Запись урока на диктофон, если учитель плохо объясняет
Expertrating.ru

Юридический портал

Запись урока на диктофон, если учитель плохо объясняет

Запись урока на диктофон, если учитель плохо объясняет

Доплата за классное руководство: как оценить 24 часа “боевой готовности”?

Средняя зарплата учителя в России. Часть 2: «Где живут самые бедные педагоги?»

Средняя зарплата учителя в России. Часть 1: «Где живут самые богатые педагоги?»

Опрос

Подросток высказывает точку зрения диаметрально противоположную вашей. Как вы отреагируете?

Спокойно. Каждый имеет право на собственное мнение

Попытаюсь корректно объяснить возможность другого взгляда на то же самое событие или явление

Если считаю его точку зрения вредной, поговорю с родителями

Всего проголосовало: 91

Текущий номер

Завоевать у детей авторитет можно, лишь общаясь на равных

номер 09, от 3 марта 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Может ли стать альтернативой школе семейное образование? По мнению педагога-психолога Кирилла Карпенко, у школы в этом плане противоречивая позиция: когда дети плохо себя ведут, учителя заявляют, что воспитание – это ответственность семьи, но когда родители забирают детей на домашнее обучение, им говорят: “А как же социализация? Как вы без школы сможете научить ребенка правильно себя вести в обществе?” Выводы эксперта, увы, не в пользу качества социализации в современной школе.

В Москве завершился финал IV Всероссийского конкурса “Успешная школа”. Победителями признаны команды из шести городов России. Они получили гранты от 500 тысяч до 1 миллиона рублей на развитие своих школ. Еще одна команда удостоена специального приза “Учительской газеты”. Подробнее о школах-победительницах – в репортаже Лоры Зуевой!

Кто читал “Конька-Горбунка”? Пару десятилетий назад такой вопрос в классе показался бы странным. Сегодня этот “лес рук” заметно поредел. И дело совсем не в том, что дети перестали понимать прочитанное, если оно написано не на языке мемов. В преддверии 205-летия со дня рождения Петра Ершова Марина Кудимова рассуждает о тайне и судьбе его творчества.

Артемий Троицкий – легендарный музыкальный критик, журналист, преподаватель, писатель. Сам он, к слову, уверяет, что любит провоцировать и опровергать сложившиеся мнения о себе. Артемий Троицкий дал эксклюзивное интервью “Учительской газете”, в котором рассказал о состоянии современного русского рока, исследовании молодежных субкультур и о том, почему перестал преподавать в МГУ после 2014 года.

Наши приложения

14 марта 2017 года в 17:08

Родители могут следить за учителем. К сожалению, это законно

Новые технологии изменили лицо школы. Сегодня первокласснику достаточно нажать кнопку, чтобы записать урок на диктофон, а затем выложить запись в социальную сеть. За последние дни публикации в сетях записей, тайком сделанных детьми с уроков в своей школе, взорвали интернет. Светлана Кириллова

Запись, на которую они ссылаются, ужасна. Тот, кто ее слышал, знает. Впрочем, уже вчера появилось известие, что это компиляция. Учительница говорила это на разных уроках, а какие-то недоброжелатели записали и смонтировали это единым блоком. Впрочем, если учительница произносила хотя бы одну такую фразу за весь урок, это уже повод для размышления.

В данном случае важнее другое.

Почему родители стремятся первым делом выложить в интернет записи, которые свидетельствуют, что педагоги не всегда соблюдают профессиональную этику? Да потому что для них норма – замечательный учитель, мама для своих учеников. Когда родители сталкиваются с чем-то иным, это для них потрясение.

Сделанная ребенком из-под парты запись на телефон позволяет взрослым – впервые в истории – заглянуть в тайную «кухню» школы. Конечно, они не могут удержаться от желания подсмотреть за ней хоть одним глазком. И, конечно, они далеко не всё в ней понимают.

Каков их учитель с детьми, когда родители его не видят? Что происходит во время святая святых – таинства урока? Это для них загадка.

И вот некоторые родители (поколебавшись и посоветовавшись с друзьями из соцсетей) просят своих детей нажать на кнопочку «запись». И сделать это незаметно, в конце перемены…

Мнения родительской и педагогической общественности за последние дни разделились.

«Это не использование мобильных средств связи, а использование записи разговора без разрешения собеседника», – считает одна мама. «Нельзя детей привлекать к подлости!» – возмущается другая. «Значит, детей можно безнаказанно унижать?» – возражают им третьи. «У знакомых было подобное – из класса ушли трое или четверо детей, учитель остался. Остальные родители претензий не имеют, хотя запись слышали».

А есть и совсем жесткие мнения: «Донос у нас поощряется на государственном уровне. А дальше уже личное дело каждого…»

Вот что думает по этому поводу Анна Александровна Вавилова, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Лаборатории образовательного права МГПУ:

– Сразу оговорюсь: записи я не слышала, поэтому не могу оценить, похожа она на компиляцию или на запись урока «от звонка до звонка». Понять родителей, которые захотели услышать запись с урока, я могу: они – законные представители своих детей, фактически, защитники их прав. Поэтому они имеют право знакомиться с методами обучения и воспитания в школе, имеют право защищать права своих детей. Но достигнуть цели они могли бы другими способами, более безопасными с юридической точки зрения.

– Телефон был включен на запись, а учительницу об этом не предупредили…

– Телефон – частная собственность ребенка, пользоваться им в стенах школы разрешено. Поэтому, теоретически, он мог работать и в режиме записи. Школа – это не частная квартира педагога, в которой запись была бы незаконной. Но здесь возникает множество вопросов. Как быть с правами тех лиц, которые находились рядом во время записи? Могли быть нарушены, например, права одноклассников ребенка: а вдруг, пользуясь отсутствием или невниманием учителя, они решили бы обсудить какие-то вопросы своей частной жизни? Кроме того, где гарантии, что ребенок записывал только то, что происходит во время урока, а не факты, относящиеся к личной жизни окружающих? Тем самым он нарушал бы тайну переговоров. Несомненно, есть вопросы к факту публикации этой записи в соцсетях. То есть возникают нарушения, которые можно было бы назвать «процедурными».

– Значит, запись с урока не поможет родителям решить школьные проблемы своих детей?

– В беседе с администрацией школы – а родителям такая беседа предстоит – опираться на запись с урока, сделанную без предупреждения, несомненно, можно. Для родительской общественности это – повод обсудить со школой вопросы организации образовательного процесса. Для них не существенно, каково доказательное значение этой записи на гражданском судебном процессе. Важнее другое: педагог недопустимо вела себя по отношению к их детям. Остальное – дело руководителя школы: как решить вопрос с этим педагогом и при этом не нарушить права учеников. Необходимо помнить, что и родители могут понести ответственность за подобные действия. Это зависит от содержания записи. Если из нее очевидно, что педагог совершил аморальный поступок (например, применял психическое насилие), то процедурные вопросы (то, как была сделана эта запись, примут ли ее как доказательство в суде) должны отступить на второй план. Если же учитель просто разговаривал с детьми на повышенных тонах – это другое. Еще вопрос: не посчитает ли сам педагог, что его пытаются заведомо ложно обвинить в совершении преступления? Ситуация в данном случае неоднозначная.

– Можно ли уволить учителя на основании такой записи?

– Чтобы диктофонная запись была признана доказательством, надо соблюсти массу требований к порядку ее осуществления. Запись, сделанная при таких обстоятельствах – я сужу по известной мне информации – точно не может стать доказательством! А при увольнении педагога особенно важны доказательства его вины. Добавлю: запись на диктофон может НЕ стать формальным поводом даже для служебного взыскания к педагогу. Правовых последствий для учителя не возникнет именно потому, что запись не будет признана доказательством.

– Даже если все узнали голос учительницы?

– Конечно! Суд ориентируется на доказательства, и «узнали» в данном случае никак не решает многих вопросов; а вдруг это – монтаж? А вдруг просто похожий голос? А вдруг запись была сделана в иной обстановке (это не урок, а, например, школьный спектакль, в котором педагог разыгрывает сценку с ролью «злой учитель»)?

– Получается, что у директора школы не так уж много возможностей для действия?

– Директор должен предпринимать меры не только в том случае, когда у него на руках – неоспоримые доказательства, юридически признаваемые в рамках судебного процесса. Даже при отсутствии таких доказательств повышенное внимание такому учителю должно быть обеспечено. Каких-то общих рекомендаций тут быть не может: очень многое зависит от содержания записи, позиции педагога, родителей, детей из класса, даже самого класса. Одно дело запись, сделанная в классе из 25 человек в возрасте 16 лет, и совсем другое на уроке у первоклассников. (Чтобы восстановить обстоятельства происшествия, возраст учеников имеет ключевое значение). Если директор уверен, что запись – подлинная, он может провести с учителем разъяснительную беседу, самостоятельно проверить, как тот проводит уроки. Руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы в его школе не работали такие педагоги. Многое зависит и от позиции самого учителя. Если он признает, что на записи – его голос, директор может убедить родителей, что такое больше не повторится. Педагог принесет им извинения, а школа организует онлайн-трансляцию с его уроков, чтобы доказать, что это был разовый случай. Если учитель и директор сомневаются в правдивости записанного (подозревают, что это – компиляция, монтаж, изменение голоса и т.п), значит, с одним классом у педагога возник неразрешимый конфликт. В таком случае у директора есть решение: передать класс другому педагогу.

Читать еще:  Помощь в составлении жалобы

– Родители спрашивают: можно ли на основании такой записи потребовать заменить учителя в классе?

– Родители могут требовать соблюдения законодательства в отношении их детей, настаивать на реализации всех своих прав (в том числе – права знакомиться с образовательным процессом для защиты прав детей). Но указывать администрации, какого педагога в какой класс выбирать для работы, они не вправе. Они могут обратиться к администрации школы с просьбой поменять учителя для своего класса, или перевести своего ребенка в другой класс. Это можно сделать в любой момент, по разным обстоятельствам и без всякой связи с подобными записями.

Запись на диктофон: шпионаж за учителем или право обучающихся?
консультация на тему

2 12 1407531.08.2017

Могут ли ученики записывать нас на диктофоны? Сразу скажу, что ответ – да, во время урока могут. И подчеркиваю, что желание записать урок должно принадлежать именно ученику, а не родителю. В данном ликбезе рассматриваются правовые основы аудиофиксации исключительно в образовательном процессе.

Скачать:

Вложение Размер
zapis_na_diktofon_shpionazh_ili_pravo_obuchayushchegosya.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Запись на диктофон: шпионаж за учителем или право обучающихся?

2 12 1407531.08.2017

Могут ли ученики записывать нас на диктофоны? Сразу скажу, что ответ – да, во время урока могут. И подчеркиваю, что желание записать урок должно принадлежать именно ученику, а не родителю. В данном ликбезе рассматриваются правовые основы аудиофиксации исключительно в образовательном процессе.

– Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ);

– Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) “О государственной тайне” (далее – ФЗ «О государственной тайне»);

– Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”;

– Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);

– Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об образовании в Российской Федерации” (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);

– Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18 (далее – Определение ВС РФ).

А теперь правовое обоснование

Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В статье 5 ФЗ «О государственной тайне» установлен исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну. Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне” дополнительно конкретизирует данные сведения. Вышеуказанные нормативные правовые акты я привожу только для того, чтобы лишний раз показать, что образовательный процесс в обычных школах, университетах и т.д. – это не секретная информация.

Все почему-то делают упор на положения ст.ст. 23, 24 Конституции РФ, согласно которым частная жизнь человека неприкосновенна, и данные о частной жизни данного человека нельзя использовать без его согласия.

В соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Возникает вопрос: «Я хочу фиксировать и записывать свою жизнь различными способами, в том числе учебные занятия на диктофон. А другие этого не хотят. Кто же нарушает чьи права? Одноклассники (одногруппники) нарушают мое право на сбор информации любым, не запрещенным законом способом, или я нарушаю их права, т.к. буду фиксировать «кусочек» их жизни?»

Можно долго спорить, кто прав в данной ситуации, но Определение Верховного Суда РФ поставило точку в этом споре. Для наглядности привожу выдержку из него: «…По мнению апелляционной инстанции, запись разговора между истицей и ответчицей была сделана первой без уведомления о фиксации разговора, а потому такая информация получена помимо воли Шишкиной (Белан) Е.С., что недопустимо в силу вышеприведенной нормы закона. При этом не было учтено, что запись телефонного разговора была произведена одним из лиц, участвовавших в этом разговоре, и касалась обстоятельств, связанных с договорными отношениями между сторонами. В связи с этим запрет на фиксацию такой информации на указанный случай не распространяется…».

Более того пп.6 п.2 ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает, что образовательные организации обеспечивают открытость и доступность иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Т.е. перечень данной статьи не является закрытым и может быть расширен по решению образовательной организации.

Если ученик внаглую ведет видеосъемку на телефон или иным образом мешает вести учебное занятие, то он нарушает свои обязанности, предусмотренные ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ», и тут педагог имеет полное право сделать замечание, провести профилактические беседы, вызвать родителей в школу и т.д.

Но для описанных выше действий нужен факт нарушения дисциплины. А какое нарушение дисциплины может быть, если телефон лежит в кармане, ведет аудиофиксацию, но ученик при этом выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.д.). Единственную реальную причину беспокойства педагогов тем, что их уроки записывают без их ведома, вижу в том, что они используют время урока не по назначению. Рассказывают о даче, своих детях, и любых других вещах, которые никак не относятся к заявленной теме урока. Да, бывают ситуации, когда ученики утомлены, и их надо немного разгрузить диалогами на отвлеченные темы, но есть педагоги, которые явно злоупотребляют посторонними темами. Или другая ситуация, когда педагог позволяет себе во время учебного занятия много лишнего (кричит на детей, всячески унижает, использует матерные слова и т.д.).

В любом случае, если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).

Есть опасность того, что слова педагога могут быть вырваны из контекста. В качестве примера приведу вымышленную ситуацию:

Знаменитый учёный в интервью: “Все мои суждения бессмысленны, если они вырваны из контекста”.

На следующий день в газете:

” Великий учёный признался: “Все мои суждения бессмысленны”.

Надеюсь, смысл понятен.

Таким образом, чтобы не опасаться, что ваши слова на учебных занятиях будут вырваны из контекста и неверно интерпретированы, то ведите аудиофиксацию САМИ. Тогда вы всегда себя сможете защитить и получить моральное удовлетворение от наказания того человека, который пытался вас опорочить.

Тут есть еще один положительный момент: прослушивая сами себя, можете поработать над слабыми моментами урока и т.д.

Подводя итог ликбезу, выводим следующие критерии легальности, скрытых форм фиксации:

– Предупреждать о фиксации своей жизни человек не обязан;

– Фиксация должна быть направлена на сбор информации О СВОЕЙ ЛИЧНОЙ жизни;

– Фиксация должна происходить для личного использования (повторение с помощью аудиозаписи темы уроков и т.д.);

– Нельзя каким -либо способом фиксировать информацию, ограниченную законом (государственная, служебная и иные тайны).

В качестве бонуса:

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Но это больше относится к ситуации, когда вы в частной беседе рассказываете другу (подруге) очень важный секрет, сто тысяч раз просите его (её) никому не говорить, а он (она), чтобы вам отомстить, публикует запись в сети. Прослушивать запись дома для себя он (она) имеет право, а вот публиковать без веских причин – нет. Это можно применить в ситуации, когда происходит фиксация диалогов на перемене.

Источник – проект “Юрист для учителя”

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Относись с чувством юмора к себе и к той ситуации, в которой вы оказались.

Учитель должен уметь распознавать истинный мотив «плохого поведения» ребенка, выбирать наиболее эффективный способ немедленного прекращения выходки и разрабатывать поддерживающую стратегию взаимодейст.

В материале указываются признаки, причины появления запаха в лаборантской, а также действия учителя или лаборанта по устранению этих запахов. Материал заинтересует, в первую очередь, учителей химии и.

Разработки уроков по религии, трудовому праву, семейному праву, коррекционные приёмы.

в личных сообщениях жду данные о желающихФИО местоработы год рождения и стаж на 01.09.2015.

Публичное представление собственного инновационногопедагогического опыта учителя основ праваМОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск»Саввиновой Елены Дмитриевны.

Статья содержит практический опыт коррекционной работы на на уроках чтения. .

Запись на диктофон: шпионаж за учителем или право обучающихся?

Могут ли ученики записывать нас на диктофоны? Сразу скажу, что ответ – да, во время урока могут. И подчеркиваю, что желание записать урок должно принадлежать именно ученику, а не родителю. В данном ликбезе рассматриваются правовые основы аудиофиксации исключительно в образовательном процессе.

Нам понадобятся:

– Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ);
– Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) “О государственной тайне” (далее – ФЗ «О государственной тайне»);
– Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”;
– Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);
– Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об образовании в Российской Федерации” (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);
– Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18 (далее – Определение ВС РФ).

А теперь правовое обоснование

Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В статье 5 ФЗ «О государственной тайне» установлен исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну. Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне” дополнительно конкретизирует данные сведения. Вышеуказанные нормативные правовые акты я привожу только для того, чтобы лишний раз показать, что образовательный процесс в обычных школах, университетах и т.д. – это не секретная информация.

Все почему-то делают упор на положения ст.ст. 23, 24 Конституции РФ, согласно которым частная жизнь человека неприкосновенна, и данные о частной жизни данного человека нельзя использовать без его согласия.
В соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Возникает вопрос: «Я хочу фиксировать и записывать свою жизнь различными способами, в том числе учебные занятия на диктофон. А другие этого не хотят. Кто же нарушает чьи права? Одноклассники (одногруппники) нарушают мое право на сбор информации любым, не запрещенным законом способом, или я нарушаю их права, т.к. буду фиксировать «кусочек» их жизни?»

Можно долго спорить, кто прав в данной ситуации, но Определение Верховного Суда РФ поставило точку в этом споре. Для наглядности привожу выдержку из него: «…По мнению апелляционной инстанции, запись разговора между истицей и ответчицей была сделана первой без уведомления о фиксации разговора, а потому такая информация получена помимо воли Шишкиной (Белан) Е.С., что недопустимо в силу вышеприведенной нормы закона. При этом не было учтено, что запись телефонного разговора была произведена одним из лиц, участвовавших в этом разговоре, и касалась обстоятельств, связанных с договорными отношениями между сторонами. В связи с этим запрет на фиксацию такой информации на указанный случай не распространяется…».

Более того пп.6 п.2 ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает, что образовательные организации обеспечивают открытость и доступность иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Т.е. перечень данной статьи не является закрытым и может быть расширен по решению образовательной организации.

Если ученик внаглую ведет видеосъемку на телефон или иным образом мешает вести учебное занятие, то он нарушает свои обязанности, предусмотренные ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ», и тут педагог имеет полное право сделать замечание, провести профилактические беседы, вызвать родителей в школу и т.д.

Но для описанных выше действий нужен факт нарушения дисциплины. А какое нарушение дисциплины может быть, если телефон лежит в кармане, ведет аудиофиксацию, но ученик при этом выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.д.). Единственную реальную причину беспокойства педагогов тем, что их уроки записывают без их ведома, вижу в том, что они используют время урока не по назначению. Рассказывают о даче, своих детях, и любых других вещах, которые никак не относятся к заявленной теме урока. Да, бывают ситуации, когда ученики утомлены, и их надо немного разгрузить диалогами на отвлеченные темы, но есть педагоги, которые явно злоупотребляют посторонними темами. Или другая ситуация, когда педагог позволяет себе во время учебного занятия много лишнего (кричит на детей, всячески унижает, использует матерные слова и т.д.).

В любом случае, если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).

Есть опасность того, что слова педагога могут быть вырваны из контекста. В качестве примера приведу вымышленную ситуацию:
Знаменитый учёный в интервью: “Все мои суждения бессмысленны, если они вырваны из контекста”.
На следующий день в газете:
” Великий учёный признался: “Все мои суждения бессмысленны”.
Надеюсь, смысл понятен.

Таким образом, чтобы не опасаться, что ваши слова на учебных занятиях будут вырваны из контекста и неверно интерпретированы, то ведите аудиофиксацию САМИ. Тогда вы всегда себя сможете защитить и получить моральное удовлетворение от наказания того человека, который пытался вас опорочить.

Тут есть еще один положительный момент: прослушивая сами себя, можете поработать над слабыми моментами урока и т.д.

Подводя итог ликбезу, выводим следующие критерии легальности, скрытых форм фиксации:

– Предупреждать о фиксации своей жизни человек не обязан;
– Фиксация должна быть направлена на сбор информации О СВОЕЙ ЛИЧНОЙ жизни;
– Фиксация должна происходить для личного использования (повторение с помощью аудиозаписи темы уроков и т.д.);
– Нельзя каким -либо способом фиксировать информацию, ограниченную законом (государственная, служебная и иные тайны).

В качестве бонуса:

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Но это больше относится к ситуации, когда вы в частной беседе рассказываете другу (подруге) очень важный секрет, сто тысяч раз просите его (её) никому не говорить, а он (она), чтобы вам отомстить, публикует запись в сети. Прослушивать запись дома для себя он (она) имеет право, а вот публиковать без веских причин – нет. Это можно применить в ситуации, когда происходит фиксация диалогов на перемене.

Можно ли записывать учителя на диктофон? Правовые рекомендации

Наличие гаджетов и их использование во время уроков является интересным моментом современного образовательного процесса. Например, возникает вполне законный вопрос, а вправе ли ученики делать аудио- или видеозаписи по ходу занятий? Да, но при условии, что инициатором процедуры фиксации выступает именно учащийся, а не его родители. В этой статье описаны правовые основы аудио- и видеофиксации в процессе обучения.

Законодательная база

При рассмотрении вопроса о правомочности видеозаписи урока необходимо изучить следующие документы:

– Конституцию Российской Федерации (далее – Конституция РФ);

– Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);

– Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) “О государственной тайне” (далее – ФЗ «О государственной тайне»);

– Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об образовании в Российской Федерации” (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);

– Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”;

– Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18 (далее – Определение ВС РФ).

Государственная тайна

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый человек вправе свободно искать, получать, передавать, производить и распространять данные любым способом, не запрещенным законодательно. Список сведений, представляющих собой государственную тайну, определен федеральным законом.

В ст. 5 ФЗ «О государственной тайне» приведен исчерпывающий перечень данных, считающихся государственной тайной. Упомянутый указ Президента РФ дополнил данный список.

Из указанных документов понятно, что, что образовательный процесс, осуществляемый в обычных школах, сузах, вузах и т.д. не несет в себе секретной информации. Соответственно запрещать запись на уроке по данной причине нельзя.

Неприкосновенность частной жизни

Ряд педагогов при решении вопроса о допустимости видеосъемки апеллируют к положениям ст. 23 и ст. 24 Конституции РФ, в которых прописано, что частная жизнь человека неприкосновенна, и какие-либо данные о ней нельзя использовать без его согласия.

Также упоминается и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, провозглашающий принцип того, что осуществление прав и свобод человека не должно приводить к нарушению прав и свободы других лиц.

При видеосъемке возникает конфликт интересов:

оператор хочет сделать запись и это его право на сбор информации, которое в случае запрета на съемку будет нарушено;

одноклассники и учитель не желают, чтобы их снимали. Тогда продолжение записи нарушит уже их права на неприкосновенность частной жизни.

Данная проблема была разрешена Верховным Судом РФ. Согласно его определению несмотря на отсутствие уведомления других лиц о выполнении записи, поскольку фиксация производится одним из участников процесса и связана с отношениями, возникшими между сторонами, то запрет на подобные действия не распространяется.

Также в пп. 6 п.2 ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» прописана обязанность образовательных организаций обеспечивать открытость и доступность иной информации, что обнародуется по решению образовательной организации и (или) что должна быть опубликована в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это значит, что перечень, приведенный в данном документе, является открытым и может быть расширен по решению образовательной организации.

Права педагогов

Если же несмотря на запись урока нарушения дисциплины нет, учащийся выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.п.), то повода для запрета нет.

Фиксация урока неудобна педагогам, злоупотребляющим разговорами на посторонние темы, допускающими некорректное обращение с учениками. В прочих случаях поводов для беспокойства нет, да и фиксировать уроки будут только у тех учителей, чьи занятия интересны.

В качестве предупредительной меры педагог вправе сам делать запись урока. Это поможет и самосовершенствованию, ведь просмотрев, прослушав материал, можно обнаружить некие недочеты, и защите, если вдруг возникнет ситуация, когда слова учителя будут вырваны из контекста в попытке опорочить его.

Резюме

Выводы: предупреждать о ведении записи ученики не обязаны, но цель ее может быть только сбор информации о своей личной жизни, а также для личного пользования, например, для повторения уроков. Фиксация сведений, относящихся согласно закону к гостайне, запрещена.

Важно: в соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ запрещено осуществление гражданских прав исключительно с целью причинения вреда другому лицу, действия в обход закона с противоправными намерениями, а также иная заведомо недобросовестная реализация гражданских прав, то есть злоупотребление правом.

Это применимо к ситуациям, когда в частной беседе рассказывается очень важный секрет, о котором просят никому не говорить, а собеседник, чтобы отомстить, публикует запись в сети. Слушать запись сам записавший может, а вот публиковать ее без веских (и законных) причин – нет. Это стоит знать, например, при попытках фиксации диалогов на перемене.

Две недели второклассник из Минска записывал на диктофон учительницу. Родители боятся психологического насилия в школе

Две недели второклассник одной из столичных школ во время уроков записывал на диктофон свою учительницу по просьбе родителей. Мужчина, который рассказал об этом журналистам TUT.BY, – Максим, гражданский муж матери второклассника. “Его мама стала мне рассказывать, что сын стал очень нервным. Она сводила его к неврологу, и ему поставили диагноз “нервный тик”. Психолог, исследовав его рисунки, сказала нам, что ребенок боится именно школы. Пытаясь разобраться, что конкретно с ребенком не так и, может, есть проблемы в его поведении, мы дали ему диктофон”, – рассказал Максим.

Родитель: “Учитель позволяет себе крик и жаргонные выражения”

Татьяна и Максим представили корреспонденту TUT.BY аудиофайлы в двух вариантах: полные версии (каждая запись длится около 6 часов) и укороченные. В нарезках оставлены только те моменты, которые возмущают родителей. Конечно, восприятие самой учительницы в зависимости от того, слушать аудио полное или нарезанное, – разное. Если слушать нарезку, то может сложиться впечатление, что учительница все время кричит, однако это не так. Если слушать полную версию, то становится понятно, что на повышенных тонах учительница разговаривает не всегда. Слышно, что она большую часть времени говорит хоть и громко, но нормальным тоном. Максима и Татьяну смущают отдельные фрагменты. “Разве можно такие фразы употреблять в принципе?” – задаются вопросом они. Мы представим вам несколько фрагментов из аудиозаписей:

Мать Глеба, Татьяна, описывает последний случай, который ее также возмутил: “В конце сентября мой ребенок, не выдержав, позвонил мне прямо с урока с просьбой забрать его. На заднем плане стоял такой крик учителя, что у меня, здорового человека с нормальным уровнем восприятия шума, заложило уши. В этом – желание ребенка спастись. Мой сын – музыкант. Он владеет 4-мя инструментами – гуслями, балалайкой, цимбалами, гитарой. Подобные крики ему противопоказаны, они мешают восприятию музыки!”

TUT.BY обратился к другим родителям. Как выяснилось, большинство из них аудиозаписи не слышали. Единственная мама, которая слушала аудиозапись, – Анастасия. Во 2 “А” у нее учится дочь. Оказалось, что Анастасия – госслужащая в сфере образования. Аудиозапись, по ее словам, возмутила ее.

“Я слушала записи выборочно, еще когда не было нарезки, слушала полностью. Учитель позволяет себе лишнее. Мне очень часто приходится заниматься обращениями граждан, и по таким вопросам в том числе. Именно фразы меня смутили, которые она употребляет. Прикрикнуть любой человек может, но важно знать, что ты кричишь в этот момент и в каких ситуациях ты кричишь”, – говорит Анастасия.

По словам мамы, настороженность у нее возникла и тогда, когда дочь стала вдруг бояться чтения. “У нас был период месяца 3, когда дочь упорно не хотела садиться за книжку. Была готова мыть полы и посуду, лишь бы не читать. А если я заставляю, она в истерику. Причем просила я прочитать неважно что: календарик, буклетик, книгу, загадку. Раньше, в детском саду, я такого не замечала, она любила читать. Видимо, истерика такая – потому что она боялась, что ее потом попросят пересказывать, а она не сможет. Дело в том, что дочь хоть читает слитно и достаточно быстро для ее возраста, уловить суть прочитанного может не сразу”.

“Дочь сказала: “Если учительницу уберут, то я пойду в другую школу!”

“Никогда моя дочь не жаловалась. Я эту учительницу знаю, я в этой школе и сама училась. Никогда вопросов не было, многие даже стремились к ней попасть. Никогда не слышала, чтобы она кричала”, – поделилась мнением родитель Кристина.

Однако Татьяна и Максим, которые отдали журналистам аудиозаписи, считают, что другие родители зря не уделяют внимания тому, как проходят уроки. “Когда мы записи прослушали, я написала заявление в прокуратуру, в Администрацию района, руководству школы, – говорит Татьяна.Когда об аудиозаписи стало известно, на следующий день дети в классе объявили Глебу бойкот”.

“Три мальчика меня зажали и стали дергать за пиджак, таскать по классу, говорить, чтобы я отдал диктофон учителю”, – рассказал TUT.BY сам Глеб.

Руководство школы, а также Администрация района в своих ответах на имя Татьяны заявили, что проведена проверка и нарушений в поведении учителя не выявлено. Родители будут переводить Глеба в другую школу.

Учитель 2 “А”: “Все время не бывает “погладить по шерстке”. Иначе я ничему не научу”

Психолог: “Многое из услышанного можно назвать психологическим насилием”

Мы отправили аудиозаписи практикующему психологу Роману Крючкову, специалисту, долгое время работающему с гражданами, пострадавшим от насилия и агрессорами.

“Прослушав аудиофайлы, хочу сказать: многое из услышанного можно назвать психологическим насилием. Что это такое? Это форма насилия, которая может приводить к психологической травме, тревожности, депрессии и посттравматическому стрессовому расстройству. Характерно для ситуаций дисбаланса власти, например, для насильственных отношений, травли, в частности, на рабочем месте, и насилия над детьми. Это действия, направленные на подрыв самооценки и самоуважения человека. Например, постоянная критика, преуменьшение способностей, оскорбления, запугивания. В том, что я слышал, присутствуют многие из этих признаков.

Я слушал нарезанные файлы, однако не это имеет значение. Думаю, фрагментов, представленных для оценки, достаточно. Часто можно услышать такие объяснения: “Но я же не всегда кричу, бью и т.д.!” То, что человек кричит не всегда – не показатель. Это не делает его “агрессором в меньшей степени”. Отсутствие жалоб от родителей и учеников также не значит, что насилия нет. Агрессоры по отношению к кому бы то ни было просто не могут кричать и применять насилие постоянно, иначе их бы просто изолировали.

Не считаю нормальным то, что другие родители, не слушая запись, готовы защищать учителя. Как может защититься ребенок в возрасте 8-9 лет? Многие родители уверены, что с их ребенком в школе не может произойти ничего страшного. Часто ребенок просто не может рассказать родителям всего, так как они его попросту не слушают либо вообще не считают психологическое насилие проблемой. Объяснение напрашивается такое: значит, и в семье психологическое насилие применяют и считают нормой.

Да, для нас эта тема – действительно что-то новое. В той же Англии и Швеции 50 лет назад могли даже физически наказывать детей в школе, а сейчас они одни из передовых стран в борьбе с насилием. Всего год назад в ассоциации кризисных центров Швеции мне рассказывали:

– У нас только в 1982 году вынесли на обсуждение проект о запрете физического наказания детей. Тогда шведы смеялись и говорили: “Да вы что, мы же веками так жили, это в крови”. А сегодня об этом уже никто и не помышляет. Мы в Беларуси только-только начинаем обращать на это внимание.

Настораживает, что чиновники не увидели проблем при проверке. Для них это приемлемо? В таком случае можно подумать, что они выступают круговой порукой, защищая честь мундира.

Общественные организации, неравнодушные люди не первый год расшатывают эту “неприкасаемую” тему, но эту косную позицию изменить очень сложно. Вот, например, бились-бились общественные организации, чтобы открыть в Беларуси комнаты для женщин, пострадавших от насилия. Их игнорировали более 10 лет, потому что не понимали, о чем речь вообще. Какое насилие? А ведь игнорирование таких важных тем ведет к тому, что те дети, на которых кричат сегодня и которые, подвергаясь насилию, получают травмы, будут кричать потом на своих детей и на родителей, которые к тому времени перейдут в другое состояние – их жертв. Так замыкается круг.

Однако если родители подозревают в чем-то учителя, сначала лучше попробовать решить проблему переговорами. Когда ребенку дают в руки диктофон – это уже создание конфликтной ситуации, которая в любом случае ударит бумерангом и по ребенку. То, что мальчика стали дергать дети после того, как узнали о записи, наглядно показывает, с чем человек (взрослый и ребенок вместе с ним) сталкивается, когда идет против условной нормы. В этой ситуации, хочется верить, родители дали в руки диктофон, имея реальные опасения за его здоровье.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector