кого осуществляется финмониторинг

Как правило, мониторинг проводится в отношении компаний, осуществляющих операции с денежными средствами и материальными объектами. В частности, это могут быть следующие ЮЛ:

  • Кредитные структуры.
  • Участники рынка ценных бумаг.
  • Страховые фирмы.
  • Представители почты.
  • Ломбарды.
  • Фирмы, занимающиеся скупкой и продажей драгметаллов.
  • Букмекерские конторы, фирмы, создающие лотереи.
  • Управляющие офисы инвестиционных фондов.
  • Посреднические компании, специализирующиеся на купле-продаже недвижимости.
  • Фирмы, принимающие платежи.
  • Микрофинансовые структуры.
  • Частные пенсионные фонды.

Мониторинг осуществляется и в отношении ИП. В частности, проверяться могут страховые брокеры, посредники, специализирующиеся на купле-продаже недвижимости. Мониторингу подлежат ИП, занимающиеся скупкой и реализацией драгметаллов. Проверка осуществляется в отношении нотариусов, юристов, занимающихся следующей деятельностью:

  • Сделки с недвижимостью.
  • Управление деньгами или ценными бумагами, счетами в банке.
  • Привлечение финансов для создания фирмы.
  • Формирование фирм и обеспечение их работы.

Мониторинг в отношении этих лиц осуществляется на основании ФЗ №115 от 7 августа 2001 года.

Основания для осуществления мониторинга

Рассмотрим поводы для назначения проверки Росфинмониторингом:

  • Неправомерный отказ в предоставлении документов.
  • Чрезмерное внимание, направленное на обеспечение конфиденциальности операций.
  • Игнорирование выгодных условий приобретения услуг.
  • Нестандартно высокая комиссия за услуги.
  • Значительное изменение схемы сделки прямо перед ее совершением.
  • Отсутствие сведений о компании в официальных справочниках.
  • Перечисление денег по сделке на счет, отличающийся от счета, оговоренного в соглашении.
  • Значительное отклонение от рыночных показателей стоимости сделки.
  • Частое осуществление расчетов наличными.
  • Оплата неустойки в размере больше 10% от суммы соглашения.
  • Условия соглашения противоречат целям работы фирмы, которые указаны в учредительной документации.
  • Оформление займа от нерезидента.
  • Усложненные, относительно ситуации на рынке, схемы расчетов.
  • Работа с контрагентом, зарегистрированным менее 3 месяцев назад.
  • Перевод средств нерезидентам за консультацию или маркетинговые услуги.

Часто рассмотренные признаки свидетельствуют о легализации средств, полученных незаконным путем.

Процесс проведения финмониторинга

Основание для осуществления мониторинга – приказ, в котором есть подпись руководителя Росфинмониторинга. Проводить проверку может только лицо, данные которого содержатся в приказе. Специалист также должен предъявить служебное удостоверение. Росфинмониторинг осуществляет два типа проверок:

  • Камеральные. Проводятся по месту расположения Росфинмониторинга.
  • Выездные. Осуществляются по месту нахождения компании.

После мониторинга нужно составить акт. Оформляется он в двух экземплярах. На документе ставится подпись лица, осуществляющего проверку. Бумагу нужно вручить руководителю фирмы в течение 3 дней после завершения мониторинга. Акт можно направить почтой или вручить лично.

ВАЖНО! Ранее число проводимых проверок было ограничено. Мониторинг можно было осуществлять раз в год. Однако сейчас эта норма отменена, то есть проверки могут выполняться несколько раз в год.

Какие операции проверяет Росфинмониторинг

Государственные структуры осуществляют проверку следующих операций:

  • Операции на сумму свыше 600 000 рублей. Если расчеты производятся в иностранной валюте, во внимание принимается эквивалент этой суммы.
  • Операции, в ходе которых проводились расчеты наличными, если эти расчеты не были оправданы особенностями хозяйственной деятельности.
  • Использование имущества на основании соглашения о лизинге.
  • Перевод средств клиенту фирмами, не осуществляющими кредитную деятельность.
  • Сделка с недвижимостью на сумму, превышающую 3 000 000 000 рублей.

Проверяться могут все операции, которые прописаны в Законе о легализации.

Ответственность за выявленные правонарушения

Если в ходе мониторинга будет обнаружено отмывание доходов, возможна уголовная ответственность. Сделки с операциями со средствами, добытыми незаконным путем, предполагают наложение штрафа в размере до 120 тысяч рублей. Штраф также может вычитаться из дохода или зарплаты виновного лица. Взимается он на протяжении года на основании части 1 статьи 174 УК РФ. При противоправных деяниях в крупных размерах могут последовать следующие наказания:

  • Штраф в объеме до 200 тысяч рублей.
  • Штраф в размере зарплаты или прочего дохода виновного лица, взимаемый на протяжении 1-2 года.
  • Принудительный труд на протяжении до 2 лет.
  • Лишение свободы до 2 лет плюс штраф до 50 тысяч рублей.

Степень ответственности определяется в зависимости от масштабов противоправного деяния.

Можно ли отменить штраф, назначенный Росфинмониторингом?

Штраф может быть наложен ошибочно. К примеру, компания забыла направить информацию о сделке в Росфинмониторинг. Если назначен штраф, нужно обратиться в суд. Для суда нужно обязательно подготовить аргументы в защиту своей позиции. К примеру, аргументом может быть незначительность правонарушения, совершение его впервые. Для подготовки аргументов имеет смысл изучить судебную практику и проанализировать, в отношении каких дел выносится положительный вердикт.

Росфинмониторинг

Финмониторинг – это наблюдение со стороны государственных структур за экономической деятельностью компаний и бизнесменов, их денежными потоками, контроль и надзор за проведением определенных финансовых операций.

Проводится финмониторинг для того, чтобы противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство в этой сфере, осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу – Росфинмониторинг (п. п. 1 и 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808).

Функции Росфинмониторинга

Росфинмониторинг осуществляет следующие функции:

Осуществляет контроль над деятельностью граждан и организаций в части соблюдения законов РФ о противодействии операций по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений.

Привлекает данных лиц к ответственности, при обнаружении таковых правонарушений в соответствии с законодательством России.

Собирает, обрабатывает и анализирует данные об операциях и сделках, которые подлежат контролю.

Выявляет операции, свидетельствующие о незаконности осуществления сделок с имуществом или операций с денежными средствами, связанных с террористической деятельностью и отмыванием доходов.

Ведет учет организаций, реализующих сделки с имуществом или операции с денежными средствами в сфере деятельности которых нет органов надзора.

Разрабатывает и осуществляет разнообразные меры по предотвращению нарушений законов РФ о противодействии легализации доходов, которые получены противозаконным способом.

Взаимодействует и производит обмен информацией с международными организациями, компетентными службами иностранных государств.

Направляет полученные данные в правоохранительные органы по их запросам части противодействия легализации доходов и финансированию террористической деятельности.

Поддерживает в рабочем состоянии единую информационную базу.

Хранит в режиме повышенной секретности информацию, составляющую банковскую, государственную, коммерческую тайну и другие конфиденциальные сведения.

Осуществлять иные мероприятия.

Полномочия Росфинмониторинга

В своей работе Федеральная служба по финмониторингу имеет право:

Пресекать деятельность граждан и юридических лиц по нарушению законодательства РФ в указанной области.

Вносить предложения руководителям уполномоченных органов власти о привлечении к ответственности виновных лиц.

Запрашивать информацию и документы, необходимые для принятия окончательного решения, у уполномоченных органов и организаций.

Проводить исследования и экспертизы при помощи сторонних организаций.

Организовывать рабочие группы и комиссии.

Проводить расследования и проверки.

Пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

При осуществлении каких видов деятельности необходимо встать на учет в подразделения Росфинмониторинга

Встать на учет в подразделения Росфинмониторинга нужно отдельным организациям и предпринимателям, которые осуществляют операции с деньгами или иным ценным имуществом и деятельность которых не контролирует конкретная надзорная служба (ст. 5 и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”).

Конкретно речь идет о лизинговых компаниях, операторах по приему платежей.

Кроме того, Росфинмониторинг контролирует организации и предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества, а также коммерческие фирмы, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Для организаций и бизнесменов, в сфере действия которых имеется надзорный орган, постановки на учет в Росфинмониторинг не требуется.

Какие сведения о сделках необходимо представить в Росфинмониторинг

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более.

Например, если покупатель – физическое или юридическое лицо приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан представить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Читать еще:  Какое наказание получит муж в этой ситуации?

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Например, сведения об этом подает фирма, оказывающая посреднические услуги по купле-продаже недвижимости, попросту говоря, риелторская компания.

Обязанность банков предоставлять сведения в Росфинмониторинг

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Ответственность за непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю

За непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, положен административный штраф.

Для должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., для юрлиц – от 200 000 до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (п. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).

Что проверяет Росфинмониторинг? И за что штрафует

Прошел практически год, как Росфинмониторинг получил право запрашивать любую информацию о движении средств по счетам организаций, предпринамателей и даже блокировать счета. В связи с данным расширением полномочий Росфинмониторинга, все чаще приходится слышать о проверках, проводимых данной службой. В данном материале выясним: кто подпадает под проверку, по каким сделкам необходимо представить информацию в Росфинмониторинг? Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства в области легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем?

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08 мая 2009г.№103 утверждены рекомендации по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок.

Критерии разработаны с целью создания единого эффективного механизма, который позволит определенным лицам противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

К определенным лицам, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” относятся:

  • кредитные организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • ломбарды;
  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторы по приему платежей;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • общества взаимного страхования;
  • негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.

К числу индивидуальных предпринимателей, на которых также распространяются права и обязанности Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ относятся индивидуальные предприниматели:

  • являющиеся страховыми брокерами;
  • осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Также распространяются права и обязанности Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Вышеперечисленные лица, кроме кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, в т.ч. сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов и ломбардов обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов полученных преступным путем и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля. Также обязаны назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Росфинмониторинг рекомендует критерии и признаки необычных сделок включать в программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Эта программа разрабатывается в составе правил внутреннего контроля. Требования к правилам внутреннего контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012г. №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Критерии и признаки необычных сделок разделены на группы с 11 по 46. Критерии и признаки, входящие с 11 по 22 группу, носят общий характер и применяются в полном объеме. А критерии и признаки, входящие с 31 по 46 группу, связаны с определенной спецификой деятельности.

Код группы включает в себя код критерия/признака, который в дальнейшем используется для представления информации в Росфинмониторинг.

Среди общих критериев необычных сделок значатся:

  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
  • излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности при осуществлении сделки;
  • – пренебрежение клиентом, получения более выгодных условий, при получении услуг;
  • необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;
  • внесение клиентом в ранее согласованную схему сделки, непосредственно перед началом ее реализации, значительных изменений;
  • отсутствие информации о клиенте – юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в официальных справочных изданиях, либо невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам и телефонам;
  • поручение клиента перечислить полученные по сделке денежные средства на счет клиента, отличный от счета, указанного в договоре, в том числе на счет в банк- нерезидент, либо на свой счет в банке, отличном от банка, из которого первоначально поступили средства для проведения данной сделки, либо на счет третьего лица, не являющегося стороной по сделке;
  • существенное отклонение суммы сделки, относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента.

Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требовании законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Так непредставление в Росфинмониторинг информации о сомнительных операциях влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 200 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Обратим внимание, что за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, предусмотрена уголовная ответственность. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными ценностями наказывается штрафом в размере до 120 000 рублей. Штраф может составлять и сумму заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года (ч.1 ст.174 УК РФ).

При крупном размере того же деяния применяется один из следующих видов наказания:

  • штрафом в размере до 200 000 рублей;
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • принудительными работами на срок до двух лет;
  • лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 50 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового (ч.2 ст.174 УК РФ).

На 2017г. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу приказом от 28.02.2017г. №66 утверждена «Программа проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Читать еще:  Положен ли налоговый вычет за медикаменты?

Росфинмониторинг: оспаривание проверок, штрафов, требований

Росфинмониторинг: судебное оспаривание результатов проверок, штрафов, требований.

Вопросы, связанные с применением 115-ФЗ и оценки правомерности действий Росфинмониторинга становятся все более актуальными. Именно поэтому мы подготовили небольшой обзор на тему возможные судебных споров с указанных органом государственной власти.

1. Предприниматель просил признать оспариваемое постановление Росфинмониторинга о назначении наказания незаконным и отменить в части установления штрафа, полагая, что возможно назначение наказания в виде предупреждения. В ходе проверки установлено, что предпринимателем, деятельность которого связана с оказанием посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, не организован внутренний контроль. Предпринимателем даны пояснения, согласно которым ей не было известно о требованиях Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, в том числе об организации и осуществлении внутреннего контроля. В действиях (бездействии) предпринимателя управлением установлены и доказаны признаки объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ. Суд учел, что заявитель является субъектом малого и среднего предпринимательства. Также, суд учел, что на момент вынесения оспариваемого постановления предприниматель утратил статус субъекта контроля. При таких обстоятельствах арбитражный суд посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения административного наказания, заменить предпринимателю административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение (Решение АС Республики Хакасия от 18.01.2017 по делу А74-13907/2016).

Аналогичное – Решение АС Хабаровского края от 25.05.2016 по делу А73-3952/2016.

2. Неисполнение ООО «Аукционсервис» обязанности по проверке наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информирования о результатах такой проверки уполномоченный орган препятствует исполнению Росфинмониторингом своих функций по реализации обязательного контроля. Выявленные правонарушения не могут быть квалифицированы судом в качестве малозначительных. В п.2 ст.3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы, безопасности государства. В виду вышеизложенного в связи с тем, что несоблюдение требований по сверке клиентов с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, безопасности государства у суда отсутствует право применить в отношении заявителя предупреждение (Решение АС Республики Татарстан от 20.12.2016 по делу А65-24601/2016).

3. Суд признал незаконным уведомление об отказе в снятии с учета в МРУ Росфинмониторинга по СФО. Так, ООО «Квартэн» обратилось в Арбитражный суд НСО с заявлением о признании незаконным уведомления об отказе в снятии с учета в МРУ Федеральной службы по финансовому мониторингу по СФО. МРУ Росфинмониторинга по СФО отказало в снятии с учета, поскольку ООО «Квартэн» не исключен поднадзорный Росфинмониторингу вид экономической деятельности. Суд полагает, что оспариваемый отказ в снятии общества с учета в МРУ Росфинмониторинга по СФО не соответствует названному закону и нарушает права ООО «Квартэн» в области предпринимательской деятельности, возлагая на ООО «Квартэн» дополнительные обязанности, связанные с нахождением юридического лица на учете в МРУ Росфинмониторинга по СФО, в частности назначении и содержании специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, обеспечение его высокотехнологичным техническим оборудованием и специальными средствами связи и шифрования (Решение АС Новосибирской области от 13.01.2017 по делу А45-22854/2016).

4. Вывод заявителя об отсутствии у него обязанности по предоставлению сведений в Росфинмониторинг об операциях по предоставлению беспроцентных займов, так как заемщики по договорам займа, не могут считаться его клиентами, ссылаясь на ст. 3 Федерального закона № 115 – ФЗ, в соответствии с которой клиентом является физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом неправомерен, поскольку ст. 6 Федерального закона № 115 – ФЗ не предусматривает ограничение круга лиц, по отношению к которым совершение указанной операции является или не является операцией, подлежащей обязательному контролю. Следовательно, общество, являясь организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, обязано предоставлять в Росфинмониторинг сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами в соответствии с требованиями пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115 – ФЗ. Доводы общества относительно того, что обязанность по представлению в Росфинмониторинг сведений о вышеназванных операциях возложена на банк, в котором открыт расчетный счет заявителя, подлежит отклонению как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства (Решение АС Читинской области от 07.12.2016 по делу А78-13457/2016).

5. В ходе проверочных мероприятий установлено, что на момент проведения проверки прокуратурой г. Северодвинска Общество на учете в Росфинмониторинге не состояло, следовательно, не имело личного кабинета на портале, в связи с чем у него отсутствовала реальная возможность идентификации клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей на предмет наличия (отсутствия) в отношении них сведений об их причастности к экстремистской деятельности или к терроризму. Санкцией части 2 статьи 15.27 КоАП РФ наказание в виде предупреждения не предусмотрено, однако суд учитывает, что заявитель является субъектом малого предпринимательства, привлекается к ответственности за впервые совершенное административное правонарушение, последствия, указанные в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в данном случае отсутствуют. Поэтому суд решил постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу изменить в части назначения административного наказания в виде наложения административного штрафа, установив наказание в виде предупреждения (Решение АС Архангельской области от 27.10.2016 по делу А05-9113/2016).

Аналогичное – Решение АС Свердловской обл. по делу А60-34001/2016 от 24.10.2016.

6. Вина предпринимателя заключается в том, что им не были предприняты необходимые и достаточные организационные меры, направленные на исполнение Закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (предприниматель длительное время не вставал на учет в уполномоченном органе, у предпринимателя отсутствовали привила внутреннего контроля, специальное должностное лицо, прошедшее обучение и т.д.). Таким образом, осуществляя предпринимательскую деятельность, заявитель не могла не осознавать противоправный характер совершенного деяния и не предвидеть его вредные последствия, а также имела возможность для соблюдения требований действующего законодательства в области противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, однако, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению. Устанавливаемые КоАП РФ размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 января 2013 г. №4-П, применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства. Учитывая вышеизложенное, суд решил оспариваемое постановление Росфинмониторинга по привлечению заявителя к административной ответственности и назначению штрафа в размере 200 000 руб. оставить в силе. (Решение АС Республики Саха (Якутия) от 03.10.2016 по делу А58-4523/2016).

7. Само по себе наличие в соответствующих статистических документах кодов ОКВЭД, предусматривающих тот или иной вид деятельности, упомянутый в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115 – ФЗ, достаточно для отнесения организации к субъектам Закона № 115-ФЗ с соответствующим распространением на нее всех обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом. Бездействие индивидуального предпринимателя Азеева Виктора Юрьевича выражается в непринятии мер для исполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля. Как следует из постановления административного органа, им не рассмотрен вопрос о возможности (невозможности) назначения предпринимателю альтернативного наказания, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – предупреждения. Таким образом, избрание административного наказания в виде административного штрафа в постановлении не мотивировано. Судом было принято решение о замене наказания в виде штрафа на предупреждение. (Решение АС Свердловской области от 29.09.2016 по делу А60-27927/2016).

8. Материалами административного дела не доказано, что предприниматель Калиниченко Р.В. оказывал посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Так ни в акте проверки соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 05.11.2015 № 64, ни в протоколе об административном правонарушении не указано, чем подтверждено то обстоятельство, что предприниматель Калиниченко Р.В. осуществляет деятельность по оказанию посреднических услуг по сделкам купли-продажи недвижимого имущества. В данных документах просто констатируется данный факт со ссылкой на материалы проверки. Судом проанализированы операции по расчетному счету предпринимателя Калиниченко Р.В., и установлено, что оплаты за оказанные посреднические услуги предпринимателю от физических и юридических ли на расчетный счет не поступало. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в действиях предпринимателя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. (Решение АС Ростовской области от 24.05.2016 по делу А53-34274/2016).

Читать еще:  Возврат товара обратно после приобретения

Выводы по судебной практике с участием Росфинмониторинга:

Анализ судебной практики по оспариванию постановлений Росфинмониторинга показал, что суды в большинстве случаев заменяют наказание в виде штрафа на предупреждение. Да и в целом идут по пути максимально возможного смягчения наказания административного органа.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данной или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или напишите на адрес info@vitvet.com.

Давид Гликштейн, менеджер. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Росфинмониторинг — проверка физ лиц

Вопрос

Добрый день. Физлицо — не учредитель вносит сумму беспроцентного займа наличными средствами на счет организации (сумма около 5 млн руб).Будет ли эта сделка подлежать обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга для физлица?

Должна ли эта сделка как-то отражаться при исчислении налога на прибыль?

Ответ

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности.

Характер хозяйственной деятельности юридического лица, учитывая пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть определен по учредительным документам юридического лица (если в них определены предмет и цели деятельности юридического лица) и по информации, полученной в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в частности, программы идентификации и изучения клиентов. Общие направления разработки указанных программ сформулированы в «Рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», утвержденных Указанием оперативного характера Банка России от 28.11.2001 N 137-Т.

В результате изучения учредительных документов юридического лица и информации, полученной в результате реализации указанных программ, кредитная организация может сделать вывод о характере хозяйственной деятельности юридического лица и, соответственно, о том, относится ли конкретная операция к операциям по снятию со счета или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности.

Как показывает практика, основную трудность представляет выяснение, какой деятельностью занимается клиент, тем более что в распоряжениях на зачисление на его счет или списание с него наличных денег информации о ней не содержится.

Для того чтобы определить характер хозяйственной деятельности клиента, необходимо обратиться к одному или нескольким источникам информации, которые помогут дать необходимый ответ. К ним, в частности, относятся:

1. Анкета (досье) клиента.

2. Документы, содержащиеся в юридическом деле клиента:

  • устав и/или учредительный договор, в которых указываются цели создания и виды деятельности юридического лица;
  • письмо Госкомстата России о присвоении кодов форм государственного статистического наблюдения (ОКОПФ, ОКПО, ОКВЭД, ОКАТО);
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • лицензии на право осуществления определенных видов деятельности, подлежащих лицензированию.

3. Документы, которыми оформляется проведение банковских операций. Характер хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя также может быть определен путем изучения совершаемых им операций (назначение платежа в денежно-расчетных документах, обороты, остатки по счетам, направления и объемы денежных потоков, контрагенты по денежным расчетам и т.п.).

После установления характера осуществляемой клиентом хозяйственной деятельности следует определить, каким образом она соотносится с целью зачисления на счет клиента или снятия с его счета наличных денежных средств.

Также, если операция вызывает у работников банка подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, банк не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязан направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю (п. 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).

В налоговом учете организации-заемщика средства полученного и возвращенного займа не включаются в состав доходов и расходов (пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Глава 25 НК РФ не содержит правил оценки экономической выгоды, получаемой организацией-заемщиком при предоставлении ей беспроцентного займа, в связи с чем в целях налогообложения прибыли указанный доход заемщиком не признается

Таким образом, в налоговом учете данная сделка не отражается

В качестве иллюстрации ниже приведено несколько типичных примеров совершения операций, подлежащих обязательному контролю («Методические рекомендации по выявлению и представлению сведений об операциях с денежными средствами в наличной форме, подлежащих обязательному контролю (группа кодов 10)»):

1. Юридическое лицо представило в банк чек для снятия наличными 750 000 рублей с целью покупки оборудования для строительных работ. В то же время из учредительных документов клиента следует, что данное предприятие создавалось с целью оказания услуг населению по ремонту и чистке одежды. Кроме того, операции, которые ранее совершал клиент, не относились к операциям, связанным с каким-либо строительством.

Вывод: операция подлежит обязательному контролю.

2. Индивидуальный предприниматель представил в банк заявление на снятие наличными со счета 10 000 000 рублей, поступивших накануне на его счет в безналичном порядке из другого банка. При снятии денежных средств наличными клиент заявил, что снятые средства будут использованы на хозяйственные нужды. До проведения данной операции клиентом ежемесячно в течение года снималось со счета не более 100 000 рублей.

Вывод: операция подлежит обязательному контролю.

3. Физическое лицо внесло на счет клиента — юридического лица 3 000 000 рублей наличными за консультационные услуги. Из содержащейся в анкете клиента информации следует, что клиент занимается производством пиломатериалов и ранее консультационных услуг никому не оказывал.

Вывод: операция подлежит обязательному контролю.

4. Индивидуальным предпринимателем в объявлении на взнос наличными в сумме 650 000 рублей указано, что данные денежные средства являются выручкой от реализации сельхозпродукции. В то же время, согласно имеющимся в юридическом деле клиента документам, клиент осуществляет деятельность в сфере информационных услуг и обслуживания вычислительной техники.

Вывод: операция подлежит обязательному контролю.

А если он внесет в безналичной форме?

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция по предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получению такого займа подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю (пп. 4 п. 1 ст. 7, п. 4 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ).

При этом суды указывают, что операция по предоставлению физлицом беспроцентного займа юрлицу также относится к категории операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Законом N 115-ФЗ, несмотря на разъяснения Банка России в Письме от 11.04.2006 N 12-1-3/804 (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2010 N 07АП-1734/10 по делу N А03-16121/2009).

В связи с этим, неважно в наличной или безналичной форме будет возвращать займ физическое лицо – данная операция будет подлежать контролю со стороны Росфинмониторинга.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector