Задержка заказчиком выплаты по договору
Заказчик не платит по контракту 44-ФЗ — что делать поставщику
Иногда случается так, что государственные заказчики, которые казалось бы должны быть образцом добросовестности, задерживают выплаты по исполненным контрактам или вовсе их не производят. Они мотивируют это нехваткой бюджета, непредвиденными тратами и другими обстоятельствами. Поставщики, добросовестно исполнившие свои обязательства, при этом терпят убытки. Чтобы минимизировать финансовые потери компаниям необходимо предпринимать меры, начиная с самого первого дня просрочки выплат. Помимо прямого взаимодействия с контрактной службой и бухгалтерией существует ещё несколько способов воздействия на заказчика.
Претензия заказчику
Сроки оплаты поставленного товара или оказанных услуг обязательно прописываются в государственном контракте. Если заказчик их нарушает, то первым шагом поставщика должно стать написание официальной претензии. Телефонные звонки в такой ситуации оказываются малоэффективными. Впоследствии их будет сложно использовать в качестве доказательства в суде. Поэтому претензию нужно составлять в письменной форме.
В документе поставщику рекомендуется детально расписать суть своих требований. При этом желательно указывать конкретные пункты договора, нарушаемые заказчиком. Пропишите сумму, подлежащую к оплате. Обязательно указывается максимальный срок, в течение которого заказчик должен устранить нарушение. Чаще он оговаривается заранее и фиксируется в государственном контракте. Если этого сделано не было, то выбирается интервал от 10 до 30 дней.
В претензии поставщику рекомендуется расписать все штрафы и неустойки, которые грозят заказчику за нарушение условий контракта. При этом приведите ссылки на 44-ФЗ, а также Административный Кодекс. К слову, согласно последним поправкам в КоАП размер штрафов за неоплату государственных контрактов заказчиками увеличился вдвое. Это должно стимулировать организаторов закупок своевременно исполнять свои обязательства.
Претензия также должна содержать реквизиты поставщика, на которые необходимо перечислить денежные средства. Документ подписывается руководителем компании и заверяется печатью.
Претензию рекомендовано вручать представителю заказчика лично. С него при этом следует взять расписку о получении документа. Можно отправлять бумагу по почте письмом с уведомлением о вручении. Так у вас будут доказательства того, что заказчик получил ваше требование.
Обращение в органы внутреннего финансового контроля
Согласно части 8 статьи 99, надзор за денежными операциями заказчиков возложен на соответствующие органы финансового контроля. У каждой организации они свои. Чаще в роли контролеров выступают Федеральное Казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и так далее.
Обращение в органы контроля необходимо отправить в письменном виде или в форме электронного письма, подписанного электронной подписью. Практически у всех организаций сегодня имеется свой сайт, на котором есть сервис «Электронная приемная». Обращение можно оставить и там.
В тексте жалобы укажите полные реквизиты вашей организации и заказчика. Обязательно укажите обратный адрес, на который вам будет отправлен ответ на обращение. Детально изложите суть претензий, приложите все подтверждающие документы.
Ответ на обращение вы должны получить в тридцатидневный срок. Эта норма установлена 59-ФЗ. Контролирующие органы за это время обязаны организовать проверку заказчика, составить протокол об административном правонарушении, выдать предписание на устранение нарушения.
Обращение к уполномоченному по правам предпринимателей
Обратиться с жалобой на действия заказчика можно и к уполномоченному по правам предпринимателей. Он согласно 78-ФЗ обязан защищать права компаний, работающих на территории России. Обратиться к нему поставщик может на любой стадии проведения закупки, если его права были нарушены.
Жалобу на уклонение от исполения обязательств можно подать как в письменном, так и в электронном виде. В тексте претензий необходимо подробно изложить всю ситуацию, прописать реквизиты обеих сторон конфликта и приложить все подтверждающие документы.
Получив жалобу, уполномоченный может принять ее к рассмотрению или отказать. Вынести свое решение он должен в десятидневный срок. Если претензия принята к рассмотрению, то уполномоченный может проводить разъяснительную работу, обращаться с заявлением в суд или следственный комитет, передавать обращение поставщика в вышестоящие государственные органы.
Обращение в общественные организации
Сегодня существует несколько общественных организаций, которые осуществляют надзор за проведением государственных закупок. К ним также можно обратиться за помощью. Результат такой жалобы не всегда оказывается положительным, но попробовать стоит все варианты досудебного урегулирования конфликта.
Обратиться за помощью в первую очередь стоит в ОНФ «За честные закупки» Сделать это можно посредствам функционала их сайта. Специалисты организации рассмотрят ваш вопрос и предпримут попытки убедить заказчика исполнить свои обязательства.
Аналогичную помощь оказывает и организация «Опора России». Чтобы получить реальную помощь, необходимо являться членом этого сообщества. Сторонним организациям они помогают менее охотно.
Обращение в прокуратуру
Последней инстанцией, которая может в досудебном порядке разрешить конфликт является прокуратура. Ее сотрудники после получения жалобы должны будут провести проверку действий заказчика с целью выявления состава преступления. Будут пересмотрены все результаты проведения процедуры, однако при выявлении нарушений, закупка и вовсе может быть признана незаконной.
Свое обращение в прокуратуру поставщики могут передавать как в письменном виде, так и в форме электронного документа. В соответствии с нормами 59-ФЗ и разработанных Правительством России инструкций, все обращения рассматриваются в тридцатидневный срок.
Обращение в суд
Если поставщик обратился во все возможные инстанции, но денег от заказчика так и не получил, единственным выходом становится обращение в Арбитражный суд. Исковое заявление подается по месту нахождения заказчика. Поставщик должен представить доказательства исполнения им своих обязательств в полном объеме и выставить требования к заказчику. К исковому заявлению нужно приложить ответы на все поданные ранее претензии, чтобы доказать стремление решить вопрос миром.
После того как суд вынесет решение в пользу истца, у заказчика будет 10 дней, чтобы подать апелляцию. Если он этого не сделает, то решение вступает в законную силу. Суд устанавливает заказчику определенный период времени, в течение которого он обязан выплатить поставщику всю присужденную сумму. Контролировать исполнение решения суда будут судебные приставы.
Заставить заказчика исполнить свои обязательства по государственному контракту порой бывает крайне сложно. Поставщику придется провести весь комплекс мер по досудебному урегулированию конфликта. Если никакие доводы не действуют, обращайтесь в судебные инстанции. Это последний способ в полном объеме получить заработанные деньги.
Когда заказчик отказывается платить. Арбитражная практика в госзаказе.
Нередко уже на этапе исполнения госконтракта стороны нарушают свои обязательства. Типичным нарушением со стороны государственного заказчика является задержка оплаты. Поставщики отстаивают свои права. Посмотрим, какие решения выносят суды в подобных случаях.
Нарушение сроков по исполнению денежных обязательств
Поставщик поставил заказчику товар согласно контракту, а заказчик медлит с оплатой, стараясь максимально отсрочить исполнение своих обязательств. Поставщик обратился в арбитражный суд, чтобы отстоять свои права и получить деньги.
Факт поставки товара государственному заказчику по контракту на сумму 6 011 365 руб. подтверждается товарными накладными и актом приема-передачи товара. Таким образом, обязательства заказчика по оплате полученного товара подтверждены документально.
В свою очередь, заказчиком допущено нарушение денежного обязательства по оплате задолженности. Поэтому, в соответствии с контрактом, поставщиком заявлены требования о взыскании пени за несвоевременную оплату товара.
Кроме этого, согласно контракта, срок возврата обеспечения определен в течение 10 дней с даты поставки товара, но не ранее даты окончания действия контракта.
При этом из материалов дела следует, что поставщик исполнил обязательство по поставке 24.04.2014, что подтверждается актом, срок действия контракта истек, однако заказчик возвратил обеспечение только 09.06.2014.
Таким образом, поставщиком также заявлены требования о взыскании пени за несвоевременный возврат обеспечения.
Суд удовлетворил все требования поставщика (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г. № 18АП-14989/2014).
Неправомерность отказа от оплаты
Между государственным заказчиком и организацией-поставщиком был заключен контракт на поставку товара для федеральных нужд.
Товар был поставлен в соответствии с условиями контракта, претензий к качеству нет, акты приемки подписаны.
Однако заказчик отказался оплатить товар, ссылаясь на уменьшение лимитов бюджетных обязательств и попытался расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
При этом заказчик ранее не уведомлял поставщика об изменении своих финансовых возможностей и не приостанавливал приемку товара.
ФАС считает, что действия государственного заказчика неправомерны. Односторонний отказ от выполнения обязательств возможен только при существенном нарушении контракта другой стороной.
Кроме того, если акт государственного органа об уменьшении лимита бюджетных обязательств был принят после приемки товара, то заказчик не вправе ссылаться на данное обстоятельство как основание для отказа от оплаты.
Из материалов аналогичных судебных решений можно сделать вывод: если государственный заказчик не может доказать существенные нарушения поставщиком государственного контракта, связанные с качеством поставленного объекта закупки, то односторонний отказ от оплаты нельзя признать правомерным.
Ссылка заказчика на то, что ему был уменьшен лимит бюджетных обязательств, не может служить основанием для отказа в требованиях поставщиков — с заказчиков взыскиваются суммы оплаты поставленного товара, результата выполненной работы и оказанной услуги, а также и пени за просрочку (Постановление ФАС МО от 16.09.2011 № А40-73055/10-29-613).
На практике арбитражные суды соглашаются с подобными выводами ФАС.
Привязка срока оплаты к получению финансирования из бюджета неправомерна
Заказчик уведомил поставщика, что за поставленный товар он заплатит, когда сможет. Финансирование из бюджета затянулось на неопределенный срок. Поставщик был вынужден обратиться в суд.
Из конкурсной документации и текста контракта на поставку товаров следует, что срок оплаты поставленных товаров обусловлен получением заказчиком финансирования из бюджета.
Внимание! Заказчик не вправе обусловить срок оплаты получением финансирования по соответствующей статье бюджета, так как подобное условие не может являться согласованием срока оплаты.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 24.12.2009 по делу № А27-5495/2009 отмечает, что поступление денежных средств из бюджета на финансирование оплаты выполненных по муниципальному контракту работ не является событием, которое неизбежно должно наступить, что имело место в данном случае, и не является по смыслу ст. 190 ГК РФ согласованием срока оплаты.
Второй арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.09.2010 по делу № А31-3303/2010 указывает на то, что обязательство, возникающее из муниципального контракта, должно содержать конкретно определенное условие о сроке оплаты товара.
Требования поставщика были удовлетворены.
Выводы
Мы рассмотрели типичные ситуации, когда заказчик явно нарушает требования законодательства по исполнению своих обязательств по контракту. К сожалению, это достаточно распространенная практика.
В подобных случаях арбитражные суды однозначно встают на сторону поставщика, если он представляет подтверждающие документы, свидетельствующие о том, что он со своей стороны обязательства по контракту исполнил.
Будет ли создан реестр недобросовестных заказчиков, о котором уже давно говорят законотворцы, — покажет время. Такой реестр помог бы участникам госзакупок уже на этапе подготовки к участию в государственных тендерах избегать недобросовестных заказчиков. А пока — можно проводить мониторинг арбитражной практики в сфере госзакупок и общаться с коллегами на отраслевых встречах. Это облегчит работу поставщиков, подрядчиков и исполнителей в сфере государственных торгов.
Ольга Степанцева,
эксперт Контур.Школы
Подробнее об исполнении, изменении и расторжении государственного контракта вы узнаете из видеозаписи вебинара «Особенности исполнения и расторжения государственного контракта. Проведение экспертизы», Контур.Школа, лектор — тендерный эксперт О.А. Бируля.
Об участии в контрактной системе узнайте на онлайн-курсе.
Просрочка оплаты по контрактам повлечет за собой наложение штрафов
С 6.08.2017 введены штрафные санкции за несоблюдение сроков оплаты поставщикам. Это делано для соблюдения заказчиками 30-дневного срока оплаты, действующего с мая текущего года.
С 6.08.2017 введены штрафные санкции за несоблюдение сроков оплаты поставщикам. Сделано это для того, чтобы заказчиками соблюдался составляющий 30 дней срок оплаты, действующий с мая текущего года. Расскажем о размерах штрафов, которые будут действовать, а также о том, какие сроки оплаты нужно соблюдать заказчикам при работе с различными категориями поставщиков для того, чтобы избежать штрафных санкций.
Кого и на какие суммы будут штрафовать в случае несоблюдения сроков оплаты
Теперь штрафовать заказчиков будут за нарушение ими сроков, а также порядка оплаты. Также наложение штрафных санкций предусмотрено за просрочку оплаты авансовых платежей. При этом контролерами будет применяться ст. 7.32.5 КоАП. Она введена Законом № 189 от 26 июля 2017 г.
Стоит обратить внимание на то, что штраф за просрочку авансирования и оплаты составит 30 – 50 тысяч руб. Штрафные санкции будут налагаться на ответственных за оплату должностных лиц. При однократном нарушении предусматривается только уплата штрафа, а при повторном нарушении ответственное лицо может подвергнуться дисквалификации на 1 – 2 года.
Сроки проведения расчетов с поставщиками
Законом от 01.05.2017 № 83, вступившим в действие с 1 мая 2017 г., изменены сроки расчетов с поставщиками. Теперь, если поставщик является СМП либо СОНО, оплата должна быть проведена позже 15-го дня (рабочего), который следует за днем подписания приемочного документа. Что же касается остальных поставщиков, с ними надо будет произвести расчет в течение 30 дней (календарных).
Как считать сроки в рабочих и календарных днях
Сроки расчета с СОНО и СМП исчисляются в рабочих днях, а при расчетах с прочими поставщиками берутся календарные дни. С поставщиками СОНО и СМП срок расчета начинается в день (рабочий), который следует за днем подписания приемочного документа. С прочими поставщиками срок начала отсчета – календарный день, который следует за датой приемки. При этом выходные включаются в календарные дни.
Когда нужно произвести расчет с СОНО и СМП
Если поставщиком выступает СОНО либо СМП, то заказчик должен провести оплату не позже 15-го дня (рабочего), который следует за днем подписания приемочного документа. Условия контракта с СОНО и СМП должны содержать уточнение, что срок оплаты исчисляется в рабочих днях. Данное условие применяется лишь при заключении прямых контрактов с СОНО и СМП. Если же они выступают в качестве субподрядчиков, то расчет производится на общих условиях, то есть не позже 30-го дня (календарного) со дня подписания приемочного документа (постановление Правительства № 1466 от 23 декабря 2016).
Таблица № 1. Сроки оплаты предприятиями малого бизнеса
СОНО и СМП – прямой контракт
15 дней (рабочих)
СОНО и СМП – субподряд
30 дней (календарных)
Когда проводить оплату остальным поставщикам
Для остальных поставщиков крайним сроком оплаты является 30-й день (календарный) со дня, который следует за подписанием приемочного документа. При выпадении крайнего срока оплаты на выходной день ее можно провести в ближайший день (рабочий), следующий за ним. Для исполнителей, осуществляющих поставки в сфере безопасности и обороны, срок оплаты устанавливается Правительством.
Таблица № 2. Срок оплаты прочим поставщикам
30 дней (календарных)
Прочие (в сфере безопасности и обороны)
Теги: штраф,
Количество просмотров: 5224
Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.
Похожие статьи:
Комментарии ( )
Владимир, добрый день!
Для того, чтобы на заказчика был наложен штраф по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП за нарушение срока и порядка оплаты работ, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вы можете обратиться с заявлением (жалобой) в контрольный орган в сфере закупок.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контрольного органа в сфере закупок вправе (ч. 2 ст. 23.66 КоАП):
— руководители федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
— руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
— руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
— руководители органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители;
— руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители.
Согласно Письму Минфина России N 24-04-06/55025, ФАС России N РП/59080/17 от 25.08.2017 «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ при осуществлении контроля в сфере закупок» и ст. 23.66 КоАП РФ контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях при нарушении срока и порядка оплаты за ТРУ.
При этом от имени контрольных органов в сфере закупок, в пределах своих полномочий, вправе должностные лица федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок.
В п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, жалобу на нарушение срока и порядка оплаты Вы можете направить: в территориальное УФАС или в центральный аппарат ФАС (для закупок уровня федерального бюджета это единственный вариант), либо, если это закупка уровня субъекта РФ или местной администрации — то найти контрольный орган в сфере закупок исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, и обратиться в него.
Когда заказчик отказывается платить. Арбитражная практика в госзаказе.
Нередко уже на этапе исполнения госконтракта стороны нарушают свои обязательства. Типичным нарушением со стороны государственного заказчика является задержка оплаты. Поставщики отстаивают свои права. Посмотрим, какие решения выносят суды в подобных случаях.
Нарушение сроков по исполнению денежных обязательств
Поставщик поставил заказчику товар согласно контракту, а заказчик медлит с оплатой, стараясь максимально отсрочить исполнение своих обязательств. Поставщик обратился в арбитражный суд, чтобы отстоять свои права и получить деньги.
Факт поставки товара государственному заказчику по контракту на сумму 6 011 365 руб. подтверждается товарными накладными и актом приема-передачи товара. Таким образом, обязательства заказчика по оплате полученного товара подтверждены документально.
В свою очередь, заказчиком допущено нарушение денежного обязательства по оплате задолженности. Поэтому, в соответствии с контрактом, поставщиком заявлены требования о взыскании пени за несвоевременную оплату товара.
Кроме этого, согласно контракта, срок возврата обеспечения определен в течение 10 дней с даты поставки товара, но не ранее даты окончания действия контракта.
При этом из материалов дела следует, что поставщик исполнил обязательство по поставке 24.04.2014, что подтверждается актом, срок действия контракта истек, однако заказчик возвратил обеспечение только 09.06.2014.
Таким образом, поставщиком также заявлены требования о взыскании пени за несвоевременный возврат обеспечения.
Суд удовлетворил все требования поставщика (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г. № 18АП-14989/2014).
Неправомерность отказа от оплаты
Между государственным заказчиком и организацией-поставщиком был заключен контракт на поставку товара для федеральных нужд.
Товар был поставлен в соответствии с условиями контракта, претензий к качеству нет, акты приемки подписаны.
Однако заказчик отказался оплатить товар, ссылаясь на уменьшение лимитов бюджетных обязательств и попытался расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
При этом заказчик ранее не уведомлял поставщика об изменении своих финансовых возможностей и не приостанавливал приемку товара.
ФАС считает, что действия государственного заказчика неправомерны. Односторонний отказ от выполнения обязательств возможен только при существенном нарушении контракта другой стороной.
Кроме того, если акт государственного органа об уменьшении лимита бюджетных обязательств был принят после приемки товара, то заказчик не вправе ссылаться на данное обстоятельство как основание для отказа от оплаты.
Из материалов аналогичных судебных решений можно сделать вывод: если государственный заказчик не может доказать существенные нарушения поставщиком государственного контракта, связанные с качеством поставленного объекта закупки, то односторонний отказ от оплаты нельзя признать правомерным.
Ссылка заказчика на то, что ему был уменьшен лимит бюджетных обязательств, не может служить основанием для отказа в требованиях поставщиков — с заказчиков взыскиваются суммы оплаты поставленного товара, результата выполненной работы и оказанной услуги, а также и пени за просрочку (Постановление ФАС МО от 16.09.2011 № А40-73055/10-29-613).
На практике арбитражные суды соглашаются с подобными выводами ФАС.
Привязка срока оплаты к получению финансирования из бюджета неправомерна
Заказчик уведомил поставщика, что за поставленный товар он заплатит, когда сможет. Финансирование из бюджета затянулось на неопределенный срок. Поставщик был вынужден обратиться в суд.
Из конкурсной документации и текста контракта на поставку товаров следует, что срок оплаты поставленных товаров обусловлен получением заказчиком финансирования из бюджета.
Внимание! Заказчик не вправе обусловить срок оплаты получением финансирования по соответствующей статье бюджета, так как подобное условие не может являться согласованием срока оплаты.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 24.12.2009 по делу № А27-5495/2009 отмечает, что поступление денежных средств из бюджета на финансирование оплаты выполненных по муниципальному контракту работ не является событием, которое неизбежно должно наступить, что имело место в данном случае, и не является по смыслу ст. 190 ГК РФ согласованием срока оплаты.
Второй арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.09.2010 по делу № А31-3303/2010 указывает на то, что обязательство, возникающее из муниципального контракта, должно содержать конкретно определенное условие о сроке оплаты товара.
Требования поставщика были удовлетворены.
Выводы
Мы рассмотрели типичные ситуации, когда заказчик явно нарушает требования законодательства по исполнению своих обязательств по контракту. К сожалению, это достаточно распространенная практика.
В подобных случаях арбитражные суды однозначно встают на сторону поставщика, если он представляет подтверждающие документы, свидетельствующие о том, что он со своей стороны обязательства по контракту исполнил.
Будет ли создан реестр недобросовестных заказчиков, о котором уже давно говорят законотворцы, — покажет время. Такой реестр помог бы участникам госзакупок уже на этапе подготовки к участию в государственных тендерах избегать недобросовестных заказчиков. А пока — можно проводить мониторинг арбитражной практики в сфере госзакупок и общаться с коллегами на отраслевых встречах. Это облегчит работу поставщиков, подрядчиков и исполнителей в сфере государственных торгов.
Ольга Степанцева,
эксперт Контур.Школы
Подробнее об исполнении, изменении и расторжении государственного контракта вы узнаете из видеозаписи вебинара «Особенности исполнения и расторжения государственного контракта. Проведение экспертизы», Контур.Школа, лектор — тендерный эксперт О.А. Бируля.
Об участии в контрактной системе узнайте на онлайн-курсе.