За какой максимальный период правомерно начисление долга по ОДН?
Expertrating.ru

Юридический портал

За какой максимальный период правомерно начисление долга по ОДН?

Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды

Что стряслось?

Минстрой разрешил платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме меньше нормативов — по показаниям общедомовых счетчиков.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

Минстрой объяснил, когда можно платить меньше нормативов. Если расход ресурсов по общедомовому счетчику ниже нормы, оплачивать нужно только фактическое потребление.

Стоит проверить свои квитанции и разобраться с управляющей компанией.

Еще Минстрой поручил регионам учитывать технические особенности домов, даже если эти параметры не указаны в общих правилах. Например, в общих правилах нет энергосберегающих мероприятий, но их нужно принимать во внимание.

Что такое общедомовые нужды?

В многоквартирных домах есть общее имущество: подъезды, двор, лифт, домофон, подвал. Их нужно убирать, освещать и отапливать. Эти расходы пропорционально распределяются между собственниками квартир.

Платить за содержание общего имущества жильцы должны по закону. Эти платежи начисляют по умолчанию, от них нельзя отказаться. В каждом квитке за коммунальные услуги уже есть эта сумма.

Как было раньше?

До 1 января 2017 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили по 200 рублей, а в другом — по 1000 рублей.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет. Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.

И что изменилось?

С 1 января общедомовые нужды исключили из квитанций. Теперь расходы на содержание общего имущества включаются в индивидуальный счет. Например, в строке за электроэнергию указывается плата за свет в квартире и за свет в подъезде и лифте.

К 1 июня 2017 года регионы установят нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Жильцы должны оплачивать только эти нормативы. Превышение оплатит УК или ТСЖ .

Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

Так что и кому разъяснил Минстрой?

По закону за общедомовые нужды жильцы должны платить не больше нормативов. Но нет прямого указания на то, что можно платить меньше.

Некоторые управляющие компании пользуются этим и считают общедомовые нужды по нормативам. А во многих регионах новые нормативы еще не утверждены и используются расчеты трехлетней давности.

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

Минстрой объяснил, что платить больше нормативов жильцы не могут, а меньше — могут. Это письмо он направил губернаторам, чтобы те навели порядок в регионах.

Считать нужно так:

  1. Снять показания общедомовых счетчиков.
  2. Посчитать объем услуг по индивидуальным счетчикам.
  3. Найти разницу между общим и индивидуальным потреблением.
  4. Сравнить разницу с нормативом.
  5. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив. Остальное оплачивает УК .
  6. Если разница меньше, жильцы платят только за фактическое потребление.

Если в доме нет общих счетчиков, то и узнать фактический расход нельзя. Тогда нужно платить по нормативам.

Где брать эти нормативы?

Нормативы устанавливают региональные власти. Во всех регионах новые нормативы должны рассчитать до 1 июня 2017 года. Если новых нормативов нет, используются те, которые действовали на 1 ноября 2016 года.

Например, в Удмуртии для некоторых видов общедомовых услуг действуют нормативы 2013 года. В Белгородской области нормативы установили в 2015 году. А в Московской области — в октябре 2016 года.

Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома: года постройки, этажности, вида отопления, размера ванн, наличия унитазов и центральной канализации.

В письме губернаторам Минстрой поручил учитывать при расчете нормативов даже те параметры, которых нет в общих правилах.

Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.

Жильцы таких домов должны платить за общие коммунальные услуги по разным нормативам. Региональные власти это учтут и пересчитают показатели.

А если для нашего дома ничего не пересчитают? Что тогда делать?

Обратитесь в управляющую компанию. Она может выступить с инициативой о пересчете нормативов. УК , ТСЖ и жилищные кооперативы имеют такое право по закону.

Несколько управляющих компаний могут подать коллективное заявление на расчет норматива даже для отдельных домов.

Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

Как понять, что я не переплачиваю за содержание общего имущества?

Точный расчет предоставит управляющая компания. Если квитанция за январь уже пришла, попросите предоставить показания общедомовых счетчиков и расчет по нормативу. Это можно сделать лично или на собрании собственников.

Если оплату за общедомовые нужды вам начислили по нормативу, а фактическое потребление в январе было меньше — настаивайте на пересчете по рекомендациям Минстроя.

Если фактический расход коммунальных услуг на содержание общего имущества больше норматива, разницу должна оплатить УК : эту сумму нельзя учитывать в квитанциях жильцов.

А можно как-то снизить расходы на содержание общего имущества?

Это обязанность управляющей компании. Она должна делать так, чтобы в доме было светло, тепло и чисто, но жильцы не переплачивали за коммуналку.

Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.

Лифты, систему отопления, водоснабжения и канализации нужно обслуживать вовремя. Тогда они меньше ломаются. Если в подъезде прорвет трубу, за перерасход сверх норматива заплатят жильцы.

Смените управляющую компанию, если она плохо работает или не слушает рекомендации Минстроя. Если УК нарушает договор, его можно расторгнуть. Либо можно провести общее собрание собственников и в течение 5 дней уведомить УК о расторжении договора, даже если нарушений нет.

Мы хотим выкопать во дворе дома бассейн. А еще мы любим, чтобы на всех этажах круглосуточно горел свет. Жильцы все равно будут платить по нормативу, а перерасход — за счет УК ?

Необязательно. На общем собрании жильцов можно добровольно повысить нормативы за содержание общего имущества.

Есть элитные дома, в которых объем коммунальных услуг всегда больше нормативов, и жильцы не против оплачивать это превышение. Например, они хотят, чтобы в подъездах и на стоянке всю ночь горели лампочки, даже если там никого нет. Или оборудовали в вестибюле комнату, в которой моют лапки собачкам после улицы.

Собственники квартир подпишут общее решение и будут добровольно платить за электроэнергию и воду больше нормативов, чтобы не перекладывать свои расходы на управляющую компанию.

Минстрой РФ: плата за ОДН по счётчикам или по нормативу?

В январе мы выставили квитанции по новым правилам – включили ОДН в состав платы за содержание жилого помещения. Законодатели обещали, что этот перенос – формальность. А по факту суммы в платёжных документах выросли в 4–5 раз.

Так получилось потому, что плата устанавливалась по нормативу, как этого требует ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ. Можно ли выставлять платежи по-другому? Минстрой РФ в последнем письме от 14 февраля объясняет, начислять плату за ОДН по счётчикам или по нормативам.

Разъяснения Минстроя РФ

Вы ожидаете, что Минстрой РФ ответил в письме на горячие вопросы:

  • как посчитать ОДН по ОДПУ, какой период брать?
  • что делать, если объём ОДН за расчётный период вышел отрицательный?
  • что УО делать с деньгами, если оплата по нормативу будет выше, чем по показаниям ОДПУ?
  • можно ли в следующем месяце выставить плату по показаниям ОДПУ, если в это месяце насчитали по нормативу?
Читать еще:  Образец справки о переименовании организации для награждения

Напрасно. На эти вопросы ведомство ответов не даёт.

Минстрой РФ признаёт, что размер расходов на оплату ГВС, ХВС, электроэнергии, отведения сточных вод может быть ниже норматива потребления КУ на ОДН, который установил регион. Это возможно, когда расчёт размера платы за перечисленные КУ производится по ОДПУ.

Если МКД оборудован ОДПУ и раньше плата начислялась по его показаниям, Минстрой РФ считает возможным начислять плату в размере ниже, чем установленный норматив, исходя из фактического потребления коммунальных услуг на ОДН.

Фактическое потребление будет рассчитываться как разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний ИПУ и нормативов потребления КУ. Фактический объём распределяется между собственниками помещений МКД пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД.

Чтобы включить эти расходы в жилищную услугу, проводить ОСС не нужно, потому что такое включение считается первоначальным.

Минстрой РФ напоминает, что размер расходов на КУ, необходимых для содержания общего имущества в МКД, определяется по нормативам потребления таких КУ (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ). Нормативы же устанавливают органы государственной власти субъекта РФ. Сделать это они должны до 1 июня 2017 года.

Если в регионе пока не приняты новые нормативы, расчёт производится по действующим нормативам.

ОДН по счётчикам

Главная мысль письма Минстроя РФ – переход с расчёта платежей по нормативу на фактическое потребление возможен, если в МКД установлены ОДПУ. Более того, установленные в регионах нормативы не запрещают управляющим организациям делать расчёт по показаниям приборов учёта.

С 1 января ОДН стали жилищной услугой. Если раньше плата производилась по показаниям счётчиков, то теперь управляющие организации должны использовать норматив потребления КУ на ОДН. Завышать платёж в квитанциях нельзя. Сверхнорматив оплачивают управляющие организации, если другое решение не принято на ОСС.

Минстрой РФ решил опубликовать разъяснения по начислению платы за ОДН, потому что возникла законодательная коллизия. По ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ управляющие организации могут выставлять платежи только по нормативам, которые утвердил субъект РФ.

Получается, что платежи выше или ниже норматива оказались незаконными. А показания ОДПУ часто ниже норматива.

Минстрой РФ уточнил: если фактические расходы по показаниям ОДПУ на ОДН меньше норматива, управляющие организации могут начислять плату по фактическому объёму потребления.

А что вы думаете по поводу начисления платы за ОДН? Как вы рассчитали расходы на ОДН в январе, по нормативу или по фактическому потреблению? Рассказывайте в комментариях.

ЖКХ в России

В счет-квитанциях за сентябрь и октябрь выставлена сумма в 870 и 690 рублей. После обращения за разъяснениями, ТСЖ дало ответ, что начисления произошли в связи с расчетами по нормативным нагрузкам при замене ОДПУ с апреля по август. Правомерно ли взымание платы по ОДН за предыдущие месяцы?

В добавок, ТСЖ прописывает в квитанциях количество жильцов по их предполагаемому составу семьи, т. е. папа, мама и ребенок. В то время как фактически прописаны только мама и ребенок, а папа проживает в другом месте, где оплачивает ком. услуги в полной мере.

Как бороться с самоуправством? Кто является контролирующим органом деятельности ТСЖ?

Здравствуйте, Наталия!
Во-первых.
Мне совершенно непонятен текст: «…начисления произошли в связи с расчетами по нормативным нагрузкам при замене ОДПУ с апреля по август».
Если Вы получили от ТСЖ письменный ответ, прошу изложить его подробнее.
Если же вопрос к ТСЖ и ответ были устными, то напишите письменный вопрос и потребуйте письменный же ответ.

Лично я давно понял, что для того, чтобы добиться от ЖКХ выполнения обязанностей в соответствии с законами, нужно забыть слова «я им сказал» и «… а они мне ответили» (по-русски это звучит, извините, так: «… а они меня послали на …»), а перейти только на письменную форму общения.
Есть такая народная мудрость: «Слова к делу судья не подшивает!»

Ваш вопрос логичнее и целесообразнее отправить председателю правления ТСЖ (письмом или по эл.почте) и ПОТРЕБОВАТЬ у него письменного же разъяснения.
Если председатель не ответит в установленные сроки или ответит неконкретно, невнятно, не по существу дела, без указания ссылок на соответствующие пункты и статьи нормативно-правовых документов и их наименований, пишите письмо-жалобу в Государственную жилищную инспекцию вашего региона (области, края, республики) и в прокуратуру.

Во-вторых.
Плата за коммунальные услуги должна взиматься только с зарегистрированных лиц. Произвольное определение количества человек, проживающих в квартире, совершенно незаконно. Требуйте перерасчета платы – опять же письменно. Но учтите – с 27 апреля 2013 года действует Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг», где установлено:
“…56(1). В случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта – исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

… 58. Количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте “б” пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.”

В-третьих.
Рекомендую Вам прочитать текст, который я предлагаю всем пользователям, возмущенным качеством услуг ЖКХ:

«… Мои скромные рекомендации, основанные на личном опыте «холодной войны» с домоуправляющей компанией и государственными контрольными органами за «теплую» температуру в квартире и горячую, а не чуть тепленькую воду:

– НАСТРОЙТЕСЬ МОРАЛЬНО НА ДЛИТЕЛЬНУЮ ВОЙНУ И НЕИЗБЕЖНЫЕ НЕУДАЧИ И ПОРАЖЕНИЯ В НЕЙ; запаситесь валерианкой и т.п. средствами, так как даже если у Вас нет проблем со здоровьем – в ходе войны они могут появиться;

– все боевые действия ведите в письменном виде или по электронной почте, оставляйте себе копии с отметками о вручении (или уведомления о вручении);

– и з у ч и т е законы и нормативно-технические документы по ЖКХ, а также по вашим правам (Закон о защите прав потребителей, Закон об обращениях граждан). Если Вы смогли обратиться на данный сайт, то, вероятно, сможете найти в Интернете, в том числе на сайте ЖКХВРОССИИ, и все остальное.

КУДА И В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ОБРАЩАТЬСЯ?

В первую очередь в домоуправляющую компанию с сообщением (требованием) о Вашей проблеме.
Если на Ваше письмо домоуправляющая компания не ответит, или ответит отпиской, но не примет меры по устранению вашей проблемы, ДАЛЕЕ ОБРАЩАЙТЕСЬ последовательно в след. организации (а лучше – сразу в несколько, по Вашему выбору):
1. В местный орган Государственной жилищной инспекции
2. В местный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
3. В местный орган Федеральной антимонопольной службы (Теплоэнерго, ТЭЦ, Водоканал и др. поставщики – обычно монополисты, и их действия подконтрольны ФАС).
4. В региональные (областные) и муниципальные (городские, районные) органы власти – к губернаторам, мэрам и др.
5. В органы прокуратуры – они тоже обязаны защищать права потребителей.
6. В средства массовой информации – это хорошо помогает, но только в том случае, если редакции СМИ озаботятся вашей частной проблемой.
7. И, наконец – в суд. Но это дело тоже длинное и неизвестно, на чью сторону встанет суд.
8. Писать Президенту, Премьер-министру и в прочие федеральные органы власти считаю нецелесообразным, так как оттуда Ваши письма вернутся в вышеперечисленные органы власти Вашего родного города.

Читать еще:  Положен ли отпуск за счет фирмы на время обучения?

Вот мнение корреспондента «Комсомольской правды» Елены Аракелян (№ от 14 февраля 2012 г.) в статье: «ЖКХ ПО-РУССКИ: ЗАКОНЫ ДЕЙСТВУЮТ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЖАЛУЕТСЯ»

В-четвертых.
Если у Вас есть возможность лично обратиться в ТСЖ, суйте им вежливо под нос текст пункта 31 д) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. Пост. Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г.):

«…31. Исполнитель обязан:
…д) ПРОИЗВОДИТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРИ ОБРАЩЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЯ проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и НЕМЕДЛЕННО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ ВЫДАВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛЮ ДОКУМЕНТЫ, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя;…»

В-пятых.
Контролирующимм органом деятельности ТСЖ в случае нарушения законов является прокуратура.

Наталия! Если после прочтения этого ответа у Вас возникнут дополнительные вопросы, задавайте.
Удачи Вам!

Спасибо огромное за подробный ответ! Очень полезная информация!

Конечно, вопрос был задан ТСЖ в письменном виде и в таком же виде дан ответ:
На Ваше письмо от 8.02.2013 (ответили только в июне), направленное в Правление ТСЖ отвечаем: В январе, феврале, марте 2012 г. наш дом находился на закрытой схеме водоразбора. С 1.04.2012 г. мы перешли на открытую схему. С 1-30 апреля 2012 г. начисления по горячей воде по нормам + индивидуальные показания счетчиков составили 1523.94 м3. По справке ТГК показания ОДПУ составляют 1548 м3. Итого перерасход = 24.06 м3.
С 1-31 мая 2012 г. начисления по нормам + индивидуальные показания составили 1392.207 м3. По справке ТГК по ОДПУ – 1821.4 м3. Перерасход = 429.193 м3.
1-30 июля 2012 – 257670.41 м3
1-30 июля 2012 – 204378.02 м3
1-31 августа 2012 – 115349.78 м3
За эти месяцы начисление по нормативным нагрузкам при замене ОДПУ.
А по справке ТГК за июнь, июль, август 2012 г. в то время, когда у нас происходила замена теплового узла учета горячая вода начислялась по нормативу всем жителям дома. В сентябре 2012 г. начислено 1244.82 м3, а по справке ТГК по ОДПУ – 1558.12 м3. Перерасход 313.30 м3.
Так же в сентябре повысился тариф на горячее водоснавжение с 58 р/м3 – до 60.88 р/м3.
Весь перерасход был распределен между жителями дома, что было отражено в 2-х квитанциях. До 1.09.2012 г. согласно 306 постановлению правительства перерасход распределялся в зависимости от количества прописанных, а с 1.09.2012 г. в зависимости от площади квартиры (согласно с 354 постановлением правительства). Если в Вашей квартире на момент расчета проживающих не было – предоставьте документы, подтверждающие это (акты непроживания от соседей с указанием их паспортных данных и телефонов), квитанции по электроэнергии, за газ.
03.06.2013

Изначально меня “послали на” собрание правления, где как раз должен был присутствовать председатель) Ближайшее собрание было в мае, до него меня никто не собирался ни слушать, ни давать какой-либо ответ на письма. Председатель оказался не в курсе моих вопросов и отправил обратно к управляющей, которая и принимала у меня заявления, только после этого последовал ответ.
На собрании устно меня пытались вразумить и объяснить, что этими деньгами (излишне начисленными в сентябре и октябре) был уплачен долг за горячую воду за последние несколько лет, включая долги неплатильщиков. И теперь мы сможем перейти на новый тип индивидуальных договоров, по которым будем платить только за себя, а не за соседа.
Но дело в том, что никто из жильцов не давал согласия на погашение долга за свой счет.

Последняя часть письма была обращена к тому, что сейчас в моей квартире никто не прописан и не проживает. А в тот момент, когда принесли ответ, я как раз была там, проверяла квартиру. Что было дальше, словами не передать) Управляющая буквально кинула мне в лицо бумажку с ответом и устроила истерику по поводу того, что мы проживаем и должны предоставить акты непроживания от соседей с их паспортными данными и т. д..
(мы действительно проживаем в другом месте, счета за газ и электричество действительно минимальные)

Наталия Владимировна! Здравствуйте!
Я понял так, что ответ от 03.06.2013 Вы получили от управляющей компании (УК)?
То, что я прочитал в ответе от 03.06.2013 – это технически-экономически-юридически безграмотный бред, или короче – «бред сивой кобылы».
Вы можете сразу писать заявление в прокуратуру. Но составить его надо постараться (попытаться) по возможности технически-экономически-юридически грамотно.

Если Вы посчитаете возможным и целесообразным воспользоваться моей помощью, Вы можете попросить администрацию сайта ЖКХВРОССИИ ( их эл.адрес biko-servis@yandex.ru) оказать любезность – переслать (переадресовать) Ваш ответ или вопрос на мой адрес электронной почты – я увижу Ваш эл.адрес и смогу отвечать более подробнее или «накидать» Вам (с Вашего разрешения) имеющиеся у меня файлы-документы на интересующую Вас тему.
От Вас потребуется переслать мне по эл.почте сосканированные текст ответа УК от 03.06.2013 и несколько квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), устав ТСЖ и др. Мне это нужно, чтобы знать и понять, кто управляет ТСЖ, с кем заключены договоры на предоставление коммунальных услуг, кому и за что Вы платите и т.п.
Но быстрого успеха в войне с УК и ТСЖ я не обещаю, да и вообще успеха может не быть, только потеря времени и нервов.

Вы можете сами написать письмо в прокуратуру – русским языком Вы владеете прилично, с разумением тоже все в порядке, излагаете правильно правильные мысли. А в прокуратуре найдутся специалисты, которые во всем разберутся (если захотят, и если они не состоят в доле с ресурсоснабжающими организациями, выкачивающими незаконно деньги с жителей).

Отрицательную разницу между потребленными объемами коммунального ресурса всех МКД и конкретного МКД можно и нужно “переносить” на будущие периоды

inhabitant / Depositphotos.com

Так называемый “отрицательный ОДН”, то есть отрицательную разницу между общим объемом коммунального ресурса, потребленного всем МКД, и суммой объемов коммунального ресурса, потребленных “индивидуально” (квартирами и нежилыми помещениями МКД), нужно учесть при оплате будущих периодов: когда там возникнет “положительный ОДН”, то его необходимо уменьшить на размер прежнего, “отрицательного” (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2019 г. № 303-ЭС18-24912).

Указанную правовую позицию высказала Экономколлегия ВС РФ, рассматривая спор между УК и РСО по поводу оплаты электричества.

РСО отказывалась корректировать объемы поставленной электроэнергии на возникший ранее “отрицательный ОДН”. Арбитражные суды согласились с ней, сославшись на п. 21.1 Правил № 124 (утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124), обязательных при заключении договоров ресурсоснабжения между РСО и УК. Согласно данному пункту, “отрицательный ОДН”, подлежащий оплате за расчетный месяц, принимается равным 0, – если жители МКД находятся на “прямых” договорах с РСО.

Отменяя акты нижестоящих судов, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отметила следующее:

  • в данном случае “отрицательный ОДН” образовался из-за того, что владельцы временно пустующих квартир не передавали в УК показания своих ИПУ. УК рассчитывала им объем потребления по среднемесячной величине (подп. “б” п. 59 Правил № 354, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354), а при проверке ИПУ делала перерасчет по скромным показаниям ИПУ. Поэтому объем электроэнергии, начисленный “по-среднемесячному”, значительно превысил ее фактический расход. Для жителей квартиры переплата пошла в счет оплаты будущих периодов, а вот для УК этот перерасчет привел к увеличению объема электричества, потребленного на общедомовые нужды (ОДН);
  • при этом согласно п. 44 Правил № 354 объем ресурса, потребленного на ОДН сверх нормативов, не подлежащий распределению между собственниками помещений, оплачивается УК за счет своих средств;
  • следовательно, возникающий при перерасчете “положительный ОДН” может привести к убыткам УК; оплата, произведенная потребителями в расчетном периоде на сумму, исчисленную в объеме “отрицательного ОДН”, и не учтенную в следующем расчетном периоде при возникновении положительной величины, приведет к излишней оплате УК этой разницы в составе общедомового потребления, которое затем распределяется между собственниками (в пределах норматива) и этой управляющей организацией (сверх норматива);
  • для учета “отрицательного ОДН” вообще не важно, заключены ли прямые договоры между жителями МКД и РСО. Однако в данном случае таких договоров и не было! Договор ресурсоснабжения заключен между РСО и УК, согласно ему, УК покупает ресурс и для предоставления коммунальных услуг жителям, и для содержания общего имущества. Следовательно, исполнителем коммунальных услуг является именно УК. При этом УК и РСО договорились о том, что УК уступает РСО права требования к жителям на сумму предоставленных им коммунальных услуг. Поэтому счета за свет выставляет именно РСО. Однако она выставляет эти счета в качестве нового кредитора. А прямых договоров в этой ситуации не возникает;
  • но даже если бы и был “прямой” договор, то – согласно позиции ВС РФ, сформулированной еще в решении от 20 июня 2018 г. № АКПИ18-386, упомянутый п. 21.1 Правил № 124 не исключает перерасчет;
  • в случае “отрицательного” ОДН (то есть когда величина V(потр) превышает объем V(одпу)) – объем ресурса, подлежащий оплате в следующих периодах, должен уменьшаться на эту отрицательную разницу. Именно в этом случае для РСО будет исключена возможность получить плату за неоказанные услуги. Именно такой перерасчет позволит устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного, в частности, невозможностью одновременного снятия показаний со всех ИПУ;
  • при этом учитывать “отрицательный ОДН” необходимо в отношении каждого конкретного МКД, а не всех управляемых УК домов “скопом” (в спорном деле УК представила именно общий, объединенный расчет).
Читать еще:  Не вернули ДС на карту при возврате товара

Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды

Что стряслось?

Минстрой разрешил платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме меньше нормативов — по показаниям общедомовых счетчиков.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

Минстрой объяснил, когда можно платить меньше нормативов. Если расход ресурсов по общедомовому счетчику ниже нормы, оплачивать нужно только фактическое потребление.

Стоит проверить свои квитанции и разобраться с управляющей компанией.

Еще Минстрой поручил регионам учитывать технические особенности домов, даже если эти параметры не указаны в общих правилах. Например, в общих правилах нет энергосберегающих мероприятий, но их нужно принимать во внимание.

Что такое общедомовые нужды?

В многоквартирных домах есть общее имущество: подъезды, двор, лифт, домофон, подвал. Их нужно убирать, освещать и отапливать. Эти расходы пропорционально распределяются между собственниками квартир.

Платить за содержание общего имущества жильцы должны по закону. Эти платежи начисляют по умолчанию, от них нельзя отказаться. В каждом квитке за коммунальные услуги уже есть эта сумма.

Как было раньше?

До 1 января 2017 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили по 200 рублей, а в другом — по 1000 рублей.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет. Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.

И что изменилось?

С 1 января общедомовые нужды исключили из квитанций. Теперь расходы на содержание общего имущества включаются в индивидуальный счет. Например, в строке за электроэнергию указывается плата за свет в квартире и за свет в подъезде и лифте.

К 1 июня 2017 года регионы установят нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Жильцы должны оплачивать только эти нормативы. Превышение оплатит УК или ТСЖ .

Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

Так что и кому разъяснил Минстрой?

По закону за общедомовые нужды жильцы должны платить не больше нормативов. Но нет прямого указания на то, что можно платить меньше.

Некоторые управляющие компании пользуются этим и считают общедомовые нужды по нормативам. А во многих регионах новые нормативы еще не утверждены и используются расчеты трехлетней давности.

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

Минстрой объяснил, что платить больше нормативов жильцы не могут, а меньше — могут. Это письмо он направил губернаторам, чтобы те навели порядок в регионах.

Считать нужно так:

  1. Снять показания общедомовых счетчиков.
  2. Посчитать объем услуг по индивидуальным счетчикам.
  3. Найти разницу между общим и индивидуальным потреблением.
  4. Сравнить разницу с нормативом.
  5. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив. Остальное оплачивает УК .
  6. Если разница меньше, жильцы платят только за фактическое потребление.

Если в доме нет общих счетчиков, то и узнать фактический расход нельзя. Тогда нужно платить по нормативам.

Где брать эти нормативы?

Нормативы устанавливают региональные власти. Во всех регионах новые нормативы должны рассчитать до 1 июня 2017 года. Если новых нормативов нет, используются те, которые действовали на 1 ноября 2016 года.

Например, в Удмуртии для некоторых видов общедомовых услуг действуют нормативы 2013 года. В Белгородской области нормативы установили в 2015 году. А в Московской области — в октябре 2016 года.

Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома: года постройки, этажности, вида отопления, размера ванн, наличия унитазов и центральной канализации.

В письме губернаторам Минстрой поручил учитывать при расчете нормативов даже те параметры, которых нет в общих правилах.

Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.

Жильцы таких домов должны платить за общие коммунальные услуги по разным нормативам. Региональные власти это учтут и пересчитают показатели.

А если для нашего дома ничего не пересчитают? Что тогда делать?

Обратитесь в управляющую компанию. Она может выступить с инициативой о пересчете нормативов. УК , ТСЖ и жилищные кооперативы имеют такое право по закону.

Несколько управляющих компаний могут подать коллективное заявление на расчет норматива даже для отдельных домов.

Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

Как понять, что я не переплачиваю за содержание общего имущества?

Точный расчет предоставит управляющая компания. Если квитанция за январь уже пришла, попросите предоставить показания общедомовых счетчиков и расчет по нормативу. Это можно сделать лично или на собрании собственников.

Если оплату за общедомовые нужды вам начислили по нормативу, а фактическое потребление в январе было меньше — настаивайте на пересчете по рекомендациям Минстроя.

Если фактический расход коммунальных услуг на содержание общего имущества больше норматива, разницу должна оплатить УК : эту сумму нельзя учитывать в квитанциях жильцов.

А можно как-то снизить расходы на содержание общего имущества?

Это обязанность управляющей компании. Она должна делать так, чтобы в доме было светло, тепло и чисто, но жильцы не переплачивали за коммуналку.

Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.

Лифты, систему отопления, водоснабжения и канализации нужно обслуживать вовремя. Тогда они меньше ломаются. Если в подъезде прорвет трубу, за перерасход сверх норматива заплатят жильцы.

Смените управляющую компанию, если она плохо работает или не слушает рекомендации Минстроя. Если УК нарушает договор, его можно расторгнуть. Либо можно провести общее собрание собственников и в течение 5 дней уведомить УК о расторжении договора, даже если нарушений нет.

Мы хотим выкопать во дворе дома бассейн. А еще мы любим, чтобы на всех этажах круглосуточно горел свет. Жильцы все равно будут платить по нормативу, а перерасход — за счет УК ?

Необязательно. На общем собрании жильцов можно добровольно повысить нормативы за содержание общего имущества.

Есть элитные дома, в которых объем коммунальных услуг всегда больше нормативов, и жильцы не против оплачивать это превышение. Например, они хотят, чтобы в подъездах и на стоянке всю ночь горели лампочки, даже если там никого нет. Или оборудовали в вестибюле комнату, в которой моют лапки собачкам после улицы.

Собственники квартир подпишут общее решение и будут добровольно платить за электроэнергию и воду больше нормативов, чтобы не перекладывать свои расходы на управляющую компанию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector